что такое пуанты в балете
Тайны балетных пуантов
| (32536) |
| (0) |
| (0) |
| (0) |
Итак, пуанты заслуживают отдельного разговора о себе. Что скрывается за их атласной оболочкой? Сколько тренируется балерина, чтобы уверенно стоять на пуантах? Кто придумал это чудо и впервые опробовал?
Происхождение
Французское слово pointe используется для обозначения кончиков пальцев ног. Говоря о том, что балерина «танцует на пуантах» подразумевается положение, когда она опирается не на всю стопу, а только на кончики пальцев. Отсюда и название специальной танцевальной обуви.
История русского балета говорит о том, что позиция «на пальцах» появилась лет на 20 раньше, чем в балетный обиход вошли туфельки-пуанты. Впервые положение «на пальцах» ввел знаменитый балетмейстер Дидло в спектакле «Зефир и Флора», который он поставил в 1808 году, работая по приглашению в России. И очевидно, первой исполнительницей «танца на пуантах» можно считать Марию Данилову, игравшую партию в этом балете. Однако, сами туфельки-пуанты появились чуть позже и не в России.
Первый шаг на пуантах Впервые воспользовалась прототипом современной балетной обуви итальянская балерина Мария Тальони в 1830 г. Будучи дочерью знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, она стала ключевой фигурой эпохи балетного романтизма, основанной отцом.
Интересно, что Мария по оценкам критиков того времени практически не обладала данными для балета – была худощава, довольно высока, имела плоскую грудь и длинные конечности. Этому можно лишь удивляться, ведь сегодня именно такое телосложение считается идеальным для балерины.
Филиппо Тальони создавал балеты, в которых хотел добиться необычайной легкости и воздушности, и потому дочери пришлось отказаться от корсетов, украшений, тяжелых юбок и танцевать в невесомой пачке-шопенке. В стремление к летящему образу и высоким «полупальцам» и были созданы первые пуанты.
Безупречное «устройство»
Пуанты выполняют свои функции за счет многослойности жесткой носочной части – «коробочки», которая создает упор, позволяющий балерине стоять на пальцах.
Первые пуанты имели пробковую «коробочку», жесткую и неудобную. Сегодня она состоит из шести слоев текстиля и обычной мешковины, склеенных между собой по принципу папье-маше. Этот упор очень быстро «приформовывается», разнашивается, приобретая форму пальцев танцовщицы, и туфелька становится как бы продолжением ноги.
Иногда за один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов (ломаются стельки), все зависит от интенсивности танца. В месяц приме-балерине требуется не менее 30 пар. Впечатляет тот факт, что знаменитая Ольга Спесивцева, блиставшая в Мариинском театре еще до революции, «станцовывала» за сезон более 2 тысяч пар на репетициях и спектаклях.
Верх пуантов шьется из атласа и бязи телесного цвета, дабы создать иллюзию единства ноги и обуви. Атлас нежного персикового цвета не бликует под софитами, идеально выполняя свои функции. Бязь, как самая гигиеничная ткань, позволяет сохранять здоровье ног, предупреждая образование грибка. Это очень важно, т.к. ноги балерины после спектакля или интенсивных занятий становятся абсолютно мокрыми.
Подошва изготавливается из натуральной кожи. Жесткость же пуантов регулируют стельки различного типа: для классической техники и для переката на стопе. Выпускают пуанты нескольких моделей со стельками разной жесткости: мягкие (S), средние (М) и жесткие (Н), а также супермягкие (SS) и супержесткие (SH).
Ну и конечно, неотъемлемая часть пуантов – романтичные ленты-завязки, которые по традиции пришивает сама балерина.
Трудно поверить, но для изготовления одного пуанта требуется около 54 деталей и более 100 операций. Конструкция настолько совершенна, что хороший пуант, надетый на колодку, самостоятельно стоит на носке («пятачке»).
Как пуанты влияют на здоровье танцовщицы?
Внешне безобидные туфельки по признаниям балерин являются настоящим пыточным инструментом. Несмотря на то, что для изготовления современных пуантов используется специальный клей, позволяющий «коробочке» быстро принимать форму стопы, мозоли и стертые в кровь ноги – обычное явление.
Начинающие балерины встают на пуанты с 10-11 лет. Не без оснований считается, что более ранняя постановка на пуанты крайне небезопасна для детского скелета.
Чтобы начать танцевать простейшие па «на пальцах» приходится осваивать пуанты несколько месяцев и даже годы. За несколько лет общения с такой узкой и жесткой обувью стопа неизбежно деформируется, например, из греческого типа в римский.
Эталон ««Grishko»
Две самые известные фирмы, производящие пуанты – российская «Grishko» и американская «Gaynor Minden».
«Гришко» до сих пор изготавливаются на 80-90 % вручную и только из натуральных материалов.
В «Gaynor Minden» используется специальный пластик, делающий танцевальную обувь удобной и долговечной. Но, как оказалось, при всем удобстве американских пуантов они слишком широки, что постепенно приводит к неправильному формированию суставов пальцев и стопа в них не работает должным образом, отсутствует развитие подъема и силы стопы столь важные для балерины. Именно в этих моделях у многих танцовщиц происходит почернение ногтевой пластины и повреждения пальцев ног, стопы и ахиллова сухожилия.
Российские пуанты считаются самыми-самыми во всем балетном мире. Во времена Советского Союза, отправляясь за границу на гастроли, артисты десятками вывозили их на продажу, наряду с икрой и водкой.
Сегодня пуанты «Гришко» по оценкам специалистов остаются вне конкуренции. Клей варится только из натуральных компонентов, ткани – натуральный атлас и бязь, подошва вырубается из натуральной кожи. Существует шутка, что пуанты от «Гришко» можно съесть без особого вреда для здоровья. Мастера, как и прежде, собирают туфельки на собственных коленях, чтобы лучше чувствовать ткань и колодку.
Нежно-персиковые туфельки за свою историю видели самые красивые стопы и самые стройные ножки, и, конечно, самый восхитительный в мире танец.
Сложно представить себе на сцене балерину без пуантов. Эта специальная обувь помогает добиться совершенства в пальцевой технике – главном разделе изучения классического женского танца. Балетные туфельки стали неотъемлемым атрибутом, позволяющим зрителю воспринимать действие на сцене как нечто неземное, возвышенное, несвойственное простому человеку.
Что такое пуанты
Профессиональная узкоспециализированная обувь, которая своим появлением значительно облегчила жизнь балеринам – пуанты. В переводе с французского языка этот термин означает «острие», «кончики пальцев». Другие названия изделия – колки, каски, пальцевые туфли. Балетные тапочки должны идеально сидеть на ноге, так как танцовщицы в них проводят большую часть своей профессиональной жизни. Начинающие примы могут использовать чешки или балетки, сделанные из хлопчатобумажной ткани с укрепленной стелькой и задником. Это недорогие варианты обуви для ежедневных тренировок.
История
Французское выражение sur les pointes означает «танцевать на кончиках пальцев». В свое время балерины выходили на сцену босыми или исполняли танец, становясь на верхушки пальцев. В результате ступня подвергалась чрезмерной нагрузке, что приводило к травмам, растяжениям, вывихам. На смену такому способу пришла идея создания специальной поддерживающей обуви.
Первой балериной, вышедшей на сцену в пуантах, была Мария Тальони. Пробные экземпляры изделий придумал ее отец Филипп Тальони в начале ХIХ века в Италии. Затем танцевальную обувь стали дорабатывать, видоизменять, экспериментируя с материалом. Для жесткости в носок обычной обуви подкладывали пробку, но такой способ еще больше травмировал ноги. Затем стали использовать вложенную мягкую ткань или шерсть, что уменьшало нагрузку на ступню. Такая обувь не держала форму, быстро приходила в негодность, но помогала балерине легче вставать на пуанты.
Производители продолжали придумывать новые конструкции, вкладыши, дополнительные стельки. Пробовали вместо клея использовать гипс, но такую обувь было сложно размять. Затем в обиход вошли кожаные сандалии с ремешками, закрепленными на ноге. Сейчас пуанты балерины изготавливают ручным или механическим способом. Известные производители: Grishko (российская компания) и Gaynor Minden (американская фирма).
Из чего состоят
Изготовление пуантов – это целое искусство. Балетные туфельки состоят из 54 элементов, соединенных и идеально подогнанных по ноге. Верх изготавливается из бязи или атласа телесного цвета, что создает иллюзию единства ноги и обуви. Атлас не образует бликов от света прожекторов. Бязь сохраняет здоровье ног балерины, впитывая влагу и предупреждая образование грибка: после выступлений и тренировок у танцовщиц ноги становятся абсолютно мокрыми.
Строение обуви для балета:
Как делают пуанты
Изготовление балетных туфелек – самая сложная технология в обувном производстве. Здесь должно быть продумано все до мелочей и подобрано индивидуально: степень открытости, жесткости, полноты, подъема. В России туфли балерины изготавливаются только вручную, в Европе – механически. Профессионалы за смену собирают до 12 пар пуантов. В работе используют пластиковую колодку (раньше она была деревянная).
Технология производства балетных туфель:
Использование пуантов
От интенсивности нагрузки зависит, как долго будут использоваться балетные тапочки. За одно выступление танцовщица может сменить несколько пар, при этом для определенной техники исполнения требуется использование разной обуви. Перед выступлением балерина проделывает всевозможные манипуляции, чтобы подготовить свои балетные туфли:
Сколько стоят пуанты
Обувь балерины подбирается индивидуально. При этом красота и оригинальность дизайна относятся не к самым главным параметрам. Сначала обращают внимание на жесткость стельки, коробочку, закрытость, полноту, размер пяточки, вырез. Самые востребованные модели выпускают фирмы Sansha, Grishko, Русский балет, R-class, Bloch. Если вас интересует, где купить пуанты, обратитесь в официальные магазины производителей или закажите в интернете у дилеров. Стоимость некоторых моделей в Москве:
Пуанты – рабочая обувь балерин
Фото автора Anna Tis: Pexels
Что дает возможность танцевать на кончиках пальцев и почему инновации – это не всегда плюс?
«Балерины на сцене порхают на кончиках пальцев и неизменно вызывают вопрос у зрителей: как они танцуют на носочках? Специфика балетного танца строится на легких переходах с ноги на ногу, на постоянном ощущении полёта, стремительном вращении и бесшумном приземлении». Автор этих слов – действующая балерина, ведущая солистка театра, носившая самые разные пуанты, Елизавета Таранда. Опираясь на свой семнадцатилетний опыт обучения классическому балету и работы в театре, балерина поделилась своими наблюдениями.
Балет – это демонстрация эстетики танца, совершенства линий танцовщиков и танцовщиц. Особую роль всегда играют стопы. Балерина может быть маленькой, высокой, любой национальности и цвета кожи, но стопа, вернее подъем, изгиб стопы должен быть обязательно. Свод стопы всегда плотно обтянут тканью туфельки, максимально выгодно демонстрируя красоту ноги. Долгие восемь лет танцовщицы отрабатывают тысячи подъемов на полупальцы, прыжки, для того чтобы голеностоп был сильным и красивым. Когда пуанты только появились, балерины едва-едва приподнимались на носочки – туфельки были из атласа и практически никак не держали стопу. Сейчас туфелька состоит из нескольких сборных деталей, которые позволяют удерживать стопу в определенном положении, а внутри есть специальный стакан из прессованной ткани или пластика, который не даёт основанию стопы излишне двигаться.
Все видоизменения танцевальной обуви связаны прежде всего с историей. Ещё Жозефина, жена Наполеона Бонапарта, совершила свою модную революцию, надевая на балы атласные туфельки без каблука, подвязывая их лентами. Танцовщицы немного укрепляли носочек туфельки и на долю секунды приподнимались на кончики пальцев, кружась в танце.
По свидетельствам театральных знатоков, первыми исполнительницами движений sur les pointes des pieds стали две француженки Женевьев Гослен и Фанни Биас, а также итальянка Фортуната Анджолини.
Безусловной основоположницей танца на пуантах стала Мария Тальони, станцевавшая целиком балет «Сильфида» в хореографии своего отца Филиппо Тальони 12 марта 1832 года, приподняв эстетику танца на качественно новый уровень. Этому способствовали и многие хореографы, авторы шедевров, которыми мы наслаждаемся и по сей день. Для воплощения в жизнь всех их хореографических замыслов требовалось развитие обувного дела. Одним из первых стал итальянец Сальваторе Капецио, открывший обувное ателье на Бродвее, судьбоносный визит к которому приписывают балеринам Анне Павловой и Анджелине Пэссоун. Именно с их мерок началась эволюция атласной тряпочной туфельки в балетную обувь с прочной кожаной стелькой и стаканом из пробки, окружающим пальцы ног.
В 30-е годы прошлого века в Лондоне своё первое производство открыл обувной мастер Фредерик Фрид, а в Австралии примерно в это же время русский эмигрант Якоб Блок стал добавлять в клей для пуант винил, чтобы они не теряли жесткости из-за влажного климата и жары.
В России при Большом театре существовали свои мастерские по изготовлению костюмов, аксессуаров и балетной обуви. Каждая балерина имела свою личную модель, по которой с учётом индивидуального строения стопы шились пуанты. Великие мастерские славились скрупулёзным подходом, идеальной посадкой обуви и практически полностью ручным трудом. За спектакль балерина приводила в негодность до трёх пар. Классические спектакли всегда были масштабными: по три-четыре акта, в которых были нужны более жесткие туфли для вращений, чуть более мягкие для прыжковых сцен, а также универсальная пара. Любой классический спектакль сложен в исполнении, так как является набором движений, связок, хореографических рисунков. На гастроли театра пуанты шли отдельными коробками.
Для каждой балерины делалась индивидуальная колодка по меркам стопы, которая за ней закреплялась, и можно было что-то корректировать, не прибегая к новым обмерам. В мастерских театра ткань персонально вымерялась и подписывалась. При изготовлении слои ткани накладываются на колодку, укладываясь друг на друга и образуя складки. Потом их закрепляют гвоздем, а сверху промазывают клеем.
Пятачок формируется из пяти слоев: первый – плотная бязь, остальные четыре – холстина. Клей варится самый обыкновенный: из муки, воды и специального вещества. После всех манипуляций туфельку выворачивают на лицевую сторону и снова надевают на колодку. Гвоздем вымеряется глубина основного выреза и высота боковых вырезов. Внутреннюю стельку изготавливают из плотной толстой кожи. С обратной стороны дублируют для жесткости прессованной картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. Пластину можно сделать жестче или мягче. Дальше пластина крепится к стельке, а затем целиком промазывается клеем ПВА и вклеивается внутрь пуанта. Полностью собранный туфель вновь надевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея.
Фото с фабрики Grishko.
Техника ручной работы сохранилась и пережила несколько перерождений с брендом Grishko в 1988 году. Специально обученные мастера и технологи собирают вручную на фабрике тысячи пар обуви.
В Grishko пуанты изготавливают двумя методами, которые отличаются по принципу крепления тканевой заготовки верха к кожаной подошве: алтанным и прошивным. Алтанный метод считается классическим, поскольку им пользуются с XVIII столетия. Он предусматривает невидимый шов между подошвой и заготовкой, который делают вручную. Во втором случае подошву пришивают на швейной машинке.
Пуанты, собранные вручную, в силу натуральности материалов дают возможность постепенно и кропотливо развивать и разрабатывать голеностоп. Сопротивление подошвы оказывает необходимую нагрузку, вследствие чего нога балерины тренируется постепенно. Для учащихся балетных училищ предпочтительнее занятия в обуви из натуральных материалов без новомодных пластиковых стелек и стаканов.
Основным конкурентом Grishko на рынке балетной обуви стала американская марка Gaynor Minden. Заменив традиционные материалы, из которых изготавливаются пуанты, на современные и высокотехнологичные, фирма создала пуанты, которые крепко держат стопу в одном положении. Стельки и коробочки этих пуантов сделаны из термопластических эластомеров – синтетических материалов, обладающих необыкновенной прочностью, гибкостью и износостойкостью.
Классические пуанты изнашиваются за две недели интенсивной носки, американские же служат месяцами и даже годами при должном уходе. Купив одну пару, можно забыть о сломанной стельке и изношенном пятаке: все материалы, включая внешнюю ткань, очень прочные, пуанты можно даже стирать.
У этой марки есть три вида стакана – маленький, средний и широкий – а также четыре вида жесткости. В государственных компаниях (театрах) танцовщиков обеспечивает обувью и минимальным количеством трико. В компаниях поменьше танцовщики покупают обувь и все принадлежности (трико, аксессуары для волос, мягкие балетные туфли, ленты и резинки, репетиционную одежду) сами. Модели можно заказать по индивидуальным меркам. Раньше театры тратили огромные суммы на обеспечение артистов пуантами, а с появлением американских туфель финансовый вопрос был решен, и всех балерин переобули. Классическая пара ручной работы стоит 2000 – 3 000 тысячи рублей и служит в среднем 2 недели при интенсивной носке на репетициях и спектакле. Американские туфли в зависимости от курса стоили вначале 6000 рублей, сейчас их стоимость равняется 12 000 за пару.
Существуют целые группы перекупщиков и перепродающих лиц, так как магазины, располагающие полным размерным рядом, находятся в Европе и Америке.
Несмотря на удобство, у многих балерин появились проблемы с ногтями: они стали трескаться, синеть, как от ушиба, нередко стал появляться грибок ногтей, и практически у всех стабильно болели ногти и появлялась громадная мозоль внизу ахилла. Эти туфли не развивают правильный вскок на пуант и хороши только для профессиональных и опытных артисток.
«Много работая в этой обуви, я перенесла все вышеперечисленные «радости». Конечно, удобство работы и более-менее долгая жизнь туфель – несомненные плюсы этой марки, но я с огромным удовольствием переобуваюсь в классические пуанты и сразу же чувствую, что, несмотря на большую нагрузку на работе, стопы отвыкли трудиться. В пластиковом пуанте они находятся, как в специальном сапоге, который не даёт возможности напрягаться мелким мышцам. Именно поэтому травматизм у младших классов в этой обуви значительно выше, чем в классической. Последнее время я и мои коллеги обмениваемся замечаниями о сильном ухудшении качества. Туфли стали ломаться очень быстро, нитки лопаются, ткань сечется. Постепенно, возможно, всем придётся вернуться к старой доброй традиции, как в советское время, возить коробками пуанты на гастроли».
С появлением этой марки, все бренды-производители стали искать способы продлить срок службы своих моделей.
Бренд SanSha был первым, кто предложил танцовщицам пуанты с раздельной подошвой, подчеркивающей изгиб стопы. В дальнейшем марка разработала модели туфель, соединяющих в себе натуральные и синтетические материалы, поэтому поклонники этой марки могут варьировать использование моделей от одного производителя.
Стоит отметить, что пуанты SanSha, наряду с Grishko и R-Class, являются эстетически более элегантными. Дело в том, что испокон веков традиционными в балете были узкий кончик туфельки и изящный вырез. Появление американской марки изменило стандарты красоты: нога балерины обрела поросячий пятачок, который танцовщицы обшивают по кругу плотной ниткой, отчего и без того широкий мыс становится уродливым и громоздким. Вместе с тем техника движений и стилистика изменились: балерины стали делать больше оборотов вокруг своей оси, для чего требуется большая площадь опоры.
Ещё одной бедой классических моделей была и будет их шумность. Американские туфли снизу подбиты поролоновой подложкой, за счёт которой пуанты стучат меньше, (но швы расходятся на подошве гораздо быстрее). Помимо прочего, постирать или помыть вышеперечисленные марки невероятно сложно. Если туфель запачкан, то его можно почистить лишь щеточкой и запудрить. Американские туфли можно аккуратно вымыть. Крайне редко кто-то сочетает американские туфли с какими-либо ещё: стопа привыкает, а удобство в уходе добавляет очков в их пользу.
В 2012 году компания спортивной одежды и обуви Nike разработала дизайн спортивных пуантов, в которых балерина могла бы себя чувствовать, как в удобных кроссовках, но до запуска в производство дело не дошло, хотя идея была оригинальной.
«Подводя итоги обзора балетной обуви и конкурирующих марок в этой сфере, стоит посоветовать классические модели для начинающих балерин, а пластиковые – для большой сцены. Здоровье и профессионализм важнее мнимой экономии».
(8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
⌛ Нет времени на web-сайты? Попробуйте наш Telegram и не забудьте про Instagram, Facebook, Вк и Twitter