что такое промежуточная аттестация в колледже
Что такое промежуточная аттестация в колледже
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Что такое промежуточная аттестация в колледже
от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13
В соответствии с Программой организационно-методических мер по введению в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 1998-2000 годы, утвержденной 25 марта 1998 года Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
Приложение
к письму Минобразования России
от 5 апреля 1999 года N 16-52-59ин/16-13
Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
1. Общие положения
1.2. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:
— экзамен по отдельной дисциплине;
— комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
— зачет по отдельной дисциплине;
— курсовая работа (проект)*;
* Подробное описание организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования содержится в «Рекомендациях по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».
1.3. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.
Объем времени, отводимый на аттестацию, может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения, установленного Государственными требованиями.
1.5. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку и проводится с целью определения:
— соответствия уровня и качества подготовки специалиста государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части Государственных требований;
— полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
— сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
— наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.
2. Планирование промежуточной аттестации
2.1. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин для следующих форм промежуточной аттестации:
— экзамена по отдельной дисциплине, экзамена по разделу (разделам) дисциплины;
— комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам;
— зачета по отдельной дисциплине;
— курсовой работы (проекта), если она не предусмотрена Государственными требованиями;
— контрольной работы по отдельной дисциплине.
При планировании необходимо, чтобы по каждой дисциплине рабочего учебного плана, включая дисциплины по выбору и дисциплину «Физическая культура», была предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.
2.2. При выборе дисциплин для экзамена по дисциплинам образовательное учреждение может руководствоваться следующим:
— значимостью дисциплины в подготовке специалиста;
— завершенностью изучения учебной дисциплины;
— завершенностью значимого раздела в дисциплине.
В случае изучения дисциплины в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов по данной дисциплине в каждом из семестров.
2.3. При выборе дисциплин для комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам образовательное учреждение должно руководствоваться наличием между ними межпредметных связей. Наименование дисциплин, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов, записи в экзаменационной ведомости, зачетной книжке и приложении к диплому.
2.4. По завершении всего курса обучения такими формами контроля учебной работы студентов, как экзаменами по дисциплине и комплексными экзаменами по двум или нескольким дисциплинам, должно быть охвачено не менее 60% дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности. В одном учебном году предполагается не менее 6 дисциплин.
2.5. Зачет по отдельной дисциплине как форма промежуточной аттестации может предусматриваться образовательным учреждением по дисциплинам:
— которые согласно рабочему учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;
— на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне представлений и знаний.
2.6. Контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра, может предусматриваться образовательным учреждением по тем дисциплинам, которые в основном предполагают решение практических задач.
3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине
3.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине, объем контрольной работы самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением. Зачет и контрольная работа проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.
3.2. При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.1. Подготовка к экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам
4.1.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных графиком учебного процесса рабочего учебного плана. На каждую экзаменационную сессию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее чем за две недели до начала сессии.
4.1.2. К экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам допускаются студенты, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые работы (проекты) по данной дисциплине или дисциплинам.
4.1.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессии.
4.1.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.
Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на цикловых (предметных) комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.
На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.
4.1.5. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или смешанная) устанавливается образовательным учреждением в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.
4.1.6. Основные условия подготовки к экзамену:
4.1.6.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.
4.1.6.2. В период подготовки к экзамену могут проводиться консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
4.1.6.3. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
— наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
4.2. Проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.2.1. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету студенту отводится не более 1 академического часа.
Экзамены по специальным дисциплинам, связанным с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями и т.п., принимаются двумя-тремя преподавателями соответствующей предметной (цикловой) комиссии. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого студента.
4.2.3. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:
— уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам);
-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Образовательные учреждения могут использовать другие системы оценок успеваемости студентов, согласованные с учредителем.
4.2.4. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительные). Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине.
4.2.5. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. Условия передачи и повторной сдачи экзамена определяются образовательным учреждением.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Приложение. Рекомендации по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
к письму Минобразования РФ
от 5 апреля 1999 г. N 16-52-59ин/16-13
Рекомендации
по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования
1.1. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы студентов согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168*.
1.2. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Основными формами промежуточной аттестации являются:
— экзамен по отдельной дисциплине;
— комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
— зачет по отдельной дисциплине;
— курсовая работа (проект)**;
1.3. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами.
Объем времени, отводимый на аттестацию, может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения, установленного Государственными требованиями.
1.5. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку и проводится с целью определения:
— соответствия уровня и качества подготовки специалиста государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части Государственных требований;
— полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;
— сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
— наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.
2. Планирование промежуточной аттестации
2.1. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин для следующих форм промежуточной аттестации:
— экзамена по отдельной дисциплине, экзамена по разделу (разделам) дисциплины;
— комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам;
— зачета по отдельной дисциплине;
— курсовой работы (проекта), если она не предусмотрена Государственными требованиями;
— контрольной работы по отдельной дисциплине.
При планировании необходимо, чтобы по каждой дисциплине рабочего учебного плана, включая дисциплины по выбору и дисциплину «Физическая культура», была предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.
2.2. При выборе дисциплин для экзамена по дисциплинам образовательное учреждение может руководствоваться следующим:
— значимостью дисциплины в подготовке специалиста;
— завершенностью изучения учебной дисциплины;
— завершенностью значимого раздела в дисциплине.
В случае изучения дисциплины в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов по данной дисциплине в каждом из семестров.
2.3. При выборе дисциплин для комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам образовательное учреждение должно руководствоваться наличием между ними межпредметных связей. Наименование дисциплин, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов, записи в экзаменационной ведомости, зачетной книжке и приложении к диплому.
2.4. По завершении всего курса обучения такими формами контроля учебной работы студентов, как экзамены по дисциплине и комплексные экзамены по двум или нескольким дисциплинам, должно быть охвачено не менее 60% дисциплин основной профессиональной образовательной программы по специальности. В одном учебном году предполагается не менее шести дисциплин.
2.5. Зачет по отдельной дисциплине как форма промежуточной аттестации может предусматриваться образовательным учреждением по дисциплинам:
— которые согласно рабочему плану изучаются на протяжении нескольких семестров;
— на изучение которых согласно рабочему учебному плану отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне представлений и знаний.
2.6. Контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра, может предусматриваться образовательным учреждением по тем дисциплинам, которые в основном предполагают решение практических задач.
3. Подготовку и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине
3.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине, объем контрольной работы самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением. Зачет и контрольная работа проводятся за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.
3.2. При проведении зачета уровень подготовки студента фиксируется в зачетной книжке словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.1. Подготовка к экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам
4.1.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных графиком учебного процесса рабочего учебного плана. На каждую экзаменационную сессию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее чем за две недели до начала сессии.
4.1.2. К экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам допускаются студенты, полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые работы (проекты) по данной дисциплине или дисциплинам.
4.1.3. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессии.
4.1.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.
Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на цикловых (предметных) комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.
На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.
4.1.5. Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или смешанная) устанавливается образовательным учреждением в начале соответствующего семестра и доводится до сведения студентов.
4.1.6. Основные условия подготовки к экзамену:
4.1.6.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.
4.1.6.2. В период подготовки к экзамену могут проводиться консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
4.1.6.3. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
— наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
4.2. Проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.2.1. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету студенту отводится не более одного академического часа.
4.2.3. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:
— уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам);
— умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
— обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Образовательные учреждения могут использовать другие системы оценок успеваемости студентов, согласованные с учредителем.
4.2.4. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине.
4.2.5. По завершению всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определяются образовательным учреждением.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое промежуточная аттестация в колледже
Комментарий к статье 58
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (п. 10 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 58 Закона № 273-ФЗ). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ).
Исходя из положений ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ промежуточной аттестацией целесообразно считать подведение итогов обучения учащегося за учебный год в целом в разрезе изученных предметов (дисциплин). Если элементом промежуточной аттестации считать итоги освоения части образовательной программы за четверть (триместр), то возникает неопределенность относительно условного перевода учащихся в следующий класс в случае возникновения академической задолженности.
Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).
Если же в общеобразовательной организации промежуточная аттестация рассматривается как отдельный элемент оценивания учебных достижений учащихся, не связанный с текущей успеваемостью, то юридически допустимо, что отметка, полученная на такой аттестации, может быть выше, чем «среднечетвертная». Итоговая отметка за учебный год может быть выставлена по результатам зачета, выполненного реферата, доклада или экзамена.
Обратим внимание, что образовательная организация, практикующая различные формы промежуточной аттестации, может отрегулировать по своему усмотрению ситуацию, при которой по итогам учебного года выставляется и «среднечетвертная» отметка, и отметка на промежуточной аттестации в зависимости от формы промежуточной аттестации.
Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации. Экспертами Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», осуществляющих экспертно-консультационное сопровождение внедрения изменений и новаций, связанных с реализацией Закона № 273-ФЗ была подготовлена модель локального нормативного акта «Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости»[1].
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Текущий контроль успеваемости учащихся представляет систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В соответствии с модельным нормативным правовым актом промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.
Возможны несколько вариантов промежуточной аттестации и сроков ее проведения.
Вариант 1. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Вариант 2. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Вариант 3. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Вариант 3а) Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной (триместровой) аттестации.
Вариант 3б) Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (триместровых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (триместровой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (триместра), либо среднее арифметическое результатов четвертных (триместровых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (триместра). Округление результата проводится в пользу обучающегося \ округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть (триместр) \ округление результата проводится с учетом _____________________ (указать иные значимые обстоятельства).
Вариант 4. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, триместра, четверти).
Такая вариативность еще раз подчеркивает отсутствие каких-либо четких условий проведения промежуточной аттестации в Законе № 273-ФЗ и нормативных правовых актах Министерства образования и науки Российской Федерации и предоставляется в сферу собственного регулирования образовательных организаций.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:
— контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
— оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
— проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.
Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.
Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.
Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.
Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах).
Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
— объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
— соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;
— оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;
— оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.
Промежуточная аттестация в образовательной организации проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
Формами промежуточной аттестации являются:
а) письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
б) устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
в) комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.
Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.
При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).
Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены образовательной организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей):
— выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;
— отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
— для иных учащихся по решению педагогического совета или иного органа образовательной организации.
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона № 273-ФЗ неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Как следует из Письма Минобрнауки России от 15 сентября 2015 г. № 2655-05 «По вопросу об отчислении обучающихся»[2], если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Они вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования такой задолженности (ч. 3 и 5 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).
Ответственность за ликвидацию учащимися общеобразовательной организации академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) (п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015). Учебный год начинается 1 сентября. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца (п. 17 указанного Порядка).
С формально-правовой точки зрения законодательство об образовании не препятствует образовательной организации установить сроки ликвидации обучающимся академической задолженности в одностороннем порядке. Однако, по нашему мнению, такой подход может привести к нарушению или незаконному ограничению права учащегося на образование, если в силу объективных причин он и его законные представители не смогли подготовиться к так называемой «пересдаче». Поэтому рекомендуется устанавливать сроки повторной промежуточной аттестации исходя из фактической подготовленности учащегося, согласовав их с родителями (законными представителями) в письменной форме.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 58 Закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем, ч. 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т. д.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):
— оставляются на повторное обучение;
— переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
— переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.
Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.
Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.
Обучающийся в форме семейного образования обязан подать заявление о зачислении его в образовательную организацию не позднее установленного образовательной организацией срока до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается.
Согласно ч. 10 ст. 58 Закона № 273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Как отмечается в Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 г. № 06-656[3], наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана.
[1] Режим доступа: http://273-фз.рф/modeli/polozhenie-o-provedenii-promezhutochnoy-attestacii-uchashchihsya-i-osushches. – Информационный портал по внедрению эффективных рганизационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций (дата обращения: 25.07.2015).
[2] Официальные документы в образовании. № 30. 2015.
[3] Официальные документы в образовании. № 21. 2015.
Комментарий по состоянию на 01.06.2016