что такое проблемное обучение в начальной школе

Выступление «Сущность проблемного обучения в начальной школе»

что такое проблемное обучение в начальной школе. 0e88 00098467 491b1f44. что такое проблемное обучение в начальной школе фото. что такое проблемное обучение в начальной школе-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое проблемное обучение в начальной школе. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Сущность проблемного обучения в начальной школе

Сущность проблемного обучения в начальной школе

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся начальной школы, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Джоном Дьюи ( американский философ, психолог и педагог (1859-1952), утверждавшим, что «стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится».

Исследования известных педагогов и психологов В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина доказали, что у младших школьников имеются значительные резервы и возможности психологического развития, проявлению которых способствует именно проблемное обучение.

В педагогической литературе выделяют несколько определений данного понятия:

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Проблемное обучение – это особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. Проблемное обучение – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы

стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;

воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;

знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.

Актуальность использования технологии проблемного обучения обусловлена тем, что в современных условиях школьного образования обостряются следующие противоречия:

обучающиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

дети общительны, а речь развита очень плохо.

Поэтому проблемное обучение ставит перед собой следующие психолого-педагогические цели:

Сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков, особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность.

Достигнуть высокого уровня развития школьников, способности к самообучению, к самообразованию.

Развивать у обучающихся рефлексивные умения и критическое мышление.

Воспитывать активную, творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Эти цели могут быть реализованы именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся.

Основные принципы проблемного обучения:

связь предмета изучения с жизнью;

принцип дифференциации при решении творческих задач;

отбор художественного материала по различным видам искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся;

личностная значимость изучаемого и сделанного;

активное включение обучающихся в изучение различных сторон традиционной культуры;

учет и рассмотрение региональных особенностей, привычного детям природного окружения, национальных и народных художественных традиций, изучение истории родного края;

принцип единства восприятия и созидания;

развитие художественно-образного мышления.

По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:

проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);

совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);

исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);

творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

В чём же сущность проблемного обучения?

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала его личности.

Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Проблемное обучение по сравнению с традиционным дает тройной эффект усвоения знаний:

во-первых, нельзя не понимать то, что открыл сам;

во-вторых, деятельность создает мощное развитие памяти, внимания, речи, творческих способностей;

в-третьих, деятельность воспитывает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои предположения.

Кроме того, данное обучение является здоровьесберегающим, т. к. детям не нужно себя заставлять, значит, нервные нагрузки снижаются.

Итак, сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Источник

Проблемное обучение в начальной школе

что такое проблемное обучение в начальной школе. 0e88 00098467 491b1f44. что такое проблемное обучение в начальной школе фото. что такое проблемное обучение в начальной школе-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое проблемное обучение в начальной школе. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Сущность проблемного обучения в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Степнинская средняя общеобразовательная школа

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

учителем начальных классов

Захаровой Еленой Николаевной

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер.

Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Цель активизации учащихся путём проблемного обучения состоит в том, чтобы выявить уровень усвоения понятий и обучить системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

Проблемное обучение ставит своей задачей:

1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

2) усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?»

Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:

— Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;

— Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;

— Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;

— Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.

Виды проблемного обучения:

Первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблем.

Признаком создания у учащихся проблемной ситуации на уроке является эмоциональная реакция: удивление, затруднение. А суть проблемного урока состоит в «творческом достижении и усвоении знаний».

В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы:

Постановка проблемы, то есть возникновение проблемной ситуации.

Поиск решения, где проходит выдвижение и проверка гипотез.

Способы создания проблемных ситуаций:

1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2. При организации практической работы учащимися;

3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями;

4. При формировании гипотез;

5. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7. При исследовательских заданиях.

Основным инструментом в технологии проблемного обучения является проблемный диалог. Существует две его разновидности:

побуждающий диалог – отдельные стимулирующие вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Побуждающий же диалог, развивает творческие способности и обязателен при обучении одаренных, способных школьников.

Учебную проблему можно поставить тремя методами, используя:

подводящий к теме диалог, который шаг за шагом подводит школьников к формулированию темы урока;

сообщение темы урока с мотивирующим приемом («яркое пятно», «актуальность»);

побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Каждый из этих методов, в умелых руках педагога, так или иначе обеспечит внутреннюю мотивацию обучающихся к усвоению новых знаний, но истинно «творческое достижение знаний» все же начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Одни противоречия вызывают у обучающихся чувство удивления, другие же – затруднение.

Приемы создания проблемных ситуаций,

Проблемные ситуации с удивлением.

Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения.

— Что общего в словосочетаниях?

— Чем отличаются слова?

— Почему разные окончания?

— Определите падежи имен существительных.

— Определите падежи имен существительных.

— Состоят из трех слов.

— Одинаковые части речи.

— Разные предлоги, разные окончания у имен существительных.

— Существительные стоят в разных падежах.

— По тропинке (в Д.п.), у тропинки (в Р.п.)

— Окончание имени существительного зависит от его падежа.

По земле (в Д.п.), по степи (в Д.п.)

Падежи существительных одинаковые, а окончания все равно разные.

Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации).

Прием 2 – стараюсь столкнуть разные мнения учеников.

На доске написано предложение:

Зв(е,и)рёк ловко ск(а,о)кал от ветк(е,и) к ветк(е,и).

— Какая гласная пропущена в слове «зверёк»?

— Какая гласная пропущена в слове «скакал»?

Два ученика работают у доски.

— Гласная –и (говорят одни дети).

Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

Прием 3 – обнажаю житейское представление обучающихся вопросом или заданием «на ошибку», а затем предъявляю научный факт (с помощью эксперимента или наглядности).

В первой половине урока обучающиеся знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.

— А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия.

— Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (предъявление научного факта)

— Летнее платье, рубашку с коротким рукавом и шорты, носки, босоножки…

Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)

Проблемные ситуации с затруднениями.

В их основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать.

Прием 4 – даю задание не выполнимое в принципе.

— Просклоняем существительное «окно».

— Просклоняем существительное «кино».

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

Обучающиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации)

Прием 5 – предлагаю практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались.

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания еще не известен (возникновение проблемной ситуации)

Прием 6 – предлагаю практическое задание, похожее на предыдущее, а после его выполнения аргументировано доказываю, что задание выполнено неправильно.

— На доске изображены прямоугольники и квадраты. Найдите их площадь.

— Найдите площадь этих фигур.

что такое проблемное обучение в начальной школе. hello html m660fd843. что такое проблемное обучение в начальной школе фото. что такое проблемное обучение в начальной школе-hello html m660fd843. картинка что такое проблемное обучение в начальной школе. картинка hello html m660fd843. Сущность проблемного обучения в начальной школе

что такое проблемное обучение в начальной школе. hello html m6365b4ed. что такое проблемное обучение в начальной школе фото. что такое проблемное обучение в начальной школе-hello html m6365b4ed. картинка что такое проблемное обучение в начальной школе. картинка hello html m6365b4ed. Сущность проблемного обучения в начальной школе

— Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

Площадь треугольника 10 см 2 (осознают, что задание выполнено не правильно, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации).

От столкновения с противоречием, у обучающихся рождается интерес к новой теме – внутренняя познавательная мотивация, так необходимая любому учителю. И теперь, используя побуждающий диалог, подвожу детей к осознанию противоречия проблемной ситуации и формулированию учебной задачи.

Поскольку проблемные ситуации создают разными приемами, то и текст побуждающего диалога для каждого приема использую свой:

Побуждение к осознанию противоречия

Что вас удивило? Что интересного заметили?

Сколько же в нашем классе мнений?

Вы как сначала думали? А как на самом деле?

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Затем дети самостоятельно формулируют учебную задачу, которая в свою очередь может звучать как тема урока («Какова будет тема урока?») или как вопрос, ответом на который и будет новое знание («Какой у вас возникает вопрос?»).

Вторая фаза проблемного урока – поиск решения и открытие нового знания.

Выдвижение гипотез (выдвинуть гипотезу – значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка)

и проверка гипотезы (приведение аргументов («это так, потому что…») или контраргументов («это не так, потому что…»), т.е. принятие или отвержение гипотезы).

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:

развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;

воспитывает инициативную личность ребенка;

развивает внутреннюю мотивацию к обучению;

способствует стойкому качественному усвоению знаний.

Проблемный урок должен обеспечить не только «творческое достижение», но и «творческое усвоение» знаний, которое углубляет понимание нового материала и развивает речь обучающихся.

Источник

Проблемное обучение в начальной школе

1. Введение.

В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и непроблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть непроблемным.

Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Основы проблемного обучения.

2.1 Теоретические основы проблемного обучения.

Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют ввиду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.

Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности – это путь достижения обычной активности, а не творческой.

Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга.

Эта информация ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.

Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы? Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.

Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.

Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Цель традиционного типа обучения – усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных

понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.

В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.

Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов

— возникновение проблемной ситуации;

— осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

— нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

— проверка правильности решения проблем.

Общие функции проблемного обучения:

— усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

— развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

— формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

— воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

— воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

— формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

2.2 Способы проблемного обучения.

Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.

Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.

Пятый способ – выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ – побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ – варьированные задачи, переформулировка вопроса.

3. Правила постановки учебной проблемы.

Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем.

Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

а) алгоритм решения ранее гашеных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически одолимы не учебные проблемы – для этого надо иметь больше знаний;

в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.

4. Система методов проблемного обучения.

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

Система бинарных методов – информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и другие методы преподавания и такие методы учения, как слушание чтения учебника, упражнения и так далее.

Система методов проблемного обучения, представляющая собой органическое сочетание общих и бинарных методов.

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

4.1 Метод монологического изложения.

При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения – рассказ, лекция.

4.2 Методы рассуждающего изложения.

Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант – излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма – беседа лекция.

4.3 Метод диалогического изложения.

Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания – поисковая беседа, рассказ.

4.4 Метод эвристических заданий.

Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

4.5 Метод исследовательских заданий.

Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющие высокий уровень проблемности.

Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

4.6 Метод программированных заданий.

Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Бинарные методы обучения.

Методы преподавания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *