что такое помещение усн
Платит ли ИП на УСН налог на имущество
Предприниматели на упрощенке должны платить налог на имущество, но только по определенной недвижимости
Виктор Подгорский
Предприниматель на УСН — упрощенной системе налогообложения — должен платить налог на имущество только по определенной недвижимости. Какая недвижимость ИП облагается налогом, какой порядок уплаты, какие есть льготы и как рассчитать налог — рассказываем в статье.
Уплата налога на имущество зависит от вида недвижимости
У предпринимателя может быть в собственности три вида недвижимости:
Налоговая проверяет при выездной проверке, как именно предприниматель использует имущество, потому что от этого зависят правила налогообложения.
Личная недвижимость. По объектам, не вошедшим в специальный список, которые ИП использует в личных целях, он платит налог на имущество как обычный человек.
Остальная недвижимость. Правила налогообложения такие:
Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, каждый регион составляет самостоятельно и обновляет раз в год. Предпринимателю нужно проверить свою недвижимость по списку на сайте администрации своего региона. Если объект входит в этот список, он облагается налогом на имущество, независимо от целей использования.
Особенность в том, что налоговая изначально не знает, какая у ИП недвижимость: входит в список или нет, используется для бизнеса или в личных целях. Поэтому по умолчанию налог начисляется на все имущество в собственности ИП, если он не заявит льготу.
Как получить освобождение от уплаты налога на имущество
Налог на имущество платят все предприниматели, независимо от системы налогообложения, но только ИП на УСН могут получить от него освобождение. Льгота действует, если одновременно выполняются условия:
Например, у ИП на УСН есть склад в Барнауле, он хранит там товары для своего бизнеса. Склад не входит в специальный список объектов недвижимости, который размещен на официальном сайте Правительства Алтайского края, поэтому по нему можно получить льготу.
Чтобы не платить налог на имущество, предприниматель должен подать в налоговую заявление об освобождении от его уплаты. Дополнительно налоговая может запросить документы, подтверждающие использование недвижимости для предпринимательской деятельности.
Заявление об освобождении от уплаты налога. Его подают по специальной форме в МФЦ или налоговую, где ИП зарегистрирован.
Подать такое заявление ИП на УСН может любым удобным способом:
Даже если налоговая получит заявление на льготу уже после того, как пришлет уведомление, она все равно обязана его принять и пересчитать налог за текущий период. Новое уведомление пришлет в этом же году.
Документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательской деятельности. Цель таких документов — подтвердить, что помещение использовалось в коммерческих целях. Это могут быть договоры с покупателями и поставщиками, платежные документы, свидетельствующие о получении дохода от предпринимательской деятельности на соответствующем объекте, переписка с контрагентами, в которой объект упоминается в качестве офиса, производственного цеха, адреса для поставки товаров.
Можно обратиться в налоговую по месту регистрации и уточнить, какие подтверждающие документы подойдут.
Налоговая рассмотрит заявление об освобождении от уплаты налога в течение 30 дней и пришлет ответ — тем способом, который ИП указал в заявлении.
Как уплачивают налог на имущество предприниматели
Индивидуальные предприниматели — это физлица. Налоговый период по налогу на имущество физлиц — календарный год.
Ставку и льготы каждый муниципалитет или город федерального значения устанавливает самостоятельно, но она не может быть больше 2%. Например, в Белеве в Тульской области ставка 1,5%.
Налоговая самостоятельно рассчитывает налог на имущество по данным Росреестра и присылает уведомление до 1 октября.
Если у ИП есть личный кабинет на сайте налоговой, уведомление пришлют в него. Если ИП поставит в кабинете отметку, что ему нужен бумажный вариант уведомления, — его пришлют заказным письмом. Если у ИП нет личного кабинета — уведомление также придет по почте.
ИП просто оплачивает уведомление, дополнительные расчеты не нужны. Никаких отчетов в налоговую подавать не нужно.
Уплатить налог нужно до 1 декабря года, следующего за истекшим: например, налог на имущество за 2021 год нужно уплатить до 1 декабря 2022 года.
Штрафы и ответственность
Если ИП не уплатит налог, налоговая начислит пени за каждый день просрочки. Если неправомерно заявит льготу, то дополнительно будет штраф — 20% от недоимки. А если ИП сделал это умышленно — 40%.
Рассмотрим на примере. ИП Петров забыл уплатить налог на имущество — 35 000 ₽ — до 1 декабря 2021 года, вспомнил об этом только 6 декабря. Получается, он опоздал на пять дней.
Теперь за пять дней просрочки, начиная с 1 декабря, начислены пени: 35 000 ₽ × 5 × 7,5% / 300 = 43,75 ₽
Получается, предприниматель вместе с налогом 35 000 ₽ должен еще заплатить пени — 43,75 ₽. Сумма небольшая, но, если просрочка будет больше, то и пени насчитают больше.
Онлайн-бухгалтерия от Тинькофф
Сервис для ИП, которые самостоятельно ведут бухгалтерию:
Сейчас читают
Как настроить бизнес-аккаунт в Инстаграме
Бизнес-аккаунт помогает продвигать бизнес в Инстаграме. Объясняем, кому это нужно и как его создать
Как создать сайт для бизнеса самостоятельно
Создать сайт для компании самому без знаний программирования — это реально. Рассказываем, с помощью каких инструментов это сделать проще всего и что нужно учесть
Откуда бизнесу взять деньги
Привлечение инвестиций — обычная деловая практика для бизнеса. Но остается вопрос, где найти деньги. В этой статье рассказываем о десятке вариантов
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима
Премьер-министр вчера анонсировал эксперимент по установлению специального налогового режима, при котором налог рассчитывает ФНС, ставки УСН увеличиваются, а обязательные страховые платежи обнуляются. В бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов разбирает детали нового спецрежима.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Четыре месяца назад я писал о том, что ФНС готовит новый налоговый режим для малого бизнеса. Тогда информации было мало, выводы можно было делать в основном из опроса ФНС. На днях в сети появился проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения»», который внесен на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности и должен был рассматриваться в минувший понедельник.
Проект уже согласован федеральными органами исполнительной власти, а вчера М.М. Мишустин официально анонсировал проведение эксперимента, поэтому принятие его — дело практически решенное. Рассказываю что предусматривает АУСН.
Общая направленность спецрежима, который раньше планировалось назвать «УСН-онлайн» сохранилась. Это по-прежнему модифицированная УСН, при применении которой налог считает налоговый орган фактически без участия налогоплательщика. Такую конструкцию обкатали на налоге на профессиональный доход (НПД), выведя из тени большой пласт самозанятых. Теперь ее распространяют на малый бизнес. Тренд на перенос расчета налога с налогоплательщика на налоговый орган, о котором я уже писал, продолжается.
При этом в пилотном варианте применять АУСН могут не все УСН-щики: ограничение по доходам и среднесписочной численности оставляет такую возможность только микробизнесу — тем, кто уже вырос из НПД и столкнулся с прелестями «взрослого» налогообложения. Я предсказывал отсечку по доходам на уровне 50 млн руб. в год, Минфин оказался чуть щедрее.
АУСН может оказаться выгоден для конкретного микробизнеса, но далеко не для всех.
Простой пример: если у вас в ООО 5 сотрудников с минимальной зарплатой 12792 руб. в месяц, то за год заплатите 230256 руб. страховых взносов (без учета взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний). Если при этом бизнес при неплохой рентабельности 20% имеет годовой доход 10 млн руб., а расходы 8 млн руб., то увеличение налога при применении ставки 20% вместо 15% составит 100 тыс. руб. Выгода — 130256 руб.
Но если платить налог с доходов, то ставка 8% вместо 6% даст уже прирост налога в 200 тыс. руб., который съест почти всю выгоду от неуплаты страховых взносов. Не зря авторы законопроекта в пояснительной записке пишут, что суммы выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов будут компенсированы за счет налога.
Поэтому нужно считать будет ли выгода, а если будет — окупит ли она неизбежные ошибки расчета налога со стороны ФНС на первых порах. Фактически в первые годы работы с АУСН придется контролировать расчет налога и оспаривать некорректно исчисленные суммы, поэтому сэкономить на бухгалтерии не получится. Кстати, анонсированное летом освобождение плательщиков АУСН от обязанности вести бухгалтерский учет в текст законопроекта не попало. Все юридические лица независимо от применяемой системы налогообложения по-прежнему должны это делать.
Аренда помещений при УСН
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Компании нередко используют принадлежащую им недвижимость для получения дополнительного дохода. Это происходит путем сдачи его в аренду.
Правила заключения арендных договоров
Точно и правильно составленные документы — именно то, чему налоговые органы уделяют больше всего внимания. Отправной точкой для расчета налогов является сумма аренды, которая прописана в договоре. Порядок заключения договора аренды строго регламентируется ГК РФ. Условия, которые необходимо указать в договоре:
Договор будет официально заключен только после его регистрации в государственных органах Росреестра. Но если договор заключен менее чем на один год, он не подлежит государственной регистрации.
Сдача помещения в аренду при УСН
ИП, как и физлица, могут сдавать в аренду свое имущество. В таком случае предприниматель должен уплачивать налоги с аренды помещений. Действия предпринимателя при сдаче имущества в аренду в условиях упрощенной системы налогообложения регулируются статьями 249, 250 НК РФ.
ИП доступны два варианта отчисления налога в бюджет:
Расходы по платежам за коммунальные услуги должны нести арендодатель или арендатор. Обычно эти платежи включены в арендную плату. В договоре аренды оговаривается, кто будет оплачивать коммунальные расходы. Если их оплату будет производить арендодатель, то сумму платежей можно вычесть из полученного дохода как понесенные затраты. Для этого нужны документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг: счета от поставщиков коммунальных услуг и квитанция об их оплате.
День, когда деньги фактически поступили на счет в банке или в кассу предпринимателя, считается датой поступления доходов при УСН. Напомним, ИП на УСН платит единый налог и освобождается от уплаты налогов на прибыль, НДФЛ (только за сотрудников), НДС, налога на имущество (распространяется только на то имущество, которое принимает участие в предпринимательской деятельности, если региональные власти установили его кадастровую стоимость).
Аренда квартиры под офис в жилом помещении
При организации офиса в жилом помещении, т.е. в квартире, необходимо учитывать нормы, закрепленные в статье 288 ГК РФ и в статье 17 ЖК РФ. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Только после перевода такого помещения в нежилое можно разместить в нем организации и учреждения. Тогда договор аренды станет законным и арендную плату можно будет учесть в расходах.
Оформить в нежилой фонд можно только ту квартиру, которая находится на первом этаже или выше, но с условием, что под ней не находятся жилые квартиры. Что для этого нужно? Арендодатель приходит в орган местного самоуправления и сдает следующие документы:
Решение принимается не позднее 45 календарных дней со дня подачи документов. После переоформления квартиры можно заключать договор аренды с арендатором.
Организации, применяющие УСН «доходы-расходы», в состав расходов могут включать не только коммунальные услуги, но и затраты на ремонт. Если же вы все-таки арендовали жилую квартиру под офис, то затраты на организацию аренды офиса по УСН учитываться не будут.
Способы уплаты налогов
Сроки и порядок уплаты единого налога строго регламентированы. ИП должен успеть оплатить его до 30 апреля. А по страховым платежам в ПФР арендодатель может заплатить до 31 декабря. Квартальные авансовые платежи уплачиваются до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В этой статье мы рассказывали, как рассчитывать авансы и годовой налог.
При сдаче помещений в аренду ИП имеет преимущества перед физлицами, так как предприниматель платит всего лишь 6% или меньше от дохода аренды, когда остальные физические лица платят 13%.
Автор статьи: Александра Аверьянова
Сдаете помещение в аренду? Учитывайте доходы и расходы в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Здесь вы можете легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность через интернет. Консультации экспертов входят в тариф, наша техподдержка работает круглосуточно и бесплатно. Первый месяц работы в сервисе — тоже бесплатен для новых пользователей.
Какой вид налогообложения выбрать владельцам готового арендного бизнеса
Сегодня мы наблюдаем рост интереса со стороны частных инвесторов к приобретению готового арендного бизнеса. Не каждый из них подкован в налоговых вопросах и поэтому задумывается, какую форму налогообложения выгоднее выбрать владельцу арендного бизнеса. Попробуем погрузиться в эту тему на примере двух самых распространенных режимов налогообложения для индивидуальных предпринимателей (ИП). Что лучше: классический УСН или ПСН? И что вообще скрывается за этими пугающими аббревиатурами?
Начнем с того, что если вы сдаете жилое или нежилое помещение в аренду (надеюсь, делаете это легально) и в какой-то момент устаете платить НДФЛ в размере 13% как физическое лицо, то рано или поздно зарегистрируетесь в качестве ИП. А вот дальше начнется мозговой штурм по выбору наиболее предпочтительного варианта налогообложения.
УСН (упрощенная система налогообложения)
Сдача в аренду (наем) жилых/нежилых помещений относится к виду деятельности, по которому не ограничено применение УСН для ИП.
ИП могут перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), если бизнес не превышает численность сотрудников в 100 человек, не превышает годовой доход в 150 млн руб. и остаточная стоимость основных средств которого менее 150 млн руб.
Выделяют два вида УСН, которые отличаются налогооблагаемой базой (указаны размеры предельных налоговых ставок):
Здесь все очевидно: для выбора вида УСН стоит заранее оценить размер возможных расходов от ведения предпринимательской деятельности. По предварительной оценке, пограничным значением является 0,6 (то есть если расходы не превышают 60% от доходов, то оптимально выбрать УСН «Доходы»). Так как при сдаче в аренду жилых/нежилых помещений операционные расходы невелики относительно доходной части, то мы рекомендуем УСН «Доходы» с налоговой ставкой 6%.
ПСН (или патентная система налогообложения)
Ключевыми условиями применения ПСН на практике являются наличие не более 15 наемных сотрудников, годового дохода, не превышающего 60 млн руб., и вида предпринимательской деятельности, к которому применима патентная система налогообложения (ПСН).
Цена патента определяется совокупностью факторов, действующих в конкретном регионе, в том числе и категорией деятельности ИП. Сдача в аренду (наем) жилых/нежилых помещений, принадлежащих предпринимателю на праве собственности, входит в перечень разрешенных видов деятельности для применения ПСН.
При постановке на учет будет определяться потенциальный (исходя из среднего показателя), а не реальный доход предпринимателя. Например, в Москве действует дифференцированный подход, что, по-нашему мнению, справедливо. В соответствии с действующим Законом г. Москвы № 53 «О патентной системе налогообложения», размер потенциально возможного к получению годового дохода от сдачи в аренду (на один обособленный объект) зависит от его площади и месторасположения. Данный подход позволяет владельцам жилых/нежилых помещений, находящихся не в центральной части города, приобретать патент за меньшую сумму, чем собственникам аналогичной по площади недвижимости в центре. Но есть один нюанс. Потенциально возможный доход зафиксирован в рамках диапазонов площадей, поэтому не удивляйтесь, если цена патента окажется идентичной при сдаче в аренду объектов недвижимости, скажем, площадью 50 кв. м и 100 кв. м, расположенных в одном районе.
Рассчитать стоимость патента можно либо самостоятельно, исходя из установленного потенциального дохода, облагаемого налоговой ставкой в размере 6%, либо в один-два клика с помощью онлайн калькулятора, который есть в свободном доступе на официальном сайте ФНС.
Что касается срока действия патента: выдается он с любой даты на период от 1 до 12 месяцев в пределах календарного года. Важно не забывать, что по окончании срока патент следует пролонгировать.
Несколько важных комментариев относительно обоих способов налогообложения.
Налог на доходы отменяется
Для обоих спецрежимов отменяется плата налога на доходы физических лиц в отношении доходов от предпринимательской деятельности.
Это означает, что вместо налога на доходы ИП, применяя ПСН, платят за патент, а ИП на УСН платят налог 6% с дохода или 15% от разницы между доходом и расходом (зависит от выбранного режима).
Но не стоит забывать, что применение УСН и ПСН не освобождает от исполнения функций по уплате НДФЛ с заработной платы и страховых взносов наемных сотрудников (при их наличии).
Налог на имущество отменяется
Применение обеих форм налогообложения предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц. Однако, как всегда, есть исключение из правил, но касается оно лишь нежилых помещений. Налог заплатить придется в том случае, если объект включен в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.
НДС отменяется
Это третий налог, от уплаты которого освобождены ИП на ПСН и УСН. Относительно последнего спецрежима есть исключения, но к рассматриваемым нами видам деятельности они не относятся.
От головной боли по поводу корректного заполнения налоговой отчетности не страдают ИП, перешедшие на ПСН, потому что освобождены от ее сдачи в отличие от ИП на УСН.
И все-таки какой режим налогообложения выбрать владельцу арендного бизнеса?
Однозначного ответа на данный вопрос нет. Здесь, как в математическом уравнении, все зависит от сочетания ряда переменных: площади помещения, района, в котором оно располагается, и годового дохода от сдачи в аренду. Остается только сопоставить стоимость приобретения патента и размер уплачиваемого налога при УСН и выбрать, какой режим налогообложения подходит именно вам, что поможет сэкономить и деньги, и время.
Как ИП на упрощенке купить помещение для бизнеса?
Я индивидуальный предприниматель, подумываю купить нежилое помещение для бизнеса. Но сразу возникло множество вопросов.
Помещение я должен приобретать как ИП или как физлицо? Поиск в интернете показал, что ИП в отличие от ООО не может быть владельцем офиса. То есть покупать я могу только как физлицо.
Если владельцем помещения буду я как физлицо, нужно ли мне как ИП арендовать его у себя же?
У меня УСН «Доходы минус расходы». По понятным причинам я хотел бы списать покупку на расходы. Это можно сделать, если я покупаю как «физик»? А если я приобрету помещение с кем-то в долях, то смогу отнести на расходы стоимость только своей доли или всего помещения?
В интернете пишут, что стоимость офиса можно отнести в расходы только в тот год, когда была совершена покупка. А если я куплю его в декабре, но мне не нужен весь расход в этом месяце, можно ли перекинуть расходы на следующий год?
Придется ли платить налог на имущество? Может ли ИП включать его в расходы?
Будут очень признателен, если вы осветите эти и другие вопросы и подводные камни покупки собственного офиса индивидуальным предпринимателем.
Предлагаю сразу же прояснить вот что.
ИП Сидоров и Сидоров — это один и тот же человек
Соответственно, имущество гражданина не разделяется в зависимости от его статуса: обычное физлицо или индивидуальный предприниматель. Все, что приобретает ИП, он приобретает как физлицо. Если имущество нужно регистрировать, например недвижимость или транспорт, оно всегда регистрируется на физическое лицо, а не на ИП.
Поэтому в принципе неважно, как вы будете значиться в договоре купли-продажи помещения: ИП Сидоров И. И. или просто Сидоров И. И. Во втором случае ИП Сидоров не должен арендовать купленную недвижимость у просто Сидорова. Вот если бы Сидоров купил помещение для нужд ООО, тогда договор аренды между ним и организацией был бы обязателен. Даже если Сидоров — единственный учредитель и директор этого общества.
От того, будет купленное имущество использоваться в бизнесе или нет, зависит порядок его налогообложения. Вы собираетесь купить нежилое помещение, а значит, вполне можете позиционировать себя в сделке как ИП. Это будет лишний раз подтверждать, что недвижимость приобреталась вами именно для предпринимательской деятельности.
В договоре может быть такая формулировка:
Индивидуальный предприниматель Сидоров Иван Иванович, действующий на основании листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06.08.2019, ОГРНИП 325483587423584, именуемый в дальнейшем «Покупатель»…
А теперь давайте разбираться с оставшимися вопросами.