что такое профайлинг транспортной безопасности
Транспортный профайлинг
Транспортный профайлинг.
Суть профессии профайлера заключается в обеспечение безопасности на транспорте и прилегающих объектах, установление роли и поведения человека в конкретной обстановке путем выявления намерений человека в наблюдаемой ситуации. Сюда также входит установление соответствия поведения человека и окружения, в котором он находится. Составление портрета потенциально опасных пассажиров с целью защиты граждан от актов незаконного вмешательства. Практика последних десятилетий показывает, что традиционный акцент в деятельности правоохранительных органов и служб безопасности только на формальные контрольные мероприятия и применение досмотровой техники является необходимым, но не достаточным условием для предотвращения угроз безопасности граждан. Особенно это важно при обеспечении безопасности на транспорте. Кроме стандартных, есть новый и действенный метод, с помощью которого можно обнаружить преступные замыслы до того как они воплощены в жизнь.
В той или иной форме профессия фактически существует более 30 лет. Первоначально в виде методики в израильской авиакомпании «Эль-Аль». Дальнейшее развитие этой профессии происходило за рубежом. В России эта методика имела свою особую историю. Были профессиональные психологи, которые разрабатывали системы ведения переговоров с террористами и считывания их эмоциональные состояния, однако активное применение системы профайлинга стало возможным после достаточного количества террористических актов в России. В этот момент внедрение подобных технологий стало необходимым. Современные технологии профайлинга, разработанные МАИЛ, используют аэропорты «Манас», «Домодедово» и др. Обучение по данному направлению также проходят ряд подразделений МВД по г. Санкт-Петербург.
На текущий момент методика профайлинга получает все большее распространение и востребованность в структуре безопасности многих крупных частных компаний и особенно значение таким навыкам придается в сфере авиационной безопасности и сферах различных пассажироперевозок. Так как есть острая необходимость за короткий промежуток времени проверить большое количество людей. Сюда же включается общественный транспорт (метро, автобус, трамвай), где профайлинг особо зарекомендовал себя при профилактике и выявлении потенциальных угроз. Причем, именно отечественная модель профайлинга заслужила пристальное внимание крупнейших компаний в России и за рубежом. Это в свою очередь подтверждали и зарубежные коллеги из разных на конференции в Италии и на родине профайлинга – Израиле. Этому есть несколько причин. В отличие от иностранных методик профайлинга в отечественном реализовано несколько важных приципов: человековедение и человеколюбие ставится на первое место, все аспекты профайлинга описаны критериально точно (вывод делается исключительно на конкретных фактах). Кроме того, особое внимание уделяется глубинным структурам человека, таким как речь и процессы высшей нервной деятельности. Что дает возможность наиболее достоверно определять тип личности человека и прогнозировать его поведение.
Использование технологии профайлинга в обучении специалистов служб безопасности для транспортной отрасли
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 2403 раза
Библиографическое описание:
Молодцова, Е. Ю. Использование технологии профайлинга в обучении специалистов служб безопасности для транспортной отрасли / Е. Ю. Молодцова, И. А. Алексеенко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/408/ (дата обращения: 23.11.2021).
В статье раскрываются возможности применения технологий профайлинга в целях эффективного обеспечения безопасности транспортной отрасли. Дается описание дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте», который может входить в программы подготовки специалистов служб безопасности транспорта с целью формирования специальных компетенций, необходимых для предотвращения актов незаконного вмешательства и различных криминальных проявлений.
Ключевые слова: транспортная безопасность, профайлинг, обучение специалистов служб безопасности транспорта.
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, изменений, происходящих в политической, экономической, социальной жизни, крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности транспортной отрасли. Системное изучение опасных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, позволяют сделать вывод, что противодействие террористическим угрозам возможно только на основе качественной подготовки специалистов в области транспортной безопасности. Значительное увеличение в современном мире террористической и экстремистской угрозы требует новых подходов к организации формирования профессиональных компетенций специалистов, которые будут организовывать и обеспечивать высокое качество безопасности в различных отраслях транспорта [2].
Учитывая важность, и в тоже время уязвимость транспортной системы Российской Федерации, государством был принят Федеральный закон РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства [6].
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст.7 Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации [6]. Данный закон предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. На наш взгляд, современный подход к решению проблемы безопасности объектов транспорта заключается в едином подходе к решению проблем безопасности и объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Соответственно, безопасность может быть достигнута только при абсолютном и четком взаимодействии всех объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта.
Основные цели, задачи, положения Федерального закона о «Транспортной безопасности» должны закладываться в профильных высших учебных заведениях и учебных центрах подготовки специалистов для транспортной отрасли. В результате профессиональной подготовки и переподготовки работники служб безопасности транспорта получают знания, позволяющие с максимальной эффективностью их использовать в деле предотвращения актов незаконного вмешательства, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации принять своевременные и верные решения.
Существующие на данный момент и используемые технические средства защиты объектов транспорта ориентированы в основном на обнаружение опасных предметов и веществ, поддельных документов, при этом данные технологии не позволяют выявлять возможные противоправные намерения. Стремление создать технологии, которые позволяют идентифицировать противозаконные действия с помощью анализа психофизиологических реакций человека, ведутся не одно десятилетие. В настоящие время на практике используются следующие методики выявления изменений психоэмоционального состояния человека:
К сожалению, данные технологии используются весьма ограниченно по причине отсутствия специалистов, хотя могут быть достаточно эффективны при обнаружении противоправных намерений. Возможность применения подобного оборудования ориентирована на специфику функционирования объектов транспортной инфраструктуры, к которой могут относиться: ограниченное время, отведенное для проверки пассажиров, стоимость подобного оборудования, необходимость обучения персонала для работы на нем. На сегодняшний день только человек с определенной долей вероятности способен к считыванию внутренней информации, определению особенностей и динамики поведения других людей и к оперативному принятию соответствующих решений [3].
В целях эффективного обеспечения транспортной безопасности целесообразно использовать не только классические методы оперативно-розыскной деятельности и технические средства видеонаблюдения, но и современные методы, такие как профайлинг, который применяется для выявления лиц, имеющих противоправные намерения.
Профайлинг (от англ. «profile» – профиль) – это комплекс методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности и поведения; технология наблюдения и опроса пассажиров с целью выявления потенциально опасных лиц [3].
Этот метод является достаточно новым направлением в психологической науке, но уже сейчас можно сказать, что он дает возможность получать объективную информацию о потенциальной опасности личности, «считывать» невербальные компоненты, межличностного общения, и может быть эффективно использован для мер по предупреждению актов незаконного вмешательства на транспорте и террористической опасности в местах массового скопления людей.
Данная технология впервые начала применяться в конце 1970-х гг. израильской авиакомпанией Эль-Аль (El-Al) и изначально служила для обозначения технологии наблюдения и опроса пассажиров в ходе предполетного досмотра с целью выявления потенциально опасных лиц при авиаперелетах. Она была ориентирована на снижение вероятности появления возможных рисков, связанных с авиаперевозками пассажиров, и применялась во время предполетного досмотра. На тот момент в данной технологии пользовался небольшой набор базовых психологических паттернов (стереотипов поведения) и представляла собой процедуру психологического тестирования. Позже, в 1984 г. методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала использоваться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США [4].
Основная часть экспериментальных исследований, направленных на выявление конкретных поведенческих признаков говорящих неправду людей, принадлежит П. Экману, В. Фризену, К. Шереру. Методологическими основами профайлинга являются также исследования М. Цукермана, который в 1975 г. описал общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску впечатлений, и определил его как «потребность в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому социальному риску ради этих впечатлений» (Zuckerman, 1975, 1986). В.А. Лабунская предложила описание личностно-динамического подхода к феномену «экспрессии человека».
Опыт применения профайлинга на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНГ уже имеется на международных рейсах в аэропортах Пулково и Шереметьево (психологическое тестирование), Домодедово (система голосового профайлинга) и др. Данная технология применяется и за рубежом: в США, Израиле, других странах в основном авиакомпаниями для обеспечения безопасности в аэропортах.
На данный момент специалисты-профайлеры это, прежде всего опытные психологи, имеющие профильное образование и большой опыт практической деятельности в области обеспечения безопасности. Владение данным методом позволяет сотрудникам различных объектов транспорта «увидеть» потенциального правонарушителя и выстроить модель его действий.
В связи с тем, что метод профайлинга дает возможность сделать достаточно точное предположение о потенциальной опасности личности, он может использоваться не только в аэропортах, но и на железнодорожных вокзалах, автостанциях, морских портах, метрополитене, в местах массового скопления людей для предупреждения как актов не законного вмешательства, так и любых противоправных действий.
Исходя из анализа опыта обучения сотрудников служб безопасности на воздушном и водном транспорте, можно сделать вывод, что обучение профайлингу позитивно влияет как на самих обучаемых, так и на их последующую профессиональную деятельность.
Вместе с тем, практика показывает, что степень антитеррористической и экстремистской защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик и технологий, охватывающих различные области знаний. Именно поэтому учебный курс обучения специалистов безопасности объектов транспорта должен включать не только разделы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью:
Сотрудники объектов транспорта, имеющие навыки профайлинга, с большой степенью вероятности могут описать черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, могут назвать его привычки, наклонности, описать стиль поведения в быту и при общении с окружающими.
Обеспечение безопасности включает в себя две основные сферы: технические средства и «человеческий фактор». К сожалению, в подготовке персонала служб безопасности для предотвращения угроз на транспорте уделяется недостаточное внимание в области обучения профайлингу, совмещающего в себе анализ объективных фактов и невербальной информации передаваемой человеком.
Делая вывод из всего вышесказанного, очень важным фактором при обучении специалистов безопасности различных объектов транспорта, является обширная психологическая подготовка.
Внедрение дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» в программы подготовки специалистов служб безопасности транспорта позволит сформировать специальные компетенции, необходимые для предотвращения актов незаконного вмешательства и различных криминальных проявлений.
Программа дополнительного модуля «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте» должна быть построена таким образом, чтобы в конце прохождения курса специалист знал теоретические основы различных областей психологии, психологический портрет личности террориста; способы взаимодействия различных подразделений по обеспечению правопорядка и безопасности железнодорожных вокзалах, аэропортах, морских и речных портов; способы получения информации для выявления лиц, подозреваемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности (таблица 1).
Также в результате обучения специалисты научатся определять связь психологических особенностей человека с его внешними данными; правильно строить общение с гражданами; выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.
Содержание модуля
«Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте»
с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы
Глава 5. Основные направления применения профайлинга.
§ 15. Использование метода профайлинга для обеспечения общественной безопасности в местах массового скопления людей и на транспорте.
Транспортный (оперативный) профайлинг в настоящее время является одним из наиболее разработанных и широко применяемых в деятельности ОВД.
Как показывает опыт служб авиационной безопасности, внедрение траспортного профайлинга сводится к следующим аспектам: методологическое и правовое определение и подтверждение роли и места профайлинга в целостной системе обеспечения национальной безопасности конкретного объекта/территории; законодательное подтверждение обязательности применения профайлинга как способа выявления признаков подготовки противоправных действий; включение профайлинга в технологические процессы по обеспечению безопасности; установление возможных участков применения и способов осуществления профайлинга; определение круга лиц, которые будут применять в своей работе профайлинг: сотрудники органов внутренних дел, служб транспортной безопасности; разработка (совершенствование) системы взаимодействия и слаженности действий между сотрудниками органов внутренних дел и сотрудниками служб транспортной безопасности [23].
Применяя технологию профайлинга на объектах транспортной инфраструктуры, сотрудники полиции должны владеть как минимум двумя базовыми навыками: навыком наблюдения (сенсорной чувствительности) и навыком собеседования (умением проводить краткую опросную беседу). Данные навыки являются обязательными для специалиста-профайлера и в дальнейшем будут в качестве необходимого составляющего элемента (отправной точки) относиться ко всем вышеперечисленным направлениям профайлинга в деятельности ОВД.
Профайлинг на транспорте реализуется за достаточно короткий промежуток времени (что неудивительно в условиях постоянного пассажиропотока) и, как правило, сводится к отнесению того или иного пассажира к определенному типу (профилю): потенциально неопасный пассажир (или пассажир с «позитивными» признаками); потенциально опасный пассажир (или пассажир с «негативными» признаками). Поскольку именно данная категория пассажиров должна привлекать особое внимание сотрудников полиции на транспорте, то следует остановиться на ней более подробно. Пассажиры с «негативными» признаками, в свою очередь, подразделяются на «подозрительных» пассажиров и «критически подозрительных» пассажиров.
Прежде всего следует отметить, что в системе обеспечения безопасности (на транспорте, общественной, личной и др.) действует так называемая «оперативная триада»: предупреждение — предотвращение — пресечение. Сотрудники полиции на транспорте особое внимание должны уделять именно первому компоненту «триады» — предупреждению (профилактике) актов незаконного вмешательства (далее — АНВ), так как предупреждение всегда является значительно менее затратным (и в буквальном, и в переносном смысле) по сравнению с предотвращением, а тем более с пресечением правонарушений.
При обеспечении безопасности на транспорте, применяя технологию профайлинга, сотрудник полиции должен действовать по определенному алгоритму. Прежде всего сотруднику полиции при наблюдении за пассажирами следует постоянно задавать себе так называемые «вопросы профилирования»: тот ли это человек, за которого он себя выдает? Не скрывает ли он негативные намерения? Почему на лице страх, беспокойство, вина, печаль, отсутствие эмоций? Как соотносится его внешность и контекст (проявление неконгруэнтности)? Далее обращается внимание на такие подозрительные признаки, как: любое несоответствие (например, несоответствие одежды погодным условиям — пассажир очень тепло одет для поездки в жаркую африканскую страну); «мешковатый» внешний вид; несоответствие данных в паспорте, билете, визе; невладение значимой информацией (например, о близких людях, с которыми он отправляется в поездку); нелогичный маршрут поездки; билет в один конец. И здесь следует отметить, что подозрительные признаки проверяются, исходя из личных убеждений сотрудника-профайлера.
Позитивные признаки указывают на высокую степень соответствия норме (типу), их наличие является благоприятным фактором и служит основанием для классификации пассажира, как не представляющего угрозу для рейса.
Негативные признаки должны быть в центре внимания служб безопасности и правоохранительных органов как наиболее информативные показатели связи пассажира с возможными противоправными действиями. Необходимо помнить, что обнаружение во внешности, поведении и документах пассажира критических признаков является однозначным поводом для особо тщательной проверки данного лица [24].
Уклонение пассажира от досмотра, применение различных приемов, в том числе и манипуляционных, для снижения или отвлечения внимания досмотровых групп, как правило, обусловлено противоправными намерениями. Необоснованные контакты пассажиров или посетителей с сотрудниками полиции или сотрудниками транспортной безопасности с целью получения содействия для проникновения на объекты транспорта, разведывания режима работы и технологии обеспечения безопасности и т. д. возможно, непосредственно указывают на подготовку акта незаконного вмешательства (далее — АНВ) [25]. Также следует обращать внимание на беспричинное, бесцельное нахождение человека в помещении вокзала, попытки избежать попадания в поле зрения сотрудников полиции или сотрудников транспортной безопасности, неподдельный интерес к работе досмотровой техники и др.
Особое внимание сотрудников полиции (транспортной безопасности) должна привлекать ситуация неявки пассажира на посадку после сдачи вещей в багаж. Поиск среди пассажиров или других лиц, желающих за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки), свидетельствует о планируемой транспортировке запрещенных предметов/веществ. Отвлечение от работы сотрудников полиции (транспортной безопасности) посредством сообщения ложной информации, например об оставленном без присмотра багаже, может оказаться манипуляционным приемом для подготовки реального АНВ. Получение вещей из камеры хранения лицом, не сдававшим их, возможно, укажет на перевозку/передачу запрещенных веществ и предметов. И конечно же характерная динамика поведения пассажира (нарастание признаков тревоги, сильного волнения, страха) при прохождении всех контрольно-досмотровых процедур может являться непосредственным индикатором связи с планируемым АНВ [26]. Тем не менее, степень действительной опасности того или иного пассажира определяется исключительно на основании совершенного им правонарушения.
Итак, можно выделить следующие этапы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте: первичное наблюдение; проверка перевозочных и личных документов; опросная беседа; опрос по подозрительным признакам; дистанцирование и наблюдение или взаимодействие с другими сотрудниками полиции, либо сотрудниками службы безопасности на транспорте [27].
Возможность охарактеризовать пассажира с точки зрения его потенциальной опасности для рейса (угрозы взрыва, захвата/угона) или, другими словами, произвести категорирование пассажиров. Сотрудник безопасности должен дать характеристику пассажиру с целью отнесения его к конкретной группе. В зависимости от присвоенной характеристики (категории) должны варьироваться и последующие меры безопасности (проверки).
Категорирование пассажиров должно осуществляться в соответствии со степенью их угрозы для рейса, установленной при помощи профайлинга. Условно выделяются четыре категории пассажиров: «низкий риск», «обычный риск», «высокий риск» и «очень высокий риск».
«Обычный риск» (пассажир «обычного риска»). Положительные результаты проверки; подозрительные признаки не выявлены или же не получили негативного подтверждения в ходе собеседования. Профиль — неопасный пассажир. Можно с полным основанием предполагать, что исходный уровень угрозы от данного типа пассажира ограничен.
«Высокий риск» (пассажир «высокого риска»). В ходе проверки были обнаружены подозрительные признаки, которые в ходе собеседования получили дополнительное подтверждение. Профиль — потенциально опасный пассажир. В этом случае можно с полным основанием предполагать, что пассажир представляет собой угрозу для рейса или каким-то образом задействован в осуществлении теракта.
К пассажирам, которым присвоен статус «высокий риск» и «очень высокий риск», должны быть применены дополнительные (усиленные) меры безопасности, осуществляемые правоохранительными органами и службами транспортной безопасности. Цель усиленных мер безопасности — вынесение окончательного решения по поводу причастности данного пассажира к планируемому теракту и соответственно о возможности осуществления им поездки или его задержание.
В соответствии с п. 6 ст. 12 ФЗ РФ «О полиции» от 07.02.2011 полиция обязана обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами. публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок. Данное направление профайлинга является одним из наиболее сложных, т. к. связано с оценкой поведения огромного количества людей (например, при обеспечении правопорядка во время проведения крупного спортивного, культурно-зрелищного, религиозного мероприятия, митинга, уличного шествия и др.). В связи с этим приоритетную роль играют навыки наблюдения сотрудников ОВД за мониторами, на которые передаются изображения с видеокамер, транслирующих мероприятие. Принцип действия здесь схож с алгоритмом поведения при обеспечении безопасности на транспорте, однако, как правило, исключается непосредственный контакт с проверяемыми (наблюдаемыми) лицами. Большая часть служебной деятельности происходит в условиях монотонии (в частности — в специализированных мониторинговых центрах). Тем не менее, одновременная работа нескольких сотрудников-профайлеров, наблюдающих одинаковую «картинку» проводимого мероприятия на мониторах, позволит значительно повысить вероятность выявления лиц, собирающихся совершить то или иное противоправное деяние и анализировать поведение заинтересовавших сотрудников полиции людей.
При проведении досмотровых мероприятий на объектах массового скопления людей (стадионы, площади, арены, парки, спортивные и концертные комплексы и т. д.) обязательно должны проводиться досмотровые мероприятия, аналогичные транспортному профайлингу.
При проведении массовых мероприятий особое внимание следует уделять изменению динамики поведения людей. Поскольку нередко поведение зрителей хаотично, оно, как правило, подчиняется закономерностям действий толпы, а именно: люди находятся под воздействием одних и тех же возбудителей, вследствие чего их поведение характеризуется снижением волевых процессов, развитием бессознательного подражания и повышенным состоянием внушаемости. В связи с этим правильный выбор позиций наблюдателей сотрудниками ОВД, выполняющими функции специалистов-профайлеров, позволит мобильно и своевременно реагировать на любые изменения в поведении лиц, находящихся на массовом мероприятии.
Как правило, ритм, темп, последовательность и направление движений людей, присутствующих на крупном мероприятии, проявляются одинаково. Поэтому сотрудники ОВД, наблюдающие за происходящим событием (либо через мониторы, либо непосредственно располагаясь в точке максимального обзора), должны обращать особое внимание на любые изменения в движениях людей, которые выбиваются из общих характеристик, указанных выше. Это может проявляться в привлечении к себе внимания, замедлении либо ускорении темпа и ритма движений, немотивированной агрессии по отношению к окружающим. Причинами могут являться: состояние алкогольного или наркотического опьянения; конфликты на этнической или религиозной почве; хулиганские действия; провокация массовых беспорядков. Применение технологии профайлинга в данном случае позволит сотрудникам ОВД отследить любые изменения, своевременно выяснить, каковы их настоящие причины, предупреждая, предотвращая либо пресекая их дальнейшее проявление в соответствии с действующим законодательством.
Анализируя поведение людей при массовом их скоплении, лучше всего располагаться где-либо сверху, так как, наблюдая за мероприятием с высоты, достаточно быстро можно понять, что правонарушителей заметить не так уж и сложно. В частности, злоумышленники, собирающиеся совершить кражу, ведут себя следующим образом: часто оглядываются по сторонам; делают намного меньше движений руками, чем другие люди; во время передвижения пытаются занять как можно меньше пространства.
Остановимся на таком специфическом явлении, как массовая паника в местах массового скопления людей.
Паника является особым феноменом толпы. Ее можно определить как состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Поведение становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой [29]. Предпосылки возникновения паники: физиологические (усталость, голод, бессонница, депрессия, стресс); психологические (удивление, неуверенность, страх, чувство изоляции, бессилия); социально-психологические (отсутствие групповой солидарности, целостности, единства группы, утрата доверия к руководству, дефицит информации, панические слухи).
Анализ этапов паники выявил очень интересную закономерность. Паническое поведение отличается от нормального практически полным отсутствием когнитивных элементов психики. В паническом состоянии, возникающем в толпе, этапы конкретных действий чередуются с этапами всплеска эмоций.
Причинами возникновения массовой паники могут быть определенные стресс-генерирующие события, такие как неисправности аппаратуры (например, освещения) на объекте, пожар на объекте, на прилегающих территориях, захват (угроза захвата) террористами объектов, нахождение на территории суицидального террориста, проведение суицидального теракта и ложные сообщения о терактах и др.
Угроза теракта и ложное сообщение о нем расцениваются как попытка осуществления акта незаконного вмешательства на объекте. Мотивом к данным действиям может являться стремление лица с противоправным намерением к дестабилизации деятельности полиции и служб безопасности. Массовая паника, если она не локализована в самом начале развития, может выступать в качестве реальной угрозы безопасности.
Соответственно сотруднику органов внутренних дел необходимо иметь представления о механизме возникновения массовой паники и владеть приемами по стабилизации ситуации в случае возникновения подобных явлений. Панические настроения и их развитие, как правило, бывают спровоцированы следующими факторами: наличие самого «угрожающего» события (шокирующего стимула); значительное скопление людей в замкнутом пространстве; стремление человека покинуть замкнутое пространство при возникновении угрозы; психофизиологические факторы — усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное опьянение; (панические атаки у некоторых людей); наличие определенного лица («главного паникера»), умышленно/неумышленно декларирующего панические настроения; наличие на объекте женщин и маленьких детей, имеющих минимальный порог возбудимости; недостаток информации о возможной опасности и способах противодействия.
К специфическим особенностям паники относятся: нарушение логического контроля субъектом своих действий; резкое ослабление волевого самоконтроля субъекта; трансформация неконтролируемых действий субъекта в разрушительный групповой потенциал (переход индивидуальной паники в коллективную); возникновение циркулярной реакции [30] — стремительного распространения панических настроений в толпе (особенно характерно для замкнутого пространства).
Характерными внешними признаками паники можно считать такие симптомы, как: хаотичные движения людей; попытка покинуть помещение/территорию (бегство); вербальные и невербальные признаки страха; неадекватные действия стихийного характера (например, попытка выпрыгнуть в окно, разбить его и т. д.); крики, просьбы о помощи; возможно возникновение парадоксальной противоположной реакции (человек может броситься навстречу опасности, а за ним последуют остальные); сбор людей в отдельные группы, что-то обсуждающих, возможно замолкающих при приближении к ним или предлагающих принять участие в противоправных действиях (попытка проникновения на охраняемую или оцепленную территорию, блокировки объектов, на которых проводятся массовые мероприятия, например в случае длительной задержки соревнования, концерта и др.)
Психологическими факторами, препятствующими возникновению паники, являются степень доверия людей друг к другу, способность к сотрудничеству, быстрая и организованная выработка решения по спасению. Важно также присутствие в толпе лиц, способных командовать и управлять большой массой людей [31].