что такое практикум по русскому

Статья. Практикум по русскому языку

что такое практикум по русскому. 0e88 00098467 491b1f44. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое практикум по русскому. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Практикум по русскому языку.

Практикум по русскому языку.

Цели: проверка знаний, работа над ошибками, выработка навыков грамотного письма.

Этому способствует деловой и эмоциональный контакт с компьютером, который постоянно предлагает выбор, стимулирует мыслительную деятельность.

Пример диалога «Учащийся – компьютер»

При запуске программы на экране дисплея появляется обращение: «Дорогой ученик! Если вы хотите проверить и усовершенствовать свои знания по русскому языку, выбирайте, с чего начать:

А) контрольные диктанты;

Б) тренировочные упражнения;

2. Допустим «Контрольные диктанты», программа снова дает выбор:

А) отрывки из произведений классиков;

Б) поэтические диктанты;

В) тексты из учебных пособий.

Перед подачей выбранного текста высвечиваются задания: «Вставить пропущенные буквы», «Указать слитное или раздельное написание», «Если нужно, расставить знаки препинания». После каждого вида работы компьютер фиксирует результат и оценивает знания учащегося, запрещая или разрешая переход к более сложной операции. Например, после выполнения контрольного диктанта на экране появился результат: 3/2 – три орфографических ошибки и две пунктуационных. В этом случае компьютер предлагает то же задание еще раз, и если ошибки допущены вновь, выдает правильный ответ (текст со всеми орфограммами и пунктограммами).

На экране перечень основных грамматических правил, и ученик выбирает те, на которые он допустил ошибки:, например:

$ 17. Правописание безударных гласных.

$ 55.Правописание частицы НЕ.

Ученик может обратиться к пособиям и повторить материал, выполнив упражнения. В дальнейшем вводим в программу и сами правила в виде справочного материала.

Предположим, выбрана А.А. Ахматова, на экране появляется «Мужество».

Мы знаем что ныне л…жит на в…сах

И что сов…ршается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас (не)покинет.

(Не)страшно под пулями мертвыми леч…,

И мы сохр…ним тебя русская речь

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя прон…сем,

И внукам дадим и от плена спасем

Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, учащийся многократно и вдумчиво читает стихотворение и непроизвольно запоминает его.

Можно сопровождать поэтические тексты музыкальными фрагментами из произведений известных композиторов. Например:

Это будет комплексная программа «ликвидация персональной безграмотности + поэзия + музыка», многие учительские проблемы исчезнут надолго.

Источник

Значение слова «практикум»

что такое практикум по русскому. android bar znachenije. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-android bar znachenije. картинка что такое практикум по русскому. картинка android bar znachenije. Практикум по русскому языку.

[От греч. πρακτικός — деятельный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРА’КТИКУМ, а, м. [от греч. praktikos — деятельный] (книжн., педаг.). Особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-н. предмета, практическое занятие по какому-н. учебному курсу, преимущ. в высшем учебном заведении. П. в клинике. Лекции и п. по политэкономии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пра́ктикум

1. вид практических занятий по какому-либо учебному предмету (обычно в высшем учебном заведении)

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое практикум по русскому. USSR bot. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-USSR bot. картинка что такое практикум по русскому. картинка USSR bot. Практикум по русскому языку.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова яз (существительное):

Синонимы к слову «практикум&raquo

Предложения со словом «практикум&raquo

Сочетаемость слова «практикум&raquo

Каким бывает «практикум»

Понятия, связанные со словом «практикум»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «практикум&raquo

Им был организован современный для того времени лабораторный практикум, включающий до 50 работ.

В нашем психологическом практикуме можно и дальше подробно рассматривать разное восприятие одного товара людьми с разным типом мышления.

Поэтому данный практикум содержит так много упражнений на самовнушение.

Источник

что такое практикум по русскому. 0e88 00098467 491b1f44. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое практикум по русскому. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Практикум по русскому языку.

Лекции-уроки по дисциплине «Практикум по русскому языку»

Запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении.

Члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом, называются однородными. Однородные члены предложения образуют сочинительное словосочетание.

Однородные члены предложения связаны между собой интонацией и союзами, из которых чаще всего встречаются и, а, но.

что такое практикум по русскому. hello html 6c161f29. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html 6c161f29. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html 6c161f29. Практикум по русскому языку.

что такое практикум по русскому. hello html m724a8f1b. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html m724a8f1b. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html m724a8f1b. Практикум по русскому языку.

что такое практикум по русскому. hello html af10e7a. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html af10e7a. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html af10e7a. Практикум по русскому языку.

В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь: антоновки, грушовки, анисовка, боровинка и много других.

И сад, и луга, и река так прекрасны летом! Она то смеялась, то плакала. Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.

На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.

Пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора.

Слова автора могут стоять перед прямой речью или после нее:

1.М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».

1.Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»

4. «У меня нет его номера телефона», — огорчился Богдан.
5. Саша спросил: «Сколько лет твоей сестре?»
6. «Я не помню этот стих, — вздохнул Олег, — я совсем его забыл».
7. Анна не унималась: «Сколько нужно топлива, чтоб долететь до Луны?» — спрашивала она все время папиного сослуживца.
8. Подруга сказала: «Вчера был отличный теплый вечер» — и мечтательно закрыла глаза.
9. «Я очень волнуюсь», — признался Вадик через силу.
10. Первоклассники не могли поверить: «Каникулы продляться целое лето!»

что такое практикум по русскому. hello html 56d3af0a. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html 56d3af0a. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html 56d3af0a. Практикум по русскому языку.

что такое практикум по русскому. hello html m3cee3793. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html m3cee3793. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html m3cee3793. Практикум по русскому языку.

что такое практикум по русскому. hello html m52e6f6ea. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html m52e6f6ea. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html m52e6f6ea. Практикум по русскому языку.

Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом.

что такое практикум по русскому. hello html 2f447ef0. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html 2f447ef0. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html 2f447ef0. Практикум по русскому языку.

что такое практикум по русскому. hello html m2f6cffe3. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html m2f6cffe3. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html m2f6cffe3. Практикум по русскому языку.

что такое практикум по русскому. hello html m1535d628. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html m1535d628. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html m1535d628. Практикум по русскому языку.

Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом. (2)

Для выражения противопоставления:

ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ перед обобщающим словом:

* при наличии вводного слова ( словом, одним словом, короче говоря и т.д. ) — ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ перед вводным :

Среди птиц, насекомых, в сухой траве словом , ВСЮДУ , даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ с обобщающим словом перед продолжением предложения :

ВЕЗДЕ: над головой, под ногами и рядом с тобой живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.
Наряду с
иными стихийными БЕДСТВИЯМИ, как-то: пожар , град , ненастье или, наоборот, великая сушь , есть в деревне еще одно бедствие (*запятая перед тире закрывает обособленный оборот с «наряду с»).

Владелец осведомлялся о ценах на разные большие ПРОИЗВЕДЕНИЯ , как-то: муку , пеньку , мед и прочее, но покупал только небольшие безделушки.

*после перечисления ставится запятая, если следует часть сложного предложения или конструкция с противительным союзом, перед которым должная стоять запятая.

ПЕРЕД И ПОСЛЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ со значением уточнения после обобщающего слова:

Все ПРИСУТСТВУЮЩИЕ мужчины, женщины и дети сразу устремились за ним.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

1) между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном падеже и между ними нулевая связка:

Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом! (В. Брюсов);

2) перед словами «это», «это есть», «вот», «значит», «это значит»:

Судьба изобретателя — это судьба его изобретений (М. Ильин);

3) между подлежащим и сказуемым, выраженными инфинитивом:

Жизнь прожить — не поле перейти (Посл.);

4) между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а другой — именем существительным в именительном падеже:

Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие (К. Паустовский);

5) между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже:

Семью восемь — пятьдесят шесть;

6) между подлежащим и сказуемым, когда один из главных членов выражен количественным числительным, а другой — именем существительным в именительном падеже:

Мощность двигателя мотоблока — пять лошадиных сил;

7) для внесения ясности в смысл предложения:

Отец — мой учитель; Отец мой — учитель.

1) в простых предложениях разговорного стиля:

Моя мать учительница;

2) если перед сказуемым стоят сравнительные союзы «как», «словно», «будто», «точно», «вроде как», «все равно что» и др.:

Каждый кленовый лист как дождевая тучка! (Н. Сладков);

3) если перед сказуемым, выраженным существительным, стоит отрицательная частица «не»:

Душа Печорина не каменистая почва. (В. Белинский);

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому:

После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К. Федин);

5) если сказуемое предшествует подлежащему:

Какое большое удовольствие бродить в лесу! (В. Солоухин);

6) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже:

Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! (С. Есенин);

7) если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием:

Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев).

Морфологические способы образования слов.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Морфемы образуют морфемный состав слова.

1. Суффиксальный способ это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый — гордость, глазглаз-н-ой.

2. Приставочный способ — это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группапод-группа, грузитьразгрузить.

3. Приставочно-суффиксальный способ — это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёзапод-берёзовик, окнопод-окон-ник.

4. Бессуффиксный способ — это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходитьвыходу, заплыватьзаплыв^, зелёныйзелень^, сухойсушъ^.

5. Сложение — это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической единицы, различаются способы сложения слов и сложения основ.

При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кровать, плащ-палатка.

1.Сложение сокращенной основы и целого слова.

Пример: физкультура, главврач, оргстекло.

2. Сложение начальных частей основ (слоговая)

Пример: Завуч, спецкор (специальный корреспондент), мопед (мотоцикл педальный)

3. Сложение начальных звуков основ (звуковая).

4. Сложение названий начальных букв основ (буквенная).

Пример: ВВС, МГУ, ЦСКА

5. Комбинированный тип (слоговой + звуковый или буквенный тип; звуковой + буквенный и др.).

Пример: самбо, завуч, КамАЗ

НЕморфологические способы образования слов.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Морфемы образуют морфемный состав слова.

Неморфологические способы образования слов.

Переход одной части речи в другую (морфолого-синтаксический).

Например , столовая (прил.) ложка – столовая (сущ.) закрыта,

больной (прил.) малыш – больной (сущ.) выздоровел,

мороженое (прил.) молоко – мороженое (сущ.) растаяло

Например, сей (= этот) + час = сейчас,

нов (крат. прил.) + город = Новгород

Образование омонимов (лексико-семантический)

распад многозначного слова

Например, свет – вселенная,

свет – лучистая энергия

Например, норка (рус.) от слова «нора»,

норка (финск.) – «зверёк».

Словообразовательное гнездо – комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, называемым вершиной данного гнезда.

Словообразовательное гнездо представляет собой

и совокупность словообразовательных парадигм (по вертикали):

смелость что такое практикум по русскому. hello html m576a1f04. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-hello html m576a1f04. картинка что такое практикум по русскому. картинка hello html m576a1f04. Практикум по русскому языку.

Все слова гнезда связывает корневая морфема как носитель основного элемента лексического значения.

Словообразовательный тип – это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц и характеризующаяся

общностью части речи мотивирующих слов,

формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении:

Общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, является словообразовательным значением слов этого типа.

Источник

Элективный курс Практикум по русскому языку

что такое практикум по русскому. 0e88 00098467 491b1f44. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое практикум по русскому. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Практикум по русскому языку.

Элективный курс «Практикум по русскому языку» составлен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 69 учебных часов (35 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку, Приказом Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и Приказом Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».

1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ ;

2. совершенствование языковой грамотности;

3. совершенствование письменной речи;

4. освоение норм русского литературного языка;

5. развитие логического мышления

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Результаты освоения элективного курса.

После освоения курса выпускники должны знать:

Общая характеристика учебного предмета

Элективный курс «Практикум по русскому языку» использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам), знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Содержание элективного курса

Информация о ЕГЭ. (2 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Орфоэпические нормы(1 час)

Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Орфография (9 часов)

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Синтаксис и пунктуация. (8 часов)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Языковые нормы (6 часов)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Коммуникативная компетенция (22 часа)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Источник

Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка

что такое практикум по русскому. 0e88 00098467 491b1f44. что такое практикум по русскому фото. что такое практикум по русскому-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое практикум по русскому. картинка 0e88 00098467 491b1f44. Практикум по русскому языку.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

Кафедра русского языка и литературы

Уроки-практикумы в курсе преподавания русского языка и литературы

заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, преподающих русский язык и литературу

ГЛЕЧИК ИННЫ ВИКТОРОВНЫ

В ФГОС начального общего и основного общего образования определен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на развитие умений и навыков учащихся, применение полученных знаний в практических ситуациях.

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний учащихся. В деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности, словесных и наглядных, методов обучения.

Практическая работа объединяет в себе все формы познавательной деятельности:

Изучением уроков-практикумов занимались С.О.Караман, В.В.Онищук, М.М.Фицула, Т.В.Никишина. В своих работах они предупреждают, что практическая работа – это не перечень заданий и упражнений, которые необходимо выполнить, пользуясь пособиями. Учителю нужно позаботиться о том, чтобы ученику было приятно получать задания, обобщать и демонстрировать их во время практической деятельности, проявлять себя при этом как личность. При таком условии данный тип урока займет одно из главных мест среди всех типов уроков, поскольку исключительно практическая деятельность (которая идет после понимания теории) дает возможность не только осознать изучаемый материал, повторить, обобщить, но и реализовать себя.

Уроки-практикумы проводятся с целью подачи ученикам разносторонних и упорядоченных сведений по предмету, обучения их самостоятельно добывать знания. Работать со справочной литературой.

Основная задача уроков-практикумов – совершенствование умений, знаний и навыков. На таких уроках выполняются специально подобранные задания в основном конструктивного характера. Во время работы целесообразно разрешить ученикам пользоваться таблицами, схемами, словарями, учебниками, справочниками, алгоритмами. Урок-практикум может содержать элементы поимка, исследования, наблюдения, игры, в зависимости от материала, возраста детей, уровня предыдущей подготовки.

Используем следующую структуру урока-практикума:

Сообщение темы, цели, задач урока.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.
2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу с комментированием, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. Обговаривание и теоретическая интерпретация полученных результатов. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, скорость и правильное выполнение задания.

Дополнительные звенья практической работы для учащихся достаточного и высокого уровня:

— формулировка собственной цели занятия;

— составление собственной инструкции для работы;

— опережающее задание (практическая деятельность вне школьного времени);

— выполнение разноуровневых упражнений на конечный результат;

— создание дополнительных познавательных ситуаций;

— создание собственных проектов, алгоритмов, отчетов по теме (перед практикумом обязательно создается «банк идей», кторый выносится на защиту, обговаривание).

Уроки-практикумы легко внедрить в учебный процесс при условии соблюдения следующих принципов:

Последовательность обучения: от простого к сложному. Каждое задание разрабатывается с опорой на предыдущее.

Доступность материала для полного понимания учащимися.

Гибкость и динамичность обучения.

Учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся.

Приемы повышения мотивации и высокой активности учащихся.

Разнообразие форм и видов учебной деятельности.

Условия развития ученика как индивида.

Фактор взаимодействия учителя и ученика.

Объективность, четкость и формализованность контроля учебной деятельности.

Различают специальные, производные комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается.

Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений разнообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков. Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.

Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение — формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований. К ним относятся:

• сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;

• знание правил выполнения действий;

• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

• учет достигнутых результатов;

• распределение повторений во времени.

Практикум – единственная форма урока, которая способствует наиболее полной реализации требований программы по русскому языку, стандартов образования. Она дает возможность соединить несколько нетрадиционных уроков в одном, получив при этом желаемый результат и удовлетворение от полной реализации личности каждого ребенка во время урока. (Приложение 1).

Виды упражнений для уроков-практикумов

Выразительно прочитать текст. Определить тему и основную мысль высказывания. Подобрать заголовок.

Разбор коллективный: 1 вариант читает предложения, 2 вариант слушает, контролирует и, если необходимо, исправляет ошибки. Записываем в тетрадь. Зачитать, что записали.

Можно пользоваться опорными карточками. Если возникают вопросы, поднять руку.

Два ученика у доски склоняют существительные степь, край.

4.Грамматический диктант. Учитель диктует слова в именительном падеже, 1 вариант записывает в родительном падеже, 2 вариант – в творительном. Обмен тетрадями, взаимопроверка. Учитель читает правильные ответы, исправляют карандашом.

5. Творческое задание: восстановить поэтические строки. Вставив на месте точек пропущенные имена существительные. Определить род, число, падеж, синтаксическую роль.

6. Языковая игра «Третий лишний».

7. Распределительный диктант: данные существительные распределить в соответствии с родом.

8.Самостоятельная работа. Записать существительные в 2 колонки: в первую те, что употребляются только в единственном числе, во вторую – во множественном.

Дополнительно: подобрать антонимы, составить предложения.

9.Работа со словарем.

10.Д/з. Составить тесты по теме «Имя существительное». 1 вариант: 5 заданий с вариантами ответов. 2 вариант: 7 заданий с конструированными ответами. 3 вариант: 9 заданий (6 с вариантами ответов, 2 с конструированными ответами, 1 – творческое задание).

1.Практический семинар «Распределение товара».

Разные виды предложений – товар. Учитель читает предложение – ученики поднимают карточку с указанием вида предложения.

2.Пороизводство «лингвистической продукции». Работа с текстом.

— Послушайте текст, дайте название. Определите тему, главную мысль. Определите тип, стиль текста. Найдите предложения с разными видами связи, выпишите, сделайте синтаксический разбор. (Возможно использование информационной карточки).

3. Конкурентная борьба:

а) провести рекламную кампанию (1 вариант – смешную, 2 вариант – удивляющую).

б) проработка орфографических материалов на время: выписать за 1 минуту как можно больше слов с орфограммами (1 группа – в корне, 2- в суффиксах, 3 – в приставках); синтаксический разбор словосочетаний; словообразовательный разбор; конкурс лингвистов-синтаксистов (методом «пресс» доказать, что предложение СС, СП, БС.

4. Домашнее задание: составить рекламу:

Требование: креативность, яркость, наглядность. Проза или стихи. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *