что такое радиатор в мотоцикле
Замена радиатора и смена антифриза на мотоцикле
Замена радиатора на мотоцикле может потребоваться по причине его физического повреждения, например после аварии при которой передняя часть мотоцикла могла пострадать.
Так же иногда повреждение радиатора на мотоцикле может произойти из-за попадания камня на скорости, так же возможно повреждение радиатора в следствии силы трения, например сетка защиты радиатора сместится со своего крепления, ляжет близко к ребрам радиатора, а из-за вибраций двигателя мотоцикла, сетка ранее выполняющая защитные свойства, способна “протереть” один из протоков радиатора, как следствие возникнет течь.
Помните, даже если трещина будет в один миллиметр, из-за давления в системе охлаждения мотоцикла, вытекать антифриза будет достаточно много, при больших потерях антифриза, охлаждение двигателя будет хуже, как следствие может возникнуть перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями.
Возможно ли отремонтировать радиатор на мотоцикле?
Радиатор на мотоцикле относительно пригоден для ремонта, все зависит от степени повреждения радиатора, так например если радиатор был “протерт” защитной сеткой, его можно попробовать отремонтировать защитной пастой, называемой так же “холодной” сваркой, на нашем сайте несколько лет назад была статья на эту тему – Ремонт радиатора мотоцикла.
Можно ли “заварить” сваркой поврежденный радиатор мотоцикла?
К сожалению “подварить” поврежденный радиатор для мотоцикла нельзя.
Заварить радиатор аргоном не получится, по той простой причине, что металл на радиаторах мотоциклов очень тонкий и при попытке его пайки или сварки, метал прогорает. Возможно временную “латку” поставить получится, но из-за вибраций и резкого перепада температур такой ремонт долго не продержится.
Крайне желательно подремонтированный радиатор, заменить при первой же возможности.
Причина проста – при повторной протечке, можно оказаться на трассе за городом или в лесу, в зависимости от типа вашего мотоцикла разумеется, так вот сэкономленные средства от покупки нового радиатора будут потрачены на вынос вывоз мотоцикла из леса и последующей его транспортировке на эвакуаторе дл места хранения.
Какие варианты для замены поврежденного радиатора для мотоцикла?
Вариантом для замены радиатора на мотоцикле три.
Первый вариант приемлем когда сменный радиатор удастся найти, еще и в хорошем состоянии, часто бывает, что цена б.у радиатора для мотцоикла соизмерима с ценой нового аналога от стороннего производителя!
Второй вариант это вариант установки оригинального радиатора, чаще всего такой радиатор будет сложно найти, стоимость нового оригинального радиатора на мотоциклы колеблется от 10 до 30 тысяч рублей, в зависимости от модели мотоцикла.
Третий вариант самый приемлемый. Покупка аналогичного заводскому радиатора.
Процесс замены радиатора на мотоцикле
Процесс замены радиатора на мотоцикле, довольно прост. Если все штатные крепления к которым радиатор крепился ранее в хорошем не поврежденном состоянии, крепления не загнуты их не “повело”, можно приступать к установке нового радиатора, в противном же случае рекомендуем выровнять крепления и привести их к максимально близкому положению до повреждения.
Демонтаж поврежденного радиатора
Сливаем остаточную жидкость из системы охлаждения мотоцикла через сливное отверстие или просто сняв один и нижних патрубков. Подробнее о процедуре можно посмотреть в статье на нашем сайте. Статья называется – Замена антифриза в охлаждающей системе мотоцикла.
Далее ослабляем все хомуты на патрубках, аккуратно стягиваем хомуты с патрубков и так же легкими вращающими немного в стороны движениями стягиваем патрубки.
Если поврежденный радиатор сильно изменил геометрию, нужно максимально вернуть его в исходное состояние, так будет легче демонтировать радиатор, это актуально, если места где радиатор был смонтирован очень мало.
После демонтажа, устанавливаем новый радиатор в обратном порядке.
Патрубки изнутри и места фиксации на радиаторе с наружи, лучше смочить новым антифризом, так патрубки будет легче одеть на места их фиксации.
Обтягивая хомутами не переусердствуйте. Хомут должен быть затянут, но не перетянут!
Заодно не плохо проверить состояние патрубков, при сдавливании не должно быть “хруста” от резины и не должно быть трещин на материале патрубка.
Если в процессе прогрева двигателя, вы увидите, что из под какого то патрубка немного подтекает антифриз, плавно подтяните хомут на этом патрубке.
К слову стандартные патрубки охлаждающей системы, можно заменить на силиконовые, купить такие патрубки можно у нас в онлайн мото магазине.
Заливать следует антифриз в новый радиатор подходящий к вашей модели двигателя мотоцикла, посмотрите инструкцию по эксплуатации мотоцикла. Заливая антифриз, лейте его тонкой струйкой, так вы максимально снизите риск образования воздушной пробки. Заливать антифриз следует до покрытия всех ребер в радиаторе и не много с верху.
В расширительный бачек залейте антифриз по среднему уровню т.е. между отметками LOW и UPPER.
Далее заводите двигатель мотоцикла, не устанавливая пробку на радиатор мотоцикла, по мере прогрева, если это возможно, легко сдавливаете патрубок находящийся после термостата, таким образом вы выгоните воздух из системы охлаждения, сдавливая патрубок и его отпуская, поглядывайте в радиатор, когда воздушных пузырей выходящих их недр охлаждающий системы будет не видно в радиаторе, процесс замены радиатора на мотоцикле и заодно замену антифриза можно считать завершенным.
Система жидкостного охлаждения мотоцикла – блог мотоклуба RC Crazy Snails
Проблема заключалась в системе охлаждения, о которой подробнее пойдет речь дальше, и выражалась проблема в систематическом срабатывании лампы перегрева двигателя практически на пустом месте. Связано это было с двумя причинами: во-первых текла помпа и жидкость уходила из системы, во-вторых количество жидкости в системе не пополнялось из резервного бачка.
Хоть рассказ пойдет на примере VTX1800, все то же самое относится и ко всем мотоциклам с жидкостной системой охлаждения, поскольку в этой области ничего особо не менялось еще с зари автомобилестроения. Нужно отметить, что в качестве охлаждающей жидкости в VTX1800 используется антифриз на основе этилен-гликоля, хотя в других системах может для этих целей использоваться любая другая жидкость.
Основной же проблематикой статьи будет наличие на Honda VTX1800 расширительного бачка охлаждающей жидкости в самой нижней точке системы охлаждения. Суть проблемы заключается в том, как залить охлаждающую жидкость, чтобы система, которая, на первый взгляд, нарушает все законы физики, работала правильно. В статье будут рассмотрены физические основы процесса и даны рекомендации по работе с системой охлаждения.
На рисунке показана общая схема работы системы охлаждения.
Из рисунка видно, что система охлаждения состоит из двух контуров: большого круга (отмечен зеленым) и малого круга (отмечен красным). Эти два контура соединены друг с другом через механическую систему, называющуюся термостат (3). Термостат по сути представляет собой клапан, который реагирует на изменение температуры охлаждающей жидкости. Термостат устанавливается на границе большого и малого контуров охлаждения и является “переключателем” между ними. При разогреве термостата клапан медленно открывается и пропускает охлаждающую жидкость из малого круга в большой.
Также в системе присутствует помпа (1), которая представляет собой насос, заставляющий жидкость циркулировать в системе охлаждения. Для мотоцикла Honda VTX1800 эта помпа напрямую соединена с главным валом двигателя (5) и скорость циркуляции жидкости напрямую зависит от оборотов двигателя.
Еще одной важной частью системы является радиатор(6). Он необходим для повышения площади теплоотдачи, поскольку, как известно из школьного курса физики, чем больше площадь рассеивания тепла, тем эффективнее тепло будет отдаваться. Радиатор представляет собой систему из множества тонких трубок, свернутых в змеевик. Каждая трубка покрыта снаружи тонкими ребрами, увеличивающими площадь рассеивания тепла.
Особо стоит выделить заливную горловину системы охлаждения (4), от которой зависит контроль давления в охлаждающей системе. Заливная горловина снабжена специальной пробкой, о которой пойдет речь подробнее ниже и шлангом для отвода излишков охлаждающей жидкости в расширительный бачок (2).
Зачем все это нужно?
Если Вы уже знаете ответ на этот вопрос, то следующие несколько абзацев статьи Вы можете спокойно пропустить.
Суть жидкостной системы охлаждения заключается в том, чтобы отводить излишнее тепло от горячей зоны двигателя. Как мы знаем из школьного курса физики, материалы при нагреве имеют свойство расширяться, однако различные материалы имеют различные коэффициенты расширения, а следовательно по-разному реагируют на нагрев. Поэтому, при перегреве двигателя, который состоит из деталей разных материалов, изменяются зазоры между элементами, что может привести к преждевременному износу деталей.
Кроме того, при работе двигателя внутреннего сгорания, необходимо учитывать свойства технических жидкостей, таких как масло и бензин.
Масла обладают смазочными свойствами в ограниченном производителем температурном диапазоне и перегрев может пагубно сказаться на их смазочных характеристиках.
Бензин, при различных температурах, также изменяет свои свойства и, в случае перегрева рабочей зоны, может начать самопроизвольно воспламеняться просто от соприкосновения паров с раскаленными стенками цилиндра.
Таким образом необходима система отвода тепла от горячей зоны, чтобы снизить вероятность возникновения пагубных для двигателя условий, описанных выше.
В большинстве мотоциклов не применяется система жидкостного охлаждения, поскольку им для отведения тепла вполне достаточно набегающего потока воздуха на оребрение горячей зоны. Однако в случаях, когда оребрение обдувается не достаточно или в случаях, когда двигатель очень “горяч”, необходимо использовать дополнительные системы отведения тепла, например жидкостную. То есть в этом случае двигатель нагревает жидкость, которая затем остывает на дополнительном оребрении, находящемся за пределами горячей зоны двигателя. В таком случает жидкость выступает в качестве “передатчика” тепла от горячей зоны к охлаждающему оребрению.
Особо отмечу, что значения температур открытия термостата и включения принудительного обдува, для различных двигателей могут быть различны.
Зачем нужен расширительный бачок?
Дело в том, что при разогреве охлаждающей жидкости происходит ее расширение, точно так же, как любых веществ. При этом в системе охлаждения повышается давление и, если вовремя это давление не сбросить, то может произойти разрыв системы охлаждения и проникновение охлаждающей жидкости в окружающую среду или, что гораздо хуже, в камеру сгорания двигателя.
Система охлаждения VTX1800 рассчитана на давления в пределах от одной до 1,35 атмосферы. Рабочее давление системы обычно указывают на крышке заливной горловины.
Вернемся к системе выпуска излишней охлаждающей жидкости при разогреве и расширении. Для этих целей предназначена крышка заливной горловины и расширительный бачок в системе.
Крышка имеет весьма интересную конструкцию. Чертеж ниже я взял из интернет и он напрямую не относится к Honda VTX1800, однако у моего мотоцикла крышка сделана точно так же.
На изображении видно, что крышка, на самом деле не просто крышка, а система из двух клапанов. Клапан 1 на рисунке а является запорным клапаном, реагирующим на повышение давления в системе. Этот клапан запирается пружиной, усилие которой расчитано на определенное давление внутри системы. При превышении давления, клапан открывается, выпуская охлаждающую жидкость.
Куда он ее выпускает? На рисунке ниже показана схема установки крышки с клапаном, относительно системы охлаждения моего мотоцикла. Для других мотоциклов расположение заливной горловины может немного отличаться.
Как можно понять, при открытии клапана жидкость попадает в дренажную трубку расширительного бачка, после чего стекает в бачок и держится там в качестве резерва на случай охлаждения жидкости и уменьшения ее объема.
Почему жидкость не должна увеличиваться в объеме понятно, но вопрос уменьшения ее объема остался за кадром. Дело в том, что не только увеличение объема охлаждающей жидкости несет в себе угрозу системе в целом, но и уменьшение объема также может привести к ряду проблем. Дело в том, что система охлаждения герметична, то есть не сообщается с огружающей средой. Это значит, что при уменьшении объема охлаждающей жидкости образуется разряжение в системе. Это приводит к “схлопыванию” соединительных трубок и возникновению ситуации, когда через стыки трубок в систему может попасть атмосферный воздух.
Для того, чтобы избежать ситуации с разряжением также используется пробка заливной горловины. Дело в том, что в пробке кроме выпускного клапана также предусмотрен впускной клапан, который позволяет охлаждающей жидкости из расширительного бачка восполнить нехватку объема в системе. Впускной клапан отмечен номером 5 рисунка b, схемы устройства крышки заливной горловины.
Почему жидкость будет возвращаться из бачка, который внизу? Закон сообщающихся сосудов заставит всю жидкость просто стечь вниз!
А что делать и почему это так получилось?
Компоновка большинства мотоциклов предполагает вынужденную экономию места. В этом случае расширительный бачок оказывается зачастую в самом низу системы и с точки зрения привычной нам, жидкость должна только стекать вниз, но никак не подниматься по трубке без специального насоса. Однако это не так. Дело в том, что закон сообщающихся сосудов справедлив только в том случае, когда оба сосуда являются открытыми внешней среде. Попробуйте соединить трубкой шприц и открытую банку с водой. Выберите поршнем шприца некоторое количество воды и поднимите шприц вверх. Вы увидите, что вода из шприца не позвращается в банку. Это связано с тем, что шприц является герметичной системой по отношению к внешней среде. Вода может вытечь из него только в том случае, если ее чем-нибудь в шприце дополнить. Без увеличения объема жидкости в шприце, разряжение будет удерживать жидкость на месте.
Примерно таким же образом работает система охлаждения мотоцикла. При увеличении объема охлаждающей жидкости, ей некуда деваться, кроме как в расширительный бачок. При уменьшении объема разряжение само вернет охлаждающую жидкость обратно из бачка в систему.
Примерная схема работы этой системы показана на рисунке
Однако в этой ситуации есть несколько потенциальных угроз. Дело в том, что при возникновении воздушного пузыря в дренажной трубке бачка система перестанет работать. Это связано с тем, что газы сжимаются и расширяются гораздо лучше жидкостей, значит при возникновении разряжения в системе охлаждения первым делом будет изменять свой объем воздух в трубке. Что приведет к тому, что жидкость так и останется в расширительном бачке.
Может хватит уже теории? Давай к мотоциклам!
Теперь переходим к теме статьи, а именно смене охлаждающей жидкости в VTX1800.
Я не буду описывать процесс снятия бензобака и слива жидкости. Там все достаточно очевидно и не вызвало вопросов даже у такого дилетанта, как я. Остановимся особо на процессе заполнения жидкостью системы.
Итак, согласно всему вышесказанному Вам нужно добиться того, чтобы в системе не осталось пузырей с воздухом и убедиться, что охлаждающая жидкость не только уходит в бачок, но и возвращается обратно. Делать это необходимо в несколько этапов.
Этап первый, заливаем жидкость.
Собственно ничего сложного тут нет. Заливаем жидкость точно в отверстие заливной горловины до тех пор, пока она не польется обратно. Однако после этого рано закрывать крышку. Дело в том, что каналы охлаждения достаточно тонкие и в них могут образовываться воздушные пробки. Чтобы от них избавиться необходимо: во-первых заливать жидкость медленно, а во-вторых после залития жидкости аккуратно покачать мотоцикл в разные стороны. Результатом будет понижение уровня жидкости в горловине и идущие из горловины пузыри воздуха. После этого нужно долить еще жидкости.
Повторять этот процесс до тех пор, пока пузыри не перестанут выходить из горловины и уровень жидкости не стабилизируется.
Все, этап первый завершен, закрываем крышку.
Этап второй, прогон жидкости.
После того, как первый этап пройден, заводим мотоцикл. Это нужно, чтобы жидкость окончательно побежала по всем охлаждающим каналам и заполнила их.
Для этого нужно на заведенном мотоцикле несколько раз резко погазовать. В таком случае помпа, напрямую соединенная с валом двигателя, резко повысит давление в системе и выгонит оставшиеся пузыри. Однако не нужно забывать, что система еще не до конца заполнена и серьезный прогрев мотоциклу противопоказан.
На этом второй этап завершен.
Этап третий, долив жидкости.
На VTX1800 очень оригинально расположена горловина, так что мне пришлось придумать вот такую систему для залива.
Собственно это трубка из аквариумного магазина, стойка для растений и воронка из садоводческого магазина. Очень удобно.
Итак открываем крышку и заливаем еще жидкости. Вы будете удивлены тем, сколько ее еще войдет. В процессе долива жидкости уже необходимо контролировать уровень в расширительном бачке. Если уровень после долива жидкости в систему будет не между рисками, то мы рискуем или облиться горячей охлаждающей жидкостью(если жидкость выше рисок), или получить воздушный пузырь в системе при всасывании остывающей жидкости(если жидкость ниже рисок). Так что в бачок необходимо долить жидкости до уровня. На моем VTX1800 для этого есть отдельная горловина расширительного бачка. Она находится слева под водительским сиденьем, за пластиковой крышкой. Крышка держится на резинках, так что смело дергайте, болтов там нет.
После долива, закрываем все крышки и готовимся заводить мотоцикл на этапе четыре.
Этап четыре, контроль работы.
На этом этапе мы избавимся от последего воздушного пузыря в трубке идущей от горловины в расширительный бачок и окончательно приведем систему в готовность.
Еще немного теории того, что будет происходить:
Заводим мотоцикл и прогреваем его до тех пор, пока не сработает датчик температуры и не включится вентилятор. Теоретически это самая горячая точка разогрева системы и следовательно самый больший объем охлаждающей жидкости.
В процессе разогрева контролируем бачок. Вначале из трубки в бачок пойдут пузырьки воздуха. это нормально, из трубки разогревающейся жидкостью выпирает воздушную пробку. Затем уровень жидкости начнет медленно повышаться
На рисунках показано, как повышался уровень в моем случае
После того, как запустится вентилятор, выключаем двигатель и начинаем внимательно следить за уровнем жидкости в бачке.
Уровень жидкости начнет медленно понижаться, поскольку охлажлающая жидкость сжимается и понемногу уходит обратно в систему. Естественно, что без циркуляции жидкость остывает очень медленно и процесс может затянуться. Теоретически, если дождаться остывания жидкости до комнатной температуры, то ее уровень должен быть чуть ниже, чем в начале этапа. Однако объем трубки достаточно мал и отследить это понижение очень сложно, да и не очень нужно.
Если уровень жидкости в бачке уменьшается, то все сделано правильно и мотоцикл можно собирать и выводить на дорогу. Если нет, то необходимо повторить этапы начиная со второго. В системе где-то еще остались пузырьки воздуха. Пожалуйста, будьте аккуратны и дождитесь остывания жидкости в системе. Я не выполнил этой рекомендации и получил пару мелких ожогов в процессе настройки.
А дальше необходимо периодически смотреть на бачок и отслеживать уровень жидкости.
Резкое уменьшение уровня жидкости будет указывать на разгерметизацию системы охлаждения. Разгерметизацию имеет смысл быстро обнаружить и устранить в домашних условиях, поскольку посреди шоссе это будет сделать весьма проблематично.
Прекращение же теплового колебания уровня жидкости будет указывать не только на разгерметизацию системы, но и на то, что в систему попал воздух.
Виды охлаждения двигателей мотоциклов
При сгорании топлива в двигателе мотоцикла выделяется тепло. Большая часть этого тепла рассеивается в окружающую среду. Если процесс отвода тепла неэффективен, мотор быстро выйдет из строя.
Система охлаждения препятствует перегреву и поддерживает оптимальную рабочую температуру двигателя, как правило, на уровне 75—90°. Именно этот диапазон обеспечивает максимально эффективную работу и длительный срок службы мотора. Охлаждение может быть воздушным или жидкостным.
Воздушное
Мотор мотоцикла охлаждается встречным воздухом. Поскольку отвод тепла происходит через поверхность двигателя, её увеличивают с помощью оребрения в наиболее теплонагруженных местах. Рёбра охлаждения располагают на головке цилиндра и цилиндре, а вот на картере, где температуры не такие высокие, они могут отсутствовать.
Если двигатель расположен таким образом, что на него не попадает встречный поток воздуха, для охлаждения используют дефлекторы, перенаправляющие набегающий поток холодного воздуха на двигатель.
Широко применяется практика использования масляных радиаторов, охлаждающих моторное масло, одной из функцией которого является охлаждение деталей двигателя.
Достоинства
Недостатки
Жидкостное
Принцип охлаждения двигателей мотоциклов по этой схеме такой же, как и у автомобилей. В качестве теплоносителя выступает охлаждающая жидкость — антифриз. Антифриз одновременно оказывает антикоррозионное и смазывающее действие. Воду в системе охлаждения используют только в случае возникновения неисправности и острой необходимости продолжить движение при отсутствии охлаждающей жидкости. При этом в воде не должно быть примесей, и ее необходимо заменить на рекомендованную охлаждающую жидкость в кратчайшие сроки.
Охлаждающая жидкость прокачивается насосом через каналы в стенках цилиндров и головках цилиндров двигателя, забирает от них тепло и отдаёт его радиатору. Между пластин радиатора проходит набегающий поток холодного воздуха и охлаждает радиатор.
Один из важнейших элементов системы — термостат. Он делит систему охлаждения на два контура – малый и большой. Когда двигатель холодный, клапан термостата закрыт. Циркулирующая при этом охлаждающая жидкость движется по малому контуру. Это позволяет отсечь большой объем охлаждающей жидкости, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя. При температуре приблизительно 90° клапан открывается, обеспечивая циркуляцию жидкости по большому контуру и более эффективное охлаждение двигателя.
На радиаторе, как правило, устанавливается вентилятор с электроприводом. Он включается при повышении температуры охлаждающей жидкости. Например, когда мотоцикл движется с низкой скоростью, когда набегающего потока воздуха недостаточно.
Система охлаждения мотоцикла
Система охлаждения мотоцикла предназначена для защиты двигателя от перегрева, в результате чего может произойти его разрушение, выход из строя или заклинивание. Традиционно, производители мотоциклов стремятся искусственно сдерживать температуру рабочего двигателя в пределах от 75 до 90 градусов. Эти величины являются оптимальными для продолжения срока службы трущихся деталей, которых внутри двигателя моет быть более 3 000.
Существует несколько видов систем охлаждения, отличающихся принципиально по схеме отвода излишней тепловой энергии. Это воздушное и водяное охлаждение мотоцикла.
Преимущества и недостатки воздушного охлаждения
С помощью готовых комплектов или изготовив самостоятельно, можно комбинировать воздушное охлаждение двигателя мотоцикла с водяным. Современные мотоциклы изготавливаются в большей степени с использованием водяного охлаждения по причине повышения комфорта мотоциклиста, большей стабильности работы двигателя внутреннего сгорания и защиты от перегрева.
Перед тем, как сделать охлаждение на мотоцикл Урал водяного типа, следует собрать все необходимые компоненты:
Процедура установки всех элементов системы достаточно проста, и для тех, кто знаком с устройством и принципом ее работы, не будет сложной. Установить радиатор необходимо под рулевую вилку, надежно зафиксировать и проверить, не мешает ли новый девайс управлению. Помпа теоретически может быть установлена в любом месте, однако чаще всего ее устанавливают для удобства сверху над двигателем на раме. Подойдет электрическая помпа от Газели.
Затруднительной может стать настройка термостата по показателям температуры. Температура цилиндра может быть меньше температуры головки, и важно установить датчики в правильных местах. От этого будет зависеть правильность и эффективность работы всей системы.
Существует также масляное охлаждение на мотоцикл, однако его задача в большей степени сводится к предотвращению попадания раскаленного масла в картер двигателя. Это продлит цикл работы залитого масла, однако не позволит достичь полноценного охлаждения до заданной температуры.