что такое прима секунда терция кварта квинта септима октава
Элементарная теория музыки. Часть IX. Интервалы.
Фундаментальная и краеугольная тема в теории музыки. Без понимания интервалов просто невозможно усвоить и осознать что-либо из последующих тем. Если вы не прочтёте и не «примите в сердце свое» эту статью как следует — забудьте о дальнейшем продвижении в музыке.
Интервалы.
Интервал — музыкально-логическая разница в высоте между любыми двумя звуками.
Я не просто так вставил сложное определение «музыкально-логическая». Дело в том, что понятий «тон» или «полутон» (уже, думаю, вам известных) недостаточно для определения музыкальной высоты одного звука по отношению к другому. Почему? Потому, что для мозга человека важна не столько абсолютная высота (столько-то тонов или полутонов, как метров или сантиметров), сколько относительная — как взаимосвязан «вот этот звук» с «вот этим» или каким по счёту он будет от первого. Мы вообще создания относительные — всё постигаем в сравнении. Музыку — в первую очередь.
Итак, любые два звука представляют собой интервал. В этой и последующих статьях мы рассмотрим интервалы в пределах одной октавы — т.н. простые интервалы. Типология их весьма разнообразна, поэтому начнём с самой главной категории, их определяющей — количественная (или ступенная) величина интервала.
Количественная величина интервала.
Отвечает на вопрос «Сколько ступеней охватывает интервал?». Именно ступеней, не чего-либо ещё. Например, интервал «До-Ми» охватывает 3 ступени.
До — (Ре) — Ми
1 — (2) — 3
Считаем включительно, вместе с первой и последней ступенью. Никакие диезы и бемоли тут роли не играют. Естественно, сам интервал будет звучать просто как два звука. Любой.
Описанный выше интервал называется «терция» — он говорит, что интервал охватывает три ступени. Даже само слово «терция» похоже на слово «три».
По количественной величине простые интервалы делятся на следующие виды:
Примы, Секунды, Терции, Кварты, Квинты, Сексты, Септимы, Октавы
Каждое название говорит нам о кол-ве ступеней, входящих в этот интервал. Рассмотрим их подробнее.
Прима.
Прима — интервал, составляющий одну ступень. То есть, это тупо унисон. В записи выглядит довольно забавно:
Не все инструменты могут сыграть такие звуки одновременно. Мы вот, на гитаре, можем. Привет пианистам!
Секунда.
Секунда — две ступени. Подумайте об англ. слове «second» в значении «второй». В нотах спорит по забавности написания с примой:
По сути, строение мажорной гаммы — это серия секунд. Ведь интервал от одной ступени до соседней всегда секунда.
Терция.
Терция — три ступени. Обратите внимание на написание — терция всегда выглядит, как две аккуратные ноты, стоящие в упор друг к другу. Обе ноты при этом располагаются либо на линейках, либо между ними. Это помогает определить интервал визуально.
Основополагающий интервал в западной музыке последние 250 лет.
Кварта.
Кварта — четыре ступени. Слово созвучно со словом «квадрат», у которого как раз 4 угла. Между нотами кварты всегда есть небольшой «пробел» в написании. Сами ноты располагаются порознь — одна на линейке, другая — между линиями (или наоборот):
Весьма популярный в современной прогрессивной музыке интервал.
Квинта.
Квинта — пять ступеней. «Квинта», «Пента», «Пинта»… особенно последнее. Ассоциация с цифрой 5. В нотации квинты так и просят добавить между звуками интервала ещё один — там для него как раз есть место. Ноты располагаются либо на линиях, либо между ними.
Квинта — самый устойчивый интервал после октавы. Она является основоположником многих систем звукоряда на протяжении тысячелетий. По ряду параметров важнейший интервал.
Секста.
Секста — шесть ступеней. В нотации между звуками сексты всегда есть одна свободная линия, с которой не соприкасается ни одна из нот. Ноты располагаются «порознь» — одна на линии, другая между линиями (или наоборот).
По мелодичности сравним с терцией.
Септима.
Септима — семь ступеней. Без одной ступени октава. В нотации между звуками септимы есть «два свободных пространства» — либо это два промежутка между линиями, либо это две свободные линии. Ноты располагаются либо на линиях, либо в «пробелах».
Октава.
Октава — восемь ступеней. Да, «octa» в переводе с латыни означает «восемь». Этот интервал своего рода инвертация примы — названия ступеней совпадают, только расстояние меняется на «противоположное» — вместо «нуля» участвуют «все 12 полутонов». В нотации всегда располагаются «порознь», между нотами всегда есть две полностью свободные линии.
Первый интервал, до которого додумалось человечество (но это не точно).
Количественная величина интервала — в первую очередь кол-во ступеней, запоминаем это как следует. Она не зависит от знаков альтерации — они будут влиять на качественную величину.
Качественная величина интервала.
Отвечает на вопрос: «Сколько тонов в интервале?». Вот тут как раз появляется некая абсолютная высота — конкретная величина, выраженная в тонах или полутонах.
Зачем оно так всё сложно, Серёжа?
А вот зачем — количественная величина даёт представление только о кол-ве ступеней. Но одни и те же интервалы (терции, например) могут иметь разное кол-во тонов или полутонов.
Если вы внимательно посчитаете все клавиши в терции «До-Ми», то обнаружите, что тонов в интервале ровно два.
А теперь смотрим на эту терцию:
Между звуками «Ми» и «Соль» клавиш меньше — да и тонов только на полтора наскреблось.
Так вот, первая терция будет называться «большая», а вторая — «малая».
Рассмотрим остальную типологию интервалов по качественной (тоновой) величине.
По качественной величине простые интервалы градируются:
— Большие (мажорные)/Малые (минорные)
— Увеличенные/Уменьшенные
— Чистые
Существуют также «дважды увеличенные» и «дважды уменьшенные» интервалы — но копаться в них будем как-нибудь в другой раз, и так уже «многа букав».
Чистые интервалы.
Чистые на то и чистые — нет в них никакого наклонения, они не мажорные и не минорные, в массе своей представлены одним единственным видом. Можно сказать, что такие интервалы, по характеру их звучания, «пустые».
Мажорные и минорные интервалы.
Они же «большие» и «малые» соответственно. Имеют либо более «светлое» мажорное наклонение, либо более «тёмное» минорное. У этих ребят уже есть характер.
Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?
Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.
Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава
Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.
Интересные факты про названия интервалов
Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).
Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).
Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?
Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).
Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.
Обратимся к конкретным интервалам:
Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.
Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.
Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.
Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.
Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.
Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.
А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!
Интервалы от ноты ДО вверх
Интервалы от ноты СОЛЬ вверх
Интервалы от ноты ДО вниз
Интервалы от ноты ЛЯ вниз
Упражнения : играем интервалы на фортепиано
При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.
Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).
Упражнение 1. Играем примы
Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).
Упражнение 2. Играем секунды
Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.
Упражнение 3. Играем терции
Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.
Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.
Упражнение 4. Играем кварты и квинты
Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.
Упражнение 5. Играем сексты
Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.
Упражнение 6. Играем октавы
Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.
Упражнение 7. Играем септимы
Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».
Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!
Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.
Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.
В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!
Количественная и качественная величина интервала
Музыкальный интервал – это созвучие двух нот и промежуток, то есть расстояние между ними. Подробное знакомство с интервалами, их именами и принципами построения состоялось еще в прошлом выпуске. Если вам что-то нужно будет освежить в памяти, то ссылка на предыдущий материал будет дана ниже. Сегодня же мы продолжим изучение интервалов, а конкретно – рассмотрим два их очень важных свойства: количественную и качественную величины.
ПРОЧИТАТЬ ОБ ИНТЕРВАЛАХ МОЖНО ЗДЕСЬ
Так как интервал – это расстояние между звуками, то это расстояние должно как-то измеряться. У музыкального интервала таких измерений два – количественная и качественная величина. Что это такое? Давайте разбираться.
Количественная величина интервала
Во-вторых, эти числа показывают, как далеко друг от друга находятся два звука интервала – нижний и верхний (основание и вершина). Чем больше число, тем шире становится интервал, тем дальше друг от друга находятся составляющие его два звука:
Принцип, который мы сейчас описали, проще понять на примере. Построим все восемь интервалов от звука РЕ, запишем их нотами. Видите: с возрастанием числа ступеней (то есть количественной величины), увеличивается и расстояние, промежуток между основанием РЕ и вторым, верхним звуком интервала.
Качественная величина
Например, от ДО и до ДО-ДИЕЗА полутон (полутон, когда мы поднялись с белой клавиши на ближайшую черную), от ДО-ДИЕЗА до ноты РЕ тоже полутон (когда мы спустились с черной клавиши на ближайшую белую). Аналогично: от ФА до ФА-ДИЕЗА и с ФА-ДИЕЗА до СОЛЬ – все это примеры полутонов.
Есть на клавиатуре пианино полутона, которые образованы исключительно белыми клавишами. Их два: МИ-ФА СИ и ДО, и их нужно запомнить.
ВАЖНО! Полутона можно складывать. И, например, если сложить два полутона (две половинки), то получится один целый тон (одно целое). Например, полутона ДО с ДО-ДИЕЗОМ и между ДО-ДИЕЗОМ и РЕ в сумме дают целый тон между ДО и РЕ.
Чтобы было проще складывать тона, запомните простые правила:
Для вас сейчас самое главное – научиться складывать тона, и научиться определять, сколько тонов или полутонов умещается от одного звука до другого. Давайте потренируемся.
Например, нам нужно определить, сколько тонов между звуками сексты ДО-ЛЯ. Оба звука – и до, и ля, входят в счет. Считаем: до-ре – это 1 тон, дальше ре-ми – это еще 1 тон, получилось уже 2. Далее: ми-фа – это полутон, половинка, прибавляем ее к имеющимся 2 тонам, получаем уже 2 с половиной тона. Следующие звуки – фа и соль: еще один тон, в сумме уже 3 с половиной. И последнее – соль и ля, тоже тон. Вот мы добрались до ноты ля, и итого получили, что от ДО до ЛЯ всего 4 с половиной тона.
А теперь давайте сами! Вот вам задания для тренировки. Посчитать, сколько тонов:
Ну как? Справились? Правильные ответы такие: ДО-МИ – 2 тона, ФА-СИ – 3 тона, МИ-ДО – 4 тона, ДО-ДО- 6 тонов, РЕ-ЛЯ – 3 с половиной тона, МИ-МИ – ноль тонов. Прима – это такой интервал, в котором мы не уходим от начального звука, поэтому в ней нет фактического расстояния и, соответственно, ноль тонов.
Что дает качественная величина?
Качественная величина дает новые разновидности интервалов. В зависимости от нее различают такие виды интервалов:
В первую очередь нужно разобраться с чистыми, малыми и большими интервалами – они основные. А увеличенные и уменьшенные – подключатся к вам после. Чтобы построить большой или малый интервал, нужно совершенно точно знать, сколько в нем тонов. Эти значения нужно просто запомнить (на первых порах можно выписать на шпаргалку и постоянно туда заглядывать, но лучше сразу выучить). Итак:
Чистая прима = 0 тонов
Малая секунда = 0,5 тонов (половина тона)
Большая секунда = 1 тон
Малая терция = 1,5 тонов (полтора тона)
Большая терция = 2 тона
Чистая кварта = 2,5 тона (два с половиной)
Чистая квинта = 3,5 тона (три с половиной)
Малая секста = 4 тона
Большая секста = 4, 5 тона (четыре с половиной)
Малая септима = 5 тонов
Большая септима = 5,5 тонов (пять с половиной)
Чистая октава = 6 тонов
Чтобы понять разницу между малыми и большими интервалами, посмотрите и поиграйте (попойте) интервалы, построенные от звука ДО:
Давайте теперь применять новые знания на практике. Для примера построим все перечисленные интервалы от звука РЕ.
Выпишем все, что у нас получилось на один нотный стан:
Вот для примера еще вам интервалы, построенные от звука МИ, а уж от остальных нот – будьте добры, попробуйте построить самостоятельно. Нужно же вам потренироваться? Не все ж готовые ответы по сольфеджио списывать?
А, между прочим, интервалы можно строить не только вверх, но и вниз. Просто в этом случае нам нужно будет манипулировать все время нижним звуком – его в случае надобности повышать или понижать. Как понять, когда повышать, а когда понижать? Смотрите на клавиатуру и анализируйте, что происходит: увеличивается расстояние или уменьшается? Расширяется интервал или сужается? Ну и в соответствии со своими наблюдениями принимайте нужное решение.
Если мы строим интервалы вниз, то повышение нижнего звука приводит к сужению интервала, уменьшению количества тонов-полутонов. А понижение – наоборот, интервал расширяет, величина качественная возрастает.
Посмотрите, мы тут построили интервалы вниз от нот ДО и РЕ, чтоб вы посмотрели. Попробуйте разберитесь:
А от МИ вниз давайте вместе построим, с пояснениями.
Взглянем, что получилось. Одни диезы сплошные, ни одного бемоля. Хорошо хоть, что так не всегда. Если построить от других нот, то там и бемоли могут встретиться.
Кстати, если вы забыли, что такое диез, бемоль и бекар. Ну, бывает, иногда такое… То повторить можно на ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ.
Для того чтобы строить и находить интервалы, считать тона, часто нам требуется фортепианная клавиатура перед глазами. Для удобства вы можете распечатать нарисованную клавиатуру, вырезать ее и вложить в свою рабочую тетрадочку. А скачать заготовку для печати вы можете у нас.
ЗАГОТОВКА КЛАВИАТУРЫ ПИАНИНО – СКАЧАТЬ
Таблица интервалов и их величин
Весь материал этой большой статьи можно свести к одной маленькой табличке, которую мы сейчас вам покажем. Вы эту шпаргалку по сольфеджио также можете перерисовать к себе в тетрадь, куда-нибудь на видное место, чтобы она у вас всегда была перед глазами.
В таблице будет четыре графы: полное название интервала, его краткое обозначение, количественная величина (то есть, сколько в нем ступеней) и качественная величина (сколько тонов). Не запутаетесь? Для удобства можете сделать себе сокращенный вариант (только вторая и последняя колонки).
Название интервала | Обозначение интервала | Сколько ступеней | Сколько тонов |
чистая прима | ч1 | 1 ст. | 0 т. |
малая секунда | м2 | 2 ст. | 0,5 т. |
большая секунда | б2 | 2 ст. | 1 т. |
малая терция | м3 | 3 ст. | 1,5 т. |
большая терция | б3 | 3 ст. | 2 т. |
чистая кварта | ч4 | 4 ст. | 2,5 т. |
чистая квинта | ч5 | 5 ст. | 3,5 т. |
малая секста | м6 | 6 ст. | 4 т. |
большая секста | б6 | 6 ст. | 4,5 т. |
малая септима | м7 | 7 ст. | 5 т. |
большая септима | б7 | 7 ст. | 5,5 т. |
чистая октава | ч8 | 8 ст. | 6 т. |
На этом – пока все. В следующих выпусках вас ждет продолжение темы «Интервалы», вы узнаете о том, как делать их обращения, как получить увеличенные и уменьшенные интервалы, а также о том, что такое тритоны и почему они живут в нотной тетрадке, а не в океане. До новых встреч!