что такое произвольное и непроизвольное внимание
Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание
Существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Они имеют тесную взаимосвязь и могут пересекаться. В данной статье вы более подробно познакомитесь с характеристикой каждого вида внимания.
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание можно назвать бесцельным, оно не предполагает волевого усилия. Непроизвольное внимание может возникать при любых обстоятельствах, в любом месте под влиянием внешних раздражителей. Такая форма внимания присуща как людям, так и животным. Главным отличием непроизвольного внимания у человека является то, что при усилии он может из самопроизвольного сосредоточения перейти в сознательное.
Если говорить о непроизвольно возникшем внимании, то его проявление связано с тем, что посторонние раздражители действуют сильнее, чем осознанно действующее возбуждение. К возбудителям непроизвольного внимания можно отнести внешние факторы, потребности, эмоциональное состояние и переживания. К примеру, когда человек испытывает большое переутомление. Такое внимание может характеризоваться кратковременностью, но при этом сильно мешать основной деятельности.
Произвольное внимание
Понятие произвольного внимания подразумевает сознательное сосредоточение индивида на внешних объектах и явлениях. В основу произвольного внимания положена воля, с помощью которой человек способен концентрироваться на определенной деятельности, занимаясь чем-то длительное время. К основным компонентам произвольности можно отнести:
Механизмом возникновения произвольности является сложная цель, которая в меньшей мере привлекает человека, требуя большего напряжения сознания. Умение произвольно сосредотачиваться преимущественно относится к работе или обучению.
Послепроизвольное внимание
Определение послепроизвольного внимания подразумевает результат сознательного сосредоточения на явлениях и предметах. Когда индивид преодолевает трудности, он переходит на новый уровень, а деятельность начинает в нем пробуждать интерес. Послепроизвольное внимание обрело также название вторичного произвольного внимания.
На данном этапе воля человека несколько слабеет, при этом интенсивность внимания остается на уровне произвольного. Данный вид внимания является таким же контролируемым, как и в случае с произвольным. В ходе исследований в области психологии стало понятно, что деятельность становится гораздо продолжительней и приносит большие результаты за счет повышения интереса и снижения напряжения. Главным условием во время обучения или работы является умение перейти к послепроизвольному вниманию, чтобы добиться хороших результатов. Обучение чему-либо очень быстро надоедает и утомляет, поэтому важно уметь вызвать у детей послепроизвольное внимание. Основной причиной успешного выполнения учебных задач является появление послепроизвольного внимания.
Внешнее и внутреннее внимание
Внимание может направляться как на внешние явления и объекты, так и на психическую деятельность. Внешнее внимание помогает определить, как отражаются в сознании человека предметы с явлениями, за которыми он наблюдает. Такое внимание может проявляться в выражении лица, движении глаз и готовности выполнять определенные задачи.
Внутреннее внимание предполагает анализ деятельности психических процессов, проявляющихся в воспоминаниях, или мысленных решений задач. Умение концентрироваться на внутренней деятельности обусловлено способностью представить предметы или какие-либо действия. При внутреннем внимании человек будто перестает связывать себя с реальностью и не слышит, что происходит вокруг. При работе или обучении не стоит требовать от людей одновременной работы внешнего и внутреннего внимания, например, вспомнить какое-то название, демонстрируя в это время что-то на доске. Для такого распределения внимания требуется обладать отличными способностями.
Тренажеры Викиум эффективно развивают внимание и другие когнитивные функции.
Что такое произвольное и непроизвольное внимание
3.1. Психология внимания
До человека доходит огромное число раздражений, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Из большого числа возможных движений он совершает лишь некоторые, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. Возникает большое число ассоциаций, но он сохраняет немногие и абстрагируется от посторонних, мешающих целенаправленному потоку мышления. Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их осуществлением называется вниманием (Лурия, 1975).
Различают следующие основные свойства внимания: объем, распределяемость, устойчивость, концентрированность, переключаемость (Рубинштейн, 1946). Под объемом внимания понимают то число поступающих сигналов или ассоциаций, которые одновременно удерживаются в поле ясного сознания. Считается, что объем внимания равен емкости короткой памяти и составляет 7± 2 единиц информации. Концентрация или избирательность внимания характеризуется интенсивностью его сосредоточения на объекте деятельности. Избирательность внимания — это степень помехоустойчивости какого-либо вида деятельности. Чрезмерная концентрация внимания (гиперпрозексия) проявляется рассеянностью, излишней поглощенностью чем-либо, когда не замечаются иные важные стимулы, как внешние, так и внутренние. Распределяемость внимания тесно связана с его объемом, однако речь в данном случае идет о возможности не одного, а, по крайней мере, двухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большем числе разнородных фокусов. Под устойчивостью внимания принято понимать ту длительность, с которой выделенные вниманием процессы сохраняют доминирующий характер. Переключаемость внимания состоит в способности быстро выключиться из одних установок и включиться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Существует по меньшей мере две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов: структура внешних раздражителей (структура внешнего поля) и различные внутренние факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля). К первой группе факторов, определяющих направление, объем и устойчивость внимания, относятся интенсивность раздражителя, его новизна, и структурная организация внешних раздражителей. Ко второй группе факторов, определяющих направление внимания, относится то влияние, которое потребности, интересы и установки субъекта оказывают на его восприятие и деятельность.
Различают два основных вида внимания — непроизвольное, пассивное и произвольное, активное. О непроизвольном внимании говорят в тех случаях, когда око привлекается сильным, новым либо интересным (соответствующим потребности) раздражителем. Механизмы непроизвольного внимания у человека и животных являются общими, их основу составляет ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание свойственно лишь человеку Оно обнаруживается в том, что субъект может намеренно сосредоточивать свое внимание то на одном, то на другом объекте. Механизмы произвольного внимания социальны по своему происхождению и опосредованы внутренними речевыми процессами.
Нарушение внимания является одним из самых важных симптомов патологического состояния и его исследование может внести важные данные в диагностику мозговых поражений (Лурия, 1975). При массивном поражении глубоких отделов мозга (верхнего ствола, стенок третьего желудочка, лимбической системы) могут наблюдаться явления выпадения или угасания ориентировочного рефлекса, а также его инертности. Клинически это проявляется в том, что больные обнаруживают резкие признаки вялости, аспонтанности, вообще не реагируют на происходящее либо проявляют признаки повышенной возбудимости и чрезмерной отвлекаемости на любые раздражители. Наиболее типичные примеры нарушения высших форм внимания дают больные с поражением лобных долей мозга (особенно медиальных его отделов). Выпадения ориентировочного рефлекса у боль-ных часто не наблюдается, однако сосредоточить их на выполнении какого-либо задания речевой инструкцией оказывается невозможно, речевая регуляция ориентировочного рефлекса грубо нарушается.
3.2. Психопатология внимания
При психических заболеваниях могут возникать такие нарушения внимания, как сужение объема, уменьшение глубины, повышенная истощаемость, тугоподвижность, изменения направленности внимания, парапрозексия, апрозексия, ослабление распределяемости внимания.
Сужение объема внимания. Проявляется неспособностью удерживать в кругу произвольной целенаправленной деятельности достаточно большое число представлений и свободно оперировать ими. При выполнении какой-либо работы легко теряются из виду те или иные требования к ней, учитываются одни и не принимаются в расчет другие обстоятельства. Больные становятся рассеянными, забывчивыми. По их словам, стоит им немного отвлечься в беседе, как они теряют мысль, которую хотели высказать. Отправляясь за нужным предметом в соседнюю комнату, по дороге отвлекаются и забывают, зачем пошли. При счете, особенно в уме, начинают ошибаться, как только количество цифр и операций с ними становится больше, чем они могут удержать в зоне активного внимания. Яркий пример резкого сужения объема внимания приводит Е. Блейлер (1920). Больной прогрессивным параличом прыгает из окна за увиденным на земле окурком, забывая, что находится на втором этаже здания и прыжок опасен. Сужение объема внимания характеризует астенические состояния разного, чаще органического генеза.
Уменьшение глубины внимания. Характеризуется преобладанием пассивного внимания над активным. Клинически это выражается повышенной отвлекаемостью, ослаблением наблюдательности, поверхностным характером и неустойчивостью внимания. Больные оказываются не в состоянии центрировать внимание на чем-то одном, долго сосредоточиться на каком-нибудь деле, не доводят начатое до конца, отвлекаясь «а что-либо другое. Им трудно развить мысль до логического завершения, ограничиться рамками темы разговора. Вопросы выслушиваются невнимательно, их приходится повторять, ответы даются невпопад, не продумываются, больные все время отвлекаются посторонними вещами, воспоминаниями, соображениями. Тяжелая степень отвлекаемости внимания — гиперметаморфоз — проявляется полной утратой способности к активному сосредоточению. Внимание распыляется на случайные внешние раздражители и, не задерживаясь на одном объекте, тотчас переводится на любой другой, оказавшийся в поле зрения.
У детей, которым вообще свойственно преобладание пассивного внимания над активным, нередко встречаются состояния, во время которых они могут подолгу заниматься интересными для них вещами, но при всем том неспособны к делу, требующему волевого усилия. Например, их трудно усадить за уроки, заставить делать что-нибудь скучное. Снижение способности концентрировать внимание (гипопрозексия) наблюдается при астенических состояниях.
Чрезмерная истощаемость внимания. Выражается снижением способности к длительному сосредоточению на определенном явлении или деятельности в силу свойственной больным повышенной утомляемости. После непродолжительного периода работы в достаточно высоком темпе появляется чувство усталости, повышенная отвлекаемость, теряется интерес к занятию, возникает потребность в отдыхе или перемене деятельности, сонливость, непоседливость.
Тугоподвижность внимания. Проявляется неспособностью к быстрому и частому переключению внимания с одного явления или деятельности на другие, инертностью установок, прилипчивостью, застреваемостью в беседе на какой-либо теме, затруднениями в смене целевых направлений.
Нарушение направленности внимания. Это проявляется в том, что внимание приковано к явлениям, заслоняющим от больных другие важные стороны жизни. Так, при патологической рефлексии внимание поглощено самоанализом, постоянными размышлениями о своих поступках, мыслях, отношениях с людьми. Часто ведутся дневники, где скрупулезно описываются переживания, рассуждения о смысле жизни, отражается наивное стремление понять себя или, по выражению больного, «найти сущность своего «Я». Рефлексия становится самоцелью и основным содержанием внутренней жизни, все прочее отодвигается на второй план. При ипохондрической фиксации внимания оно целиком сосредоточено на самочувствии, болезненных ощущениях, вопросах здоровья: «Мой мир сузился, в нем нет ничего, кроме болезни. Я думаю только о ней и ни о чем другом. Все остальное отдалилось и потеряло всякий смысл», — так описывает больной свое состояние. Внимание депрессивных больных обычно привлечено к безрадостным сторонам жизни. Вспоминаются неприятные эпизоды прошлого, в настоящем выделяются, в основном, мрачные события, восприятие будущего окрашено тонами безысходности. Нередко внимание обращено преимущественно в прошлое. Весьма характерно, что внимание часто бывает приковано к навязчивым переживаниям, галлюцинациям, бреду до такой степени, что отвлечься от них пациенты не могут. Очевидно, что указанные нарушения сопровождаются выключением высших, произвольных форм внимания.
Своеобразие нарушений внимания больных шизофренией состоит в том, что оно часто рассеивается по мелочам, на несущественные детали происходящего. В беседе с врачом больной может небрежно отвечать на вопросы, оставить их без внимания, не обнаруживает никакого интереса к тому, что решается, быть может, его судьба. Он занят, главным образом, тем, что разглядывает пятна на стене, вытягивает из одежды и скручивает нитки, чистит ногти, вертит пуговицы, перебирает на столе бумаги, что-то рисует, рассматривает обувь. Как указывает В. А. Гиляровский (1954), одновременно с ослаблением активного внимания пассивное внимание больных шизофренией может сохраняться на достаточно высоком уровне. Больные как будто не обращают на присутствующих никакого внимания, не дают ориентировочных реакций и вообще как бы не реагируют на окружающее. Между тем оказывается, что все происходящее не прошло мимо их внимания, причем ими были подмечены некоторые тонкие, совсем не бросающиеся в глаза детали. Существует гипотеза о связи нарушения внимания при шизофрении с тенденцией больных реагировать на недоминантные стимулы (Broen, Storms, 1966). По мнению D. Shachov (1962), «отклоняющееся внимание» выступает как фундаментальное когнитивное (познавательное) нарушение у больных шизофренией.
Парапрозексия. Своеобразное нарушение внимания, характеризующееся тем, что напряженное ожидание блокирует способность вовремя заметить появление соответствующего объекта.
Апрозексия. Выключение как произвольного, так и непроизвольного внимания, полное отсутствие интереса к происходящему и невозможность пробудить этот интерес с помощью внешнего поощрения.
Ослабление способности к распределению внимания. Связано с ограничением объема внимания. Пациент оказывается не в состоянии заниматься одновременно двумя или большим числом разных дел. Например, он не может отсчитывать от 200 по 13 и называть вслух каждый третий результат, то есть, считать и одновременно следить за порядком называния цифр.
Расстройства внимания в виде истощаемости, неустойчивости, повышенной отвлекаемости являются характерным признаком астенических состояний. При органических нарушениях психики нередко выявляется, помимо этого, значительное сужение объема внимания, его инертность, тугоподвижность. Гиперметаморфоз наблюдается при острых нарушениях психической деятельности, сопровождающихся растерянностью, может возникать на высоте маниакального возбуждения. Патологическая рефлексия чаще всего встречается в начале шизофрении, дебютирующей в подростковом и юношеском возрасте. Ипохондрическая фиксация внимания является одним из важных признаков ипохондрического синдрома. «Отклоняющееся внимание» наблюдается при шизофрении.
Что такое произвольное и непроизвольное внимание
Исследованием проблемы внимания занимались выдающиеся ученые: нейрофизиолог Николай Александрович Бернштейн, психологи Роберт Сессионс Вудвортс, Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин, Александр Романович Лурия, Сергей Леонидович Рубинштейн, Евгения Давыдовна Хомская, психиатр Борис Дмитриевич Карвасарский.
Внимание включено в другие познавательные процессы и отделить его от них, изучать внимание в чистом виде практически невозможно. Вместе с тем, внимание является самостоятельным познавательным процессом, так как:
1. Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов.
3. Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель.
4. Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте.
5. Регуляция и контроль протекания деятельности.
Природным называется такое внимание, которое дано с рождения (от природы) и которое включается в работу автоматически, по мере созревания мозга и совершенствования происходящих в нем физиологических процессов. Такое внимание направлено на биологически значимые объекты (воду, предметы питания, физические, химические и другие факторы, благоприятствующие самосохранению, развитию организма и снятию угрозы его физическому благополучию). Оно практически не зависит от жизненного опыта, обучения и воспитания.
Социально обусловленным называется внимание, которым человек с рождения не располагает и которое он приобретает и совершенствует в процессе жизни. Например, особое внимание человека к предметам и явлениям, связанным с его культурой (книгам, музыке, инструментам, приборам, машинам и так далее).
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание возникает стихийно, для его возникновения не требуется волевых усилий. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, которая направляется на контроль своего поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности.
Произвольное (преднамеренное) внимание отличается следующими особенностями :
В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в послепроизвольное. Понятие послепроизвольного внимания было введено в психологию Николаем Федоровичем Добрыниным. Послепроизольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности и считается высшей формой профессионального внимания (Константин Константинович Платонов).
Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание человека, и самим процессом внимания нет ничего, что участвовало бы в регуляции внимания.
Опосредствованным называют внимание, процессы которого регулируются с помощью различного рода дополнительных средств. К таким средствам можно отнести речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определенную сторону, указательный жест и тому прочее.
Сенсорное внимание, в свою очередь, подразделяется на тактильное, слуховое, зрительное и так далее.
Двигательное внимание обеспечивает осознание и регуляцию движений.
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
---|---|---|---|
Непроизвольное | Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. | Непроизвольность, легкость возникновения и переключения. | Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности. |
Произвольное | Постановка (принятие) задачи. | Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. | Ведущая роль 2-й сигнальной системы (слова, речь). |
Послепроизвольное | Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. | Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. | Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес. |
Основные свойства внимания. Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качествами, или свойствами. Различные качества внимания связаны друг с другом, внимание характеризуется сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
На устойчивость внимания оказывают влияние следующие : увеличение сложности объекта, активность личности, эмоциональное состояние человека, отношение к деятельности, темп деятельности.
В зависимости от того, насколько значимы объекты деятельности для человека увеличивается интенсивность внимания. Интенсивность внимания в процессе выполнения в той или иной деятельности может проявляться с разной силой. Так, в состоянии большого утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, так как его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.
Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить свое внимание на чем-либо одном (предмете, явлении и тому прочему), отвлекаясь от остального. Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности.
Направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий называется распределенностью внимания. Возможность распределения внимания зависит от следующих условий : трудность представляет совмещение двух умственных деятельностей, легче выполнять одну двигательную и одну умственную деятельность, для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности необходимо один вид деятельности довести до автоматизма.
Возрастные особенности. Согласно Льву Семеновичу Выготскому, развитие внимания в дошкольном возрасте проходит через следующие шесть стадий. Вначале, сразу после рождения у ребенка имеется лишь непосредственное внимание по отношению к сильно действующим раздражителям, которое основано на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Такой рефлекс обнаруживается уже у младенцев в конце первого месяца жизни.
Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребенком его телодвижений и произносимых им звуков для управления вниманием взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого человека к чему-либо такому, что в данный момент времени интересует самого ребенка, он или произносит какие-либо звуки, или поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или же просто протягивает к нему руки, тем самым управляя вниманием рядом находящегося взрослого человека.
На четвертой стадии развития внимания (от 1-1,5 до 3-4 лет) постепенно с возрастанием способности понимания обращенной к ребенку речи окружающих появляется возможность произвольного управления переключением внимания ребенка. Он может по предложению взрослого перенести внимание на тот предмет, который называется старшим членом семьи.
Период сосредоточения у детей младшего дошкольного возраста не более 3—5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как внимание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности. Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга. Таким образом, на четвертой стадии развития внимания ребенок, активно осваивая речь, начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления вниманием окружающих людей.
Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребенок (от 3-4 до 5-6 лет) начинает использовать речь для управления собственным вниманием. На этот период развития внимания приходится появление у ребенка особой формы речи, которую Ж. Пиаже назвал эгоцентрической речью, и на этот же период жизни приходится начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и внимания не только ребенка, но и взрослого человека.
Такую же картину мы видим и в условиях деятельности, мало привлекательной для детей. В одном из экспериментов им нужно было разложить обрывки цветной бумаги в коробки разного цвета. Оказалось, что дети 5,5-6,5 лет не только более длительное время (оно было примерно в 4 раза больше) могут заниматься малоинтересным для них делом, но и гораздо реже (почти в 5 раз) отвлекаться на посторонние объекты по сравнению с детьми 2,5-3,5 лет.
Отмечены также значительные индивидуальные различия в устойчивости внимания. Так, у уравновешенных детей она в 1,5-2 раза выше, чем у возбудимых. Однако, несмотря на очевидный рост устойчивости внимания к старшему дошкольному возрасту, она развита у детей еще слабо. В частности, установлено, что шестилетние дошкольники способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Увеличивается к 6 годам и внимания, составляя в этом возрасте примерно 3 объекта. Внимание ребенка постепенно начинают привлекать не только яркие предметы, но и содержание детских книг, интеллектуальные задачи, деятельность и личность взрослого человека, сверстников.
Специфика развития внимания при речевых нарушениях. Изучением особенностей внимания у детей с различными нарушениями речи занимались такие ученые, как Юлия Федоровна Гаркуши, Виктор Александрович Калягин, Наталия Львовна Карпова, Роза Евгеньевна Левина, Татьяна Сергеевна Овчинникова, Ольга Николаевна Усанова, Елена Аркадьевна Шумилова.
Сведения о характере внимания у заикающихся немногочисленны (В. А. Калягин, Э.М. Кулиев, М.И. Мерлис). В результате использования методики Мюнстерберга, которая заключалась в поиске и подчеркивании слов среди беспорядочного набора букв в максимальном темпе, В.А. Калягиным было выявлено снижение темпа выполнения задания заикающимися по сравнению с лицами без речевой патологии в 1,3 раза. Было отмечено, что лица со средней и высокой степенью заикания в среднем делали на одну ошибку больше. На основании проведенного исследования ученый делает вывод о достоверном ухудшении избирательности внимания у заикающихся.
Применение методики Шульте в модификации К.К. Платонова, направленной на оценивание объема внимания, показало, что у лиц с заиканием скорость выполнения задания зависит от пространственного расположения цифр в таблице и от времени произнесения отыскиваемых цифр. Методика Шульте-Платонова позволила получить данные о недостаточной устойчивости внимания заикающихся по сравнению со здоровыми. Анализ динамики выполнения заданий по минутам выявил склонность заикающихся выполнять задание более монотонно. Большинство ученых отмечает, что нарушение внимания у лиц с заиканием связано с восприятием речевого материала. В какой-то мере это можно объяснить различной степенью нарушения собственно речемоторного компонента, так как прослеживается связь между степенью нарушения внимания и тяжестью речевого расстройства. При этом существенно, что в наибольшей степени у заикающихся страдает именно произвольное внимание. В этом случае нарушение неречевого внимания у них может быть рассмотрено как проявление своеобразной генерализации процесса наподобие генерализации судорог.
Таким образом, внимание детей с различными речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий, трудностями в сосредоточении внимания на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач на базе словесной инструкции, трудностями распределения внимания между речью и практическими действиями, ошибками внимания на протяжении всей работы, нарушениями упреждающего, связанного с анализом условий задания, и текущего (в процессе выполнения задания) видами контроля за деятельностью, проявлениями неспецифических отвлечений (например, «посмотрел в окно, по сторонам), низким уровнем произвольного внимания, которое в свою очередь приводит к несформирвоанности или значительному нарушению у них структуры деятельности.