что такое психолого педагогические условия

что такое психолого педагогические условия. natural history mini. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-natural history mini. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка natural history mini. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

что такое психолого педагогические условия. book scienceforum mini. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-book scienceforum mini. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка book scienceforum mini. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

что такое психолого педагогические условия. 2003 image001. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-2003 image001. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка 2003 image001. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

что такое психолого педагогические условия. Znak natc konkurs. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-Znak natc konkurs. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка Znak natc konkurs. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

что такое психолого педагогические условия. diplom ruk big. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-diplom ruk big. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка diplom ruk big. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

что такое психолого педагогические условия. Spivak. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-Spivak. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка Spivak. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

что такое психолого педагогические условия. image 2003 5 600. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-image 2003 5 600. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка image 2003 5 600. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

что такое психолого педагогические условия. image 2003 4 200. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-image 2003 4 200. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка image 2003 4 200. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский .

Психолого-педагогические условия формирования познавательной деятельности в раннем возрасте

В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит [5, с. 512]. Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» [20, с. 406]. Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский [4].

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели [12].

Следовательно, психолого-педагогические условия являются одним из видов педагогических условий. Современные исследователи рассматривают указанные условия как: 1) совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса; 2) совокупность мер оказываемого воздействия, направленных на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса; 3) организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.

Определим и дадим характеристику условиям для развития познавательной деятельности в раннем возрасте.

1. Создание условий – центральное положение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей познавательную активность детей раннего возраста.

Одним из базовых инновационных положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является смещение акцента с образовательной активности взрослых по трансляции детям содержания образования на создание условий: социальной ситуации развития и предметно-пространственной среды [19]. Такой «средовой» подход позволяет ребенку проявлять собственную инициативу, интерес к миру, самостоятельную игровую и исследовательскую активность [19].

Однако активность и внутренняя мотивация могут полноценно развиваться только при условии психологического благополучия ребенка в дошкольной организации. Оно необходимо также для позитивной социализации, личностного развития и развития ребенка во всех образовательных областях. Иными словами, обеспечение психологического благополучия ребенка является базовым условием достижения основных целей ФГОС ДО.

Такие характеристики здорового личностного развития, как базовое доверие к миру, позитивная самооценка и т.п., невозможны без установления надежных отношений между каждым ребенком и воспитателями в детском саду [7, с. 4].

Согласно современным исследованиям, обеспечение психологического благополучия и здорового личностного развития – как в семье, так и в дошкольной организации – невозможно без установления отношений надежной привязанности между ребенком и близкими взрослыми. Это значит, что установление отношений привязанности ребенка хотя бы к одному из постоянных воспитателей должно стать центральной задачей образовательно-воспитательной работы дошкольной организации, особенно в период адаптации детей раннего возраста [14].

Окружающая среда для ребенка должна быть интересной, заманчивой, комфортной, легко трансформируемой, разнообразной, располагающей к себе. Раз в несколько недель должно меняться содержание, а педагог обязан привлечь детей к совместному участию в создании и обновлении игрового пространства.

Все пространство группы делится на зоны – «уголки», в которых представлено различное количество развивающего материала: игрушки, развивающее оборудование, материалы и инструменты для творчества, легкодоступные детям. Это могут быть уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения, книжный уг o лoк; уголок конструирования, уголок природы, уголок рисования, уголок экспериментирования [17].

Воспитателю необходимо создавать легко изменяемую и подвижную среду, для того чтобы ребенка была познавательная активность.

2. Использование интегрированных занятий в процессе обучения и воспитания детей раннего возраста. Это второе педагогическое условие, предполагающее использование различных образовательных областей в процессе обучения и воспитания детей, проведения непосредственно образовательной деятельности. К образовательным областям по ФГОС ДО относятся [19]: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие – усвоение детьми моральных и нравственных норм, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях и окружающем мире.

Речевое развитие – овладение речью и ее развитие, обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие – это развитие и приобретение новых навыков двигательной активности, обучение выполнению основных движений, ознакомление с принципами здорового образа жизни.

Для каждого возраста содержание всех областей развития разное. То есть для развития личности ребенка, его познавательной активности нужно применять все ранее описанные образовательные области в совокупности, а не по отдельности. Поэтому, использование интегрированных занятий будет являться одним из важных педагогических условий развития познавательной активности ребенка.

Использование всех образовательных областей подразумевает, что они будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. В ходе занятия воспитатель должен придерживаться определенной структуры: сначала поставить перед детьми проблемную ситуацию, затем дети ищут решение, приобретают новые знания, умения, а в конце анализируют полученные результаты [3].

3. Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий.

К. Печора отмечает, что одним из ведущих средств познавательного развития интеллектуальной активности детей является игровая самостоятельная деятельность. Следует отметить, что этот вид деятельности занимает самое большое место в бюджете времени ребенка. Если малыш не участвует в различных процессах (кормлении, одевании и др.), которые организуются взрослым, он играет. Это его естественное состояние, средство самовыражения: ребенок воспроизводит, отображает в игре то, чему он научился, что увидел в жизни [13, с. 76].

Анализируя игру детей в дошкольных организациях, следует отметить, что в группах раннего возраста создана подходящая игровая среда. Однако часто деятельность детей сводится к довольно простым действиям с дидактическими игрушками, которые приносит взрослый. Недостаточно сюжетных игр, в которых малыши могли бы проявить большую инициативу.

В ряде исследований отмечается, что в игре детей раннего возраста создаются особые благоприятные условия для формирования способности воспроизводить действия, проявляя интеллектуальную активность. При этом возникает связь мышления с развитием разных сторон личности ребенка (Д.Б. Бoгoявленская, Т.Н. Овчинникова, С.В. Зв o рыгина, К.Л. Печoра). Анализ организации игровой самостоятельной деятельности детей в возрасте от одного года 9 месяцев до трех лет показал, что большая часть детей (70%) могут сами выбрать себе игрушку, т.е. проявить инициативу на начальной стадии подготовки игры. Только небольшая часть малышей могла создать ситуацию игры.

При правильной организации игровых зон, дети хорошо ориентируются в группе, знают места хранения игрушек, воспроизводят простые действия.

Однако совершенно особое место занимает проявление инициативности, познавательной активности в игре ребенка. В большой степени это зависит от умения воспитателя ставить перед детьми игровую задачу. Уровень понимания и решения этих задач зависит от реального и игрового опыта ребенка. При этом происходит преобразование игровых действий в более абстрактные – использование игрушек-заместителей, воображаемых предметов, замена действий словами. Поэтому одним из эффективных методов руководства игрой является создание в ней проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка к самостоятельному инициативному решению игровых задач. К сожалению, руководя игрой детей, воспитатели редко используют эти методы. Поэтому и уровень проявления интеллектуальной активности достаточно низкий [13, с. 77].

4. Использование игр, направленных на развитие познавательной активности детей.

А.Н. Леонтьев отмечает, что игра является ведущей деятельностью, в процессе развития которой происходят «главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [10, с. 89].

Игра способствует многоплановому развитию ребёнка. Она влияет как на познавательные возможности (мышление, сообразительность, внимание и т.д.), так и способствует развитию речи и настойчивости. Детям раннего возраста ещё недоступна самостоятельная игровая деятельность, поэтому им необходима помощь воспитателя, который будет организовывать игровое пространство, обеспечивать необходимым игровым оборудованием [8].

Особая роль принадлежит дидактическим играм, которые, как отмечает Е.И. Тихеева, дают возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание [17, с. 56].

В дидактической игре дети не только уточняют и закрепляют знания, полученные на занятии, но и, благодаря соединению в ней двух начал – игрового и познавательного, приобретают и новые. В этих играх перед ними открывается мир вещей и предметов; природы, ее сезонных изменений, растений и животных; социальных отношений и труда взрослых, а также те сферы действительности, которые в силу разных причин недоступны чувственному восприятию ребенка. Ознакомление с окружающим миром в дидактических играх способствует возникновению у детей познавательных интересов, вопросов, споров между ними, которые содействуют переходу детского любопытства в любознательность, развитию наблюдательности, расширению и углублению круга знаний, освоению средств и способов познания [18, с. 8].

В дидактической игре знания усваиваются наряду с развитием познавательных процессов. В играх с игрушками, предметами, картинками дошкольник накапливает сенсорный опыт, а его восприятие становится дифференцированным, точным, разносторонним, формируется его культура. Наряду с освоением сенсорных эталонов у детей складываются представления о разновидностях чувственных свойств, умения пользоваться эталонами для анализа предметов в разных ситуациях (Л.А. Венгер и др.) [2].

Дидактические игры создают благоприятные условия для развития процессов и видов памяти посредством активизации детского опыта, перехода мыслительной деятельности в план представлений. Условиями же формирования произвольной памяти являются ситуации, когда задачи припомнить и запомнить опосредуются игровым мотивом, имеют близкую и понятную ребенку игровую цель, включены в воображаемую ситуацию.

В дидактических играх ребенок осваивает мыслительные операции, способность к рассуждениям, объяснениям, умозаключениям. Он учится анализировать предметы по представлению, обобщать их на основе существенных признаков, а его мышление становится внеситуативным, приобретает самостоятельность, планомерность, гибкость, критичность, пытливость, оригинальность. Формируются умения использовать заместители и наглядные модели, предвосхищать результат, формулировать замысел. Установить связи между восприятием, мышлением и воображением помогают действия на замещение предметов, анализ их строения, выделение пространственных отношений, использование логических связей и создание новых образов, в том числе выражение их разными способами, – творческий подход к решению проблемных ситуаций. То есть возникает особая позиция как стремление не только познавать, но и преобразовывать окружающий мир.

Внимание как условие выполнения практической и умственной деятельности складывается во всех дидактических играх. Возрастает его целенаправленность, устойчивость, переключаемость, распределение как главные условия игровых действий. Появляются элементы произвольного и после произвольного внимания как функция внутреннего контроля, ведь ребенка интересует наряду с результатом и процесс его достижения с помощью игровых действий (Е.О. Смирнова [16]).

Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе занимательных игровых действий. Это ещё примитивное манипулирование, но очень быстро при целенаправленном обучении и воспитании действия ребёнка начинают принимать более осмысленный характер. Задача педагогов в детских учреждениях или родителей в семье заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш учится понимать их свойства – величину, форму, а затем и цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов [6].

Использование вспомогательных предметов в играх с водой, с песком способствует познанию ребенком окружающего. Он на собственном опыте узнает различные свойства предметов. В процессе выполнения всех этих действий активизируется также и речь детей, так как они слышат произносимые воспитательницей новые слова: «достань», «придвинь», «сделай», «лови», «палочка», «совок», «сачок», «черпачок», «молоток», «таз», «банка» и др.; закрепляется знание и произнесение уже знакомых слов: «кукла», «кольцо», «тележка», «автомобиль», «шарик», «рыбка», «вода» и др.

Показав способ употребления того или иного предмета, воспитатель следит, чтобы все дети научились самостоятельно пользоваться им. Если в основном дети правильно выполняют действия со вспомогательными предметами-орудиями, но делают это по-своему, не точно так, как им было показано, то поправлять их не нужно. Важно, чтобы каждый ребенок научился правильно употреблять предмет, понял бы, что палочкой или иным подходящим предметом можно достать другой, отдаленный или труднодоступный. Нужно создать условия для проявления самостоятельности ребенка, его смекалки и умелости [11].

С детьми в возрасте старше 1 года 6 месяцев нужно проводить игры-занятия с простейшими вспомогательными предметами: «Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Поехала куколка в гости», «Ловись, рыбка», «Достань шарик», игры с песком.

В играх с деревянным молотком, втулочками, деревянными винтиками и отверткой дети учатся производить простейшие действия с помощью предметов-орудий, имитирующих орудия труда взрослых. Эти игры предназначены для детей третьего года жизни [15].

Для развивающих игр с детьми раннего возраста нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и пр.), которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один – для показа и образца, другой – для воспроизведения правильного действия с ним.

Главным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни).

Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша, Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при определённом ракурсе может смотреться как прямоугольник или квадрат [1].

Таким образом, дидактические игры способствуют формированию ряда новообразований в познавательной сфере:

1) познавательные интересы;

2) умственные действия и элементы внутреннего плана деятельности;

3) интеллектуализация познавательных процессов, установление между ними взаимосвязей.

Итак, для успешного формирования познавательной деятельности в раннем возрасте необходимо создание следующих условий:

Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей познавательную активность детей раннего возраста.

 Использование интегрированных занятий в процессе обучения и воспитания.

 Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий.

 Использование игр, направленных на развитие познавательной активности детей.

Список использованной литературы:

Берк, А.Е. Развитие ребенка / А.Е. Берк. – СПб: Питер, 2012. – 128 с.

Венгер, Л. Психология / Л. Венгер, В. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 336 с.

Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка Ч. 1– 4 / В. Даль. – М.: Русский язык, 2001. – 847 с.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 147 с.

Загвоздкин, В. Психологическое благополучие ребенка как условие реализации ФГОС ДО: метод пошаговой адаптации / В. Загвоздкин // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 4-9.

Карабанова, О.А. Психология семейных отношений / О.А. Карабанова. –Самара: СИОКПП, 2011. – 396 с.

Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0010/3_0010-41.shtml (дата обращения: 25.08.2018).

Петровский, А.В. Энциклопедический словарь в шести томах. Психологический лексикон / А.В. Петровский. – М.: Энциклопедия, 2010. – 989 с.

Печора, К. Развитие интеллектуальной активности детей раннего возраста / К. Печора // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал. – 2016. – № 6. – С. 76-79.

Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.Д. Шадрикова, Н.П. Анисимова и др.; М.: Просвещение, 2013. – 142 с.

Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1996. – 302 с.

Смирнова, Е.О. Ранний возраст (от года до трёх) / Е.О. Смирнова // Психология ребёнка от рождения до семи лет. – М.: Школа-пресс, 2009. – С. 145-237.

Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева. – М., Просвещение, 2010. – 129 с.

Урунтаева, Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8-15.

Философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 2012. – 896 с.

Источник

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

что такое психолого педагогические условия. 6a498f4e87b9dd0830e198f4dc63f862. что такое психолого педагогические условия фото. что такое психолого педагогические условия-6a498f4e87b9dd0830e198f4dc63f862. картинка что такое психолого педагогические условия. картинка 6a498f4e87b9dd0830e198f4dc63f862. В словаре В. И. Даля «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит . Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса…» . Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать – Л. С. Выготский . Юлия Афонина
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

3. Организационный раздел.

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка. 4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. 7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда Организации (далее – РППС) должна соответствовать требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (см. раздел 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов). Развивающая предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать реализацию основной образовательной программы, разработанную с учетом Программы. Программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за Организацией право самостоятельного проектирования развивающей предметнопространственной среды на основе целей, задач и принципов Программы. При проектировании РППС Организации должна учесть особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников Организации, участников сетевого взаимодействия и пр.). Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В соответствии со Стандартом возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы. В соответствии со Стандартом РППС Организации должна обеспечивать и гарантировать: – охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе; – максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного 50 возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития; – построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; – создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; – открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; – построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); – создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности,в том числе с учетом специфики информационной социализации детей и правил безопасного пользования Интернетом: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития. При проектировании пространства внутренних помещений Организации, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами 51 обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды. Развивающая предметно-пространственная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.Для выполнения этой задачи РППС должна быть: 1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей; 2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; 3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; 4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом. При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации,в заданных Стандартом образовательных областях: социальнокоммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической. Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее. В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др., создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться 52 для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательноисследовательской деятельности детей. Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. В Организации должна быть обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Для детей с ограниченными возможностями в Организации должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации должно быть достаточно места для специального оборудования. Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. Для этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В Организации должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики. В Организации могут быть созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий. Предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебновспомогательных сотрудников. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители. 53 Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.). Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для художественноэстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей. В Организации должны быть созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого желательно, чтобы в групповых и прочих помещениях Организации имелось оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т. п.). При наличии возможности может быть обеспечено подключение всех групповых, а также иных помещений Организации к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.Компьютерно-техническое оснащение Организации может использоваться для различных целей: – для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ; – для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы; – для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; – для обсуждения с родителями (законными представителями)детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п. Для организации РППС в семейных условиях родителям (законным представителям) также рекомендуется ознакомиться с образовательной программой Организации, которую посещает ребенок, для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Знакомство с Программой будет способствовать конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки индивидуальности ребенка.

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера —.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *