что такое последняя миля в связи
Настройка оборудования
Блог о модемах, роутерах и gpon ont терминалах.
Что такое последняя миля и последний дюйм в связи
В отрасли связи при заключении договоров (особенно с юридическими лицами) очень часто можно встретить термин «последняя миля», который может ввести в тупик человека с этим не связанного. На самом деле всё очень просто.
Последняя миля — это канал связи, который соединяет последний сетевой узел провайдера и конечное оборудование клиента.
Соответственно для организации этого канала используются технологии xDSL, FTTx (в т.ч. PON), Wi-Fi. Соответственно, со стороны провайдера в качестве оборудования могут использоваться как мощные оптические мультиплексоры, коммутаторы, DSLAM’ы так и простые ADSL, SHDSL и VDSL-модемы или медиаконверторы. В качестве частных случаев возможно включение абонента напрямую в свободный порт пограничного маршрутизатора, но такая схема крайне нежелательна, хотя частенько практикуется как крупными, так и мелкими провайдерами.
Со стороны абонента как правило так же может устанавливаться различное оборудование, которое напрямую зависит от используемой технологии подключения. Как правило, это DSL-модемы, медиаконверторы и Ethernet коммутаторы или роутеры с WiFi. Опять же имеют место частные случаи, когда кабель провайдера может быть включен напрямую в сетевую плату компьютера или сервера абонента.
Как правило, именно на последнюю милю приходится 90% повреждений и аварий, ведь её длина может составлять от нескольких метров до десятков километров: это кабельное хозяйство, закопанное глубоко под землей, это и воздушка, которую монтеры умудряются вешать даже на электрические опоры. Абонентскую линию могут порвать при проведении каких-либо работ — перекопать, например. Её могут повредить вандалы или какой-нибудь природный фактор. Например, на моей памяти были случаи, когда оптические патч-корды в сторону клиента перегрызли мыши на станции.
Но нередки проблемы на канале около оборудования клиента. Вот тут и появляется такое понятие, как «последний дюйм». Это часть канала, крайняя к границе ответственности оператора связи. Как правило, под этим понимается отрезок от воздушного ввода линии в помещение до клиентского устройства доступа, либо это разводка кабеля по помещению от распределительной коробки, которая так же находится в помещении, до оборудования доступа.
В зависимости от заключенного договора, последняя миля может быть до кабельного шкафа, кабельного ящика либо распределительной коробки. Такой вариант обычно можно встретить при подключении крупных заводов и предприятий, имеющих своё линейно-кабельное хозяйство. Тут уже за последний дюйм отвечать будет сам абонент.
Последняя миля: способы организации
Подписка на рассылку
Последней милей в провайдинге называют участок линии связи от коммутирующего устройства провайдера до коммутирующего устройства клиента. Проще говоря — оборудование “последней мили” соединяет узел связи поставщика услуг Интернета с вашей квартирой или вашим офисом. И организовывается эта самая миля на сегодняшний момент самыми разнообразными способами — как проводными, так и беспроводными.
Организация “последней мили” всегда подразумевает наличие следующих компонентов: коммутационного оборудования для получения и отправки сигналов и среды передачи информации.
Общие принципы организации “последней мили”
1. Коммутационная точка провайдера должна располагаться в достаточной близости от места обитания клиентов. Расстояние рассчитывается в зависимости от степени затухания сигнала в среде передачи.
2. Клиент должен иметь соответствующее оборудование, способное соединиться с коммутационной точкой провайдера. Вид оборудования зависит от способа организации “последней мили”.
Технологии организации “последней мили” разделяются на беспроводные и проводные в зависимости от характера среды передачи информации. Нетрудно догадаться, что беспроводные сети — это те, в которых информация передается прямо по воздуху (разнообразные волновые способы передачи: WiFi, WiMAX, радиопередача, оптическая беспроводная связь).
Кабельные сети, соответственно, включают кабельные магистрали: волоконно-оптические или металлические (витая пара, телефонный кабель, PLC, коаксиальный кабель).
Рассмотрим три наиболее распространенных на сегодняшний день технологии прокладки “последней мили”.
1. Беспроводное соединение WiFi. Преимущества беспроводного соединения очевидны: это удобно, не требует прокладки кабельных трасс, позволяет подключаться к каналу сразу нескольким компьютерам клиента без дополнительного оборудования. Недостатки такого решения: зона покрытия WiFi нестабильна, неоднородна и подвержена влиянию самых разнообразных помех.
2. Соединение при помощи медной витой пары. Самый распространенный способ подключения. Дешево и сердито: витая пара (кабель UTP категории 5е) прокладывается от коммутатора, расположенного в здании, до компьютеров пользователя. Несмотря на простоту монтажа и низкую стоимость материалов, такой способ организации сети имеет определенные ограничения: витую пару можно, но не желательно прокладывать по улице. Для уличной прокладки используется специальный экранированный кабель FTP с дополнительной защитной оболочкой, однако и он недостаточно надежен в долгосрочной перспективе. Медный кабель подвержен воздействию электромагнитных наводок, поэтому нельзя располагать кабель вблизи источников электромагнитного излучения, вдоль электропроводки. Длина трассы между коммутатором провайдера и пользователя не должна превышать 100 метров.
3. Волоконно-оптическое соединение. Преимущества волоконно-оптических технологий: полностью диэлектрическая среда передачи информации (волоконно-оптический кабель не подвержен влиянию электромагнитного поля), меньше ограничений по протяженности трассы (можно развести сеть по многоэтажному протяженному зданию от одного коммутационного узла без дополнительных ретрансляторов, можно объединять несколько зданий), долговечность (ВОК будет надежно выполнять свою функцию 25 лет и более) и значительно большая пропускная способность (10, 40 и более гигабит в секунду). Однако организация “последней мили” на оптическом волокне — дорогое удовольствие. Волоконно-оптический дуплексный кабель сам по себе недорог, но услуги по его прокладке могут влететь в копеечку. К тому же волоконно-оптическая сеть требует специального оборудования для преобразования оптического сигнала в электрический. В то же время при подведении линий связи к офисам в современном мегаполисе рациональнее применять наиболее современные и перспективные волоконно-оптические технологии.
Помимо этих способов все еще пользуется спросом передача сигнала по телефонному кабелю (уже практически не применяющийся DialUp и все еще довольно распространенный ADSL). Однако ввиду удобства более современных технологий эти варианты прокладки “последней мили” уже постепенно уходят в прошлое вслед за Интернетом по коаксиальному кабелю. За рубежом набирает обороты технология PLC — передача информации по электрическим проводам, но у нас она пока не нашла своего покупателя.
Последняя миля
Последняя миля — канал, соединяющий конечное (клиентское) оборудование с узлом доступа провайдера (оператора связи). Например, при предоставлении услуги подключения к сети Интернет последняя миля — участок от порта коммутатора провайдера на его узле связи до порта маршрутизатора клиента в его офисе. Для услуг коммутируемого (dial-up, дайлапного) подключения последняя миля — это участок между модемом пользователя и модемом (модемным пулом) провайдера. В последнюю милю обычно не включается разводка проводов внутри здания.
Термин используется в основном специалистами из отрасли связи.
К технологиям последней мили обычно относят xDSL, FTTx, Wi-Fi, WiMax, DOCSIS, PLC. К оборудованию последней мили можно отнести xDSL-модемы, мультиплексоры доступа, оптические модемы и преобразователи, радиомультиплексоры.
В электроэнергетике под последней милей понимается передача организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО «ФСК ЕЭС») в аренду территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства.
Технико-экономическая оценка технологий последней мили
Проблема последней мили всегда была актуальной задачей для связистов. К настоящему времени появилось множество технологий последней мили, и перед любым оператором связи стоит задача выбора технологии, оптимально решающей задачу доставки любого вида трафика своим абонентам. Универсального решения этой задачи не существует, у каждой технологии есть своя область применения, свои преимущества и недостатки. На выбор того или иного технологического решения влияет ряд факторов, в том числе:
Каждому из этих факторов можно присвоить свой вес в зависимости от важности, и выбор той или иной технологии принимается с учётом всей их совокупности. Простая и эффективная модель, позволяющая быстро оценить экономические параметры технологий последней мили, описана здесь.
Есть специализированные компании и подразделения крупных компаний связи, которые занимаются исключительно построением последней мили.
Что такое последняя миля в связи
Последняя миля – самое дорогое и сложное звено транспортной логистики. Парадокс в том, что она же является главным условием формирования клиентской лояльности: недовольный получатель не просто откажется совершать повторный заказ, но еще и отправится в интернет писать негативный отзыв о компании. Что не так с последней милей и можно ли исправить ситуацию, рассказал операционный директор компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.
Термин «последняя миля» перекочевал в логистику из сферы телекоммуникаций и постепенно распространился на другие области жизни. Проблема последней мили есть не только в перевозках. Ее решают, например, провайдеры, создающие мощную инфраструктуру и ломающие голову, как довести ее до пользователя на 5 этаже хрущевки. Или редакторы, которые получают от автора материал, созданный по принципу «написал-сдал», без последующей вычитки.
Последняя миля была и остается самым дорогостоящим, “негативоемким” и сложно контролируемым звеном в цепочке поставок вообще и транспортной логистике в частности. Отчасти, это происходит потому, что последняя миля в большей степени опирается на человеческий фактор: ответственность, вежливость и пунктуальность водителя-экспедитора или курьера. Но за человеческим фактором стоят и другие сложности, с которыми отрасль вполне может справится.
Проблема №1. Отсутствие прямой связи между участниками цепочки
Главная сложность в том, что формирование заказа, его “магистральное” исполнение и организация последней мили зачастую осуществляются разными компаниями. В большинстве случаев заказчик (например представитель малого или среднего бизнеса в регионе), рядовые экспедиторы (диспетчеры), перевозчики и курьеры связаны друг с другом очень условно и имеют разные бизнес-цели.
Для компании-отправителя важен конечный получатель, его степень удовлетворенности и готовность совершить повторный заказ. Перевозчика или экспедитора интересует реальный плательщик — отправитель, получатель или вообще третье лицо, — который заплатит за тоннокилометр.
Для компании-курьера или городского перевозчика, доставляющего заказ по городу или области, конечный получатель вообще не имеет ценности. Его клиент – компания-отправитель. Причем не фактический отправитель, а экспедитор или перевозчик, который осуществил магистральную перевозку.
Конечный получатель вообще связан только с городским перевозчиком. Проблемы с доставкой его заказа могут возникнуть в любом звене цепочки: задержка на стороне перевозчика, ошибка отправителя, указавшего неверный адрес, непунктуальность экспедитора. Где бы ни произошел разрыв цепи поставок, получатель обвинит в проблемах фактического отправителя товара — а тот возложит ответственность на транспортную компанию, и так по кругу.
Решение: автоматизация и точки доступа (постаматы/ПВЗ)
Для сегмента В2С решением является акцент на доставку в постаматы и пункты выдачи заказов. Этот способ не одномоментный: сети ПВЗ пока что развиты очень неравномерно, например, процент проникновения в Московской области составляет 56%, а в Красноярском крае только 6%. Хорошая новость в том, что рынок ПВЗ увеличивается в 2–2,5 раза ежегодно. Задача логистов сегмента CEP и интернет-магазинов поддерживать этот рост, приучая пользователей к тому, что самовывоз – это быстро, удобно и дешево.
Для B2B-сегмента важно автоматизировать процессы “до конца”, оцифровав всю цепочку, так, чтобы максимально сблизить отправителя, перевозчика, курьерскую службу и конечного получателя. Диджитализация процессов приведет к тому, что каждый из участников цепочки будет фигурировать в единой цифровой платформе. Это поможет контролировать ответственность исполнителей, вносить изменения в заказ на любом этапе доставки, рассчитывать оптимальное время доставки и вообще упростить процесс исполнения последней мили.
Еще один выход — исполнение заказа под ключ. Передача логистики единому оператору помогает объединить все звенья цепочки в одну систему, оптимизировать процессы и в конечном счете повысить эффективность доставки. Но, к сожалению, пока этот способ могут реализовать только сетевые ритейлеры и гиганты e-commerce: для компаний малого и среднего бизнеса фулфилмент остается за пределами возможностей.
Проблема №2. Высокая стоимость и хаотичное ценообразование
Последняя миля – это дорого, по крайней мере относительно магистральной перевозки или складского хранения. Причины высокой стоимости зачастую кроются в непрозрачном ценообразовании. Если в магистральных перевозках все просто и отправитель платит за тонно-километр, то стоимость доставки по городу может рассчитываться как минимум тремя способами:
1. По городским зонам – и тогда возникают ситуации, при которых, например, жители Москвы, живущие за МКАД, платят за доставку по тарифам Подмосковья;
2. По часам;
3. По “стопам” или количеству заказов, совершенных за период – когда вы оплачиваете фиксированную стоимость за доставку либо независимо от того, сколько отправлений фактически отгрузили сегодня.
Для грузовых доставок тариф может меняться в зависимости от веса, объема и географических особенностей города или области.
Эти способы расчета стоимости самые распространенные, но есть и другие модели ценообразования. Отследить их, сравнить и привести к единой рыночной конъюнктуре сложно. Так возникает ситуация, при которой отправить крупногабаритный товар из Москвы в нижний Новгород стоит дешевле, чем доставить его потом со склада в Екатеринбурге к клиенту на соседнюю улицу.
Решение:
Но создание собственной “курьерки” по силам далеко не каждой компании малого и среднего формата. При небольших объемах сбить стоимость последней мили можно, прибегнув к схеме совместного использования ресурсов.
Такую модель реализует “Точка-Точка” в сфере междугородней доставки. Смысл схемы в том, чтобы дозагрузить транспортное средство, следующее по основному маршруту. Отправления собираются в единой цифровой базе, где их делят между собой наши водители. При этом задействуется механизм свободной конкуренции: каждый водитель стремится быстрее забронировать подходящий груз, предлагая заказчику минимальный тариф в рамках рыночной конъюнктуры. Для городской логистики такой способ, находящийся между краудсорсингом, курьерской доставкой и шерингом, стал бы эффективным способом обеспечивать быструю и недорогую доставку.
Проблема №3. Безответственный подход к организации
Исходя из двух описанных выше проблем можно подумать, что в проблемах последней мили виноваты курьеры и городские перевозчики — они волюнтаристски завышают цены и отправляют к курьеру “не клиентоориентированных” сотрудников.
Это не совсем так: логистические компании, перевозчики и грузоотправители, особенно предприятия дистанционной торговли, зачастую пожинают плоды своего недостаточно серьезного отношения к организации последней мили.
В первую очередь, это безудержное стремление обеспечить высокую скорость доставки, порой продиктованное не потребностью клиента, а желанием опередить конкурентов.
Во-вторую — готовность привлекать к выполнению этого ответственного участка исполнителей только из краудсорсинговых служб и онлайн платформ, у которых весьма посредственный скоринг. Такой подход бьет по SLA в части, относящейся к сохранности, клиентоориентированности, сроков и безопасности доставки.
Решение: прозрачность процессов и переоценка значения последней мили
Есть два параллельных пути:
2. Менять отношение к последней миле в принципе. Заказ нельзя считать выполненным до тех пор, пока клиент не подпишет документ, свидетельствующий о получении и отсутствии претензий. Именно в этот момент адресат решает, вернется ли он в вашу компанию за повторным заказом. Но подобный подход — отсутствие “финальной точки” в заказе до совершения последней мили — возможен лишь при одном условии. Нужно разделить ответственность между участниками цепочки, например, посредством букирования всей суммы оплаты до момента акцепта получателя. Если акцепт получен, сумма в определенных долях распределяется между участниками цепочки.
Любая проблема, вышедшая за рамки узкого профиля, начинает подчиняться общим правилам жизни. В случае с последней милей это правило легко описать законом Парето: 20 % усилий дают 80 % результата. Выложившись на старте и почти добежав до финишной линии, вы не станете победителем. Поэтому чемпионы всегда берегут силы для последнего рывка.
Последняя миля работает точно также: позаботившись об организации последнего звена доставки, вы получите довольного клиента. А довольный клиент принесет с собой повторные заказы, положительные отзывы и, как следствие, высокую репутацию компании.
Организация «последней мили» по беспроводному каналу: WI-FI или GSM?
При организации сети передачи данных большое значение имеет стоимость так называемой «последней мили», т. е. совокупности оборудования, с помощью которого к сети подключаются точки-клиенты. Вопрос чрезвычайно насущный, если учесть, что таких точек обычно бывает достаточно много и их число со временем может увеличиваться.
Однако если возможности современных беспроводных технологий соответствуют требованиям, которые пользователь предъявляет к скорости и надежности линии связи, то «последняя миля» получится для него существенно дешевле, чем в случае прокладки оптического или медного кабеля. Если же учесть дополнительные плюсы беспроводных технологий (отсутствие необходимости согласовывать трассу кабеля с многочисленными службами, гораздо большую гибкость в размещении оборудования, возможность при переезде демонтировать оборудование и забрать его с собой), то становятся понятны серьезные преимущества именно такого решения.
Но какую технологию передачи данных по радио предпочесть для «последней мили»: Wi-Fi или сотовую связь?
На самом деле, у каждой из этих технологий есть свои преимущества и свои ограничения. Вкратце их можно определить так: в случае Wi-Fi скорость передачи данных выше, но расстояния — меньше. Сотовая связь обеспечивает меньшую скорость, зато охватывает большую территорию. Изучим текущую ситуацию на рынке организации беспроводных мостов, посмотрим на их надежность и стоимость на примере реализованного решения и сделаем обоснованный выбор.
Рис. 1. История роста скорости передачи данных по сетям Wi-Fi и GSM
Сетям Wi-Fi посвящена группа стандартов IEEE 802.11. Самый современный из них — стандарт IEEE 802.11ac — позволяет обеспечить скорость передачи данных до 1,3 Гбит/с (с помощью технологий MIMO, объединения каналов, модуляции 256 QAM).
Сотовая связь использует те же способы увеличения пропускной способности. На сегодня максимальная скорость, которую способна обеспечить сотовая связь, 100 Мбит/с (в пике — до 1 Гб/тс), достигнута в стандарте 4G LTE Advanced.
Рассмотрим практический случай организации «последней мили» с использованием двух технологий радиодоступа.
В одном московском бизнес-центре провайдер (которого по ряду обстоятельств невозможно было сменить) установил слишком высокие цены на интернет-связь. Однако по другим параметрам место в этом бизнес-центре заказчика устраивало. По техническому заданию требовалось создать канал связи со скоростью от 10 до 100 Мбит. Рядом, на расстоянии 200 м, имелась точка доступа одного из провайдеров «большой тройки», который был согласен на размещение дополнительного каналообразующего оборудования.
Соответственно, компания-интегратор «ЕвроМобайл» разработала для заказчика два предложения: радиомост Wi-Fi и организацию канала с помощью сотовой связи.
Радиомост Wi-Fi
В случаях, подобных описанному, многие интернет-провайдеры прибегают к использованию мостов Wi-Fi: это быстро, дешево и весьма эффективно, особенно на малых расстояниях.
На рис. 2 показана предложенная заказчику схема организации Wi-Fi-канала.
Рис. 2. Схема организации передачи данных по Wi-Fi
Несколько беспроводных Wi-Fi-мостов производства Wisnetworks представлено на рис. 3.
Рис. 3. Беспроводные Wi-Fi мосты производства Wisnetworks
Сотовая связь
Второе решение, предложенное заказчику, базировалось на использовании 3G/4G-роутеров. Его имеет смысл применять, если поблизости нет провайдеров фиксированной связи (которые предоставляют провод, оптику, Wi-Fi-мост) или если их услуги слишком дороги.
Компания «ЕвроМобайл» использует роутеры двух лидирующих брендов — «Позитрон» и Robustel: в каждой из этих линеек есть 3G- и 4G-модели.
С помощью 3G-моделей обеспечивается скорость 14,4 Мбит/с (скачивание) и 5,76 Мбит/с (отдача). С помощью 4G-моделей — 100 Мбит/с (скачивание) и 50 Мбит/с (отдача).
Ниже указаны приблизительные цены за весь комплект устройств (роутер, антенну и блок питания), хотя обычно в комплектах Wi-Fi-мост не продается, а антенна и блок питания подбираются отдельно:
Рис. 4. Промышленный роутер Robustel серии R2000
Заключение
Оба решения позволяют организовать канал связи с использованием радиосвязи со скоростью, запрошенной в техническом задании (10–100 Мбит/с), а также выполнить остальные требования ТЗ. Дополнительные консультации с действующими сотрудниками провайдеров показали, что оба предложения физически реализуемы.
Теперь сравним скорость, обеспеченную в обоих случаях, и стоимость решений — той самой «последней мили» (табл. 2).
При организации радиомоста по Wi-Fi потребуется два блока (цена удваивается), а при организации моста по 4G — только один блок, второй уже есть у провайдера сотовой связи.
Стоимость организации радиоканала в обоих случаях сопоставима (около 30 тысяч рублей) и намного ниже (в несколько раз) стоимости прокладки кабеля или оптоволокна, которая обычно составляет сотни тысяч рублей.
Сегодня при организации «последней мили» радиотехнологии вполне имеют право на жизнь, они существенно дешевле традиционных физических линий (оптоволокна и медной пары), однако имеют как свои достоинства, так и недостатки. Выбор типа канала доступа (проводной или радио, Wi-Fi или сотовая связь) зависит от совокупности конкретных условий и требований заказчика, однако необходимо подчеркнуть, что радиосвязь на основе современных технологий является в этом выборе равноправным конкурентом.