что такое предельная численность работников
Что такое предельная численность работников
Обзор документа
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 декабря 2016 г. N 1827/16 «Об установлении предельной штатной численности и месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий)» (с изменениями и дополнениями)
Для обеспечения эффективной работы территориальных органов ФАС России в 2017 году приказываю:
1. Установить с 01 января 2017 года предельную штатную численность и месячный фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) согласно приложению.
2. Руководителям и исполняющим обязанности руководителей территориальных органов ФАС России:
2.1. утвердить с 01 января 2017 года штатное расписание в пределах установленной численности и месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориального органа ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) на 2017 год;
2.2. представить в Управление государственной службы ФАС России и Контрольно-финансовое управление ФАС России не позднее 30 декабря 2016 года копии следующих документов:
— приказа об утверждении штатного расписания территориального органа ФАС России;
— штатного расписания и расчета месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориального органа ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий).
2.3. представлять в течение года копии: приказов об утверждении штатных расписаний, штатных расписаний и расчетов месячного фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориального органа ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) в Управление государственной службы ФАС России и Контрольно-финансовое управление ФАС России в срок не позднее 2-х рабочих дней с даты регистрации приказа об утверждении штатного расписания.
3. Контрольно-финансовому управлению ФАС России (В.Б. Мишеловин) обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего приказа, в пределах средств, выделенных на содержание территориальных органов ФАС России.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы А.В. Доценко.
Приказом ФАС России от 29 декабря 2016 г. N 1914/16 приказ дополнен пунктом 3
3. Руководителю Московского УФАС России (А.Э. Ханян) содержать до особого указания в некомплекте штатную численность в количестве 8-ми единиц с фондом оплаты труда 160,1 тыс. руб.;
Приказом ФАС России от 29 декабря 2016 г. N 1914/16 приказ дополнен пунктом 4
4. Руководителю Татарстанского УФАС России (А.С. Груничев) содержать до особого указания в некомплекте штатную численность в количестве 3-х единиц с фондом оплаты труда 55,6 тыс. руб.
Руководитель | И.Ю. Артемьев |
Приложение
к приказу Федеральной
антимонопольной службы
от 23 декабря 2016 г. N 1827/16
Предельная штатная численность и месячный фонд
оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников территориальных органов ФАС России (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) с 01 января 2017 года
N п/п | Наименование территориального органа | Штатная численность | Месячный ФОТ (тыс. руб.) |
---|---|---|---|
1. | Адыгейское УФАС России | 11 | 215,6 |
2. | Алтайское краевое УФАС России | 31 | 673,9 |
3. | Алтайское республиканское УФАС России | 13 | 353,7 |
4. | Амурское УФАС России | 19 | 545,6 |
5. | Архангельское УФАС России | 26 | 838,8 |
6. | Астраханское УФАС России | 22 | 419,3 |
7. | Башкортостанское УФАС России | 39 | 844,3 |
8. | Белгородское УФАС России | 25 | 474,9 |
9. | Брянское УФАС России | 26 | 493,4 |
10. | Бурятское УФАС России | 16 | 462,3 |
11. | Владимирское УФАС России | 27 | 511,9 |
12. | Волгоградское УФАС России | 32 | 604,5 |
13. | Вологодское УФАС России | 26 | 567,4 |
14. | Воронежское УФАС России | 30 | 567,5 |
15. | Дагестанское УФАС России | 29 | 548,9 |
16. | Еврейское УФАС России | 10 | 295,6 |
17. | Забайкальское УФАС России | 18 | 517,8 |
18. | Ивановское УФАС России | 17 | 326,7 |
19. | Ингушское УФАС России | 9 | 178,5 |
20. | Иркутское УФАС России | 33 | 934,5 |
21. | Кабардино-Балкарское УФАС России | 17 | 326,7 |
22. | Калининградское УФАС России | 21 | 400,8 |
23. | Калмыцкое УФАС России | 10 | 197,0 |
24. | Калужское УФАС России | 17 | 326,7 |
25. | Камчатское УФАС России | 14 | 650,7 |
26. | Карачаево-Черкесское УФАС России | 15 | 289,7 |
27. | Карельское УФАС России | 17 | 539,0 |
28. | Кемеровское УФАС России | 35 | 858,1 |
29. | Кировское УФАС России | 23 | 503,5 |
30. | Коми УФАС России | 20 | 649,8 |
31. | Костромское УФАС России | 15 | 289,7 |
32. | Краснодарское УФАС России | 46 | 863,8 |
33. | Красноярское УФАС России | 47 | 1 323,5 |
34. | Крымское УФАС России | 31 | 586,0 |
35. | Курганское УФАС России | 16 | 354,4 |
36. | Курское УФАС России | 22 | 419,3 |
37. | Ленинградское УФАС России | 31 | 586,0 |
38. | Липецкое УФАС России | 22 | 419,3 |
39. | Магаданское УФАС России | 15 | 724,1 |
40. | Марийское УФАС России | 16 | 308,2 |
41. | Мордовское УФАС России | 17 | 326,7 |
42. | Московское УФАС России | 128 | 2 576,6 |
43. | Московское областное УФАС России | 60 | 1 123,1 |
44. | Мурманское УФАС России | 21 | 881,7 |
45. | Ненецкое УФАС России | 7 | 325,4 |
46. | Нижегородское УФАС России | 58 | 1 086,1 |
47. | Новгородское УФАС России | 18 | 345,2 |
48. | Новосибирское УФАС России | 51 | 1 147,7 |
49. | Омское УФАС России | 35 | 759,1 |
50. | Оренбургское УФАС России | 35 | 759,1 |
51. | Орловское УФАС России | 20 | 382,3 |
52. | Пензенское УФАС России | 18 | 345,2 |
53. | Пермское УФАС России | 43 | 929,5 |
54. | Приморское УФАС России | 28 | 795,6 |
55. | Псковское УФАС России | 13 | 252,6 |
56. | Ростовское УФАС России | 63 | 1 178,7 |
57. | Рязанское УФАС России | 18 | 345,2 |
58. | Самарское УФАС России | 44 | 826,8 |
59. | Санкт-Петербургское УФАС России | 79 | 1 596,5 |
60. | Саратовское УФАС России | 26 | 493,4 |
61. | Сахалинское УФАС России | 18 | 655,9 |
62. | Свердловское УФАС России | 64 | 1 376,8 |
63. | Северо-Осетинское УФАС России | 15 | 289,7 |
64. | Смоленское УФАС России | 18 | 345,2 |
65. | Ставропольское УФАС России | 38 | 715,6 |
66. | Тамбовское УФАС России | 20 | 382,3 |
67. | Татарстанское УФАС России | 51 | 956,4 |
68. | Тверское УФАС России | 22 | 419,3 |
69. | Томское УФАС России | 25 | 617,3 |
70. | Тульское УФАС России | 27 | 511,9 |
71. | Тывинское УФАС России | 11 | 409,6 |
72. | Тюменское УФАС России | 29 | 631,3 |
73. | Удмуртское УФАС России | 28 | 610,0 |
74. | Ульяновское УФАС России | 23 | 437,8 |
75. | Хабаровское УФАС России | 40 | 1 129,0 |
76. | Хакасское УФАС России | 16 | 493,1 |
77. | Ханты-Мансийское УФАС России | 23 | 875,6 |
78. | Челябинское УФАС России | 48 | 1 036,0 |
79. | Чеченское УФАС России | 9 | 219,1 |
80. | Чувашское УФАС России | 21 | 400,8 |
81. | Чукотское УФАС России | 8 | 480,0 |
82. | Якутское УФАС России | 27 | 1 126,2 |
83. | Ямало-Ненецкое УФАС России | 13 | 581,0 |
84. | Ярославское УФАС России | 30 | 567,5 |
Итого: | 2315 | 52 735,3 |
Обзор документа
С 1 января 2017 г. установлены предельная штатная численность и месячный фонд оплаты труда госслужащих и работников территориальных органов ФАС России. Персонал по охране и обслуживанию зданий не учитывается.
Расчет штатной численности
В зависимости от потребностей бизнеса предприниматель меняет кадровый состав предприятия. Число сотрудников, которые требуются для успешной работы компании, определяют с помощью подсчета штатной численности. Как рассчитать и где применить этот параметр, рассмотрим далее.
Немного терминологии
На практике используется шесть видов численности работников, которые отличаются методами исчисления и способами отражения в отчетности:
Понятие штатной численности не закреплено законом. Оно используется в кадровом деле и означает сотрудников нужной специальности и квалификации, которые обеспечивают предприятию успешную работу и выполнение планов.
Начисляйте зарплату и ведите кадровые документы в Контур.Бухгалтерии. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.
Штат организации: цели и нормативы расчета
Штатную численность рассчитывают для оптимизации кадрового состава предприятия и затрат на оплату труда. В процессе расчета уточняется время, которое потребуется сотруднику для выполнения работы определенной сложности, и число сотрудников, необходимое для работы предприятия.
Для расчета используют данные, разработанные научно-исследовательскими институтами. Отраслевые стандарты рассчитываются в основном для крупных предприятий и включают типовые объемы и сложность работ. Мелким организациям придется самостоятельно делать расчеты с учетом масштабов и специфики деятельности.
Методики расчета штатной численности
На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:
Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты времени за год (ч) | / | Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) | × | Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п. |
Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.
Как рассчитать штатную численность работников
Одна из формул расчета штатной величины основана на сопоставлении выручки с рабочим временем:
Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн)
где Ов — плановый объем работ или выручки;
Фрв — планируемый фонд рабочего времени в часах (при 40-часовой рабочей неделе фонд времени в среднем составляет 2004 часа в год, 167 часов в месяц);
Впл — плановая выработка на одного работника;
Квн — плановый коэффициент выполнения нормы.
Пример. Персонал отдела продаж состоит из 15 человек. Руководство хочет просчитать, можно ли сократить подразделение. Чтобы определить штатную численность, кадровик использовал формулу Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн).
Плановый показатель Ов объема продаж на июнь — декабрь 2021 года — 58 000 000 рублей. Фонд рабочего времени (Фвр) за этот период — 1 047 часов. Плановая выработка на одного работника равна 755 000 рублей/мес. Фактическая выработка за июль — декабрь 2020 года — 644 373 рублей/мес. Плановый коэффициент выполнения нормы (Квн) рассчитан как отношение: 755 000 / 644 373 = 1,17. Плановая выработка в час на одного сотрудника составит 4 327 рублей/час (755 000 / 1 047 × 6 мес.). Подставив величины в формулу, кадровик получил результат: 58 000 000 / (1 047 × 4 327 × 1,17) = 10,94 — округляем до 11 человек. Следовательно, на первый взгляд, в отделе продаж избыток персонала.
Эта формула не учитывает условия работы, специфику деятельности предприятия и человеческий фактор (люди — не роботы, они болеют, уходят в отпуск и т.п.).
Определение кадрового состава с учетом человеческого фактора
Расчет штатной численности работников проводится на основе норматива — идеальной ситуации, в которой все сотрудники присутствуют на рабочих местах. Нормативная величина не учитывает, что работники уходят в отпуск, болеют и т.п. Для поправки расчета применяется коэффициент невыхода (Кн) на работу, который определяется путем точного учета явок и неявок персонала от фонда рабочего времени:
Кн = 1 + Дн
где Кн — планируемый коэффициент невыхода персонала на работу;
С учетом этого коэффициента формула расчета штатной величины примет вид Шч = Н × Кн. Эта формула позволяет определить оптимальное число сотрудников и не перерасходовать фонд зарплаты.
Пример. Сотрудник кадровой службы определил, что нормативная численность отдела продаж — 10,9 человек. Для уточнения величины он рассчитал коэффициент невыходов (Кн) на период июль — декабрь 2021 года.
В расчет принимается 35 нерабочих дней при 40-часовой рабочей неделе, из которых 14 приходится на оплачиваемый отпуск, 14 — норма по больничному, 7 — без сохранения зарплаты по ТК РФ. Это составляет 280 часов (35 × 8).
Доля «не работы» (Дн) равна отношению: 280 (невыходы) / 1 047 (фонд рабочего времени). Результат — 0,27. Коэффициент невыхода за июль-декбрь 2021 года: 1+0,27=1,27. Оптимальное число работников составит 10,9 × 1,27 = 13,8 или 14 человек. Следовательно, отдел продаж можно сократить на 1 сотрудника.
Структура и штат организации: взаимосвязь
Структура и штат организации — понятия сопоставимые. Структурные особенности предприятия влияют на кадровый состав и должны учитываться при подсчете штатной численности. Для этого определяется отношение руководящих работников к рядовым сотрудникам:
С 1930-х в кадровом деле используют нормативы, которые разработал французский ученый В. Грейкунас. Согласно этим нормативам на руководителя высшего уровня приходится 3-5 рядовых работников, среднего уровня — 7-9.
Важно! Нормативы — ориентировочные величины, которые отражают средние показатели по отрасли. Поэтому оптимальная штатная численность рассчитывается на каждом предприятии индивидуально.
Что такое предельная численность работников
За свою карьеру я успел поработать и в крупных холдингах, и в малом бизнесе — на разных этапах развития. Бизнес постоянно меняется, возникают новые задачи и направления, или приходится делать то, что изначально не предусматривалось бизнес-планом.
В качестве примера можно посмотреть на развитие HR функции. Все традиционно начинается с кадрового делопроизводства, потом отделяется рекрутмент, затем обучение, а дальше могут появиться и event managers, и фасилитаторы, и специалисты по well being. Такие же примеры можно найти и digital сфере и IT.
Казалось бы, появляются люди, и что здесь такого? Внес новую строчку в штатное расписание и забудь. Но не все так просто.
Чтобы избежать неприятных ответов в ГИТ, нам нужно выполнить ряд формальных требований в плане подготовки локальных нормативных актов до того, как мы примем человека на работу.
Но личный опыт показывает, что между желанием заказчиков вакансии должен состояться внутренний фильтр. Важно, чтобы было точное название новой должности, ее функционал, административное и функциональное подчинение. И не общими шаблонными фразами («решать цели и задачи в плане маркетинга в социальных сетях. »), а конкретными пунктами:
Если в компании есть система грейдов, нужно понять, какой грейд присвоен новой должности и почему?
Про цели расчета численности мы поговорили выше. Понятно, что рассчитывать численность надо. Следующий вопрос — как считать?
Здесь мы соприкасаемся с университетской дисциплиной «Экономика труда» и реальностью жизни. Советская и российская экономическая школа (Бухалков, М. И, Бычин, В.Б.Либерман) дают хорошо разработанный базис для нормирования производства, АПК, отчасти — инженерно-технических работников. Но, как показывает практика, к данным нормам надо подходить с осторожностью.
Например, в животноводстве количество рабочего персонала базируется на понятии условная голова. Теленок = 0,5 у. г, бык-производитель = 2 у.г., и количество людей рассчитывается, исходя из планируемой численности поголовья в условных головах. А количество техники, и соответственно механизаторов, — из обрабатываемой площади, количества операций, сроков выполнения сельхозработ.
Кто их рассчитывает?
Профильные специалисты на основе своего мнения. Заглянем в IT-индустрию. Принцип рынка прост, работает по схеме time and material, или по-русски — человекочасы. Из них складывается стоимость разработки. А как рассчитывают человекочасы? Их сообщают либо сами разработчики, либо СТО (технический директор).
Как мы видим, в основе всего лежит все тот же человеческий фактор. Лучшим решением для своей собственной нормы видится комплексный анализ с привлечением экспертов.
Среднесписочная численность работников — это показатель, рассчитываемый за определенный период. Его получают путем подсчета работников, для которых место работы является основным + работники с неполной занятостью.
Списочная численность работников предприятия — это почти все, кто на нем работает, кроме отдельных категорий.
Фактическая численность — те, кто действительно работают в организации.
Штатная численность — наиболее сложный для расчета показатель. В нем применяются знания из экономики труда. Мы рассчитываем планируемый объем работ и делим его на норму. Для полного понимания того, сколько нам потребуется персонала, мы должны учесть коэффициент невыполнения и коэффициент абсентеизма. Тогда мы получим то число работников, которое надо вносить в штатное расписание. Но стоит учесть и коэффициент текучести персонала, чтобы не сесть в лужу.