что такое радость по библии

РАДОСТЬ в Библии

Симфония: Синодальный перевод:
Слово «РАДОСТЬ» встречается в Библии 62 раза. В данным момент для поиска использовался Синодальный перевод Библии.

РАДОСТЬ

1Пар 12:40 да и близкие к ним, даже до колена Иссахарова, Завулонова и Неффалимова, привозили все съестное на ослах, и верблюдах, и мулах, и волах: муку, смоквы, и изюм, и вино, и елей, и крупного и мелкого скота множество, так как радость была для Израиля.

1Пар 16:27 Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте [святом] Его.

Неем 8:10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас.

Неем 8:17 Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая.

Неем 12:43 И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно.

Есф 8:16 А у Иудеев было тогда освещение и радость, и веселье, и торжество.

Есф 8:17 И во всякой области и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями.

Есф 9:22 как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и как такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование – в день праздничный, – чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным.

Иов 8:19 Вот радость пути его! а из земли вырастают другие.

Иов 20:5 веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна?

Иов 29:13 Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость.

Пс 29:6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

Пс 47:3 Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя.

Пс 50:10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.

Пс 50:14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Притч 8:31 веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

Притч 10:28 Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.

Притч 12:20 Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.

Притч 14:10 Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.

Притч 15:21 Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Притч 15:23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Притч 19:22 Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Притч 21:15 Соблюдение правосудия – радость для праведника и страх для делающих зло.

Притч 29:17 Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

Еккл 2:26 Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа!

Ис 9:3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

Ис 22:13 Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!»

Ис 24:11 Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселие земли.

Ис 35:10 И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.

Ис 51:3 Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение.

Ис 51:11 И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.

Ис 52:7 Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»

Ис 58:14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

Иер 15:16 Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф.

Иер 31:13 Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.

Иер 48:33 Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости.

Плач 5:15 Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование.

Иоиль 1:16 Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?

Лк 1:14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

Лк 2:10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

Ин 3:29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

Деян 8:8 И была радость великая в том городе.

Деян 15:3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.

Рим 14:17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

2Кор 2:3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

Гал 5:22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

Флп 2:2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;

Флп 4:1 Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

1Фес 2:19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?

1Фес 2:20 Ибо вы – слава наша и радость.

1Фес 3:9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,

Флм 1:7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

Иак 4:9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль.

1Ин 1:4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

2Ин 1:12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

Источник

РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ЛИКОВАНИЕ (JOY)

К. С. Льюис в книге «Настигнут радостью» назвал радость «неудовлетворенным желанием, самим по себе более желанным, чем удовлетворение любого другого желания». «Радость», по его словам, «надо четко отличать от счастья и удовольствия» (Lewis, 17–18). Льюис познал радость, потому что ее источником для него был Бог.

Слово «радость» и связанные с ним встречаются в Библии около четырехсот раз и составляют одну из ее главных тем. Радость может быть вполне земной, например, радость от победы ( Пс. 19:6 ) или от богатого урожая ( Ис. 9:3 ), но в подавляющем большинстве случаев она относится к духовной сфере. Суть этого понятия хорошо показана в известных стихах: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» ( Неем. 8:10 ), – и в просьбе к Богу «возвратить мне радость спасения Твоего» ( Пс. 50:14 ). Особое место тема радости занимает в псалмах (примерно 80 упоминаний) и в евангелиях (примерно 40 упоминаний).

Радость – следствие жизни с Богом. Радость не обретается ее поиском как цели самой по себе. Она дается Богом ( Иов 8:21 ; Пс. 4:8; 35:9 ). Ее получают верой как дар спасения ( 1Цар. 2:1 ; Пс. 5:12; 12:6; 19:6; 20:2, 7; 32:21; 34:9; 39:17 ; Ис. 12:1; 25:9 ; Авв. 3:18 ; Лк. 1:47; 2:10 ). В Ветхом Завете радость приходит с Божьим присутствием ( 1Пар. 16:27 ; Иов 22:21–26 ; Пс. 9:3; 15:5–11 ). В Новом Завете это присутствие отождествляется со Святым Духом ( Деян. 13:52 ; Рим. 15:13 ; Гал. 5:22 ; Еф. 5:18–19 ; 1Фес. 1:6 ).

Радость наполняет человека ( Пс. 4:8; 15:11 ) и часто связывается с сердцем ( Пс. 4:8; 18:9 ). «Светлый взгляд радует сердце» ( Притч.15:30 ). Сердце может прыгать ( Пс. 27:7 <«возрадовалось»>) или трепетать и расширяться ( Ис. 60:5 ) от радости. Язык наполняется радостным пением ( Пс. 125:2 ), и сердечная радость проявляется в пении ( Ис. 65:14 ). Такая бьющая ключом радость часто сопровождается криками и пением (около двух дюжин упоминаний в каждом случае), и псалмы звучат, как хор радостных восклицаний и песнопений.

К выражению радости человека присоединяется все остальное творение. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» ( Пс. 88:13 ); «ликуют все дерева дубравные» ( Пс. 95:12 ); горы призываются ликовать от радости ( Пс. 97:8 ), и когда Бог восстанавливает Израиль, небеса торжествуют и радуются ( Ис. 44:23; 49:13 ).

Радость бывает подобна удовольствию или гордости, которые человек испытывает от изящной вещи, великолепного вида, волнующего символа. Так, в глазах праведного израильтянина гора Сион выглядит «прекрасной возвышенностью, радостью всей земли» ( Пс. 47:3 ; ср. Пс. 136:6 ; Плч. 2:15 ).

На личном уровне кающийся грешник, испытав Божий суд, молит Бога: «Дай мне услышать радость и веселие, – и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» ( Пс. 50:10 ). Радость может быть выражением возвращения с непредсказуемых путей переживания чувства вины. Переход от плача к радости подобен обращению от сетования к ликованию, замене вретища на радостную одежду ( Пс. 29:12 ), и это превращение заметно всем окружающим. У праведника есть уверенность, что «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» ( Пс. 125:5 ). Бог с удовольствием выказывает Свое благоволение любящим праведность, выделяя их среди других помазанием Своим драгоценным «елеем радости» ( Пс. 44:8 ).

Но наряду с радостными песнопениями в псалмах, звучит и здравый голос мудрости, нашедший выражение в притче: «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» ( Притч.14:13 ). Опять же читаем, что мудрый или праведный сын радует сердце отца ( Притч.15:20; 23:15; 27:11 ), а глупый сын не приносит отцу радости ( Притч.17:21 ).

В трагический момент суда у народа Израиля «прекратилась радость сердца» ( Плч. 5:15 ). Она «засохла», как виноградная лоза, смоковница и гранатовое дерево ( Иоил. 1:12 ). Божий суд положил конец «голосу торжества и голосу веселия», и на улицах Иерусалима не слышно больше «голоса жениха и голоса невесты» ( Иер. 7:34; 16:9; 25:10 ). Но наступит день, когда они будут радоваться снова ( Иер. 33:11 ). Когда искупленный Израиль вернется на Сион, «радость вечная будет над головою их» и их будут переполнять «радость и веселие» ( Ис. 35:10; 51:11 ; ср. Ис. 61:7 ).

Вполне естественно, что радостью сопровождалось и рождение Мессии. Даже еще не родившийся Иоанн Креститель взыграл от радости в чреве Елисаветы ( Лк. 1:44 ), и ангелы возвестили «великую радость» ( Лк. 2:10 ). Бывает недолговечная радость, когда слово Царства с удовольствием принимают не имеющие корня люди ( Мф. 13:20 ; Мк. 4:16 ; Лк. 8:13 ), но возвещение Царства сопровождается истинной радостью. Сам Иисус возрадовался, прославляя Отца, открывшего «сие. младенцам» ( Лк. 10:21 ). Это радость пастыря, нашедшего заблудшую овцу ( Лк. 15:6 ), или женщины, нашедшей потерянную драхму ( Лк. 15:9 ).

Эсхатологический аспект радости можно видеть в нарисованной Иисусом картине того, как ангелы радуются покаянию даже одного грешника ( Лк. 15:10 ). По возвращении семидесяти, одержавших победу над бесовскими силами, Иисус привлек внимание этих учеников к необходимости радоваться не столько повиновению им духов, сколько тому, что «имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ). Эта радость не будет полной до наступления великого дня ( Лк. 6:23 ; Иуд. 1:24 ). А пока христиане «утешаются надеждою» ( Рим. 12:12 ).

Павел и другие новозаветные авторы видят в радости парадокс, ибо она проявляется в горестях. На земле христиане могут радоваться в падшем мире во времена самых сильных гонений и в самых тяжелых скорбях. Пример такой радости показали Павел и Сила в филиппийской темнице, когда они в полночь молились и воспевали Бога ( Деян. 16:25 ). У последователей Христа есть яркий путеводный образ Спасителя, претерпевшего крест «вместо предлежавшей Ему радости» ( Евр. 12:2 ).

Подводя итог, можно сказать, что радость в жизни приходит по Божьей благодати. Знание Божьего слова приносит радость ( Пс. 18:9; 118:16, 111, 162, 165 ; Иер. 15:16 ), поклонение Богу подкрепляет ее ( Пс. 41:5; 42:4; 70:23; 99:2 ; Лк. 24:52 ; Иак. 5:13 ), праведность раскрывает ее ( Пс. 31:11; 63:11; 67:4; 68:33; 96:11; 118:1 ; Притч.10:28; 13:9; 29:6 ), а совершение дел усиливает ее ( Втор. 12:18 ; Езд. 6:22 ; Ек. 2:24–25 ).

В Библии показано, что «великая сила радости» проявляется в том, что она превосходит неблагоприятные обстоятельства по силе, стойкости и постоянству ( Ин. 16:20– 32 ; Деян. 16:25, 34 ; Рим. 14:17 ; 2Кор. 6:10; 7:4; 8:2; 12:10 ; Флп. 4:4 ). Библия призывает христиан радоваться, когда они подвергаются гонениям за веру ( Лк. 6:22–23 ), ибо тем самым они соучаствуют в страданиях Спасителя ( 1Пет. 4:13 ). Возможность для выражения радости предоставляет любое испытание, поскольку оно способствует Освящению христианина ( Иак. 1:2 ; 1Пет. 1:8 ). Библия не только призывает верующих радоваться в страданиях, но и говорит, что в конце испытания Бог даст радость как предвкушение конечного искупления ( Пс. 29:6, 12–13; 50:10; 52:7; 84:7; 125:5–6 ; Ис. 35:1–2,10 ). Радость укрепляет верующего в печалях ( Неем. 8:10–12 ; Пс. 27:7 ).

В конце книги «Настигнут радостью» К. С. Льюис привлек внимание к сути радости как к следствию земной жизни со Христом и предзнаменованию вечной жизни со Спасителем: «Она имеет ценность только как указатель пути к чему-то иному и внешнему. Если мы заблудились в лесу, большое значение имеет внезапно возникший перед глазами указательный столб. Первый заметивший его кричит: “Смотрите!” – и все собираются вокруг и смотрят. Но найдя дорогу и проходя мимо указательных столбов каждые несколько миль, мы уже не останавливаемся и не смотрим на них. Они придают нам уверенность, и мы испытываем чувство благодарности поставившему их. Но мы не останавливаемся и не смотрим на них, или не очень вглядываемся; во всяком случае, на этом пути, хотя столбы из серебра, а надписи на них из золота. “Мы придем в Иерусалим”».

См. также: МУЗЫКА, ПОКЛОНЕНИЕ, СКОРБЬ, СЧАСТЬЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ.

С. S. Lewis, Surprised by Joy (New York: Harcourt, Brace & World, 1955);

W.G. Morrice, Joy in the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1985).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16)

О христианском понимании радости

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8: 30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35: 10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2: 10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1: 28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?» [1]

Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11: 15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11).

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость господина твоего» (Мф. 25: 21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5: 22).

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2 Кор. 12: 10)…

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов 20: 5)

Источник

«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости

Среди мир­ских людей рас­про­стра­нено пред­став­ле­ние о пра­во­слав­ных хри­сти­а­нах как об унылых типах, чуж­да­ю­щихся всего того, чему раду­ются неве­ру­ю­щие.

Может быть, пра­во­слав­ные и уда­ля­ются от того, в чем почи­тают радость люди неве­ру­ю­щие, – впро­чем, лишь от того, что свя­зано с грехом, – но не уда­ля­ются от самой радо­сти, ведь одна из биб­лей­ских запо­ве­дей гласит: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ; Фил. 4:4 ). И раду­ются пра­во­слав­ные хри­сти­ане, конечно, не тому и не так, чему и как раду­ются неве­ру­ю­щие.

Чтобы понять, в чем состоит осо­бен­ность пра­во­слав­ного пони­ма­ния радо­сти, имеет смысл обра­титься к словам Свя­щен­ного Писа­ния и святых отцов.

В Свя­щен­ном Писа­нии радость ука­зы­ва­ется как то, что свой­ственно Самому Богу. Так, Пре­муд­рость Божия гово­рит: «Я была при Нем худож­ни­цею, и была радо­стью всякий день, весе­лясь пред лицем Его во все время» ( Притч. 8:30 ).

Неуди­ви­тельно, что вос­со­еди­не­ние отпав­шего чело­ве­че­ства с Богом мыс­лится в кате­го­риях обре­те­ния вечной радо­сти, о чем пред­ска­зы­вали еще вет­хо­за­вет­ные про­роки: «И воз­вра­тятся избав­лен­ные Гос­по­дом, придут на Сион с радост­ным вос­кли­ца­нием; и радость вечная будет над голо­вою их; они найдут радость и весе­лье, а печаль и воз­ды­ха­ние уда­лятся» ( Ис. 35:10 ).

С этим свя­зано то, что явле­ние на земле Спа­си­теля сопро­вож­да­ется воз­ве­ще­нием радо­сти как архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, явив­шимся Деве Марии, так и позд­нее, в ночь Рож­де­ства, пас­ту­хам, кото­рым «сказал ангел: не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам вели­кую радость, кото­рая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ).

Как пишет свя­ти­тель Андрей Крит­ский, «явля­ется Бог на земле, Бог с небес, Бог между чело­ве­ками, Бог во чреве Девы – Тот, Кото­рого не вме­щает вся все­лен­ная. Теперь при­рода чело­ве­че­ская начи­нает пред­вку­шать радость и полу­чает начало обо­же­ния… Гав­риил служит таин­ству и взы­вает к Деве: “Радуйся!” ( Лк. 1:28 ), чтобы Дочь Адама, про­ис­шед­шая от пле­мени Дави­дова, воз­вра­тила Собою ту радость, кото­рую поте­ряла пра­ма­терь… В самом деле, была ли и будет ли для рода чело­ве­че­ского какая-нибудь радость более той, как быть при­част­ни­ком Боже­ствен­ного есте­ства, быть в соеди­не­нии с Богом, быть с Ним едино по при­чине соеди­не­ния, и притом ипо­стас­ного?»1

Сам Гос­подь Иисус Хри­стос испы­ты­вал радость, о чем гово­рил апо­сто­лам: «Раду­юсь за вас» ( Ин. 11:15 ). И более того, Он сви­де­тель­ствует о жела­нии поде­литься Своей радо­стью с уче­ни­ками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пре­бу­дет и радость ваша будет совер­шенна» ( Ин. 15:11 ).

И Он же учит их рас­став­лять верные ори­ен­тиры в радо­сти: «Однако же не тому радуй­тесь, что духи вам пови­ну­ются, но тому радуй­тесь, что имена ваши напи­саны на небе­сах» ( Лк. 10:20 ).

Гос­подь также указал, что радость Его уче­ни­ков отлична и даже про­ти­во­по­ложна радо­стям мира сего: «Вы вос­пла­чете и возры­да­ете, а мир воз­ра­ду­ется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» ( Ин. 16:20 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так объ­яс­няет эти слова: «Чтобы пока­зать, что после печали бывает радость, и что печаль рож­дает радость, и что печаль крат­ко­вре­менна, а радость бес­ко­нечна, Гос­подь обра­ща­ется к при­меру из обык­но­вен­ной жизни и гово­рит: “Жен­щина, когда рож­дает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит мла­денца, уже не помнит скорби от радо­сти, потому что родился чело­век в мир” ( Ин. 16:21 )… Он привел этот пример только для того, чтобы пока­зать, что печаль вре­менна, а радость посто­янна»2.

Вхож­де­ние в Цар­ство Божие Гос­подь Иисус Хри­стос опре­де­ляет как вхож­де­ние в радость: «Хорошо, добрый и верный раб. войди в радость гос­по­дина твоего» ( Мф. 25:21 ). Также и апо­стол Павел опре­де­ляет Цар­ствие Божие как «радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В другом месте он ука­зы­вает радость как «плод духа» ( Гал. 5:22 ).

Апо­стол Павел дает и запо­ведь: «Радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ). Ком­мен­ти­руя ее, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пишет: «Для того, чтобы радо­ваться с раду­ю­щи­мися, душе нужно более любо­муд­рия, нежели для того, чтобы пла­кать с пла­чу­щими. К послед­нему влечет нас сама при­рода, и нет такого камен­ного чело­века, кото­рый бы не плакал при виде несчаст­ного; но для того, чтобы, видя чело­века в бла­го­по­лу­чии, не только ему не зави­до­вать, но еще раз­де­лять с ним радость, нужна душа очень бла­го­род­ная. Потому [апо­стол] и сказал об этом раньше. Ничто так не рас­по­ла­гает нас к любви, как то, когда мы раз­де­ляем друг с другом и радость, и печаль»3.

Нако­нец, апо­стол Павел запи­сал извест­ные слова: «Всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ).

Достойны вни­ма­ния также объ­яс­не­ние и совет к прак­ти­че­скому испол­не­нию этой запо­веди, данный свя­ти­те­лем Васи­лием Вели­ким, кото­рый гово­рит: «Апо­стол при­гла­шает всегда радо­ваться, но не вся­кого, а того, кто подо­бен ему самому, не живет во плоти, но имеет живу­щего в себе Христа; потому что обще­ние с высо­чай­шим из благ никак не допус­кает сочув­ствия с тем, что бес­по­коит плоть… Вообще душа, одна­жды объ­ятая любо­вью к Создав­шему и при­вык­шая уве­се­ляться тамош­ними кра­со­тами, радо­сти своей и бла­го­ду­шия не про­ме­няет на раз­но­об­раз­ное пре­вра­ще­ние плот­ских стра­стей; но скорб­ное для других уве­ли­чит ее весе­лье. Таков был апо­стол, кото­рый бла­го­во­лил в немо­щах, в скор­бях, в изгна­ниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12:10 )…

Итак, если когда слу­чится с тобою что-либо непри­ят­ное, прежде всего, настроив к тому мысли, не под­вер­гайся сму­ще­нию, а упо­ва­нием на буду­щее облег­чай для себя насто­я­щее. Как боль­ные гла­зами, отвра­щая взоры от пред­ме­тов, слиш­ком бле­стя­щих, успо­ка­и­вают их, оста­нав­ли­ва­ясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смот­реть непре­рывно на скорб­ное и не зани­маться насто­я­щими горе­стями, но воз­во­дить взор свой к созер­ца­нию истин­ных благ. Так в состо­я­нии будешь всегда радо­ваться, если жизнь твоя всегда обра­щена будет к Богу; и упо­ва­ние на воз­да­я­ние облег­чит житей­ские скорби»5.

Воз­ни­кал вопрос о том, как соче­та­ются слова «всегда радуй­тесь» ( 1Фес. 5:16 ) со сло­вами «бла­женны пла­чу­щие» ( Мф. 5:4 )? Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, кото­рую рож­дает пока­я­ние; при­знаки же пока­я­ния суть: пост, псал­мо­пе­ние, молитва, поуче­ние в слове Божием. Радость есть весе­лость по Богу, кото­рая бла­го­при­стойно обна­ру­жи­ва­ется при встрече с дру­гими и в лице и в слове. Пусть сердце сохра­няет плач, лице же и слово – бла­го­при­лич­ную весе­лость»6.

Раду­ются ангелы, раду­ются и святые. О первом засви­де­тель­ство­вал Сам Гос­подь: «Так, говорю вам, бывает радость у анге­лов Божиих и об одном греш­нике каю­щемся» ( Лк. 15:10 ). О втором – пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий: «Когда мы совер­шен­ству­емся в пра­вед­но­сти, то достав­ляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Созда­те­лем»7.

Это есть истин­ная радость, святая. Но бывает извра­щен­ная, ложная, сата­нин­ская радость, о чем пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий: «Не отча­и­вайся, ибо это достав­ляет радость диа­волу, кото­рою да не даст ему Бог воз­ра­до­ваться, но скорее да вос­пла­чется о спа­се­нии твоем чрез Христа Иисуса, Гос­пода нашего»8.

Из этих слов видно, что сата­нин­ская радость, кото­рую также назы­вают зло­рад­ством, пред­став­ляет собой иска­же­ние, выво­ра­чи­ва­ние наизнанку запо­веди «радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими» ( Рим. 12:15 ), то есть диавол раду­ется над пла­чу­щими в отча­я­нии и плачет над име­ю­щими святую радость.

Подоб­ная извра­щен­ная радость, в отли­чие от истин­ной радо­сти, не вечна: «Весе­лье без­за­кон­ных крат­ко­вре­менно, и радость лице­мера мгно­венна» ( Иов. 20:5 )

Должно ска­зать, что не только зло­рад­ство, но и вообще земные, плот­ские радо­сти нельзя урав­ни­вать или отож­деств­лять со святой хри­сти­ан­ской радо­стью. Как сви­де­тель­ствует бла­жен­ный Авгу­стин, «ника­кая вре­мен­ная радость не может нисколько срав­ниться с радо­стью вечной жизни, какую будут иметь святые»9.

Более подробно об этом гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «Будучи отчуж­дены от Бога грехом, снова воз­званы мы к обще­нию с Богом, осво­бож­ден­ные кровью Еди­но­род­ного от бес­чест­ного раб­ства… Как же всего этого не при­зна­вать доста­точ­ною при­чи­ною к непре­кра­ща­ю­щейся радо­сти и к непре­стан­ному весе­лью, а напро­тив того, думать, что тот, кто пре­сы­щает чрево, забав­ля­ется зву­ками сви­рели, спит, рас­про­стер­шись на мягком ложе, тот один про­во­дит жизнь, достой­ную радо­сти? А я бы сказал, что име­ю­щим ум при­лично о таком [чело­веке] пла­кать, убла­жать же должно тех, кото­рые насто­я­щую жизнь про­во­дят в надежде буду­щего века и насто­я­щее обме­ни­вают на вечное»10.

Глу­бо­кий смысл суще­ство­ва­ния земных, плот­ских радо­стей рас­кры­вает в своей «Испо­веди» бла­жен­ный Авгу­стин: «Стра­сти кипели во мне, несчаст­ном; увле­чен­ный их бурным пото­ком, я оста­вил Тебя, я пре­сту­пил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смерт­ных ушел? Ты всегда был рядом, мило­серд­ный в жесто­ко­сти, посы­пав­ший горь­ким-горь­ким разо­ча­ро­ва­нием все недоз­во­лен­ные радо­сти мои, – да ищу радость, не зна­ю­щую разо­ча­ро­ва­ния. Только в Тебе и мог бы я найти ее»11.

В аске­ти­че­ской пра­во­слав­ной лите­ра­туре име­ются сви­де­тель­ства о том, что хри­сти­а­нин, веду­щий под­лин­ную духов­ную жизнь, обре­тает выше­ука­зан­ную святую радость. Напри­мер, пре­по­доб­ный Зосима Вер­хов­ский, говоря о прак­тике Иису­со­вой молитвы, опи­сы­вает в каче­стве одного из первых ее дей­ствий то, когда подвиж­ник, «сидя долгое время, в одну только молитву углу­бив­шись… вдруг вне­запно восчув­ствует ни с чем не срав­ни­мую радость услаж­да­ю­щую, такую, что уже более и молитва не тво­рится, но только чрез­мер­ною любо­вью ко Христу пла­ме­неет он»12.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит, в свою оче­редь, ука­зы­вает, что это духов­ное чув­ство бывает разных видов: «Радость имеет два раз­ли­чия, именно: есть радость спо­кой­ного харак­тера, кото­рая име­ну­ется бие­нием, воз­ды­ха­нием и рас­суж­де­нием духа, и есть бурная сер­деч­ная радость, назы­ва­е­мая игра­нием [духа], вос­тор­жен­ным дви­же­нием, или тре­пе­та­нием, или вели­че­ствен­ным взле­том живого сердца в боже­ствен­ную воз­душ­ную сферу»13.

Вместе с тем святые отцы пре­ду­пре­ждают, что, пыта­ясь соблаз­нить подвиж­ника, диавол во время молитвы может фаль­си­фи­ци­ро­вать радость, и это ложное чув­ство все­вать в него, дабы выдать за истин­ное: «Иногда враг внутри при­род­ных чресл меч­та­тельно видо­из­ме­няет духов­ное как хочет, пред­ла­гая одно вместо дру­гого. Он… вместо весе­лья воз­буж­дает живот­ную радость и мок­рот­ное насла­жде­ние, отчего явно про­ис­хо­дят само­мне­ние и тще­сла­вие»14.

О том, как отли­чить духов­ную святую радость от лживой бесов­ской, пишет бла­жен­ный Диадох: «Если душа непо­ко­ле­би­мым дви­же­нием вос­пла­ме­нится к любви Божией, влеча в глу­бину сей неиз­ре­чен­ной любви и само тело, то это есть дей­ство Свя­того Духа. Будучи вся пре­ис­пол­нена при­ят­ных чувств от неиз­ре­чен­ной оной боже­ствен­ной сла­до­сти, она и не может в ту пору помыш­лять ни о чем другом, а только чув­ствует себя обра­до­ван­ной некоей неис­то­щи­мой радо­стью. Если же при таком воз­буж­де­нии ум вос­при­мет некое сомни­тель­ное коле­ба­ние или какое нечи­стое помыш­ле­ние… то нужно знать, что такое уте­ше­ние – от пре­льсти­теля и есть только при­зрак радо­сти. Такая радость наве­ва­ется извне и явля­ется не как каче­ство и посто­ян­ное рас­по­ло­же­ние души; видимо, тут враг хочет опре­лю­бо­дей­ство­вать душу»15.

Истин­ная радость доступна для чело­ве­че­ства только во Христе и через Христа, бла­го­даря Его вопло­ще­нию, смерти, вос­кре­се­нию и воз­не­се­нию. О ней гово­рил свя­ти­тель Гри­го­рий Чудо­тво­рец: «Днесь Адам обнов­лен и, воз­не­сен­ный на небо, ликует с анге­лами. Днесь вся все­лен­ная объята радо­стью, так как совер­ши­лось при­ше­ствие Свя­того Духа к людям… Днесь испол­ни­лось пред­ре­че­ние Давида, кото­рое гово­рит: “Да весе­лятся небеса и да тор­же­ствует земля… да воз­ра­ду­ются поля и все дерева дуб­рав­ные от лица Гос­подня, потому что грядет” ( Пс. 95:11–13 )… Гос­подь наш Иисус Хри­стос воз­ве­стил неис­ся­ка­е­мую радость всем веру­ю­щим в Него. Ибо Он гово­рит: “Увижу вас, и воз­ра­ду­е­тесь, и радо­сти вашей никто не отни­мет у вас” ( Ин. 16:22 )»16.

При­ме­ча­ния:

1 Андрей Крит­ский, свя­ти­тель. Слово на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы.
2 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Еван­ге­лие от Иоанна. 79 (1).
3 Иоанн Зла­то­уст, свя­ти­тель. Беседы на Посла­ние к рим­ля­нам. 22:1.
4 Иустин (Попо­вич), пре­по­доб­ный. Тол­ко­ва­ние на 1‑е Посла­ние к фес­са­ло­ни­кий­цам свя­того апо­стола Павла. 5.
5 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
6 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 737.
7 Анто­ний Вели­кий, пре­по­доб­ный. Посла­ние бра­тиям, оби­та­ю­щим повсюду. 5.
8 Вар­са­ну­фий и Иоанн, пре­по­доб­ные. Руко­вод­ство к духов­ной жизни. 550.
9 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. О том, как огла­шать людей необ­ра­зо­ван­ных. 8.
10 Васи­лий Вели­кий, свя­ти­тель. Беседа 4.
11 Авгу­стин Иппо­ний­ский, бла­жен­ный. Испо­ведь. 2: 4.
12 Повест­во­ва­ние о дей­ствиях сер­деч­ной молитвы старца Васи­лиска, запи­сан­ное его уче­ни­ком схи­мо­на­хом Зоси­мой Вер­хов­ским. 1: 10.
13 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и молитве. 5.
14 Гри­го­рий Синаит, пре­по­доб­ный. О без­мол­вии и двух обра­зах молитвы. 10.
15 Диадох Фоти­кий­ский, бла­жен­ный. Подвиж­ни­че­ское слово. 33.
16 Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский, свя­ти­тель. Беседа 1 на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы. 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *