что такое потсдамская конференция
Потсдамская конференция
Потсдамская (Берлинская) конференция глав представительств главных держав — победительниц во Второй мировой войне проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года во Дворце Цецилиенхоф в Потсдаме — пригороде Берлина. Конференция закрепила победу стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией и обсудила проблемы послевоенного устройства Европы.
Советскую делегацию возглавлял председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Государственного комитета обороны СССР Иосиф Сталин, американскую — президент Гарри Трумэн, британскую — сначала премьер-министр Уинстон Черчилль, а с 28 июля, после смены консервативного правительства в Великобритании лейбористским, — Клемент Эттли.
В самом начале Берлинской конференции был одобрен американский проект создания Совета министров иностранных дел Великобритании, СССР, Китая, Франции и США — пяти государств, постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Подписано соглашение о политических и экономических принципах координированной политики в отношении Германии в период союзного контроля над ней с целью выполнения декларации о Германии, принятой Крымской конференцией.
Центральное место в переговорах заняла германская проблема. Было принято решение о полном разоружении и демилитаризации Германии, упразднении всех ее вооруженных сил, СС, СА, СД и гестапо, ликвидации военной промышленности.
Политические принципы соглашения также предусматривали уничтожение национал-социалистской партии, ее филиалов и подконтрольных организаций, отмену всех нацистских законов и предание суду всех военных преступников.
В то же время предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Потсдамской конференции говорилось, что союзные державы «не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ».
Конференция предусмотрела также реорганизацию судебной системы на основе законности и равноправия всех граждан без различия расы, национальности и религии; восстановление по всей Германии местного самоуправления на демократических началах и создание общегерманских экономических департаментов, которые должны были служить базой для образования общегерманского демократического правительства.
Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях — возмещении побежденным государством, по вине которого возникла война, убытков, понесенных государствами-победителями. Однако СССР и США удалось выработать компромиссное решение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон).
Согласно решениям конференции, самая воинственная часть Германии — Восточная Пруссия была ликвидирована. Ее земли были поделены между Советским Союзом и Польшей.
Было принято предложение Сталина о польско-германской границе по рекам Одер и Нейса, хотя Черчилль решительно выступал против расширения Польши на запад. К Польше отходили также Данциг (Гданьск) и большая часть Восточной Пруссии. Кенигсберг (с 1946 года — Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР.
На Потсдамской конференции также были приняты решения об упорядоченном перемещении германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии.
Серьезные трения возникли при обсуждении темы мирного урегулирования с некоторыми бывшими союзниками Германии. Советской стороной было подтверждено обязательство об участии СССР в войне против Японии (СССР вступил в войну 9 августа 1945 года).
Решения Потсдамской конференции были направлены на демократическое урегулирование послевоенных проблем и более 40 лет являлись фундаментом территориально-политического устройства на Европейском континенте.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
«75 лет эта система работает»: как Потсдамская конференция повлияла на послевоенное мироустройство
17 июля 1945 года в находящемся неподалёку от Берлина немецком городе Потсдам началась конференция глав держав-победительниц. На ней обсуждались вопросы будущего Германии, завершения войны с Японией, изменения границ в Европе, репараций, а также многие другие спорные моменты, возникшие в отношениях между союзниками по Антигитлеровской коалиции.
Обсуждение будущего
«Перед Второй мировой войной отношения между будущими союзниками по Антигитлеровской коалиции нельзя было назвать тёплыми. Англия и Франция с молчаливого согласия США в ходе Мюнхенского сговора позволили Адольфу Гитлеру совершить агрессию против Чехословакии. В 1939 году западные страны до предела затянули переговоры о создании антинацистской коалиции, вынудив СССР подписать договор о ненападении с Германией, чтобы хотя бы немного оттянуть войну», — рассказал в интервью RT действительный член Академии военных наук доктор политических наук Андрей Кошкин.
Однако в 1941 году, по его словам, между Москвой, Лондоном и Вашингтоном началось стремительное сближение, связанное с их общим участием в военных действиях против стран Оси. Тем не менее, несмотря на наличие общего врага, западные державы некоторое время оказывали СССР лишь военно-техническую помощь, а любые просьбы об открытии второго фронта игнорировали.
По мнению Кошкина, позиции западных стран менялись с увеличением числа побед Красной армии. В 1942 году активизировался процесс оказания материально-технической помощи СССР, а в 1943-м, на фоне Курской битвы, активнее пошло и обсуждение перспектив открытия второго фронта. Соответствующее решение было принципиально принято представителями США и Великобритании в августе 1943 года на Квебекской конференции. По словам экспертов, западные союзники опасались, что произойдёт советизация всей Европы.
С СССР решение об открытии второго фронта представители Великобритании и США обсудили на конференции в Тегеране. Там же начались предметные переговоры относительно послевоенного мироустройства.
В феврале 1945 года обсуждение будущего Европы и мира продолжилось на Ялтинской конференции. Там же было принято решение о создании международной организации с широкими полномочиями. Воплощено в жизнь оно было весной — летом 1945 года на конференции в Сан-Франциско.
26 июня был торжественно подписан Устав Организации Объединённых Наций. Однако у лидеров держав-победительниц всё равно оставался целый ряд нерешённых вопросов, связанных с будущим Германии, границами, войной против Японии и другими международными проблемами.
Потсдамская конференция
Для обсуждения накопившихся проблем союзники решили провести летом 1945 года новую конференцию. Местом её проведения избрали Германию. Берлин был слишком сильно разрушен в результате бомбардировок и весенних боёв. Поэтому заседания конференции решили проводить в находящемся в непосредственной близости от германской столицы городе Потсдаме, в помещении уцелевшего после Берлинской операции дворца Цецилиенхоф.
Потсдамская конференция началась 17 июля 1945 года. Советскую делегацию на ней возглавлял председатель Совнаркома и Государственного комитета обороны СССР Иосиф Сталин, американскую — президент Гарри Трумэн, британскую — сначала премьер-министр Уинстон Черчилль, а с 28 июля, после смены консервативного правительства в Великобритании лейбористским, — Клемент Эттли.
«Сам состав участников Потсдамской конференции способствовал тому, что тональность разговоров стала более напряжённой, чем на предыдущих встречах «Большой тройки». У Сталина были хорошие рабочие отношения с Рузвельтом, но не с пришедшим ему на смену Трумэном. Новый президент США вёл себя не так дипломатично, более резко, пытался навязывать свои условия», — отметил в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.
По его словам, главным вопросом конференции стало будущее Германии.
«Речь шла о единой стране. Подчёркивалось, что немецкий народ никто не планирует унижать. Вводилась чёткая система администрирования германских территорий. Запрещались нацистские организации, включая саму НСДАП, нацистские силовые структуры, отменялись дискриминационные гитлеровские законы», — рассказал Андрей Кошкин.
Кроме того, по его словам, в Потсдаме был определён формат международного суда по совершённым нацистами военным преступлениям.
«В Германии воплощался принцип четырёх «Д»: денацификация, демилитаризация, демонополизация, демократизация», — пояснил Кошкин.
Как отметили историки, помимо германского, обсуждался ещё целый ряд вопросов. Так, Сталин подтвердил обязательства СССР по вступлению в войну с Японией.
«На конференции была подтверждена окончательная передача Советскому Союзу территорий Западной Украины и Западной Белоруссии. Однако Польша взамен получила ещё больше — восточнопрусские и восточногерманские территории», — рассказал Юрий Кнутов.
Кёнигсберг (ныне Калининград) и прилегающие к нему земли было решено передать СССР.
Длительные дискуссии вызвал вопрос репараций. Каждая держава должна была получить их за счёт своих зон оккупации, а Советский Союз — также за счёт зон западных союзников. Кроме того, лидеры «Большой тройки» поделили германский флот.
Делегация СССР подняла вопрос возврата ранее захваченных Турцией советских территорий в Закавказье, а также — возможности размещения советской базы в черноморских проливах, однако не нашла понимания со стороны западных союзников. Как и в вопросе опеки Москвы над частью бывших итальянских колоний в Северной Африке.
Однако, по словам Кнутова, участники конференции смогли прийти к принципиальному консенсусу в таких вопросах, как расширение ООН за счёт бывших союзников Германии и функционирование Совета Безопасности ООН.
«Несмотря на ощущавшиеся уже сильные идеологические противоречия, участники Потсдамской конференции продемонстрировали способность к компромиссу ради мира», — отметил Юрий Кнутов.
«Глава СССР был хорошо информирован разведкой о ходе англо-американского ядерного проекта, поэтому воспринял информацию Трумэна просто как попытку увеличить политический вес западных делегаций. Вместо того, чтобы проявлять беспокойство, он передал указание поторопиться советским ядерщикам», — рассказал Кошкин.
При этом эксперт подчеркнул, что все участники конференции прекрасно отдавали себе отчёт в том, что именно Красная армия сыграла ключевую роль в победе над нацизмом, а Советский Союз понёс в борьбе с Германией самые большие потери. И этот очевидный всем факт накладывал на западные делегации определённые моральные и политические ограничения.
«Ялтинские, сан-францисские и потсдамские договорённости были написаны кровью, и в первую очередь — кровью советских людей. Благодаря мужеству воинов Антигитлеровской коалиции в 1945 году удалось сформировать новую систему мироустройства и международных отношений, гораздо более совершенную, чем все прежние. И хотя западные союзники повели себя не лучшим образом, развернув новое противостояние, глобальных конфликтов после 1945 года удалось избежать. 75 лет эта система работает, и достаточно неплохо», — подытожил Андрей Кошкин.
Потсдамская конференция
РЕШЕНО В ПОТСДАМЕ
Потсдамская конференция, проходившая в пригороде Берлина (17 июля — 2 августа 1945 г.), стала последней за годы войны конференцией глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И. Сталин, американскую после смерти Ф. Рузвельта в апреле — президент Г. Трумэн, английскую — премьер-министр У. Черчилль, а с 28 июля после победы на парламентских выборах лейбористской партии К. Эттли. В работе конференции, которая проходила во дворце Цецилиенхоф, принимали участие также руководители внешнеполитических ведомств великих держав, военные представители.
Главное место в работе Потсдамской конференции заняла проблема Германии. Были согласованы основные принципы совместной политики к этой стране. Предусматривалось разоружение и демилитаризация страны. Прядок осуществления контроля над ее территорией требовал полной денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Подчеркивалась необходимость ликвидации военных и полувоенных формирований, отмены нацистских законов. Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что «не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ». Сталин и западные лидеры также воздержались от выдвижения планов раздела Германии. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать. В экономическом плане на период оккупации было решено рассматривать Германию как единое целое, включая денежную систему. Промышленность страны должна была перейти исключительно на мирные рельсы.
Дискуссии развернулись вокруг вопроса о репарациях с Германии. В конечном итоге был одобрен позональный принцип взимания репараций — каждой державой из своей зоны оккупации. Кроме этого для СССР было предусмотрено частичное получение репараций из западных зон. СССР обязывался передать часть репараций Польше. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.
В Потсдаме, также как ранее и в Ялте, вновь встал вопрос о будущем Польши. Сталин настоял на том, чтобы в Потсдам прибыли польские представители во главе с Б. Берутом, которые подтвердили свою позицию относительно западных границ государства и обещали проведение в стране демократических выборов. Американская делегация поддержала советские предложения о новой западной границе Польши. Было решено начать процесс передачи Польше восточногерманских земель. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 г. Калининграда) с прилегающими территориями.
На конференции был поднят вопрос о Турции, а также возможности основания советской базы в Черноморских проливах. СССР считал также несправедливой границу между двумя государствами, проведенную после окончания Гражданской войны в России, отторгавшую в пользу Турции область Карса и прилегающие районы. Но предложения о советских базах и изменениях в советско-турецкой границе были отвергнуты. Делегации великих держав обсудили проблему опеки ряда территорий, в том числе бывших колоний Италии. Однако Великобритания и США намеревались осуществлять здесь контроль своими силами, без участия СССР.
На Берлинской конференции стороны разрешили и ряд других проблем, касающихся контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии, переселения немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии, вывода союзных войск из Ирана. Они еще раз обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. 17 июля Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ РЕШЕНИЙ ПОТСДАМСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
. А. Политические принципы
1. В соответствии с соглашением о контрольном механизме в Германии верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Французской республики, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, действующими в качестве членов Контрольного Совета.
2. Поскольку это практически осуществимо, должно быть одинаковое обращение с немецким населением по всей Германии.
3. Целями оккупации Германии, которыми должен руководствоваться Контрольный Совет, являются:
I) полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней. С этими целями:
а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации, вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, будут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма;
в) все вооружение, амуниция и орудия войны и все специализированные средства для их производства должны находиться в распоряжении союзников или должны быть уничтожены. Поддержание и производство всех самолетов и всякого вооружения, амуниции и орудий войны будет предотвращено (. )
III) уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду.
4. Все нацистские законы, которые создали базис для гитлеровского режима, или которые установили дискриминацию на основе расы, религии или политических убеждений, должны быть отменены. Никакая такая дискриминация правовая, административная или иная, не будет терпима.
5. Военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы.
6. Все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в важных частных предприятиях. Такие лица должны быть заменены лицами, которые по своим поли-тическим и моральным качествам считаются способными помочь в развитии подлинно демократических учреждений в Германии.
8. Судебная система будет реорганизована в соответствии с принципами демократии, правосудия на основе законности и равноправия всех граждан, без различия расы, национальности и религии.
9. Управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры и развития на местах чувства ответственности. С этой целью:
. во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические политические партии с предоставлением им права созыва собраний и публичного обсуждения.
Пока что не будет учреждено никакого центрального германского правительства. Однако, несмотря на это, будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты, возглавляемые государственными секретарями, в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности. Эти департаменты будут действовать под руководством Контрольного Совета.
«Правда». 3 августа 1945 г.
ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая от 26 июля 1945 г.
1. Мы, президент Соединенных Штатов, президент Национального правительства Республики Китай и премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну.
5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.
6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.
7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена,- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.
8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.
9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.
10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.
11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.
12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.
13. Мы призываем правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.
Союзники
Дворец Цецилиенхоф – место проведения Потсдамской конференции
Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 17 июля – 2 августа 1945 г., занимает в мировой истории особое место. Конференция в Потсдаме (кодовое название «Терминал») была встречей победителей над фашистской Германией и ее союзниками. Лидеры антигитлеровской коалиции – И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль и сменивший британского премьер-министра в ходе конференции К. Эттли – собрались в пригороде столицы разгромленного третьего рейха, чтобы заложить основы послевоенного мира.
На Потсдамской конференции 1945 г.
За 70 лет, прошедших со дня ее проведения, вокруг встречи в Потсдаме возникло изрядное количество мифов и легенд, несущих на себе отпечаток разочарований и несбывшихся надежд народов на мирное послевоенное будущее. Имевшиеся разногласия в межсоюзнических отношениях закономерно усилились к концу войны, когда пришла пора делить плоды общей победы, а после переросли в непримиримый раскол между ними и после товарищества по оружию в рядах великой коалиции развели их по разные стороны баррикад.
Несмотря на мрачные прогнозы в некоторых кругах на Западе, общее настроение в официальном Вашингтоне и Лондоне было осторожно оптимистичным. Среди широкой общественности и в печати оно было еще более преисполненным надежд и энтузиазма. Исключительное мужество и тяжелейшие жертвы советских людей в войне против Гитлера породили мощную волну симпатий к их стране, которая во второй половине 1945 г. захлестнула многих критиков советской системы и ее методов. На всех уровнях существовало широкое и горячее стремление к сотрудничеству и взаимопониманию.
1945 г. Потсдам. Встреча «Большой тройки». К. Эттли, Г. Трумэн, И. В. Сталин.
Однако вопреки доминирующим общественным настроениям, сотрудничество между вчерашними союзниками переросло в открытое противостояние, что вызвало политическую потребность на Западе скорректировать взгляд на Потсдамскую конференцию, и на историю антигитлеровской коалиции в целом. В связи с этим союз СССР, США и Великобритании стал изображаться как «противоестественный», «аномальный» и «случайный», а сама Потсдамская конференция как форум, возвестивший начало холодной войны. В Советском Союзе происхождение холодной войны рассматривалось как стремление США и их новых союзников доминировать над миром за счет интересов СССР и «других свободолюбивых народов», чему с советской стороны и был дан отпор на Потсдамской конференции.
В действительности имело место столкновение двух крупнейших геополитических моделей послевоенного переустройства мира между главными победителями во Второй мировой войне, окрашенных в идеологические тона, которым в Потсдаме удалось найти приемлемый, однако, временный компромисс, намеченный еще в Ялте.
Премьер-министр Великобритании Клемент Эттли, президент США Гарри Трумэн и Председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин на Потсдамской конференции 1945 г.
Место проведения Потсдамской конференции, в отличие от Ялтинской, было определено без серьезных споров между союзниками. В Москве организация встречи в освобожденном советскими войсками Берлине в советской зоне оккупации рассматривалась как признание заслуг и вклада Советского Союза и его армии в разгром фашизма и освобождение народов Европы от нацистской тирании. Так как Берлин был сильно разрушен, выбор, скорее всего по техническим соображениям, пал на расположенный поблизости от него старинный Потсдам, где хорошо сохранился дворец Цецилиенхоф. Выбор Потсдама имел и глубоко символическое значение. В самом центре Потсдама 21 марта 1933 г. фельдмаршал и рейхспрезидент О. фон Гинденбург скрепил рукопожатием назначение А. Гитлера канцлером Германии. С этого момента время для немцев неудержимо шло к национальной катастрофе. В Потсдаме трагический круг истории замкнулся.
Советской делегации предстояло решить сложную задачу: закрепить итоги войны, сохранить плоды победы и при этом не допустить раскола между союзниками, чтобы продолжить сотрудничество с ними в послевоенное время в интересах безопасности Советского Союза, восстановления его экономики и международной стабильности. Обессиленному войной Советском государству была нужна перспектива прочного мира на обозримое будущее, чтобы сосредоточиться на решении внутренних задач.
Советские цели на переговорах органично вытекали из всего предшествующего опыта СССР и дореволюционной России и носили скорее геополитический, прагматический, нежели идеологический характер. На практике это означало укрепление территориальной безопасности Советского государства, закрепление в пользу СССР новых границ в Европе и на Дальнем Востоке, ликвидацию санитарного кордона и превращение сопредельных государств в надежных соседей и союзников Советского Союза.
В отечественной историографии утвердился тезис о том, что на этапе освобождения Восточной Европы и первых послевоенных месяцев с советской стороны речь велась не о «советизации» или «социализации» освобожденных государств, а ставилась задача поддержки в этих странах дружественных режимов левого и антифашистского толка. Вопросы политического характера власти освобожденных государств затрагивались в самых общих чертах, чтобы не воскрешать довоенные страхи на Западе, вызванные «мировой коммунистической революцией», а упор делался на их внешнеполитической ориентации и отношениях с Советским Союзом. Тон советского руководства и его риторика были скорее общедемократическими, пацифистскими и антифашистскими, нежели классово-непримиримыми и воинственно-идеологическими.
Сообщение о Берлинской (Потсдамской) конференции трех держав, 2 августа 1945 г.
Большое значение для судеб Европы и всего мира имела достигнутая договоренность о том, что германский милитаризм и нацизм будут искоренены и в будущем приняты другие меры, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Была согласована цель «окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе».
Серьезные разногласия обнаружились, когда перешли к обсуждению положения в освобожденных государствах. Американский президент потребовал «немедленной реорганизации теперешних правительств Румынии и Болгарии» в качестве условия установления с ними дипломатических отношений и последующего заключения мирных договоров. При этом Трумэн считал возможным проявить особое расположение к Италии и предложить оказать ей поддержку в вопросе о вступлении в только что созданную Организацию Объединенных Наций. Американская делегация предложила подписать два отдельных документа с рекомендациями по Италии и другим странам – сателлитам Германии, в то время как советская сторона выступала за единый документ. Англичане, в свою очередь, мотивировали собственную неготовность установить дипломатические отношения и согласиться со вступлением Румынии и Болгарии в ООН тем, что правительства этих стран представляли «коммунистическое меньшинство».
Это выглядело как откровенное давление Запада на страны Восточной Европы, а использование в этих целях вопроса их международного признания было равнозначно отказу им в легитимности. В ответ на этот ультиматум И. В. Сталин заблокировал вопрос о легитимизации положения в Италии, лишив ее поддержки при вступлении в ООН, и наотрез отказался присоединиться к американскому проекту резолюции.
В конечном счете, участникам удалось найти дипломатическую формулу, которая при всей ее расплывчатости все-таки не допускала откровенной дискриминации указанных стран. В протоколе конференции было записано, что правительства трех держав, «каждое в отдельности, согласны изучить в ближайшее время в свете условий, которые будут тогда существовать, вопрос об установлении в возможной степени дипломатических отношений с Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией до заключения мирных договоров с этими странами».
Это соглашение оставляло почву для дальнейшей борьбы за страны Восточной Европы в ходе подготовки подписания с ними мирных договоров.
Разработкой этих договоров предстояло заняться созданному решением конференции Совету министров иностранных дел (СМИД) пяти держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая.
Не менее остро в Потсдаме проходило и обсуждение польского вопроса, который в годы войны наиболее полно вместил в себя межсоюзнические противоречия по послевоенному устройству мира. Политическая ситуация в Польше, приход к власти там просоветских сил не
устраивали Лондон и Вашингтон. Однако, не отказываясь от борьбы за Польшу, им пришлось под давлением обстоятельств пойти на признание польского временного правительства расширенного состава на основе «ялтинской формулы» и прекратить отношения с польским правительством Т. Арцишевского в Лондоне. Надежды на укрепление в Польше позиций своих сторонников американцы и англичане связывали с предстоящими в Польше выборами.
В связи с этим большое значение приобрел в Потсдаме вопрос о закреплении новой западной границы Польши, лишь в общих чертах согласованный союзниками в Крыму. По сути, речь шла о суверенитете и государственности Польши, возрождавшейся после нацистской оккупации в новых территориальных границах. Для Советского Союза это был также вопрос его территориальной безопасности, связанный с послевоенным миром в Европе и созданием прочных гарантий против новой агрессии со стороны
Германии. Новая западная граница рассматривалась союзниками как большой шаг навстречу послевоенной Польше.
Президент США первоначально предложил отложить признание польско-германской границы по Одеру – Нейсе до мирной конференции, что противоречило согласованному в Ялте с его предшественником решению о переносе польской западной границы путем приращения польской территории на севере и западе. Он мотивировал свой отказ тем, что это ущемит интересы Германии, лишит ее четверти пахотных земель и угольных ресурсов и тем самым помешает выплате ею репараций. Черчилль оказался еще более категоричен, заявив в ходе заседания 21 июля 1945 г.: «Я считаю, что поляки не имеют права взять себе эту часть Германии».
Реакция И. В. Сталина была юридически взвешенной и опиралась на достигнутые в Ялте решения по Польше и конкретное положение дел, которое сложилось в результате наступательных операций Красной армии, повлекших за собой массовый исход немецкого населения с этой территории в глубь Германии. Кроме того, он предложил пригласить в Потсдам польскую правительственную делегацию для выяснения ее мнения, чтобы соблюсти демократические приличия и спросить мнение заинтересованных лиц, а не действовать за их спиной.
В конечном счете, вопрос решился на компромиссной основе в пользу поляков. Хотя окончательное решение было отложено до мирного урегулирования, в протоколе конференции четко указывалось, что под управление Польского государства переходили бывшие германские земли к востоку от линии рек Одер – Западная Нейсе.
Потсдамская конференция в большей степени, чем другие саммиты большой тройки, была отмечена жестким дипломатическим торгом, как в больших, так и в малых вопросах. Борьба шла буквально по каждому пункту повестки дня. Американская делегация широко практиковали тактику пакетных соглашений или увязок между собой порой не связанных проблем с целью выторговать для США наилучшие условия.
Главным средством давления на Советский Союз и получения от него существенных уступок стал репарационный вопрос, представлявший важный интерес для истощенной войной советской экономики. Если в Крыму Ф. Рузвельт пошел навстречу интересам СССР и согласился принять цифру в 20 млрд. долларов как основу для взыскания репараций с Германии, из которых 10 млрд. причиталось бы Советскому Союзу, то У. Черчилль отказался это сделать. В Потсдаме Г. Трумэн отошел от взятых его предшественником обязательств.
Репарационная проблема была центральной, но не единственной. Вместе с ней требовали решения и другие экономические вопросы: германского золота, активов, ценных бумаг и инвестиций за рубежом, немецкого военного и торгового флота. Ради получения немецких репараций, прежде всего столь нужного стране промышленного оборудования, советская сторона отказалась от получения германских активов, инвестиций, ценных бумаг в западных зонах оккупации, а также от так называемого германского золота, награбленного со всей Европы. В протоколе конференции было зафиксировано, что репарационные претензии Советского Союза будут удовлетворены изъятиями из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей. Конкретная сумма репараций при этом по настоянию западных держав опускалась. Кроме того, Советскому Союзу полагались дополнительно 15% оборудования из западных зон в счет эквивалентных по стоимости поставок сельскохозяйственных и сырьевых товаров из своей зоны и 10% оборудования из западных зон без каких-либо оплаты или возмещения.
Частью решения вопроса о захваченной победителями германской добыче являлся и вопрос о немецком военном и торговом флоте. Здесь И. В. Сталин не собирался уступать и настойчиво добивался получения Советским Союзом его законной доли. Флот был разделен поровну, как говорилось в подписанном протоколе, «между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами» не позднее, чем 15 февраля 1946 г.
Западные партнеры положительно отнеслись к ряду территориальных вопросов, волновавших советских руководителей за пределами зоны их непосредственного влияния. Речь шла, например, об изменении невыгодного для СССР статуса черноморских проливов и получении там права иметь военную базу, о восстановлении утерянных Россией прав по итогам Первой мировой войны на некоторые территории на Кавказе (Тао-Кларджетия — грузинский Лазистан и Карская область), о получении СССР своей доли колониального наследства, в частности заявленной с советской стороны претензии на управление итальянскими колониями, и о многом другом.
Проводя переговоры с союзниками, советское руководство исходило также из того, что СССР становился после войны великой державой, таким образом, его флот был заинтересован в выходе в Средиземное море и Мировой океан. В связи с этим возникала необходимость пересмотра конвенции Монтрё о режиме проливов, которая обрекала советский черноморский флот на зависимое от Турции положение, а также о получении в проливах Босфор и Дарданеллы советской военной базы. Американцы предприняли неожиданный ход, предложив И.В. Сталину объединить проблему проливов с вопросом о международных внутренних водных путях. Речь шла о том, чтобы объявить судоходство по Дунаю и Рейну полностью свободным в духе нового издания доктрины «открытых дверей» для Европы, как это было сделано в ХIХ в. в отношении Китая под лозунгами «свободы торговли» и «равных возможностей».
В итоге, вся выстраиваемая советской дипломатией новая геополитическая конструкция давала трещину. Баланс интересов оказался нарушен. И. В. Сталин пришел к выводу, что в отношении проливов не удастся достичь соглашения, «поскольку наши взгляды весьма расходятся». Все последующие настойчивые попытки американцев вернуться к обсуждению представленного ими документа о «свободной и неограниченной навигации по международным внутренним путям» успеха не имели.
Окончательно был решен вопрос о присоединении к СССР части Восточной Пруссии с г. Кёнигсбергом, согласованный еще в Крыму.
В Потсдаме поднималась и тема справедливого суда над нацистскими преступниками, так как параллельно между тремя державами шла интенсивная подготовка к работе Международного военного трибунала над главарями нацистской Германии в Нюрнберге. И. В. Сталин предложил не позднее чем через месяц опубликовать первый список привлекаемых к суду немецких военных преступников.
Вопрос о скорейшем возвращении советских военнопленных домой в Потсдаме был поставлен советской делегацией в связи с имевшимися фактами препятствования этому со стороны властей союзников. В дополнение к проблеме военнопленных с советской стороны в ходе предпоследнего заседания большой тройки 1 августа 1945 г. был поставлен вопрос о враждебной СССР деятельности белоэмигрантов и других лиц, и организаций в американской и английской зонах оккупации в Германии и Австрии.
В ходе Потсдамской конференции СССР подтвердил свое обязательство не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.
Потсдамская конференция подвела черту под шестилетним периодом Второй мировой войны и обозначила исторический рубеж между войной и миром. Вместе с тем она отразила новую ситуацию, возникшую в мире в результате победы стран антигитлеровской коалиции над блоком государств-агрессоров. Ценой миллионов человеческих жизней и колоссальных разрушений одни глобальные противоречия были разрешены, а другие только начинали заявлять о себе в связи с изменением геополитической карты мира, его новым переделом и столкновением интересов между победителями во Второй мировой войне.
В целом участникам Потсдамской конференции удалось на время смягчить наметившиеся разногласия и не допустить открытого разрыва между собой. Так как идеологические факторы открыто еще не заявили о себе, было сложно определить подлинные масштабы и глубину этих разногласий. Стороны предпочитали договариваться там, где это было возможно, проявляли известную терпимость и гибкость, понимание интересов друг друга и откладывали на потом трудные вопросы.
Если об «атмосфере одной большой семьи», по выражению Ф. Рузвельта в Крыму, говорить уже не приходилось, то не было еще и открытой враждебности, и воинственности, которые стали отличительными чертами холодной войны.
А. Прохоровская,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук