что такое психологическое здоровье для родителей
Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста»
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста/
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
4. Закаливание ребенка в условиях семьи.
5. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку. Пусть на прогулке ребенок больше двигается, играет в подвижные игры.
6. Важно помнить, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, так что не лишайте ребенка детства.
Создание благоприятного психологического климата в семье.
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком,чтобы он чувствовал себя с Вами спокойно и уверенно:
— слушайте своего ребенка;
— проводите с ним как можно больше времени;
— делитесь с ним своим опытом;
— рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
2. Следите за собой, особенно в те минуты,когда Вы находитесь под воздействием стресса и Вас легко вывести из равновесия:
3. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания.
4.Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.
• Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
• Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
• Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;
• Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
• Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
• Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
• Ребёнок растёт в честности, он учится понимать других;
• Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
• Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
• Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;
Семинар «Психологическое здоровье детей в ДОУ» Цель: систематизировать знание педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психологического здоровья детей.
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста «Психологическое здоровье дошкольника». Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах.
Консультация для родителей «О здоровье детей» Забота о здоровье ребенка является самой важной задачей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным.
Консультация для родителей «Здоровье и факторы, влияющие на здоровье» Консультация для родителей «Здоровье и факторы, влияющие на здоровье» Подготовила воспитатель Веригина Ирина Сергеевна Здоровье – это.
Консультация для родителей «Работоспособность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Работоспособность детей дошкольного возраста Под работоспособностью понимается способность человека развить.
Речевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно,.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Наше здоровье в наших руках» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста и их родителей на тему «Наше здоровье в наших руках» Цели: формирование у.
Семинар для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов о психологическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны здоровья.
Семейные факторы психологического здоровья ребёнка-дошкольника
Детство – один из самых важных периодов в жизни человека. В детском возрасте примерно к 6–7 годам закладываются основы личности, складывается первоначальная форма образа мира и внутренней жизненной позиции. Проявляются начатки мировоззрения, формирующиеся на основе мировосприятия и понимания ребёнком мира и себя, своего места в социальных отношениях, своих ролей и ожиданий к ним со стороны значимых взрослых и сверстников.
Основополагающей предпосылкой полноценного психического и социального развития ребёнка, его психологического здоровья выступает характер взаимодействия с родителями, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Семья переживает сложный период развития как институт первичной социализации ребёнка. Трансформация многих ценностей в современном обществе нередко искажает в сознании родителей понимание значимости семейных отношений, традиционных форм взаимодействия и стилей детско-родительских отношений.
Тем не менее, именно в семье человек находит понимание, доверие и поддержку, что позволяет ему справиться с жизненными невзгодами, преодолеть затруднения и сохранить позитивное самоотношение, основанное на гармонии внутреннего мира и внешних обстоятельств жизнедеятельности.
Именно семья является источником жизнестойкости личности.
С детства близкие отношения с родными помогают ребёнку находить опору в самом себе, быть уверенным в себе, не бояться противостоять преградам, оптимистично смотреть на мир и доверять ему, видеть своё будущее и любить себя в нём. Это характеристики успешной семейной социализации ребёнка, которая обеспечивает его психологическое здоровье в детстве и становится основой для будущего. Такая картина наблюдается далеко не во всех семьях, и мы сталкиваемся с проблемами нарушения психологического здоровья детей: высокой тревожностью, неуверенностью и страхами, неуправляемой активностью и агрессивностью, глубокой апатичностью и стремлением к отстранённости и т. п.
Очевидно, что в настоящее время не только психологи, педагоги, врачи, но и многие родители, озабочены этой проблемой. Вместе с тем, наблюдается и невысокий уровень психологической культуры родителей, вследствие чего они не осознают актуальность этого аспекта здоровья ребёнка, придавая главное значение физическому здоровью, акцентируя внимание и заботу на раннем интеллектуальном развитии детей, формировании специальных способностей и т. п.
Что такое психологическое здоровье? Как оно проявляется и в чём его роль?
Это понятие, в отличие от общеизвестного термина «психическое здоровье», не так давно вошло в обиход и нередко используется как его синоним. Общепринято понимать психологическое здоровье как прижизненное образование личности; как баланс между составляющими самого человека – эмоциональными, интеллектуальными, волевыми, телесными; как состояние гармонии между личностью и её окружением. Важно понимать психологическое здоровье как процесс, а не статическое состояние. Это процесс гармонизации потребностей личности и потребностей других людей, общества в целом; это и саморегуляция – возможность адекватной адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям жизни.
Хорошее психологическое здоровье выполняет свою главную функцию – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой, благодаря чему личность успешно решает свои жизненные задачи, достигает желаемых целей, поддерживает позитивное самоотношение, осознаёт ценность себя, конструктивно преодолевает противоречия, стрессоустойчива. В зависимости от того, насколько человек способен поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью, отдавая приоритет самоизменениям как предпосылке изменений внешней ситуации, можно выделить несколько уровней психологического здоровья.
Высший – креативный уровень, характеризует личность с устойчивой адаптацией к среде, творческим отношением к изменениям, созидательной установкой на развитие.
Адаптивный уровень описывает людей адаптированных к среде в целом, но имеющих повышенную личностную тревожность в ситуациях неопределённости, предполагаемых изменений в отношениях, в жизненном укладе и т. п.
Низший уровень – дезадаптивный, характеризуется нарушением у человека баланса процессов ассимиляции и адаптации. Человек может стремиться приспособиться к среде в ущерб своим личным интересам, либо, наоборот, стремиться подчинить себе окружающих, используя активно-наступательную стратегию или тактику «наивного ребёнка».
Можно утверждать, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценной продуктивной жизни человека, так как оно выступает источником жизнестойкости, непрерывного личностного развития и необходимой предпосылкой успешного выполнения личностью всех своих социальных ролей.
Размышляя о психологическом здоровье детей, следует согласиться с мнением И.В. Дубровиной, что основу психологического здоровья личности составляет полноценное общепсихическое развитие на всех этапах онтогенеза (от новорождённости до старости), адекватное удовлетворение базовых потребностей каждого возраста и успешное решение психосоциальных задач каждого периода жизни. Особенно важен дошкольный возраст – возраст самого интенсивного психического и социального развития человека, базовыми потребностями которого выступают безопасность и защищённость, принятие и любовь, признание. В силу возрастной специфики развития психологическое здоровье ребёнка и взрослого будет отличаться теми характеристиками личности, которые уже сформировались у зрелой личности взрослого, но ещё не развиты у дошкольника (рефлексия, самокритичность, потребность в саморазвитии).
На наш взгляд, точно описывают особенную характеристику психологического здоровья ребёнка профессор Я.Л. Коломинский – «эмоциональный комфорт и благополучие ребёнка»; и профессор Е.А. Панько – позитивное «эмоциональное мироощущение» и «мелодия жизни». В структуру психологического здоровья включают, как правило, высокую самооценку и уровень притязаний личности, позитивное самоотношение, оптимистический тип мировосприятия, интерес к другим людям и признание их самоценности, чувство безопасности и защищённости, творческую активность и потребность в самореализации. Конечно, маленькие дети хотя и не обладают в полной мере этими характеристиками, но их основные компоненты закладываются именно в детстве. Задача родителей и педагогов – сохранение этих первооснов, развитие и формирование новых качеств, создание благоприятных условий для их укрепления.
Дошкольный возраст столь значим для формирования психологического здоровья ребёнка и столь многогранен, что трудно однозначно определить факторы риска, особенно риски внутрисемейных взаимоотношений. Поэтому для взрослых проблема условий психологического здоровья ребёнка приобретает практическую актуальность. При всём разнообразии факторов (физическое здоровье ребёнка, его индивидуально-типологические особенности, окружающая среда жизнедеятельности) следует отметить, в первую очередь, значимость социальной среды – ближайшего окружения ребёнка, которое составляет семья. Поэтому необходимо рассмотреть факторы риска, исходящие от системы семейного взаимодействия в целом, а не только рассматривать частные варианты отношений ребёнка с отцом или матерью, братьями/сёстрами. К их числу относят семейную атмосферу, характер внутрисемейных отношений, семейные роли (в том числе и позиционные: «кумир семьи», «талисман», «изгой», «позор семьи» и др.), состав семьи, тип взаимодействия родителей и детей, стиль семейного воспитания.
В благоприятной семейной обстановке в обыденной жизни ребёнок окружён любовью, вниманием, заботой, поддержкой взрослых. Неблагоприятная семейная атмосфера, в которой присутствуют недоверие, подавление, напряжение, недовольство, открытые проявления вербальной и физической агрессии и враждебности, негативно влияет на психологическое здоровье ребёнка, вызывая тревогу, страх, омрачённое настроение. Нередко это становится источником развития невротических реакций.
В литературе отмечается, что большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер воздействия на ребёнка. Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени у родителей на семью. Личностная дисгармония родителей также находит отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние. При этом любая трудная ситуация, с которой ребёнок не может самостоятельно справиться, приводит к нарушению сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Это могут быть быстротечные, будничные для ребёнка события (родители не поцеловали на ночь, торопились и забыли игрушку); кратковременные, но чрезвычайно значимые и острые ситуации (разлука с мамой); ситуации длительного, хронического действия (ссоры и развод родителей, противоречивое или чрезмерно строгое воспитание, алкоголизм родителей); ситуации, возникающие под влиянием факторов эмоциональной депривации (круглосуточное пребывание в детских дошкольных учреждениях).
На эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое здоровье ребёнка влияют и социально-экономические факторы – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребёнка в детский сад-ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети ещё не готовы к разлуке с матерью.
В ситуации нормального эмоционального общения ребёнка с матерью к трём годам у детей формируется чувство «Я», т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трём годам у ребёнка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым, возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми.
К социально-психологическим воздействиям фактора семейной ситуации относят, прежде всего, дисгармонию семейных отношений и дисгармонию семейного воспитания, нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Попробуем посмотреть на дисгармоничные семейные отношения с позиции ребёнка, с точки зрения влияния, которое оказывают подобные отношения на психологическое здоровье детей дошкольного возраста. Ещё раз обратим внимание на то, что детский возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребёнка к родителям, причём не в виде зависимости от них, а в виде потребности в защищённости, принятии, любви, уважении, признании.
В дошкольном возрасте ребёнок ещё не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет всеми средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями часто воспринимаются ребёнком как тревожное событие, ситуация опасности. Ребёнок склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет всё тем, что он плохой, не оправдывает ожиданий родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями или «стена молчания» между ними вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником психологического нездоровья.
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связаны со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
Демократичный стиль характеризуется высоким уровнем восприятия ребёнка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремлением контролировать других детей, хотя сами нередко трудно поддаются контролю. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, не поясняя суть запретов. В этом случае детям присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, покорность. Однако при этом развивается неуверенность, робость, страх совершить ошибку.
При смешанном стиле воспитания дети чаще характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, неагрессивные, но может наблюдаться снижение познавательной и социальной активности.
Важным условием воспитательного воздействия родителей является следование принципу здравого смысла, осознание последствий, принятие ответственности.
О нарушении психологического здоровья ребёнка может свидетельствовать дестабилизация эмоционального состояния ребёнка, появление устойчивых аффективных состояний. В ходе психологической диагностики было выявлено, что состояние аффективного возбуждения с разной степенью устойчивости наблюдается у 49 % детей; аффективного торможения – у 31 % детей. При этом многие дети (24 %) переживают высокую тревожность семейной ситуации и враждебность в семейной ситуации (14 %). Некоторые дети воспринимают взаимоотношения в семье как конфликтные (14 %), чувствуют собственную неполноценность в семейной ситуации (10 %). Анализ данных показал, что уровень устойчивости аффективного возбуждения связан с тревожностью, чувством неполноценности ребёнка в семье; уровень устойчивости аффективного торможения наиболее тесно связан тревожностью и конфликтностью в семье. В семьях детей с аффективным возбуждением преобладает симбиотический тип родительского отношения, а в семьях детей с аффективным торможением – тип кооперации с высоким родительским контролем.
Таким образом, ориентация на сохранение, развитие и укрепление психологического здоровья ребёнка должна рассматриваться как жизненно важная задача семьи и критерий успешности её жизнедеятельности. Безусловно, психологическое содействие семье в реализации этой задачи оказывает педагог-психолог учреждения образования. Эффективными формами такой помощи могут быть психологические консультации, психологическое просвещение, дискуссии и ролевые игры, социально-психологические тренинги. Заслуживает внимания работа адаптационных площадок «Мамина школа» в учреждениях дошкольного образования. Однако это не снимает, а только подчёркивает ответственность родителей за все аспекты, в первую очередь, психологические, здоровья ребёнка.
Людмила Финькевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и детской психологии БГПУ им. М.Танка;
Наталья Семенчук, педагог-психолог ГУО «Ясли-сад № 499 г. Минска»;
Нона Павлюковец, заведующий ГУО «Ясли-сад № 499 г. Минска»
Список использованных источников
1. Дубровина, И. В. Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина. – Москва : Академия, 1995. – 168 с.
2. Дубровина, И.В. «Психическое здоровье детей и подростков» / И.В. Дубровина. – М. : Академия, 2000. – 256 с.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М., 1996. – 423 с.
4. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина / Под редакцией А.Г. Рузской. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психологии : Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип / В.С. Мухина. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.
6. Никифоров, Г.С. Психология здоровья : Учебник для ВУЗов / Г.С. Никифоров. – СПб. : Питер, 2003. – 607 с.
7. Панько, Е. А. Психологическое здоровье ребёнка: о путях и способах его укрепления в семье / Е. А. Панько. – Спб. : Речь, 2014. – 176 с.
8. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В.Э Пахальян // Прикладная психология. – 2002. – №5–6
9. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье : Дошкольный и школьный возраст / В.Э Пахальян. – М. : Питер, 2006, – с. 294
10. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование, 1998, № 2. С. 68–72.
11. Хухлаева, О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. докт. психол. наук / О.В. Хухлаева. – М., 2001. – 142с.
Консультация для родителей «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
Ирина Зелева
Консультация для родителей «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
Консультация для родителей
Тема: «Как сохранить психологическое здоровье ребенка?»
Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
Психологическое здоровье зависит от многих факторов нашей жизни, поэтому и способы сохранения психологического здоровьяможно разделить по группам:
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. Такие конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения и длительные конфликты.
Дисгармония в сфере детско-родительских отношений выражается в следующем.
— Эмоционально отверженный ребенок обычно страдает от навязывания родителями типа поведения с их представлением о «хороших детях».
Ребенка окружают равнодушие, отсутствие контроля со стороны родителей, недостаток теплоты, ласки. При этом он приобретает хаотические знания, скудный речевой запас, у него нет духовных запросов, такой ребенок не умеет сдерживать свои чувства, часто устраивает шумные скандалы, проявляет недовольство, участвует в драках.
— Излишнее внимание родителей к здоровью ребенка, его успехам может также негативно сказываться на его психоэмоциональной сфере. Часто родители присваивают ребенку роль кумира, центра семьи, и после такой переоценки ему трудно общаться со сверстниками.
— Бывает наоборот: отношение родителей к ребенку чрезмерно суровое, он подвергается незаслуженным оскорблениям. Его заставляют делать множество домашней работы, и у него не остается времени, чтобы сходить в кино и почитать книгу. Дети в таких семьях вырастают робкими, нерешительными, забитыми, часто горят ненавистью к своим воспитателям.
Факторами гармоничных супружеских отношений являются любовь, взаимо поддержка, уважение, терпимость друг к другу.
Для профилактики нарушения детско-родительских отношений родителям необходимо:
— Вовремя справляться со своими личными проблемами и поддерживать теплые взаимоотношения в семье;
— Любить детей, быть отзывчивыми к их нуждам и запросам;
— Проявлять простоту и непосредственность в обращении с детьми;
— Позволять детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать возникающие у них нервные напряжения;
— Действовать согласовано в вопросах воспитания;
— Принимать во внимание соответствующие полу и возрасту ориентации и увлечения детей.
Таким образом, мы видим, что для психологического здоровья ребенка важны взаимоотношения между родителями и ребенком, т. е. их эмоциональный контакт.
Эмоциональный контакт со взрослыми.
Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее, хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Необязательно говорить ребенку нравоучительные вещи, важнее просто быть с ним «вместе», и душой, и мыслями полностью присутствовать в общении с ним. Важно поощрять присутствие друзей ребенка в Вашем доме. Когда Вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ребенку о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах (о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке). Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать.
Общение в семье закладывает основу общения в большом обществе (друзья, учителя, знакомые). Именно родители должны научить ребенка правильному общению с окружающими, т. к. от того, как ребенок научится налаживать связи с окружающими, зависит его психологическое здоровье.
Родители могут помочь ребенку:
обучиться положительному отношению к себе и принятию других (т. е. сформировать адекватную самооценку по принципу «я-окей, ты-окей»); •
развить рефлексивные умения (навыки понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);•
приобрести навыки разрешения конфликтов (можно учить детей через чтение и обсуждение книг, просмотр фильмов/мультфильмов, проигрывание ситуаций с куклами, обсуждение произошедших в жизни конфликтов). При этом следует натолкнуть ребенка, что самый лучший выход из конфликта – это сотрудничество.
Но прежде всего Вам необходимо самим научиться относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
Самооценка и самоуважение.
Преодоление неизбежных трудностей невозможно без хорошей самооценки и самоуважения. Лишь в этом случае ребенок может попросить помощи без ущемления своего самолюбия. Он ценит себя и окружающих и готов прийти на помощь, умеет преодолевать кризисы и «держать удар». Многие родители и сами страдают от низкой самооценки, а потому пытаются поднять ее планку у собственных детей. Потому-то порой «родитель» болезненно воспринимает школьные проблемы. Родители проецируют на детей свои несбывшиеся надежды, забывая, что ребенок – это отдельная личность со своими уникальными мечтами, желаниями и возможностями. Семья, в свою очередь, должна обеспечить поддержку.
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку,уверенность и способность противостоять трудностям:
• доверие к ребенку;
• в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
• родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
• меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
• чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
• похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
• помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Консультация для родителей «Этот День Победы… Как сохранить традиции» Консультация для родителей. 9 Мая 1945 года все дальше уходит от нас, все меньше остается ветеранов и очевидцев тех страшных событий. Как.
Фотоотчёт по опытно — исследовательской работе в рамках проекта: «Как сохранить здоровье!». Фотоотчёт по опытно – исследовательской работе в рамках проекта: «Как сохранить здоровье!». Уважаемые коллеги! В течении нескольких месяцев.
Консультация для родителей «Чтобы ребёнок был послушным, или Как сохранить душевное спокойствие» Консультация для родителей:»Чтобы ребёнок был послушным или как сохранить душевное спокойствие». Ваш ребёнок не слушается? Кажется, он.
Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.
Консультация для родителей «Здоровье ребенка в детском саду» ]Здоровье в детском саду Детский сад – это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно понимать, что каждое дошкольное учреждение.
Консультация «Здоровье ребенка — в ваших руках» Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни, формирование у детей знаний о своем здоровье, умений и навыков по его.
Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.
Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей» В настоящее время очень маленький процент детей, по мнению специалистов, можно считать абсолютно здоровыми. У большинства современных.
Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.
Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.