что такое повторение мать учения
Повторенье — мать ученья
Смотреть что такое «Повторенье — мать ученья» в других словарях:
Повторенье есть мать ученья — Повторенье есть мать ученья. Ср. Wiederholen heisst lernen. Ср. Répéter c’est reculer pour mieux sauter. Ср. Repetitio est mater studiorum, сказалъ Соболь, торопясь выпить другую рюмку. Ант. П. Чеховъ. Жена. 6. Ср. Repetitio est mater studiorum… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
повторенье есть мать ученья — Ср. Wiederholen heisst lernen. Ср. Répéter c est reculer pour mieux sauter. Ср. Repetitio est mater studiorum, сказал Соболь, торопясь выпить другую рюмку. Ант. П. Чехов. Жена. 6. Ср. Repetitio est mater studiorum (послов.) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
МАТЬ — МАТЬ, матери, матерью, мн. матери, матерей, матерям, матерями, о матерях, жен. 1. Женщина по отношению к своим детям. Родная м. Многодетная м. М. семейства (мать как глава семьи). М. одиночка (женщина, родившая вне официального брака и… … Толковый словарь Ожегова
автомедон — (иноск.) возница, искусный в управлении лошадьми Ср. Restauratio est mater studiorum! рассмеялся учитель. Автомедон, пошел! крикнул он извозчику (везшему его в ресторан). П. Боборыкин. Китай город. 3, 31. Ср. Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Автомедон — Автомедонъ (иноск.) возница, искусный въ управленіи лошадьми. Ср. Restauratio est mater studiorum! разсмѣялся учитель. Автомедонъ, пошелъ! крикнулъ онъ извозчику (везшему его въ ресторанъ). П. Боборыкинъ. Китай городъ. 3, 31. Ср. Автомедоны наши… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Репетиции — Репетиціи (театральныя, учебныя) повторенія, подготовка предварительное представленіе, изученіе, повторяемое для подготовки къ представленіе пьесы, къ экзамену. Ср. Много у меня времени нѣтъ. Знаете, дѣло. Репетиціи, спектакли. А вотъ послѣ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Wiederholen heisst lernen. — См. Повторенье есть мать ученья … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Répéter c’est reculer pour mieux sauter. — См. Повторенье есть мать ученья … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Что не так с пословицами и поговорками
С ейчас много можно слышать о различных методиках манипуляции массовым сознанием. И часто это тема доводится (надо полагать, умышленно) до абсурда — различные распространители подобного контента призывают нас едва ли не шлемы из фольги одевать. И это, кстати, и есть типичный пример манипуляции массовым сознанием — чтобы тема перестала быть актуальной, нужно довести дискуссию до абсурда.
В реальности же всё намного проще. Один из самых эффективных методов манипуляции массовым сознанием — это принцип многократного повторения. В психологии даже существует такая методика, как аффирмации. Суть её в том, что принцип многократного повторения используется во благо, постоянно повторяя некие словесные формулы, человек «загружает» в своё подсознание некие позитивные установки.
Однако, как известно, любой инструмент можно использовать как во благо, так и во зло, и принцип многократного повторения — это метод, который позволяет «загружать» в подсознание человека, в том числе и негативные установки.
Многие из нас наверняка слышали своего рода «шутку»: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт». Тут, кстати, дополнительно используется ещё и методика продвижения смысла через юмор — то, что якобы смешно, перестаёт восприниматься как нечто деструктивное и опасное. Но главным образом в данном случае действует принцип многократного повторения. Если за период формирования личности человек услышит эту так называемую шутку хотя бы несколько десятков раз, доказать ему потом вред алкоголя — задача довольно сложная.
Манипуляция массовым сознанием через поговорки
В контексте данной проблемы можно рассмотреть такое явление, как поговорки. Казалось бы, что в них может быть деструктивного? Мы же все знаем, что пословицы и поговорки — это мудрость, проверенная веками. Разве может философия нести вред?
Во-первых, философия — понятие растяжимое. К примеру, есть такое философское учение, как гедонизм, которое провозглашает высшим смыслом и целью жизни получение удовольствий любой ценой. К чему может привести следование подобной философской концепции, любому разумному человеку догадаться нетрудно.
Во-вторых, проблема также в том, что до нынешних времён дошли поговорки не в изначальном виде, а, так сказать, в немного отредактированном, «обрезанном». Можно, конечно, сказать, что это произошло «случайно» — дескать, люди любят всё упрощать, «краткость — сестра таланта» и всё в таком духе. Но если сравнивать изначальный смысл пословицы и её нынешний вид, то становится очевидно, что смысл не просто теряется — он меняется на противоположный. Случайно ли это произошло? Выводы делайте сами. Мы же рассмотрим наиболее популярные пословицы и сравним их с изначальной версией.
«От работы кони дохнут»
Вот уж отрада для бездельника — лучше оправдания и не придумаешь. В самом деле, если уж кони дохнут, то что же говорить о человеке? Проблема в том, что изначально поговорка звучала так:
От работы кони дохнут — человек крепчает
Обратите внимание — смысл меняется на противоположный. И поговорка звучит уже не как оправдание безделья, а как мотивация к созидательной деятельности.
«Повторенье — мать ученья»
Тоже, казалось бы, всё очевидно — что же плохого в повторении пройденного? И всё бы ничего, но загвоздка во второй части пословицы:
Повторенье — мать ученья, утешенье дураков
И тут становится понятно, что повторение изученного — это, конечно, полезно, но в изучении чего-либо нужно постоянно двигаться, прогрессировать, развиваться, а не утешать себя тем, что топтание на одном месте — это «мать ученья».
«В здоровом теле — здоровый дух»
Вот ещё одна популярная пословица, несущая вроде бы позитивный смысл. Этим часто оправдывают себя те, для кого культ здорового тела стал смыслом жизни. Проводя часы, месяцы и годы в спортзалах, они, словно мантру, повторяют слова о том, что здоровое тело даёт здоровый дух. Но в поговорке изначально говорилось совсем о другом:
В здоровом теле здоровый дух есть большая редкость
И смысл снова меняется на противоположный — чтобы быть здоровым и телом, и духом, нужно гармонично развивать все аспекты личности, а не только накачивать мышцы.
«Голод не тётка»
За прошедшее столетие многие народы пережили большие потрясения, и голод многие испытали на себе. Вот только древняя поговорка говорит совсем не о том, как страшен голод, а о пользе голодания как методики очищения и оздоровления:
Голод не тётка, а мать родная
Оказывается, наши предки о здоровье и методах его сохранения знали гораздо больше, чем современная медицина, которая на все лады рассказывает о «сбалансированном питании», которое часто даже и алкоголь не исключает.
«Аппетит приходит во время еды»
Аппетит приходит во время еды, жадность — во время аппетита
«Пьяному море по колено»
И снова про алкоголь. Речь о том, что якобы пьяный может преодолеть любые трудности. Но вот вторая часть поговорки свидетельствует об обратном:
Пьяному море по колено, лужа — по уши
За всю историю существования алкоголя ещё ни одна проблема не решалась методом его употребления. Зато причиной многих бед и преступлений, так сказать, их неизменным спонсором, является именно алкоголь.
«Тише едешь — дальше будешь»
Ещё одно оправдание для того, чтобы ничего не делать. Очень удобно, но, к сожалению, неконструктивно. Время каждого из нас ограничено, мы никогда не знаем, когда завершится наш земной путь, и откладывать на завтра — большая ошибка. Об этом говорит и полная версия поговорки:
Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь
«Пыль столбом, дым коромыслом»
Такие слова можно слышать, как оценку продуктивного труда. Но только изначальная версия пословицы была совсем о другом:
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена
Речь о том, что видимость работы не всегда говорит о её продуктивности, важнее результат. Об этом почему-то новая версия поговорки умалчивает.
«Кто старое помянет, тому глаз вон»
Ещё одна пословица с, казалось бы, позитивным смыслом. Обычно её употребляют, когда хотят сказать о том, что нужно прощать обидчиков и забывать плохое. Вроде бы, всё верно, но только изначальная версия пословицы добавляла одно уточнение:
Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — тому оба
То есть в народе говорили о том, что прощать-то, конечно, нужно, но всё-таки накопленный опыт отвергать не стоит, он может пригодиться в будущем.
«Ударили по одной щеке — подставь другую»
Поговорка, которая говорит нам о смирении и всепрощении. Принято считать, что эти слова были сказаны самим Иисусом Христом во время Нагорной проповеди. Что там говорил Иисус достоверно неизвестно, лишь со слов апостолов, в текстах которых и можно прочитать о якобы сказанном Христом. Так или иначе, в народе существует более полная версия поговорки:
Ударили по одной щеке — подставь другую, но не дай себя ударить
И, вполне возможно, что Иисус говорил именно так, но ученики запомнили так, как им было более удобно и понятно. Однако такую позицию едва ли можно считать конструктивной. Всепрощение и смирение — это позитивно, но это не должно принимать форму попустительства, безразличия и следования принципу «моя хата с краю». Кстати, эта поговорка тоже «обрезана».
«Моя хата с краю»
Эта поговорка предлагает нам придерживаться позиции безразличия и равнодушия к бедам окружающих. Дескать, пока меня не касается, то, как говорится, меня и не касается. Есть мнение, что на самом деле, это народная поговорка в оригинале звучит так:
Моя хата с краю — первым врага встречаю
Смысл понятен — раз моя хата с краю, значит, врага мне встречать первым. Считается, что это было кредо запорожских казаков-характерников, для которых никогда не было чужой беды, их уровень духовно-нравственного развития просто не позволял оставаться в стороне, когда их народ погибает. Теперь же смысл поговорки перевёрнут, что называется, с ног на голову — нас призывают быть равнодушными и безучастными.
«Шито — крыто»
Короткая поговорка, которая как бы говорит нам о том, что можно сделать подлость, и, если сделать её искусно и со знанием дела, то как будто бы никто не заметит. Но наши предки думали иначе, потому и говорили:
Шито — крыто, а узелок-то тут
То есть, всё тайное рано или поздно становится явным.
«Бедность не порок»
Почему-то считается, что деньги — зло. Однако это весьма странная концепция. В этом мире всё является инструментом, и вопрос лишь в том, как это использовать. Деньги — это такая же энергия, как и любая другая. Топливом можно заправить тракторы, чтобы они вспахали поле, а можно заправить танки, чтобы они разрушали города. Так виновато ли в этом топливо? С деньгами то же самое — и бедность вовсе не является синонимом непривязанности к материальному. Ибо непривязанным можно быть к тому, что доступно человеку. Легко быть непривязанным к тому, чего у человека нет и быть не может. А деньги вовсе не зло, а вот их полное отсутствие и бедность — признак того, что человек не проявлял щедрости в прошлом, был скупым эгоистом. И об этом говорит полная версия поговорки:
Бедность не порок, а вдвое хуже
«Хозяин — барин»
Так говорят, когда хотят подчеркнуть, что у человека есть выбор, и он волен поступать так, как он хочет. Так-то оно так, каждый человек свободен в своём выборе, только, во-первых, часто бывает так, что человек, пребывая в невежестве, делает выбор из нескольких заведомо неправильных вариантов, а во-вторых за каждый выбор человеку придётся платить. И об этом говорит полная версия поговорки:
Хозяин — барин: хочет — живёт, а хочет — удавится
То есть поговорка говорит о ситуации, когда выбор есть, но выбирать-то особо не из чего. С таким же успехом можно сказать, что рэкетир, который говорит жертве: «Жизнь или кошелёк?» — предлагает сделать выбор.
Здравомыслие — наше самое мощное оружие
Итак, мы рассмотрели наиболее популярные поговорки и смогли убедиться, что полные их версии являются полной противоположностью тех, которые в современном мире на слуху. О чём это говорит? О том, что даже поговорки, которые принято считать квинтэссенцией народной мудрости, могут и даже должны быть поставлены под сомнение. Важно понимать, что истиной является лишь то, что подтверждено личным опытом, всё, что слепо принято на веру, является догмой. И на догмах, шаблонах и стереотипах, к сожалению, сейчас основано мировоззрение большинства людей.
Именно поэтому так сложно людям принимать что-то новое для них: здоровое питание, вегетарианство, трезвый образ жизни и так далее. Важный принцип здравомыслия — ничего слепо не принимать и ничего слепо не отвергать, а допускать и проверять на личном опыте. Речь, разумеется, не идёт о чём-то откровенно деструктивном. Вовсе не обязательно пробовать наркотики для того, чтобы понять, что они вредны. Для этого достаточно просто увидеть результат тех, кто выбрал этот путь, — их тело и психика разрушаются очень быстро. Важно помнить, что сомнения — это черта думающего человека. И именно она избавляет от слепой веры и фанатизма.
С таринное латинское выражение, очень любимо и уважаемо учителями — &Repetitio est mater studiorum& («Повторение – мать учения»). Складная и простенькая пословица лаконично объясняет один из принципов процесса обучения. И всё-же, почему эта фраза звучит именно так? Логичнее было бы: «Повторение — мать запоминания».
обучение ивриту по пословицам
Учёба – процесс, сродни построению нового здания из кирпича. Чтобы знания не накапливались «бесформенной кучей» их нужно систематизировать. Вот здесь и пригодится народная мудрость. Кирпичные стены получаются устойчивыми и долговечными при условии, что каждый последующий кирпичик укладывается на крепко и правильно выложенный предыдущий. Так и в учёбе. Не зря хорошо усвоенные знания называют прочными.
значени пословицы мало каши ел
Иногда, чаще всего школьники, пословицу понимают слишком буквально, однобоко. Повторение – процесс многообразный, осуществлять его можно разными методами и способами. Важно компоновать их, не останавливаться на каком-то одном.
диалоги с использованием пословиц и поговорок
Очень продуктивно активное повторение, когда человек сам, без какой-либо помощи вспоминает выученное. Например, пересказ лучше помогает запомнить рассказ, чем многократное чтение.
афоризмы о дружбе пословицы
Повторение пройденного, путём «подмешивания» его к новым знаниям, тренирует память, облегчает учебный процесс, учит выстраивать логические связи, мыслить. Умение кратко и ёмко воспроизвести суть выученного материала – это истинный показатель знаний.
пословицы о материнской верности
Хотя иной раз не стоит пренебрегать и зубрёжкой.
Заучивание наизусть, нередко является единственным способом запомнить большое количество терминов, иностранных слов, какой-либо иной бессистемной информации.
странные пословицы мира
пословицы о русской литературе
Повторить пройденное — непременное условие качественного запоминания, без которого обучение невозможно. «Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём» – французская пословица.
пословица не бойся закона судьи
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
объяснение пословицы повторенье мать ученье
Значит что если ты ещё раз повторишь хуже от этого не будет
а наоборот только лучше!
Есть такие золотые слова — «повторение – мать учения». И это не просто слова. Наша память устроена таким образом, что если многократно повторять материал, то он лучше усваивается, дольше сохраняется в памяти. И при необходимости его можно быстро из памяти извлечь, иначе говоря, вспомнить.
Хорошо, когда человек учится. Он приобретает новые знания, становится умнее, интересней для собеседника. Для него в жизни открываются все пути. Хочешь – учись дальше, хочешь – работай, причём работа твоя будет увлекательной.
Грамотному и жить намного интереснее, чем человеку со скудным багажом знаний. Учиться хорошо, с удовольствием, с увлечением – очень важно, только в этом случае материал достаточно хорошо усваивается и хранится в памяти долго. Но бывает так, что что-то забывается. Как же добиться того, чтобы знания закрепились, не терялись из нашей памяти?
Рассмотрим пример. Ученику нужно выучить стихотворение. При заучивании он автоматически повторяет одни и те же строки по нескольку раз. А наутро мама или папа просят вновь рассказать стихотворение. Оно запомнилось.
Как это произошло? Стихотворение выучено путём многократного повторения поэтических строк. А ведь так происходит со всей информацией, не только со стихотворной.
Все люди, дети и даже взрослые, сдают экзамены. Представьте себе, что на экзамене вам нужно ответить по какой-либо теме. А вы её когда-то читали, один раз, ну, может два. Что-то запомнилось, но для хорошего ответа этого явно недостаточно. А если материал был усвоен, понят, повторён несколько раз, то в нужный момент он будет обязательно вытащен из соответствующих «ячеек» памяти.
Повторение материала ранее выученного – это самый оптимальный способ что-то запомнить.
Повторение – мать учения. Не зря в царстве русских народных пословиц «поселилась» эта пословица. Народная мудрость проверена веками, и не стоит «изобретать велосипед».
На дворе двадцать первый век. Сейчас ценны люди грамотные, с большим багажом знаний, владеющие огромным количеством информации. Такие люди успешны, жизнь их бьёт ключом. Информация – это наше всё. А её нужно запомнить.
Выучил – и забыл. Что в этом интересного? Информация прошла транзитом через наш мозг, и не задержалась в нём. В том случае, когда она нам понадобится, мы воспользоваться ей не сможем.
Память нужно тренировать. Повторения тренируют память. После неоднократных повторений заученное помещается в такие ячейки памяти, которые хранят информацию долго, так называемую долговременную память.
Повторяйте, ведь повторение – это мать учения!
Опыт работы в школе показал, что необходимость в повторении знаний учащихся обусловлена многими причинами. Во-первых, неизбежен процесс забывания, что приводит к утрате чёткости, уменьшению объёма знаний, к затруднениям и ошибкам, а иногда и полной невозможности воспроизвести ранее изученный материал. Во-вторых, при возвращении к ранее изученному материалу, создаются предпосылки для получения новых знаний, прочного закрепления и углубления старых. В-третьих, повторение дает возможность учителю скоординировать работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. В наше время ученику надо много знать и многое помнить. С каждым годом обучения учащиеся получают новую дополнительную информацию, которую нужно осмыслить, переработать, научиться применять на практике, и к тому же за меньшее, чем прежде, время. Бывает, что иногда учащиеся забывают материал, который изучался совсем недавно. Это, конечно же, сказывается на успеваемости детей. Что всегда огорчает как родителей, так и учителей. Не менее досадны
затруднения в усвоении большого объёма информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память.
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Особенности памяти как важнейшей психической функции изучали многие исследователи с мировым именем: Г. Эббингауз, Т. Рибо, А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, Д. Карнеги, А. Р. Лурия и др. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Память — это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Этот процесс лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Вряд ли кто из глубоко интересующихся проблемой обучаемости ребенка не вспомнит слова К. Д. Ушинского о том, что «можно исправить иногда в ребенке замечательную неспособность к учению, приучив его к активному повторению урока». Казалось бы, что в этом педагогическом действии и нет ничего сложного, так как великий педагог, продолжая свою мысль, говорит нам: «Если он сам еще не открыл его пользы своим маленьким опытом» (см. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения в 2 т.—т. 1/Теоретические проблемы педагогики/, М.: Педагогика, 1974, стр.325). Что такое активное повторение? В одном из наиболее известных учительских пособий, в книге для учителя «Как научить детей учиться» ее автор, К. В. Бардин, обращается к теме об использовании в обучении активного повторения дважды. И, что удивительно, оба раза, давая свое определение активному повторению, он отходит от того определения, которое давал оному К.Д.Ушинский. Давайте сравним: По Бардину:
«Если ребенок, повторяя материал, просто открывает учебник и заново прочитывает все по книжке — это пассивное повторение. Гораздо более высокий результат дает активное повторение, когда человек пытается сам, никуда не заглядывая, вспомнить материал».
«Выше уже шла речь об активном и пассивном усвоении. Точно так же повторение бывает активным, когда учащийся, напрягая свою память, старается вспомнить содержание нужного материала».
«Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Ученик прочитал, к примеру, текст. После этого он может прочитать его еще и еще раз — это будет пассивное повторение; он может, прочитав текст, закрыть книгу и, напрягая память, вспомнить его. То есть:
а) Пересказать, как пересказывает иногда текстовку с непонятной ему иностранной речью. Будет ли это действие активным повторением? Да, будет! Но никакого
проку от такого «активного» повторения, кроме разве что тренировки словесной памяти, ученик не поимеет.
б) Представить (тоже вспомнить!) информацию по тексту — это и будет по К.Д.Ушинскому именно активным повторением.
Человек учится, воспроизводит (не сравнивает, не комбинирует, не составляет понятий. а просто воспроизводит) представления — этот процесс психической деятельности предшествует мышлению. К.Д.Ушинский назвал его активным повторением. Значение активного повторения в обучении огромно. Повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание успешным. К.Д.Ушинский называл воспроизведение при запоминании активным повторением материала, способствующим развитию и укреплению памяти учащегося. Наиболее активной формой произвольного воспроизведения является припоминание. В процессе припоминания активнее оживляются временные связи. Припоминание — наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания— то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо. Припоминание связано для школьника с напряжением. По меткому наблюдению К.Д.Ушинского, младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли. Указывая на эту особенность учеников младшего возраста, К.Д.Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд всегда нелегкий, к которому надо приучать дитя понемногу».
Повторение имеет диагностический и развивающий характер. Оно объединяет все уроки, являясь обязательным компонентом обучения на каждом из уроков всех возможных типов. При повторении из ранее изученного материала не только воспроизводятся наиболее существенные факты, понятия, умения, но и устанавливаются логические связи между ними. Прослеживаются их возникновение и развитие. Изученный материал при этом переосмысливается в целом, что приводит не только к упрочению усвоенного, но и к выстраиванию знаний в краткую структурную систему, тем самым повышается качество усвоения изученного материала, развивается мыслительная деятельность учащихся, уменьшается их нагрузка.
Что такое окончание?
Что такое приставка?
Как отличить приставку от предлога?
В случае ограниченности времени вопрос заменяется формулировкой правила, которую должны закончить дети. Например: Учитель: Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Ученик: Имя существительное. Всё это позволяет сэкономить драгоценное время на уроке.
Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому
На уроках математики «минутки повторения» включаются в устный счёт, где также берутся задания на ранее изученные темы.
Не обходятся без этих минуток и уроки ознакомления с окружающим миром. На каждом уроке мы обязательно вспоминаем то, что было пройдено давно и совсем недавно.
Также в работе можно использовать такой приём: любому ученику, отвечающему на уроке, одноклассники дополнительно задают два вопроса из пройденного материала. Порой дети, задающие вопрос, вспоминают и озадачивают своих одноклассников так, что тем приходится поднапрячься, чтобы вспомнить материал. Таким образом, задавая вопросы и отвечая на них, дети вновь невольно обращаются к тому, что, казалось бы, забыто.
Важным является то, что при повторном воспроизведении той или иной информации учащиеся учатся выделять существенное, отбрасывая второстепенное. Повторение ставит ученика в условия, когда ему необходимо, осмыслив материал, выделить самое главное. Одновременно при активном повторении учебного материала, знания углубляются, расширяются, вырабатываются интеллектуальные умения и навыки. Таким образом, обеспечивается необходимая прочность усвоения, устраняются причины появления пробелов в знаниях учащихся и создаются благоприятные условия для повышения эффективности изучения программного материала.