что такое практическое обучение
Организация и содержание практического обучения, характеристика целей обучения
Практические методы обучения — ведущие в современной педагогике. Они помогают усвоить связь между теоретическими знаниями и действительностью, учат применять усвоенный материал на практике.
Такие методы применяют в комплексе со словесными и наглядными. В этом случае студенты смогут понять новую информацию и научиться применять ее.
Если хотите узнать больше интересного об учебе или работе для студентов, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там мы делимся полезной информацией, сообщаем о скидках и никогда не спамим.
Цель практического обучения
Изучение каждой дисциплины в вузе имеет несколько целей. Условно цели делят на 2 большие группы:
Первые связаны с усвоением материала, предусмотренного программой. Вторые направлены на приобретение практических умений, т.е. студент учится применять полученные знания в реальной жизни.
Следовательно, основной целью практического обучения является получение первоначального опыта в области будущей профессии. Главное, что получают студенты на таких занятиях — профессиональные умения и навыки.
Они становятся базой для формирования будущего специалиста, обеспечивают связь теретических знаний и действительности.
Практические методы пропагандировали еще античные ученые. Например, Квинтилиан. Оратор считал, что задача школы — погружать ученика в профессиональную среду, и подчеркивал, что «практика без теории ценнее, чем теория без практики».
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
На практических занятиях часто используется специальное оборудование
Содержание практического обучения
Организация практических форм зависит от дисциплины. Выделяют следующие типы:
Структура практического обучения включает в себя использование всех этих форм. Упражнения — первая ступень, на которой студенты закрепляют усвоенный материал.
На лабораторных и практических теоретические знания применяют на практике :
Дидактические игры дают возможность применить знания в смоделированной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью.
Первую в истории образования деловую игру разработали и провели в 1932 г. в СССР. Ее автор — М. М. Бирштейн.
Такие игры погружают студентов в атмосферу будущей работы, учат принимать решения, основываясь на полученной информации.
Теория должна быть закалена практикой.
Это высказывание Дж. Неру хорошо раскрывает содержание практических форм обучения. Оно заключается в том, чтобы научиться применять полученные знания.
К сожалению, не все преподаватели используют в работе практическое обучение. Из-за этого студенты считают такой предмет скучным и неважным для будущей профессии. Работы по таким дисциплинам выполнять сложно, но студенческий сервис поможет справиться с учебными проблемами. Здесь работают профессионалы, которым по плечу любая задача.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Смотреть что такое «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:
Производственное обучение — практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально технического образования (См. Профессионально техническое образование) (в учебных планах… … Большая советская энциклопедия
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» (ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА) Международное название Federal State Budgetary Educational… … Википедия
Белшина — ОАО «Белшина» Тип Открытое акционерное общество … Википедия
Средняя общеобразовательная школа — учебно воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования … Большая советская энциклопедия
Латвийская Советская Социалистическая Республика — (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия
Федеративная Республика Германии — ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). I. Общие сведения ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… … Большая советская энциклопедия
Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия
Народный художественный университет — Краткая справка о деятельности Народного художественного университета в период с 2006 г. по июль 2009 г. Общие организационные вопросы. 1.1. Народный художественный университет, далее «университет», является базовой площадкой для… … Википедия
Монгольская Народная Республика — (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) МНР (БНМАУ). I. Общие сведения МНР государство в Центральной Азии. Граничит с СССР и КНР. Площадь 1565 тыс. км2. Население 1377,9 тыс. чел. (начало 1974). Столица г. Улан Батор. В … Большая советская энциклопедия
Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи — (ВЛКСМ) массовая общественно политическая организация советской молодёжи. Комсомол активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза. ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодёжь в духе коммунизма, вовлекать её в… … Большая советская энциклопедия
Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых
Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей.
На это и направлена современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.
В широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт, умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые способности.
Андрагогика реализует древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus — учимся не для школы, а для жизни.
Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников, так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И. Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием» человека.
В XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не быстрее, чем для высшего.
В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:
Вместо лекционных, андрагогика предусматривает преимущественно практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.
Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология, методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов запоминания.
Кроме того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.
Современная наука выделяет следующие основные принципы андрагогики:
1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка — составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное обучение.
2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей. Интервью обучающего (аналитика, когнитолога), групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан обучающийся внутрифирменными производственными связями).
3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и индивидуальной работе — написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и в диалоге обучающегося и преподавателя, направленном на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация эмпирических знаний.
4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.
5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.
6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации обучающегося.
8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности предприятия. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.
9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.
10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.
11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.
Для максимально эффективного достижения целей андрагогики необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет.
Первая категория делится на две группы — имеющие и не имеющие профессионального образования. Соответственно первым необходимо дать это образование с тем, чтобы они включились в профессиональную деятельность, организовав производственные учебные классы. Вторым следует создать условия для повышения профессионального уровня.
Вторая категория имеет профессиональное образование и опыт работы, для нее актуально профессиональное развитие, реализация потенциала.
Третья категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.
Для каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным категориям, установив, например, отношения наставничества.
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Деятельность портала координируется НИТУ «МИСиС»
Новости
Минобрнауки России дает рекомендации по вопросам практической подготовки обучающихся
Минобрнауки России дает рекомендации по вопросам практической подготовки обучающихся
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 30 октября 2020 г. N МН-5/20730
О НАПРАВЛЕНИИ ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ
Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе вопросы-ответы в части правового регулирования практической подготовки обучающихся.
в сфере высшего образования
В ЧАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ
Законодательство Российской Федерации об образовании не устанавливает количества часов на реализацию учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ в форме практической подготовки. В учебном плане образовательная организация самостоятельно отражает реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки. Например, все практические занятия по дисциплине (практикумы, лабораторные работы и т.п.) проводятся в форме практической подготовки или часть из них.
В рабочей программе по предмету, курсу, дисциплине (модулю) при проведении практических занятий (практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности) необходимо предусмотреть практическую подготовку в виде выполнения отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Отменяемый приказом N 885/390 приказ N 1383 единственный, где звучало понятие «программы практик». Теперь исходя из звучания определения образовательной программы в Федеральном законе N 273-ФЗ должны ли мы переименовать программы практик в рабочие программы практик?
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная программа это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных указанным федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Практика является одним из компонентов образовательной программы, в связи с чем в образовательной организации должна быть утверждена рабочая программа соответствующей практики.
Рассматриваемое Положение не распространяется на лиц, обучающихся по программам медицинского образования, но при этом отменяет приказ 1383. Какой приказ в настоящее время регламентирует порядок организации практической подготовки для лиц, получающих медицинское образование?
Нормативное регулирование в части практической подготовки при реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования осуществляется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. N 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30304), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 435н «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный N 43353), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 марта 2020 г. N 248 «Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
Может ли проводиться практическая подготовка у индивидуальных предпринимателей?
Согласно части 7 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.
Законодательство Российской Федерации об образовании устанавливает проведение практической подготовки только в организации, в связи с чем практическую подготовку не возможно проводить у индивидуальных предпринимателей.
Обязательно ли создание структурного подразделения по практической подготовке в образовательной организации?
Практическая подготовка может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки ( часть 7 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации об образовании не обязывает образовательную организацию создавать структурное подразделение образовательной организации, предназначенное для проведения практической подготовки.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
Должна ли быть практическая подготовка по всем дисциплинам?
Положением не установлено требование относительно количества часов и компонентов образовательной программы, реализация которых должна проходить в форме практической подготовки, следовательно, образовательная организация определяет это самостоятельно, исходя из содержания и направленности образовательной программы и ее компонентов и возможности их реализации в форме практической подготовки.
Форма договора о практической подготовку не подлежит изменениям? Обязательно ли приложение 2 (место проведения)?
Так, согласно пункту 1.3 Формы договора о практической подготовке обучающихся реализация компонентов образовательной программы, согласованных Сторонами в приложении N 1 к настоящему Договору, осуществляется в помещениях профильной организации, перечень которых согласуется Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся. Следовательно, образовательная организация должна согласовать с профильной организацией места осуществления практической подготовки и прописать это в приложении к договору.
Необходимо ли в календарном учебном графике указывать сроки проведения компонентов образовательной программы в форме практической подготовки?
В учебном графике указываются сроки реализации компонентов образовательной программы независимо от формы реализации, в том числе в форме практической подготовки.
Приказ 1383 отменен. А Положение не распространяется на программы по искусству. На какой документ ориентироваться при организации практики по направлениям искусства?
В связи с тем, что на данный момент отсутствует нормативный акт, регламентирующий порядок практической подготовки при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, каким образом на данный момент реализовывать практическую подготовку?
Согласно пункту 1 Положения порядок организации практической подготовки не распространяется на лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского или фармацевтического образования, по образовательным программам в области искусств и в области физической культуры и спорта.
В настоящее время осуществляется подготовка изменений в Положение в части его распространения на образовательные программы в области искусств и в области физической культуры и спорта.
Пунктом 2 приказа N 885/390 отменен приказ N 1383. Получается, что вся практика должна быть организована в форме практической подготовки (т.е. термин «практика» замещен на термин «практическая подготовка».).
Но согласно пункту 4 Положения «практическая подготовка может быть организована. при реализации практики».
Практика, наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), является компонентом образовательной программы, предусмотренным учебным планом ( пункт 22 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации любых компонентов образовательной программы, в том числе и практики. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Будет ли еще нормативная документация (приказ) по практике или этот приказ регламентирует все формы практической подготовки, включая практики?
Положение и Форма договора о практической подготовке обучающихся утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ.
Издание иных подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих проведение практики, не планируется.
Согласно пункту 6 Положения практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнение отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, занятий лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью ( пункт 9 Положения)
Таким образом, практическое занятие и практическая подготовка не являются синонимами. Практическая подготовка может быть осуществлена путем проведения практических занятий, предусматривающих участие обучающихся в выполнение отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Какая сейчас ситуация с базовыми кафедрами? Они должны быть ликвидированы?
Или можно сохранить эту форму взаимодействия, подписав еще и договор о практической подготовке?
Пунктом 1 части 7 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что практическая подготовка обучающихся может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для проведения практической подготовки.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе кафедры.
Таким образом, Федеральный закон N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона N 403-ФЗ) предусматривает возможность организации практической подготовки обучающихся на базовых кафедрах, созданных (создаваемых) образовательными организациями высшего образования на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
При этом договора о практической подготовке заключать не следует.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ договор о практической подготовке заключается только в случае, если она осуществляется в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки.
Можно убрать из договора о практической подготовке требование к руководителю от профильной организации в части соответствия его требованиям к работникам, осуществляющим педагогическую деятельность (справка об отсутствии судимости и медицинское обследование)?
Согласно пункту 2.2.2 Формы договора о практической подготовке обучающихся Профильная организация обязана назначить ответственное лицо, соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников Профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны Профильной организации.
На основании статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Пункт 2.2.2 Формы договора о практической подготовке обучающихся соответствует требованиям трудового законодательства Российской Федерации в части допуска к педагогической деятельности лиц, соответствующих требованиям статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации и не может быть исключен из договора.
Образовательная организация обязана удостовериться в соответствии ответственного лица от профильной организации требованиям статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (на основании справок об отсутствии судимости, медицинских справок), так как согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся. При этом указанные справки должны храниться в профильной организации, так как ответственное лицо от профильной организации назначено и состоит с ней в трудовых отношениях.
Какое содержание должно быть приложений к договору о практической подготовке? Покажите, пожалуйста образец.
Согласно пункту 1.2 Формы договора о практической подготовке обучающихся образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической подготовки, согласуются Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение 1).
Реализация компонентов образовательной программы, согласованных Сторонами в приложении N 1 к настоящему Договору, осуществляется в помещениях Профильной организации, перечень которых согласуется Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение N 2) (пункт 1.3).
Приказом не установлено примерной формы приложений к договору, в связи с чем они оформляются по усмотрению сторон договора.
Вид деятельности организации должен быть обязательно основным для определения соответствия профильности организации и образовательной программы?
Профильность организации определяется в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, направленностью образовательной программы с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов.
Профильность может иметь как вид деятельности организации в целом, так и деятельность в рамках структурных подразделений организации (бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров, служба электроснабжения и т.д.) или отдельных специалистов.
Подтверждающими документами являются устав профильной организации, положение о структурном подразделении, штатное расписание, выписка из ЕГРЮЛ.
Должен ли руководитель от профильной организации соответствовать требованиям квалификационных справочников по педагогическим работникам?
Не должен. Должны быть соблюдены ограничения в части допуска к педагогической деятельности, установленные частью 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Из чего следует, что каждый вид практики должен по возможности предусматривать практическую подготовку обучающихся.
В постановлении Правительства Российской Федерации, которым внесены изменения в Положение о государственной аккредитации, указывается, что профильность организации должна подтверждаться выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 57 (2) Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ анализ соответствия образовательной деятельности, организуемой в форме практической подготовки обучающихся, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется с учетом области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
В случае проведения практической подготовки обучающихся в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключенного между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, экспертная группа использует сведения о такой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, а также договор о практической подготовке обучающихся.
Указанным Положением о государственной аккредитации не предусмотрено, что профильность организации определяется только в соответствии с ОКВЭД, на основании выписки из ЕГРЮЛ.
Профильность может иметь как вид деятельности организации в целом, так и деятельность в рамках структурных подразделений организации (бухгалтерия, юридический отдел, отдел кадров, служба электроснабжения и т.д.) или отдельных специалистов. Кроме того, при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности не могут быть запрошены документы профильной организации, так как в отношении нее аккредитационные мероприятия не проводятся.
Практика должна осуществляться в соответствии с договором о практической подготовке, заключенным в порядке предусмотренном приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390 со дня вступления его в силу (22 сентября 2020 г.).
При этом ранее заключенные договоры о практике продолжают действовать до истечения срока такого договора. Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Однако, учитывая что Федеральным законом N 403-ФЗ и приказом N 885/390 предусмотрено новое правовое регулирование вопросов практической подготовки, в том числе при проведении практики целесообразно перезаключить ранее заключенные договоры о практике на договоры о практической подготовке в ближайшее время (например, с 1 января 2021 г.).
Если практика проводится в форме практической подготовки в структурном подразделении университета: 1) договор не заключается? 2) сколько руководителей должно быть? (руководитель практики от кафедры + руководитель практической подготовки от структурного подразделения)
Законодательство Российской Федерации об образовании не предусматривает заключение договора о практической подготовке если практическая подготовка осуществляется в самой образовательной организации или ее структурном подразделении. Порядок проведения практики в форме практической подготовки, в том числе назначение руководителей (в том числе от структурного подразделения) устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.
Договор может быть бессрочным?
Срок договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы определяется в соответствии со сроком реализации образовательной программы или ее отдельных компонентов в форме практической подготовки в соответствии с учебным планом образовательной организации. Договор вступает в силу после его подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств (пункт 3 Формы договора о практической подготовке обучающихся).
Соответственно указанный договор не может быть бессрочным. Срок договора может совпадать со сроком реализации образовательной программы (например, 4 года если в течении всего периода (постоянно, периодически) осуществляется практическая подготовка в соответствующей организации) или составлять срок реализации ее отдельных компонентов (например, 1 месяц на прохождение практики).
Если аспирант работает в профильной организации, где предполагается практика, нужен ли в этом случае договор?
Согласно пункту 8 Положения обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики.
При этом с такой организацией также следует заключить договор о практической подготовке.
Нужно (можно) ли сохранить в образовательной организации положение о практике?
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Соответственно образовательная организация вправе утвердить положение о практике, а также положение о практической подготовке обучающихся, непротиворечащие нормам законодательства Российской Федерации об образовании по данным вопросам.
Какие документы необходимы по практике для подтверждения ее освоения? Ранее такие документы были указаны в документах Министерства.
Документы, необходимые для подтверждения прохождения практики определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
Можно ли в локальном нормативном акте прописать необязательность назначения руководителя практической подготовки?
Форма договора о практической подготовке обучающихся является примерной, что позволяет сторонам договора устанавливать иные условия, не предусмотренные указанной формой, не противоречащие законодательству Российской Федерации. При этом предусмотренные примерной формой условия, в том числе в части назначения руководителя практической подготовки, должны быть включены в договор о практической подготовке.
Надо ли готовить приказы о направлении обучающихся на прохождение практической подготовки?
Согласно пункту 2.1.1 Формы договора о практической подготовке обучающихся образовательная организация не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала практической подготовки по каждому компоненту образовательной программы представить в Профильную организацию поименные списки обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы посредством практической подготовки. Указанные списки должны быть утверждены приказом образовательной организации.
Как это Положение работает в аспирантуре?
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки.
Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре относятся к основным профессиональным образовательным программам ( часть 2 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
Положение распространяется и на реализацию образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Может ли образовательная организация направить обучающегося на практическую подготовку в другие населенные пункты без получения письменного согласия студента?
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на таком принципе, как гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.
Образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации ( пункт 3 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно пункту 15 Положения обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Направление на практическую подготовку обучающихся вне места их жительства возможно только с их согласия.
Какие различия в практической подготовке у ВО и СПО?
Законодательство Российской Федерации об образовании не устанавливает различий в порядке практической подготовки по программам высшего образования и программам среднего профессионального образования.
Можно ли заключать договор с профильной организацией на несколько лет без указания ФИО студентов, чтобы направлять туда разных студентов, разных специальностей?
Договоры заключаются на срок реализации конкретной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) или ее отдельных компонентов.
Пп. 2.2.2 примерного договора «назначить ответственное лицо, соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников Профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны Профильной организации». Каким образом осуществляется назначение ответственного лица, обеспечивающего организацию реализации практической подготовке?
Назначение может быть осуществлено приказом профильной организации.
Что будет являться подтверждением выполнения учебного плана по практической подготовке в рамках дисциплины. Отчет студента?
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в форме практической подготовки по компонентам образовательной программы. Учебным планом предусматривается форма промежуточной аттестации по предмету, курсу, дисциплине (модулю) независимо от формы их реализации. Текущий контроль по предмету, курсу, дисциплине (модулю), в том числе при их реализации в форме практической подготовки осуществляется в соответствии с рабочей программой.
Возможно ли прохождение производственной практики студентов нефтяной отрасли на базе образовательного учреждения, при наличии достаточного количества практической работы?
Практическая подготовка при прохождении практики может быть осуществлена как в образовательной организации, так и в профильной организации на усмотрение самой образовательной организации.
П. 10 приказа «При организации практической подготовки профильные организации создают условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся». Должна ли профильная организация подтверждать наличие условий для реализации практической подготовки или достаточно только договора между образовательной организацией и профильной организацией?
Согласно пункту 2.3 Формы договора о практической подготовке обучающихся образовательная организация имеет право осуществлять контроль соответствия условий реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки требованиям Договора.
Таким образом, образовательная организация при организации практической подготовки в профильной организации в случае сомнений может проверить условия для реализации компонентов образовательной программы, в том числе оборудование и технические средства обучения.
П. 15 приказа «Обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации». В локальном нормативном акте образовательной организации «О порядке обеспечения обучающихся к месту организации практической подготовки» обеспечение обучающихся?
Может быть принят как отдельный локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период, так и указанный порядок может закреплен в ином локальном нормативном акте, к примеру в положении о практической подготовке.
Для студентов, например 4 курса, необходимо ли вносить изменения и включать практическую подготовку в основную образовательную программу?
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, практическая подготовка должна быть предусмотрена в образовательных программах, реализация которых началась после вступления в силу приказа N 885/390 (с 22 сентября 2020 г.).
Однако образовательная организация вправе внести изменения в образовательную программу, реализация которой началась до вступления в силу приказа N 885/390 с согласия обучающихся.
Также следует отметить, что в случае направления студентов на практику с 22 сентября 2020 г. в профильные организации в случае отсутствия действующих договоров о практике новые договоры должны быть заключены в соответствии с требованиями Федерального закона N 273-ФЗ (в редакции Федерального закона N 403-ФЗ) и приказа N 885/390.
Виды учебной деятельности, практики и иные компоненты образовательной программы, осваиваемые обучающимися в форме практической подготовки, устанавливаются образовательной программой.
В указанном случае реализуется единая программа в соответствии с заключенным договором о сетевой форме реализации образовательной программы. Договора о практической подготовке заключать не следует.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждены совместным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 «Об организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2020 г., регистрационный N 59764).
Требуется ли повышение квалификации от руководителей практик по ИКТ, Охране труда, по оказанию первичной медпомощи и работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья?
Таких требований к руководителям практической подготовки законодательством Российской Федерации в области образования не установлено.
Каким образом это будет отражаться при заполнении дипломов?
Согласно Порядку заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 марта 2014 г., регистрационный N 31540), информация о прохождении практической подготовки в документах о высшем образовании и квалификации не отражается.
Таким образом, долгосрочные соглашения о сотрудничестве с крупными предприятиями должны быть аннулированы?
Соглашения о сотрудничестве аннулировать не следует. Необходимо заключать договоры о практической подготовке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Совмещение в один учебный день практики и теоретических занятий не целесообразно, практика и дисциплины (модули) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами входят в структуру образовательной программы отдельными блоками.
Практика может проводиться путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Обязана ли образовательная организация заключать договор с профильной организацией, если это одно ведомство. Т.е. вуз является ведомственным?
Законодательство Российской Федерации об образовании не устанавливает различий в правовом положении профильных организаций в зависимости от ведомственной принадлежности. Договор о практической подготовке должен быть заключен и в этом случае.
Выпускающая кафедра, осуществляющая подготовку строителей, может являться местом практики (в то время как выпускающая кафедра в данном случае является образовательным подразделением, а не строительной организацией)?
Практическая подготовка может быть организована: непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки; в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией ( часть 7 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ).
Образовательная организация самостоятельно определяет место реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, в том числе и практики.
Законодательство Российской Федерации об образовании предусматривает заключение одного договора о практической подготовке с профильной организацией.
Вопросы по договорам: надо ли в договоре прописывать фамилию от организации, ответственного за практику или достаточно прописать, что организация назначает такого работника?
Положением не предусмотрено внесение в текст договора фамилий руководителя по практической подготовке от образовательной организации и ответственного лица от профильной организации. Достаточно приказов образовательной организации и профильной организации об их назначении.
Может ли быть заключен Договор о практической подготовке на конкретный компонент, например, договор о прохождении практики либо договор на проведение занятий?
Договор о практической подготовке обучающихся, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, может быть заключен как на отдельный компонент (компоненты) образовательной программы, так и на реализацию образовательной программы (программ) в форме практической подготовки в целом.
Есть мнение, что реализовать практическую подготовку необязательно, пока она не будет отражена в федеральных государственных образовательных стандартах.
Таким образом, практическая подготовка не является компонентом образовательной программы и не отражается в федеральных государственных образовательных стандартах.
Каким образом будет обучающийся аттестован? Мнение профильной организации как-то будет учитываться? В каких документах?
Согласно пункту 2.3.2 Формы договора о практической подготовке обучающихся образовательная организация вправе запрашивать информацию об организации практической подготовки, в том числе о качестве и объеме выполненных обучающимися работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Указанная информация может быть использована для оценивания обучающихся по компоненту образовательной программы, реализованному, в том числе в форме практической подготовки в профильной организации.
Каковы особенности практической подготовки обучающихся магистратуры?
Особенностей практической подготовки обучающихся по программам магистратуры законодательством Российской Федерации об образовании не предусмотрено.
Указанное взаимодействие можно осуществить в рамках договора о сетевой форме реализации образовательной программы с использованием ресурса иной организации. В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 273-ФЗ в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
Договор о практической подготовке может быть заключен, если занятия по физической культуре связаны с будущей профессиональной деятельностью выпускников.
По ряду направлений подготовки не имеется соответствующих профессиональных стандартов. Как определять виды профессиональной деятельности?
При отсутствии соответствующих профессиональных стандартов можно ориентироваться на соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также положения смежных профессиональных стандартов.
Надо ли на сайте указывать места прохождения практической подготовки и практики?
Согласно подпункту 1 подпункта 1 части 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Следовательно, на сайте образовательной организации необходимо указывать места прохождения практической подготовки.
Если аспирант работает в вузе (не в том, где обучается), можно ли ему зачесть педагогическую деятельность как педагогическую практику?
Можно. При этом с такой организацией необходимо заключить договор о практической подготовке.
Как правильно указать помещения в приложении 2 договора, если практическая подготовка проходит непосредственно в поле конкретного хозяйства?
У земель сельскохозяйственного назначения имеется кадастровый или почтовый адрес, который и должен быть внесен в Приложение 2 к договору о практической подготовке.
В какой части договора о практической подготовке (форма предложена Росметодом) следует прописывать вид практики?
Образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической подготовки согласуются Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение 1) (пункт 1.2 Формы договора о практической подготовке обучающихся).
Таким образом, соответствующая практика как компонент образовательной программы указывается в приложении 1 к договору о практической подготовке.
Нужно ли издавать приказ об определении структурных подразделений ВУЗа, где будет проходить практическая подготовка?
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. Таким образом, данный вопрос решается образовательной организацией.
Достаточным будет издание приказа о направлении на практическую подготовку обучающихся в структурное подразделение образовательной организации.
Если лабораторные занятия проходят в профильной организации на их оборудовании, то необходима для этой организации лицензия на осуществление образовательной деятельности?
Законодательством Российской Федерации об образовании не предусмотрено получение лицензии на образовательную деятельность профильными организациями.
П. 2.2.5 договора Профильная организация обязана сообщать руководителю Организации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Вопрос: КАК?
Согласно пункту 2.2.7 Формы договора о практической подготовке обучающихся ответственное лицо от профильной организации обязано провести инструктаж обучающихся по охране труда и технике безопасности и осуществлять надзор за соблюдением обучающимися правил техники безопасности.
Обучающиеся должны быть ознакомлены под роспись с инструкциями по охране труда и технике безопасности.
Что заложено в понятие «объем оборудования и технических средств обучения», предоставляемый профильной организацией? Необходимо ли фиксировать эту информацию в договоре о практической подготовке и насколько конкретно?
Формой договора о практической подготовке обучающихся не предусмотрено фиксирование в договоре конкретного количества оборудования и технических средств обучения.
Если в профильной организации проходит только практика, какой должен быть договор: на практику или практическую подготовку?
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об образовании предусмотрено заключение договоров о практической подготовке.
В приказе N 1383: руководитель от образовательной организации должен быть из числа профессорско-преподавательского состава. В новом приказе этого требования нет. Теперь можно руководителем практики от университета назначить, например, специалиста по практике, не относящегося к профессорско-преподавательскому составу?
Руководитель от образовательной организации осуществляет реализацию образовательной деятельности в форме практической подготовки, следовательно, должен соответствовать требованиям к профессорско-преподавательскому составу.
Является ли физическая культура практической подготовкой?
Физическая культура как дисциплина является компонентом образовательной программы, который может быть реализован в форме практической подготовки.
Как организовать практику, где обучающиеся проходят ее на нескольких площадках и нет возможности заключения договоров со всеми организациями этих площадок (Дизайнеры)?
Договоры о практической подготовке должны быть заключены с каждой профильной организацией.
За чей счет проводится медицинский осмотр перед направлением в профильную организацию?
На основании пункта 4 приказа Минздравсоцразвития России предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации ( пункт 6 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ).
Таким образом, образовательная организация обязана организовать медицинские осмотры обучающихся перед направлением в профильную организацию на практическую подготовку, включающую в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
Может ли образовательная организация СПО быть профильной для программы ВПО?
В случае если профильность профессиональной образовательной организации соответствует будущей профессиональной деятельности обучающихся по программам высшего образования.
А как будет учитываться педагогическая нагрузка для профессорско-преподавательского состава при увеличении доли практической подготовки?
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся.
Таким образом, практическая подготовка включается в учебную (преподавательскую) работу педагогического работника.
Научный руководитель аспиранта может быть руководителем практики?
Научный руководитель аспиранта может быть его руководителем по практической подготовке.
Дайте, пожалуйста, разъяснения, как в договоре о практической подготовке указывать требования для лиц с ограниченными возможностями здоровья?
В качестве дополнительных условий к Форме договора о практической подготовке обучающихся. Дополнительные условия указываются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также с учетом части 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ.
Нужно ли в профильной организации обязательно с помощью внутренних локальных актов оговаривать график использования оборудования для проведения практической подготовки? Есть ли образцы таких актов? Нужно ли в основных профессиональных образовательных программах эти документы прилагать.
Если это требуется для профильной организации. Законодательство об образовании Российской Федерации таких требований в части организации практической подготовки не устанавливает.
Может ли занятие в форме практической подготовки вести научный сотрудник?
Образовательную деятельность осуществляют педагогические работники, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об образовании и трудового законодательства Российской Федерации.
Практика для аспирантов (педагогическая и научно-исследовательская). В чем особенность?
Педагогическая практика предполагает участие аспиранта в образовательном процессе. Научно-исследовательская работа предполагает выполнение работы, соответствующей критериям научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Нужно ли заключать договор при наличии договора о целевом обучении, который предусматривает организацию практики?
В случае если с профильной организацией уже имеется договор о целевом обучении для проведения практики необходимо заключить отдельный договор о практической подготовке.
Если есть договор о практической подготовке с профильной организацией, нужен ли дополнительный договор для прохождения практики?
Заключается один договор о практической подготовке, в котором указывается практика как компонент образовательной программы, реализуемый в форме практической подготовки.
Какова структура (обязательные элементы) рабочей программы практики?
Структура рабочей программы практики определяется образовательной организацией самостоятельно.
Ответственное лицо, назначение которого предусмотрено пунктом 2.2.2 Формы договора о практической подготовке обучающихся, назначается не для каждого обучающегося, а для группы (групп) в целом, осваивающих образовательную программу или ее отдельные компоненты в форме практической подготовки.
Допустимо ли допускать к практической подготовке студента, у которого есть судимость, если Трудовым кодексом Российской Федерации установлены ограничения? Например, в области работы с несовершеннолетними (педиатрия, педагогика).
К педагогической деятельности не допускаются лица, не соответствующие требованиям статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе обучающиеся.