что такое рамочный закон
Рамочный договор
Какой закон регламентирует рамочный договор
Рамочный договор появился в 2015 году, его регулирует ст 429.1 Гражданского кодекса. До этого подобное соглашение применялось, но называлось организационным соглашением, которое определяло общие черты будущего полноценного договора.
Рамочник подчиняется принципам гражданского законодательства о свободе договора, действительности договора, требованиям к форме заключения договора. Стороны заключают его на безвозмездной основе, а имущественные обязательства появятся в последующих соглашениях.
Какие требования есть к рамочному договору
В ГК РФ есть только общие требования к рамочному договору. У сторон есть право самим определять все нормы и условия в документе. Договор попадает под понятие рамочного, если в нем прописаны общие контуры соглашения: в нем может не быть наименований товаров или услуг или суммы договора. Общие условия в будущем подлежат уточнению и закреплению с помощью приложений к договору (спецификаций), стороны подписывают их, когда появляется потребность в поставке. Сумма такого договора — это сумма всех приложений.
Но не путайте рамочный договор с предварительным. По предварительному договору стороны обязаны в будущем подписать соглашение на условиях, которые прописаны в предварительном договоре. А если заключен рамочный договор, в будущем стороны только уточняют конкретные условия с помощью приложений к договору.
Зачем нужен рамочный договор
С помощью рамочного договора стороны договариваются о долгосрочном сотрудничестве, об определенных сделках или услугах. Договор заключают на продолжительный срок или на неопределенный набор поставок, услуг и пр.
Часто его заключают, если стороны не могут до начала сотрудничества определить стоимость работ и их объем. Или если стороны имеют намерение сотрудничать, но пока не знают точных сроков поставок и начала работ. Еще такой договор заключают с целью оформить долгие деловые связи по самым разным направлениям: регулярные поставки, работы или услуги.
Преимущество договора в том, что он позволяет заранее обсудить и согласовать условия договора. К тому же их можно гибко менять в зависимости от текущей ситуации: наличия товара, состояния рынка и пр.
Рамочники заключают в таких бизнес-сферах:
Как составить рамочный договор
Вносите в рамочник максимум важного. Чтобы избежать проблем, формулируйте в рамочном договоре важные условия, которые удалось согласовать: санкции за срыв поставок и нарушение сроков, правила приемки, способы определения цены, право одностороннего отказа от договора, порядок предъявления претензий. Тогда в приложении к договору останется прописать конкретику: ассортиментные позиции, число поставок и их сроки, сроки оплаты, цены.
Гарантируйте сотрудничество. Рамочник не служит гарантией заключения приложений. И если контрагент отказывается от сотрудничества, его нельзя принудить к нему, как это происходит в случае с предварительным договором.
Чтобы избежать таких ситуаций, тщательно согласуйте рамочный договор. Например, включите в него пункт, что поставщик должен принимать от покупателя все заявки в пределах определенных сумм. Или, наоборот, покупатель обязуется принимать все товары должного качества от поставщика.
Не забывайте о приложениях. Внимательно составляйте приложения к договору. Часто стороны тщательно согласовывают условия рамочного договора, но при очередной поставке забывают оформить спецификацию, которая по сути и становится основным договором. И тогда при нарушениях одной из сторон просто не будет основания, чтобы призвать ее к ответственности.
Недочеты в оформлении рамочника и приложений тоже могут привести к сложностям.
Установите связь между рамочником и приложениями. Пропишите в рамочнике название документов, в которых вы и другая сторона будете устанавливать недостающие условия договора: приложение, спецификация, заявка, договор поставки. Обратите внимание: некоторые документы требуют подписей двух сторон (договор поставки), а некоторые остаются односторонними (заявка, оферта). При составлении конкретизирующих документов следите, чтобы название строго соответствовало указанному в рамочнике, а еще в каждом приложении пропишите, что оно составляет часть рамочного договора.
Что происходит при расторжении рамочника
Договор прекращает действовать при отказе продлять его или при расторжении — и тогда опирайтесь на нормы по расторжению ГК РФ.
Расторжение рамочника не избавляет стороны от уже существующих обязательств по сделкам, которые закреплены в приложениях к рамочнику. Основной рамочный договор и спецификации к нему — самостоятельные договоры, так что прекращение рамочника не влечет расторжения спецификаций, а только освобождает стороны от обязанности заключать в дальнейшем сделки на условиях рамочника и с привязкой к нему.
Фиксируйте договоренности, ведите учет и сдавайте отчетность в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис избавит вас от рутины: большинство операций автоматизированы. Вы никогда не забудете вовремя заплатить налоги, легко начислите зарплату сотрудникам и сформируете отчетность в несколько кликов. Все новички работают в сервисе бесплатно первые 14 дней.
Вячеслав Володин: для комплексного развития сельских территорий необходимо как принятие законов прямого действия, так и рамочных
«Развитие сельских территорий — это тот случай, когда законы также должны быть рамочными. Рамочный закон влечет за собой принятие нормативной базы в том числе региональных законов, — сказал Вячеслав Володин
По словам Председателя ГД, это необходимо, «поскольку мы из федерального центра не можем увидеть те нюансы и особенности территорий, которые у нас есть, когда мы говорим о комплексном развитии сельских территорий». «Речь идет о том, что у нас есть регионы, где много проживает людей, и высокая плотность населения, есть особенности регионов, которые находятся рядом с крупными мегаполисами. И это нужно учитывать», — привел пример Вячеслав Володин.
«Нам было бы правильно, принимая решения и занимаясь законодательным обеспечением программы комплексного развития села, учитывать как географические, так и природно-климатические особенности», — заявил он, добавив, что необходимо также учитывать, «кто и чем именно будет заниматься на земле».
Законодательный процесс, запущенный на федеральном уровне, по словам Вячеслава Володина, должен быть синхронизирован с регионами и сопровождаться принятием региональной нормативной базы. «Было бы правильно более активно привлекать регионы к диалогу, приняв программу, поддержав и поверив в нее, найти в лице регионов партнеров», — уверен Председатель ГД.
Создание рабочих мест
Вячеслав Володин в своем выступлении обратил внимание на важность создания рабочих мест на селе: отток в Москву и другие крупные мегаполисы приводит к тому, что в селе осуществляется «острый дефицит кадров». «И этот дефицит кадров будет увеличиваться, если мы ничего делать не будем. Заработные платы тех, кто работает в селе, сегодня в три раза меньше, чем у горожан. И это одна из проблем», — подчеркнул он.
«Если в городах государство многие вопросы для жителей решает, то в селе эти вопросы житель решает сам. Поэтому программа комплексного развития сельских территорий нужная. Более того, мы считаем ее необходимо поддерживать и пополнять каждый год дополнительными ресурсами и заниматься качественным подходом ее реализации. Потому что без регионов, без муниципалитетов, партнерства и диалога с профессиональным сообществом невозможно реализовать эту программу», — сказал он.
«Если будет реализована программа, у нас жизнь на селе должна измениться к лучшему», — заявил Вячеслав Володин.
«Если не будет экономики, если не будет высокооплачиваемых рабочих мест на селе, все остальное и затраты на инфраструктуру, в первую очередь социальную инфраструктуру, рано или поздно они останутся пустыми, потому что если мы говорим, чтобы люди оставались на селе, необходимо создавать рабочие места. Вы знаете об исследованиях, которые проводились в этой части, порядка 25 млн человек из крупных городов готовы приехать на работу в село, если будет высокооплачиваемая работа, если будет хорошая медицина, качественное образование. Во‑первых, работа будет интересной, высокооплачиваемой и вся социальная инфраструктура будет качественной и ничем не отличающейся от той, которая в городах. Есть преимущества села, и эти преимущества привлекают людей: экология, чистые продукты, безопасность», — отметил Вячеслав Володин.
Удвоение финансирования госпрограммы
Председатель ГД заявил, что есть договоренность об увеличении финансирования госпрограммы развития села в два раза. «У нас 13 регионов – доноры, остальные – реципиенты. Исходя из того, что все регионы-реципиенты находятся на соглашении с Минфином, средства привлекать на реализацию этих программ надо либо предварительно согласовав с Министерством, либо исходя из того, что бюджеты имеют дефицит, такой возможности у регионов нет», — сказал он.
«В ближайший месяц законодательство будет сформировано, и мы внесем предложения, которые позволят регионам, у которых есть долговые обязательства перед Минфином и федбюджетом, использовать эти средства для реализации инвестиционных проектов», — подчеркнул Председатель ГД и отметил, что в этом случае Минфин регионам эти расходы будет засчитывать как возврат этого кредита. Это серьезный шаг, так как речь идет о порядка 1 трлн рублей.
Минсельхоз — главный распорядитель бюджетных средств
Еще одно ключевое предложение Вячеслава Володина, чтобы Министерство сельского хозяйства стало главным распорядителем бюджетных средств по программе, это позволит повысить ее эффективность.
«Было бы правильно, чтобы все‑таки Минсельхоз был главным распорядителем бюджетных средств по этой программе, чтобы концентрировал и ресурсы, и вместе с этим была на Министерстве сельского хозяйства ответственность за реализацию программы», — заявил Председатель ГД. «Должен появиться конкретный ответственный в лице одного Министерства. Сегодня эта ответственность размыта между большим количеством министерств, и если говорить о Министерстве сельского хозяйства – да, они определяют целеполагание, они отвечают за реализацию этой программы, но рычагов влиять на это у них недостаточно», — считает Вячеслав Володин.
Это один из принципов управления – назначить ответственного и с него спрашивать, подчеркнул Председатель ГД. «Если вы хотите этот принцип перечеркнуть, размыть ответственность и потом ни с кого не спрашивать – значит, это деньги на ветер», — заявил он.
Своевременное доведение средств
Говоря о программе комплексного развития села, Председатель ГД отметил, что, как правило, средства приходят в регионы в основном к июлю, есть примеры в этом году, когда средства на дорожное строительство пришли в августе. Затем около двух месяцев проходят торги, конкурсы, и уже наступает октябрь. «Что в России в октябре? Минусовая температура в половине регионов. Во второй половине регионов – дожди. И при минусе, и при дождях уже дороги нельзя строить», — указал Вячеслав Володин. Это имеет отношение и к сельским дорогам. Это важный вопрос: от кого будет зависеть перечисление средств, считает он. «Если от Минсельхоза по программе «Сельские дороги», тогда спрос с него как ГРБСа этой программы. Если это будет зависеть от другого министерства, а Минсельхоз будет отвечать, но не влиять, — конечно, здесь должны быть законы. И вот такие законы мы хотим принять до конца года», — сказал Председатель ГД.
Если средства окажутся в регионах в январе, «можно будет начинать и стройку, и реализацию программ с марта», указал он. Средства можно будет использовать не только для реализации планов, которые есть в программе комплексного развития села, но и в других нацпроектах.
«Мы вместе с Правительством, нас поддержал в этом вопросе Президент и Председатель Правительства, договорились, что до конца года мы примем законодательство, которое обяжет все профильные министерства, чтобы средства приходили в регионы уже в январе, а не в июле-августе», — напомнил он.
Какой договор считается рамочным и как его применять
Рассмотрим, что понимают под рамочным договором, какие условия в него включить, а также как такой договор применять и какие есть риски при работе по нему.
Что такое рамочный договор
Единого понятия рамочного договора в законодательстве нет.
На практике под ним понимают договор, который заключен на длительный срок, не содержит всех необходимых условий и предполагает их согласование сторонами в будущем.
Например, стороны заключают договор поставки сроком на год. В нем указано наименование товара, согласовано условие о его цене, порядке оплаты, ответственности, порядке разрешения споров и т.д. При этом количество товара, место и срок его доставки определяются исходя из заявок покупателя, принятых поставщиком. Заявки должны быть подписаны сторонами договора и являются неотъемлемой его частью. В таком случае договор поставки считается рамочным.
На заметку
Определение рамочного договора для целей закупок Нацбанком за счет собственных средств содержится в Инструкции от 19.06.2018 N 275.
Какие условия включить в рамочный договор
В рамочный договор обычно включают условия, которые остаются неизменными на протяжении всего взаимодействия сторон:
— порядок согласования условий, которые изначально не указаны в рамочном договоре (открытых условий);
— порядок рассмотрения споров;
— основания и порядок расторжения договора;
— срок действия договора;
— условие о форс-мажоре и др.
Если стороны подписывают рамочный договор хотя бы без одного существенного условия, нужно учитывать следующее. Такой договор не влечет возникновения договорных обязательств между сторонами. Чтобы он «начал работать», стороны должны подписать к нему приложение (допсоглашение и т.п.), из которого в совокупности с рамочным договором можно будет определить все существенные условия.
Как применять рамочный договор
РАМОЧНЫЙ ЗАКОН
Смотреть что такое «РАМОЧНЫЙ ЗАКОН» в других словарях:
РАМОЧНЫЙ ЗАКОН — см. Закон рамка … Юридический словарь
РАМОЧНЫЙ ЗАКОН — по Франции и ряде государств бывших французских колоний особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом, устанавливающих лишь общие принципы регулирования к. л. сферы. Более подробное регулирование осуществляется актами регламентарной … Юридическая энциклопедия
рамочный закон — (закон рамка) во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты… … Большой юридический словарь
РАМОЧНЫЙ ЗАКОН — по Франции и в ряде государств бывших французских колоний особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом, устанавливающих лишь общие принципы регулирования к. л. сферы. Более подробное регулирование осуществляется актами… … Энциклопедический словарь экономики и права
ЗАКОН-РАМКА (рамочный закон) — во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты регламентарной… … Юридический словарь
ЗАКОН-РАМКА РАМОЧНЫЙ — ЗАКОН РАМКА, РАМОЧНЫЙ РАМОЧНЫЙ ЗАКОН … Юридическая энциклопедия
ЗАКОН РАМОЧНЫЙ — ЗАКОН РАМКА … Юридическая энциклопедия
ЗАКОН-РАМКА — (рамочный закон) во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты … Юридический словарь
ЗАКОН-РАМКА — (рамочный закон) во Франции и ряде государств бывших французских колоний особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом, устанавливающих лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. Более подробное регулирование осуществляется … Энциклопедия юриста
закон-рамка — (рамочный закон) во Франции и ряде государств (бывших французских колоний) особая форма законодательных актов, принимаемых парламентом; устанавливает лишь общие принципы регулирования какой либо сферы. После этого принимаются соответствующие акты … Большой юридический словарь
ЗАКОН-РАМКА
Предполагает последующее подробное регулирование либо другими законами того же уровня, либо делегированным законодательством, либо подзаконными актами исполнительной власти, либо законодательными актами нижестоящего уровня (например, в федерациях актами законодательной власти их субъектов). Для закона-рамки характерно определение направлений и пределов конкретизирующего законодательства.
Синонимами термина «Закон-рамка» являются термины «рамочный закон» (например, в Германии до 2006), «основы законодательства» (например, в бывшем СССР), «базовый закон» (например, в Испании), «скелетный закон» (в англосаксонских странах) и некоторые другие.
В России типичный закон-рамка – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002), конкретизацией которого служат федеральные законы «О выборах Президента РФ» (2003) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005), а также законы субъектов РФ о выборах их законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, уставы муниципальных образований, равно как законы субъектов РФ об их референдумах и о местных референдумах.
Пример подробного регулирования института закона-рамки даёт исполнителю конституция (статьи 82 и 83): базовым законом законодательные полномочия предоставляются правительству страны для регулирования определённого предмета и на определённый срок; они считаются исчерпанными с момента опубликования правительством соответствующего акта; в базовом законе определяются цель и объём передаваемого полномочия, принципы и критерии его осуществления; базовые законы не могут разрешать правительству изменение самих базовых законов и установление норм, имеющих обратную силу.