что такое порт кавказ
Кавказ (порт)
Содержание
История
Порт построен в 1953 году. Основное назначение — обслуживание Керченской паромной переправы (линия порт «Крым» — порт «Кавказ»). Инфраструктура порта позволяла осуществлять перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных составов. Рядом с портом «Кавказ» была построена одноимённая железнодорожная станция «Кавказ», выполнявшая маневровые работы по формированию поездов и накатке вагонов на паром. Для защиты от волн и льда акваторию порта «Кавказ» окружили волнорезами.
Во времена СССР из порта «Кавказ» выполнялись рейсы пассажирских катеров до морвокзала в центре города Керчь.
В конце 1980-х годов из-за старения и износа используемых железнодорожных паромов сначала были прекращены перевозки пассажирских, а спустя несколько лет и грузовых составов. Функционирование автомобильно-пассажирского паромного сообщения при этом не прекращалось.
Перевозка грузовых вагонов возобновилась в 2004 году с приходом новых железнодорожных паромов и реконструкцией портовых сооружений.
Современность
Новые перевалочные терминалы и экологические проблемы
В 1990-х — 2000-х годах грузооборот порта «Кавказ» значительно увеличился. Для вывоза за рубеж продукции нефтяной и химической промышленности построены терминалы по перевалке грузов — нефтяной (ООО «СВЛ-Трейдинг») и два химических (компаний ОАО «Порт-Кавказ» и ООО «Югхимтерминал»). Открытая перевалка химических веществ и удобрений привела к ухудшению экологической обстановки и росту числа заболеваний среди жителей посёлка Чушка, расположенного недалеко от порта. [1] [2] Несмотря на установленные факты нарушений природоохранного законодательства, ОАО «Порт-Кавказ» продолжает заниматься перевалкой грузов химической промышленности. [3]
В 2007 году генеральный директор ОАО «Порт-Кавказ» Виктор Зеленский был задержан по обвинению в вымогательстве и получении коммерческого подкупа. [4]
Шторм осенью 2007 года
В ноябре 2007 года во время сильного шторма в Керченском проливе произошло несколько происшествий с судами, в результате которых в воду попало порядка тысячи тонн нефтепродуктов. [5] Наибольший ущерб природному комплексу принес разлом и дальнейшее затопление речного танкера с мазутом «Волгонефть-139», принадлежавшего российскому пароходству «Волготанкер». [6] В районе порта «Кавказ», во время этого шторма, затонул сухогруз «Вольногорск» с грузом серы.
Паромная переправа
После распада СССР и превращения паромной линии в международную (Россия — Украина), в порту был организован пункт погранично-таможенного контроля. Железнодорожные перевозки осуществляет ООО «Аншип», дочернее предприятие группы компаний «АнРуссТранс» (Россия), автомобильные — Государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа» (Украина).
28 февраля 2009 года была открыта новая железнодорожная паромная линия — порт «Кавказ» (Россия) — Варна (Болгария), на которой работает паром «Авангард» (проект CNF06), вместимостью 45 условных вагонов. Осенью 2010 года на эту линию вышел второй паром — «Славянин» (проект CNF09, вместимость — 50 вагонов). Из России в Болгарию по паромной железнодорожной переправе идут сжиженный газ, нефтепродукты, масло техническое, стекло и химические продукты. Всё это поступает в порт по железной дороге. Из Болгарии приходят сборные грузы и товары народного потребления, например конфеты и сладости. [7]
Перспективы развития
Летом 2010 года возобновились рейсы пассажирского катера от порта «Кавказ» до морвокзала города Керчь. Ожидается, что катер «Диспетчер Криштопа» будет ходить по этому маршруту три раза в день. [9]
Порт Кавказ
Морской порт Кавказ находится в Темрюкском районе Краснодарского края на косе Чушка, с одной стороны омывается водами Керченского пролива, с другой стороны Динского залива Черного моря. Для защиты от волн и льда акваторию порта Кавказ оборудовали волнорезами.
Порт осуществляет перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных составов. Рядом с портом «Кавказ» находится железнодорожная станция «Кавказ», выполнявшая формирование поездов на паромы.
Морской порт Кавказ открыт для захода судов круглый год.
Регистрационный номер морского порта: RU992
Достопримечательность
Краснодарский край известен не только своей природой и благоприятным климатом. Среди достопримечательностей, созданных людьми, выделяется порт Кавказ.
История
Он построен в 1953 году. Основным назначением сооружения было обслуживание Керченской переправы. Инфраструктура порта допускала перевозку людей, автомобили и целые железнодорожные составы.
Чтобы порт не повредили волны, он был защищен специальными волнорезами. С порта Кавказ раньше, в период СССР осуществлялось движение пассажирских катеров. Позднее, к 1980-м годам строения порта состарились, также устарели и железнодорожные паромы. Это вызвало прекращение пассажирских перевозок, а позднее – грузовых составов. Осталось автомобильно-пассажирское паромное сообщение.
В 90-е годы когда распался СССР паромная линия была превращена в международную (из-за обретения республиками Россией и Украиной независимости. Паромная линия между ними стала связующим звеном между двумя соседними автономными государствами. Поэтому в порту организовали пункт для таможенного контроля.
В 2004 году была возобновлена перевозка по морю грузовых вагонов, когда появились новые мощные железнодорожные паромы и портовые сооружения прошли реконструкцию.
С 2010 года возобновлены пассажирские рейсы. Появился катер «Диспетчер Криштопа», курсирующий между портом Кавказ и городом Керчи. Сначала ожидалось, что он будет плавать ежедневно, но потом линию закрыли.
Порт Кавказ
Морской порт способен принимать суда размерами до 130 м (длина) и 14,5 м (ширина), осадкой 5 м. уровень воды может колебаться из-за прихода штормовых ветров.
Порт имеет две взаимосвязанные части. Старая, построенная для обслуживания Керченской переправы известна как Северный район. Новая, построенная для перевозки экспортных грузов – Южный район. В Северном могут пришвартовываться большие, до 140 м суда, имеющие ширину 21 м (максимум. В Южном ширина приплывающих кораблей должна не превышать 17 метров, а осадка – 3,5 м. Длина такая же, 140 м.
Северный район имеет десять причалов и защищен специальными молами.
Южный район такой защиты не имеет и причалов там всего два.
Когда погода хорошая и ветра нет, активность паромов выше всего. Пересменки происходят ночью, также под утро. Если погода ветреная, то ходят лишь маленькие паромы, причем они стараются двигаться осторожно, придерживаясь небольшой скорости.
Очередь организована. Когда отдыхающих много, то прибывающие автомобили могут направить для ожидания в перехватывающую парковку. Там можно приобрести билет на отплывающий паром, есть магазинчики и туалет. Затем машины партиями, около 100 штук, начинают отправлять к портам. Выстраивается очередь и ждут уже на дороге. Следует последняя стоянка на втором месте в порту, после чего начинается погрузка машин.
На переправе используются несколько паромов:
Они могут перевозить машины, людей и другие грузы.
Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы
История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченского морского торгового порта. Его инфраструктура была ориентирована на работу железнодорожной и автомобильной паромной переправы, связывающей Таманский полуостров с Крымским полуостровом.
Созданные Северный и Южный молы образовали акваторию порта (ныне Внутренний ковш Северного района с разворотным кругом) с действующими глубинами от 4,5 до 7 метров, а причалы и берегоукрепительные сооружения, построенные с необходимыми расчетными параметрами, обеспечили безопасную работу судов паромного сообщения.
В конце 80-х – начале 90-х годов XX века работа паромного комплекса была прекращена, развитие порта остановилось. Оно возобновилось лишь в начале 2000-х. В 2005 году было восстановлено железнодорожное сообщение паромной переправы, построены новые и реконструированы старые причалы и берегоукрепительные сооружения. Помимо первоначального назначения порт начал осуществлять перевалку генеральных и зерновых грузов, нефтепродуктов и жидких химических удобрений.
Сергей Наумов, капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря»
Характеристики порта
На сегодня морской порт Кавказ состоит из 4 участков. Участок №1 акватории морского порта включает в себя Северный район (внутренний ковш Северного района с разворотным кругом, подходной канал к Северному району, район перспективного развития Северо-Восточного грузового района, фарватер №28, Южный район, фарватер подхода к Южному району). Участок №2 включает в себя глубоководный рейдовый перегрузочный район №2; участок №3 – глубоководный рейдовый перегрузочный район №3; участок №4 – якорную стоянку №455.
На рейдовых перегрузочных районах (РПР) №2 и №3 осуществляется обслуживание наливных и сухогрузных судов, перевалка наливных, насыпных и навалочных грузов. Судоходство в акватории Керченского пролива в/из порта осуществляется по Таманскому судоходному пути, в состав которого входят фарватер №50 Керченского пролива, участок перехода с фарватера №50 на фарватер №52, фарватер №52 Керченского пролива, и по Керчь-Еникальскому каналу, в состав которого входят Павловское колено, Бурунское, Еникальское колено, Чушкинское колено. Длина канала – 24,3 км, ширина – 120 метров, глубина – до 9,3 метра. Начинается канал в Черном море, заканчивается – в Азовском. Пропускная способность канала – до 150 судов в сутки. Акватория Керченского пролива является районом обязательной лоцманской проводки. Навигация в морском порту Кавказ осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно.
Грузооборот порта за 2017 год составил 44,3 млн тонн. Из них генеральных грузов – 11,76 млн тонн, насыпных – 19,18 млн тонн, наливных – 12,67 млн тонн, ро-ро грузов – 689 тыс. тонн, автомобилей паромами – 1,82 млн единиц, пассажиров паромами – 5,79 млн человек. За 7 месяцев 2018 года в порту переработано 31,9 млн тонн, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го (и в 5 раз больше, чем в 2007 году).
В настоящее время морской порт Кавказ стремительно развивается. Развитие происходит как в акватории (открываются дополнительные якорные стоянки, что позволяет ежегодно наращивать объемы грузоперевалки), так и на территории порта.
Количество судозаходов в 2017 году составило 29700. За 8 месяцев 2018 года количество судозаходов – 17942, за аналогичный период 2017 года – 18635. Соотношение составило 98%, что связано с сокращением количества рейсов паромов, следующих в Республику Крым и обратно, в связи со сдачей в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив и направлением легкового транспорта по Крымскому мосту.
В ближайшее время ожидается введение в эксплуатацию железнодорожного моста через пролив, что высвободит железнодорожную станцию Кавказ и позволит порту увеличить объемы перегрузки грузов на суда.
Работа СУДС, АИС и СНО
СУДС Керченского пролива с центром СУДС в морском порту Кавказ обслуживает морские порты Кавказ, Тамань и Темрюк и классифицируется как СУДС высшей категории. Зона действия СУДС Керченского пролива включает акваторию Керченского пролива и акваторию морских портов Кавказ, Тамань и Темрюк с подходами к ним.
На СУДС в пределах установленной зоны действия возлагается:
• обнаружение судов на подходах к зоне действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судне;
• передача судам навигационной, оперативной и иной информации по инициативе операторов СУДС или по запросу судна;
• оказание помощи в судовождении;
• организация движения судов, включающая планирование и установление режимов движения судов в зоне действия СУДС в морских портах;
• контроль за движением судов и положением судов на якорных стоянках и выносных причальных устройствах;
• содействие в проведении ава-рийно-спасательных и поисковых операций, работ по локализации последствий загрязнения акватории;
• сбор информации о положении плавучих СНО по данным радиолокационной информации и докладам с судов, передача данной информации в подразделения Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» и сторонние организации в соответствии с установленным порядком и другое.
Персонал СУДС Керченского пролива укомплектован в соответствии со структурой и установленными функциями. Непрерывная круглосуточная деятельность СУДС обеспечивается сменной работой персонала.
Движение судов регулируется в соответствии с графиком движения и расстановки судов. До начала движения судно должно запросить разрешение на начало движения. Регулирование движения судов в зоне действия СУДС Керченского пролива осуществляется посредством передачи судам рекомендаций в отношении: очередности и времени начала движения; маршрута, интервала и скорости движения; порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений; действий для предотвращения непосредственной опасности и т.д.
Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется по запросу судна или по инициативе СУДС в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства.
В зоне действия СУДС Керченского пролива посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.
Рабочие места операторов СУДС оборудованы средствами УКВ-радиосвязи, монитором системы видеонаблюдения, телефоном связи с ИГПК, системой предупреждения об аварийной навигационной ситуации в зоне ответственности со звуковой и световой сигнализацией.
Центр СУДС оснащен системой документирования радиолокационной и АИС информации о движении судов, радиотелефонных переговоров, гидрометеорологической информации. В Центре СУДС создана и ведется электронная база данных судов (БД РСМБ 2.0).
Обязательные постановления и обеспечение безопасности мореплавания
Приказом Минтранса России от 23.03.2018 г. №110 утверждена новая редакция Обязательных постановлений в морском порту Кавказ. В данном документе содержится описание морского порта, правила захода и выхода судов в/из порта, правила плавания судов в акватории морского порта, описание зоны действия СУДС и правила плавания в этой зоне, правила стоянки судов в морском порту, обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина, правила пользования специальными средствами связи на территории и в акватории, сведения о границах, сведения о технических возможностях порта, периоде навигации, районах обязательной лоцманской проводки и другое.
Обязательные постановления разработаны с учетом действующей нормативно-правовой базы, учитывают правила хорошей морской практики и подлежат к исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в границах порта.
В морском порту и на его подходах действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту. Режим формирования графика расстановки и движения судов, постановки их к причалам, на якорные стоянки, рейдовые перегрузочные районы происходит в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 и действующими Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.
График расстановки и движения судов утверждается капитаном порта ежедневно в 15.00 часов по местному времени на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 18 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ, и размещается по адресу в сети Интернет: http://kavkaz.azovseaports.ru. Информация о заходе/выходе судна в/из морского порта передается капитану порта по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru.
Движение судов в акватории морского порта и на его подходах (участки №1-4, Керчь-Еникальский канал и Таманский судоходный путь) регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов службой управления движением судов Керченского пролива и инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Кавказ. На начало движения судно запрашивает разрешение ИГПК и СУДС.
Для обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной работы судов, охраны окружающей среды, предупреждения аварийности и охраны человеческой жизни на море Служба капитана морского порта Кавказ в своей деятельности руководствуется требованиями международных конвенций (СОЛАС-74, МАРПОЛ, ПДМНВ-78 и др.), международных кодексов (МКУБ, ОСПС, ЛСА и др.), федеральными законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными документами Минтранса России.
Практикуемая комплексная система мер по контролю за надлежащим исполнением действующего законодательства в области эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, его действенным и безошибочным правоприменением, по постоянному повышению профессиональных качеств работников Службы капитана порта путем утвержденных способов повышения профессионального мастерства и квалификации способствует повышению безопасности мореплавания, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов. А регулярно проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и к защите окружающей среды.
Повышение привлекательности порта
Актуальными вопросами повышения привлекательности морского порта Кавказ в настоящее время являются:
1. Расширение якорных мест глубоководной перевалки, в частности, доведение на участке №3 их количества до проектных показателей – 18 мест.
2. Создание в Керченском проливе единого оператора системы управления движения судов, что позволит повысить уровень контроля при регулировании движением судов, находящихся в акватории пролива в целях проведения погрузочно-разгрузочных операций, и судов, осуществляющих транзитное плавание.
3. Создание в Керченском проливе единой лоцманской службы. Возможность выдачи разрешений капитанам судов на право плавания без лоцмана в соответствии с приказом Минтранса России от 20.09.2016 г. №270 и Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.
4. Выполнение работ по должному обеспечению безопасности мореплавания в акватории Керченского пролива с оснащением данного района развитой сетью береговых и плавучих средств навигационного обеспечения и постоянное ее совершенствование.
5. Дальнейшая проработка и реализация процесса ускорения прохождения осмотров судов государственными контрольными органами.
6. Развитие наземной транспортной связи в порту и на подходах к нему, обеспечивающейся железнодорожным и автомобильным видами транспорта.
Порт Кавказ
Грузовой порт Кавказ располагается на косе Чушка Темрюкского района Краснодарского края, круглый год обслуживает паромное сообщение в Керченском проливе.
Порт создан в 1953 году, был многофункциональным изначально: с инфраструктурой для пассажироперевозки, безопасной водной транспортировки автотранспорта и груженых ж/д составов. Для возросших современных нужд порт расширен и реконструирован в 2004 году.
После открытия Крымского моста порт Кавказ работает только с грузовыми перевозками. Сейчас этот весьма крупный морпорт обслуживает паромы нескольких перевозчиков: «АнРуссТранса», БФИ и ЮМТТ (причалы № 24, 25).
Паромы из порта Кавказ
Регулярные рейсы из краснодарского порта выполняют паромы «Анненков», «Петровск», «Славянин», «ТФМ-1» и другие суда.
Грузовые паромы из порта Кавказ отправляются от двух раз в неделю.
Ранее выполнялись регулярные пассажирские перевозки до Керченской переправы, этот рейс был достаточно популярен и удобен для туристов. Также некоторые рейсы из регулярного расписания (паром «Ейск») курсировали до Керченского торгового порта.
Расписание паромов из порта Кавказ в Крым
С открытием автобусного и железнодорожного сообщения через Крымский мост, пассажирские паромные перевозки были прекращены. Последние паромы осуществляющие перевозку пассажиров и автотранспорта приостановили свою работу 31 октября 2019 года. Актуальные новости о движении паромов можно отслеживать на официальном сайте ГУП РК «Крымские морские порты».
Расписание рейсов Керченской паромной переправы и тарифы на сайте ГУП РК «Крымские морские порты».
Билеты на паром из порта Кавказ
Купить билеты на паромы республики Крым можно на сайте Госпаром.Ру.
Билеты оформляются на один таймслотов (интервалов отправления), по каждому интервалу на сайте уже указана загруженность, исходя из количества купленных билетов. При опоздании билет можно использовать еще в течение 24 часов после окончания таймслота.
Цены на билеты из порта Кавказ в 2019 году
Тарифы пассажирских перевозок:
Цены на перевозку автомобилей на пароме:
Грузовые паромы из порта Кавказ
Отдельные тарифы действуют на паромную транспортировку грузового транспорта. Такие перевозки выполняются от причала № 24 порта Кавказ на паромах «Анненков», «Петровск», «Славянин» и «ТФМ-1». Максимальная суммарная суточная нагрузка — до 700 единиц грузового автотранспорта.
Ознакомиться с тарифами и оплатить переправу на одном из данных паромов можно на сайте БФИ и АнРуссТранс.
Веб-камеры порта Кавказ: очереди онлайн
Съемка в реальном времени ведется с накопительной площадки порта, веб-камера показываем общую загруженность и очереди сейчас. Одновременно камера дает представление о погоде в порту Кавказ. Трансляция может прерываться, но доступна возможность просмотра записи последнего дня съемки.
В обратном направлении — на переправе в Керчи — накопители и транспорт снимают несколько онлайн-камер, подробнее о которых — в материале «Веб-камеры Керчи».
Панорама: накопительная площадка порта Кавказ
Расписание автобусов в порт Кавказ
Автобусы остаются главным транспортом до порта, так как ж/д станция используется по большей части для грузоперевозок.
Рейсы выполняются в туристический сезон, на табло от сервиса Яндекс.Расписания показаны рейсы из порта Кавказ. Время на табло — отправление из порта.
С откртием Крымского моста перевозки по «Единому билету» выполняются без использования паромов, информация о движении по маршруту представлена на сайте транспортной дирекции.
Расписание автобусов до порта Кавказ. Популярные направления
По ссылкам ниже — рейсы из городов Краснодарского края:
Как добраться до порта Кавказ на машине
Автомобильный маршрут до порта Кавказ в Краснодарском крае в основном проходит по автомобильной дороге А-290, ориентир — поселок Ильич. От поселка трасса поворачивает на косу Чушка, до порта остается проехать около 10 км. Покрытие дороги — асфальт.
Расстояние до порта Кавказ от Краснодара — около 210 км, от Темрюка — 65 км по дороге.
Такси в порт Кавказ
Трансфер или такси — самый комфортный способ добраться до порта Кавказ, чтобы затем отплыть на пароме в Крым. При этом услуги такси актуальны как в жаркий летний сезон, когда общественный транспорт максимально загружен, так и зимой, в период сокращения числа автобусных рейсов.
Автомобили и пассажиры на пароме из порта Кавказ. Панорама на Google Maps
Порт Кавказ — порт Крым или 4 км по морскому проливу
Насытившись шампанским, и сосновыми закатами, выдвигаемся в сторону Керченского полуострова. Минуя загруженные трассы Анапы, едем через поселки: Натухаевская, Гостагаевская, перед портом «Кавказ» будет последняя АЗС, заправляем полный бак — следующая заправка будет для нас не скоро в другой стране.
Подъезжаем к порту «Кавказ» (1), встаем в очередь, одновременно покупаем билеты: на авто, и на себя. Таможня с нашей стороны работает быстро, никаких загвоздок. И вот мы в нейтральной зоне, ждем паром. Грузимся, места много — помещается около тридцати авто, плюс пассажирский автобус. Элик плавно покачивается из стороны в сторону – немного укачивает его.
Паром в летнее время курсирует между двумя портами каждые полчаса, поэтому никаких долгих ожиданий (напоминаю, что дело было в 2013 году). Отплываем. Теперь можно фотографировать.
Пришвартованы три тягача, и один морской лайнер
Жирные, ленивые чайки вслед за нами полетели, ибо время обеда, время охоты за кусками хлеба, подбрасываемыми с парома.
Расстояние между портами примерно четыре километра, керченский пролив оказался узким, не прошло и сорока минут, как мы уже приближаемся к порту.
Порт «Крым». Нас встречают голодные, улыбчивые таможенники. Придираются к нашим паспортам, указав, что он, «потертый, мятый, и вообще он мне не нравится». Золотая магическая фраза «на коньячок», смывает все потертости времени с паспорта. Проходим ветеринарный контроль, морда Финика невозмутима, ветеринарные документы в порядке, зеленый коридор — бегом отсюда!
Держим путь на Опукский природный заповедник
___________________________________________________________
1. Порт «Кавказ». Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, п. Чушка.
Координаты: 45°20’17″N 36°40’15″E