что такое проектная инициатива
Процедуры инициации проекта
Развитие управленческой культуры, к сожалению, не всегда идет поступательно равномерно. Например, к тому, что процессам планирования проекта нужно уделять внимание на протяжении практически всей его продолжительности, многие руководители уже привыкли. Но вот инициация проекта далеко не в каждом случае воспринимается как нечто значимое. Тем не менее, практика показывает, что усилия и время, потраченные на процедуры инициации, способны значительно повлиять на качество и результативность работы над проектной задачей.
Что является основанием для начала проекта?
По существу, инициатором проекта может выступить любой сотрудник компании, если он в этом усматривает необходимость и понимает, что в штатном операционном режиме эту задачу не решить, и она требует объединения усилий целой группы участников. Однако для одной категории работников инициация является обязанностью, а для других групп она всего лишь похвальная активность. Если встать на позицию финансового управления и системы бюджетирования, то, как правило, именно руководители центров финансовой ответственности и обязаны в основной своей массе выступать инициаторами. Назовем основные причины рассмотрения идей и их проработки на предмет запуска в проектную реализацию.
В глобальном смысле все проектные решения связаны с проблемами управления. И при рассмотрении стратегического контекста проблематизации решение уникальных задач носит характер либо реализации возникающих возможностей, либо исключения затруднений (проблем) более низкого уровня. Напомню, что под проблемой в управленческом смысле мы понимаем неопределенность или противоречие в процессе познания явления деятельности. Их устранение невозможно с позиции действующей концепции управления для принятия решения.
В этом суть и базис стратегического планирования – выстроить такую последовательность уникальных задач (проектов), реализация которых выведет компанию на устойчиво новое состояние и концепции управления и уровня развития бизнеса. Процесс инициации с идейного замысла может начинаться в регламентной процедуре подготовки к сессии стратегического планирования или же тактического бюджетного процесса, а может возникнуть спонтанно, ситуационно. Последнее крайне нежелательно, но с этим поделать ничего нельзя, таковы наши современные реалии, мир порой меняется гораздо быстрее любых планов.
Цели и задачи проектной инициации
Проектная инициация – это не один процесс, а целая их группа согласно стандарту PMI. Они формируют начальную группу мероприятий для обеспечения состоятельности самой проектной идеи и запуска ее проектной реализации. При этом уже на данной фазе выявляются и даже устраняются многочисленные риски, отработать которые на стадии инициации гораздо выгоднее, чем после старта проекта. Инициация метафорична фразе из поговорки «Семь раз отмерь!», поскольку планирование и исполнение, начавшись практически одновременно, после приказа о начале проекта становятся значительно более затратными.
Среди задач-результатов процессов инициации выделяются следующие.
Планирование проекта следует сразу за его инициацией, но между процессами планирования и процедурами инициации имеется обратная связь, возникающая, например, по итогам получения закупочной документации. Ниже представлена часть процессной модели PMBOK, на которой мы и наблюдаем прямые и обратные связи между процессами.
Выбор проектных инициатив
Предположим идеальный вариант развития событий, при котором практически все инициативы выдвинуты к ежегодному мероприятию, посвященному стратегическому планированию. То есть в штатном режиме все инициативы обработаны проектным комитетом. Заслушаны предварительные презентации, по наиболее значимым мероприятиям уровня направлений деятельности и выше разработаны бизнес-планы. По существу, разработка ТЭО, бизнес-планов, иных предварительных расчетов является подготовкой к серьезной групповой работе над проблемами управления и развития компании.
Начинается сессия стратегического планирования или иное мероприятие подобного типа, на котором отрабатываются существенные затруднения для движения компании вперед по канве видения и миссии. Выявленные проблемы предваряют планирование, дерево проблем порождает построение дерева целей. Как раз в это время процесс подходит к весьма важному моменту: к рейтингу проблем и целей подводится пул проектных инициатив, которые начинают состыковываться между собой как некие «пазлы». Ведь еще в момент рождения идей они уже в большей своей части соответствовали присутствующей симптоматике и, возможно, еще не выявленным, а только ощущаемым проблемам.
Когда синхронизация проблем, целей и инициатив произведена, команда управленцев переходит к формированию рейтинга инициатив на основе трех параметров: проблемности, важности и достижимости результата. Под проблемностью мы понимаем уровень проблем, которым соответствует предлагаемое проектное решение. Оно оценивается в ходе коллективной работы присвоением инициативе балльной оценки от 0 до 10. Чем выше оценка, тем выше проблемность инициативы.
Процесс присвоения рейтинга инициативам продолжается по критерию важности. Важность может складываться от нескольких параметров, в зависимости от предпочтений управленческой команды. Один из вариантов разграничения критерия важности предусматривает оценку актуальности инициативы, ее эффективность и объем целевой группы. Далеко не каждая инициатива, хоть и проблемная, требует реализации немедленно. Часто оценка эффективности инвестиций имеет значительно большее значение, и этого нельзя не учитывать. Тут как раз бизнес-планирование, которое выполнено предварительно, ТЭО и расчеты дают хорошее основание для принятия оценочного решения.
Что мы понимаем под объемом целевой группы? Состав и значимость заинтересованных в проекте сторон также очень важен и требует хотя бы субъективной экспертной оценки. Это могут быть непосредственно участники проекта: заказчик, инвестор, куратор, PM и т.д. К целевой группе относятся также и пользователи проектных результатов, заинтересованные в его успехе косвенно: кредитные учреждения, бюджет, клиенты, поставщики и т.п.
Далее вы можете посмотреть на пример таблицы расчета рейтинговой оценки инициатив. Веса в таблице расставлены так, как сочла группа руководителей одной из производственных компаний в ходе мозгового штурма. Это не является каким-то эталоном, но для сравнения предложенные соотношения можно взять.
Наконец, третьим большим критерием оценки выступает достижимость или реализуемость инициативы. Она тоже делится на параметры:
В настоящей статье мы осуществили обзор основных процедур инициации проекта. Нами определены основные цели и задачи этой работы, акцентировано внимание на инструментальной процедуре формирования рейтинга инициатив для отбора их в портфель проектов. По своему опыту я знаю, что генеральному директору, кураторам и РМ часто не хватает такой увязки проблем, стратегических целей и проектных инициатив в единый контекст решений, чтобы возникли правильные ориентиры развития. А в динамике реальных событий расставленные таким образом приоритеты небесполезны.
Инициативные проекты: что это? Кому и какие даются права на их реализацию?
В чем проблема?
С 1 января 2021 года в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появится новая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления — инициативные проекты. По этому поводу принят Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 236-ФЗ.
Мы попросили прокомментировать этот закон и перспективы его применения эксперта сети «Так-так-так» Наталью Мальковец — научного руководителя образовательных программ Центра дополнительного образования и повышения квалификации Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, члена Европейского клуба экспертов местного самоуправления.
Что такое «инициативный проект»?
Инициативный проект, инициативный бюджет — это то, что европейцы называют партисипация, или соучастие, привлечение граждан к развитию, благоустройству, формированию и исполнению бюджетов различных территорий. В нашей стране эти формы находятся в самом начале своего развития.
Для чего предусмотрены так называемые «инициативные проекты»?
Сама идея введения такой новой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как инициативные проекты, неплоха, конечно. Хотя, я считаю, что регулировать инициативу законодательно — дело неблагодарное. Закон никогда не сможет успевать меняться, когда люди проявляют инициативу. Закон не должен мешать инициативе.
В данном случае мы вынуждены согласиться, что введение новой формы участия продиктовано требованием сложившейся современной ситуации. Дело в том, что многие города принимают участие в реализации национальных проектов, и условием такого участия является привлечение широких слоев жителей. Если учесть, что национальные проекты — мера временная, рано или поздно муниципалитеты все-таки получат возможность формировать собственные бюджеты и проекты развития, опыт инициативного проектирования будет нелишним.
Законом предусматривается, что в местную администрацию может быть внесен инициативный проект в целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.
У этой новации есть своя история. Первоначально предполагалось, что федеральный закон должен уточнить некоторые моменты организации процедуры инициативного бюджетирования, которое получило широкое распространение в субъектах РФ в последнее десятилетие. Инициативное бюджетирование осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и предполагает консолидацию средств бюджетов различных уровней, средств местных жителей и предприятий, расположенных на соответствующей территории, для реализации различных гражданских инициатив. Однако при обсуждении вопроса, видимо, возникла идея узаконить и те процессы общественного участия, которые требуются при реализации национальных проектов. Кроме того, возможны и такие проекты, которые не требуют финансирования.
Что должна содержать заявка на реализацию инициативного проекта?
Прежде всего, хочу отметить, что, к сожалению, в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеются некоторые нормы, которые весьма сложны для практической реализации. Например, такая процедура, как голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, на практике почти не реализуется. Эта норма задана таким образом, что требования закона выполнить сложно.
Внимательное изучение новой статьи 26.1. «Инициативные проекты» тоже вызывает опасения. Закон вводит требования к тому, что должен содержать инициативный проект, вносимый инициативной группой. Это перечень сведений из 9 пунктов, начиная с описания проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части; ожидаемого результата; обоснования предложений по решению указанной проблемы и заканчивая расчетом необходимых расходов на реализацию инициативного проекта; сведениями о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации данного проекта; указанием на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей, и другими требованиями. Несоблюдение установленного порядка приводит к отказу в поддержке инициативного проекта.
Что обязаны делать органы местного самоуправления для реализации инициативных проектов?
На органы местного самоуправления Закон возлагает немало обязанностей: принять соответствующие нормативно-правовые акты; вовремя и в полном объеме разместить на официальном сайте муниципального образования информацию об инициативном проекте и об инициаторах проекта; рассмотреть инициативу; организовать, в случае необходимости, проведение конкурсного отбора; обеспечить сбор инициативных платежей Такие обязанности, несомненно, потребуют определенных организационных изменений, подготовки кадров, организации общественного контроля и пр.
Могут ли с инициативным проектом выступить несовершеннолетние?
Да, с инициативой о внесении инициативного проекта дано право выступать гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Шестнадцатилетние граждане, в соответствии с этим же Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеют право принимать участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления. Однако до сих пор, эта, несомненно, уникальная возможность, остается далеко не в полной мере реализованной органами территориального общественного самоуправления (ТОС).
В любом случае мы в рамках Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, партнерских образовательных и некоммерческих организаций спланируем и просветительскую работу, и мониторинг того, каким образом будет складываться практика. В случае необходимости, с нами можно связаться через сайт www.asdg.ru для обсуждения идеи для внесения в качестве инициативного проекта, получить экспертную оценку идеи.
Если у вас есть вопросы по защите ваших прав — пишите нам в раздел «Консультации». Эксперты «Так-так-так» всегда готовы помочь вам.
И подписывайтесь на обновления «Так-так-так»!
Вместе мы делаем мир справедливее.
Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект
Обязательная информация.
Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так-так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Мы обязаны размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляем, что считаем решение Минюста необоснованным и оспариваем его в суде.
Написать комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Статья 16. Публичная проектная инициатива
Статья 16. Публичная проектная инициатива
1. Федеральные органы исполнительной власти, а также исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе сформировать публичную проектную инициативу в отношении планируемых ими мероприятий, которая оформляется в виде декларации о реализации инвестиционного проекта.
2. Федеральные органы исполнительной власти, а также исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе привлекать инвесторов к реализации планируемых мероприятий и принимать решения о публикации декларации о реализации инвестиционного проекта в случае, если такое привлечение не приводит к издержкам для государства и общества большим, чем при реализации планируемых мероприятий без привлечения инвесторов, по результатам оценки соотношения предполагаемых выгод и затрат, в том числе дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или иных издержек, а также не противоречит целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан и других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Декларация о реализации инвестиционного проекта является предложением о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений, сторонами которого должны являться публично-правовые образования и организации, указанные в части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, при этом в отношении организации, реализующей проект, должны применяться отдельные акты (решения) с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
4. В декларации о реализации инвестиционного проекта могут быть указаны меры государственной поддержки из числа мер, которые Российская Федерация, субъекты Российской Федерации вправе предоставлять организациям, реализующим проекты, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
5. Решения, указанные в части 2 настоящей статьи, принимаются органами государственной власти с учетом рассмотрения результатов финансово-инвестиционного аудита проекта декларации о реализации инвестиционного проекта.
6. Сведения о государственной поддержке, а также сведения о перечне отдельных актов (решений), которые предполагается применять с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и которые предусматривают и (или) могут повлечь предоставление организации, реализующей проект, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включаются в декларацию о реализации инвестиционного проекта при условии подтверждения соответственно федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, или финансовым органом субъекта Российской Федерации источников в соответствующих объемах финансового обеспечения мер государственной поддержки и (если применимо) обязательств регулируемых организаций.
7. В декларации о реализации инвестиционного проекта должны быть указаны:
планируемое мероприятие, для целей которого предполагается реализация инвестиционного проекта с привлечением инвестора;
целевые показатели планируемого мероприятия;
описание инвестиционного проекта, включая указание на территорию его реализации и перечень задач, на выполнение которых направлен инвестиционный проект;
доступная к использованию организацией, реализующей проект,
инфраструктура и ресурсная база;
основные параметры товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, соответственно производимых выполняемых, оказываемых или создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта;
минимальный размер предполагаемых собственных инвестиций;
перечень актов (решений), указанных в части 3 статьи 17 настоящего Федерального закона, которые предполагается применять с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;
меры государственной поддержки и условия их предоставления;
перечень объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктуры, затраты на создание (строительство), модернизацию, реконструкцию которых планируется возместить за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
иные условия, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
8. В случае, если декларация о реализации инвестиционного проекта подана федеральным органом исполнительной власти, организация, реализующая проект, определяется им на конкурсной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В случае, если декларация о реализации инвестиционного проекта подана исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, организация, реализующая проект, определяется им на конкурсной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
9. При отборе организации, реализующей проект, должны быть обеспечены открытость и доступность сведений, включенных в декларацию о реализации инвестиционного проекта, а также конкуренция между предложениями участников конкурса посредством соблюдения процедур конкурсного отбора.
10. В предложении об участии в конкурсном отборе и прилагаемых к нему документах должны содержаться:
информация об организации, реализующей проект (предполагаемой к созданию организации, реализующей проект), в том числе основные характеристики указанной организации, включая размер ее уставного капитала, состав участников и сведения об их возможности контролировать деятельность такой организации;
бизнес-план, включающий финансово-экономическую модель, сведения об общем бюджете и о размере инвестиций инвестора (инвесторов) и (или) собственных инвестиций и подтверждение их возможности сформировать собственные инвестиции;
информация о сроке введения в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации имущественного комплекса, создаваемого в рамках нового инвестиционного проекта, включая перечень основных этапов работ (задач), предусмотренных новым инвестиционным проектом, со сроками их выполнения и с указанием наименований отчетных документов, отражающих результаты выполнения работ (задач);
информация о сроке возникновения имущественного права, создаваемого в рамках нового инвестиционного проекта;
иные сведения, предусмотренные условиями проведения конкурсного отбора.
11. Победителем конкурсного отбора признается организация, предложившая наибольший объем собственных инвестиций и запросившая наименьший объем мер государственной поддержки либо не запросившая их, а также предложившая самые короткие сроки реализации инвестиционного проекта при наиболее высокой эффективности.
12. В отношении организации, признанной победителем конкурсного отбора, органами государственной власти заключается соглашение о защите и поощрении капиталовложений, соответствующее условиям декларации о реализации инвестиционного проекта и результатам конкурсного отбора, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона. Указанной организации могут предоставляться меры государственной поддержки в соответствии с частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инициация проекта. В чем суть нового проекта? Часть 3
Целью инициации проекта является получение обязательства начать проект. Вы хотите, чтобы клиент или спонсор могли принять обоснованное решение о переходе на этап планирования.
Как правило, первым шагом в инициации проекта является назначение менеджера проекта. В некоторых случаях руководитель проекта может быть назначен в проект после его утверждения.
Во время инициации проекта вы определяете проблему, которую должен решить проект, и собираете всю сопутствующую информацию. Как только у вас есть первоначальное определение проекта, пришло время подготовить устав проекта, документ, который формально описывает проект и излагает полномочия менеджера проекта.
В этой главе мы рассмотрим ключевые элементы определения проекта и что входит в устав проекта на стадии его инициации.
Кто такие заинтересованные стороны проекта
Термин «заинтересованная сторона» означает конкретного человека или группу людей, которые заинтересованы в результатах проекта. Это может быть клиент, отделы, влияющие на проект, и даже люди, которые работают над задачами проекта.
Для руководителя проекта необходимо знать важность, влияние и заинтересованность заинтересованных сторон в проекте. Вам также необходимо знать их ожидания и вклад в проект. Таким образом, вы, как руководитель проекта, можете сосредоточиться на построении отношений с заинтересованными сторонами, которые оказывают наибольшее влияние на успех проекта.
Давайте рассмотрим основные виды заинтересованных сторон:
Иногда бывает сложно определить, кто является заинтересованными сторонами для вашего проекта, а также оценить, какие из них наиболее важны, и как эффективно с ними работать. Вот где пригодится документ анализа заинтересованных сторон или реестр заинтересованных сторон.
Цели, Требования и Интересы
Проявляем проектную инициативу: ООО «Камский кабель»
В статье рассматривается непосредственно процесс инициации проекта или, проще говоря, его запуска.
Анатолий Чикирев, руководитель проектного офиса ООО «Камский кабель»
Согласно утвержденному регламенту, процедура инициации начинается 1 августа 2013 года с этапа подготовки проектных инициатив. Проектная инициатива представляет собой документ, описывающий видение проекта, а также отвечающий на вопрос: «Почему описанная идея – это проект?». Этот документ должен быть согласован со спонсором (директор по вашему направлению), который подтвердит, что данная инициатива нужна предприятию и, что немаловажно, его идея уникальна, то есть результат проекта будет обладать чертами, отличительными от ежедневной операционной деятельности.
Следующий этап – презентация на проектном комитете. В период с 25 августа по 1 сентября будет организовано заседание проектного комитета, председателем которого является генеральный директор В.Е. Молоковских. Главная цель совещания – оценка презентаций проектов на предмет их целесообразности и соответствия стратегии предприятия. Иными словами, нашему руководству необходимо будет оценить все предложенные идеи и окончательно подтвердить необходимость их реализации как проектов.
Вашу идею выслушали и одобрили на самом высоком уровне. Теперь вам необходимо разработать устав проекта, на что выделяется почти месяц – с 1 по 27 сентября. И это обоснованно, ведь за этот период нужно будет определиться с ключевыми участниками проекта, проработать с ними возможные риски, а также оценить длительность основных этапов, требования к конечному продукту и бюджет проекта. Ведь, как мы знаем, проект – это сроки, бюджет и качество.
Завершающий этап процесса инициации – ранжирование и принятие проектов к реализации. Что это означает? Что все проекты сравниваются между собой на основе заранее утвержденных критериев и получают ранги, определяющие их «полезность» для компании. Данный перечень проектов с рангами готовится проектным офисом и представляется на очередном заседании проектного комитета наряду с подготовленными данными по бюджету на проектную деятельность. На основании этой информации проектный комитет принимает окончательное решение о том, какие проекты будут реализованы. На этом процедура инициации завершается, но, если ваш проект утвержден, для вас самое интересное только начинается, ведь вы переходите к этапу планирования и реализации. И теперь успех проекта будет зависеть только от вас и вашей команды!
Как всегда, проектный офис готов оказать информационную поддержку по любым вопросам, связанным с процедурой инициации или с проектным управлением в целом. Все регламентирующие документы, а также шаблоны проектной инициативы и устава проекта можно найти в заводской компьютерной сети.