что такое профессиональное испытание при поступлении в вуз журналистика
Что нужно знать про ДВИ по журналистике в 2021 году
И как к ним подготовиться
Мечтаете стать квалифицированным журналистом, но сомневаетесь, можно ли за месяц подготовиться к вступительным испытаниям по журналистике? Можно! Для этого нужно разобраться в форматах каждого вуза, определиться, куда вы хотите больше всего, расставить приоритеты при подготовке и прокачаться в постформальном мышлении. Вместе с журналистом и экспертом ДВИ рассказываем, как лучше спланировать свою подготовку к вступительным по журналистике.
Что такое ДВИ, кому и зачем они нужны
ДВИ — дополнительные вступительные испытания, которые проводит сам университет при отборе абитуриентов на конкретные направления обучения. Может показаться, что ДВИ нужны только самим вузам: определить, кто из поступающих обладает нужными навыками анализа и синтеза информации, совпадает с университетом по духу и сможет справиться с той или иной программой. Однако для самих абитуриентов ДВИ тоже могут быть полезны: понять, чему и как тебя будут учить.
По формату ДВИ в конкретном вузе, если мы говорим про журналистику, очень много можно сказать про сам вуз. Примерно понятно, чему там будут учить, какой будет подход — классический, гуманитарный или с уклоном в практику.
Форматы и задания ДВИ по журналистике в топовых вузах (МГУ, ВШЭ, СПбГУ) — очень разные, соответственно и подготовка к ним — разная. В идеале лучше определиться с вузом ещё до сдачи ДВИ. Готовиться к журфаку и в МГУ, и в ВШЭ одновременно — очень тяжело. Это абсолютно разные экзамены, и если пытаться зацепить и то, и другое, есть шанс в итоге набрать по ДВИ меньше баллов и там, и там. Лучше сфокусироваться на подготовке к одному экзамену в течение хотя бы двух-трёх недель до него: повторять историю и литературу, если планируете в МГУ; вникать в медиа и современную повестку — если в ВШЭ; вспомнить обществознание — если в СПбГУ.
Как проходят вступительные испытания в ведущих вузах страны
ДВИ по журналистике в МГУ им. Ломоносова
Абитуриенту дают две темы на выбор. Первое задание — представить, что вы готовите журналистский материал по одной из этих тем, и написать эссе, опираясь на сюжеты и героев из отечественной литературы и истории. Вторая часть задания — выбрать трёх не вымышленных современников того события или периода, о которых вы писали в эссе, и задать каждому из них по три вопроса, как будто вы берёте комментарий или интервью.
Цель первого задания — оценить ваши знания по литературе и истории, проверить грамотность и способность к метаисторическому подходу — когда соотносишь большие факты, смотришь на историю чуть-чуть сверху, анализируешь, почему произошло то или иное событие. Во втором задании оценивают вашу способность мыслить как журналист: выбирать оригинальных героев, помнить о фактах и деталях.
Примеры тем 2020 года:
ДВИ по журналистике в ВШЭ
Во время написания журналистского материала каждый абитуриент может пользоваться интернетом — искать источники, обращаться к СМИ, цитировать, разбираться в теме. Время экзамена — 180 минут. Главная цель этого задания — показать знание текущей ситуации, общественно-политического и социального контекста, продемонстрировать способности к поиску, анализу и обобщению актуальной информации. Важно также давать в материале корректные интерактивные ссылки на использованные информационные источники, а ещё — помнить, что работа проверяется через систему «Антиплагиат».
На собеседовании в ВШЭ проверяют общекультурный уровень абитуриента — знания в области истории, географии, международной художественной культуры, круг чтения и источников информации, осведомлённость об основных тенденциях в политической, экономической, социальной областях, а также понимание профессиональной медиасреды — ключевые СМИ, осведомлённость об актуальных событиях и новостях, представление о роли журналистики в обществе.
ДВИ по журналистике в СПбГУ
Творческий конкурс состоит из двух частей, обе — письменные. Первая часть предполагает написание эссе на одну из предложенных тем. Темы в первом задании довольно общие.
Написать эссе в первой части можно, в принципе, без особой подготовки — здесь важнее показать свою начитанность, грамотность, оригинальность и развитый навык письменной речи. Второе задание — сложнее: оно приближено по темам к экзамену по обществознанию. Абитуриенту предлагается написать развёрнутый, аргументированный, подробный ответ на вопрос и показать в нём знания общественно-политической ситуации, журналистики и медиарынка. Темы, по которым вам может достаться вопрос, очень широкие: от человека и личности до познания, духовной жизни общества, социальной сферы, вопросов морали, экономики, политики и права. Более конкретные темы можно почитать в регламенте СПбГУ. Чтобы подготовиться к этой части, необходимо как минимум повторить курс обществознания, вспомнить термины и понятия, а также разобраться с современным медиарынком и трендами: кто, о чём, с каким настроением пишет, какую позицию поддерживает.
Советы по подготовке к ДВИ от эксперта, или что вас спасёт независимо от выбранного вуза
журналист, эксперт ДВИ, преподаватель журналистики на курсах дополнительного образования
Прокторинг — это процедура контроля на онлайн-экзамене. За всем процессом наблюдает администратор — проктор (прим. ред.)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как поступить на журфак: предметы, баллы, творческое испытание, список вузов
Для выпускников проблема поступления находится на повестке дня, многие связывают ВУЗ со всей жизнью, считая этот выбор определяющим для своего будущего. Главное – не впадать в панику под грузом такой ответственности, спокойствие и планомерная подготовка приведут к успеху. А мы подготовили для вас способы поступления на лучшие журфаки страны, и ответы на вопросы: что сдавать и как поступить.
С чего начать?
Решив стать журналистом, вы переводите свое существование в область словесности навсегда. На любой журналистской работе придется много писать. Это умение следует тщательно оттачивать, писать постоянно, на любые темы, легко и грамотно. Также журналист напрямую связан с обществом, поэтому должен знать немного из экономики, права, социологии и так далее. Немаловажным является знание иностранных языков. Без них успешную карьеру не построить и на мировой (а часто и федеральный) уровень не выйти.
Переживать, если вы чего-то из этого не знаете, не стоит. Во-первых, в университете этому тоже будут учить. Во-вторых, самообразование еще никто не отменял. Работа над собой помогает преодолеть все преграды.
Список предметов на ЕГЭ
Как понятно из написанного выше, в любом случае для поступления необходимы высокие баллы ЕГЭ по русскому и литературе. Также могут потребоваться обществознание и английский язык, в зависимости от ВУЗа.
Олимпиады и конкурсы
Участие в различных олимпиадах и конкурсах может существенно облегчить поступление, дать дополнительные баллы.
Список вузов: баллы и конкурс
Поступить в лучший ВУЗ страны – мечта практически каждого абитуриента. Каждый имеет право подать документы в пять учебных заведений, в рамках одного учебного заведения можно поступать на три направления. Таким образом, у вас пятнадцать шансов, вы обязательно добьетесь своей цели!
Ранхигс
Как подготовиться?
Самое главное при подготовке к поступлению – выбрать ВУЗы и тщательно исследовать их требования к абитуриентам. Как видно из списка ВУЗов, эти требования могут отличаться. Также стоит участвовать во Всероссийской олимпиаде, а также в профильных конкурсах, которые проводит ВУЗ. Причем чем раньше вы начнете, тем больше у вас шансов.
Понятно, что подготовке к ЕГЭ надо уделить большое количество времени. Попадание в престижные ВУЗы страны предполагает баллы ЕГЭ, близкие к максимальным.
Также не стоит пренебрегать возможностью поступать на три направления одного ВУЗа. Главное – попасть в нужное учебное заведение, потом можно перевестись.
Кроме того, нужно оформить портфолио: публикации в Интернет-СМИ (есть удаленные стажировки, где не важен возраст), грамоты и сертификаты. Отличный способ набить руку и получить возможность публиковаться (причем, недаром) — попробовать себя в копирайтинге.
Перед творческим конкурсом следует тщательно следить за сферой СМИ, причем выбирать наиболее авторитетные, знания из этих источников помогут пройти испытания. И самое главное – не паникуйте и верьте в себя!
Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
Разбираем изменения в порядке приема
Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.
Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.
Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.
Кого коснется
Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.
Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.
Курс о больших делах
Как было раньше
У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.
Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.
Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.
Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.
Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.
Что изменилось
Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.
Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.
Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:
Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.
Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».
Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.
Что с этим всем делать
По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.
Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.
Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.
Журналистика
Подразделение
Форма обучения
Документы
Сроки и формы обучения
Плющиков Вадим Геннадьевич
Цель и миссия программы
Вступительные испытания
Сроки проведения приёма
Информация о сроках проведения приёма, в том числе о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, проведения вступительных испытаний, завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления
Программы экзаменов
Информация о списке необходимых для поступления на программы бакалавриата и специалитета документов
Перечень документов
Информация о списке необходимых для поступления на программы бакалавриата и специалитета документов
Расписание экзаменов
В 2021 году РУДН проводит вступительные испытания с использованием дистанционных технологий в форме компьютерного теста с помощью системы дистанционного обучения «Русский Moodle»
Направления подготовки
Перечень направлений подготовки, специальностей, перечень вступительных испытаний и минимальные баллы по каждому вступительному испытанию для приема на 1 курс в 2021 году
Индивидуальные достижения
Перечень учитываемых индивидуальных достижений
Контактные лица
Список контактных лиц, ответственных за приём абитуриентов
Конкурентные преимущества программы
Конкурентные преимущества программы:
Студенты изучают широкий круг теоретических и практических дисциплин, получают навыки работы в радио-, телевизионной студии, необходимые для жизни и работы знания и навыки общегуманитарного характера, навыки межкультурного общения и практической деятельности в образовательных организациях. Студенты направления имеют возможность обучения по дополнительной образовательной программе «Переводчик». Помимо штатных преподавателей часть дисциплин читают приглашенные специалисты-практики. Широкая и основательная теоретическая и практическая подготовка позволяет выпускникам работать в смежных профессиональных областях, быстро адаптироваться к потребностям в области сферы массовых коммуникаций.
Основные изучаемые специальные дисциплины
Основные дисциплины:
Стажировки и практики
Карьера и трудоустройство
Выпускники программы обладают следующими компетенциями
Профессиональные компетенции:
— понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками медиапроизводства; индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу, следовать базовым профессиональным стандартам журналистской работы;
— следовать принципам работы журналиста с источниками информации, знать методы ее сбора, селекции, проверки и анализа, возможности электронных баз данных и методы работы с ними;
— выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций;
— решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
Объекты профессиональной
деятельности выпускников
Области профессиональной деятельности выпускников:
Тематики научных исследований
Области профессиональной деятельности выпускников:
Инфраструктура
и внеучебная жизнь
Инфраструктура:
Внеучебная жизнь:
Возможность раскрытия талантов и творческого потенциала каждого студента: команда КВН, вокальные студии, танцевальные ансамбли, поэтические и литературные вечера, спортивные секции, творческие конкурсы («Мисс филфак», «Мисс РУДН», «Минута славы») и многое другое. Для студентов организуются экскурсии в исторические, литературные и художественные музеи Москвы и Московской области, посещение книжных ярмарок, выставки «Образование и карьера».
Как подготовиться к поступлению на журналистику или медиакоммуникации
Поступление на журналистику
Вопросы, которые обязательно нужно себе задать
1. Вы уверены, что именно журналистика?
Это весьма общее слово, описывающее крайне специфическую отрасль. Говоря «журналистика», вы можете подразумевать массу других специальностей и направлений, для которых вы пока просто не знаете названия. Стоит покопать глубже.
В журналистике высоко ценится конкретика: точное изложение фактов, точная интерпретация слов эксперта, грамотная работа с цифрами. И первый этап тренировки вашей конкретности — часто задаваемый вопрос на творческих собеседованиях:
— Что именно привлекает вас в журналистике?
— Кем вы хотите работать, как видите свою будущую работу?
Большинство преподавателей журфаков на собеседовании ожидают увидеть самостоятельно думающего, грамотно формулирующего свои мысли молодого человека. На собеседовании нет четырех заранее заготовленных ответов, из которых нужно выбрать правильный.
Чаще всего вопросы формируются так, чтобы «раскрыть» абитуриента, позволить ему рассказать о себе, о своих ожиданиях, пристрастиях, увлечениях, амбициях.
Предполагается, что поступающему есть что сказать. Удивление вызывают абитуриенты, которые на вопросы отвечают односложно, смотрят в пол, не берут инициативу в разговоре. Журналистика — это сфера коммуникации, где умение и желание общаться ценится очень высоко. Если на собеседовании абитуриент заявляет тему своего интереса, последующие вопросы чаще всего будут уточняющими по этой теме.
При этом преподаватели стараются задавать вопросы максимально широко:
— Что именно вам интересно в ___?
— Есть ли у вас какой-то опыт, с кем-то вы уже общались, писали уже про _____?
— Расскажите поподробнее о _____.
На такие вопросы нет «правильного ответа», который «нужно угадать, чтобы понравиться».
Больше всего преподаватели-практики не любят общие слова и размытые формулировки. Конкретика, факты, четкость высказываний показывают, что абитуриент понимает, о чем говорит.
Конкретика, конкретика и еще раз конкретика. Читайте, узнавайте, спрашивайте, интересуйтесь. И не переживайте, если не поступите.
Неконкретные формулировки
Конкретные формулировки
ЧТО МОЖНО УМЕТЬ В МЕДИА?
316 навыков, которые вы можете освоить
Индивидуальный план для тех, кто хочет стать медиапрофи
Вешаешь карту на стену. Одним цветом выделяешь то, что умеешь делать хорошо. Вторым — то, чему хочешь научиться. Делаешь шаг назад, даешь мозгу время подумать, скомбинировать увиденное. На утро понимаешь, чему тебе нужно учиться, для того, чтобы работать в медиа)) Проверено.
Странно выглядят на собеседованиях абитуриенты, которые никаких СМИ не читают, не слушают, не смотрят. Это парадокс, что человек хочет идти создавать то, чем сам не пользуется, но с распространением социальных сетей такие ответы на вступительных собеседованиях встречаются всё чаще.
Социальные сети не являются СМИ, они — всего лишь платформа, на которой разные авторы и редакции могут публиковать свои материалы. Поглубже разобраться в этой теме бывает полезно, чтобы выделиться на фоне остальных поступающих, рассуждающих о новых медиа и глобализации на уровне обывательского здравого смысла.
Журналистика — это рассказ о том, что происходит в той или иной сфере деятельности человеческого общества. Журналист не просто «умеет брать интервью, писать, снимать, монтировать». Он понимает, о чем идет речь, может выделить причины и следствия событий, умеет определять достоверность источников информации, выбирать экспертов для интервью, задавать им осмысленные вопросы.
Миф о том, что если у ученика хорошо получаются сочинения, а в его текстах мало ошибок, ему надо поступать на журналистику, широко распространен среди учителей русского языка и литературы. Считается, что грамотно написанный текст обеспечивает успех на профессиональном журналистском поприще.
Увы. Несмотря на то что журналисты действительно много пишут, знания орфографии и пунктуации — не самые важные в этой работе. Грамотность — хороший плюс, экономящий время и нервы редакторов и корректоров, но он далеко не ключевой.
Журналист читает массу документов, встречается и разговаривает с людьми, которые часто противоречат друг другу, разбирается в цифрах и терминах, пробует из всего этого месива выстроить логичную историю и доступно ее рассказать.
Если в тексте присутствуют орфографические ошибки — их поправит корректор или редактор. Если будут ошибки в фактах и логике — материал выбросят в корзину.
Как выбирать вуз и программу обучения
2. Какая журналистика вас привлекает?
На втором этапе важно определиться, какая тематическая сфера вам интересна. Не ТВ/газета/интернет/радио. А тематическая область.
Преподаватели на собеседованиях открыты и готовы услышать любую, даже экзотическую тему, которая увлекает абитуриента. Главное — продемонстрировать, что этот интерес не поверхностный, что абитуриент реально погружен в эту тематику, следит за событиями,персонами, экспертами, читает специализированные сайты, журналы, книги.
Имитировать этот интерес невозможно. Увлеченный человек виден издалека, он может рассказывать массу интересного, уточнять детали, делиться своими эмоциями, приводить примеры, дискутировать с собеседником. Из человека, которому мало что в жизни интересно, ответы приходится вытягивать клещами.
Почему увлечённость — это важно? Журналистика предполагает, что вам интересен мир вокруг или какая-то часть, грань этого мира. Она должна быть интересна настолько, что вы готовы погружаться в неё, узнавать новых людей, задавать им вопросы, перелопачивать документы, сравнивать, сомневаться, уточнять, думать, читать и рассказывать другим людям то, что вы узнали, в интересной форме.