что такое преступление против человечества
Преступления против человечности: понятие, признаки
Возникновение и исследование преступлений против человечности
После окончания Второй мировой войны Нюрнбергским и Токийским трибуналами были осуждены немецкие нацисты и японские милитаристы за массовое зверство относительно мирного населения. Это один из примеров военного преступления, которое не унесло с собой в историю ряд нарушений основополагающих прав мирного населения во время войн и вооруженных конфликтов. Конец XX в. и начало XXI в. ознаменованы появлением и ростом по всему миру эпицентров вооруженных международных и внутренних конфликтов. Во время кровавых долговременных гражданских войн, жестоких межэтнических и межконфессиональных столкновений погибло много людей в Камбодже, Анголе, Югославии, Абхазии и многих других странах. Многочисленные жертвы среди мирного населения были во время вооруженных столкновений США и Вьетнама. Сегодня в мире наблюдается ряд конфликтов, которые вызывают массовые нарушения прав человека, ключевых принципов международного гуманитарного права. Ряд норм, в состав которых входят основы ответственности за нарушение данных принципов во время вооруженных конфликтов, сформировали в международном уголовном праве институт незаконных действий против человечности.
Незаконные деяния такого характера наблюдались в мире во все его времена, но процессу криминализации на международном уровне они подверглись только 60 лет назад, и только в конце XX в. данный институт приобрел более четкие очертания. Принято считать, что первый раз о данных преступлениях стали говорить в Современной декларации стран-союзниц 24 мая 1915 г. В данном документе массовое убийство армян в Османской империи впервые признали преступлением против человечности. Но если рассматривать русский текст Декларации, то данное преступление обозначили как новое незаконное деяние против цивилизации и человечества. В дальнейшем данное преступление многие государства обозначили как геноцид, который в современном международном праве выступает в качестве самостоятельного преступления.
Первый раз термин «преступление против человечности» использовали в Преамбуле IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, которая базировалась на предложениях Ф.Ф. Мартенса. Он говорил о том, что до того момента, когда появится возможность опубликовать относительно полный свод законов войны, для Высоких Договаривающихся Сторон свойственно считать корректным выражать мнение относительно того, что в ситуациях, которые не предусмотрены постановлениями, которые они приняли, для населения и воюющих свойственно оставаться под охраною действием начал международного права, так как они обусловлены установившимися между рядом народов обычаями, законами человечности и требованиями общественного сознания. В дальнейшем о данных незаконных деяниях говорилось и в ряде предложений комиссии, которая была утверждена в рамках Парижской мирной конференции для того, чтобы решить вопрос относительно существования каких-либо оснований для обвинения подданных Германии и ее союзников в том, что они нарушили международное право.
Англоязычные правовые и литературные источники данные незаконные деяния обозначают как crimes against humanity, то есть преступления против человечности, но русскоязычная литература и переводы официальных документов данные преступления обозначают как «преступления против человечности». Это связано с тем, что с одной стороны, наблюдается многозадачность понятия humanity («человечество», «человечность», «гуманность»), что связано с контекстом, а с другой стороны, что в ряде норм относительно преступлений против человечества УК РФ отражены деяния, которые нельзя отнести к ряду преступлений против человечества. Именно это и обусловило использование термина «преступление против человечности» в российских доктринах для того, чтобы описывать рассматриваемые категории.
Над содержанием понятия преступления против человечности первый раз стали работать в ряде описаний действий немецких фашистов. Речь идет о п. «с» ст.6 Устава Нюрнбергского трибунала при помощи простого списка незаконных деяний. Речь идет о убийствах, истреблении, ссылках на ряд иных жестокостей, которые совершались относительно гражданского населения до того, как началась война и во время нее, о преследованиях на политической, расовой или религиозной почве.
В 1998 г. на Дипломатической конференции полномочных представителей при поддержке ООН приняли Римский статут МУС, в котором содержались уточнения и полное содержание категорий незаконных деяний против человечности.
Незаконные деяния такого характера допустимо признать таковыми, соблюдая два условия. Во-первых, преступление должно быть совершено широкомасштабно или систематически на ряд гражданских лиц. Во-вторых, сознательное совершение нападения.
В Римском статуте МУС нет обозначения данного термина, в нем содержится только перечень преступлений против человечности и сужение до родового признака. Речь идет о нарушении ключевых принципов международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов.
Роль международного гуманитарного права в формировании института преступлений против человечности
Формирование института данных незаконных деяний связано со становлением и развитием международного гуманитарного права, основная роль которого заключается в установлении принципов, норм и правил поведения сторон вооруженных конфликтов для того, чтобы гарантировать следование основным правам и свободам человека, способствовать облегчению страданий жертв данных противостояний, гарантировать защиту населения и комбатантов от бедствий войны, сюда же относятся недопустимые методы осуществления военных действий. В основе международного гуманитарного права лежит право Гааги, которое установлено рядом Гаагских конвенций о законах и обычаях войны.
Важно отметить, что ряд принципов и норм международного гуманитарного права используются независимо от оказания вооруженного сопротивления вооруженным силам или противодействия населения одной стороне конфликта.
Международное уголовное право необходимо для формализации ответственности физического лица за ряд посягательств на правоотношения, которые регламентированы международным гуманитарным правом. Это происходит при помощи обозначения структуры норм относительно военных преступлений, незаконных деяний против человечности, которые происходят во время ряда вооруженных столкновений как внутригосударственного, так и международного характера.
Но гуманитарное право выступает в качестве источника для классификации военных незаконных действий, в то время как ряд норм относительно преступлений против человечности в большинстве своем базируются на ряде принципов и норм международного права прав человека. В ряде положений относительно ответственности за незаконные деяния такого вида используется ряд категорий и понятий, которые выработаны международным гуманитарным правом. Речь идет о инструментах защиты гражданского населения.
Принимая во внимание Римский статут МУС, ряд преступлений важно классифицировать на преступления против человечности, не учитывая то, были ли они совершены во время военных действий вместе с рядом военных преступлений или в сумме с незаконными деяниями против мира. То, что совершено подобное незаконное деяние, будет важно, не принимая во внимание наличие вооруженного конфликта. Данные незаконные деяния затрагивают гражданское население. В качестве жертв данных незаконных деяний могут выступать гражданские лица, сюда же относится ряд лиц, которые находятся в местах заключения и содержатся под стражей; во время незаконных деяний, которые совершены в ситуации вооруженного противостояния – это ряд лиц, не принимающих или прекративших участие в военных схватках.
Важно знать, что нельзя воспринимать в качестве потерпевшего от незаконного деяния против человечности вражеских комбатантов.
Определение и признаки преступлений против человечности
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сформулировать определение преступлений против человечности.
В качестве преступлений против человечности выступает ряд общественно опасных бесчеловечных деяний, которые посягают на личность, ряд основных неотъемлемых (общечеловеческих) прав и свобод людей, и ряд иных прав и свобод, которые охраняются международным гуманитарным правом. Кроме этого, данные деяния совершаются как широкомасштабное или систематическое нападение на любое гражданское лицо в мирное или военное время.
Существует шесть признаков данных преступлений:
Преступления против мира и безопасности человечества
Общая характеристика и виды преступлений против мира и безопасности человечества
Современное международное право признает только индивидуальную уголовную ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества. Если преступные деяния таких лиц связаны с преступной деятельностью государств, последние должны нести международную ответственность, а физические лица — уголовную. Лицо, совершившее преступление во исполнение приказа своего правительства или начальства, не освобождается от уголовной ответственности. Официальный статус лица (глава государства или правительства) также не может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности. Следует, однако, иметь в виду, что многие преступления против мира и безопасности человечества не связаны с политикой соответствующих государств и их правительств (наемничество, геноцид, экоцид и др.). За совершением таких преступлений может стоять не государство, а какая-либо группа лиц, организация, партия или общественное движение.
Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.
Источниками норм об ответственности за преступления указанной группы в международном праве считаются: Устав Международного военного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании Второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала. Определения преступлений против человечества эти Уставы не содержат, но определяют основания уголовной ответственности за совершение таких деяний и их классификацию. Всеобщее значение Уставов Нюрнбергского и Токийского трибуналов было подтверждено специальными резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также (с определенными уточнениями) уставами международных трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом международного уголовного суда1.
В соответствии со ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала преступления против мира и безопасности человечества делятся на три группы:
1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных документов, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;
2) военные преступления: нарушение законов или обычаев войны (убийство, истязание, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийство или истязание военнопленных; убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности и др.).
Перечень военных преступлений был дополнен и конкретизирован Уставом Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., а также Уставом Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.
В данный перечень были включены биологические эксперименты; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля; взятие гражданских лиц в качестве заложников и др.;
17 июля 1998 г. в Риме Дипломатическая конференция правомочных представителей под эгидой ООН приняла Римский Статут Международного уголовного суда. В этот документ включены положения, относящиеся к материальному и процессуальному уголовному праву, а также к судоустройству и сотрудничеству государств, обеспечивающих деятельность суда.
Указанный Статут содержит развернутое описание составов наиболее серьезных преступлений, затрагивающих интересы международного сообщества в целом (геноцид, преступления против человечности, военные преступления, преступления агрессии). При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям против человечности действия подпадают под юрисдикцию Суда лишь в том случае, если они совершены в рамках широкомасштабных или систематических нападений на гражданских лиц, а военные преступления — если они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений. К юрисдикции Суда отнесены и военные преступления, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Определения агрессии Статут не содержит, поскольку государства не смогли его согласовать. Было принято решение, что Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении такого преступления лишь после договоренности стран-участниц об определении агрессии и внесения соответствующих положений в Статут.
В настоящее время в Комиссии международного права ООН проводится разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества на основании резолюции 177 Генеральной Ассамблеи ООН. На своей 43-й сессии в 1991 г. Комиссия международного права в предварительном порядке приняла проект Кодекса и передала его правительствам государств с тем, чтобы они высказали свои предложения и замечания. Генеральная Ассамблея в декабре 1991 г. предложила Комиссии в рамках работы над проектом Кодекса провести дальнейшее рассмотрение и анализ проблем, касающихся вопроса об органе уголовной юстиции, включая предложения о создании международного уголовного суда.
В Комиссии международного права проводится также работа по совершенствованию редакции многих статей проекта. В новом тексте ст. 1 этого документа преступлением против мира и безопасности человечества предлагается считать любое действие или бездействие лица, которое само по себе представляет серьезную и непосредственную угрозу миру и безопасности человечества или приводит к их подрыву. В проекте Кодекса предусматривается 12 преступлений против мира и безопасности человечества: 1) агрессия; 2) угроза агрессии; 3) вмешательство (во внутренние и внешние дела другого государства); 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.
Таким образом, на международном уровне классификация преступлений против мира и безопасности человечества находится в стадии формирования, что затрудняет принятие государствами национального уголовного законодательства.
Тем не менее гл. 34 УК в целом соответствует действующим и разрабатываемым международно-правовым документам.
Родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (мирное разрешение споров, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная целостность, самоопределение народов и невмешательство во внутренние дела других государств, уважение прав человека и добросовестное выполнение международных обязательств), которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между народами и государствами, а также охраняют безопасные условия существования человечества. Поскольку раздел XII УК не подразделяется на главы, родовой и видовой объекты рассматриваемых преступлений совпадают.
Большинство составов преступлений анализируемой главы сконструированы по типу формальных. Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление последствий лежит за рамками состава. Только характеризуя объективную сторону экоцида, законодатель указал, что это деяние наказуемо при условии, что оно способно вызвать определенные общественно опасные последствия — экологическую катастрофу.
Все преступления против мира и безопасности человечества совершаются действиями. В число обязательных признаков объективной стороны некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны — ст. 356 УК) входит особая обстановка совершения преступления — обстановка вооруженного конфликта или военных действий.
Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных гл. 34 УК, характеризуется виной в виде прямого умысла.
В некоторых составах преступлений против мира и безопасности человечества одним из обязательных субъективных признаков является цель их совершения (например, в геноциде — цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы).
Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть лица, достигшие 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта (например, лицо, занимающее высшие государственные должности РФ или субъекта РФ, — ст. 353 УК, участник вооруженного конфликта — ст. 356 УК).
Классифицировать преступления рассматриваемой группы в зависимости от их непосредственных объектов можно следующим образом:
Преступления против мира
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). Непосредственным объектом являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств, т.е. система отношений, построенная на принципах неприменения силы, неприкосновенности границ, территориальной целостности, самоопределения народов и невмешательства, которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между государствами и народами.
Объективная сторона преступления характеризуется совершением деяния в одной из альтернативно предусмотренных ст. 353 УК форм: планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны. Понятие агрессивной войны приводится в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности в специальной резолюции 3314/XXIX «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г.
В соответствии с этим определением агрессией считается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Положение аналогичного содержания содержится в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Однако приведенное определение сформулировано как руководство для Совета Безопасности ООН и касается агрессии, совершаемой государствами, а не отдельными лицами. В связи с этим согласно сложившейся международной практике, нашедшей отражение в подготовленном проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, возбуждение судебного преследования физических лиц за агрессию возможно лишь в случае, если Совет Безопасности сначала вынесет определение о том, что данное государство совершило акт агрессии в обстоятельствах, когда преступление агрессии является предметом обвинения.
Планирование агрессивной войны представляет собой деятельность по разработке стратегических или тактических планов начала или ведения военных действий. Планирование обычно предшествует военным действиям, но может осуществляться и в период их ведения. Примерами планирования агрессивной войны являются составление планов агрессии Германии против СССР во время Второй мировой войны, отраженное в директиве Генерального штаба сухопутных войск от 31 января 1941 г. по сосредоточению войск (план «Барбаросса»), а также планы нападения и поражения других стран (Чехословакии — план «Грюн», Польши — операция «Вейс», Югославии и Греции — операция «Марита» и др.).
Подготовка агрессивной войны заключается в совершении действий, обеспечивающих реализацию соответствующих планов начала и ведения войны. Они могут состоять в передислокации вооруженных сил, проведении специальных разведывательных операций, наращивании производства военной техники, увеличении количества подразделений действующей армии, создании новых армейских подразделений (например, в ходе Второй мировой войны на стадии подготовки формировались специальные подразделения для массового убийства людей — «эйнзацкоманды» и спецчасти для повсеместного грабежа — штаб «Ольденбург» и т.д.).
Под развязыванием агрессивной войны понимается совершение конкретных действий по ее началу и осуществлению первого акта агрессии. В решениях Генеральной Ассамблеи ООН (и проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества) приводится перечень возможных проявлений агрессии, в который включены:
Из последнего пункта следует, что приведенный перечень не является исчерпывающим. Право квалифицировать деяние как агрессию принадлежит Совету Безопасности ООН, причем любое его определение наличия акта агрессии имеет обязательную силу для национальных судов.
Состав преступления, предусмотренного ст. 353 УК, формальный. Оно признается оконченным с момента совершения любого из указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы действий.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что своими действиями осуществляет планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желает совершить эти действия. Мотивы и цели могут быть различными, и на квалификацию содеянного не влияют.
Субъектом этого преступления может быть лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ.
Часть 2 ст. 353 УК устанавливает уголовную ответственность за наиболее опасную форму совершения анализируемого преступления — ведение агрессивной войны. В отличие от развязывания войны, представляющей собой начало осуществления акта агрессии, ведение предполагает широкомасштабные операции военного характера, связанные, как правило, с реализацией преступных планов, разработанных в стадии планирования и подготовки. Можно согласиться с мнением, что ведение агрессивной войны является самостоятельной формой рассматриваемого деяния. Данное преступление относится к длящимся и совершается на протяжении более или менее длительного периода.
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК). Непосредственным объектом преступления является мирное сосуществование государств и народов.
Объективная сторона характеризуется совершением действий, состоящих в обращениях к неопределенному числу лиц с целью убедить их в необходимости развязывания агрессивной войны (осуществления одного из актов агрессии против другого государства). Призывы могут выражаться в устной, письменной или любой иной форме и обязательно должны быть публичными.
Публичность в данном случае означает их совершение в присутствии значительного числа лиц либо в расчете на их ознакомление с подобными призывами впоследствии (например, наклеивание плакатов, лозунгов, распространение листовок соответствующего содержания).
В отличие от подстрекательства к развязыванию агрессивной войны публичные призывы носят общий характер и не связаны с психологическим или иным воздействием непосредственно на волю конкретного лица, которое может выступать субъектом развязывания агрессии.
Состав анализируемого преступления относится к числу формальных. Оно окончено с момента совершения описанных действий независимо от дальнейшего развития событий и наступивших при этом последствий. Если в результате призывов какое-либо официальное лицо совершило действия по развязыванию агрессивной войны, оно несет самостоятельную уголовную ответственность по ст. 353 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что публично призывает к совершению действий по развязыванию агрессивной войны, и желает поступать таким образом.
Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет (независимо от его гражданства).
В части 2 ст. 354 УК к числу квалифицирующих признаков данного преступления отнесены использование при его совершении средств массовой информации (опубликование призывов в печати, распространение их с использованием радио- и телепрограмм и др.), а также совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.
Сбыт — это возмездное или безвозмездное отчуждение предмета преступления, передача его любому физическому или юридическому лицу либо государству.
Данное деяние относится к числу преступлений с формальным составом. Оконченным оно признается с момента совершения любого из указанных в законе действий.
Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Военные преступления
Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК). Непосредственным объектом преступления является добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий, имеющее целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.
Статус «войны» с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, и в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Поэтому, несмотря на то что в названии ст. 356 УК используется термин «средства и методы ведения войны», в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам. Следует также иметь в виду, что согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. и Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением одного из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Действующие в международном праве правила обращения с военнопленными и гражданским населением во время войны и вооруженных конфликтов определены в Женевских конвенциях 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).
Под военнопленными в соответствии с нормами международного права понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:
К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственно участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающих личного участия в этих действиях).
В условиях морской войны к гражданскому населению приравниваются команды и пассажиры торговых и пассажирских судов воюющих и нейтральных стран.
Депортация гражданского населения, запрещенная Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны, означает насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.
Под разграблением национального имущества следует понимать осуществляемые в больших масштабах действия по произвольному разрушению, присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью, расхищение его различными способами, обращение в собственность оккупирующей стороны.
Наиболее опасной формой совершения анализируемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ.
Одним из обязательных объективных признаков рассматриваемого преступления является особая обстановка его совершения — обстановка вооруженного конфликта. В международном праве такие конфликты делят на два вида. Международный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства. Под вооруженным конфликтом немеждународного характера понимается столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо государства.
Состав преступления относится к числу формальных, поэтому преступление признается оконченным с момента совершения любого из перечисленных в диспозиции данной нормы действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что применяет в вооруженном конфликте запрещенные средства и методы (в форме жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения и др.), и желает совершить такие действия.
Субъектом данного преступления может выступать вменяемое лицо, входящее в состав участников вооруженного конфликта и достигшее возраста 16 лет.
Преступления против человечности
Геноцид (ст. 357 УК). В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 96 (I) объявила геноцид преступлением, нарушающим нормы международного права и противоречащим духу и целям ООН. В 1948 г. была принята, а в 1951 г. вступила в силу Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни национальных, этнических, расовых или религиозных групп. Дополнительными объектами следует считать жизнь и здоровье людей. Национальной группой считается связанная с принадлежностью к определенной нации группа людей независимо от территории ее проживания. Нация представляет собой исторически сложившуюся группу людей, характеризующуюся общностью языка, психического склада и культуры, территории проживания и другими особенностями быта и традиций. Под этнической группой понимается исторически возникший вид устойчивой социальной группы людей, представленной племенем, народностью, нацией. Расовой группой называется общность людей, характеризующаяся определенной совокупностью внешних признаков (цветом кожи, волос, глаз и т. д.) и другими исторически сложившимися особенностями. Религиозная группа — общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе.
Объективная сторона геноцида характеризуется действиями, направленными на полное или частичное уничтожение национальной этнической, расовой или религиозной группы в одной из предусмотренных диспозицией ст. 357 УК форм:
а) убийство членов такой группы;
б) причинение тяжкого вреда их здоровью;
в) насильственное воспрепятствование деторождению, т. е. принятие мер, способных ограничить или полностью прекратить процесс рождения детей среди членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы (принудительные стерилизация, кастрация, принуждение к аборту, к использованию противозачаточных средств и т.д.);
г) принудительная передача детей, т.е. их насильственное изъятие у родителей и передача членам другой национальной, этнической, расовой или религиозной группы;
д) насильственное переселение, т. е. насильственное перемещение всей или части группы за пределы территории их проживания;
е) иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов группы.
Состав анализируемого преступления является формально-материальным. Некоторые формы его совершения предполагают наступление соответствующих последствий (смерть, тяжкий вред их здоровью). Геноцид, совершаемый в других формах, признается оконченным в момент совершения действий, направленных на достижение указанных в законе целей, даже если эти цели не были достигнуты и последствия (в виде уничтожения данной группы людей, прекращения деторождения в их среде и т.п.) не наступили.
Субъективная сторона геноцида характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что совершает действия, направленные на уничтожение в одной из перечисленных в ст. 357 УК форм этнической, национальной, расовой или религиозной группы людей, и желает совершить такие действия. Одним из обязательных субъективных признаков геноцида является цель — полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Наличие такой цели отличает геноцид от некоторых преступлений против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и некоторых форм преступления, предусмотренного ст. 356 УК. От применения запрещенных средств и методов ведения войны геноцид отличается еще и тем, что его совершение не связано с наличием военного конфликта.
Субъектом геноцида может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Экоцид (ст. 358 УК). Опасность экоцида заключается в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо регионе способно вызвать негативные изменения в других, иногда далеко расположенных местностях.
Конвенцией против экоцида считается Конвенция 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В дальнейшем были заключены и другие многосторонние и двусторонние договоры о взаимодействии в области экологии (Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха, Конвенция 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий, Конвенция 1991 г. об оценке воздействия на окружающую природную среду в трансграничном контексте и др.). В соответствии с этими международно-правовыми документами в УК включена ст. 358, предусматривающая ответственность за экоцид.
Непосредственным объектом экоцида является экологическая безопасность человечества.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями, совершенными в одной из альтернативно указанных в ст. 358 УК форм:
Под растительным миром понимается совокупность растительных сообществ (фитоценозов) страны или региона, экологически взаимосвязанных между собой условиями окружающей среды.
Животный мир представляет собой совокупность всех видов диких животных, обитающих на территории страны или ее региона и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Атмосферой считается газообразная оболочка над территорией Земли, состоящая из смеси азота, кислорода, аргона и других элементов, а также воды во всех ее состояниях.
Водные ресурсы составляют запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.
Экоцид относится к преступлениям с формально-материальным составом. Некоторые его формы признаются оконченными с момента наступления соответствующих последствий.
Например, уничтожение растительного или животного мира предполагает прекращение вида или совокупности видов и форм растительных сообществ или живых организмов или животных (массовым такое уничтожение признается, если оно распространяется на большое число или на неограниченный круг растительных сообществ). Отравление атмосферы или водных ресурсов также предполагает изменение их состояния вследствие насыщения вредными веществами.
Совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, может выразиться в любой производственной, исследовательской, экспериментальной и иной деятельности человека, которая при несоблюдении мер предосторожности может повлечь необратимые, опасные для человечества изменения в окружающей природной среде (экологическую катастрофу). Такая катастрофа может выразиться в серьезном нарушении относительной устойчивости видового состава живых организмов, их численности, продуктивности, в нарушении сезонных изменений и т. д.
Экоцид признается оконченным как при наступлении экологической катастрофы, так и при возникновении реальной опасности ее наступления.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный осознает, что совершает массовое уничтожение растительного или животного мира, отравляет атмосферу или водные ресурсы либо иные действия, грозящие экологической катастрофой, предвидит неизбежность или возможность наступления последствий в виде такой катастрофы и желает причинить их либо сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично.
Субъектом экоцида может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Посягательство на причины правового регулирования вооруженных конфликтов
Наемничество (ст. 359 УК). Устав ООН определяет обязательство каждого государства воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
Содержание понятия «наемник» раскрывается в ст. 47 Дополнительного протокола I «О международном вооруженном конфликте» к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., а также в Конвенции о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. Согласно указанным международно-правовым документам наемником признается лицо, которое:
Наемник не имеет права на статус комбатанта и военнопленного. Он привлекается к уголовной ответственности по законам захватившего его государства.
Перечисленные признаки международно-правового определения восприняты российским законодательством и легли в основу сформулированного в примечании к ст. 359 УК понятия наемника.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение принципов правового регулирования вооруженных конфликтов в целях их максимально возможной гуманизации.
Объективная сторона наемничества характеризуется совершением одного из перечисленных в диспозиции анализируемой нормы действий:
Наемничество относится к преступлениям с формальным составом. Оно считается оконченным с момента совершения одного из вышеописанных действий.
Субъективная сторона наемничества характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что осуществляет действия по вербовке, обучению, финансированию или иному материальному обеспечению наемника либо использует его в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает совершить такие действия.
Субъектом данного преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Часть 2 ст. 359 предусматривает два квалифицирующих признака рассматриваемого преступления:
1) использование виновным при совершении преступления своего служебного положения (в этом случае субъектами преступления могут быть должностные лица, государственные и муниципальные служащие, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях);
2) совершение наемничества в отношении несовершеннолетнего (вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, а также использование в вооруженном конфликте или в военных действиях в качестве наемника лица, не достигшего 18-летнего возраста).
Часть 3 ст. 359 УК содержит самостоятельный состав преступления, связанный с наемничеством.
Объективная сторона этого преступления характеризуется действиями, состоящими в личном участии лица в вооруженном конфликте или военных действиях. В число обязательных объективных признаков также включается обстановка военных действий или вооруженного конфликта. Состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК, является формальным. Оно окончено с того момента, как лицо, завербованное в качестве наемника, совершает действия, состоящие в его непосредственном участии в планировании или проведении боевых действий и военных операций.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что участвует в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях, и желает действовать таким образом. Обязательным субъективным признаком в данном случае является цель — получение лицом материального вознаграждения за свое участие в вооруженном конфликте или военных действиях.
Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника. Понятие наемника, законодательно определенное в примечании к ст. 359 УК, практически совпадает с рассмотренным ранее международно-правовым определением.
Посягательство на неприкосновенность лиц и учреждений, пользующихся международной защитой
Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК). Эта норма создана во исполнение Конвенции 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие охрану лиц и учреждений, пользующихся международной защитой. К ним относятся работники дипломатической, консульской или внешнеторговой служб, сами эти службы, а также некоторые общественные организации и их представители, которые в соответствии с международными соглашениями пользуются международной защитой (например, представители международных организаций и международных благотворительных обществ).
Дополнительным объектом преступления могут быть личная неприкосновенность, здоровье, честь и достоинство указанных лиц.
Объективная сторона преступления в данном случае характеризуется активными действиями, состоящими в нападении, т.е. в открытом или скрытом неожиданном агрессивно-насильственном воздействии на определенные законом объекты или лицо.
Объектами нападения, наказуемого по ст. 360 УК, могут быть:
Нападение может быть сопряжено и с угрозой немедленного применения насилия.
Нападение на служебные и жилые помещения выражается в незаконном вторжении, погромах, поджогах этих помещений, уничтожении или повреждении находящегося в них имущества.
Нападение на транспортные средства может состоять в их уничтожении, повреждении или угоне.
Убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью лиц, подвергшихся нападению, не охватывается составом рассматриваемого преступления и нуждается в дополнительной квалификации.
Состав преступления является формальным. Преступление признается оконченным с момента начала нападения.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер совершаемых действий, их направленность против лиц и учреждений, которые пользуются международной защитой, и желает совершить такие действия.
Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Часть 2 ст. 360 УК в качестве квалифицирующего признака данного преступления предусматривает специальную цель нападения — спровоцировать войну или осложнить международные отношения.