что такое полоса отвода в строительстве
Полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог
Зачастую нарушители, не получив соответствующее разрешение, без соблюдения градостроительных норм и правил ведут строительство объектов в непосредственной близости от автомобильной дороги. Данная противоправная деятельность негативно отражается на обеспечении безопасности дорожного движения, также не редки случаи повреждения самих дорог и элементов ее обустройства. Кроме того, плотная застройка вдоль дорог сдерживает развитие дорог. Зачастую, даже имея бюджетные возможности невозможно реализовать проекты реконструкции дорог из-за высокой стоимости сноса придорожных объектов.
Данная статья направлена на правовое просвещение и минимизацию судебных разбирательств, когда объекты признаются самовольными постройками и сносятся за счет ответчика.
Так что же такое полоса отвода и придорожные полосы автомобильной дороги и для чего они предназначены?
Придорожные полосы автомобильной дороги – это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Согласно части 3 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
При этом строительство, реконструкция в данных полосах автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
В противном случае, лица, осуществляющие работы в пределах полосы отвода и придорожных полос без разрешения владельца автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, по требованию Дагестанавтодора обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние.
В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений.
В связи с этим Дагестанавтодор напоминает о необходимости согласования размещения или строительства какого-либо объекта в пределах полосы отвода и придорожных полос с владельцами автомобильных дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения и во избежание судебных разбирательств.
Просим ценить труд дорожников и уважать других участников дорожного движения.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог:
1. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;
3. Постановление Правительства РД от 19.04.1999 г. № 102 «Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения Республики Дагестан».
Полоса отвода автомобильной дороги.
Полоса отвода – термин, применимый для обозначения тех участков земли, где возможно устройство конструктивных элементов дороги. При выделении полосы дороги не рассматриваются качество и категория земельного участка. Кроме собственно дорог на полосе отвода можно устроить объекты, обеспечивающие сервис, а также сооружения, необходимые для корректного функционирования трассы.
Полоса отвода – это граница земель, отведенных для транспортных средств.
Под придорожной полосой принято понимать такую территорию, которая с двух сторон непосредственно примыкает к месту, предназначенному для движения автотранспорта. В границах придорожной территории действует специальный строгий режим использования площади. Необходимо обустроить участки таким образом, чтобы перемещение на автомобиле было по возможности безопасным.
Кроме того, полоса отвода устраивается с расчетом на предстоящую реконструкцию и даже капитальный ремонт. Участок создаётся таким образом, чтобы упростить задачи обслуживания трассы, гарантировать максимально длительную сохранность дороги. Профессиональный подход к отведению земельного участка обязательно учитывает развитие шоссе в будущем, оценивая все возможные перспективы.
Придорожная полоса отвода не требуется, если дорога прокладывается в населенном пункте. Во всех остальных случаях при отведении участка земли необходимо проанализировать перспективы возможного нарастания потока машин и расширения трассы.
Стандарты
Действующие стандарты: 75 метров для I и II категорий; 50 метров для III и IV категорий; 25 метров для V категории. При обустройстве обязательно учитываются требования нормативных документов и СНиП. Автомобильные дороги – места повышенной опасности, поэтому вопросы надежности и качества выходят на первое место.
При создании дорог, которыми бы соединялись административные центры, а также Москва, Санкт-Петербург с другими городами; трасс, которые бы соединяли общие федеральные дороги — полосы отвода необходимо делать 100 метров. 150 метров – стандарт, действующий для тех участков, которые предназначены для окружного объезда крупных населенных пунктов (тех, где поживают от 250 000 человек и более). Управляющий орган конкретного субъекта выбирает границы при учете нормативной документации РФ.
Автомобильные дороги – зона ответственности федералов, муниципалов, регионалов, чиновников местного уровня. Этим занимается исполнительная власть. Дороги и их границы – задача органов местного самоуправления либо тех, которые ведают государственным дорожным имуществом. Составляет проект полосы отвода заинтересованное лицо. В некоторых случаях это оформляется в рамках государственного контракта, если речь идет о дороге, которая затем будет в собственности государства. При необходимости обустройства частной трассы задачи проекта берет на себя собственник.
Сделать проект «на коленке» не получится, придется обратиться к специалистам. Проектировщики разработают полный пакет сопроводительной документации, на основании которого уполномоченный орган местной власти принимает решение о согласовании либо отправляет на доработку. Лишь после полного оформления пакета документов и согласования всех заинтересованных сторон можно будет приступать к работам. Заплатить за все придется, очевидно, собственнику.
Придорожная территория – это не то место, которое может обустраивать кто угодно. К работам допускаются только настоящие профессионалы, ведь от этого зависит, насколько безопасной и надежной будет трасса. В работе должны быть задействованы инженеры-проектировщики, инженеры-строители, имеющие специализацию, предполагающую именно строительство автомобильных дорог.
Нет строгих критериев отбора конкретных работников, исполняющих указания прорабов, но предпочтение стоит отдавать тем, кто уже имел дело с созданием трасс. Задачи сложные, требуют применения специальной техники, поэтому обучиться с нуля откровенно непросто.
Полосы отвода выделяются в пользование постоянное, то есть эксплуатация не имеет четко оговоренного срока. А вот дополнительная ширина полосы отвода, которую получают строители для ведения работ, выдается только на заданный промежуток времени, — пока ведутся работы по созданию трассы. Производится отвод полос в строгом соответствии с тем, как движется строительство. Для каждого этапа – свой участок. То, какие именно полосы и когда отводятся, определяется проектной документацией.
Выбор земельного участка под полосу отвода производится в соответствии с земельным законодательством, действующим на текущий момент. Также разработаны положения по восстановлению земель, обязательные к учету, так как при создании трассы происходит сильное разрушение природного слоя грунта. Кроме того, действуют иные нормативные акты, включая местную документацию, которые обязательны к учету для корректного выделения и создания полос отвода автомобильной дороги.
Что такое полоса отвода в строительстве
от 2 сентября 2009 года N 717
(с изменениями на 11 марта 2011 года)
Документ с изменениями, внесенными:
2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 сентября 2009 года N 717
НОРМЫ
отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса
2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:
а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;
б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;
в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;
г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;
д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.
3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.
4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.
5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.
6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.
7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.
8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.
9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.
10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.
11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1-14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:
земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.
Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1-14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.
а) состоящей из 3 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;
б) состоящей из 2 чисел:
1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.
13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I-III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1-7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.
14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1-14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.
При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:
для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:
заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;
для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:
заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.
При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1-14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.
15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.
16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:
Приложение N 1
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог
и (или) объектов дорожного сервиса
НОРМЫ
отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с 8-полосным движением, располагаемых на насыпях
На равнинной местности
с поперечными уклонами
от 0 до 9 процентов
На пересеченной местности
с поперечными уклонами свыше 9 процентов
с заложением откосов
земляного
полотна постоянной крутизны
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717
«О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего постановления.
Информация об изменениях:
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Нормы
отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717)
ГАРАНТ:
О нормах отвода земель для конкретных видов деятельности см. справку
а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;
б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;
в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;
г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;
д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.
3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.
6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.
7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.
8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.
9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.
10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.
земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;
двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;
земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.
а) состоящей из 3 чисел:
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;
б) состоящей из 2 чисел:
2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;
При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:
для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:
заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;
для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:
заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.
15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.
16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:
Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;
Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;
Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.
Приложение N 1
к нормам отвода земель для
размещения автомобильных дорог и (или)
объектов дорожного сервиса
Нормы
отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с 8-полосным движением, располагаемых на насыпях
На равнинной местности
с поперечными уклонами
от 0 до 9 процентов
На пересеченной местности
с поперечными уклонами свыше 9 процентов
с заложением откосов
полотна постоянной крутизны
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны
с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны
с заложением откосов земляного полотна переменной крутизны