что такое прекрасная дама
прекрасная дама
Смотреть что такое «прекрасная дама» в других словарях:
Прекрасная Дама — объект куртуазной любви рыцаря, образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыцарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение… … Термины гендерных исследований
Прекрасная Дама — Прекр асная Д ама (лит. персонаж) … Русский орфографический словарь
ДАМА — 1. (д. и Д.) СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ Загл. АБ901 02 (I,74); Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. АБ902 (I,232); У дверей Несравненной Дамы Я рыдал в плаще голубом. АБ903 ( … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
ПРЕКРАСНАЯ — (в сочет.: Прекрасная Дама) СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ Загл. АБ901 02 (I,74); Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. АБ902 (I,232); Так у него нет мамы? Есть. Только ему нипочем: Ему… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
дама — I. ДАМА I ы, ж. dame f., > пол. dama. 1. Женщина, принадлежащая к привилегированным сословиям; госпожа. Сл. 18. Знатной фамилии дам, или госпожа. Матвеев Зап. 96. <дворяне> многия одно дворянство вспоминают, Не помня что от баб рожденных … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДАМА — См. также Женщины. ♠ ♥ Карточная дама вас ожидает знаменательное событие: червовая дама вы на пороге удивительного романтического путешествия; бубновая дама деловой партнер, которого вы так ищите, сам проявит к вам интерес; крестовая дама … Большой семейный сонник
Прекрасная Маргарет — Fair Margaret Жанр: исторический роман Автор: Генри Райдер Хаггард Язык оригинала: английский Год написания … Википедия
Дама с горностаем (картина, Леонардо, ок.1484) — Леонардо да Винчи Дама с горностаем, 1489–1490 гг. Dama con l ermellino Дерево, масло. 54 × 40 см Музей Чарторыйских, Краков «Дама с горностаем» (итал … Википедия
Дама с горностаем — Леонардо да Винчи Дам … Википедия
Кем стала Прекрасная Дама? Часть 1
Прекрасная Дама весьма почтенного возраста. Родом из Прованса, родной язык — ланг д’ок, ныне очень мало используемый. Местожительство — замок. Происхождение — знатное. Семейное положение — замужем.
Кто только о ней не писал! Сначала ее воспевали трубадуры. Потом — символисты. Блестящая, но тонкая и глубокая сатира была дана Сервантесом. Затем Прекрасную Даму по косточкам разбирали философы, культурологи — начиная с Энгельса. Не забыт этот образ и в наше время, правда, претерпел значительные изменения.
Ее истоки многие видят в трактате Овидия «Искусство любви», затем в христианском представлении о Деве Марии — как основе духовного чувства, кто-то говорит и об арабской мистической философии.
Язык, на котором писались стихи и песни Прекрасной Даме, моментально стал культивироваться в Италии и Испании, во многих областях став чуть ли не единственным литературным языком. Кроме придворных, были ведь и странствующие трубадуры, разносили они свои творения по всей Европе. Прекрасную Даму воспевали не на вечной латыни, а на разговорном языке.
Разные по социальному составу трубадуры — и представители аристократии, и незнатные рыцари, и простолюдины, и даже монахи (с разрешения церкви, конечно), — все они с большой охотой стали поклонниками экзальтированного культа Прекрасной Дамы. Любовь выступала уравнителем социальных различий.
Какой была Прекрасная Дама? Ведь она совершила удивительное превращение из средневековой женщины, жившей по законам Римского права, оговаривающего обязанность рожать детей, в предмет поклонения. И вдруг — некий туманный идеальный образ.
Конечно, Прекрасная Дама стала совершенной. И душой, и телом. Причем, иногда Дама выбиралась рыцарем, который даже ее не видел. (А ведь такие истории, действително, случались: вот некий трубадур Джуафре Рюдель влюбился в принцессу Триполитанскую, отправился ее повидать, заболел, слег совсем. Дама пришла, заключила его в объятия, он ее узнал, возблагодарил и умер на руках. Дама благородна, поэтому делает единственное возможное — хоронит с почестями и уходит в монастырь…)
Но даже если трубадур вообще не видит своей Дамы, она все равно Прекрасна: у нее были золотые волосы, изящный нос, выразительные глаза, красивые «круглые руки», перси, ланиты, уста цвета пурпура, а уж улыбка! — и прочие прелести. Воспевается чувственная красота, вспоминаются ангелы и небеса. Главное ведь — это трепетное обожание, служение и защита избранницы. Лучше бы ей томиться в башне или подвергаться опасности. И лучше не произносить ее имени: во-первых, у нее обязательно ревнивый муж, во-вторых, тайна делает любовь еще прекрасней. Ведь любовь к Прекрасной Даме запретна… А какая настоящая любовь без непреодолимых преград?
И лучше, если любовь просыпается по весне. Природа ликует, сердце грустит. Но пикантная игра продолжается.
Сначала Прекрасная Дама холодна, но в силу того, что благородна душой, не может оставить без внимания любовь простого рыцаря. Может быть, не сразу. А может — назначить ему испытание. Или пройти четыре стадии — от кандидата до любовника, причем последняя фаза совершенно была не важна, важнее флирт. А трубадуру полагалось быть «лояльным» влюбленным, то есть исполнять все капризы и прихоти своей Дамы, выказывать подчас полную самоотверженность. А также клясться ей в вечной верности. Во имя Прекрасной Дамы можно было провести и рыцарский турнир. Нельзя не учитывать, что детство Прекрасной Дамы прошло в суровом мужском окружении, в замкнутом мире средневекового замка.
К тому же Прекрасная Дама достаточно самостоятельна: в периоды войн, затем в эпоху крестовых походов она вполне научилась управлять имуществом, интриговать при королевских дворах, устанавливать моду. В одиночестве приходилось самой находить себе развлечения, принимать трубадуров и менестрелей, которые, находясь на хлебах принимающей стороны, и воспели первыми куртуазную любовь. Дворцы и замки превратились в центры поэзии.
Романтичный кавалер пришелся как нельзя более кстати. И кавалер оказался талантлив.
Одним из первых трубадуров стал французский герцог Гильом Аквитанский, он же — Гийом IX Трубадур, он же Вийон XII (1071−1127). Прадед Ричарда I Львиное Сердце и одновременно один из родоначальников европейской поэзии. Был он богаче самого короля, но больше всего любил поэзию. Первым он сформулировал и отношение к Прекрасной Даме: служение и поклонение, которое мало общего имело с реальными отношениями в обществе.
При дворе его внучки, королевы Элеоноры Аквитанской (соответственно, матери Ричарда Львиное Сердце) — «Золотой орлицы», куртуазная любовь и поклонение Прекрасной Даме приобрели невероятный размах. Сама — удивительная красавица, стала она музой трубадуров, особенно французского поэта Бернарда де Вентадорна (около1150−1180). (Коль не от сердца песнь идёт, Она не стоит ни гроша, А сердце песни не споёт, Любви не зная совершенной. Мои кансоны вдохновенны — Любовью у меня горят И сердце, и уста, и взгляд).
И именно при ее дворе получили распространение «Суды Любви» — что-то вроде женского клуба, где дамы выслушивали поэтов, выносили вердикт, а также обсуждали поведение влюбленных и даже супругов. Это были весьма серьезные разбирательства в области «любовного права», разве что смертных приговоров не выносилось…
Также при дворе Элеоноры впервые появляется прототип будущего героя знаменитой поэмы — Тристан. Какой-то бретонский сказитель донес легенду, ставшую всем известной любовной сагой.
Была Элеонора и властительницей моды: она ввела боковую шнуровку платья, шлейфы, длинные рукава. Но Элеонора была не только красавицей, а и вообще неординарной женщиной. Вышла замуж первый раз — муж стал королем (Людовиком VII Молодым). Уже королевой Франции она отправилась с мужем в крестовый поход, проделав весьма немалый путь через всю Европу, Византию и вражескую Малую Азию.
Вышла замуж второй раз — муж стал королем (уже Англии — Генрихом II Плантагенетом). Историки говорят, правда, что Столетняя война тоже могла начаться из-за ее огромного приданого…
И родила шестерых детей (один из которых король-трубадур Ричард Львиное Сердце), и в тюрьме просидела 16 лет, и в монастырь уходила, и умерла в 86 лет. Ну как не воспеть такую женщину!
А ее дочь — Мария Шампанская — сама стала поэтессой и Прекрасной Дамой поэтов. Она же вдохновила Кретьена де Труа на написание романа о знаменитом рыцаре Ланцелоте.
Старопрованское искусство трубадуров начало приходить в упадок с началом альбигойских войн — крестовыми походами севера Франции против ее же юга (договорились до того, что Прекрасная Дама — суть иносказательное название секты катаров…).
Но Прекрасная Дама живет по сию пору, уже около тысячи лет. Она меняла имена, изменялась внешне, преобразилась в загадочную Незнакомку, переставала быть идеалом, над ней подшучивали, но, главное, ее помнят. И об этом — здесь….
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906, Озерки
Распечатывая для чтения на одном из поэтических вечеров знаменитое стихотворение Блока «Незнакомка», я обратил внимание на одну интересную деталь, прежде мною не замеченную: в стихотворении есть «скрытый» период, анафора. «И каждый вечер…». Честно говоря, я всегда думал, что рассказывая нам о видении чуда, поэт говорит о нём как о единичном явлении. Поскольку чудесное не может повторяться! Иначе оно рискует лишиться своего ореола! У меня есть все основания предполагать, что «Незнакомка» Блока прочитана неверно. Что только ни писали исследователи об этом стихотворении!
«Незнакомка» имела небывалый успех. Людям казалось, что поэт рассказывает о своем зазеркалье, о том, что не подвластно воображению обычного человека, даже в состоянии алкогольного опьянения. Но сам Блок позже объяснял свой шедевр иначе. В статье «О современном состоянии русского символизма» он пишет: «Незнакомка. Это не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового… Если бы я писал картину, я бы изобразил переживания этого момента так: в лиловом сумраке необъятного мира качается огромный белый катафалк, а на нём лежит мёртвая кукла с лицом, смутно напоминающим то, которое сквозило среди небесных роз». Такое вот авторское развенчание черной магии романтизма.
Мистика, на мой взгляд, заключена в самой судьбе поэта: красивый мужчина, Блок, тем не менее, был не очень счастлив в любви. Но именно такая жена, как Люба, вкупе с жертвенным стоицизмом и фатализмом Блока, и смогла сделать его великим русским поэтом. По этому поводу вспоминается история с Ксантиппой и Сократом. Будь Сократ счастлив с Ксантиппой, он не стал бы величайшим философом. Хотя и сам Блок, пожалуй, был в этом смысле небезгрешен. Не каждая дама вынесет то, что в ней любят не её саму, а её эманацию, некий навеянный ею отвлеченный образ идеальной женщины! Однако что-то мне подсказывает, что дело было не в Любе и вообще не в женщинах. Поэт, ищущий в жизни страдания, всегда их найдёт. Потому как жизнь испещрена и напичкана этими самыми страданиями. Блок находил в страданиях квинтэссенцию жизни и почти бессознательно к ним стремился, с самого раннего возраста.
Для понимания подлинного облика Блока важно понимать, что он не развивался, подобно некоторым его младшим современникам, «от сложного – к простому» или, наоборот, «от простого – к сложному». Поэт явился в этот мир с уже готовым опытом и даже уставшим от жизни. Вот что пишет девятнадцатилетний Блок:
Каждый вечер, лишь только погаснет заря,
Я прощаюсь, желанием смерти горя,
И опять, на рассвете холодного дня,
Жизнь охватит меня и измучит меня!
*Dolor ante lucem – Предрассветная тоска (лат.)
Жизнь, по большей части, не радует, а мучает поэта, и эта мысль проходит красной нитью сквозь многие стихотворения. Выяснить истинные причины этого душевного состояния великого поэта мне, будучи человеком совершенно иного склада ума, достаточно сложно. Возможно, поэт слишком сблизился с так называемым «тонким» миром. Возможно, Блок просто жил по принципу «чем хуже, тем лучше». Ведь это он однажды воскликнул устами своего героя: «радость – страданье одно!» О жизни Блока написано много псевдокритики. В советское время Блока-мистика как-то надо было выставить реалистом. Но и в новейшее время исследователи творчества Блока порой говорят странные вещи! Когда герой «Незнакомки» по дороге в ресторан встречает катающихся на лодках людей и брезгливо от них отворачивается, критики пишут, что таким образом поэт-романтик протестует против мещанского быта(!). Ну какое же это мещанство? Любая девушка романтично мечтает о дне, когда возлюбленный покатает её на лодке! Нельзя забывать, что Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. И надо очень постараться, чтобы питерские каналы, напоминающие Венецию, обозвать «канавами». Но всё легко объясняется эффектом «дежа вю», каждый день преследовавшим поэта.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Эти строки он напишет спустя шесть лет. Но фактически они присутствуют уже в «Незнакомке»:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
…И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирён и оглушён.
…И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Писать о Блоке сложно ещё и потому, что в нём помещались и мистик, и реалист, и символист, причём всё это у него тесно переплетено в одно целое, в монолитную, нерасщепляемую глыбу. «Мистический реалист» – так можно сказать об Александре Блоке.
«Символист уже изначала теург, т. е. обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою».
«…океан – моё сердце, всё в нём равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров (мгновенье, остановись!). Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством». Александр Блок.
История создания цикла
Название будущему циклу Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме» дал В. Брюсов в 1903 году, когда в альманахе «Северные цвета» были напечатаны первые 10 стихотворений поэта. Осенью 1904 был опубликован отдельный сборник ранних стихов с этим же названием. Второе издание сам Блок назвал трилогией. Первый том, вышедший весной 1911 года, содержал 300 «Стихов о Прекрасной Даме», которые были расположены в хронологическом порядке по году написания.
В 1916 году в издательстве «Мусагет» вышло собрание сочинений в четырех томах. Блок заново пересмотрел цикл, убрал отдельные стихотворения и внес другие, не вошедшие в ранние издания. В первый том вошли 3 рубрики:
В последнем прижизненном издании поэта в 1922 году в цикле было 164 стихотворения, разделенных на 6 частей по месту и времени написания. Прекрасная Дама в лирике Блока — это образ самой умной и прекрасной для него женщины — Любови Менделеевой, дочери известного ученого. Их взаимоотношения были непонятны окружающим. Его любимая женщина хотела реальной, земной любви и мечтала о настоящих поцелуях. Поэт же считал плотские утехи пороком. По его мнению, они мешают слиянию родственных душ, и физическая близость может быть только с женщиной легкого поведения.
Молодые люди были знакомы с юности, симпатизировали друг другу, потом их пути на какое-то время разошлись. Когда судьба их снова свела, решили, что это им послано свыше, поженились, но семейная жизнь не дала им настоящего счастья. Он настолько ее внешний облик и характер идеализировал в стихах, что не видел рядом с собой настоящую интересную личность.
Брак Блока и Менделеевой Соловьев назвал священной мистерией, которая могла бы подарить миру очищение. Но Любовь не верила в эту заоблачную женственность и одухотворенность, она хотела земного женского счастья.
Интерпретация женского образа
Появление в ранних стихах Александра Блока лейтмотива совершенной женской красоты критики и исследователи творчества поэта связывают с символизмом и учением Владимира Соловьева о Вечной Женственности. Именно она, согласно концепции, должна обновить и возродить мир. Любимая в его стихах Святая, Пречистая Дева, символ целомудрия и рыцарского преклонения. Она для него — Божество, для которого недоступны земные страдания, а он, лирический герой и двойник поэта — вечный раб, служащий своей царице: «безвестный раб, исполнен вдохновенья, Тебе поет».
Все таинства, совершающиеся в природе, — только для Нее, и днем, и ночью любимого преследует Ее «белая тень». Предмет поклонения поэта бесплотен, образ женщины не предполагает ничего земного. Он называет ее лучезарной, несказанной, озаренной. Однако в некоторых поэтических сочинениях образ Прекрасной Дамы прорисован более осязаемо и конкретно, без всякого намека на мистические сравнения: «Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?». Здесь видится уже вполне земная женщина, и автор даже не употребляет в отношении ее заглавные буквы, как раньше.
После цикла ранних стихов образ женщины в поэзии Блока претерпевает изменение. Прежняя героиня цикла все так же недосягаема для земной любви. Более зрелые стихотворения поэта рисуют уже новый образ. Он по-прежнему идеален и воплощает свет и небесную красоту. Но вдруг этот ангел падает на землю, истекая кровавой звездой. Героя это явление огорчает, но когда он подходит к своей возлюбленной, видит, что она все так же очаровательна и мила.
Так возникает на страницах блоковских стихов образ другой героини — Незнакомки, которая, как ангел, сошла на землю. В одном из произведений девушка, как космическое тело, падая с небес, соединяет небо и землю: «Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор. Меж землей и небесами вихрем поднятый костер». Мистический ареал Вечной Жены перерастает в облик романтической Незнакомки, вынужденной прозябать в грязной и пошлой земной обстановке.
Противопоставление мрачной обыденности пригрезившемуся во сне или спьяну образу воздушной красавицы позволяет читателю увидеть стихотворение «Незнакомка». Ответ самого поэта звучит трагически: «Ты право, пьяное чудовище!».
Он осознает, что идеальной любимой быть не может, идеал недоступен для земного жителя, и он вынужден смириться с этим. Так происходит эволюция женских образов в произведениях Блока: Дамы Сердца — Вечной Жены — падшего ангела — Незнакомки.
Разборы на уроке
В системе уроков литературы в 11 классе самый первый посвящен краткому обзору ранней лирики Блока и характеристике образа Прекрасной Дамы, который позволяет рассматривать связь поэта с символизмом на первом этапе творчества. Учитель, используя выполненную кем-то из учащихся презентацию, напоминает о жизненных перипетиях Блока. Видя в предстоящей революции темноту и хаос, Блок увлекается философией Соловьева, и спасение родины видит в Чистой Душе и Вечной Женственности.
Слушается в записи стихотворение «Бегут неверные дневные тени», которое входит в знаменитый цикл. Школьники отвечают на вопросы:
Можно создать игровой сюжет «Поэт и Прекрасная Дама», где используются письма поэта к Любови Менделеевой, в которых не только признания в любви, но и откровения по поводу средств изображения его Возлюбленной.
Учитель рассказывает о цикле, предложив детям заполнить таблицу об эволюции женского образа.
Прекрасная Дама в лирике Александра Блока
Первый лирический сборник Блока, давший поэту известность, – “Стихи о Прекрасной Даме”. По композиции он был создан подобно роману с завязкой, развитием действия, апогеем и развязкой. Главные герои данного романа – поэт со своей любимой, взаимоотношение между ними обусловливаются поклонением рыцаря своей даме сердца. Весь цикл стихотворений связан общностью смысла.
Чаще всего в одном стихотворении нам слышится голос лирического героя, а в другом – героиня отзывается ему.
Действие разворачивается на фоне пейзажей русской
Блок переводил в символический план все богатство переживаемых им чувств к Любови Дмитриевне Менделеевой. Мотив встречи лирического героя и Прекрасной Дамы необычайно сложен и противоречив. Он выражается в страшном ожидании этой встречи и боязни разрушить идеал, огрубить мечту при прикосновении к ней. Замечательным в этом отношении является стихотворении “Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо…”, которое предваряется эпиграфом: “И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя”.
В стихотворении описаны чувства лирического героя – молодого
Это извечный для романтиков конфликт идеала и действительности.
В стихотворении ярко выражена динамика чувств, переживаемых лирическим героем. Сначала показано рождение предчувствия появления Прекрасной Дамы, это предчувствие постепенно усиливается. Лирический герой уже уверен в приближении Прекрасной Дамы:
“Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя”.
Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, – так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии, которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”.
И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.
Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл.
Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.
Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но, только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней.
Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” – существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к той, которая “течет в ряду иных светил”.
Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств:
Твоих страстей повержен силой,
Порой – слуга; порою – милый;
Здесь соединяются чувство ожидания, веры в приближение Идеала и страх разрушения его при столкновении с реальностью. Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе ожидания Идеала и страха перед его изменением, преображением в действительности.
Стихотворение “Предчувствую тебя. Года проходят мимо…” рождает чувство трепета перед нестерпимой силой влечения лирического героя к своему идеалу, жаждой достичь его и трагической невозможностью осуществления мечты. Так звучит и поэтический итог, идея цикла “Стихов о прекрасной Даме” в целом. Мотив обмана, ошибки или сомнения станет сопровождающей мелодией всего творчества Блока:
“На белом холодном снегу
А думал, что с ней в лугу
Средь белых лилий ходил”.
Результатом нахождения лирического героя в окружении Прекрасной Дамы становится вместе с тем и драматическое колебание в реальности идеала, и преданность ясным юношеским упованиям на будущую безраздельность пристрастия, любви и счастья, на предстоящее обновление общества. Существование героя в обществе Прекрасной Дамы, его приверженность в любви к ней вынудили молодого рыцаря отречься от альтруистических влечений, победить собственную нелюдимость и разобщение с окружающей средой, навеяли жажду созидать добро, доставлять окружающим его людям благо.
Абсолютно во всех произведениях сборника открывается необыкновенная одухотворенность лирического героя и самого поэта, изысканность души, постоянное желание увидеть истину бытия, достигнуть высших целей. И влюбленность выглядит как сила, обогащающая ощущение бытия, ее утрата оборачивается концом.