что такое публичная оферта в интернет магазине
Что такое оферта
Оферта — это предложение конкретных условий сотрудничества.
Предложение руки и сердца — это оферта определенному человеку создать семью с общим имуществом. Предложение товара на витрине — это публичная оферта купить этот товар в этом магазине на конкретных условиях. Договор на образовательные услуги в автошколе — это тоже предложение, можно согласиться с ним (акцептовать) или отказаться.
Оферты классифицируют по количеству адресатов.
Простая, или непубличная, направляется только одному человеку или компании. Например, студент хочет снять квартиру. Собственник пишет ему в мессенджере: «Квартира будет стоить 40 тысяч в месяц, заезжать можно с 15 марта».
Публичная — предложение для всех сразу.
Все, что лежит на полках в магазине, — публичное предложение купить товары любому, кто пройдет мимо. Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на витрине: покупателю предложили товар именно по такой цене и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.
Если на кассе покупатель начинает возмущаться, что товар стоил дешевле, и кассир предлагает не покупать товар, — это незаконно. Ценник — публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продает книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей.
«Не является публичной офертой» — что это значит
Сама по себе фраза не значит ничего. Эта фраза не отменит для ее автора обязанности продать товар по рекламируемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий. Так говорят суды.
Публичная оферта будет предложением заключить договор, если в ней указаны все условия этого договора. Для каждого договора они разные. Например, реклама «Каждое утро бургеры по 99 рублей» — публичное предложение, потому что сеть быстрого питания готова продавать большое количество одинаковых бургеров. Но реклама «Продаем гаражи за миллион рублей» публичным предложением не является — для договора купли-продажи недвижимости обязательно указание конкретного объекта.
Отличия от договора
Оферта — это предложение договориться, а договор — уже результат переговоров.
Оферта отражает позицию одного человека или одной компании и до ее принятия кем-то не создает никаких забот. Разве что надо быть готовым выполнить ее условия. Договор — это уже соглашение двух или нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях: каждая сторона должна будет что-то сделать.
Договор оферты — что это
На сайтах можно встретить конструкции «договор оферты» и «договор-оферта». Они ошибочные по существу, потому что смешивают разные понятия. Оферта — буквально дверь в договор, поэтому, скорее всего, перед вами просто предложение и вы вправе принять его условия или отказаться.
Как создать оферту и можно ли ее заключить
Чтобы создать оферту, нужно предложить кому-то конкретные условия будущего договора. Гражданский кодекс РФ не говорит, что такое предложение обязательно должно быть письменным. Например, уличный мастер по ремонту обуви может на словах предложить замену набойки за 300 рублей — это устная оферта. Но если будущие отношения сторон подразумевают письменный договор, то и предложение заключить его должно быть письменным.
Из-за путаницы в терминах возникают странные вопросы, например «Как заключить оферту?». Заключают договоры, а оферту создает один человек.
Как заполнить
Письменная оферта — это краткий или полноценный договор. Какой бы длины ни был документ, в нем должно быть четко указано, что вы предлагаете покупателю или клиенту и что хотите получить взамен. Например, «месяц английского за 4000 рублей» — это реклама образовательных услуг, а «английский с носителем языка, 8 групповых занятий в месяц за 4000 рублей» — уже публичная оферта на оказание образовательных услуг.
Что такое акцепт
Акцепт — это абсолютное согласие на полученное предложение.
Если абсолютного согласия нет, потребитель может поискать более подходящий вариант или начать переговоры. «Я готов сдать вам эту комнату за 10 тысяч рублей в месяц» — это оферта. «Хорошо, держите деньги» — это акцепт. «Давайте я буду платить вам 7 тысяч, а еще давать уроки игры на скрипке раз в неделю?» — это встречное предложение и начало переговоров.
Акцептовать оферту можно подписью под договором или своими действиями. Например, договоры на медицинские процедуры — типовые, а их акцепт — это подпись. Момент передачи денег за покупки в магазине — тоже акцепт в виде конклюдентных действий (в знак согласия с предложенными условиями покупки).
Как отказаться и можно ли расторгнуть
Все, кроме монополистов, свободны в заключении договора. Поэтому тот, кому поступило предложение, вправе отказаться от него: не выходить замуж или не покупать вещь. Для автора предложения ситуация сложнее: отказаться от оферты он может только сразу.
Если оферта публичная — товар лежит на полках, кредит предлагается с баннера, — продавец может изменить условия только для всех сразу: заменить ценники, снять баннер или убрать товар на склад.
Когда товар лежит на полке, любой человек может его купить в любых количествах, отказать ему нельзя и изменить цену прямо на кассе тоже. Если покупатель уже несет вещь на кассу, он купит ее по той цене, которую увидел. Если покупатель стоял у полки и на его глазах цена выросла в два раза, будет действовать новая цена.
Так и с договором: «Держите наш стандартный договор, мы обучаем на таких условиях, почитайте дома и подпишите, если согласны». На следующий день цена может вырасти для всех новых студентов, но не для того, кому уже сделали определенное предложение.
Особая категория — коммунальщики. Цены на газ и электричество устанавливаются на государственном уровне. То есть монополисты не могут сами изменить условия оферты — поднять цены или перестать продавать энергоресурсы.
С непубличной офертой ситуация похожая. Отозвать ее можно до или в то же время, как она получена адресатом. Например, отказаться от предложения можно так: «Я сдам вам эту квартиру. Хотя нет, не сдам, сам жить буду».
Если оферта не отозвана вовремя, расторгать в будущем придется уже договор. «Расторгнуть» саму оферту нельзя.
Образец оферты на оказание услуг
Счет-оферта
Если оферта — это предложение договориться, то счет — предложение заплатить за вещи или услуги.
Счет-оферта — это продолжение ценников или прайс-листа. Стороны могут обойтись без подписания отдельного договора, подразумевая существование единого публичного договора для всех покупателей. Например, в строительном магазине покупателю не обязательно ходить вокруг стеллажей с гвоздями и шурупами — он просит посчитать ему стоимость 10 кг гвоздей и 5 стамесок, а магазин выставляет покупателю счет-оферту. Если покупателя устраивают цены, он оплачивает счет и забирает подготовленный товар.
Ну теперь точно заставлю продавцов пробивать мне колбасу по цене с ценника.
А если цена указана на сайте и написано что-то типа «Оплата предложения на сайте означает принятие оферты», например речь о каких-нибудь услугах, типа игры в квест или вызова мастера. То может ли покупатель после оплаты отказаться от покупки и потребовать деньги обратно? Или это как оплатить товар на кассе и забыть его там? Потом попробуй, докажи, что ты его не забрал.
Тимур, Возврат денег за товар или услуги регулируется законом о защите прав потребителя, а принятие оферты это согласие с предложенными условиями. Грубо говоря, если вы сегодня оплатили товар в интернет магазине с доставкой через неделю, а завтра цена упала в 2 раза, то вы на момент доставки, не можете требовать, чтобы вам снизили цену. В обратную сторону это тоже верно, если цена, наоборот выросла, то вас это не колышет, вы оплачиваете по той цене, по которой покупали. Работа по оферте для сайтов нужна продавцу для уменьшения бумагооборота и упрощения бухучёта, это избавляет от необходимости подписания договоров/актов с клиентом. В противном случае интернет-магазину пришлось бы ежедневно распечатывать и подписывать договор с каждым клиентом и отправлять каждому на подпись, а покупателям соответственно сначала надо было бы дождаться и подписать договор, а затем ждать пока тот вернётся к продавцу. А так перечисляя деньги на счёт продавца вы подтверждаете согласие на получение товаров/услуг по условиям указанным на сайте, а продавец высылает вместе с товаром вам чек о получении денег, тем самым подтверждая выполнение своих обязательств, и соответственно если вы не заявляете о каких-либо претензиях, услуга считается оказанной, а товар соответствующим вашим пожеланиям. В итоге все довольны, вам не надо совершать лишних телодвижений и ждать, продавцу есть чем отчитаться перед налоговой. Ну а споры по поводу факта и качества оказанных услуг, это уже совсем другая плоскость, внимательнее читайте описание и условия указанные на сайте.
Применительно к облигациям, что такое срок оферты?
А если я купила курс по пошиву одежды, а в договоре оферты оговаривается условие, что я не могу передавать этот курс третьим лицам, разве он теперь не является теперь моей собственностью и я не могу распорядится им как мне хочется? Конечно речь не идёт о перепродаже, могу ли я его подарить?
а как быть, когда ты выбираешь товар через агрегаторов, переходишь по ссылке в магазин, видишь заявленную цену, начинаешь оформлять заказ и уже там не оказывается выбора купить товар по указанной цене без либо курьерской доставки, либо платной доставки до пункта выдачи? ты потратил своё время, вместо этого магазина ты мог перейти в другой с более низкою эффективною ценою точно такого же товара.
Как предупредить покупателей, что цена может измениться?
У меня интернет-магазин. Я веду его сам, без помощников. Работы много, не всегда успеваю обновлять сайт.
Правильно ли я понимаю, что нужно предупреждать покупателя, что карточка товара не является офертой? Как это сделать, чтобы все было по закону и суд в случае чего встал на сторону бизнесмена?
Вы правильно понимаете, что если в интернет-магазине указан товар и цена на него, то это публичная оферта. В этом случае вы должны предоставить покупателю именно такой товар и по той цене, которую указали на сайте. Чтобы снять с себя обязанность, вам надо оговорить это в пользовательском соглашении.
Пользовательское соглашение — документ, где прописаны права и обязанности владельца сайта и пользователей, их ответственность друг перед другом и третьими лицами. Это не оферта, но в него можно вписать ее условия. Расскажу подробнее
Что такое публичная оферта
Оферта — это предложение заключить договор на определенных условиях, которое адресовано одному или нескольким конкретным лицам.
Публичная оферта — предложение заключить договор на определенных условиях с любым, кто отзовется. То есть продавец адресует публичную оферту неопределенному кругу лиц и должен заключить договор с каждым, кто согласится на его условия.
Можно, конечно, не указывать в интернет-магазине цены. Тогда у продавца не будет обязанности продавать опубликованные товары. Но это не лучший вариант: если покупателю нужно прилагать усилия, чтобы узнать цену, скорее всего, он просто отправится к конкурентам.
Чаще всего интернет-магазины составляют пользовательское соглашение, в которое добавляют условия оферты. То есть прямо в соглашении прописывают условия купли-продажи товара, в том числе предупреждают, что цена может измениться.
Курс о больших делах
Как предупредить, что цена на сайте не окончательная
В законе нет определения пользовательского соглашения, но по своей сути оно похоже на договор присоединения. Условия такого договора определяет одна из сторон. Вторая может только принять эти условия, присоединившись к договору без оговорок и изменений, или же отказаться.
В пользовательском соглашении прописывают:
Там же можно указать элементы оферты:
Именно в пользовательском соглашении вам нужно однозначно сформулировать, что информация, указанная на сайте, может меняться. И что вы вправе отказаться продавать товар, если ситуация станет иной. Тогда получится, что опубликованные товары с ценами — это не публичная оферта, то есть вы не обязаны заключать договор купли-продажи с любым, кто обратится с заказом.
Приведу примеры таких формулировок.
Можно предусмотреть и другие условия, при которых вы не будете нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказа, например если на сайте случится программный сбой.
После изменения пользовательского соглашения советую настроить работу сайта так, чтобы покупатель мог отправить оплату только после того, как вы подтвердите заказ. Это поможет избежать массовых возвратов.
Что будет, если отменить заказ на устаревших условиях
Если вы предупредите, что цена и ассортимент могут измениться, то, получив предложение оформить заказ по новой цене, покупатель не сможет требовать продажи по старой. То же самое касается ситуации, когда покупатель заказал товар, которого уже нет на складе. В суде вы сможете сослаться на предупреждение, которое сделали в пользовательском соглашении.
Суды в таких вопросах нередко становятся на сторону магазинов.
Например, в Хабаровске суд отказал в иске мужчине, который хотел получить с интернет-магазина взыскание убытков, неустойки 1% за каждый день просрочки из основной суммы убытков, компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Мужчина заказал на сайте несколько товаров со скидкой 50%, но магазин отказался выполнить заказ — сообщил, что в день оформления заказа произошел технический сбой, на устранение которого потребовалось время. В результате на сайте были видны некорректные, значительно уменьшенные цены, и сотрудники магазина вынуждены были отменить заказы, в которых присутствовали товары с ошибочной ценой.
Но суд сказал, что поскольку стороны не достигли соглашения о цене товара, то договор не был заключен. И нет доказательств, что истец понес какие-либо расходы, ведь заказанный товар он не оплатил. А значит, нет оснований взыскивать с магазина какие-либо деньги.
И даже когда технического сбоя не было, а продавец изменил стоимость товара, суды могут встать на сторону продавцов. При условии, что покупателя заранее предупредили о такой возможности.
Покупатель в Пермском крае не смог получить душевую кабину. После оформления заказа ему позвонил сотрудник интернет-магазина и сказал, что такая модель душевой кабины в Пермь не доставляется. Кроме того, изменилась цена кабины. Сотрудник предложил купить кабину дороже, но покупатель отказался и сказал, что ожидает ранее оплаченного товара. Поскольку заказ интернет-магазин так и не исполнил, покупатель пошел в суд и потребовал продать кабину, выплатить неустойку, штраф и компенсацию морального вреда.
Суд первой инстанции встал на сторону продавца. Он отметил: если магазин указал на сайте, что стоимость товара и его описание — это ознакомительная информация, а не публичная оферта, то покупатель не может требовать продажи товара на старых условиях. Суд второй инстанции оставил вынесенное решение в силе.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Да постоянно на маркетплейсах (в частности когда один большой маркетплейс торгует сам) приходит такого рода односторонний отказ от исполнения договора купли-продажи по цене на сайте после оплаты (при этом ровно у этого же продавца может быть ровно этот же товар в наличии но дороже).
Правильно ли я понял из статьи, что одна строчка в оферте позволяет безболезненно собирать авансы, а потом мягко динамить покупателей в «срок возврата до 30 дней в зависимости от вашего банка», тем самым привлекая беcплатное финансирование?
Есть ли предусмотренная ЗоЗПП возможность мне как покупателю заставить магазин вернуться к исполнению договора вместо одностороннего возврата (если товар полностью оплачен)?
Alexander, вот да. Продавец покупателю ничего не должен, а деньгами его пользуется. При этом для оффлайн магазинов правила жёсткие, хотя там тоже часто просто не успевают перевесить ценники. Какая-то вопиющая несправедливость и недоработка в законе
Alexander, есть. Смотри решения по моему суду
Alexander, добавлю «обесценивающиеся на глазах авансы».
Alexander, не совсем. Обычно деньги списывают (именно трансакция, а не авторизация происходит) после того, как заказ был исполнен. Но есть исключения.
Максим,
тут я скорее несогласен и вот по какой причине:
Раз контрагент выдаёт чек на приход/аванс, то значит считает, что деньги взял.
+ от замены банковской карты на электронные платёжные системы ничего принципиально не меняется.
Да и не замечал что кто-то заморачивается именно полной двухстадийной схемой, если долгая доставка то обычно холд превращается в списание до фактической доставки.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Взыскать с ООО «ХХХХ» в пользу ХХХХХХХХХ неустойку за период с ХХ.02.2021 по ХХ.03.2021 в размере ХХХХХХХХХ рублей, компенсацию морального вреда 1 000 рублей, штраф ХХХХХХХХХ рублей.
Признать недействительными пункты 2.16, 2.16.1, 3.6 публичной оферты продажи товара физическим лицам через интернет магазин «ХХХХХХХХХ», являющиеся условиями договора купли-продажи от 27.02.2021, заключенному между ХХХХХХХХХ и ООО «ХХХ».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «ХХХ» в доход местного бюджета госпошлину за рассмотрение дела судом в размере 1 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Так что Анастасия Корнилова учите матчать )))))
Анастасия Корнилова Вы точно юрист?
Суды так то если они вменяемы встают на сторону покупателя если товар был оплачен в полном обьеме
Ибо у это ОБЯЗАНОСТЬ продавца следить чтобы не было технических сбоев и интерент магазин не продавал того что нет на складских остатках. Это как раз и входит в понятие риска предпренимательской деятельности
Мало того покупатель никак не может понять технический сбой это или промоакция
Таким образом у продаца есть обяазаность следить за корректность цен и остатков в своем интеренте магазине, а у покупателя нет обязоности узнавать промоакция это или нет
Кроме того согласно Гражданского кодекса продавец НЕ ИМЕЕТ ПРАВА РАСТОРГНУТЬ договор купли продажи
А данный договор в любом случае заключается НЕ позднее момента оплаты товара
Мало того я успешно выиграл суд и ПРИЗНАЛ ПУНКТЫ ОФЕРТЫ одной крупной сети ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ЗАКОНУ в части где эта сеть писала что МОЖЕТ ОТМЕНИТЬ ЗАКАЗ ЕСЛИ НА СКЛАДЕ НЕТ ТОВАРА
Решение устояло в Областном суде и ВСТУПИЛО В ЗАКОННУЮ СИЛУ
Так что Анастасия Корнилова вы точно юрист? )))))))
Мало того не хочу оскорблять Пермский суд но там явно сидят плохие судьи
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
«Осуществляя заказ через сайт продавца, истец, как покупатель, не была лишена возможности уточнить все необходимые сведения о приобретаемом товаре.
Таким образом, то обстоятельство, что истец, сформировав заказ, выразила намерение приобрести товар, само по себе не свидетельствует о заключении между сторонами договора купли-продажи на указанных условиях.»
Я не знаю что курили судьи Пьянкова Д.А. и её коллеги НО как оплата товара в ПОЛЬНОМ обьеме НЕ может свидетельствовать о заключении между сторонами договора купли-продажи на указанных условиях?
Ибо в новых правилах четко указано
Правила продажи товаров при дистанционном способе продажи
товара по договору розничной купли-продажи
13. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.
ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ СЧИТАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕННЫМ С МОМЕНТА ВЫДАЧИ ПРОДАВЦОМ ПОТРЕБИТЕЛЮ КАССОВОГО ИЛИ ТОВАРНОГО ЧЕКА ЛИБО ИНОГО ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ОПЛАТУ ТОВАРА, ИЛИ С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ ПРОДАВЦОМ СООБЩЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ О НАМЕРЕНИИ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ.
Указанное подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
Оферта зачем нужна и как составить
По закону обязан заключить договор с каждым покупателем.
Не пугайтесь сразу: если вы подробно описали товар на сайте, а клиент оформил заказ, считается, что договор вы заключили автоматически. Единственный недостаток этого варианта — описание на сайте не поможет, если с заказом возникнут проблемы и клиент предъявит вам претензии.
Пример: по закону, покупатель может вернуть товар, купленный в в течение 7 дней. Но если продавец об этом не предупредил, то срок увеличивается до 3 месяцев.
Поэтому важные условия доставки, оплаты, возврата и другие стоит прописать в договоре. И вы будете спокойны, и покупатели довольны — они будут знать условия работы заранее и станут воспринимать вас как надежного продавца.
Подписывать договор с каждым клиентом не нужно. Достаточно создать оферту, которая избавит вас от бумажной волокиты.
Сегодня мы разберемся, что такое оферта, чем она отличается от обычного договора, и попробуем составить простую и понятную оферту для по рекомендациям Главреда.
Что такое оферта и чем она отличается от договора
Оферта — это разновидность договора, который можно адресовать конкретному клиенту или группе клиентов (определение оферты в ГК РФ), а можно — сразу всем потенциальным покупателям Такая оферта называется публичной (определение в ГК РФ).
Иногда можно встретить словосочетание «договор оферты». Это неграмотно. Договор — это соглашение сторон, а оферта — всего лишь предложение заключить соглашение на определенных условиях.
Важно, чтобы условия были одинаковыми для всех клиентов. Если вы продаете сложный товар и предлагаете индивидуальные условия работы, публичная оферта не подойдет.
Оферта — предложение заключить договор с любым, кто отзовется
Чтобы оферта стала договором, клиент должен совершить акцепт — принять оферту. Для этого достаточно совершить любое действие, которое ясно укажет на согласие клиента с условиями договора. Например, выдать чек об оплате (ст. 438 ГК РФ и Правила дистанционной торговли).
Вы можете сами определить действие, которое должен совершить клиент, чтобы принять оферту. Это может быть регистрация на сайте, формирование заказа, оплата товара или подтверждение согласия с условиями оферты.
Как составить оферту для
Можно позаимствовать текст оферты на сайте другого изменив её под себя, или скачать шаблон (в интернете много вариантов, например такой образец). Ваша оферта в результате будет выглядеть примерно так:
Единственная проблема такого стандартного документа — покупателю сложно его воспринимать. Юридические формулировки, многочисленные повторения… Можно сделать проще и понятнее, при этом документ не потеряет юридическую силу. Если вы заботитесь о своих клиентах, попробуйте составить оферту человеческим языком. Дальше расскажем, как это сделать.
Разберемся, что написать в оферте, а потом попробуем составить этот документ для выдуманного Будем продавать, например,
По определению оферта должна содержать все существенные условия договора. Конкретного списка таких условий нет, все зависит от вашего товара или услуги и того, что вы считаете существенными условиями.
Мы выбрали несколько условий, которые снимают большую часть вопросов клиентов:
Перед тем, как добавить условие, изучите требования ГК РФ (гл. 30) к такому виду договоров, Правила дистанционной торговли и Правила продажи отдельных видов товаров. Если ваше условие уже прописано в законе, его не обязательно повторять, оно будет действовать по умолчанию.
Если условие уже прописано в законе, добавлять его в текст вашей оферты необязательно, оно действует по умолчанию
Теперь попробуем составить оферту для нашего выдуманного магазина в инфостиле. Подробно читайте о нём в статье Главреда «Инфостиль в документах», а мы выделим основную мысль:
Раскроем существенные условия, о которых мы сказали выше.
1. Продавец
В оферте нужно указать сведения о компании: название, ФИО директора, реквизиты банковского счета, контакты.
Чтобы клиенты не теряли время на чтение громоздкого вступления, поместите реквизиты, ФИО и контакты в нижней части оферты, а в начале можно написать всего одно предложение:
Магазин «Кролик» предлагает заключить договор на условиях оферты.
2. Покупатель
Вы можете продавать товары или услуги всем, кто откликнется на оферту, или определить свою целевую аудиторию более конкретно. Например, это могут быть только физические лица.
Если можете определить клиентов достаточно коротко, то объедините два пункта в одно предложение. Например, наш магазин продает брелоки только физическим лицам:
Магазин «Кролик» предлагает физическим лицам заключить договор на условиях оферты.
3. Товар или услуга
Клиент должен понимать, что и в каком количестве получит. Правила продажи отдельных видов товаров подскажут, какие сведения вы обязаны указать по закону. Если у товара есть особенности, укажите их.
Можно сослаться на каталог товаров или описание услуги на сайте и не перечислять все в оферте.
Предмет договора: продажа товаров через сайт www.myshop.ru. Описание товаров доступно в разделе «Каталог».
4. Условия покупки
Перечислите все, что может вызвать проблемы или непонимание со стороны клиента: цену, способы оплаты, условия доставки, обмена и возврата.
Не нужно повторять в оферте условия работы, если вы уже рассказали о них на сайте. Например, политика конфиденциальности, условия доставки. Дайте клиенту ссылку на страницу, где об этом уже написано.
В нашем магазине цены и способы оплаты можно посмотреть в каталоге, поэтому мы немного дополним последнее предложение:
Предмет договора: продажа товаров через сайт www.myshop.ru. Описание товаров, цены и способы оплаты доступны в разделе «Каталог».
Если вы используете один способ доставки для всех клиентов, добавьте его в оферту, но не забудьте об ограничениях. Например, если вы используете только самовывоз, то укажите время работы пункта выдачи.
Большое количество вариантов доставки — преимущество магазина. Если простого перечисления недостаточно, лучше создайте на сайте раздел «Доставка», как это сделали ArtFlash.me.
Пример описания условий доставки на сайте
Наш выдуманный магазин доставляет товар Почтой России. Сроки доставки определяются Почтой России, отвечать за срыв сроков тоже должна служба доставки.
Мы отправляем товар в течение 2 дней с момента оформления заказа. Товар доставляется Почтой России до указанного почтового отделения за дней. За срок доставки и отсутствие повреждений товара во время доставки отвечает Почта России.
5. Условия обмена и возврата, жалобы
Оферта должна четко прописывать максимальные сроки возврата, порядок действий покупателя, а также срок и порядок возврата оплаты продавцом.
Товар надлежащего качества можно вернуть в течение 7 дней с момента получения при полном сохранении товарного вида. Для возврата отправьте письмо на support@myshop.ru и укажите: номер и дату заказа, контактный телефон. Если хотите вернуть бракованный товар, приложите к письму фотографию, на которой хорошо виден брак. Наш сотрудник свяжется с вами в течение 24 часов. При выполнении этих условий мы вернем деньги или заменим товар в течение 3 рабочих дней.
Подумайте, как вы будете решать возможные конфликты. Объясните это клиенту.
Мы не хотим сразу идти в суд, поэтому попросим клиентов писать жалобы на электронную почту, и попробуем решить проблемы в течение 3 дней.
При возникновении жалоб досудебный порядок разрешения споров обязателен. Отправьте нам письмо на support@myshop.ru. Мы рассмотрим претензию и ответим вам в течение 3 рабочих дней.
Если будем судиться, то в суде города У.
Если договориться не получится, споры передаются на рассмотрение суда общей юрисдикции города У.
6. Сбор и хранение персональных данных
К этому пункту нужно отнестись очень внимательно. С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к статье 13.11 КоАп, которые ужесточили наказание за нарушение правил сбора, хранения и использования личных данных клиента. Подробнее можно почитать в нашей статье о персональных данных.
Кратко: каждый, кто собирает и хранит личную информацию клиентов, например, электронную почту или номер телефона, является оператором персональных данных. использует данные клиента, как минимум, для оплаты и доставки товара и отвечает за сбор, хранение и использование этих данных.
Принцип такой: нужно объяснить клиенту, какие данные вы собираете, как используете и храните, и получить его согласие.
Наш магазин просит указать свое имя, контактный телефон и адрес доставки, а также позволяет оплачивать товар с помощью платежной системы ЮKassa. Данные о банковских картах клиента собирает и использует платежная система, но мы должны предупредить об этом покупателя.
Покупатель согласен предоставить продавцу следующие персональные данные:
При оплате с помощью банковской карты клиент направляется на платежный сервис ЮKassa, который отвечает за обработку и сохранность данных банковской карты клиента.
Данные клиента используются для оплаты заказа и для доставки товара.
Лучше, если вы подготовите отдельный документ, например, с помощью нашего шаблона «Политики конфиденциальности» и сошлётесь на него.
Если у вас уже есть Политика конфиденциальности, то смело вставляйте в оферту ссылку на документ.
7. Изменение оферты
Оферта — это предложение заключить договор, поэтому вы можете менять условия, когда захотите: добавлять или исключать способы доставки и оплаты, менять цену и т.д. Изменения коснуться новых клиентов, а старые будут работать с вами по старому договору.
Магазин вправе изменить оферту по своему усмотрению. Изменения вступают в силу с момента публикации на сайте www.myshop.ru.
Если вы продаете товар или услугу по подписке — это неудобно. Чтобы изменения коснулись старых клиентов, нужно написать в оферте, как клиенты будут принимать новые условия. Например:
Продавец может изменить оферту и договор. Об изменениях клиент узнает по электронной почте, которую оставил при заказе, как минимум за 5 дней до вступления в силу нового договора. Если клиент не прислал отказ от новых условий, договор считается заключенным.
Пример оферты
Магазин «Кролик» предлагает физическим лицам заключить договор на условиях оферты.
При оплате с помощью банковской карты, клиент направляется на платежный сервис ЮKassa, который отвечает за обработку и сохранность данных банковской карты клиента.
Наш магазин вымышленный, поэтому реквизитов здесь не будет 🙂
В одной странице текста покупатель сможет найти ответы на большинство вопросов: что вы продаете, как купить и получить товар, насколько вы надежный продавец. Вы же защитите себя от непредвиденных последствий, зафиксируете свои права и обязанности.
Мы описали основные пункты, которые можно включить в оферту. Если ваш бизнес требует добавить еще пару условий — добавляйте, но постарайтесь сделать это понятным и простым языком.