что такое представления в экологическом воспитании
Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников»
ОЛЕСЯ ОТРЯСКИНА
Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников»
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
Мир вокруг нас очень быстро меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать очень важной. Именно экологическое воспитание формирует человеческое отношение к природе. Ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Актуальностью экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.
Задачи экологического воспитания:
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Моя педагогическая идея:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
В работея использую такие методы:
— Экологические занятия.
— Экологические экскурсии.
-Экологические праздники.
— Экологические конкурсы.
— Обсуждение и обыгрывание ситуаций.
В своей работе я провожу систему игр
1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих,законов его развития:
2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов) :
«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».
3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:
«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если?»,
«Береги природу!» и так далее. взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Результативность опыта:
Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои дети с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Дети участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в конкурсах, награждены грамотами и благодарственными письмами. детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.
Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.
Опыт работы логопеда Учитесь играя! Эта идея увлекала многих педагогов. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным.
Опыт моей любимой работы Я работаю в Королёвском социально-реабилитационном центре «Забота». Мне хотелось бы поделиться своими идеями и опытом с педагогами по работе.
Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ Актуальность и перспективность. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью.
Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.
Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.
Опыт работы. «Театрализация». Театральная деятельность в детском саду всегда вызывает интерес, но и некоторые затруднения у воспитателей. Педагог должен быть знаком с.
Опыт работы в ГКП В октябре 2015 года в нашем саду была открыта группа кратковременного пребывания (ГКП) для детей в возрасте от 2 до 3 лет. Эта группа носит.
Экологическое воспитание дошкольников
Педагогическая статья «Экологическое воспитание дошкольников»
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Наш опыт заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Цели и задачи экологического воспитания.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач в воспитании, обучении и развитии ребёнка:
• формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями.
• развивать познавательный интерес к миру природы.
• воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы.
• формировать умение и желание сохранять природу.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Центре науки» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры.
Развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы.
В уголке природы дети с помощью воспитателярегулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, на речку и т. д.
«Экскурсия на речку»
Задачи: 1. продолжать учить детей замечать те изменения, которые произошли на водоеме осенью Формировать у детей представления о водоеме, как о сообществе водных и наземных растений и животных.
2. Рассказать о типичных представителях фауны пруда.
3. Формировать эстетическое восприятие- учить детей видеть красоту водоема (много воды, вода блестит на солнце, по берегам растут травы и цветы).
4. Формировать связанную речь,активизировать словарный запас за счет слов: водомерка, камыш, головастик; пополнить его новыми названиями растений.
Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. МЫ, как воспитатели, должны помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять.
На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его.Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Луг для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили,что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней. Цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик –живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга.
С ребятами мы выяснили,что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.
В своей работе с детьми мы используем такую форму работы как проект.
Проект «От семечка к семечку».
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов.
• учить правильно ухаживать за растениями.
• дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
• развивать познавательные и творческие способности детей.
• формировать осознанно-правильное отношение к природе, к труду человека.
Проект «Цветочный калейдоскоп».
Цель: знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.
• углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
• учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
• упражнять в классификации цветов,закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
• закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках творческих работах.
• формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами
• воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я провела ряд экологических акций: «Покормите птиц зимой» «Посади дерево». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе.
Для систематизации полученных знаний мы используем чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» 1-сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре. 2- сл. Несомненно, экологическое воспитание необходимо.
Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: «Экологическое воспитание дошкольников» Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников».
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» В сегодняшней жизни важной задачей общества является формирование экологической культуры.
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников-это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на.
Экологическое воспитание дошкольников Экологическое воспитание дошкольников. Одной из насущных задач, которую ставит перед обществом современный мир — это экологическое воспитание.
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Детьми.
Экологическое воспитание младших дошкольников Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении следует с момента прихода детей в ясельную или первую младшую. Главным обстоятельством.
О понятии экологических представлений у детей
Считается, что впервые термин «экология» был введен в 19 веке. Первым его использовал в своих трудах Эрнест Геккель. Это понятие имеет древнегреческие корни и переводится на русский «наука о доме». Ученый употреблял это понятие в значении «наука, исследующая взаимодействия живых существ на природу».
Сегодня не существует единого мнения о том, что такое «экология». Однако все исследователи соглашаются друг с другом в том, что экология должна изучать взаимосвязи, которые формируются между живыми существами и природой, причем влияние человечества на природу изучается наиболее внимательно.
Под представлениями будем понимать отражения природного мира, образ, который основан на характерных признаках изучаемого явления или предмета. Когда речь идет о представлениях, подразумеваются именно те явления или предметы, которые в данный момент уже не действуют на органы чувств, но хранятся в памяти личности.
Теперь объединим эти два термина и получим новый: «элементарные экологические представления». Под ним мы будем подразумевать информацию об имеющихся между животными и растениями взаимосвязей с их средой обитания, способов приспособленностей этих организмов к природе, о человеке, являющимся частью природы, о загрязнении природы и использовании природных ресурсов.
Взгляды исследователей на элементарные экологические представления у детей
Согласно С.Н. Николаевой, под экологическими представлениями следует понимать обобщенное представление о существующих в природе явлений и объектов, образуемых между ними сложных связей, которые характеризуют экосистемы и сообщества в целом.
Согласно Д. Н. Кавтарадзе под экологическими представлениями нужно понимать знания на экологическую тематику, которым необходимо обучить каждого ребенка.
Согласно работам Л. В. Кузнецовой, существуют следующие критерия, которые определяют уровень развитости у дошкольников экологических представлений:
Исходя из этой точки зрения, мы можем заключить, что элементарные экологические представления – это представления человека о животных, растениях, о неживой природе и временах года, о том, как все это взаимосвязано между собой.
Проанализировав главные понятия экологии с целью определить сущность и содержание процесса воспитания в дошкольниках экологической культуры, мы делаем вывод о том, что развитие экологических представлений у детей заключается в том, чтобы находить, выделять и запоминать такие связи между явлениями и объектами, существующими в природе, которые можно наглядно продемонстрировать детям.
Элементарные экологические представления — методы формирования
Чтобы развить необходимые элементарные экологические представления у детей-дошкольников, нужно внедрять в обучение те методы, которые основаны на знаниях о природе, и которые позволяют сформировать у ребенка экологическую осознанность, мышление и чувства, побуждающие его заботиться о природе.
Педагог должен так выстраивать свои занятия, чтобы каждый ребенок мог глубоко осознать, насколько важно бережно относиться к природе, как к своей среде обитания. Дети должны уметь испытывать эстетическое наслаждение за наблюдениями за природой и явлениями, что поможет избежать небрежного отношения к миру природы в дальнейшем.
Если мы хотим взрастить в ребенке элементарные экологические представления и экологическую осознанность, необходимо передать ему важнейшие экологические знания и установки по отношению к природному миру.
Согласно работам И.Т. Суравегиной для того, чтобы сформировать элементарные экологические представления у дошкольников, нужно стараться развивать в них чувство ответственности за то, как они относятся к окружающему миру. Это возможно сделать, развивая у них новые формы мышления.
Например, нужно распространять идеи оптимизации использования природных ресурсов, побуждать людей подчиняться принципам использования природы, нужно изучать местность, где обитают люди и стремиться оградить ее от их разрушительного воздействия.
Если у детей будут иметься элементарные экологические представления, то это поможет развить такую систему восприятия мира, которая будет побуждать их беречь природу и стараться разрешить существующий кризис экологии.
Элементарные экологические представления только в том случае будут нести пользу, если воспитанники будут иметь представление о системе «человек-природа».
Для решения поставленной цели, нужно последовательно решать следующие задачи:
Итак, под представлениями будем понимать отражения природного мира, образ, который основан на характерных признаках изучаемого явления или предмета. Под экологическими представлениями подразумевать информацию об имеющихся между животными и растениями взаимосвязей с их средой обитания, способов приспособленностей этих организмов к природе, о человеке, являющимся частью природы, о загрязнении природы и использовании природных ресурсов.
Чтобы выработать правильное отношение у ребенка к природному миру, нужно формировать у него элементарные экологические представления. Это поможет развивать у ребенка рост познавательного интереса, его эстетическое восприятие мира и природы, гуманистическое отношение к миру животных и растений.