что такое присказка 2 класс аленушкины сказки в литературе
ТЕМА: Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК «АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ». ПРИСКАЗКА.
3 класс УМК «Школа России»
Автор учебника Л.Ф. Климанова
Учитель начальных классов
Чурсина Юлия Владимировна
ТЕМА: Д.Н. МАМИН-СИБИРЯК «АЛЁНУШКИНЫ СКАЗКИ». ПРИСКАЗКА.
— формирование понятия о литературных сказках;
— знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина –Сибиряка;
— привитие любви к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ, выставка книг Д.Н. Мамина – Сибиряка.
Постановка учебной задачи. Введение в тему.
Работа над новым материалом.
Продолжение работы над новым материалом.
Рефлексия. (Итог урока)
Не стучу и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
Сидит в корзине девочка
Он сам, того не ведая,
-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
-Прочитайте загадку орфографически.
-Прочитайте загадку орфоэпически.
Едет печка, дым идёт,
Ест большие калачи!
-Прочитайте текст медленно жужжащим чтением. Что вы прочитали?
-Прочитайте загадку орфографически.
-Прочитайте загадку орфоэпически.
-Что объединяет эти сказки?(Это русские народные сказки).
— Правильно. Как вы думаете над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказками).
3. Постановка учебной задачи. Введение в тему.
— С какими сказками мы будем работать на уроке, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
Преданный друг маленькой собачки из были Л.Н. Толстого. (ЛЕВ)
Знаменитый художник, создатель прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок.. (БИЛИБИН)
Поэт который в детстве часто говорил в рифму, например:
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт?». (ЛЕРМОНТОВ)
Поэт – гражданин, который испытывал острое сочувствие к людским страданиям. (НЕКРАСОВ).
Что высмеивают басни И.А.Крылова. (ПОРОКИ)
Любитель природы, спаситель зайцев из произведения Некрасова.(МАЗАЙ)
Это объект неживой природы ночевал на груди утёса – великана в стихотворении Лермонтова. (ТУЧКА)
Кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!?».(ПУШКИН)
Известный русский баснописец.(КРЫЛОВ)
Кто из героев басни Крылова сказал:
«Смотри, кум, милый мой,
Что это там за рожа?» (ОБЕЗЬЯНА)
История рассказанная Л.Н.Толстым о мальчике, который хотел сделать всё по своему. (ПРЫЖОК)
В этом предмете обезьяна увидела свой образ в басне Крылова. (ЗЕРКАЛО).
— Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ)
— Кто попробует полностью сформулировать тему урока? (Литературные сказки).
4. Работа над новым материалом.
1). Работа с учебником.
— Правильно сегодня мы открываем новый раздел учебника «Литературные сказки».
— Как вы думаете, что такое литературные сказки? (Это авторские сказки, Их написали писатели.)
— Прочитаем об этом на стр.180. (Чтение текста по ролям заранее подготовленных учеников.)
2). Беседа после чтения.
Вспомните сказки. Которые вы читали раньше. Назовите свою любимую.
— На какие две группы можно разделить сказки?(На 2-ве: народные и литературные)
— Рассмотрите портрет и прочитайте имя писателя с творчеством, которого мы познакомимся на уроке.
— Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе, мама работала в этой же школе учителем.
Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог.
Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов.
Среди них известная вам сказка о больной но очень сильной и храброй уточке.(«Серая шейка»).
Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их.
Познакомимся с названиями некоторых из них.(Обзор выставки книг.)
5. Продолжение работы над новым материалом.
— «Алёнушкины сказки» начинаются с присказки. Прочитаем её на стр.182 самостоятельно, жужжащим чтением.
— Как вы думаете, как надо читать присказку? (Тихим голосом, протяжно, нежно)
— Прочитаем присказку вслух.
— Где вы встречались с присказкой?
— Какие из них помните.
Чтение присказки вслух по цепочке.
— В чём особенность присказки писателя?
6. Рефлексия. ( Итог урока)
— С какими сказками познакомились на уроке?
— В чём отличие литературных сказок от народных?
— С творчеством, какого писателя познакомились?
— Расскажите мне по схеме о том, что дал вам сегодняшний урок.
— Я узнал…; представил…; смог…;
— При помощи трёх сердечек красного, желтого, зелёного поставьте оценку себе, своему классу. (Красное –«3», Зеленое – «4», Жёлтое –«5»).
7. Домашнее задание.
Найти и прочитать сказку Д.Н.Мамина – Сибиряка «Сказочка про Козявочку».
Что означают присказки. Примеры присказки.
Часто в школе в третьем и четвертом классе просят определить присказку или написать 5-6 присказки. Надеемся эта статья вам поможет!
1. Обычно предисловие в начале сказки:
— «Начинает сказка сказываться».
— «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет».
— «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
— «В некотором царстве, в некотором государстве».
— «В тридесятом царстве, за тридевять земель, в тридесятом государстве».
— «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь Дадон».
— «Ну что,послушаем сказку?Жил старик и было у него три сына.»
— «Жил-был старик, у него было три сына.Старшие и младший..»
— «Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба»
2. Также может быть и в середине сказки:
— «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
3. И бывает в конце сказки:
— » И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
— «Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.»
— «Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку..»
— «Тут и сказочке конец,а кто слушал- молодец».
— «Не надо покупать ни дров, ни лучины; живу себе без кручины».
— «Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют».
— «Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать».
— «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».
— «Жил-был царь овес, он все сказки унес».
— «Стал по-старому поживать, лиха не знать».
— «Стал жить да бывать, хлеб жевать».
— «Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет».
Pilltime дает возможность многодетным семьям не ошибиться в приеме лекарства. Программа не только позволяет дать лекарство в правильное время и правильную дозу, но и проставить все нужные сроки для приема лекарств. Но самое главное, дает возможность создавать отдельные календари по каждому члену семьи и делиться ими друг с другом, с докторами и с любым человеком кто связан с подачей лекарства.
Конспект урока по литературному чтению «Алёнушкины сказки. Присказка. Мамин-Сибиряк» 2 класс
Технологическая карта урока
1.Ф.И.О. учителя: Бабенко Ольга Алексеевна
2.Класс: 2 б класс МОУ СШ № 40
4.Предмет: литературное чтение
5.Место и роль урока в изучаемой теме: вводный урок
6.Тема урока: «Алёнушкины сказки». Присказка.
7. Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка, с понятием «Присказка», формировать понятия о литературных сказках, развивать умения работать с учебной книгой, расширять словарный запас и кругозор, воспитывать положительное отношение к уроку литературного чтения.
8. Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски совершенствование навык, формирование умений пользоваться различными видами чтения (сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух),
Р. Самостоятельно формулировать учебные задачи урока, планировать свою деятельность на основе осознаваемых целей, выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов.
П. Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, совершенствовать навык чтения вслух и про себя, расширять словарный запас, делать выводы по теме урока.
К. Уметь в рамках совместной деятельности слушать и понимать речь других, участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы, договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение, овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи, умение работать с книгой и находить в ней нужную информацию, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся
8. Дидактические средства:
для учителя – демонстрационный материал в виде карточек со словами, презентация, средства ИКТ.
для обучающегося – тетрадь, учебник.
Где встречаются с присказкой? В чём особенность присказки Мамина-Сибиряка?
Задание по литературе для 3 класса Где ты встречался с присказкой? В чём особенность присказки писателя?
Вот например » в некотором царстве» или «жил-был царь со старухой».
Но и в творчестве некоторых писателей можно обнаружить присказки, что как раз мы видим в «Аленушкиниых сказках» Мамина-Сибиряка».
Этот цикл сказок, написанных писателем для своей дочери предваряется особой Присказкой, в которой писатель с любовью уговаривает спать свою доченьку и обещает рассказать ей о разных чудесах:
Это самая настоящая присказка, но присказка авторская.
Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк использовал свой вариант присказки, когда писал сказки для своей дочери под общим названием «Аленушкины сказки».
Природа не сопротивляется морозу в стихотворении Некрасова, она покорна суровому воеводе. А тот довольный обходит свои новые обширные владения, следя за тем, чтобы все было по его разумению. Он шутливо стучит палицей по веткам, шагает по деревьям, по застывшим рекам, трещит, осматривает снега и узоры. Все это описания того, как покоряется природа появлению Мороза.
А Мороз не останавливается на достигнутом, он хочет идти дальше, добраться до океана, построить ледяные дворцы и мосты.
Что же это за мосты? Это просто скованные от берега до берега реки. Это ледяной панцирь, который укрылась бегущая вода и по которому легко перейти реку как по мосту.
А последние две строчки сравнивают ледяное и снежное царство Мороза с богатыми хоромами, где сверкают алмазы и жемчуг льдинок.
В «Сказке про храброго зайца» Мамина-Сибиряка молодого и горячего зайца что называется понесло от собственной «храбрости». Сперва он просто утверждал, что не боится волка и лису, но потом разошелся до того, что начал утверждать, что сам съест волка, если того встретит.
Как вдруг этот самый волк и появился на поляне, привлеченный шумом, который поднимали развеселившиеся зайцы.
Хвастовство поднимало зайца в своих глазах, но оно же делало его смешным в глазах других зайцев.
Автор Юрий Коринец разделил свой рассказ «Ханг и Чанг» на пять частей, но названия им не давал. Попробуем дать названия этим частям, так, чтобы получился цитатный план.
Рассказ Виталия Бианки «По следам» описывает приключения мальчика Егорки и его отца лесника в зимнем лесу.
Разобьем рассказ на несколько частей
К этому рассказу я бы составила план из повествовательных предложений, хотя можно использовать и вопросительные. Например:
В этом полугодии мы познакомились с тремя стихотворениями Ивана Бунина. Это «Детство» о маленьком десятилетнем мальчике и его впечатлениях от общения с природой, это «Полевые цветы» в котором показана разница между тепличными заморскими цветами и простыми, но очень красивыми полевыми цветами нашей родины, и это стихотворение «Густой зеленый ельник» в котором могучий олень сквозь лес и снега уходит от охотников.
Это последнее стихотворение мне и понравилось больше всего, особенно заключительная строка, в которой говорится про красоту, которую олень унес от смерти.
Это очень правильное стихотворение и его герою мы искренне сочувствуем.
Технологическая карта по литературе на тему «Алёнушкины сказки» Присказка (2 класс)
Тема: «Алёнушкины сказки» Присказка
Цель: ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамин- Сибиряка
Образовательная: учить анализировать литературных героев сказки, определять основную мысль текста, учить детей отвечать мл вопросы; выделять главную мысль; обогащать их словарный запас.
Воспитательная: воспитывать культуру взаимодействия друг с другом, воспитывать доброту, милосердие
Планируемые результаты: читать текст осознанно, выразительно, без ошибок.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, познавательной деятельности.
1.1 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
1.2 учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте ребята. Тихонько садимся за парты и начинаем работу.
В течение всего урока мы будем следить за посадкой. Спина прямая, касается спинки стула.
Дыхательная гимнастика. К вам на ладошку упал осенний листочек. Сделайте вдох и подуйте на листочек, чтобы он улетел.
Выполнение дыхательной гимнастики
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
— Прочитайте медленно. (Слайд 1. Речевая разминка)
Жаба, журавль и желтый жучок.
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха Буковку
И в лесу стало тихо.
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением; грустно, весело).
— Прочитайте выразительно (еще: скороговоркой).
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым автором и одним из его произведений о котором вы узнаете чуть позже.
— Ребята, прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.(слайд 2. Портрет автора»)
(Рассказ учителя об авторе)
Выполняют речевую разминку.
— Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912).
Выявление места и причины затруднения
— Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам» откройте учебники на стр.18
-В каких сказках она чаще всего встречается?
(Чтение учителем вслух)
2. К кому обращены слова присказки?
3.Какие эмоции вызвала у вас эта присказка?
-это присказка авторская, которую придумал сам автор для своей дочери, в которой уговаривает дочку уснуть и обещает познакомить ее со своими необычными героями.
-слова присказки обращены к Аленушке.
Построение проекта и выход из затруднения
Прежде чем приступить к чтению, вам пора немного отдохнуть (физ. Минутка в видео)
Реализация построенного проекта
-Каких животных использует автор в присказке?
-Кто подлетел к окну?
-С каких слов начинается присказка? Где мы чаще всего слышим эти слова?
-пёс, забияка петух, Мышка-норушка, сверчок, скворец, косой заяц, Медведь Мишка.
-баю –баю. Когда мама поет колыбельную.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
-Для чего был придуман цикл «Алёнушкины сказки?»
-Это цикл рассказов.
-Для его больной дочери которой сложно было засыпать по ночам.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
А сейчас вы выполните небольшой тест, для того, чтобы закрепить прочитанное (приложение 1). На столах у вас лежат карточки. Подпишите свою фамилию и имя. У каждой карточки свой вариант. В них четыре вопроса и даны ответы. Вам необходимо прочитать вопрос и выбрать правильный ответ и подчеркнуть его. Кому не понятно задание поднимите руку? (Контролирую выполнение работ)
А теперь обменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте наличие ошибок, если они есть, зачеркиваем карандашом (правильные ответы на слайде)
Поставьте оценку своему соседу, подсказка на слайде.
Включение в систему знаний и повторений.
Какую сказку мы с вами прочитали на уроке?
Кто автор этой присказки?
-Аленушкины сказки. Присказка.
Рефлексия учебной деятельности
(на партах лежат карточки)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1391145
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки учредит именные стипендии для студентов из малочисленных народов
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.