что такое проблемное окружение
Как окружение влияет на человека, его характер и успех
Расскажу, как оценить свое окружение и сформировать новое.
Доброго дня, уважаемые читатели!
Уверена, что вам хорошо знакомы такие выражения: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”, “С кем поведешься, от того и наберешься”. Сегодня я предлагаю разобраться, почему так говорят и правда ли, что среда определяет нашу личность и жизненный успех. Узнаем, как окружение влияет на человека и что делать, если оно не способствует росту.
Что такое окружение человека
Для начала давайте определимся с понятием окружения. Если говорить в глобальном смысле, то среда человека подразумевает все, что его окружает: людей, город, страну, менталитет, еду, которую он потребляет ежедневно, школу, офис, информацию, которую он впускает в себя, занятия спортом или отсутствие таковых, духовное развитие и т. п.
Все вышеперечисленное без исключения в той или иной степени оказывает влияние на наше развитие, мировоззрение, образ мыслей, внутренние установки, привычки, цели, приоритеты, эмоциональное состояние и т. д.
В более узком смысле под окружением понимаются люди, с которыми человек проводит больше всего времени. К ним могут относиться:
Это люди, с которыми вы вынужденно или по собственному желанию общаетесь чаще всего. Именно они оказывают наибольшее влияние на вас как на личность. Логично предполагать, что в ваше окружение не входят, к примеру, продавец в булочной, сосед, с которым вы раз в месяц здороваетесь в лифте, водитель такси.
Влияние среды на развитие личности
Советский и украинский педагог-новатор Виктор Шаталов ввел в практику понятие “эффект соленого огурца”. Идея в том, что если в соленый рассол положить огурец, он обязательно станет соленым. Так и человек, помещенный в определенное окружение, с течением времени непременно начнет перенимать его характер: мышление, взгляды на жизнь, приоритеты, поступки, стремления и т. д.
Ученые проводили множество исследований, доказывающих зависимость человека от среды. Некоторые из них принадлежат профессору теологии Джеймсу Фаулеру и социологу Николасу Кристакису. Свои эксперименты они описали в книге “Связанные одной сетью”.
Один из наиболее ярких примеров – тюрьма. Когда осужденный впервые попадает в среду закоренелых преступников, он не исправляется, как это задумано законом, а становится еще более угнетенным и агрессивным.
Другой пример, описанный в книге: у людей, страдающих ожирением, в ближайшем окружении почти наверняка есть люди с лишним весом. И наоборот, в среде подтянутых людей, ведущих здоровый образ жизни, больше вероятности пристраститься к спорту и правильному питанию.
Многие из моих знакомых делились, что начали курить в подростковом возрасте только потому, что среди друзей не было некурящих. Любой врач-нарколог знает, что только если кардинально сменить окружение, можно выйти из алкогольной или наркотической зависимости и не вернуться обратно.
Если жизнерадостного оптимиста поместить в компанию нытиков, по прошествии какого-то времени он тоже начнет жаловаться на жизнь и ощущать себя жертвой.
Фаулер и Кристакис также описывали ситуацию с разводами. Если среди близких друзей все чаще распадаются пары, то вероятность того, что развод может случиться и в вашей семье, возрастает. И это не магия, а психология. Все дело в изменении уровня нормы.
Кстати, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в современном обществе разводы стали случаться в разы чаще, чем это было у прошлого поколения? Конечно, можно долго рассуждать, что институт семьи умирает и молодые люди не умеют жить вместе, но правда в том, что просто изменился уровень нормы. Раньше подать на развод было стыдно, ведь так не принято, бабки на лавочках осудят, родные не поймут, да к тому же вместе и выживать легче. Плюс в головах сидела целая куча шелухи из установок вроде “Бог терпел и нам велел”. Терпели, но не разводились.
Сейчас ситуация совсем иная. Разводов много. Возросший уровень самодостаточности позволяет не обращать внимания на сплетни. Быть разведенкой с прицепом уже не так страшно, как это было 20–30 лет назад. Общество поменялось – поменялись и люди.
Если бы нам в прошлом кто-нибудь сказал, что однополые браки будут легализованы, мы сочли бы это шуткой. Но поверьте, пройдет совсем немного времени и люди привыкнут к этому факту. А вот определиться с отношением к нему, враждебным или нейтральным, скорее всего, вам поможет ближайшее окружение.
Окружение и успех
Эксперты говорят, что вы, ваша жизнь и даже ваши доходы – это среднее арифметическое от пяти человек вашего ближайшего окружения. Крайне сложно стать богатым в среде нищих или добиться большого успеха в среде диванных критиков. Даже количество ваших проблем зачастую отражает число проблем вашего окружения.
Попав в круг людей, которые привыкли экономить, жаловаться на маленькую зарплату, но ничего с этим не делать, считать деньги злом, а богатых называть ворами, вы тоже начнете думать и поступать таким же образом.
Обратная ситуация. Когда человек начинает развиваться, расширять свой круг общения, наполняя его успешными и довольными людьми, он автоматически меняет свое мышление, перенимает новые ценности, манеру поведения, привычки, реакции, приоритеты, мироощущение и т. д. Ведь бедность преимущественно не в кошельке, а в голове.
Таким образом, мы получаем простую схему: окружение меняет мышление человека, а мышление меняет благосостояние и приводит к успеху или, наоборот, к неуспеху.
Как оценить собственное окружение
Завладеть нашим временем и умом стремятся многие: родные, друзья, СМИ, политики, учителя, начальство, маркетинг и т. д. Очень часто их мнения вводят нас в заблуждение, отнимают энергию и не дают развиваться.
Оцените, что и кого вы слушаете или читаете каждый день, какие эмоции впускаете в себя, какую музыку и фильмы предпочитаете, на что тратите свободное время, что вас вдохновляет или, наоборот, тянет вниз.
Также предлагаю выполнить следующее упражнение:
Обозначать людей можно как угодно: точками, инициалами или просто списком перечислить всех, кто относится к тому или иному кругу на отдельном листочке.
Далее предстоит более кропотливая работа. Нужно посмотреть на каждое имя в списке и задать себе следующие вопросы:
Вопросы могут быть и другими. Я привела примеры, а вы можете подкорректировать их под свои запросы.
А теперь завершающий этап – подведение итогов. Исходя из своих честных ответов на вышеперечисленные вопросы, решите для себя, а устраивает ли вас такая картина. Что делают во внутреннем круге люди, которые наводят тоску, заставляют сомневаться в себе и несут одни лишь негативные эмоции? Хотите ли вы что-то поменять?
Дальше решение за вами.
Способы формирования нового окружения
На начальном этапе жизни мы не можем выбирать свое окружение. Мы рождаемся в определенной семье, нас отдают в определенную группу детского сада, а затем в школу, которая чаще всего выбирается по территориальному признаку. Потом мы устраиваемся работать в компанию, где уже сформировался свой коллектив. И совсем немногие задумываются, что в этом возрасте мы уже можем делать свой выбор и общаться с теми, с кем нам хорошо.
Здесь можно пойти двумя путями – внешним и внутренним.
Здесь вам придется самостоятельно работать над сменой окружения. Никто не заставляет вас оставаться в токсичном коллективе, никто не принуждает поддерживать дружбу с подругой, которая использует вас только в качестве жилетки и регулярно погружает в уныние, нет необходимости всякий раз выслушивать негатив от родственников. Да, этот путь может оказаться весьма болезненным, ведь придется прощаться с людьми и учиться выстраивать личные границы в общении порой с самыми близкими.
Что касается расширения круга знакомых, то могу порекомендовать прочесть вот эти статьи о том, что такое нетворкинг и как подружиться с человеком.
Это действовать с позиции “мир начинается с тебя”. Внимательно посмотрите на себя как бы со стороны. Весь мир, в том числе и люди, которые притягиваются в нашу жизнь, является всего лишь отражением нас самих.
Ответьте себе честно: какой вы человек? Каких людей вы можете притянуть, будучи таким человеком? Начните менять и совершенствовать себя. Исключите из речи слова, характерные для жалобщиков и плакальщиков. Сделайте так, чтобы ваша жизнь была интересной в первую очередь вам самим.
Со временем вы начнете замечать, как вслед за вами меняется ваше окружение: кто-то токсичный уйдет сам, потому что перестанет отражать вашу суть, кто-то новый появится, притянутый новым мышлением.
Заключение
Надеюсь, приведенные в статье аргументы помогли мне убедить вас в том, что окружение действительно влияет на развитие личности.
Когда-то на глаза мне попалось такое выражение: “Наше окружение создает эмоциональную, ценностную и информационную пищу, которую наш ум перерабатывает во взгляды, цели и решения. Если вы вполне взрослый человек, вы можете сами выбирать, с кем быть рядом и кому нет места в вашей жизни. Разрешите себе выбирать – ваша жизнь станет совсем другой”.
Возможно, вам будут интересны и другие наши публикации:
Свои люди: как выбирать себе окружение
Люди, которые не осуждают
Казалось бы, для того, чтобы реализовать амбициозные цели, необходимо окружать себя амбициозными людьми, о карьере лучше всего говорить с состоявшимися профессионалами, а о родительстве — с людьми, у которых есть дети.
Общность опыта, безусловно, облегчает общение и снабжает темами для разговоров, а экспертиза более опытных людей может продвинуть вас вперед. Но одним из самых главных качеств поддерживающего и питательного общения является не только нахождение в одинаковом контексте, но и свойство собеседника не осуждать — ни образ жизни, ни карьерный выбор, ни сделанные другими ошибки.
В постсоветском обществе большинство людей путают осуждение и конструктивную критику и комментариями о планах на будущее, отношениях и выбранных карьерных возможностях легко могут подрезать крылья самым амбициозным идеям. «Это слишком трудная задача: тебе не стоит за это браться», «Отношения на расстоянии — плохая идея», «Ты слишком незрелая для родительства» — такие комментарии легко получить и в совершенно нейтральном разговоре, и после них доверяться и идти на сближение оказывается слишком трудно.
Поэтому стоит обратить внимание на тех людей, которые не относятся к вердиктам как к единственному способу обсуждать реальность. Похожие соображения всегда можно высказать, выбирая другие слова: менее категоричные, более персональные и приближенные к конкретному собеседнику. «Смотри, с какими препятствиями, как мне кажется, ты столкнешься», «Отношения на расстоянии потребуют от тебя больших душевных сил», «Тебе нужна моя помощь при подготовке к беременности: контакты врачей, деньги, консультации?». Это принципиально другой тип участия в вашей жизни — участие с предложениями практической помощи и без осуждения.
Обратите внимание, насколько люди вокруг вас склонны осуждать других: рано или поздно они будут осуждать и вас, если вы не будете оправдывать их ожиданий. И возможно, страх перед осуждением со стороны ближайшего окружения гасит вашу мотивацию выбрать дело, не вызывающее чьего-то одобрения. А вот общение с людьми, которые умеют радоваться и сопереживать другим независимо от того, оправдывают ли те их ожидания, всегда ценно сильной обратной связью и нестандартным взглядом на ситуацию. Вместо ваших потенциальных ошибок они будут видеть простор для действия и новые возможности.
Люди, которые вдохновляют
«Этот человек просто горит своим делом» или «От общения с ней вырастают крылья» — так часто говорят про людей, которые болеют за все свои занятия и активно включаются в окружающую жизнь. Вдохновение и харизма до сих пор остаются неизученными и ускользающими от простых трактовок — дело в эмоциональном интеллекте, характере, темпераменте, востребованности или уверенности в себе?
Единственное, что можно сказать точно, — вдохновляющие люди вселяют в нас уверенность в себе, являют собой живой пример преодоления трудностей и дают заряд бодрости, чтобы двигаться дальше. Совершенно необязательно такие люди должны упрямо двигаться вперед и никогда ни в чем не сомневаться или казаться неуязвимыми — важно, чтобы в их присутствии вы ощущали собственную ценность и силы для того, чтобы меняться.
Кто-то называет таких людей ролевыми моделями — нет необходимости находиться с ними постоянно в контакте, чтобы равняться на них: вдохновляющих известных и неизвестных людей, на чьи аккаунты вы подписаны, чьи мемуары и интервью читаете, можно считать окружением в наши виртуальные времена. Правда, стоит обратить внимание на то, что в непосредственном окружении — в партнерстве, рабочем коллективе — вдохновение является неизмеримой ценностью.
Видя, что коллеги не тянут лямку, а искренне любят свою работу, вы обязательно вырастете как профессионал и многому научитесь друг у друга. Понимая, что партнер и близкие друзья хотят развиваться, ищут для себя новые задачи и увлечения, умеют преодолевать кризисы с конструктивным отношением к проблеме, вы захотите большего и для себя. Люди, которые вдохновляют, почти всегда интересуются окружающим миром, и им редко бывает скучно с самими собой. Найдите для себя таких собеседников, возьмите их рассказы с книжной полки, смотрите фильмы про них и читайте их истории. Скорее всего, чем больше такие истории будут касаться пережитых моментов колебания и преодоления, тем проще вам будет сопоставить их с собой.
Люди, которым не все равно
«Тебе больше всех надо» или «Какое ты имеешь к этому отношение?» — эти формулировки из детства звучат как упреки. Действительно, кажется, нет ничего хуже, чем быть человеком, которому до всего есть дело. С другой стороны, нет ничего более убивающего вектор внутреннего развития, чем охлаждающее равнодушие со стороны.
Апатия и скепсис заразны — и если в вашем окружении большинство людей равнодушны к вам и друг к другу и предпочитают не включаться, это рано или поздно отразится на вашем поведении: беспричинной усталости, пресыщенности и негативном взгляде на окружающий мир.
Умение организовать людей вокруг себя, желание слышать и узнавать чужой опыт, жажда помогать — это отличительная черта проактивных людей, общение с которыми меняет взгляд на вещи. Люди, которым не все равно, склонны видеть несправедливость, заступаться за других, интересоваться жизнью за границами собственной зоны комфорта и улучшать вверенное им пространство. Их забота о себе и других может, с одной стороны, быть почти незаметной, с другой — всегда базируется на доброй воле и свободном выборе. Они не стесняются и не боятся прилагать усилия, чтобы людям вокруг них было лучше.
К таким людям не только нужно и полезно обращаться за поддержкой (если, конечно, выполняется первое условие этого текста) — с ними просто интересно находиться рядом, работать и делать что-то вместе. Неравнодушный партнер будет реагировать на ваше настроение, неравнодушный коллега сможет привести общий проект к лучшему результату, с неравнодушными соседями можно посадить сад во дворе, а неравнодушные родители одноклассника вашего ребенка могут быть союзниками в борьбе за важное для вас начинание.
Люди, которым не все равно, как правило, умеют объединяться, договариваться и слышать других и дают нашей уединенной и часто виртуальной жизни другое измерение. Самое главное, на что стоит обратить внимание, — чтобы они помогали другим не в ущерб себе, не перетруждались и сотрудничали, слыша ваши ожидания и понимая интересы всех сторон.
Люди, которые делают то, что говорят, и говорят то, что думают
Казалось бы, это простая черта, но она редко встречается в повседневном общении — ее отсутствие в людях обходится нам огромным количеством потерянного времени. Вам наверняка знакомы люди, которые годами пишут «Надо бы встретиться» и ни с кем не встречаются, или вы сам этот человек.
Все мы знаем людей, чьи устные указания невозможно понять, чтобы разобраться, что они хотят получить от других. Вся пассивно-агрессивная коммуникация строится на том, что имеют в виду одно, а говорят совершенно другое. Так же очень часто построены и партнерские ссоры: обижаясь на давние и непроговоренные события в истории пары, двое фиксируются на краткосрочных раздражителях. Не «Мне кажется, мы мало уделяем времени друг другу», а «Почему ты всегда так поступаешь?».
Умение быстро и прямо формулировать тревоги, надежды и ожидания — тот навык, над которым надо продолжать работать постоянно, и очень ценно, когда он встречается в ближайшем окружении.
В работе едва ли есть что-то ценнее, чем фигура начальника, который делает то, что говорит, и говорит то, что думает. Если вы работаете на человека, который в состоянии оформить задачи в виде понятного и простого списка и не отступает от формальных требований, не посоветовавшись с вами, считайте, что вам повезло. Если вы находитесь в поиске себя и нового места работы, при принятии решения о том, куда двигаться дальше, следите, чтобы боссы и коллеги говорили простые, однозначные вещи, у которых нет второго слоя, а к списку явных требований не добавлялся перечень неявных, которые еще предстоит выяснить.
Чем меньше времени вы будете тратить на выяснение истинного значения слов босса, коллег и подчиненных, тем больше времени у вас останется на собственно работу. Попробуйте ограничить общение с людьми, чьи слова и действия постоянно вступают в конфликт между собой, а обещания патологически не выполняются.
Старайтесь и сами ответственно относиться к обещаниям и, в случае неуверенности в своих силах, оставляйте для себя возможность отказываться от дальнейшего общения, никого не обижая. Сближайтесь с людьми, которые корректно и прямолинейно могут сообщать о том, что им нравится и не нравится, и избегайте тех, кто изъясняется половинчато, непонятно и путано: скорее всего, вам потребуется много времени и сил, чтобы понять этих людей и тем более оправдать их ожидания.
Методические указания. Анализ факторов конкурентного успеха для обоснования стратегических решений проводится по схеме, представленной в таблице 107 на примере зерновой отрасли
Анализ факторов конкурентного успеха для обоснования стратегических решений проводится по схеме, представленной в таблице 107 на примере зерновой отрасли Алтайского края.
Основные показатели, характеризующие отрасль
Показатель | Отраслевая характеристика показателя |
Размер (емкость) рынка | Платежеспособный внутренний спрос на продукцию отрасли составляет 2800 млн руб. (в ценах 2006 г.) |
Скорость роста (потенциал) рынка | Определяется среднегодовыми темпами роста основных отраслей – потребителей (мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности) (13,3%) |
Стадия развития отрасли | Отрасль находится в стадии зрелости |
Масштаб конкуренции | Преимущественно региональный и межрегиональный |
Основные потребители | Мукомольно-крупяное, комбикормовое производство, спиртовая и пивоваренная промышленность, зерноперерабатывающие предприятия |
Основные конкуренты на региональном и межрегиональном рынках | Зернопроизводящие сельскохозяйственные предприятия Алтайского края, Новосибирской и Омской областей |
Степень интеграции производителей | Интеграционные процессы в отрасли имеют явно выраженную тенденцию к активизации. Основные направления интеграции: слияние производителей зерна между собой и с зерноперерабатывающими предприятиями, создание агропромышленных холдингов |
Темп изменения продукции и технологии | Технологии производства зерна в России развиваются медленными темпами, что объясняется низким спросом на новую сельскохозяйственную технику и спросом на менее ресурсоёмкие и более производительные технологии. Вместе с тем инновационная активность в отрасли увеличивается в связи с растущей доходностью отрасли и ростом конкуренции |
Барьеры на входе в отрасль и выходе из нее | Умеренные барьеры на входе в виде неотработанности механизмов приобретения и аренды земли, значительных затрат на приобретение средств производства, необходимости приобретения опыта работы в отрасли, нестабильность получения прибыли. Выход из отрасли не осложнен |
Среднеотраслевые удельные затраты на 1 руб. произведенной продукции в Алтайском крае (коп.) | 65,17 коп. на 1 руб. произведенной продукции (интервал затрат по производителям от 41,2 до 98,2 коп. на 1 руб. произведенной продукции) высокая доля материальных затрат (61,6%) в себестоимости |
Задание 80.Оцените конкурентоспособность организации по исходным данным, приведенным в таблице 108.
Таблица 108
Исходные данные для оценки конкурентоспособности предприятия-производителя
Показатели | Товары организации | |||
А | Б | В | Г | |
1. Рынок, на котором представлен товар | Промышленно развитые страны | Остальные страны | Внутренний рынок | Внутренний рынок |
2. Показатель значимости рынка | 1,0 | 0,7 | 0,5 | 0,5 |
3. Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке | 0,95 | 1,05 | 1,10 | 0,97 |
4. Объем продаж товара на данном рынке, млн ден. ед. | ||||
5. Удельный вес товара в объеме продаж | 0,056 | 0,194 | 0,676 | 0,074 |
План выводов
1. Определите внутренние и внешние угрозы.
2. Выявите внутренние и внешние преимущества каждого товара.
3. Какие задачи должны решать руководители и специалисты предприятия (совет директоров компании), руководство производственных подразделений, служба маркетинга, служба реализации и другие подразделения для повышения конкурентоспособности организации производителя?
1. Что является главной целью стратегического анализа внешней среды организации?
а) информация, которую надо учитывать при формулировании миссии организации;
б) информация об угрозах, которую надо учитывать при разработке конкретной стратегии организации;
в) изучение специфики товара конкурента.
2. Чем различаются STEP- и SWOT-анализы:
а) SWOT-анализ позволяет синтезировать результаты; STEP-анализкак внешней, так и внутренней среды организации;
б) предметом SWOT-анализа выступает как внешняя, так и внутренняя среда организации, а предметом STEP-анализа – только ее внешняя макросреда;
в) SWOT-анализ представляет собой анализ сил и слабостей организации, STEP-анализ – ее возможностей и внешних угроз.
3. SWOT-анализ включает:
а) анализ возможностей организации и вероятных угроз;
б) анализ сильных и слабых сторон в деятельности организации, в сравнении с конкурентами;
в) анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков;
г) все вместе взятое.
4. В каком порядке заполняется таблица SWOТ-анализа?
5. С какой позиции рассматриваются обозначения W и Т в SWOT-анализе?
а) с позиции внешнего окружения;
б) с позиции организации;
г) пункты а, б не верны.
6. Что такое проблемное окружение?
а) это такая внешняя среда, которая создает проблемы;
б) это образное обозначение внешней среды организации;
в) так называют конкурентов организации;
г) смысл этого термина – подчеркнуть необходимость отношения к внешнему окружению как к источнику проблем;
д) это упорядоченный перечень основных проблем, связанных с внешними источниками.
7. Как понимать термин «угрозы и возможности»?
а) в буквальном смысле;
б) анализ угроз и возможностей – это стандартная процедура в стратегическом управлении;
в) это обозначение благоприятных и неблагоприятных тенденций во внешней среде;
г) это художественный образ.
8. К какой составляющей SWOT-анализа относится следующий набор показателей, характеризующих положение фирмы?
9. Какие из следующих факторов должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии (являются ключевыми)?
а) сильные стороны отрасли;
б) сильные стороны фирмы;
г) интересы высшего руководства;
д) квалификация работников;
е) степень зависимости от внешней среды;
ж) все перечисленные факторы.
10. Какие стратегии может выбирать фирма, имеющая сильные конкурентные позиции, при медленном росте рынка?
а) совместное предприятие в новой области;
б) концентрическая диверсификация;
в) горизонтальная интеграция или слияние;
д) вертикальная интеграция;
е) конгломератная диверсификация.
11. Какие из перечисленных факторов определяют конкурентную силу поставщика организации?
а) уровень специализации поставщика;
б) концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
в) темпы инфляции и нормы налогообложения;
г) все перечисленные факторы.
12. Конкурентная среда организации определяется:
а) только внутриотраслевыми конкурентами;
б) внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию;
в) фирмами, производящими замещающий продукт;
г) только фирмами, которые могут выйти на рынок с тем же продуктом.
1. Постановление Правительства Российской Федерации № 1081 от 02.11.1995 г. «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций».
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина, М.С. Сапрыкина. Ростов н/Д.: Феникс, 2002, 352 с.
3. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. М.: Омега-Л, 2004, 408 с.
4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: / науч. ред. И.И. Елисеева; гл. ред. серии Я.В. Соколов. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996.
5. Боруцкий А. Совершенствование методов анализа финансово-экономического состояния сельскохозяйственного предприятия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, № 5.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. СПб.: Питер, 2005, 240 с.
7. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия / А.В. Грачев. М.: ДИС, 2002.
8. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. М.: Дело и Сервис, 2003.
9. Ефимова О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002.
10. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий / Н.Е. Зимин. М.: Экмос, 2002.
11. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалёв. М.: Финансы и статистика, 2001. 360 с.
12. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалёв, О.Н. Волкова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 424 с.
13. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. /Л.Г. Гиляровская [и др.]. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 360 с.
14. Крылов Э.И. Методологические вопросы анализа финансового состояния во взаимосвязи с инвестиционной привлекательностью предприятия / Э.И. Крылов, В.М. Власова // Финансы и кредит, 200. № 13. С.5.
15. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для ВУЗов. / Н. П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г Дьякова, под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 532 с.
16. Макарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Макарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Макарьян. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 560 с.
17. Молибог Т.А. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие для студентов вузов Т.А. Молибог, Ю.И. Молибог. – М.:ВЛАДОС, 2005.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. 7-е изд., переработ. и доп. Минск: ИП «Экоперспектива», 2007.
19. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.:ИНФРА-М, 2001. 288 с.
20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник / Г.В. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2006. – 687 с.
21. Селенева Н.Н. Консолидированная бухгалтерская отчетность: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Селенева, И.П. Скобелева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
22. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. М.: ИНФРА-М, 2003.
23. Экономический анализ: учеб. пособие для вузов./ под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 615 с.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав