что такое проектная задача в начальной школе по фгос
Доклад «Проектные задачи как особая форма учебной деятельности младших школьников»
Автор: Кириллова Галина Александровна
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
Проектные задачи как особая форма учебной деятельности младших школьников
Кириллова Галина Александровна,
учитель начальных классов
Общеизвестно, что в российском образовании поиск идей нового типа обучения был всегда актуален. Исследование идей развивающего обучения продолжается, и с введением ФГОС нового поколения оно приобрело еще большую значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной методологии и теории педагогических процессов появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач. [4]. Анализ педагогической практики показал, что в последние годы проблему развития учащихся в учебном процессе в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Заметим, однако, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования проектных задач как особой формы учебной деятельности младших школьников.
Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится.
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. [2]
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: [1]
· рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
· целеполагать (ставить и удерживать цели);
· планировать (составлять план своей деятельности);
· моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
· проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
· вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Типы проектных задач:
Структура проектных задач:
1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;
2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;
3. Большой объём и неоднородность материала;
4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.
Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию я использую в своей практике второй год. Проектную задачу использую в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся.
Я применяю проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках по окружающему миру. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости. Некоторые проектные задачи я беру уже разработанные другими учителями из методических пособий по данной теме, однако всегда что-то меняю в структуре этих задач, подстраиваясь под уровень своих воспитанников и общеобразовательную программу в данном классе. Но мне самой очень нравится составлять такие задачи.
Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. Моя цель – показать в короткий промежуток времени весь процесс работы. При подведении итога необходимо, во-первых отметить, как дети “прошли” все этапы работы, обращая особое внимание на то, что проектная задача как и любой проект строго ограничена во времени.
В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Требования к «проектной» задаче:
Педагогическая цель проектных задач:
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная) в рефлексивной фазе.
Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели. [3]
Этапы работы над проектной задачей:
Вариантом организации рефлексии может быть анкета.
В качестве примера хотелось бы привести несколько вариантов проектных задач.
Рассмотрим предметную проектную задачу для 2 класса. Этот урок проводился на этапе закрепления.
Тип задачи: С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.
Обучать способам группового взаимодействия при решении проектной задачи.
Проверить в практической ситуации усвоение темы по окружающему миру «Символика нашей страны».
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения тем.
Планируемый педагогический результат:
• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
• часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
• умение, работая в группе, создать конечный «продукт» — плакат.
Способ и формат оценивания результатов работы:
При подведении итогов работы оценивается:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем наблюдения и оформляется в виде листа продвижения и листа рефлексии, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в группе.
— Что такое символика государства?
— Что интересного вы узнали?
— Представьте, что нам нужно оформить страничку в журнале для туристов из других стран на тему «Государственная символика России».
— Какую информацию вы могли бы представить читателям?
Подготовьте и оформите сираницу, содержащую:
1) заголовок – название темы;
2) небольшой текст – сообщение;
3) иллюстрации (3-4) к тексту и подписи к ним;
4) историческая справка;
5) интересные факты, которые могут заинтересовать читателей.
Дети делятся на группы по желанию, каждая группа оформляет свой листок журнала, из предложенных фотографий, картинок выбирают нужные для работы своей группы, отбирают нужный материал из учебника, используют поисковые сайты интернета и т.д. По окончанию работы по 1 представителю от каждой группы защищают свой проект.
По окончанию работы каждый учащийся заполняет лист самооценки, в котором предлагается определить качество работы группы в целом, а также оценить свой вклад в работу группы.
Стартовая проектная задача «Мой край родной».
Данная проектная задача проводится в начале учебного года. Задача направлена на установление универсальных учебных действий учащихся в начале учебного года с целью отслеживания динамики их развития.
Название проектной задачи
Межпредметные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство».
Статья на тему «Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе»
Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Очень важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий Тарасенко Светлана Викторовна выбрала проектную деятельность, т.к. в её основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Ставить и удерживать цели;
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектирование — это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, видимо, потому, что помогает им раскрыть и развить свои творческие возможности, заложенные в них природой. Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, так как вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает творческую направленность образования.
Проектная деятельность строится на следующих основных принципах :
теоретической и практической значимости исследования.
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного клуба. Клуб «Юный исследователь» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Проектная деятельность положительно влияет на процесс обучения. Она не только расширяет кругозор обучающихся, но и формирует у них положительный опыт публичных выступлений, коммуникативные умения: вести диалог, беседу, отстаивать и доказывать свою точку зрения на защите проекта, обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуально и нравственно развивает детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг другу. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде. Участие в проектной деятельности побуждает детей к активному участию в олимпиадах, городских конкурсах.
Проектная деятельность помогает сделает жизнь детей более насыщенной, интересной; подготовить их к современной жизни; сплотить детский коллектив; реализовать свой творческий потенциал, даст возможность проявить себя и почувствовать себя успешным.
Классы Тарвсенко С.В. удачно проходят внешний и внутришкольный мониторинг, дети успешно обучаются в старших классах.
Учителя – предметники, работающие с этими детьми, отмечают высокий уровень развития, хорошую работоспособность, заинтересованность в обучении, высокую мотивацию учебного труда и активное участие в проектной деятельности на региональном и Всероссийском уровнях.
Описание инновационного опыта.
Работая по УМК «Школа 2100», которая предлагает в учебниках темы проектов по всем предметам с 1-го класса, ученики Тарасенко С.В. с первых дней обучения в школе знакомятся с проектами и под руководством учителя активно включаются в проектную деятельность.
В марте проходит защита проектов на уровне классного коллектива, куда приглашаются родители и другие учащиеся из параллельных классов. Лучшие проекты выставляются на общешкольный уровень в апреле, на ежегодной научно-практической конференции «Ступени».
Учитель во внеурочной работе использует проектную деятельность «Юный исследователь», в которую вовлечены все 100% обучающихся класса. Цели проектной деятельности : успешность, альтернативная учебной; общеучебные организационные умения; общеучебные умения поиска сведений; творческие общеучебные умения; применение полученных знаний; коммуникативные умения и навыки (публичное выступление); привлечение родителей. Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; неповторимость и уникальность.
Мастер класс «Проектные задачи в начальной школе»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любостанская средняя общеобразовательная школа »
Большесолдатского района Курской области
Гнездилова Зоя Николаевна,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
Слайд 1. С введением государственного образовательного стандарта начального общего образования основной задачей и критерием оценки выступает овладение учеником универсальными учебными действиями (УУД).
Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения , актуальными становятся:
общие учебные действия;
самостоятельная творческая учебная деятельность;
деятельностно- ориентированное обучение;
проектные формы организации обучения,
Нельзя не учитывать тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Эпиграфом своей работы считаю слова персидского писателя Саади
Персидский писатель Саади
Для решения этой проблемы как нельзя лучше подходит актуальный в образовательном процессе метод проектов, который формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.
Путь реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности я использую недавно. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым я хочу поделиться. Данная тема меня заинтересовала ещё больше после окончания курсов повышения квалификации в КИРО, где на одном из занятий заведующая кафедрой ДиНО данного института Ольга Юрьевна провела с нами мастер класс «Проектные задачи», в котором раскрыла специфику использования проектных задач в процессе обучения младших школьников.
Итак, тема моего мастер класса «Проектные задачи в начальной школе»
Создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи :
Мотивировать учащихся на работу над проектными задачами, объяснить преимущество этого рода деятельности.
Внедрить данную работу в классно-урочную и внеурочную деятельность.
Разработать проектные задачи и привести их к единой системе.
Проектирование становится обязательной составной частью современного образования, а использование проектных задач базовой технологией формирования УУД в начальной школе.
Слайд 4. Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». ( Воронцов А.Б.)
Проект — нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий
Особенностью проектной задачи является то, что в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится.
Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача может быть решена за 15 минут или за несколько уроков.
Слайд 5. Как же устроена проектная задача?
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.
Общая структура проектной задачи напрямую связана с общим способом разрешения проблемных ситуаций.
Слайд 6. Основными этапами решения проектной задачи являются анализ, моделирование, синтез. Особенности и отличительные характеристики проектной задачи заключаются в следующем:
в основе проектной задачи лежит реальная жизненная ситуация;
при решении проектной задачи учащиеся находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и конечного результата;
проектная задача содержит избыточный объем материала, который включает описание самой ситуации;
проектная задача не предполагает жестко определенный ответ;
итогом решения проектной задачи является созданный учащимися реальный «продукт»: текст, схема, таблица, диаграмма, график.
Нематериальный «продукт»: качественное изменение ребенка.
Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность.
Проектные задачи помогают детям решать сложные моменты в дискуссиях без конфликтов, т.к. учат слушать и слышать друг друга. Успешное решение проектной задачи требует самоорганизации группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе, т.е. произвольности в поведении.
Уроки решения проектных задач дают возможность педагогам:
использовать принципиально новый способ реализации предметного содержания, форм организации учебной деятельности и качественного оценивания учебных достижений учащихся с целью формирования у них познавательной активности;
осуществлять мониторинг коммуникативных навыков и предметных знаний;
учащимся освоить способы сотрудничества, а это:
Работа в малых группах;
Слайд 8. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексию (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагание (ставить и удерживать цели);
планирование (составлять план своей деятельности);
моделирование (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявление инициативы при поиске способа решения задачи;
умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Посмотрите проектную задачу по обучению грамоте в 1 классе.( Видео)
Я предлагаю Вам побыть в роли учеников и решить проектную задачу «Живая Азбука».
Слайд 9. Результаты при решении ПЗ:
Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия по решению проектных задач помогли достичь следующих результатов:
· возрос познавательный интерес обучающихся;
· повысилась мотивация к учебной деятельности;
· появился интерес к освоению нового материала;
· совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, я столкнулась и с определёнными трудностями:
· у младших школьников низкий навык чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
· ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
· не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.