что такое профилактические беседы
Методические рекомендации «Профилактическая беседа с ребенком»
«Методика проведения индивидуальной профилактической беседы»
Психологическая помощь несовершеннолетним с суицидальным поведением
В целях профилактики суицидального поведения психолог проводит индивидуальную и групповую работа по снятию негативных эмоций у подростков; помогает разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучает социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказывает подросткам социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.
При необходимости организуются группы социально-психологического тренинга, а также психокоррекционные занятия, направленные на повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии и др.
Раскрытию суицидальных тенденций во многом может помочь наблюдение за поведением детей, специально организованные опросы или тестирования.
Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения
В работе с суицидальными детьми очень важно быть уверенными, что вы в состоянии помочь. Необходимо сделать всё от вас зависящее, но не брать на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
Методика проведения индивидуальной профилактической беседы
Главным в преодолении кризисного состояния индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.
При ее проведении необходимо принять во внимание следующее:
Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком
«Ненавижу учебу, класс. »
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Когда я был в твоемвозрасте. да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным. »
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давайподумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Вы не понимаете меня!»
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь.Я действительно хочу это знать»
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок. »
«Давай сядем и поговорим об этом»
«Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
«Если не получится значит, ты недостаточно постарался!»
Помимо этого, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:
Этапы профилактической беседы
Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:
Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.
Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», то есть побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап — окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка.
Целесообразно использовать следующие приемы:«логическая аргументация»; «рациональное внушение уверенности».
Если у подростка есть конкретный план совершения самоубийства, но что-то его останавливает, то такого подростка нельзя отпускать и конфиденциальность здесь неуместна. Чем больше людей вовлечено, тем больше деталей будет проработано.
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно отправить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, то суицидента необходимо убедить в том, что тяжелое эмоциональное состояние явление временное, что его жизнь нужна родным, близким друзьям. Его уход из жизни станет для них ударом, что он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из жизни, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время и спокойно всё обдумать.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Богачева Татьяна Викторовна,
социальный педагог ГБОУ
школы № 561 Санкт-Петербурга
В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности. В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет. Алкоголизм, табакокурение, наркотики, детская и молодежная преступность являются составляющими жизни подрастающего поколения. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Чаще стали проявляться агрессивность и жестокость.
Часто педагоги сталкиваются с тем, что подростки используют неконструктивные стратегии поведения, которые приводят к школьной и социальной дезадаптации учащегося и требуют коррекции.
Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезедаптации детей являются: агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, непосещение школы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений и преступлений, попытки суицида. Таких детей называют «дезадаптированные», «дети с отклоняющимся поведением», «девиантные», «трудные», «трудновоспитуемые», «проблемные», «асоциальные», «педагогически запущенные».
Сегодня в школе одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога, классного руководителя, является социально-педагогическая работа с данными детьми. Главная цель – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение в дальнейшем не выходило за рамки социальной нормы.
Одной из основных форм работы с данными детьми является профилактическая беседа.
Профилактическая беседа – это беседа, целью которой является предупреждение негативного поведения. Целью профилактической беседы является осознание учащимся последствий тех или иных проблем. Социальный педагог помогает учащимся в осмыслении поставленной проблемы, а также формулировать собственные умозаключения.
Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу.
Специалисты выделяют несколько этапов проведения профилактической беседы:
1. Начальный этап – установление благоприятного климата при взаимодействии с собеседником. Важная особенность данного этапа – это проявление толерантности в общении;
2. Рабочий этап – выяснение причин и условий возникшей проблемы;
3. Этап формирования модели поведения, позволяющий предупредить отрицательное развитие проблемы;
• «Безопасность в сети «Интернет»;
• «Жизненные перспективы»;
• «Безопасный отдых» (беседы по профилактике правонарушений в период каникул).
С родителями учащихся проводятся следующие беседы:
• «О важности примера родителей в воспитании детей»;
• «Об ответственности родителей за обучение и воспитание ребенка»;
• «Важность соблюдения режима дня школьника»;
• «Организация занятости и отдыха ребенка в период каникул» и т.д.
Данный список можно продолжить.
Таким образом, проведение профилактической беседы с учащимися является неотъемлемой частью работы социального педагога образовательного учреждения.
Эффективность данного метода во многом зависит от специалиста. Подготовка к проведению этой работы должна быть максимально продуманной.
Что такое профилактические беседы
Профилактическая работа с детьми и подростками относится к программам первичной и вторичной профилактики и может проводиться с использованием различных программ. Главное в ней — соблюдение определенных принципов и требований. Приведем пример одной из подростковых программ, рассчитанных на работу с детьми 12—13 и 14—15 лет. Эта программа имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста участников, однако в практике профилактической деятельности может использоваться рассмотренная далее структура [Сирота Н.А., Ялтон-ский В.М. и др., 2001].
Программа состоит из 18 занятий, которые проводятся в течение двух часов два раза в неделю. Это желательное временное распределение.
До и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы и необходимых изменений, которые могут быть в нее внесены в дальнейшем. Обязательно исследуется отношение участников к программе. Очень важно, чтобы оно было позитивным. Если участники рассматривают программу как обычные уроки, значит, ее ведущие используют неверные ролевые позиции и нуждаются в дополнительном инструктировании и обучении. Характер и стиль проведения программы для детей и подростков должен соответствовать их возрасту, быть привлекательным, а само участие в программе — значимым для участников. Если у членов группы возникает сопротивление, следует тщательно проанализировать ситуацию, определить причины и пути их устранения.
1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.
2. Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я.. Кто Ты?. Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.
3. Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
4. Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
5. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.
6. Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.
7. Человек как социальное существо. Самооценка и отношение к другим. Принятие себя и другого как личности.
8. Человек как сексуальное существо. Проблемы общения между людьми разного пола.
9. Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и ее отличие от семьи дисфункциональной. Зависимость от психоактивных веществ в семье. Какой я вижу свою будущую семью?
10. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.
11. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «нет».
12. Развитие зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Выбор и ответственность. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы решения проблем и времяпровождения.
13. Понятие стресса и проблем-разрешающего поведения.
14. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения.
15. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.
16. Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.
17. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.
18. Завершение работы, подведение итогов.
Требования, предъявляемые к ведущему группы.
1. Иметь достаточное представление о проблеме употребления психоактивных веществ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Он должен четко понимать, что:
— зависимость от психоактивного вещества — это комплексное хроническое заболевание, имеющее определенные причины, симптоматику и развитие; это болезнь, имеющая биологические, психологические, социальные и духовные корни; это семейное заболевание;
— существует группа риска в отношении развития зависимости от психоактивных веществ среди подростков, и ведущий должен уметь ее определить.
2. Иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство взрослых. До начала работы по предлагаемым программам ведущий должен прояснить для себя, какое место в его жизни занимают психоактивные вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. По нашему опыту, в 80 % случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, курит ли сигареты, и если да, то зачем. Ведущие должны стремиться к полному исключению психоактивных веществ из своей жизни.
3. Обладать достаточно высоким уровнем личнного здоровья, быть ответственным за свою жизнь, уметь делать выбор, иметь адекватную самооценку и навыки общения и решения своих личных проблем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить психологические задачи, которые ставятся перед ним в ходе работы по программе.
4. Обладать определенными профессиональными навыками, а также способностями к работе с детьми и подростками. Далеко не каждый человек, даже обладающий хорошими профессиональными знаниями, способен эффективно работать с детьми, устанавливать с ними партнерские отношения. Ведущий до начала работы должен четко осознать, в каких ролевых позициях он будет выступать перед детьми и к каким последствиям это может привести. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп, выделяют такие важные способности ведущего, как:
— умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка);
— умение создать безопасную и поддерживающую обстановку;
— умение нести знания «между слов», т.е. пользоваться невербальным компонентом общения;
— память о себе и уважение себя в детском и подростковом возрасте;
— знание подростковых стилей и способов овладения материалом; большой «багаж» различных форм активности;
— умение получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.
Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько (не менее двух). Такая форма работы, как малые группы, предполагает не
более 9—10 участников. Соответственно, если в учебной группе 30 человек, то ведущих должно быть не менее трех. Это значительно облегчает работу тренеров и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих и, что очень важно, предлагает подросткам для наблюдения пример здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми.
Требования к помещению, в котором проводится профилактический тренинг.
— Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, чтобы не нарушать ощущения безопасности.
— В помещении не должно быть ничего лишнего — предметов, плакатов и т.д.
— Не должно быть острых и опасных углов.
— Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности.
— Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних.
— Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом (иногда их приходится отодвигать к стенкам).
— В помещении должно быть достаточно светло.
— Помещение должно быть достаточно звукоизолированно — в процессе проведения тренинга часто бывает шумно.
— В помещение не должны проникать посторонние звуки.
— Во время занятий дверь должна быть закрыта.
— Оптимально, если есть возможность сидеть и лежать на полу.
— Должна быть возможность крепить листы бумаги (ватман) к стенам.
— Помещение должно проветриваться.
Основные компоненты работы с детьми и подростками.
Профилактическая работа должна включать в себя три компонента.
1. Образовательный компонент.
Специфический — знание о действии психоактивных веществ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым она приводит.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ.
Неспецифический — знание и понимание своих чувств, эмоций, а также возможных способов работы с ними и заботы о себе.
Цель: формирование развитой Я-концепции у подростка.
2. Психологический компонент — коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления психоактивных веществ; создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа, помогающая подростку избавится от чувства вины, страха, неуверенности в себе, решать проблемы ответственности, помогать в принятии решений, ощутить чувство личной защищенности.
Цели: психологическая поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент — помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.
Примерная структура занятия приведена в таблице 2.
для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу
2. Развитие межличностных связей
3.Включение в совместную деятельность
2. Обеспечение безопасности участников
2. Предоставить возможность выразить свои чувства
3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации
2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии
Тренинг – яркое, эмоционально насыщенное занятие, направленное на изменение, гармонизацию стиля общения личности, привитие желаемых навыков и разрешение противоречий, проявляющееся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутриличностный характер.
Тренинг является частью психотерапии. Психотерапия была и остается одним из основных методов лечения алкогольной зависимости. Она с успехом применяется у молодых людей с алкогольной зависимостью и как самостоятельный лечебный метод, и как важная составляющая в комплексной терапии.
Часто первую часть тренинга называют «разогревом». Это символическое название отражает одну из задач первой части тренинга.
1. Знакомство участников группы между собой, а также знакомство ведущего с группой.
2. Фиксирование и диагностика настроения участников на начало тренинга.
А) выяснить ожидания каждого из участников группы от тренинга;
Б) словесно выразить эмоциональное состояние.
3. Сплочение группы (задача направлена на сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
Один из вариантов начала тренинга – участникам предлагается написать свои имена на карточках и прикрепить их на одежде (бейджи). Это упражнение особенно полезно, если тренер впервые видит участников тренинга или собралась группа из малознакомых друг другу людей.
Данное упражнение содержит в себе глубокий диагностический смысл. Благодаря ему ведущий сможет сделать вывод о некоторых особенностях самопрезентации участников группы, получить некоторое представление о том, с каким настроением пришли участники.
Принцип расстановки посадочных мест
Обычно выбираются все стулья одинаковой высоты, формы и цвета. Такой подбор на подсознательном уровне говорит о единстве, направленности на сполоченность группы. Стулья обычно расставляют по кругу. Это оптимальное решение для проведения тренинга, так как позволяет каждому участнику видеть друг друга.
Можно в начале провести упражнение «Мои ожидания от тренинга»
Цель. Узнать степень настроя группы и каждого отдельного участника на работу в тренинге.
Тренер: «Сейчас каждый, по кругу, ответит на вопросы:
— С каким настроением я пришел на тренинг?
— Участвовал ли я в других подобных занятиях раньше?
-Что я жду от сегодняшнего дня?
Ответы должны быть краткими. Лучше всего отвечать по одному предложению на каждый вопрос (или 2-3 минуты, но не больше).
В начале тренинга его ведущему рекомендуется самому показать пример выполнения упражнения.
Упражнения для выравнивания эмоционального фона и сплочения группы
Перед упражнением один стул из круга убирается так, чтобы в круге осталось стульев на один меньше числа участников. Первым проводит упражнение сам ведущий. Он становится на освободившееся от стула место и громко называет признак, объединяющий всех или какую-то группу участников. Например, «пересаживаются все те, кто живет на планете Земля». Следующим ведущим в упражнении становится тот, кто остался без стула.
Упражнение «Дадим отпор…»
Все участники становятся в круг. Ведущий называет всевозможные страхи и опасности. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Если остальные участники, оставшиеся за кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошел в круг) и громко скажут: «Дадим отпор…», то считается, что упражнение выполнено правильно.
Для подростков подходят фразы:
«На нас напала плохая погода».
«На нас напал строгий директор».
«На нас напала лень».
«На нас напало одиночество».
«На нас напало непонимание родителей» и.т.д.
«На вас напало чувство вины».
«На нас напали злость и агрессия».
«На нас напало чувство стыда».
«На нас напала боязнь заболеть».
«На нас напала неудача» и.т.д.
Ведущий: Сегодня мы начинаем занятия по курсу «Я выбираю свободу…». Почему эта тема важна для нас сегодня? Все чаще мы видим, как люди, сталкиваясь с определенными трудностями, проблемами, не находят в себе силы разрешить их. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, страха, стыда, обиды, недоверия, злости и агрессии по отношению к себе и другим. И тогда человек прибегает к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению, чтобы уйти от проблемы, и чем чаще он это делает, тем меньше у него остается шансов справляться со своими жизненными трудностями в будущем. Поэтому наш тренинг связан с вопросами о свободе и зависимости, о силе и слабости, об умении решать свои проблемы самому, о планировании своего будущего.
Вопросы (на которые мы будем отвечать себе в процессе работы)
1) Что такое свобода и зависимость? Как оставаться свободным в своей жизни?
Зависимость – это потеря контроля над своим поведением или эмоциями. Это постоянное увеличение количества вещества, которое становится необходимым. К зависимостям относят алкоголизм, наркоманию, курение, а также есть и пищевая зависимость, компьютерная, религиозная и.т.д. Каждая зависимость наносит психологический и физический ущерб. Зависимость сужает для человека возможность выбрать другую реакцию, поведение, самочувствие, препятствуя его полноценной жизни.
2) Что такое сила и слабость человека? Как стать сильным и ответственным за себя, свое здоровье, свое будущее, свою жизнь?
3) Как научиться ценить свою личность, доверять себе?
4) Какими способами можно отстаивать свою позицию, чтобы самостоятельно принимать решения, противостоять давлению других?
5) Как преодолевать трудности в жизни, не бояться их?
6) Как справиться с негативными чувствами?
7) Как устанавливать доверительные отношения с людьми, обращаться за помощью, принимать помощь, оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается?
Установление правил тренинга
В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными.
1. Правило «00». Все участники тренинга вовремя приходят к началу занятия и после перерывов, в заранее оговоренное время.
2. Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно заниматься обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Основная задача – чтобы каждый мог бы увидеть самые разнообразные проявления своего характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности.
3. Персонификация высказываний (или Я-высказываний). Этот закон требует излагать свою точку зрения только от первого лица: «Я считаю, я думаю…».
4. Правило активности. Вы имеете право не участвовать в каком-либо упражнении. Заранее сообщите о своем намерении группе. Но помните, что вы пришли участвовать и сотрудничать.
5. Правило доброжелательности и тактичности. Недопустимо на тренинге называть друг друга по фамилиям.
6. Правило конфиденциальности. Все, что происходит на этом тренинге, остается здесь, ни с кем из людей, вне тренинга, происходящее не обсуждается.
7. Правило имени. Перед каждым выступлением называть свое имя.