что такое прокуратура и ее функции
Что такое прокуратура и ее функции
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
Что такое прокуратура? Определение, основные функции
Вот уже многие годы слово «прокуратура» заставляет людей нервничать и переживать. Так происходит из-за того, что деятельность этого органа власти окутана флером строгости и неприступности. Мало кто до конца понимает, что такое прокуратура. На самом же деле в работе этого ведомства нет ничего особенного или конфиденциального, ведь одним из важнейших принципов деятельности является гласность.
Что такое прокуратура
Термин закреплен в законе, но он длинный, насыщенный канцеляризмами и сложный для понимания. Можно сформулировать проще. Итак, что такое прокуратура? Это орган государственной власти, надзирающий за исполнением законодательства России.
Понятие деятельности прокуратуры раскрывает определение, данное выше. Оно включает в себя обеспечение главенства закона, усиление законности, защиту свобод граждан, интересов государства и населения страны. Как уже указывалось выше, понятие прокуратуры закреплено в российском законодательстве.
Какие функции выполняет
Основные функции прокуратуры заключаются в надзоре за исполнением законодательства, рассмотрении сообщений о нарушениях закона. В глобальном смысле они нужны для достижения поставленных целей. Это обеспечение верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов общества и государства.
Кроме того, у прокуратуры есть следующие функции:
ГП РФ осуществляет международное сотрудничество с иными странами.
Система органов
Структура органов прокуратуры построена по принципу иерархии, согласно которому нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Систему составляют Генеральная прокуратура, областные, военные и специализированные.
Прокуратуры создаются и реорганизуются Генеральным прокурором. Создание и функционирование органов вне системы не допускается.
Территориальные прокуратуры
Территориальные (иначе их еще называют прокуратурами субъектов) существуют при каждой области России. Их полномочия действуют на всей вверенной им территории. Прокуратуры субъектов подчиняются напрямую Генеральной. Это органы, обладающие классическими полномочиями.
Ниже по иерархии расположены прокуратуры городов и районов. Они осуществляют надзор на территории города или района, а подчиняются субъекту.
Специализированные прокуратуры
Кроме территориальных прокуратур, существуют специализированные: природоохранные, транспортные, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Предмет надзора напрямую зависит от специфики ведомства. Специализированные обычно приравниваются к прокуратурам субъектов.
К примеру, на территории Волжского бассейна работает Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Аппарат дислоцируется в г. Твери, а подчиненные ему межрайонные природоохранные прокуратуры расположены в регионах, через которые протекает р. Волга. Волжская прокуратура контролирует исполнение природоохранного законодательства на территории 15 регионов.
Военные прокуратуры
Отдельное место в системе занимают военные прокуратуры. Это самые закрытые органы, которые практически не взаимодействуют с остальными. Они контролируют соблюдение законности в военных частях и других военных объектах.
На основании чего проводятся прокурорские проверки
Прокуроры не могут устраивать проверки, когда им заблагорассудится, для этого нужны веские причины. Это могут быть:
Перед выходом на проверку прокурор должен предъявить проверяемой организации решение о проведении проверки, в котором должны быть указаны основания, цели, предмет, сроки проверки, реквизиты проверяемой организации. Максимальный срок проведения проверки прокуратуры составляет тридцать дней, но при необходимости он может быть продлен.
Кроме выездных, возможны документарные проверки. Прокурор может запросить документы у организации, а организация обязана их предоставить. Срок предоставления документов устанавливает прокурор.
Законные требования прокурора обязательны для исполнения. Неисполнение требований прокурора может повлечь за собой серьезные убытки. Если по каким-то причинам не удается выполнить требование в срок, необходимо уведомить орган об этом в письменной форме, с изложением причин, повлекших задержку, и подтверждающих документов или их копий. В таком случае прокурор может продлить срок предоставления документов.
Кроме того, он вправе вызвать представителя организации в прокуратуру для дачи объяснений и предоставления документов. Время и дату прибытия представителя назначает проверяющий и перенос даты визита возможен при наличии уважительных причин.
Важно знать, что прокурор не вправе запрашивать документы, не имеющие отношения к проводимой проверке.
Полномочия прокуроров
Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».
Прокурор имеет право:
Как обратиться в прокуратуру
Некоторые ситуации в жизни вынуждают искать защиты у государственных органов. К сожалению, лишь немногая часть поступающих обращений влечет за собой реальное устранение нарушений закона. Чтобы работники прокуратуры смогли в полной мере рассмотреть жалобу, нужно соблюдать несколько нехитрых правил:
Если ответ прокурора не устроил, заставил сомневаться в полноте проведенной проверки, можно попросить ознакомиться с материалами. Для этого нужно написать заявление о предоставлении возможности для ознакомления. Важный момент: можно делать копии, но только своими силами. Работники прокуратуры не обязаны предоставлять ксерокс. Так что обязательно нужно захватить с собой фотоаппарат.
Как обжаловать решение прокурора?
Таким образом, при взаимодействии с прокуратурой важно соблюдать закон, знать свои права и обладать терпением.
Российская прокуратура: функции, полномочия, структура и история
Прокуратура Российской Федерации : общая информация. Основные функции и полномочия ведомства. Структура прокуратуры. История ведомства: от императора Петра до наших дней. Чем награждают прокуроров?
Российская правоохранительная система – это сложный комплекс, в состав которого входит множество составляющих. Прокуратура занимает в ней особое место, поскольку она не только занимается охраной правопорядка наряду с другими государственными ведомствами, но и осуществляет общий надзор за исполнением законодательства.
Критики называют подобные полномочия прокуратуры архаичными и настаивают на необходимости реформы ведомства. По их мнению, прокуроры должны представлять государственное обвинение во время судебных процессов и координировать работу других правоохранительных органов.
Общая информация
Прокуратура – это система государственных органов, которая осуществляет надзор за исполнением законодательства на всей территории страны. Принципы организации и деятельности прокуратуры определяются статьями Конституции и специальным федеральным законом.
Прокуратура имеет собственную эмблему.
Данное ведомство является независимым, оно не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти.
Ведомство имеет собственный флаг и эмблему. Они были учреждены специальным указом президента в 2008 году.
Эмблема ведомства – это золотой державный орел, который удерживает зеленый, окованный серебром щит, с наложенными на него двумя мечами. На поле щита изображен «Столп закона».
Флаг – синее полотнище, в крыже которого находится российский триколор. В правой части знамени расположен геральдический знак ведомства.
Структура
Прокуратура РФ – это система органов с жесткой иерархией и централизованным управлением. В ее структуру входят:
Отдельным подразделением является военная прокуратура.
Полномочия и функции
Основная функция прокуратуры РФ – это обеспечение верховенства права и контроль за исполнением законодательства на всей территории страны. В последнюю функцию входит:
Не менее важная функция – преследование за совершение уголовных преступлений. Прокурор может поручить расследование соответствующему правоохранительному органу или принять дело в свое производство. Данное ведомство фактически координирует работу всей правоохранительной системы.
Главная военная прокуратура следит за законностью в армии. Она является отдельным структурным подразделением ведомства.
Кроме того, прокуратура участвует в международном сотрудничестве, занимается выпуском юридических изданий.
Прокуратура обязана реагировать на жалобы юридических и физических лиц. В ведомстве действуют круглосуточные горячие линии, с помощью которых граждане могут сообщить о нарушениях закона.
История
Чтобы лучше понять, что такое прокуратура и какие функции она выполняет, следует сказать несколько слов об истории этого ведомства.
Русские цари долгое время искали эффективные формы контроля за деятельностью государственного аппарата и инструменты для пресечения нарушений со стороны чиновников. В разные периоды эти функции выполняли опричники, работники Тайного приказа, фискалы и даже гвардейские офицеры.
В обязанности генерал-прокурора входил надзор за Сенатом, что делало его фактически вторым по влиятельности человеком в государстве. Одновременно была учреждена должность обер-прокурора Синода, который занимался церковными делами и подчинялся императору. Таким образом? надзорные органы изначально были разделены на две половины.
Павел Ягужинский – первый российский генеральный прокурор.
После смерти Петра I значение ведомства существенно снизилось. «Всесильный» Ягужинский был отправлен в почетную ссылку послом в Речь Посполитую.
Судебная реформа 1864 года превратила ее в часть правоохранительной системы. В обязанности прокуроров входило руководство полицейским дознанием и следствием, надзор за его законностью, подготовка обвинительных актов, участие в судебных процессах.
Также они составляли кассационные и апелляционные жалобы, контролировали выполнение приговоров, следили за порядком в местах лишения свободы.
Так продолжалось вплоть до революции 1917 года. Большевики упразднили старую прокуратуру и в 1922 году учредили новую, главной функцией которой стал надзор за органами власти. В 1923 году ее полномочия были расширены, она стала частью Верховного суда страны. Ведомство получило совещательный голос на заседаниях высших органов государства.
В 1933 году прокуратура превратилась в отдельный самостоятельный орган, также была учреждена военная прокуратура. Данные изменения в значительной мере способствовали выстраиванию в стране единой централизованной надзорной системы. В 1936 году они были отображены в новом тексте Конституции.
В 1946 году для поднятия статуса ведомства советская прокуратура стала Генеральной. В 1955 году вышло новое положение о надзоре, оно конкретизировало функции и полномочия органа.
В 1966 году вышло положение о военной прокуратуре, в котором закреплялись задачи и определялись полномочия данного органа.
В 1977 году была написана новая Конституция СССР, на основании которой в 1979 году появился закон о прокуратуре.
Главными задачами ведомства признавался надзор за соблюдением законодательства, борьба с хищениями государственной собственности.
Также в законе устанавливалась подотчетность ведомства Верховному Совету страны, а в межсессионный период – его Президиуму.
В 1995 году увидела свет новая редакция закона, в ней впервые был упомянут надзор ведомства за соблюдением свобод российских граждан органами власти. Впоследствии в документ неоднократно вносили правки, но статус ведомства, как единого централизованного органа надзора сомнению никогда не подвергался.
Награды
Медаль «За верность закону». Она имеет три степени.
Прокуратура РФ имеет не только собственную форму, но и перечень наград, который был утвержден специальным приказом в 2007 году. В него входят следующие знаки и медали:
Нужен ли всеобщий надзор стране
Сегодня в большинстве стран мира органы прокуроры представляют обвинение во время судебных процессов. И это их основная функция. Также они координируют работу правоохранительной системы. Функции общего надзора – это анахронизм, от которого практически везде отказались.
В советское время она, возможно, и была нужна по причине отсутствия многих отраслевых контрольных органов. Их функции выполняла прокуратура и органы народного контроля. Но сегодня ситуация совершенно иная.
Любой прокурор – это в первую очередь юрист. Он не может досконально разбираться в том, как работают заводы, больницы или атомные станции. И хотя ведомство привлекает к расследованиям специалистов других контролирующих органов, проверки обычно носят формальный, сугубо нормативный характер. Очень часто они сводятся к проверке правильности заполнения документов.
Функция общего надзора требует существенной реформы. Ее необходимо либо полностью упразднять, как не имеющую смысла, либо кардинально менять модель проведения.
Нынешний формат работы ведомства неэффективен и приводит лишь к дополнительной нагрузке на госучреждения и бизнес. Он обеспечивает работой целую армию чиновников, которые занимаются исключительно заполнением ненужных бумажек, и порождает огромное количество бессмысленных регуляций.
Функции прокуратуры
Кроме этого, Конституцией РФ прямо предопределяется основная цель прокуратуры, заключенная в регулировании процессов обеспечения и укрепления законности на всей территории России.
Функция прокуратуры – это процесс, повседневной реализации в регламентируемых законами рамках, возложенных на прокуратуру полномочий, установленных указаниями вышестоящих прокуроров и федеральными законами.
Прокурорский надзор
Прокуратура РФ представляет собой полифункциональную систему, которая признает прокурорский надзор как главную цель деятельности.
Данную функцию осуществляют не только органы государственной власти, военные органы, органы местного самоуправления и контроля, но и коммерческие и государственные учреждения, общественные организации, руководители, должностные лица и собственники.
Прокурорский надзор распространяется и на органы, проводящие ОРД, предварительное следствие и дознание, судебных приставов и на органы уголовно-исполнительной системы.
Уголовное преследование
В «Законе о прокуратуре» закреплены на сегодняшний день отдельные положения, которые касаются уголовного преследования, безусловно, что имеет явное положительное значение.
На основе законов подтверждено, что прокуратура стала основным органом в процессе уголовного преследования. При этом само уголовное преследование подразделено на две части:
В соответствии с УПК РФ, прокурор является лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного производства, в пределах своей компетенции.
Само преследование выражается в принятии процессуально значимых решений и осуществлении ряда процессуальных действий в досудебном производстве.
Заключение с обвиняемым досудебного соглашения или поддержания государственного обвинения, оспаривание несправедливых приговоров и решений судов, и так далее.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
По отношению к деятельности различных правоохранительных органов понятие «координация» основано на совместной разработке и практической реализации мероприятий, которые направлены на решение проблем борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, которые актуальны на сегодняшний день, укрепления законности и правового порядка.
Законодательно, к числу правоохранительных органов относятся органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотиков и таможенные органы.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами
На основании положений «Закона о прокуратуре» и уголовно-процессуального кодекса можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является составной частью единой функции уголовного преследования, осуществляемого прокурором в сфере уголовного судопроизводства.
Поддержание государственного обвинения – отдельная функция прокуратуры, которая реализуется на основании общего уголовного преследования со стороны прокурора. При этом, являясь подчиненным направлением в деятельности прокуратуры, в процессе поддержания государственного обвинения проявляется присутствие автономного содержания, пределы и собственный субъектный состав.
Содержание формируется деятельностью государственного обвинителя, которая направлена на публичное утверждение в уголовном процессе совершения лицом деяния, которое запрещено законодательством РФ. Являясь автономным видом уголовно-процессуальной в деятельности прокуратуры, она начинается в момент утверждения прокурором обвинительного заключения и при вступлении приговора в законную силу заканчивается.
Субъектами, которые имеют исключительное право в реализации функции государственного обвинения, являются:
Административное преследование
Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.
Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др., обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.
Прокурор разъясняет: о деятельности прокуратуры Российской Федерации
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 129 Конституции РФ).
Деятельность любого должностного лица функционально связана с деятельностью прокурора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» задачами (целями) прокуратуры являются:
— обеспечение верховенства закона;
— обеспечение единства и укрепления законности;
— защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:
— единства и централизации;
— независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.
1) надзор за исполнением законов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов судебными приставами;
5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:
1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
3) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;
4) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
5) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
6) участие в правотворческой деятельности.
Прокурор обладает следующими полномочиями:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
— возбуждать производство об административном правонарушении;
— требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
— предостерегать о недопустимости нарушения закона;
— освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
— опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
— вносить представление об устранении нарушений закона.
— рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
— принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию;
— предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;
— проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
— выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства;
— требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
— давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
— давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
— истребовать и проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела;
— отменять незаконные или необоснованные решения;
— рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
— разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоотводы последнего;
— отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
— изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
— передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;
— утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
— возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта или обвинительного постановления) и устранения выявленных недостатков;
— признать доказательство недопустимым;
— отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора;
— посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;
— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;
— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются:
Представление об устранении нарушений закона готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий, способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности.
Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть объявлено должностным лицам и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурорами также координируется деятельность по борьбе с преступностью:
— органов внутренних дел;
— органов федеральной службы безопасности;
— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
— органов таможенной службы;
— иных правоохранительных органов.
Прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в УПК, ГПК и АПК.
Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных организаций, редакций печатных изданий, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратур по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, прокуратуры Московского метрополитена).
В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором может быть:
— гражданин Российской Федерации;
— получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;
— обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами;
— способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.
Не может находиться на службе в органах и организациях прокуратуры гражданин:
— имеющий гражданство иностранного государства;
— признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
— лишенный решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
— имевший или имеющий судимость;
— имеющий заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению им служебных обязанностей прокурорского работника;
— состоящий в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— отказывающийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Прокурором города, района, приравненным к ним прокурором может быть лицо:
— имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.
Прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором назначается лицо:
— имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter