что такое проблема рассказа
Тема, проблематика, идея и авторская позиция
Определения
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.
Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.
Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».
Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.
Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?
Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).
Что такое проблема рассказа
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
Проблема (гр. лро^гща — задача, нечто, брошенное вперед) — аспект содержания произведения, на котором акцентирует свое внимание автор. Круг проблем, охваченных авторским интересом, вопросов, поставленных в произведении, составляет его проблематику. Разрешение поставленной в произведении художественной задачи — часть творческого процесса писателя, находящая свое воплощение в проблематике его произведения. В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал: «Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует — одни эти действия предполагают в своем начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопроса, то не о чем догадываться и нечего выбирать»1. Так, великий писатель подчеркивает, что выбор вопросов, проблем определяет в целом содержание произведения и ракурс их рассмотрения — писательский интерес к тем или иным явлениям действительности.
Проблематика художественного произведения напрямую связана с авторским замыслом. Она может быть отражена «напрямую», когда интересующие художника проблемы явлены в тексте вне зависимости от образной системы произведения. Открытая проблемность наиболее часто проявляется в жанрах сатиры, научной фантастики, антиутопии, в гражданской лирике. Прямой проблемностью отличается и публицистика. Обычно же художник не стремится выразить свой замысел напрямую, а делает это опосредованно, через образное изображение характеров, предметов и явлений, привлекших его внимание. Автор подчеркивает наиболее существенные, с его точки зрения, стороны предмета изображения. В этом акценте и заключены поставленные автором проблемы.
К примеру, в драме «Маскарад» проблема соответствия внешнего облика и внутреннего мира человека ставится М. Ю. Лермонтовым посредством обращения к образу типичного для светского быта бала-маскарада, где вместо человеческих лиц — личины, «приличьем стянутые маски». За этой «кажущейся» правильностью — бездушная сущность. Маски играют свои роли, становятся привычными и вне действа-маскарада, подменяют собой человека. Если же в этом мире, прикрытом маской «светских приличий», появляется человек, играющий не по «правилам», то и в его поступках видится «личина», а не живое лицо. Так и происходит с главным героем — Арбениным. Показательна одна из финальных сцен драмы, в которой один из персонажей дружески обращается к Арбенину, оплакивающему отравленную им Нину: «Да полно, брат, личину ты сними, //Не опускай так важно взоры. // Ведь это хорошо с людьми, // Для публики, — а мы с тобой актеры». Это лишь один из проблемных пластов пьесы, развернутый с помощью акцента на ключевом образе.
Проблема может реализовываться на разных уровнях произведения. Чаще всего она выражена в изображении характеров, в художественном конфликте. Так, две различные жизненные позиции, два особенных характера противопоставлены в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Что же такое истинный гений? Вопрос, заключающий в себе проблему произведения, находит разрешение в конфликте трагедии. Автор с помощью образного изображения характеров решает поставленную проблему. Сравнивая жизненные позиции персонажей — Моцарта, для которого искусство есть жизнерадостное творчество, свободный полет вдохновения, и Сальери, «поверившего алгеброй гармонию», поэт рассматривает проблему с разных сторон и выражает свою позицию в споре.
Наряду с этим проблематика может органически вытекать из тематики произведения. Так происходит в исторической и художественно-исторической прозе, где отраженные в тематике исторические события могут определять и проблемы, изображенные в произведении. Например, написанные о деятельности Петра I сочинения разных жанров так или иначе связаны с изображением проблем петровского времени — конфликта «нового и традиционного», даже если эти противоречия играют подчиненную роль в сюжете, как в неоконченном «Арапе Петра Великого» А. С. Пушкина.
Проблематика литературного произведения зависит от многих факторов: исторических событий, социальных проблем современности, «идей времени», даже «литературной моды». Но в первую очередь выбор интересующих художника слова вопросов определяется его миросозерцанием, его точкой зрения на те или иные явления действительности. Она отражается в тех авторских акцентах, которые составляют проблематику художественного произведения. Именно этим обусловлен тот факт, что одни и те же темы у разных писателей получают отличное друг от друга освещение и, соответственно, произведения одной тематики обладают различной проблематикой. К примеру, одна из волновавших общество социальных тем середины XIX века — нигилизм — нашла свое воплощение в характерах «новых людей» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и в образе Базарова в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети». И если у Чернышевского «новые люди», безусловно, представляют положительный идеал автора, их жизнь является ответом на вопрос, поставленный в заглавии романа, то Базаров — фигура противоречивая. Отвечая К. Случевскому, Тургенев так характеризовал своего героя: «Я хотел сделать из него лицо трагическое. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего» Нигилистические взгляды Базарова входят в противоречие с жизненными обстоятельствами. Суровый, холодный человек с ироническим складом ума, издевавшийся над всем романтическим, называвший любовь «белибердой», «непростительной дурью», не мог победить в себе чувство любви. «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно», — бросает он Анне Сергеевне. Этими словами Базаров признает, что он бессилен бороться против естественных человеческих чувств, подавление которых он считал необходимым для торжества своих убеждений. Напрасно герой сражался с «романтическим врагом», отрицаемые им «красивости» — природа, любовь, искусство — продолжали существовать. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет» — такой метафорой ставит Тургенев точку в жизни человека, всегда ненавидевшего красивую фразу. Автор ставит на первый план проблему истинного и ложного в нигилизме, пробует на прочность идеи, волновавшие общественное сознание. Так, для Чернышевского вопрос «что делать» решен однозначно — именно «новые люди» нужны России. Их деятельность приблизит «светлое будущее» из сна Веры Павловны. У Тургенева же акцент в другом: «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет. это чепуха. Я нужен России. нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» — произносит Базаров в предсмертные минуты. Таким образом, сходная тематика двух произведений представлена различной проблематикой, которая обусловлена в первую очередь различием авторских мировоззрений. Однако в литературе так было не всегда.
Проблемность как качество произведений искусства исторически появилась достаточно поздно, так как она напрямую связана с тем, что какой-либо вопрос, предмет, явление можно трактовать по-разному. Так, проблемности не было в литературной архаике, древнем эпосе, где все вопросы решены изначально коллективным творческим сознанием. Картина мира, запечатленная в героическом эпосе, гармонична и неподвижна. Литературная архаика развивалась в рамках предания, в котором все заранее известно и предопределено, так как мифологическое сознание не допускает «разночтений». Так же и в фольклорных жанрах, например в волшебной сказке, поведение героев задано сюжетом, роли персонажей определены и статичны.
В средневековом искусстве и литературе XVII—XVIII веков индивидуально-авторское творчество было ограничено рамками разнообразных правил. Такие литературные произведения, написанные по определенным канонам, жанровым, стилистическим и сюжетным, уже содержат некоторую ограниченную проблемность, так как в рамках канона стало возможным предложить новую, авторскую трактовку уже известного материала — такого рода постановку проблем можно наблюдать, к примеру, в литературе классицизма. Такая проблемность не может быть названа самостоятельной, так как круг проблем был ограничен и трактовка их не допускала отклонения от канонов.
Например, центром многих классицистических трагедий была проблема выбора между личным чувством и общественным долгом. На этом противостоянии строится конфликт. Обратимся к трагедии А. П. Сумарокова «Хорев» (1747). Оснельда, дочь низложенного и лишенного власти киевского князя Завлоха, находится в плену у победителя, нового князя Кия. Оснельда любит брата Кия, Хорева, и любима им. Отец же Оснельды, За- влох, стоит под стенами Киева с войском и требует освобождения дочери, не претендуя на отнятый у него престол и власть. Однако Кий подозревает Завлоха именно в покушении на его власть и заставляет Хорева, своего полководца, выступить против Завлоха с войском. Таким образом, Хорев оказывается в безвыходном положении: он не должен ослушаться своего брата и властителя, и он не может причинить ущерба отцу своей возлюбленной: чувство долга и любовь вступают в конфликт. Оснельда просит разрешения на брак с Хоревом у своего отца, надеясь разрешить конфликт. Однако Завлох запрещает дочери любить Хорева, и она тоже попадает в безвыходную ситуацию: она должна повиноваться своему отцу, но не может отказаться от своей любви. Кажется, что герои могут предпочесть свою любовь долгу — повиновению отцу и властителю. Но выбор мнимый — канон трагедии предписывает предпочтение разумного общественного долга. И этически безупречные влюбленные считают делом чести безусловную преданность своему общественному долгу:
ОСНЕЛЬДА: Коль любишь ты меня, так честь мою люби.
Расстанься ты со мной, коль рок любви мешает.
ХОРЕВ: Ты имя мне мое велишь теперь губить
Иль можешь ты потом изменника любить?
Таким образом, выбор предрешен заранее, позиция персонажей неизменна на протяжении всего действия. И проблематика высокой трагедии ограничена жанровым каноном, хотя может несколько варьироваться в зависимости от выбора сюжетной основы, тематики произведения.
Самостоятельная ценность литературной проблематики стала очевидной с упрочением индивидуально-авторского начала в литературе. Такова в особенности реалистическая литература XIX—XX веков. Здесь стало возможным свободное выражение своего отношения к предмету изображения, различные толкования одного и того же. Таким образом, проблематика становится одной из ведущих граней художественного содержания в произведениях, где автор свободен в выборе тех вопросов, которые являются предметом художественного осмысления.
В силу этого некоторые современные жанры, тяготеющие к клишированной тематике и каноничности, в особенности в массовой литературе, редко содержат глубокую и значительную проблематику. Чем разностороннее изображенные в произведении характеры, ситуации, конфликты, чем многограннее и глубже авторская позиция, тем интересней и важней проблематика. К примеру, в авантюрном романе, где заданы сюжетная схема и «типажи персонажей», постановка каких-либо проблем не является преимущественной задачей писателя — важен сам сюжет, а идейно-эстетическое содержание менее существенно. Читатель детектива захвачен развитием действия, в основе которого — раскрытие загадочного преступления. Вопрос о том, кто преступник, конечно же, обусловлен жанром детектива. Здесь и сюжет, и функции действующих лиц определены каноном, даже авторская позиция может быть подчинена жанровой схеме.
В русской литературе критического реализма видное место принадлежит социальной и социально-психологической проблематике — отражению насущных общественных проблем времени. В яркой художественной форме поставлен «крестьянский вопрос» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа над произведением происходила в 60—70-е годы XIX века — время бурных политических дискуссий о путях развития пореформенной России. В поэме ставится вопрос о народном счастье. Поиски семью мужиками счастливого человека становятся сюжетным стержнем поэмы. С их точки зрения изображается народная жизнь — мужицкое горе и радости, ужасающая нищета и веселое счастье — «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Крестьяне тщетно ищут и не находят Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село. Да и имена в поэме говорящие — народный защитник Гриша Доброскло- нов и враги — Оболт-Оболдуев, Утятин, Глуховской. Яким Нагой из деревни Босово, «старик убогонький», так характеризует тяжесть крестьянской жизни:
Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!
Социальная проблематика поэмы находит воплощение и в отборе фольклорных элементов — пословиц и поговорок, составляющих наряду с другими фольклорными жанрами неотъемлемую часть поэтики поэмы. «Высоко Бог — далеко царь», «Добра ты, царска грамота, да не про нас написана», «С работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат» и другие изречения получают социальное звучание в поэме.
Осмыслению проблем личности в истории, конфликтам исторического прошлого посвящены многие произведения художественной литературы и публицистики, для которой в особенности характерна политическая проблематика. К примеру, на рубеже 80—90-х годов XX века шел активный процесс «возвращения» к массовому читателю многих произведений литературы русского зарубежья, не публиковавшихся в России по идеологическим причинам. Теперь всем известные «Окаянные дни» И. А. Бунина, очерк А. И. Куприна «Ленин» и другие публицистические произведения, отличающиеся открытой политической проблемностью, стали частью единой русской литературы. Во многом взлет литературы с прямой публицистической проблемностью обусловлен самой исторической ситуацией и читательским интересом. Но и художественная проза А. И. Солженицына, В. Н. Войновича, Г. Н. Владимова, С. Д. Довлатова — авторов третьей волны эмиграции — во многом насыщена политической проблематикой противостояния личности тоталитарному государству. Однако в них проблематика преломлена в художественной ткани произведения, то есть не выражена напрямую, а воплощена различными художественными средствами — изображением характеров, портретными описаниями, развитием конфликта.
Таким образом, художественная проблематика может быть различной, как и все многообразие вопросов, волнующих писателя и общество. Она реализуется по-разному — может быть выражена напрямую или опосредованно. Однако проблематика по-настоящему художественного произведения не является довлеющей всему тексту, а составляет одну из граней его художественного содержания наряду с тематикой и идеей.
Проблематика произведения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблематика произведения – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в его произведении.
Понятие проблематики произведения
Термин «проблема» в литературоведении имеет значение, сходное с тем, в котором он применяется в различных научных областях – проблемой называется практический или теоретический вопрос, требующий исследования, разрешения.
В литературоведческих работах встречается следующее определение проблематики.
Проблематика – это осмысление писателем социальных характеров, заключающееся в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, которые он считает особенно существенными, исходя из своего идейного миросозерцания.
Другими словами, под проблематикой литературного произведения понимается область понимания, осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, где проявляется авторская концепция человека и мира, запечатлеваются переживания и размышления писателя, где тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю на уровне проблематики предлагается диалог, обсуждается та или иная система ценностей, поднимаются вопросы, приводятся художественные аргументы за либо против какой-либо жизненной мироориентации.
Можно сказать, что проблематика является центральной частью художественного созерцания, так как именно в ней, как правило, заключается то, ради чего читатель обращается к произведению, а именно неповторимый авторский мир. проблематика произведения требует от читателя повышенной активности. Если читатель воспринимает тему как данность, то относительно проблематики у него могут и должны возникать свои собственные соображения, размышления, переживания, согласие или несогласие, которые направляются размышлениями и переживаниями автора, но не являются целиком тождественными им. Согласно идее М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между писателем и читателем, эта идея в наибольшей степени относится к проблематике произведений.
Готовые работы на аналогичную тему
Проблематика, в отличие от тематики, является субъективной стороной художественного содержания, в связи с чем в ней максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир, авторская индивидуальность, нравственное отношение к предмету. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему ввиду ограниченности тем, однако нет двух писателей, чьи произведения полностью совпали бы по проблематике.
Своеобразие проблематики является визитной карточкой автора. Например, практически нет поэта, который бы не коснулся темы поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, у разных поэтов различаются. Так, А. С. Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поднимал вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о гражданственности поэтического творчества. Блок считал поэзию выразительницей и истолковательницей мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством», он первым из поэтов ставил вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Таким образом, при единстве темы у каждого из авторов проблематика субъективна и индивидуальна.
Типы проблематики
Литературоведы достаточно давно стали разрабатывать вопросы художественной проблематики. Но системной научной разработке данная проблема подверглась только в 20 веке. Одной из первых попыток дифференцировать типы художественной проблематики была попытка М. М. Бахтина, выделившего романную и нероманную концепцию действительности. В типологии Бахтина они прежде всего различались по тому, как автор подходит к пониманию человека и его изображению. В книге «Проблемы исторического развития литературы» Г. Н. Поспелов выделил четыре типа проблематики:
Однако эта типология имели существенные недостатки, такие как неточность терминологии, неправомерное и произвольное связывание типов проблематики и литературных жанров, излишняя социализация, но при анализе произведении она может служить исходной точкой.
Современный исследователь А. Б. Есин уточнил и дополнил классификацию Поспелова. В результате были выделены следующие типы проблематики:
Выделенные типы проблематики не исчерпывают всего многообразия вопросов, которые ставятся авторами произведений перед читателями. Это отлично понимают и сами литературоведы. В классическом учебнике «Введение в литературоведение» под редакцией Г. Н. Поспелова предлагается уже другой перечень и указывается, что проблематика может отражать разные сферы общественной жизни. Проблематика может быть:
Это зависит от того, на каких противоречиях и на каких сторонах характеров акцентирует внимание автор.
Следует заметить, что проблематика многих произведений зачастую выступает в типологически чистом виде. Это означает, что другие типы проблематики в содержании таких произведений не играют существенной роли. Однако встречаются и такие произведения, где сочетается два, реже больше проблемных типа. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сочетается социокультурная и идейно-нравственная проблематика. Сочетание идейно-нравственной и национальной проблематики характерно для поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина. В романах «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова сочетаются три или четыре типа проблематики.
Наличие в содержании произведения разных типов проблематики является одним из моментов художественного своеобразия данного произведения. В общем художественном строении данные аспекты занимают подчиненное положение.
Проблемы художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Под проблемой в художественном произведении понимают вопрос, который необходимо решить. В каждом художественном произведении присутствует проблематика. Под ней понимают мнение писателя относительно тех событий, явлений, характеров которые он описывает в своем произведении. Проблематика — это то, как писатель понимает и осмысливает окружающую действительность, свои мысли он передает другим людям посредством художественного произведения.
Самобытность проблемы
Проблема произведения складывается из нескольких элементов:
Для того чтобы определить проблематику произведения, читателю следует вдумчиво вчитываться в текст произведения. Проблематика заставляет читателя задуматься над серьезными вопросами.
Проблемы, которые поднимаются в художественных произведениях, чаще всего носят субъективный характере, это личное мнение автора относительно определенных вопросов. Бывает так, что два произведения написаны на одну и ту же тему, но проблемы совершенно разные, взгляды авторов отличаются.
Можно сказать, что без проблемы нет художественного произведения. Проблема — это неотъемлемая его часть. В серьезных произведениях классической литературы чаще всего затрагивается не одна, а множество проблем. Пути решения этих проблем далеко не всегда прописаны в произведении, таким образом писатель хочет, чтобы читатель сам порассуждал над серьезными вопросами, сделал определенные выводы.
Типология проблем художественной литературы
Советский литературовед Г. Н. Поспелов перечислял четыре вида проблем:
Готовые работы на аналогичную тему
Данная типология помогает при литературном анализе художественного произведения.
А. Б. Есин дополняет классификация проблематики Н. Г. Поспелова, в результате у него получается следующие типы:
Многие произведения несут в своем содержание какой-то один тип проблем, например, в произведении М. Ю. Лермонтова «Бородино» проблематика национальная. Но часто можно встретить произведения в которых присутствует несколько типов проблем, например, «Война и мир» Л. Толстого. Следует отметить что типы проблем не всегда равноправны в произведении, некоторые являются более доминантными.
Проблемы, затрагиваемые в русской художественной литературе
Ниже перечислены основные острые проблемы затрагиваемые русскими писателя в своих произведениях:
Остановится более подробно на каждой из них.
Проблема исторической памяти.
Проблема исторической памяти поднимается в таком произведении как «По праву памяти» А. Т. Твардовского. Главные концепты, которые Твардовский хотел передать в своем произведении – это память и забвение – он призывает не забывать о том, что было и чтить память прошлого. Твардовский хочет сказать, что современные люди стали жить только настоящим, забывая о своем прошлом.
Тема исторической памяти так же поднимается в произведении «Реквием» А. А. Ахматовой. В этой поэме отражены реальные трагические переживания поэтессы, сын, которой был незаконно репрессирован и казнен.
Проблема ложной цели в жизни.
Проблема поиска жизненного пути.
Эта пролома раскрывается Гончарова «Обломов». Илья Обломов вероятно желал достичь высот в жизни, но сил на подвиги у него не нашлось. У Обломова были сомнения какой же путь ему выбрать деятельный или пассивный. В конце он все-таки выбрал пассивную жизнь, стагнацию, в результате чего рано скончался.
Другое произведение затрагивающее эту тему – «На дне» Горького. В этом произведении писатель показывает нам образы людей, у которых закончились силы бороться ради своей же собственной жизни и своего благополучия. В этом произведении у героев тоже стоит вопрос выбора жизненного пути. Но они выбирают остаться там, где сейчас оказались.
Проблема любви к ближнему.
Это проблема достаточно хорошо освящается в рассказе Шолохова «Судьба человека». Солдат, который во время войны потерял всех своих близких, несмотря на тяжелые испытания, которые ему пришлось пройти все равно сохраняет в сердце любовь. Он берет на воспитание мальчика-сироту, который так же, как и он остался один. Эта тема является весьма животрепещущей в нашем обществе. Всегда надо оставаться человеком, независимо от того в каких условиях ты оказался, именно это поможет тебе самому выжить.
Проблема равнодушия.
Эта проблема красной линией проходит в произведении Чехова «Ионыч». После неразделённой любви главный герой произведения Старцев становится весьма равнодушен к миру, все что им управляет это лишь его хладнокровный разум. Равнодушие он проявляет не только к окружающим, но и к самому себе, он никак не развивается, а лишь убивает все свое свободное время игрой в карты.
Проблема дружбы и долга.
Проблема товарищества и долга присутствует практически во всех произведениях, посвященных великой отечественной войне. Проблема дружбы и долга хорошо раскрыта в произведении Васильева «А зори здесь тихие». Именно честь и долг – главные характеристики настоящего солдата на войне. Без взаимовыручки невозможно справиться с врагом.
Проблема будущего России.
Судьба России всегда волновала писателей. Об этой проблеме рассуждает и Гоголь в своем произведении «Мертвые души», и Чернышевский в романе «Что делать», и Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Именно от судьбы государства в дальнейшем зависит и судьба русской литературы.
Проблема патриотического духа.
Благодаря искусному перу русских писателей мы с вами можем стать свидетелями событий военного времени. Множество произведений русской литературы посвящены проблеме войны и патриотизма, например, произведения Л. Н. Толстого «Война и мир», М. Ю. Лермонтова «Бородино», В. Катаев «Сын полка» и множество других. Защита Родины, любовь к Родине всегда были актуальными вопросами, которые в разное время раскрывались разными писателями в русской литератур. Благодаря эти произведениям, мы может узнать, как ведут себя люди, попавшие в столь суровые условия военной жизни.