что такое продукт овнер
Product owner в банке – кто это и что он умеет
Продакт оунер. Владелец продукта. Продуктолог. PO.
Должность, которую часто считают синонимом «Менеджера проекта», благо ряд задач и обязанностей довольно схожи.
О том, кто такой продакт в понимании Альфа-Банка, что это за человек, что он умеет делать и как относится к своей команде, нам рассказал VDavydov Владимир Давыдов, руководитель по развитию цифровых каналов и продуктов Блока “Массовый бизнес”
Продакт должен быть предпринимателем, должен гореть тем, что делает, для него работа над продуктом – это не просто работа по найму, за которую он получает деньги пару раз в месяц. Продукт — это неотъемлемая часть его жизни, без преувеличения можно назвать его детищем. Он горит своим делом, болеет за команду, всегда хочет быть лучшим. Всегда. Везде. Во всем.
Это уникальный человек — он сочетает в себе несочетаемые вещи, он является адвокатом Клиента, бизнесменом, который постоянно думает о доходе, заботливым, но строгим лидером для своей команды, и, если хотите, евангелистом продукта и бренда работодателя в целом.
Вот кто такой продакт и какими компетенциями он должен обладать:
Качества продакта
Профессиональные навыки и умения product owner’a тесно связаны с циклом создания продукта.
— Умение проводить качественные и количественные исследования. Продакт исследует все и везде. Клиентов, рынок, бизнес, новинки, мировой опыт и лучшие практики, находит точки роста, придумывает новые решения, которые помогают людям решать свои задачи.
Ключевая ценность этого навыка — уметь находить то, что действительно нужно людям, на что действительно будет спрос, понимать, какую ценность этот потенциальный продукт или фича принесут бизнесу.
— Метрики (их, наверное, тоже можно отнести к исследовательской части). Это вообще основа основ продуктовой работы. Любой владелец продукта должен уметь построить дерево метрик — надо точно понимать, как любое изменение в продукте влияет на достижение основной цели бизнеса. Продакт должен понимать кроссвлияние метрик, должен постоянно анализировать данные, понимать причины взлетов и падений любого показателя, уметь влиять на поведение каждой метрики.
— Формирование и проверка гипотезы. Логичным итогом какого-либо исследования является набор продуктовых гипотез. А что надо делать с гипотезами? Правильно – проверять. Быстро, с пониманием критериев успеха. Чтобы что-то сделать хорошо, надо знать, что именно ты вообще делаешь, и каковы критерии этого «Хорошо». Если гипотеза подтвердила свою состоятельность, нужно суметь быстро довести ее до ума.
— Работа с командой. Создание продукта. Мы тут все agile-евангелисты и выбрали для себя фреймворк скрама как, на наш взгляд, самую эффективную методологию, позволяющую быстро доставлять ценность до потребителей. Поэтому у нас достаточно стандартный набор артефактов — dsm, pbr, sprint planing, demo, retro…
Постоянная работа с командой в таком режиме позволяет проникнуться единым видением продукта, пониманием ценностей, сплотиться для достижения общих целей и, как следствие, показать сверхрезультат как с точки зрения скорости, так и качества.
— Вывод продукта на рынок. Это большая работа, которая подразумевает под собой полный скоуп подготовительных работ — от скриптов для телефонного центра до дизайна внешних коммуникаций. Почему об этом тоже болит голова у продакта? Да потому, что никто лучше продакта не знает свой продукт, и никто, кроме продакта, не может построить коммуникацию лучше. Продакт понимает, кому, что и как сказать, чтобы продукт купили.
— Стейкхолдер-менеджмент. Стейкхолдер – это любой человек в банке, кто может оказать влияние на твой продукт. От ТОП-менеджера до сотрудника, осуществляющего сопровождение. По этому пункту можно отдельную статью написать 🙂 Главное правило – разделите стейкхолдеров на кластеры, сформируйте у каждой группы ожидания, а потом управляйте ими. Управляйте на постоянной основе.
Например, для ТОП-менеджеров ожидания будут про конкретный Value для бизнеса – скажите об этом Value и рассказывайте на постоянной основе о прогрессе.
Для коллег, которые что-то хотят сделать с вашим продуктом, должен быть прозрачный, общедоступный беклог с понятной моделью приоритезации. Тогда каждый будет понимать, почему его “хотелка” 100500-я в очереди, а не первая.
Для сотрудников сопровождения ожиданием будет уведомление о планируемом релизе не позднее 3-х дней до открытия на Клиента, с предварительным обучающим мероприятием — не забывайте об этом.
Ответственность продакта
Продакт — бизнесмен, который зарабатывает деньги. Все вопросы, вся ответственность, принятие решений, бюджет, стратегия, подбор людей — все это на нем.
Сейчас мы пропагандируем именно такой подход — это очередной виток эволюции. Мы прошли довольно большой путь в формировании продуктового института (Альфа-Банк первым в России начал применять гибкие методологии разработки Agile, прим. редакции).
Цифра VS Банк
Одно дело, когда мы говорили о продактах в подразделении цифровых продуктов. Там все несколько проще — ребята по факту отвечали только за фронтовую часть в рамках продукта. Чтобы клиенту было удобно и понятно, чтобы все работало. После реализации собирали метрики, влияли на конечный результат лишь оптимизацией воронок, а не переработкой продукта. Хотя по факту, продукт могли не покупать, потому что ставка по кредиту высокая или слишком жесткая скоринг-модель.
Сейчас, когда мы говорим о продакт оунере на уровне Банка, все сложнее — продакт отвечает за свой продукт от начала и до конца. Управляет всеми расходами по нему, определяет условия предоставления продукта, он полностью отвечает за PnL и имеет все необходимые полномочия, чтобы нести эту ответственность. Ребята имеют полноценные кросс-функциональные команды, которые могут решить абсолютно любую задачу в банке.
Цели у всей команды единые (бизнесовые). Продакт определяет цели бизнеса, которые автоматически становятся его личными и целями команды. Команда должна разделять эти цели, люди должны быть заряжены на результат. Каждый член команды каждый день должен задавать себе вопрос — то, что я делаю, влияет на достижение цели? Это важно.
Я продвигаю позицию, когда продакт полностью доверяет своей команде и не лезет к гораздо более компетентным людям с советами по тестированию-дизайну-разработке. Продакт должен заниматься бизнесом.
Это вопрос ответственности.
Есть специалист по тестированию — поэтому за все ошибки, которые возникают в ходе работы с продуктом, отвечает он. Продакт не должен проводить тестирование.
Если клиент не нашел какую-то кнопку (или она неудобно расположена) — это проблема дизайнера, его зона ответственности.
Ответственность за каждый косяк в рамках компетенции лежит на том, кто этой компетенцией владеет внутри команды. В противном случае всегда можно сказать продакту “ну ты же видел… ну ты же сам смотрел” — при таком подходе напрочь убивается чувство собственной ответственности за то, что ты делаешь. Этого нельзя допускать.
Но нельзя забывать — при таком подходе голова продакта находится в руках команды, потому что итоговый спрос за результат все равно с PO. Это формирует команду. На мой взгляд. Настоящую команду.
Черный список качеств
Выше я описал качества, которые считаю важными для продакта. Но есть и те, которые (на мой взгляд) ставят на продакте крест. По крайней мере, для меня во время собеседований.
— Отношение к своей команде как к рабочей силе, как к ресурсу
Продакты в Альфа-Банке — люди, формирующие каждый свою команду спецназа. Команду людей, где каждый готов прикрыть друг друга. Это именно команда, а не шестеренки в механизме.
— Не видит разницы между лидером и руководителем
По мне — продакт не должен хотеть быть руководителем. Он должен быть лидером. Руководитель — руководит людьми, лидер — ведет людей за собой. В этом ключевая разница.
— Не разделяет рабочую культуру
Это важно. Мы стараемся подбирать людей так, чтобы уровень рабочей культуры у них был примерно один. Чтобы им было комфортно работать друг с другом. Если тебе дискомфортно работать с коллегами, общаться с ними и вообще приходить в офис — работать будет, прямо скажем, сложно.
— Отсутствие логического мышления
В принципе, это грустно вообще для любой работы. Но для продакта — критично. Он устанавливает метрики и анализирует их. Он должен понимать, как работа команды влияет на бизнес в целом. Должен понимать и отслеживать все взаимосвязи. Если это не про него, значит, он не очень понимает, что делает, зачем и как — это тупик.
Продакты в Альфе
У продактов почти нулевая текучка. Если человек близок нам по духу, если разделяет нашу культуру — он приходит не для того, чтобы поработать, попробовать запустить проект и уйти.
Он запускает проект, следит за его развитием. Это его собственный маленький бизнес, за который он отвечает. И расстаться с ним не так уж просто:)
У меня часто спрашивают — как стать продактом, ведь на них не учат? Ну, во-первых, учат, а во-вторых — главное желание. Вообще, студенты и начинающие PO — это особая каста. По-настоящему сумасшедшие люди, без страха в глазах, без опыта падений. Это безграничный потенциал — за ними будущее. Я верю в таких людей, они близки нам по духу, и они искренне хотят делать крутые продукты.
Конечно, я не дам вчерашнему студенту кусок живого бизнеса или целый продукт. Но я помогу ему вырасти внутри компании, и через год-другой все получится.
У нас уже есть успешные примеры, когда человек пришел в банк на стажировку, а сейчас он полноценный продакт в банке, причем занимается довольно важным продуктом Альфы.
На сегодняшний день у меня около десятка продактов, у каждого из них — по паре команд.
Но завтра таких человек может стать 20. Мы большой банк, у нас много продуктов и мы всегда смотрим в будущее. Вакансии PO открыты и сейчас, если вам близки наши подходы и вы хотите попробовать себя в роли продакта – дерзайте.
Product Owner vs Product Manager или Product Owner/Product Manager
Кто прав? Единого ответа нет. Сфера ИТ стремительно развивается, компании расширяются, создаются новые проекты, которые требуют новых подходов. Появляются “многостаночники”: девопсы, фулстек-разработчики, технические проджект-менеджеры. Все это зачастую приводит к путанице, когда HR-команда не может четко сформулировать, кто же им собственно нужен, и появляются вакансии, которые включают в себя набор обязанностей “от всех по чуть-чуть”.
Сделав сравнение Project Manager и Product Manager, я получила вопрос:
“А в чем тогда разница между Product Owner (владелец продукта) и Product Manager (менеджер продукта)?”
Давайте разбираться вместе!
Product Manager не привязан к какой-то определенной модели, методологии или фреймворку.
Менеджер продукта отвечает за общее видение продукта и его соответствие требованиям рынка; он контролирует процесс создания, общается с целевой аудиторией и разрабатывает маркетинговую стратегию для запуска, после которого постоянно оценивает актуальность продукта и, при необходимости, совершенствует его.
Владелец продукта отвечает за “достижение максимальной ценности продукта”. Он работает с командой, владеет минимальными техническими знаниями для лучшего понимания задач, решает, что и в какой последовательности будет реализовано из беклога, общается с пользователями на разных этапах для сбора обратной связи.
На этапе зарождения продакт-менеджмента скорость развития рынка и выпуска продуктов была совсем другой. Продакт-менеджер разрабатывал видение продукта и передавал его на реализацию проджект-менеджеру. В 1980-х, когда рынок стал меняться быстрее, продукты к моменту их выхода могли потерять свою актуальность. Появился Scrum со своей ролью владельца продукта, который чувствует, “куда ветер дует” относительно его бизнеса, и вносит необходимые изменения в беклог, постоянно держа руку на пульсе и корректируя приоритеты.
“визионера, который ведет идеи новых продуктов от первоначального концепта до запуска “созревшего” продукта”.
Примеры вакансий и более подробное их описание можно посмотреть FB Product Manager и Sr. Product Manager от Amazon. В Google помимо более 600+ запросов на эту должность, есть своя обучающая программа “Google Associate Product Manager Program”.
А что же с требованиями к этим должностям? Какими эти позиции видят рекрутеры?
Требования к Product Manager:
Умение анализировать рынок и продукцию конкурентов, выявлять болевые точки и проблемы потенциальных пользователей для понимания возможных зон развития.
Понимание, как превращать потребности клиента в готовый продукт.
Опыт в проведении тестов (к примеру, A/B, A/A) и навыки анализа больших объемов информации.
Знание принципов UX/UI дизайна и инструментов для прототипирования.
Опыт в создании плана развития продукта или отдельных функций и отслеживание его выполнения.
Умение работать в постоянно-меняющейся окружающей среде и сбор необходимых аналитических данных для “процветания” продукта в этих условиях.
Понимание процессов разработки продукта, зон ответственности команды и навыки общения с заказчиками и потенциальными пользователями.
Требования к Product Owner
Опыт работы в Scrum и понимание гибких методологий и фреймворков в целом.
Организационные, аналитические и коммуникационные навыки.
Умение находить ключевые проблемы и возможности разрабатываемого продукта.
Способность правильно приоритизировать деятельность (как свою, так и команды) для успешной работы над проектом.
Умение анализировать, КАК думают потенциальные пользователи, ЧЕГО они хотят, КАК себя ведут с целью дальнейшего “превращения” этой информации в функции и услуги.
Способность “предсказывать” тренды в будущем, основываясь на имеющихся данных.
Опыт в оптимизации продукта через А/В тестирование.
Умение разбивать весь объем работы на отдельные задачи для дальнейшей презентации их стейкхолдерам и членам команды.
Опыт написания технической документации.
И если требования более-менее отличаются, то обязанности очень подобны.
Обязанности Product Manager:
Находить и анализировать возможности рынка и потребности ЦА для создания концепта продукта и стратегии его разработки.
Общение с клиентами напрямую.
Создание плана разработки, контроль его выполнения и написание документации.
Сотрудничество со стейкхолдерами, проджект-менеджерами и командой для общего понимания, каким образом создаваемый вами продукт будет соответствовать требованиям клиентов.
Написание high-view требований и детализация их с командой.
Создание пути клиента “от А до Я”, чтобы впечатления пользователей были максимально положительными на всех этапах взаимодействия с продуктом.
Мониторинг метрик, создание и проверка гипотез.
Помощь при выведении продукта на рынок и дальнейшая его поддержка.
Обязанности Product Owner:
Анализировать рынок и потребности клиентов, понимать их ожидания и психологию.
Собирать обратную связь как от стейкхолдеров, так и от конечных пользователей.
Быть “клеем” для команд аналитиков, дизайнеров, разработчиков и поддержки, чтобы происходила эффективная коллаборация между ними.
Определять объем работ для разработчиков и формировать беклог.
Управлять релизами, ставить задачи команде.
Участвовать в демонстрациях и ретроспективах.
Создавать техническую документацию (пользовательские истории, видение, руководство для пользователей и т.д.) и четкие достижимые спецификации, чтобы команда выпускала ключевые функции вовремя и с максимальной ценностью для рынка.
Создавать рекомендации для маркетинговых стратегий с целью привлечения и удержания пользователей.
Формировать дорожную карту продукта.
Контролировать создание продукта от идеи до поставки заказчику.
Кто такой Product Owner, чем занимается и как отличается от project-менеджера
В scrum-команде есть несколько основных ролей. Одна из них — Product Owner. Рассказываем, кто это и чем занимается.
Product Owner, или «владелец продукта» знает всё о потребностях и болях пользователя, возможностях команды, видит их точки соприкосновения на благо всего проекта.
Как не путать с менеджером проекта
Менеджер проекта и Product Owner — это не одно и то же. Менеджер проекта — руководитель: он распределяет задачи и нагрузку, проверяет и снова руководит процессом.
А владелец продукта больше про сам продукт. Он видит, каким должен быть результат, и знает, как команда будет его добиваться. Контролируя каждый этап, он корректирует курс и говорит, что делать дальше. У них похожие функции, но есть и отличия.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Product Owner | Руководитель проекта |
---|---|
ключевая роль в гибких методологиях | должность вне зависимости от методологии |
не управляет командой, а направляет и работает вместе с ней | по большей части руководит |
отвечает за продукт | отвечает за продукт |
Функции Product Owner ближе к работе, которую выполняет Product Manager. Чтобы научиться и стать профессионалом в этой области, обратите внимание на практический курс «Управление продуктом» от Skillbox.
Роли продуктового менеджера и владельца продукта часто объединяют в вакансиях.
Роль Product Owner
в scrum-команде
Напомним, что Scrum — методология гибкой разработки программного обеспечения. Она основана на Agile-манифесте.
Scrum-команда — это владелец продукта, scrum-мастер и разработчики. В заказной разработке — еще клиент, пользователи и стейкхолдеры.
Чем занимается
Product Owner
Product Owner выполняет часть функций руководителя проекта, менеджера продукта и маркетолога. Он не управляет, а направляет команду, чтобы вместе прийти к желанному результату. У него есть власть и ответственность.
Product Owner отвечает за продукт на всех этапах его создания:
По Scrum владелец продукта — это роль одного человека из команды. Но компании, которые используют фреймворк, адаптируют его под свои потребности. Поэтому бывает, что один человек выполняет сразу несколько ролей. Например, менеджер проекта в заказной разработке — это и scrum-мастер, и Product Owner. Это противоречит scrum-гиду, но вполне допустимо, если система работает и приносит нужный результат.
Кто будет выполнять роль владельца продукта, зависит от проекта. Это может быть человек из команды, сотрудник заказчика или он сам, если, например, проект — сайт для его компании. Владельцев продукта часто нанимают на проект со стороны и обучают внутри команды.
Что важно для владельца продукта
Обязанности владельца продукта зависят от типа проекта. Вот что для вас важно, если вы — Product Owner.
Вы всегда представляете, как будет выглядеть продукт в итоге, и способны объяснить это другим. Важно сделать так, чтобы все в команде поняли задачи одинаково.
Вы должны убедиться, что продукт будет ценен для пользователя. Не важно, какие методы вы будете применять для этого.
Вам придется слушать предложения команды, оценивать их и заносить в общий список задач и требований. Вы отвечаете за содержание бэклога и за изменения в нем.
Только вы выбираете порядок, в котором команда будет работать. Всегда точно знаете, какие функции появятся у продукта первыми, а что можно дорабатывать потом. Задачи на каждый спринт тоже планируете вы.
Вам важно, что получается после каждой итерации. Вы проверяете качество продукта в конце спринта, и, если что-то идет не так, знаете, как это изменить. Прогресс продукта — это ваш личный прогресс.
Именно вы следите, чтобы общение команды было продуктивным. Вам важно, чтобы все, кто создаёт продукт, могли обмениваться идеями и легко понимали друг друга. От этого зависит общий результат.
Заключение
Мы рассказали, кто такой Product Owner и чем он занимается. Если у вас остались вопросы или вы хотите подробнее разобраться в Scrum и Agile, советуем почитать и посмотреть:
Чтобы быть владельцем продукта, нужно уметь работать по Agile-методологиям. Разбираться в маркетинге, юзабилити, разработке и управлении, а главное — понимать жизненный цикл продукта.
Что такое продукт овнер
Seldemirov Aleksandr / 06.05.2020
Сегодня мы подробнее рассмотрим роль Product Owner.
В предыдущем материале, мы говорили о том, что роль Заказчика и роль Product Owner может быть совмещена в одном лице, при этом у наших зрителей возник вопрос, в чем же принципиальная разница между этими ролями.
Рассмотрим этот вопрос на примере нашего проекта “смета”.
Заказчик
Заказчик для нас – этот тот, кто в своем бизнесе отвечает на вопрос:
Кто Клиент, в чем его потребность? И формирует видение продукта.
Следующий шаг в проекте – это формирование понимания, как данный продукт/услуга будут работать.
Именно на этом этапе включается роль Product Оwner.
Product Owner
На основании вышеуказанной информации формирует задание для команды разработки продукта.
Пример проекта СМЕТА
Заказчик — определил видение результата работы “составление сметы материалов сейчас занимает 3-4 недели, а нужно, чтобы смета составлялась — по-кнопке”.
Product Owner — приземляет решение в виде создания площадки, где все три стороны (инженеры-сметчики, производители и поставщики/дилеры) заводят свою информацию. И в рамках единой системы уже автоматизировать процессы составления сметы.
Итак, мы понимаем теперь, что Product Owner имеет наиболее полное представление о разрабатываемом продукте уже в самом начале проекта:
Существуют 2 типа продуктов:
1. Продукты, направленные на удовлетворение потребностей клиентов, и в конечном итоге, на извлечение прибыли.
2. Продукты, направленные на оптимизацию затрат и операционную эффективность.
Product Owner при проектировании продукта ориентируется на внешних или внутренних клиентов.
А на чьи потребности ориентировался PO в проекте СМЕТА?
Прежде чем ответить на данный вопрос, стоит сказать, что этот проект можно смело назвать революционным, поскольку он предполагает создание совершенно новой бизнес-модели взаимодействия заказчиков и поставщиков, кроме того, здесь ведется работа с большими массивами данных, где для ускорения и избегания ошибок мы начинаем использовать ИИ.
Несколько слов о проекте:
1. Целевой клиент продукта: проектные компании в строительной области, производители и поставщики строительных материалов и инженерных систем.
2. Сейчас строительные компании создают смету в течение 2-4 недель.
3. В этой работе используется труд сметчика, что приводит к серьезным временным затратам.
4. Благодаря нашему проекту появляется продукт, который позволяет в течение 2-х часов получить готовую смету материалов.
5. Мы создали онлайн платформу, где инженеры-сметчики подгружают САПР проекты, производители подгружают свои каталоги, а поставщики вводят номенклатуру и коммерческую информацию, они все являются клиентами данного сервиса
6. Product Owner должен смотреть в будущее, детально понимать, что и как будут делать все клиенты этой платформы.
На данном этапе, мы разобрались в специфике продукта и роли РО в конкретном проекте
А теперь мы расскажем о том, как PO взаимодействует с другими ролями в проекте?
В самом начале проекта происходит тесное взаимодействие Product Owner с бизнес-аналитиком, Project Manager, Архитектором и Тех-Лидом.
Product Owner на входе:
Представленная информация позволит:
Для успешной реализации проекта жизненно необходимо активное вовлечение Рroduct Оwner-a со стороны заказчика. Его доступность и участие обеспечат четкое понимание цели и продуктивную работу всей команды.
Какие компетенции позволяют Product Owner осуществлять качественно свою работу и создавать наиболее ценный вклад в реализацию проекта?
В завершении данного материала, хочется отметить, что в рамках всех наших проектов мы просим заказчиков обеспечить со своей стороны самую главную и ключевую роль в проекте — это роль Product Owner.
тем быстрее и качественнее проект будет продвигается к цели.