что такое пост кпп
Контрольно-пропускной пункт газодымозащитной службы (КПП ГДЗС)
Контрольно-пропускной пункт газодымозащитной службы (КПП ГДЗС) – это специальный орган управления силами и средствами ГДЗС, создаваемый для организации ГДЗС на сложных и длительных пожарах, на которых используются 3 и более звеньев ГДЗС.
Возглавляет работу КПП ГДЗС начальник КПП ГДЗС (нештатная должность в составе оперативного штаба на месте пожара). В помощь ему может быть выделено необходимое количество связных.
О том, кто такой начальник КПП ГДЗС и его обязанностях читайте в материале по ссылке >>>
КПП ГДЗС размещается вблизи мест ввода сил и средств, в месте, где исключается возможность задымления или проникновения газов, а зимой – в теплом помещении. Так же, зачастую КПП располагается на базе пожарных автомобилей газодымозащитной службы или связи и освещения. При работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и при загазованности большой площади посты безопасности и контрольно-пропускные пункты ГДЗС работают на месте пожара до получения команды о свертывании сил и средств. В этих случаях на них возлагается проведение инструктажа по охране труда с лицами, направляющимися на тушение пожара, с учетом поставленных задач.
Примерная схема организации связи управления газодымозащитниками при работе в непригодной для дыхания среде созданием оперативного штаба тушения пожара (источник: https://www.wiki-fire.org)
Условные обозначения: ГДЗ – газодымозащитник; РПУ – радиопереговорное устройство; ЦППС – центральный пункт пожарной связи; ПСЧ – пункт связи части)
Условное обозначение контрольно-пропускного пункта газодымозащитной службы на схемах расстановки сил и средств
Дополнительно о том, что такое пост безопасности ГДЗС, когда и сколько их выставляется читайте в следующем материале >>>
Источник: приказ МЧС России № 3 от 09.01.2013 «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; Организация газодымозащитной службы (ГДЗС) на пожарах. Учебное пособие. Сверчков Ю.М. Москва, 2005
Контрольно-пропускной пункт
Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков, документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:
исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств;
Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.
КПП для прохода людей.
Для контроля лиц проходящих на объект и в отдельные здания (помещения) строятся КПП. Каждое людское КПП рекомендуется оборудовать:
комнатой для охраны,
комнатой для досмотра граждан,
турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.
Размещение помещений определяются проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.
В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входит:
средства механизации, автоматизации, системы контроля доступа;
физические барьеры (ограждения турникеты, калитки;
основное и резервное освещение;
средства связи и тревожной сигнализации;
В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличии от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.
При выборе турникета нужно иметь ввиду, что они бывают «нормально открытые» и «нормально закрытые». «Нормально открытые» турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.
Для осуществления надежного контроля чаще используются «нормально закрытые» турникеты: роторные турникеты-«вертушки», Турникеты-триподы и калитки.
Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним их наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них, на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.
В состав автотранспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначается для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться, как на территории предприятия, так и за ее пределами, на местности, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:
иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
обеспечивать при установленной интенсивности движения, в любое время суток и года, досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.
Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.
На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2% от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.
На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями «СТОП» выполненными белой краской.
Автотранспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.
Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метров. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.
Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.
В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:
электродвигатели, привод ворот;
концевые выключатели, автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;
магнитные пускатели электродвигателей;
кабельные, силовые линии.
Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.
Обязанности и требования по уставу к дежурному по КПП и его помощнику
Устав внутренней службы и инструкции
Уставом внутренней службы ВС РФ определено, что наряд по контрольно-пропускному пункту является составной частью суточного наряда, который формируется в каждой воинской части для обеспечения ее нормального функционирования. В такой наряд военнослужащие назначаются в порядке очередности по графику, предварительно устанавливаемому командованием.
В состав суточного наряда по КПП назначаются дежурный и подчиненные ему помощники. Сам же дежурный по КПП, согласно статье 291 Устава, находится в подчиненности дежурному по воинской части (полку) и его помощнику.
Дежурным в составе наряда по КПП статья 262 Устава предписывает обязательное ношение нагрудного знака на левой стороне груди либо нарукавной повязки из красной ткани на левой руке с соответствующей надписью. Эти знаки отличия сменяемый дежурный передает заступающему после доклада о сдаче и приеме дежурства.
Дежурные по контрольно-пропускному пункту назначаются из числа прапорщиков или сержантов. В то же время статья 263 Уставам внутренней службы допускает назначение дежурных по КПП из числа офицеров. Они, как и назначенные из прапорщиков, при несении службы в наряде вооружаются пистолетами с двумя снаряженными магазинами.
Дежурные по КПП из числа сержантов, а также помощники дежурного по КПП вооружаются штыками-ножами в ножнах. Уставом предписано, что штык-нож должен находиться на поясном ремне с левой стороны на ширину ладони от пряжки. При необходимости и по соответствующему приказу командования личный состав наряда по контрольно-пропускному пункту может вооружаться автоматами (карабинами) с двумя снаряженными магазинами (с 30 патронами в обоймах).
В особые обязанности часового КПП статьей 219 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ включено:
В Приложении № 7 к Уставу внутренней службы ВС РФ указано, что места для несения службы наряда по КПП располагаются и оборудуются таким образом, чтобы обеспечивалось удобство исполнения ими своих обязанностей. В частности, в их распоряжении должны находиться:
Кроме перечисленного, у дежурного по контрольно-пропускному пункту должны быть:
Дежурным по КПП разрешается ночью отдыхать лежа (спать), без обуви, не снимая снаряжения и не раздеваясь. Для отдыха дежурных по КПП оборудуются отдельные помещения или места в комнатах дежурных.
У дежурного по контрольно-пропускному пункту должна находиться следующая документация:
Приложение № 8 к Уставу внутренней службы определяет, что в инструкции дежурному по КПП, помимо положений, устанавливаемых всему суточному наряду, указываются:
Дежурный по КПП: обязанности согласно уставу
Дежурный по контрольно-пропускному пункту в армии является должностным лицом, ответственным за соблюдение правил доступа на режимный объект, который поручен в его ведение. Помимо обеспечения проверки пропускных документов, он инспектирует все имущественные объекты, которые ввозятся на территорию через подчиненный ему КПП либо вывозятся с нее.
Согласно статье 292 Устава внутренней службы ВС РФ, в обязанности дежурного по КПП включено:
Дежурный должен постоянно находиться на контрольно-пропускном пункте. Отлучаться по делам службы он вправе только с разрешения дежурного по части, при этом обязан оставлять за себя помощника.
По прибытии командира части (полка) и его заместителей дежурный по КПП обязан подходить, встречать их и представляться им. Те же действия он обязан осуществлять в отношении прибывших офицеров не своей воинской части, и затем немедленно докладывать о них дежурному по части.
При возникновении пожара на КПП и прилегающей территории дежурный обязан уведомить об этом дежурного по части, а также принять меры по тушению пожара. Обеспечивать пропуск аварийно-спасательных служб на территорию воинской части, снятие замка с ворот дежурный по КПП должен при наличии соответствующего распоряжения дежурного по части.
Обязанности помощника дежурного по КПП
Помощник дежурного по контрольно-пропускному пункту, согласно статье 294 Устава внутренней службы ВС РФ назначается из сержантов или солдат. Он подчиняется дежурному по КПП и обязан беспрекословно выполнять все его приказы.
Помощник дежурного по контрольно-пропускному пункту безотлучно находится на КПП и отвечает за правильность пропуска на территорию части (полка) прибывающих лиц, а также за правильность выноса (вноса) или вывоза (ввоза) какого-либо имущества. Он должен осуществлять непосредственный пропуск лиц и транспортных средств через КПП в соответствии со следующими уставными требованиями, то есть пропускать:
Помимо этого, согласно статье 295 Устава внутренней службы ВС РФ, в обязанности помощника дежурного по КПП входит:
Помощник дежурного по контрольно-пропускному пункту обязан докладывать дежурному по КПП о лицах с просроченными пропусками и в достоверности документов которых он сомневается. Кроме того, он должен немедленно докладывать дежурному по КПП о прибытии командира части (полка), его заместителей, а также военнослужащих не своей воинской части.
Кроме того, из требований Устава внутренней службы ВС РФ в отношении должностных лиц суточного наряда вытекает, что помощник дежурного по КПП должен осуществлять поддержание чистоты и порядка в помещении контрольно-пропускного пункта и на прилегающей территории, а также осуществлять контроль за своевременным включением осветительных приборов в ночное время. Иными словами, осуществлять своего рода обязанности дневального по КПП, хотя такая должность не предусмотрена Уставом.
Помощник дежурного по КПП обязан знать, где расположены средства для тушения пожара, и уметь ими пользоваться. Если возникнет пожароопасная ситуация, помощник немедленно уведомляет об этом дежурного по КПП, а также по его приказу открывает выходы для доступа пожарной автотехники.
Что запрещается делать дежурному
При исполнении службы дежурный по КПП воинской части руководствуется запретами на те или иные действия согласно требованиям общевоинских Уставов ВС РФ и инструкций, установленных для него как должностного лица суточного наряда. Исходя из них, а также из норм и регламентов по организации службы на территории контрольно-пропускного пункта, дежурному по КПП запрещается:
Самовольно отлучаться с места несения постовой службы.
Пост охраны или КПП
Пост охраны или КПП имеет две основные цели: обеспечение охраны и пропускного режима территории. Поэтому и требования, предъявляемые к подобным конструкциям напрямую зависят от этих функций.
Если нужен шлагбаум
Для начала надо определиться, в каком типе охраны вы нуждаетесь. Если вам нужна точка контроля въезда-выезда, то потребуется управлять потоком посетителей. В этом случае подойдет небольшая металлическая бытовка, которая установиться на возвышении. Внутрь будет вмонтировано оборудование, которым управляется шлагбаум.
Многогранный пост охраны
В случае необходимости контроля всей территории, лучше приобрести многогранный пост охраны. У такого строения нет слепых зон, и территория просматривается на 360 градусов. Даже в дверь вставляется окно. Такие посты выглядят более эстетично, чем обычные вагончики, благодаря своей шестиугольной или восьмиугольной форме.
Двухэтажный пост
Если площадка довольно большая и используется интенсивно, ее невозможно контролировать с одной точки на земле. В таких случаях вам будет необходим двухэтажный пост охраны. Обычно с высоты 2,5 м можно видеть весь периметр территории. Также вы можете использовать обычный блок-контейнер, поднятый на высоту, например, на металлической конструкции. Такой пост охраны будет мобильным, и, при желании, вы переместите его на другой объект без лишних усилий.
Проходные
Проходные или КПП являются неотъемлемой частью любого крупного предприятия. В таких помещениях устанавливается турникет для контроля входящих посетителей. Если комната вахтера отделена от проходной, это дает ему возможность общаться с посетителями, не выходя из нее. Рядом может находиться комната начальника охраны.
Общие требования
А теперь коснемся общих требований. Пост охраны должен иметь не меньший размер, чем 1,5 х 1,5 м. Эти помещения необходимо хорошо утеплить, чтобы сотрудники не чувствовали неудобств при выполнении своей работы. Если есть возможность, лучше оборудовать санузел и хорошую вентиляцию.
Пост охраны производится по той же технологии, что и блок-контейнеры. Отличия заключаются лишь в размерах и в том, что окна у него занимают почти половину места на каждой стороне будки. Пост охраны готов к эксплуатации и легок в установке: для его перемещения нужен только кран. И помните, пост охраны или КПП обеспечивает не только вашу безопасность, но и бесперебойность работы организации.
Контрольно-пропускной режим на предприятии
Введение
Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении «запретов» и «ограничений» в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.
В данной статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов.
Общие положения
Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.
Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются:
Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.
Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.
Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.
Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.
Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводиться административное расследование.
Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.
Подготовка исходных данных
Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контрольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумный баланс между необходимыми ограничениями и интересами предприятия.
Разработка мероприятий и нормативных документов контрольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных:
3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.
Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.
Разработка инструкции о пропускном режиме
Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде «Инструкции о пропускном режиме». Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:
1. Общие положения. В этом разделе указываются:
6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.
В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.
При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.
На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.
Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке.
Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам.
Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.
Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.
Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.
Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета.
Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.
Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.
Оборудование пропускных пунктов
КПП для прохода людей
Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.
Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.
При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают «нормально открытые» и «нормально закрытые». «Нормально открытые» турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.
Для осуществления надежного контроля чаще используются «нормально закрытые» турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.
Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.
Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.
Транспортные КПП
На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.
На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями «СТОП», выполненными белой краской.
Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.
Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.
Допуск на территорию предприятия сотрудников, посетителей, транспортных средств
Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.
В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) от руководителей подразделений, завизированным начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.
Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденным начальником службы безопасности.
В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом директора предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.
Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.
Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.
Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.
Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные предметы, задерживаются и передаются сотрудникам службы безопасности предприятия. По каждому факту задержания начальник караула или дежурный по объекту составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.
Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.
Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.
Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.
Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме.
Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего досмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в препроводительных документах или накладных. В случае несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и досмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.
Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осуществляется по материальным пропускам установленного образца.
Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.
Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомендуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету, как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.
Заключение
Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу «свой/чужой» или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.
Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.
Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.
В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.
Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.
Естественно, создание интегрированной системы безопасности требует значительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздействующие на деятельность предприятия, эти затраты не кажутся столь большими, так как обеспечивают устойчивое экономическое развитие предприятия и сводят к минимуму возможные потери.
К тому же процесс создания интегрированной системы безопасности может быть растянут во времени с учетом материальных возможностей предприятия и условий его деятельности на рынке.