что такое правда в философии

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

что такое правда в философии. 124520238 4622790. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-124520238 4622790. картинка что такое правда в философии. картинка 124520238 4622790. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Определение того, что есть правда, а что есть истина, и вопрос, чем же они отличаются друг от друга, весьма занимают пытливых носителей русского языка: даже в интернете на форумах можно встретить весьма оживленные дискуссии на этот счет. Причем ответы встречаются самые неожиданные и даже противоречащие друг другу, от «разницы нет» до «это совершенно несопоставимые категории». Попытаемся выяснить, почему же правда и истина вызывают такой интерес у людей всех возрастов и в чем таится загадка их различных толкований.

Правда – информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь.

Истина – единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.

В чем же разница между правдой и истиной?

В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда – это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же – высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия. Правда – понятие более приземленное, будничное, истина – возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда – это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт. Любую правду можно попытаться оспорить, истина же не поддается сомнению, так как она абсолютна. Истина сверхценна и не требует доказательств.

Интересно, что такое разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как истинное (простите за невольный каламбур!), вплоть до XIX века носило прямо противоположный характер. То есть раньше истина осмыслялась как человеческое, а правда – как божественное начало. Правда являлась непременным атрибутом Бога и святых. Слово правда в языке Древней Руси было тесно связано с понятиями справедливости, праведности, благочестия. Вспомним древнейший правовой кодекс «Русская Правда» – не зря он носил именно такое название. Правда в то время – это результат общения Бога и человека. А вот истина тогда воспринималась как нечто более приземленное: согласно Псалтырю, она восходила «от земли», была даром человеческого разума, в то время как правда приходила «с небес». В некоторых своих значениях истина даже была семантически связана с понятиями товар и деньги. Но уже к XX веку истина и правда поменялись местами: истина «возвысилась», а правда «принизилась». Подробнее:

отличие правды от истины заключается в следующем:

1. В современном русском языке правда – это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же – абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой.

2. Правда – понятие приземленное, истина – возвышенное.

3. Правда субъективна, а истина объективна.

4. Истина одна, а правда у каждого может быть своей.

Вплоть до XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным: истина была сугубо человеческим, а правда – божественным началом.

Источник

Правда и истина — что это такое и отличия

что такое правда в философии. image009. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-image009. картинка что такое правда в философии. картинка image009. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Такие слова, как правда и истина часто идут в одной связке. Многие люди считают их синонимами. Так это или нет и предстоит разобраться. Для этого нужно сначала дать определение понятиям (не каждый человек сможет это сделать быстро). Затем потребуется сравнить их по ряду показателей, чтобы понять, в чем заключается разница.

Определение понятий

Правда и истина – синонимы или разные по значению слова? Имеется ли разница между ними? Такие вопросы возникают не только у обычных людей, но и у специалистов, которые занимаются филологией на профессиональном уровне. Определения для каждого понятия помогут приоткрыть завесу тайны и понять, кто же прав: утверждающий, что отличий нет или доказывающий обратное.

Правда – так называют некую информацию или сведения, которые претендуют на достоверность и являются таковыми с вероятностью в 99%. Антонимом к этому слову является ложь (полное отсутствие достоверности в изложенных фактах, информации). Пример: все домашние дела сделаны ( можно усомниться в достоверности, так как всегда найдется что-то еще).

Истина – единственно верная, не подлежащая оспариванию информация, которая абсолютно точно отражает реальное положение вещей. Изложенные сведения, информация и данные верны на 100% и не оставляют места сомнению. Пример: Солнце – главная звезда в нашей системе.

Сравнение

После приведенных определений можно переходить к сравнению, чтобы лучше понять, в чем же заключаются различия. В современном русском языке с точки зрения специалистов у рассматриваемых понятий сформировались и закрепились несколько значений.

Правда рассматривается ими, как некое знание конкретного, фактического эпизода из жизни, истории или действительности. Это знание может быть неполным. Причина, по которой человек не может знать всей правды, заключается в том, что перед ним, в большинстве случаев, открывается лишь частичка, но целое скрыто или еще не распознано.

В случае с истиной рассматривается нечто более высокое. Это сокровенное знание, которое может быть связано не только с интеллектуальной, но и с духовной сферой жизни человека. Законы бытия считаются истиной, точно так же, как и законы физики.

Правда выступает в роли понятия более приземленного, тогда как истина – всеобъемлющее. Также правда может быть объективной и субъективной (для каждого человека она своя), в случае с истиной не требуется искать доказательств, так как она исключительно объективна. Также известно, что истин много не бывает – она одна для всех. Правда же является определенной точкой зрения. Она выражается человеком, оценивающим определенное событие или свершившийся факт. Правду можно оспорить (если получится), с истиной этого сделать не получится.

В ходе сравнения нужно учитывать, что подобное разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как единственно верное, еще 200 лет назад было противоречивым. Истина в те времена воспринималась, как человеческое, правда же имела божественное начало и относилась в большей степени к церковному писанию. Это был результат, полученный от общения Бога и человека. Истина же тогда воспринималась как нечто более приземленное, обыденное и естественное. Она являлась даром, который получил человек благодаря собственному уму и стремлению к знаниям. В некоторых значениях истина даже была связана с такими понятиями, как товар и деньги. С наступлением нового времени значения поменялись местами и стали восприниматься обществом с точностью до наоборот.

Выводы

Правда и истина – понятия, имеющие разную структуру. Общий смысл в них имеется, но при детальном рассмотрении становится понятно, что различия присутствуют и они весьма выражены.

В современном языке под правдой понимается фрагментарная, субъективная информация. Она претендует на то, что достоверность имеет место быть, но никто не может дать 100% гарантии, что это так. Истина же выступает в качестве чего-то абсолютного, что трудно, а скорее, невозможно оспорить. Это некое знание, связанное с духовной сферой. Правда – понятие приземленное, субъективное. Истина – значение возвышенное, объективное. Она может быть только одна, правда же может быть у каждого человека своей. До XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным нынешнему объяснению.

Источник

Философия об истине и правде

Понятие истины было введено ещё досократиком Парменидом. Он противопоставил истину мнению, причем критерием истинности считал постоянство мнений. Получалось что истинность решалась у древних греков постоянством мнения большинства.

Ученик Платона Аристотель спустился на землю и поднялся до корреспондентной или «классической теории истины» как соответствия знания реальности. Греческое наследие могло бы развиваться в Римской Империи, но набежали варвары, и чтобы спасти Империю Константин сделал гонимое христианство официальной религией. Империя всё равно развалилась, начались века средние затормозившие эволюцию человечества, возник онтологизм и представление о Боге как истине, поскольку сказано «Я есмь Истина».

Современная философия рассматривает истину с позиций современной теории познания как суждение, которое (по доступным нам строгим критериям (эмпирическим, логическим, требованиям верификации и фальсификации) обладает свойством истинности, достоверности. Проблема истины оказалась пограничной между логикой и философией:

Итак, истинность есть оценочная характеристика нашего суждения, фиксирующая по принятым субъектом познания критериям его соответствие своей предметной области.

Истинность – это свойство знания, а не свойство предмета. Дуб не может быть истиной или ложью, а вот суждение о дубе том может быть как истинным так и ложным. Для краткости мы называем истинное суждение истиной. (отсюда порой и возникает путаница)

Итак,истинность фиксирует свойство отношения наших суждений к внелингвистическим структурам, заданных нашей деятельностью. Мы порой не всегда различая понятия «правда» и «истина» употребляем словосочетание «говори правду» вместо громоздкого «говори суждение, которое обладает свойством быть истинным», мы помним, что знание не может быть истиной или ложью, но оно может быть истинным или ложным.

Ошибочное отождествление истины и реальности происходит в результате гипостазирования абстрактных понятий, что часто допускает обыденное мышление или художественно-образное мышление. Термин «объективная истина» не может означать, что истина существует как материальный предмет. Говоря об «истинном друге», мы понимаем под ним человека, поведение которого соответствует нашему понятию дружбы, но от этого друг не становится истиной, а остаётся человеком.

Объективность истинностных суждений означает, что в нашем знании имеется содержание, не зависящее от нашего желания. Хотим мы того или нет, а Одесса расположена на побережье Черного моря. Но не истина там расположена, а город.

Критерием «истины» (правильнее сказать истинности) знаний является как многогранная деятельность человека, которая не сводится к эмпирической проверке фрагментов знания. Этот критерий можно представить как поиск оптимального соотношения между знанием и деятельностью, как неустойчивое равновесие между ними. Ситуация похожа на старание серфингиста удержаться на океанской волне.

Стремление к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к пределу, олицетворяющему абсолютную истину, как считал Ленин, поскольку меняется и реальность, и наши представления о ней, и мы сами.

Иногда перечисляют «разновидности истины»: «относительная», «абсолютная». Да, знание относительно и конкретно, потому что его истинность определяется в зависимости от условий, места и времени, а объективно оно потому что не зависит от нашего желания, и в тоже время знание относительно, что означает его постоянную незавершенность, но отнюдь не произвольность.

Относительность знаний объективна и конкретна. Наше знание неполно. Мы совершаем полные, необратимые, законченные действия в условиях принципиально неполного и незаконченного знания. Отсюда непредсказуемость наших индивидуальных жизней и даже путей эволюции общества.

Аспект абсолютности истины понимается в двух смыслах: или это полное знание или это завершенное знание о конкретной завершенной ситуации. Что касается первого, то исчерпывающей информации получить невозможно по законам физики: для полной информации даже об элементарной частице нужна бесконечная энергия. Энгельс был прав, заявив что «Все фабриканты вечных истин были в большей или меньшей степени ослами и шарлатанами. Применять мерку подлинной неизменной, окончательной истины к знаниям, которые по самой природе вещей относительны – значит доказывать лишь свое собственное невежество и непонимание»./Соч.,Т.20. С.90-91/

Для самоуверенных и невежественных «обладателей истины» это больной вопрос. Как заметил академик и недавний директор Института философии РАН А.А. Гусейнов беда в том, что «когда люди говорят об абсолютном (истине, морали, боге) они преисполняются какой-то непонятной и непроницаемой уверенностью что их утверждения обладают абсолютной истинностью по той причине, что они говорят об абсолютной истине» / Журнал «Вопросы философии» 2009, №9. с.7./

Ложь и обман. Различают ложь как добросовестное заблуждение (например, ошибка учёного в исследованиях или школьника в решении задачи) и ложь как умышленный обман. Например, лесть является приятным для адресата обманом с определённой целью. Обманом является и подборка-выборка информации под нужный концепт при умалчивании неудобных фактов в целях заданного концепта. Часто людей обманывают, выдавая ложные или необоснованные посылки за истинные и потом часто их повторяя «а поэтому…». (особенно часто это делают пропагандисты). Коварной разновидностью обмана является полуправда, подборка специально подобранных фактов и цитат в смеси с ложными комментариями и подтекстами. Ложь и обман в их различных дозах и комбинациях используют для манипулирования как личностным так и массовым сознанием.

Источник

Что такое правда в философии

Базовый посыл:
Будем иметь в виду, что каждым из нас в любых обстоятельствах движет инстинкт самосохранения, который, в свою очередь, амбивалентен по своей природе, это:
— инстинкт индивидуального самосохранения и
— инстинкт самосохранения вида.
———————————————
Откуда следует, что:

И только всеобщность Цели нашего общественно-исторического бытия формирует наше единение, но для согласованного и совместного движения к этой цели, этого мало, необходимо ещё единомыслие.

Всё это и есть то, что формирует нашу Правду.

Комментарии

что такое правда в философии. picture 2931. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-picture 2931. картинка что такое правда в философии. картинка picture 2931. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Пока, у России одно лицо, а у Украины это лицо совсем другое.

А для того, чтобы некая общность преобразовалась в единство единомышленников, необходима общепринятая и единая система мер, для оценок (измерений) фактов и событий социального окружения.

А конкретные меры. Что надо сделать для начала. Конкретно. Несколько примеров.

что такое правда в философии. picture 1830. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-picture 1830. картинка что такое правда в философии. картинка picture 1830. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

А конкретные меры. Что надо сделать для начала. Конкретно. Несколько примеров.

Так я же сказал, что нужны новые ответы на вопросы Этики.
Я даже привел пример этих ответов. Вот здесь:

что такое правда в философии. picture 523. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-picture 523. картинка что такое правда в философии. картинка picture 523. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Слишком заумное определение. У истины одно лицо. Правда многолика — «у каждого своя правда», (с). Не зря же Ходжа Насреддин говорил: «Он прав, и ты прав!». Это он говорил не об истине, а о правде. Определение правды проще:

Определение 2.

Правда — это локальная истинность относительно субъекта высказываний.

В результате высказывания разных субъектов рассуждений могут взаимно отрицать друг друга («мои высказывания по умолчанию истинные, а чужие противоречащие необходимо ложные»).

что такое правда в философии. picture 2931. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-picture 2931. картинка что такое правда в философии. картинка picture 2931. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

что такое правда в философии. picture 1830. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-picture 1830. картинка что такое правда в философии. картинка picture 1830. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Пусть ответами на вопросы этики на теперь станут:

— «Кто мы?»

Мы, люди и наш Разум, – есть высшая форма и способ Самосохранения Земной Жизни.

(А осознавший себя средством Самосохранения Земной Жизни – есть Личность.)

«Откуда мы?»

— «Куда мы идём?»

— «Мы идём к бессмертию через бессмертие Земной Жизни!»
(Именно в цели нашего совместного бытия лежит спекулятивная идея, которая формирует форму нашего общественного бытия и определён вектор общественного развития. И к тому же, этот ответ нисколечко не противоречит ответу: Мы идём к коммунизму.)

— Что есть Зло?

— Это формирование обстоятельств, в которых становится доступным одному сделать средством своей жизни другого (доступность эксплуатации одним другого).

— Что есть Добро?

— «Зачем Я?»

— «Участвовать в становлении могущества Человека, чтобы Он в нужное время имел средства для предотвращения любых природных и прочих катастроф. могущих прервать Земную Жизнь. Тем самым доказать Себе и всему Живому, что их жертвенность была не напрасной.»

И «В чём состоит благая жизнь?»
— Всегда в своих поступках следовать требованию: «Всё, что мешает становлению и развитию умственному и физическому производящему труду, должно быть выявлено и искоренено.
А всё, что способствует этому становлению, должно быть оберегаемо и поддержано усилиями Общества и Государства.»

При этом, раскрытие содержания ответов на вопросы этики (которые, сами по себе, есть ничто иное как иерархично упорядоченный набор идей) должны обслуживать и раскрывать практику движения к этой цели, а тем самым генерировать идеологию общественного единства. Т.е. структурно организованная и формально непротиворечиво представленное содержания этих идей – есть идеология.

Идеальной целью Жизни является Бессмертие.
——————
Разве у Вас не возникает чувство, что в этих обстоятельствах необходимы другая Религия, другие Мораль и Нравственность, другая Конституция, другое Право?
И Вам даже становятся доступными те рамки, в которых следует формировать Законы.
Аль не так?

Да и вообще, Конституция, которая лежит в основании любого «правового» государства есть кратко (в тезисном формате) изложенная государственная ЭТИКА (Что такое хорошо? и Что такое плохо?, т.е. всегда отвечает на вопросы Этики).

Источник

Правда и ложь

что такое правда в философии. dffdcdb00bd710bd03c2a76edda398ff. что такое правда в философии фото. что такое правда в философии-dffdcdb00bd710bd03c2a76edda398ff. картинка что такое правда в философии. картинка dffdcdb00bd710bd03c2a76edda398ff. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРАВДА ОТ ИСТИНЫ

Мы часто слышим:
правда глаза колет;
всеми правдами и неправдами;
говорить правду в глаза;
что правда, то правда и другое.
А что же такое правда?

Великий квантовый физик, Нильс Бор, говорил, что есть два типа истины: поверхностная и глубинная. В поверхностной – противоположность истине есть ложь, а в глубинной – противоположно истинному утверждению тоже истинно.
Материал Википедии
Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету.

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re (интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей).

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости..

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

В разделах науки (физике,химии,истории,социологиии др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать собъективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач

«Правда» в значении «истина»

В значении «истина» условно употребляется также слово «правда», хотя этот термин обусловлен субъективным восприятием самой правды, антонимами которого служат понятия кривда, ложь и вымысел.

Несмотря на то, что понятие «правда» используется в значении «истина», оно является более бытовым, и порой приобретает эмоциональную окраску, снабжаясь такими эпитетами как «горькая», «страшная» или «сладкая». Кроме того, если под «правдой» подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о «нескольких правдах». Таким образом термин «правда» более проконстатирует действительность нежели реальность истинную.

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская иликлассическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина естьадекватное отображение действительности в сознании.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например,Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).

В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители.

В границах ещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в ХХ в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс,Х. Файхингер).Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений.М. Шлик и О.Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.

С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.

Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Возникший в XX веке неопозитивизм разделяет истины на эмпирические (подтверждаемые опытом) и логические (не зависящие от опыта, априорные). Представители так называемого социально-психологического направления (Томас Кун, Пол Карл Фейерабенд) в противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждаемости предложили вообще аннулировать понятие научной истины, особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы.

В некотором смысле доводя эту точку зрения до логического завершения, теоретики постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез) изображали познание в качестве обреченного на неудачу процесса вечной «погони» за истиной как иллюзией или «симулякром».

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной) Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину.

В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эту проблему пытаются преодолеть, провозглашая абсолютной истиной Бога, вследствие чего следует вывод, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней. Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название «абсолютная истина», отрицают сами себя, что приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что «всякая истина относительна», которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный: «. Конечная Истина, трактуется ли она как христианский Бог или как всеобщая взаимосвязь вещей, и есть первый метафизический принцип, Абсолютная Истина. Признание этого принципа, логически неизбежное, разрушает теорию «относительности истины», которая оказывается противоречащим самому себе абсолютом.»Примером абсолютной истины может служить высказывание Декарта «Мыслю, следовательно существую» (лат. Cogito, ergo sum).

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» —абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

Необходимая истина — знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью действий.

Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью.

Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.

Уровни понимания истины

Теоретическое осмысление истины

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».

Истина одна и сама обозначает всё. Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность. Разнообразные определения не могут ограничить саму истину, а лишь являют обнаружение существования истины и цель их — познание смысла и сути полноты целостной истины.

Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:

Классическая линия понимания истины:

Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:

Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия,богословие)

Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)

Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)

Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р. Авенариус, Э.Мах)

Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:

Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.)

Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон)

Религиозный смысл истины

По убеждению сторонников индуизма, истина познается только через целостный опыт восприятия. Причем не столько индивидом, сколько сущностью мира. Через созерцание «Я» внешнего «Я» внутренним и наоборот. Истина не может быть выражена в силу своей многогранности.

Истина в конфуцианстве

Одним из базовых понятий в конфуцианстве является дао:

(do) — Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.

Из высказываний Лао-Цзы:

«Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности». «Знающий не говорит, говорящий не знает».

Четыре благородные истины(чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы (исключение составляют буддисты восточно-азиатских школ, уделяющие внимание Сутре сердце, в которой отрицаются Четыре благородные истины). Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.

Дальневосточная буддийская школа дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах. Профессор философии Д.Т. Судзукивыразил процесс нахождения истины в традиции дзэн следующим образом: «Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и всё, чего вы ещё хотите?».

В иудаизме истина это верность Заповедям ( Устной Торе), переданным Моисеем человеку от «Бога» и изложенным в Талмуде, который охватывает Мишну и Г емару.

А Господь Бог есть ИСТИНА; Он есть Бог живый и Царь вечный.

Книга пророка Иеремии 10.10

Во многом аналогичной позиции придерживались сторонники ислама, убежденные в том, что слова, донесенные до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана. это ключ к блаженному существованию после смерти тела. Отступление от данных слов неминуемо ведет к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина это спасительный Закон..

Истина в христианстве

1AppDataLocalTempmsohtmlclip11clip_image002.gif» />
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *