что такое птичий короб
Хоррор «Птичий короб» про людей, которые вынуждены жить с закрытыми глазами, стал мемом
На Netflix вышел хоррор «Птичий короб» по одноименному роману Джоша Маллермана с Сандрой Буллок и Джоном Малковичем в главных ролях. Сюжет фильма незамысловат: молодая мама Мэлори (Буллок) пытается добраться до безопасного места вместе с двумя детьми. Это не так просто: мир захватили монстры; не имеющие никакой конкретной визуальной оболочки, они способны сводить людей с ума (взглянув на них, люди совершают суицид). Чтобы спастись, герои передвигаются исключительно в повязках и учатся воспринимать действительность на слух. Вычислить приближение монстров им помогают коробки с птицами (отсюда и название фильма). Если птицы начинают щебетать — жди беды.
«Птичий короб» для Netflix экранизировала датский режиссер Сюзанна Бир, а адаптацией романа занимался сценарист Эрик Хайссерер, получивший в 2016 году номинацию на «Оскар» за «Прибытие».
Фильм получился мрачным и действительно страшным, однако неожиданно вызвал массу шуток и мемов в соцсетях. Чтобы посмеяться над ними, необязательно смотреть саму картину (достаточно описания и трейлера), но, поверьте, после просмотра вам будет еще смешнее:
«Сломалась ветка. Реакция Мэлори»
«Мэлори каждый раз, когда птицы сходят с ума»
«Мэлори тащит детей через лес»
Монстры: «Кто это там разговаривает с твоим мужчиной?»
Моя реакция:
The creatures: «Who’s that talking to your man?»
«Реакция мальчика и девочки, когда Мэлори говорит им, что кто-то из них должен снять повязку и посмотреть»
girl and boy lookin at each other when malorie says «one of you have to look’ #BirdBox pic.twitter.com/gPo7U0hNae
«Реакция людей, когда девочка вызывается посмотреть»
Были и не совсем политкорректные шутки о том, как в мире «Птичьего короба» живется слепым людям:
Все: *умирают*
Слепые люди:
«Птицы при приближении монстров»
«Птичий короб, Netflix Original, 2018»
Люди стали надевать повязки и косплеить героев «Птичьего короба»:
«Когда на улице рождество, а ты только что посмотрел «Птичий короб»
Люди, которые смотрели «Птичий короб» и поняли все шутки:
«Когда ты наконец-то посмотрел «Птичий короб» и теперь все понимаешь»
Spoilering
все то, что вы, возможно, не хотели знать )
Птичий короб (Bird Box, 2018)
Фильм начинается со следующей сцены: женщина по имени Мэлори Хейз (Сандра Буллок) говорит двум детишкам с необычными именами — Мальчик (Джулиан Эдвардс) и Девочка (Вивьен Лира Блэр), что им предстоит опасный сплав по реке, подчеркивая необходимость не снимать повязки с глаз, когда они будут снаружи. Мэлори хватает коробку с птицами и выводит детей из дома. Они пробираются по тропе до пирса, садятся в лодку и отчаливают.
Пятью годами ранее.
Художницу Мэлори Хейз, находящуюся в положении, навещает сестра Джессика (Сара Полсон). Телевизор транслирует новостной репортаж о необъяснимых массовых самоубийствах, которые начались в Сибири и сейчас распространяются по всей Европе. Джесс замечает картину Мэлори, которая, по ее словам, символизирует «отсутствие связи», но Джесс говорит ей, что это не будет так с ребенком. Затем сестра предлагает подбросить Мэлори к врачу.
На приеме у доктора Лэпхэма (Парминдер Награ) Мэлори с Джесс шутят об алкоголе во время беременности. Лэпхэм не находит их комментарии смешными и предлагает Мэлори альтернативу: позволить кому-нибудь усыновить её ребенка, если она чувствует, что не готова к такой ответственности. Выйдя из офиса, Мэлори и Джесс замечают женщину, мимо которой проходили ранее. Та ведет себя странно, а именно бьется головой в стеклянное окно. Таким образом они понимают, что новости не врут, а недуг накрывший Европу и Сибирь теперь распространился и на Америку. Они выбегают на улицу, как раз в тот момент, когда вокруг начинает разворачиваться полнейший хаос: люди крушат свои автомобили. Джесс садится за руль и какое-то время везет сестру, пока глаза первой не приобретают странный цвет, а сама девушка кажется напуганной чем то, что видит только она. Она отчаянно продолжает движение, Мэлори пытается удержать ее на дороге, но машина переворачивается на крышу. Они выживают, но Джесс все еще находится в трансе, а Мэлори может только наблюдать, как ее сестра встает и преграждает дорогу мчащемуся грузовику.
Женщина по имени Лидия (Ребекка Пиджон) выбегает из дома, чтобы помочь Мэлори, несмотря на то, что её муж Дуглас (Джон Малкович) противится акту доброй воли, беспокоясь за их безопасность. Прежде чем Лидия успевает помочь Мэлори подняться, её сознание начинает мутнеть, как будто голос матери призывает её залезть в горящую машину, которая через мгновение взрывается. Мужчина по имени Том (Треванте Роудс) помогает Мэлори подняться, и они вместе забегают в дом. За ними следует полицейский по имени Люси (Роза Салазар). Также здесь находится Грег (Б.Д. Вонг) – владелец дома, Чарли (Лил Рел), Феликс (Машин Ган Келли), Шерил (Джеки Уивер) и парочка – Джейсон (Тейлор Хэндли) и Саманта (Эми Гуменик). Последние двое покидают дом, когда по телефону слышат, как их сын говорит, что он в опасности.
Остальные жильцы делятся друг с другом информацией об этой таинственной силе, учинившей происходящее безумие. Чарли делает предположение, что сущность вызвана демонами, которые принимают форму глубочайшей грусти или величайшей потери. Все соглашаются с тем, что сущность невидима, но открывая ей свои глаза, ты впускаешь её в себя и можешь совершить самоубийство. Мэлори отходит от группы, Том следует за ней, чтобы утешить её. Мэлори рассказывает ему, что случилось с Джесс. Затем группа закрывает двери и обклеивает газетами окна, чтобы нельзя было посмотреть на улицу.
Шесть часов на реке.
Мэлори с детьми продолжают сплавляться по реке в потемках. Мэлори пытается связаться с людьми по радио, когда вдруг она улавливает присутствие существа, которое шепчет ее имя.
Возвращаемся в прошлое.
Выжившая по имени Олимпия (Даниэль Макдональд) стучится и умоляет, чтобы её впустили в дом. Дуглас пытается помешать компании в открытии дверей, а Мэлори на всякий случай хватает винтовку и встает на изготовку. Олимпию осторожно впускают в дом. Обнаруживается, что она тоже беременна.
Далее Грег предлагает наблюдать за тем, что происходит снаружи, используя камеры наблюдения, размещенные на фасаде дома. Он садится перед монитором, ожидая увидеть что-то и в какой-то момент на экране что-то проявляется. Через мгновение остальные слышат стук, доносящийся из комнаты наверху. Они бросаются на шум, а открыв дверь наблюдают, как Грег опрокидывается на стуле и разбивает голову о край стола насмерть. Остальные разбивают монитор компьютера вдребезги.
Позже ночью Олимпия остается наедине с Мэлори и интересуется, как бы она назвала своего ребенка, однако Мэлори не склонна к общению и просто хочет, чтобы ее оставили в покое. Проходя по коридору в туалет, Мэлори слышит какой-то шум, но обнаруживает, что это просто Люси и Феликс «развлекаются».
Четырнадцать часов на реке.
Снова переносимся в дом.
У группы закончилась еда, и они осознают, что помощь не придет. Мэлори, Том, Дуглас, Люси и Чарли собираются вместе, чтобы отправиться в супермаркет, где раньше работал Чарли, пока все не пошло наперекосяк. Они закрашивают окна автомобиля и используют GPS, чтобы двигаться вслепую. На дороге они чувствуют, что едут по трупам, но пытаются это игнорировать. Затем GPS начинает предупреждать о возможности столкновения со всех сторон – таинственная сущность окружает их. Однако Тому все-таки удается отвезти их от зла подальше. Они высаживаются в магазине, где набирают столько еды, сколько могут унести.
Мэлори видит птиц, которых она решает взять с собой в качестве домашних питомцев. Внезапно они слышат голос бывшего коллеги Чарли с прозвищем «Рыбные палочки» (Мэтт Леонард), запертого в морозильнике. Он умоляет, чтобы его выпустили. Когда группа приоткрывает дверь, он начинает рассказывать о том, как прекрасна сущность, что её нужно узреть. «Рыбные палочки» выходит из себя, в то время как Люси, Том и Дуглас пытаются сдержать его. Чарли заглядывает в глаза коллеге, видит сущность и, понимая, что уже обречен, бросается на агрессора. Они оба оказываются запертыми в морозильнике. Чарли пожертвовал собой, позволив остальным вернуться домой. В отдалении слышится голос «Рыбных Палочек» с просьбой выпустить его на свободу.
Той же ночью у Мэлори с Дугласом завязывается недолгий разговор по личным вопросам и переживаниям. Внезапно герои слышат звук двигателя автомобиля. Они бегут в гараж и обнаруживают, что её уже и след простыл, как и Люси с Феликсом.
24 часа на реке.
Мэлори перестает грести, желая передохнуть. Когда она вновь берется за дело, лодка сталкивается с затонувшим грузовиком, и Мальчик выпадает из лодки, но Мэлори вытаскивает его и пытается отогреть. К несчастью, еда и одеяла смыло течением, поэтому она делает все, что в её силах. Мама оставляет детей в лодке и направляется в лес на поиски пищи. Она входит в здание, где слышит шум и видит, как предметы движутся сами по себе под воздействием таинственной сущности. Мэлори удается выбраться из здания, но сущность преследует её, продолжая шептать ее имя. Мэлори стреляет из пистолета наотмашь. Девочка слышит выстрелы и покидает лодку, чтобы помочь Мэлори, но последняя успевает перехватить её у самой лодки, после чего Девочка получает порцию ругани за непослушание, ведь было указание не вылезать из лодки ни при каких обстоятельствах.
В прошлом.
Том рассказывает Мэлори про свою службу в Ираке, о том, как он со своими товарищами шли за человеком, провожающим своих детей в школу посреди всего творившегося вокруг хаоса. У двоих из них даже появились чувства друг к другу.
Олимпия, не посоветовавшись с компанией, впускает отчаявшегося в дом человека по имени Гэри (Том Холландер). Остальные жители на взводе, с подозрением изучают и допрашивают Гэри. Он рассказывает остальным, что сбежавшие пациенты психбольницы явились за ним и его другом, пытались принудить их обоих посмотреть на существ. Друг Гэри напал на одного из пациентов, дав товарищу возможность ускользнуть. Далее он говорит, что снаружи многие не носят повязку на глазах, охотно смотрят на существ и стремятся, чтобы другие так же видели их. Дуглас не доверяет Гари и пытается вывести его из дома под дулом пистолета, но Шерил вырубает его и позволяет незваному гостю остаться. Дугласа же они запирают в гараже. Олимпия со слезами на глазах извиняется за то, что впустила Гэри, и говорит, что чувствует себя бременем, но Мэлори успокаивает и убеждает её в обратном. Затем Олимпия просит Мэлори позаботиться о ее ребенке, если с ней вдруг что-нибудь случится, и Мэлори соглашается. В ответ она дает Олимпии игрушку «Hello Kitty» для её ребенка.
38 часов на реке.
Мы видим Девочку, которая держит игрушку «Hello Kitty», что дает нам понять, что она — дочь Олимпии. Мэлори накрывает себя и детей одеялом для «совещания», чтобы предупредить их, что они приближаются к порогам, а значит, их ждет самая опасная часть путешествия. Получается, что кому-то из отпрысков придется открыть глаза для навигации, и только она решает, кто это будет. Оба ребенка по очереди вызываются добровольцами, отчего выбор для Мэлори ставится ещё сложнее. В результате она подводит черту — никто не будет снимать повязку, и они просто будут храбрыми и понадеются на удачу.
Переносимся в прошлое.
Пять лет спустя, незадолго до событий в начале фильма.
Мэлори и Том живут вместе, воспитывая двоих детей. Время от времени они наблюдают, как снаружи некоторые люди разъезжают на машинах без повязок на глаза и с открытыми окнами.
42 часа на реке.
Лодка стремительно приближается к порогам. Они достигают неспокойных вод, которые предстоит преодолеть Мэлори. К несчастью, риск и старания не оправдались — лодка переворачивается, и все пассажиры оказываются в воде. Мэлори окрикивает детей и вскоре находит Мальчика в воде, в то время как Девочка забралась чуть дальше и ожидает на суше. Мэлори находит ее благодаря колокольчику, в который она звонит без остановки (как научила мама). Трое выживших идут по лесу, где сущность шепчет им и использует всю свою силу, чтобы убедить их открыть глаза и взглянуть, но сопротивление Мэлори оказывается сильнее, и она заставляет детей слушать ее, а не сущность. Они следуют за голосами птиц, пока, наконец, не добираются до комплекса. Сущность окружает их, когда они пытаются войти внутрь, пока дверь не распахивается и семья оказывается с той стороны.
Поселенцы проверяют глаза Мэлори и детей, перед тем как принять их. Далее они встречают Рика (Пруитт Тейлор Винс), и Мэлори обнаруживает, что комплекс – это школа для слепых, и люди в нем защищены от сущностей. Затем Мэлори и дети обнаруживают доктора Лэпхэм, которая радостно приветствует их. Она спрашивает, как зовут детей, и Мэлори, наконец, готова дать им имена — Девочку называет Олимпией в честь ее матери, а Мальчика – Том, в честь его погибшего отца. Мэлори гордо объявляет, что они ее дети, а она их мать. Затем мама открывает ящик с птицами и освобождает животных, чтобы они объединились с другими птицами в святилище.
Один комментарий
Что такое птичий короб
Землю атаковали неизвестные существа. Никто не знает, откуда они прибыли и что им нужно. Никто не знает, как они выглядят. Точно известно лишь одно: стоит взглянуть на одно из них, и ты покончишь жизнь самоубийством. Мир погрузился в хаос, и, чтобы выжить, люди завязывают глаза и занавешивают окна в домах — внутрь твари не пробираются.
Женщина Мэлори с двумя детьми плывёт в лодке по реке в поисках спасения. Она вспоминает, как всё началось и через что ей пришлось пройти.
Фантастический постапокалиптический триллер «Птичий короб» стал феноменом Netflix. За первую неделю фильм посмотрели 45 миллионов человек — это треть подписчиков сервиса. Трудно сказать, что здесь сыграло большую роль — интригующая завязка или сарафанное радио, но для Netflix картина стала настоящим успехом. Для сравнения, ранее главным хитом онлайн-кинотеатра считались «Рождественские хроники» с Куртом Расселом — их посмотрели 20 миллионов раз.
Об успехе картины говорит и флешмоб в социальных сетях — пользователи начали выкладывать фотографии, где они с завязанными глазами пытаются выполнить какие-то рутинные действия. Некоторые даже стали завязывать глаза за рулём или в других опасных ситуациях, вторя персонажам картины. Представители Netflix попросили участников флэшмоба остановиться, поскольку фильм фильмом, а угроза может быть нешуточной.
На первый взгляд «Птичий короб» напоминает «Тихое место» — другой апокалиптический триллер 2018 года, который выстроен вокруг похожей концепции. Только в том фильме монстров нельзя было привлекать шумом, а здесь речь о тварях, на которых нельзя смотреть. Но если вы решили, что Netflix по-быстрому склепал копию успешного фильма, вы ошибаетесь.
Фильм основан на романе писателя и музыканта Джоша Малермана «Птичий короб», права на экранизацию которого приобрела студия Universal ещё в 2013-м — за год до выхода книги. Поставить картину должен был Андрес Мускетти, известный тогда по триллеру «Мама», но в итоге он пошёл работать над хоррором «Оно». Адаптировал роман сценарист Эрик Хайссерер («Прибытие», «И гаснет свет…»). Позднее права отошли Netflix, который нашёл для фильма режиссёра — датчанку Сюзанну Бир. В 2011-м её картина «Месть» получила «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке», а в 2016-м вышел её сериал с Томом Хиддлстоном и Хью Лори «Ночной администратор» — кстати, тоже адаптация.
Иными словами, «Птичий короб» не попытка быстро сыграть на поле «Тихого места», а кропотливая работа с привлечением опытной постановщицы, толкового сценариста и известных актёров. Да и заслугу первоисточника умалять не стоит — у создателей получилась довольно точная адаптация романа.
Сам Малерман переживал из-за сравнений — по его словам, черновик романа был готов ещё до выхода фильмов «Дорога» (2009) и «Явление» (2008). Книга Маккарти появилась в 2006-м, так что неизвестно, насколько она повлияла на писателя. Как бы то ни было, Малерман опасался, что его книга может затеряться среди других известных произведений. Впрочем, «Птичий короб» приняли хорошо. Роман выиграл награду Michigan Notable Book Award в 2015-м и номинировался на премии Джеймса Герберта и Брэма Стокера. Журналисты сравнивали его с работами Стивена Кинга.
В книге параллельно развиваются две сюжетные линии. В одной женщина Мэлори с двумя детьми сплавляются по реке к некоему безопасному месту. Все трое почему-то в повязках и ориентируются исключительно на слух. Что произошло? Где остальные люди? Кого боятся герои? Ответы раскрываются во второй сюжетной линии, которая начинается примерно за пять лет до нынешних событий и подводит читателя к настоящему моменту.
Дебют Малермана не блещет яркими и сложными персонажами. Почти все — разве что за исключением главной героини — обрисованы схематично. Похоже, писатель и не ставил себе цель глубоко проработать их образы, а вместо этого сосредоточился на нелинейном повествовании и нагнетании саспенса.
Идея с жуткими тварями, которых никто не может увидеть, отлично подошла роману — за читателей всё дорисовывает воображение. Будь то сцена на улице, в доме или даже посреди реки — герои полагаются лишь на слух. Малерману удаётся будоражить фантазию и создавать картинку, хотя как раз визуально он ничего не описывает.
Необычная концепция расширяет классический троп выживания. Герои по-прежнему прячутся в убежище, и у них ограничены ресурсы, но теперь особую ценность представляют одеяла для занавешивания окон и собаки-поводыри, а вылазка в ближайший квартал занимает больше суток. К бытовым проблемам писатель подкидывает и несколько событий, которые постоянно держат в напряжении, — то в дом заглянет незваный гость, то напарники пропадут почти на неделю. Саспенс работает до самого финала, в котором раскрываются кульминации обеих сюжетных линий. Лишь в конце мы узнаём, почему Мэлори вообще отправилась в плавание и что случилось с её соседями.
У создателей получилась довольно подробная экранизация. Из книги взяли не только образы персонажей и ключевые события, но и параллельные сюжетные линии с переходом от настоящего к флешбэкам. Правда, основная особенность романа в фильме просто «не взлетела».
Для сравнения, в «Тихом месте» основная концепция работает на подачу. Персонажи пытаются не издавать никаких звуков и общаются на языке жестов. Вместе с героями тише воды, ниже травы поневоле ведут себя и зрители. Любой резкий звук сразу же заставляет вздрогнуть от неожиданности.
В «Птичьем коробе» концепция подаче не помогает. То, что в книге будоражило воображение, в фильме представлено редкими трёхсекундными кадрами как будто из-под повязки героини. Трудно сказать, как можно было обыграть эту идею, — не показывать же час тёмный экран! Но хотя бы в кульминации, на пять минут, подобный трюк можно было и провернуть.
Другая проблема фильма в том, что создатели добавили отсебятины, которая рушит оригинальный замысел. Сценарист попытался развить идею чудовищ и показать, что не все люди подвержены их влиянию. В книге таким был только один персонаж, а в экранизации ввели целую группировку. Вероятно, так в фильме хотели подстегнуть события и добавить динамичности, но появление безумцев лишь порождает больше вопросов. Кроме того, в фильме появилась и пара откровенно глупых и смешных сцен вроде реплики про «лежачего полицейского». Отдельно российского зрителя порадует кадр с горящей машиной (хотя, казалось бы, этот момент должен быть особенно жутким).
Зато в киноадаптации более выигрышные персонажи. Актёры оживили героев и придали им хоть какой-то глубины. О полноценном раскрытии речи не идёт — но тут хотя бы есть фактурные запоминающиеся образы, пусть некоторые из них и не выходят за рамки клише. Отважная Сандра Буллок и циничный Джон Малкович стали украшением картины. А вот маленькие дети-актёры, сыгравшие Мальчика и Девочку (так Мэлори называет детей), получились совсем-совсем невзрачными. На них даже немного больно смотреть после очень убедительной одногодки из «Призраков дома на холме». Впрочем, дети и в книге особо не блистали.
И ещё одно важное достоинство, ради которого фильм стоит посмотреть, — это красивые пейзажи, виды реки и леса. Показывают их не слишком часто, но достаточно, чтобы насладиться зрелищем прекрасной дикой природы, нетронутой человеком. Кто знает, может, неведомые твари — это какие-нибудь лесные жители, которым надоело отношение людей к природе?