что такое праксис в нейропсихологии
Что такое праксис в нейропсихологии
Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.
Глава 5. Праксис
5.1. Понятие праксиса и его неречевые виды
Гностические функции, в свою очередь, служат базисными для овладения связанными с ними действиями, т.е. различными видами праксиса. Термин праксис обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим.
Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано немецким неврологом К. Липманном, который развил и уточнил положения, выдвинутые еще неврологом К Вернике, впервые описавшим моторную афазию и введшим ее в науку.
К. Липманн подчеркивал, что праксис — это система не только предметных, но и произвольных действий Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены Подробнее об этом будет сказано в разделе «Апраксии».
К. Липманн обратил внимание и на то, что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)». По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр.
Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.
А.Р. Лурия, основываясь на учении К Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса — кинестетического и кинетического. Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический — как эфферентный Это уточнило понимание праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.
Формирование праксиса и диспраксия у детей
Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).
Этапы развития двигательной сферы у детей:
Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.
С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.
Виды нарушений двигательной сферы у детей:
Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.
Виды диспраксии по локализации:
Рекомендации родителям при диспраксии у детей
Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.
Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).
Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Что такое праксис в нейропсихологии
Наиболее сложный из всех видов праксиса — артикуляционный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова) Если пракеис — это предметное действие, а предмет — образец, с которого делается «слепок» этого действия, то возникает вопрос, что служит таким предметом в артикуляциопн/ш деятельнос-» ти? Иными словами, на базе чего формируется артикуляционный пракеис, что служит «предметом» для той или иной артикуляционной позы?
Наиболее четко ответ на этот вопрос сформулировала Е.Н. Ви-нарская — автор известных работ по клиническим проблемам афазии и дизартрии. Она дала формулировку, согласно которой условным предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и «подгоняет» под него артикуляционный уклад. Конечно, это удается ему не сразу, а путем постепенного приближения к желаемому результату и по мере уточнения слухо-речевых представлений. При этом все другие опоры, включая зрительный образ звука речи, наблюдаемый при артикулировании взрослых, полезны, но являются лишь дополнительными. Подтверждением этого является то, что невидящий (слепой) ребенок, тоже овладевает артикуляционными движениями без принципиальных затруднений.
Выше было сказано, что А. Р. Лурия выделил афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса.
Афферентный артикуляционный пракеис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми ки-нестезиями или артикулемами.
Формирование праксиса и диспраксия у детей
Давайте перечислим детские этапы развития двигательной сферы:
Виды нарушений двигательной сферы у детей
Нарушение первичной моторной функции (это нарушение элементарного уровня организации движений, а не диспраксия);
Нарушение функции сенсомоторной (речь идет уже об уровне выше, в котором необходимо совмещать несколько информационных потоков и движение, то есть имеется цепочка реакций «сенсорный вход» и «моторный выход»):
Диспраксия. Это уже высший уровень в организации двигательной сферы. По механизму:
Можно также выделить диспраксии по типам деятельности: графомоторная, конструктивная, дипраксия еды, диспраксия выражения эмоций и т.п., но это уже из частных случаев.
Виды диспраксии по локализации:
Рекомендации для родителей при диспраксии у детей
Диспраксией называют нарушение формирования навыков. Тренируя определенный навык, будь то езда на велосипеде или произнесение звуков, диспраксию не устранить. Однако необходимо формировать жизненно важные навыки, а также очень важно преодолевать у ребенка психологическую установку неуспешности. Родителям необходимо многократно повторять вместе с ребенком действия, при этом ободряя его и снимать фокус внимания с самого выполняемого действия, дабы не делать акцент на том, что у него не получается. Не ругать ребенка и, конечно, не сравнивать с другими. Очень важно закладывать предпосылки для формирования праксиса, заниматься теми видами активности, которые приведут в порядок «нижние уровни» по организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).
Примеры занятий: полусферы, ортоковрики, прыгуны, различные балансиры, батут, беговел, игры с мячом, «жмурки», «классики», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мячиками и мешочками, бассейн, ролики, коньки, АФК, ЛФК, логоритмика, кинезиология, барабаны, игры на подражание движениям («попробуй, повтори», «зеркало»), действия по устной инструкции (сложное действие дробим на части и проговариваем пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования вещей и игрушек.
Наши статьи
Синдромный анализ
Нейропсихологическое обследование, будь то ребенка или взрослого, позволяет качественно проанализировать состояние высших психических функций (таких как речь, память, внимание, праксис, гнозис, состояние чтения и письма и т.д.), выявить нарушенные или несформированные звенья функциональной системы, обеспечивающей работу той или иной функции, качественно квалифицировать симптом, то есть выявить первичные и вторичные нарушения, а также поставить топический диагноз – выявить локализацию нарушенной функции, выявить те пораженные (или отстающие в формировании) участки мозга, являющиеся мозговым субстратом, отвечающим на работу определенного «фактора» высшей психической функции.
Проведение нейропсихологического обследования и постановка нейропсихологического диагноза является обязательным условием дальнейшей грамотной нейрореабилитационной работы, как с ребенком, так и взрослым. Только восстановление нарушенного звена психической функции (в случае повреждения ЦНС во взрослом возрасте) и стимуляция развития несформированного звена (в детском возрасте) позволяет восстановить (сформировать) работу всей высшей психической функции.
Таким образом, нейропсихологическое обследование представляет собой «синдромный анализ» – термин, введенный А.Р. Лурия (1902-1977гг) на основе пересмотренных и дополненных им взглядов таких выдающихся ученых как Анохин П.К., Павлов И.П., Ухтомский А.А., Филимонов Н.И., Выготский Л.С. и многих других.
Перечисленные звенья, каждое из них, является «фактором», определенным механизмом, «собственной функцией» определенного участка мозга. Таким образом, в осуществлении любой ВПФ, в том числе и речи, принимают участие различные механизмы, звенья, мозговые структуры, внося свой специфический вклад в работу всей функциональной системы.
Одно и то же звено («фактор») может быть включено в работу различных ВПФ. Следовательно, при поражении одного участка мозга могут быть нарушены разные ВПФ, однако нарушены они будут по одному принципу, у них будет один механизм нарушения. В то же время одна и та же психическая функция может нарушаться при поражении различных участков мозга, однако специфика нарушения этой функции каждый раз будет различной (например, понимание речи при поражении височных, лобных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария).
Таким образом, синдромный (или факторный) анализ, осуществляемый в рамках нейропсихологического обследования, предполагает:
Кроме того, в ходе нейропсихологического обследования важно выявление первичных, вторичных и третичных нарушений, а также сохранных звеньев функциональных систем.
Для чего это нужно и что это такое?
Первичное нарушение – это нарушение, непосредственно связанное с поврежденным, выпавшим, несформированным звеном (фактором) функциональной системы. К примеру, непонимание речи, вследствие нарушения фонематического слуха.
Вторичное нарушение – системно связанное с первичным, нарушающееся по причине отсутствия важной составляющей своей работы, т.е. расстройство функциональной системы в целом. Так, важно отделить истинное нарушение понимания речи (фонематического слуха) от нарушений нейродинамического или регуляторного компонента психической деятельности, также затрудняющие понимание речи по причине недостаточности концентрации произвольного внимания, быстрого истощения функции.
Третичные нарушения работы функциональной системы связаны с компенсаторными перестройками, то есть при поражении определенного звена функциональной системы, возможна ситуация спонтанной перестройки, тогда функциональная система пытается заместить или заменить чем-то пораженное звено.
Выявление сохранных звеньев функциональной системы необходимо для проведения дальнейшей нейрореабилитационной работы. Сохранное звено как важная опора для возможности восстановления нарушенной функции, перестройки функциональной системы.
Синдромный анализ как основной метод нейропсихологической диагностики незаменим в клинике детских расстройств (ЗПР, ОНР, ДЦП, ЧМТ), а также в клинике постинсультных и сосудистых нарушений различной этиологии и травмы у взрослых.