что такое полонез в музыке кратко

Значение слова «полонез»

что такое полонез в музыке кратко. android bar znachenije. что такое полонез в музыке кратко фото. что такое полонез в музыке кратко-android bar znachenije. картинка что такое полонез в музыке кратко. картинка android bar znachenije. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.

2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОЛОНЕ’З, а, м. [фр. polonaise — польский танец]. Старинный польский торжественный танец. Бал открылся полонезом. || Музыкальная пьеса в такте и характере этого танца. П. Шопена.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

полоне́з

1. хореогр. популярный в XVIII–XIX веках в Европе торжественный бальный танец шествие, происшедший от польского народного танца ◆ Гологордовский открыл бал полонезом со своею женою. Ф. В. Булгарин, «Иван Иванович Выжигин», 1829 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И уж, конечно, танцы танцуют не какие-нибудь, а, например, экосез, полонез и всё в этом роде. А. И. Куприн, «На переломе (Кадеты)», 1900 г.

2. муз. инструментальная пьеса в ритме этого танца ◆ ― Это, милостивый государь, не дребедень, ― отвечал Горданов, ― а это ноты, на которых мы сыграем полонез для вашего свадебного пира и учредим на этом дворянство и благосостояние ваших милых малюток. Н. С. Лесков, «На ножах», 1870 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Прослушав в мечтательной позе вальс из «Фауста» да полонез Шопена, она глубоко-глубоко вздохнула и удалилась. А. И. Эртель, «Записки Степняка», 1883 г. (цитата из НКРЯ)

3. портн. верхняя часть платья, а также само платье строгой формы с цельнокроеной спинкой или цельнокроеным передом (в зависимости от застёжки), доходящее примерно до колен и надеваемое поверх юбки ◆ Платье с полонезом из серовато-зелёного сукна с отделкой из тёмно-зелёного бархата. В. Ф. Рындин, «Русский костюм: 1870-1890», 1960 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое полонез в музыке кратко. USSR bot. что такое полонез в музыке кратко фото. что такое полонез в музыке кратко-USSR bot. картинка что такое полонез в музыке кратко. картинка USSR bot. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: наконец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое полонез в музыке кратко

что такое полонез в музыке кратко. 119. что такое полонез в музыке кратко фото. что такое полонез в музыке кратко-119. картинка что такое полонез в музыке кратко. картинка 119. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.

Полонез называют «королем маршей» за его грациозность, торжественность и величие. Этот танец был обязательной частью придворных балов. Без него не обходились важные торжественные мероприятия у монарших и королевских особ. Он как будто был создан для демонстрации собственного блеска и славы, чем и заслужил особую любовь королей. Где он зародился и как завоевал звание открывающего придворного танца, расскажем на этой странице.

Что такое полонез. Особенности танца

Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы понять его особенности, предлагаем подключить воображение. Представьте себе большой богато украшенный зал, по сторонам которого стоят все присутствующие. Середина помещения пуста, но ненадолго. Звучит торжественная музыка и процессия начинается. Мужчины и женщины парами выходят в зал, медленно продвигаются по нему, все время ориентируясь на первую пару. Именно она задает характер танца.

Но вот шествие, полное грациозности и достоинства, заканчивается. Танцующие переходят к исполнению следующих фигур. Партнеры кружатся вокруг своих партнерш, затем они на время расходятся и меняются парами. После этого все пары выстраиваются в линию и поднимают сцепленные руки вверх. Образуется своеобразный тоннель, сквозь который проходит сначала первая пара, затем вторая и т. д.

что такое полонез в музыке кратко. 105. что такое полонез в музыке кратко фото. что такое полонез в музыке кратко-105. картинка что такое полонез в музыке кратко. картинка 105. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.

Итак, что делает полонез таким особенным:

торжественность и степенность в каждом движении;

это танец-импровизация, где ведущую роль играет первая пара;

приверженность ритуалам и правилам. Так, полонез начинается с ритурнели или музыкального вступления. Только после этого первый кавалер приглашает всех к танцу;

простая хореография. Хотя простой она кажется лишь на первый взгляд. Не все способны держать осанку на протяжении длительного времени и наполнять каждое па грациозностью и изяществом.

История полонеза: польская культура

На протяжении долгого времени не существовало единой точки зрения на вопрос происхождения полонеза. Одни специалисты считали, что танец имеет французские корни, другие – что в нем чувствуются испано-арабские традиции. Верной в своих рассуждениях оказалась третья сторона, по мнению которой «виновницей» зарождения полонеза можно считать Польшу.

Впервые о польских танцах заговорили в середине XVI века. При этом термин «польский танец» использовали исключительно иностранцы. Сами поляки свои пляски называли венгерскими, скорее всего, в честь Стефана Батория, который был венгром.

что такое полонез в музыке кратко. 783. что такое полонез в музыке кратко фото. что такое полонез в музыке кратко-783. картинка что такое полонез в музыке кратко. картинка 783. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.

Танцевали в Польше все: от простого народа до монарших особ. Среди всех стилей особенно выделялся «Танец Великий», который и считают прародителем полонеза. Его отличительной чертой была торжественность. Только представьте себе колонну воинов, исполняющих оригинальные шаги с чувством достоинства и горделивости. Именно воинов. Есть мнение, что первоначально танец был исключительно мужским и предназначался для демонстрации уверенности в себе, а также для восхищения прекрасных дам. Насколько это соответствовало действительности, специалисты затрудняются сказать. Но в одном они сходятся: полонез всегда был полон торжественности и внутреннего достоинства.

У польской аристократии было особое отношение к полонезу. Шляхта — так называли привилегированное сословие Королевства Польского — считала этот танец чуть ли не единственным достойным монарших особ. И неважно, что основа движений была «подсмотрена» в народной культуре. Кто об этом будет говорить, когда в каждом па танцующих пар чувствуется влияние придворных танцев, и главным образом — куранты и менуэта французского происхождения.

Торжественное шествие по Европе

Появлению полонеза в других европейских странах мы обязаны Станиславу Лещинскому, которого поляки прозвали королем-благодетелем. Будучи в Стокгольме, он продемонстрировал свое умение танцевать в оригинальном стиле, чем и вызвал всеобщее восхищение. Произошло это в 1711 году — полонез начинает распространяться по королевским дворам Франции, Германии, Швеции и других стран, включая Русское царство.

Но просто танцевать полонез для европейской аристократии было скучно. По крайней мере, так считали придворные танцмейстеры. Они меняли хореографию, добавляли новые элементы, придавая танцу неповторимый национальный шарм.

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него не обходилась ни одна свадьба, бал или официальное мероприятие. Его танцевали несколько раз за вечер, торжественно шествуя парами по кругу.

В конце XVIII века полонез вернулся в Польшу и стал ее символом. Он мало напоминал первоначальный вариант танца, который когда-то отправился в путешествие по европейским дворам. Изменился ритм, появилось музыкальное сопровождение вместо вокального, танцевальный наряд предстал в новом обличии: в моду вошло европейское платье.

Одновременно с этим особый интерес к танцу стали проявлять композиторы. Они сочиняли мелодии для сопровождения полонеза, которые впоследствии стали больше использоваться на концертах, а не на танцевальных раутах.

Закат полонеза

Век XIX сменяет XVIII. Меняются вкусы аристократии, меняется культура и представление о прекрасном. Но полонез продолжает жить. Правда, в музыке появляются более меланхоличные тона, а ее торжественность привлекает исключительно старое поколение, которое живет традициями ушедших лет.

Хоть полонез и занимал место первого танца, его популярность стала угасать. Сейчас увидеть пару, исполняющую традиционный польский танец можно на выпускных балах и костюмированных представлениях, посвященных реконструкции ушедших эпох.

История полонеза в России

что такое полонез в музыке кратко. 106. что такое полонез в музыке кратко фото. что такое полонез в музыке кратко-106. картинка что такое полонез в музыке кратко. картинка 106. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.

Польский танец, а именно так чаще всего называли полонез в России, пришелся к императорскому двору весьма кстати. Представители высшего сословия стали исполнять его еще при Петре I, который очень любил этот танец. За что? За возможность продемонстрировать богатства императорских залов. Современники того времени в своих мемуарах даже описывали, как гости обходили залы, все комнаты и лестницы. Эта особенность танца и дальше использовалась, чтобы показать всю роскошь дома хозяина бала.

При Петре полонез редко был открывающим танцем. Обычно ему предшествовал танец-поклон. Эту традицию продолжила Екатерина Великая. Она также отвела полонезу вторую роль, отдав предпочтение менуэту. Польский танец стал открывающим на балах при Павле Петровиче. При этом первыми парами во время исполнения обязательно выступали представители рыцарского ордена.

Примечательно, что в России полонез существовал в двух вариациях: обычной и церемониальной. Церемониальный был частью свадебного празднования, а обычный – любого бала.

Любовь к полонезу среди российской знати прослеживается плоть до начала XX века. Под влиянием придворного этикета танец менялся, но его торжественность и степенность никуда не исчезли. Эти черты стиля усиливали положение императора в обществе и подчеркивали его стать и величие.

Интересные факты

Название «полонез» было придумано лишь в XVIII веке за пределами Польши. Сами поляки называли свой танец стародавним. Чуть позже в обиход вошел термин «Taniec polski» или «Танец Польский». Под таким именем он и был больше всего известен у себя на родине.

Никакой музыки, исключительно пение самих танцоров сопровождало полонез на заре своего рождения вплоть до конца XVIII века. Лишь потом появилась инструментальная музыка, без которой сложно было представить исполнение танца на королевских торжествах.

Бал, посвященный празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году, открывался полонезом. В качестве музыкального сопровождения выступала музыка Глинки. Танец длился почти 20 минут. За это время танцующие пары совершили 3 тура по залу.

И все-таки: шляхты позаимствовали у простого народа движения для полонеза или наоборот? Это вопрос остается открытым среди специалистов. Существует мнение, что простые поляки весьма благосклонно встретили новый танец и создали на его основе незатейливый вариант исполнения под названием «chodzony».

В России полонез особенно любили русские офицеры.

Бал, посвященный дню свадьбы Петра III и Екатерины Великой, длился всего 1 час. Все это время гости танцевали одни полонезы.

И мужские, и женские костюмы, в которых исполняли полонез, отличались богатством и роскошью. Для их изготовления использовались дорогие ткани – золоченая парча, бархат и атлас. Обувь была красного или золотистого оттенков.

Известные полонезы

что такое полонез в музыке кратко. 22. что такое полонез в музыке кратко фото. что такое полонез в музыке кратко-22. картинка что такое полонез в музыке кратко. картинка 22. 2. Музыкальное произведение в ритме этого танца. Полонез Шопена.

«Прощание с родиной» Михаила Огинского, польского композитора. Другое название этой композиции «Полонез Огинского». Эта достаточно известная мелодия была написана в 1794 году. При каких обстоятельствах точно неизвестно. Но существует версия, что Огинский написал ее, уезжая из Речи Посполитой. Интересно, что в Беларуси «Прощание с родиной» хотели сделать гимном страны, но комиссии мелодия показалась слишком сложной.

Полонез из оперы « Жизнь за царя » Михаила Ивановича Глинки. Впервые это произведение было представлено на суд публике в 1836 году. Музыка настолько понравилась представителям высшего круга, что ее стали использовать практически на каждом балу, когда предстояло исполнять полонез.

Полонез из оперы « Евгений Онегин » Петра Ильича Чайковского впечатляет пышностью, торжественностью и блеском. Слушая его, начинаешь понимать, почему представители российского императорского двора так любили польский танец.

Такова история полонеза, ставшим главным танцем на европейских балах. В нем заключена история многих стран, включая Россию. Ведь танцевальные традиции – это в первую очередь отражение нравов и обычаев, характерных для ушедших эпох. Если вы хотите знать, что из себя представляло великосветское общество в XVII — XIX веках, просто посмотрите на исполнение полонеза. Этот танец расскажет о многом.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полонез

Источник

Полонез. Фредерик Шопен и искусство танца

ПОЛОНЕЗ. ФРЕДЕРИК ШОПЕН И ИСКУССТВО ТАНЦА

Полонез – торжественный танец-шествие. Его называют королём маршей за подчёркнутую грациозность и торжественность. Историки утверждают, что полонез попал в Париж ещё в XVI в. Французский принц Генрих Валуа в 1573 г. был приглашён на польский престол, однако через несколько месяцев вернулся на родину, чтобы стать королём Франции. На его коронации, в 1574 г. и был исполнен танец-шествие под названием полонез (франц. Polonaise – польский).

Именно полонезом обычно открывались балы в Российской империи (он также носил название «польский»). Изначально в Польше он был свадебным танцем (с него начинались и им заканчивались свадьбы польской знати) и лишь со временем благодаря своей величественности стал дворцовым танцем, танцем-открытием балов. Французские хореографы и церемониймейстеры привнесли в него элементы куранты и менуэта, наполнили изысканными элементами.

Именно полонез стал первым танцем, который научился танцевать Петр I. И это первый европейский танец, который стал бытовать на Руси. Этот танец особенно любили русские офицеры. Мужские наряды были не менее богаты и изысканы, нежели женские: золочёная парча, венецианский бархат, атлас, пушистые соболя, сабли с золотой насечкой, блестящие драгоценности, инкрустированная арабесками бирюза, кроваво-красная или золотистая обувь. При Екатерине II балы открывал менуэт, а полонез наряду с контрдансом был представлен в середине бала. В XIX столетии, начиная с эпохи правления Павла I, полонез вытеснил менуэт как танец-открытие балов.

Ференц Лист так характеризовал полонез: «Он абсолютно лишён быстрых движений, подлинных па в хореографическом смысле слова, трудных и единообразных поз; он создан скорее в целях дать образ кичливости, чем обольщения, он имел своим назначением отметить мужчину, выставить напоказ его красоту, его щегольской вид, его воинственную и вместе с тем учтивую осанку… Длинной змеёй с отливающими всеми цветами кольцами весёлая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свёртывалась, играя в своих извивах разнообразнейшими цветами; глухо звенели золотые цепочки, волочащиеся по полу сабли, шуршали великолепные шелка, вышитые жемчугом, сияющие алмазами, украшенные бантами и лентами. Издали доносился весёлый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока… Что он выражает? – Нечто патетически праздничное в связи рыцарственной и тонкой вежливостью. Никогда не носившим этой блестящей и пышной одежды трудно было бы усвоить манеру держать себя, медленно склоняться, вдруг выпрямляться, усвоить все тонкости немой пантомимы, обычной у их предков, пока они во время полонеза проходили вереницей, как на военном параде, не оставляя никогда праздными руки, то покручивая ими свои длинные усы, то играя эфесом сабли. Усы и сабля были неотъемлемой частью их убора, предметом гордости для всех без различия возрастов, будь усы белокуры или седы, а сабля девственно чиста и богата возможностями или зазубрена и покрыта кровью в битвах. Нередко рубины, гиацинты, сапфиры сверкали на оружии, подвешенном к поясу из кашемира, шёлка, расшитого золотом или серебром; пояс, замыкавшийся пряжкой с изображением Богородицы, короля или национального герба… Кавалер, становившийся во главе колонны, старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями и фигурами, которые он заставлял проделывать; в границах одного зала они могли рисовать изящные арабески и даже вензеля. Он показывал своё искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывал фигуры тесные, сложные, запутанные, однако выполнял их так точно и уверенно, что живая лента, на все лады извиваясь, никогда не разрывалась на скрещениях и не происходило никакого замешательства или толкотни. Дамам же и остальным кавалерам, которым надлежало следовать данным указаниям, никоим образом не разрешалось вяло волочиться по паркету. Поступь требовалась ритмичная, мерная, плавная; она должна была придавать всему кортежу гармоничное равновесие. Нельзя было двигаться торопливо, внезапно менять место, казаться утомлённым. Скользили подобно лебедям, плывущим по течению, гибкие тела которых как бы вздымались и опускались невидимыми волнами. Кавалер предлагал своей даме то одну руку, то другую, то едва касаясь кончиков её пальцев, то крепко держа их в своей ладони; он переходил, не оставляя её, то по левую её руку, то по правую, и все эти движения, подхватываемые каждой парой, легкой дрожью пробегали по всему телу гигантского змея. В эти минуты прекращались разговоры, слышен был только стук каблуков, отбивавших такт, шелест шёлка, звук ожерелий, подобный звону чуть затронутых маленьких колокольчиков. Затем все прерванные звучания возобновлялись, раздавались лёгкие и тяжёлые шаги, браслеты задевали кольца, веера слегка касались цветов, вновь начинался смех, а звуки музыки покрывали все перешёптывания… Полонез вовсе не был банальной и бессмысленной прогулкой; он был дефилированием, во время которого всё общество приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, таким знатным, таким пышным, таким учтивым. Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения».

Несмотря на кажущуюся простоту движений ни один придворный танец не был исполнен такого глубокого смысла и не требовал от кавалеров и дам такой утончённости манер и строгой осанки, как полонез. В полонезе XIX века первая пара задавала фигуры, которые должны были повторять остальные. Так длилось несколько кругов (а танец мог продолжаться более 20 минут), затем происходила смена партнеров. При этом право выбора предоставлялось именно даме (белый танец). Смена танцующих в первой паре вела к постоянным вариациям танцевальных фигур. Полонез в Российской империи XIX столетия стал церемониальным танцем и служил торжественно-величественной увертюрой бала. Именно Петербургский Двор задавал тогда моду всей Европе в организации и проведении балов.

Знаменитый французский поэт и прозаик Теофиль Готье («Путешествие в Россию», Voyage en Russie, 1867) был поражён пышностью и великолепием торжественных русских танцевальных церемоний: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный особый колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме и процессия начинается. Её ведёт император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь. За императорской семьёй шли офицеры высшего состава армии и охраны дворца, высшие должностные лица, каждый из которых подавал руку даме. Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары,– какой-нибудь господин отделяется от ряда зрителей, подаёт руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз, с такой лёгкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях, самая лёгкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно выходят из положения, и о многих из них можно сказать: «Et vera incessu patuit dea» (Слова римского поэта Вергилия: «Богиню видно по походке»). Женщины шествуют под перьями, цветами, бриллиантами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, лёгким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шёлка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось!»

Музыка танца играла в творчестве Фредерика Шопена огромную, если не центральную роль. Первыми он создал полонезы, последними – мазурки. Что интересно, в Российской империи в XIX веке балы открывались именно полонезами, а завершались мазурками.

1. Op. 3 C-dur, до мажор [В.41/52] (1833) / Париж
2. Op. 22 Es-dur, ми-бемоль мажор [B.58/88], Большой блестящий полонез (1830-1832) / Париж
3. Op. 26 № 1 cis-moll, до-диез минор [B.90/1] (1833-1835) / Париж
4. Op. 26 № 2 es-moll, ми-бемоль минор [В.90/2] (1833-1835) / Париж
5. Op. 40 № 1 A-dur, ля мажор [В.120] (1838) / Париж
6. Op. 40 № 2 c-moll, до минор [В.121] (1836-1839) / Париж
7. Op. 44 fis-moll, фа-диез минор [В.135] (1840-1841) / Париж
8. Op. 53 As-dur, ля-бемоль мажор, Героический [В.147] (1842) / Париж
9. Op. 61 As-dur, ля-бемоль мажор, «Полонез-фантазия» [В.159] (1845-1846) / Париж

10. Op. posth. 71 d-moll, ре минор [В.11] (1825) / Варшава
11. Op. posth. 71 B-dur, си-бемоль мажор [В.24] (1828) / Варшава
12. Op. posth. 71 f-moll, фа минор [В.30] (1828) / Варшава
13. KK IIa No. 1 g-moll, соль минор [В.1] (1817) / Варшава
14. KK Iva. B-dur, си-бемоль мажор [B.3] (1817) / Варшава
15. KK Iva. As-dur, ля-бемоль мажор [B.5] (1821) / Варшава
16. KK Iva. gis-moll, соль-диез минор [B.6] (1824) / Варшава
17. KK Iva. b-moll, си-бемоль минор [B.13] (1826) / Варшава
18. KK Iva. Ges-dur, соль-бемоль мажор [B.36] (1829) / Варшава

При жизни Шопена не были изданы девять его варшавских полонеза (#10-18). Полонезы 1817-1821 гг. (#13-15) написаны в детском возрасте (7-11 лет) как чисто танцевальные, в подражательной манере (Кароль Курпиньский, Михал Огинский).

В юношеских полонезах (#10-12, 16-18) прослеживается более насыщенный орнамент танцевальной мелодии с налётом сентиментальности. В варшавских полонезах (#10-12) Op. 71 и в полонезе Ges-dur видна виртуозность вошедшего в моду стиля brillant.

Полонезы этого периода уже используют танцевальную основу для построения более сложных инструментальных миниатюр: лирических и героических.

Два как бы перетекающих друг в друга полонеза (#3-4) Op. 26 сам Шопен называл меланхолическими (polonaises melancoliques). Их вполне можно отнести к инструментальным романсам. Полонезы #5-6 (Op. 40) носят характер триумфальный и трагический. Это т.н. героические полонезы, овеянные духом рыцарской доблести. Здесь ритмический рисунок доминирует над мелодическим.

Следующие три полонеза (#7-9) получили название поэм – фортепианных и танцевальных. В полонезе фа-диез минор (Op. 44) центральную часть занимает мазурка, а две крайние принадлежат полонезу. Ференц Лист воспринимал его как сновидения в стиле Байрона. Монументальный Героический полонез (Op. 53) считается вершиной полонезов Шопена и даже самым совершенным произведением в истории этого жанра. Полонез-фантазия (Op. 61), наполненная поэтическим духом романтизма, напоминает сонату, которая путем инкрустации полонезом превращена в фантазию.

Помимо этих семи фортепианных полонезов к парижскому периоду относятся и два полонеза, в которых фортепиано – лишь один из инструментов. Полонез до мажор (Op. 3) написан для фортепиано и виолончели, а Большой блестящий полонез (Op. 22) – для фортепиано с оркестром.

В инструментальной музыке полонез ещё до Шопена нередко встречался в классических произведениях. В каталоге С.Бурхардта (1976) значатся несколько сотен полонезов, сочинённых до Шопена. Среди них произведения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Г.Ф.Телемана В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, К.М.Вебера, Ф.Шуберта. В польской музыке он был представлен в творчестве Ю.Стефани, Ю.Дамсе, Ю.Эльснера, К.Курпиньского, Ю.Дещиньского, Ф.Островского, М.Огинского, М.Шимановской.

Вот что писал Ференц Лист о полонезах Шопена («Шопен», 1851): «Его полонезы, исполняемые в силу их трудности реже, чем они того заслуживают, принадлежат к прекраснейшим его вдохновениям. Они нисколько не напоминают жеманные и подгримированные а la Помпадур полонезы, разыгрываемые бальными оркестрами, исполняемые концертными виртуозами,– избитый репертуар манерной и безвкусной салонной музыки. Энергические ритмы полонезов Шопена заставляют трепетать и электризуют самых бесчувственных и безучастных. Здесь собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши. Большая часть полонезов носит воинственный характер, в них храбрость и доблесть сочетаются с простотой – отличительная черта достоинств этой воинственной нации. Они дышат спокойной, сознательной силой, чувством твёрдой решимости, которая, как говорят, была достоянием знатных людей польской старины. Перед нашим умственным взором в полонезах как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их летописи: крепкого сложения, ясного ума, глубокого и трогательного, хотя и рассудительного благочестия, необузданной храбрости, в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши ни на поле сражения, ни накануне, ни на следующий день после – битвы… Бесспорно, превосходство Шопена сказалось в том, что он последовательно охватил все виды, какие могла принимать эта тема, заставил её бить сверкающим ключом, насытил её пафосом. Фазы, пройденные его собственными чувствами, подсказали это многообразие точек зрения. Можно проследить их трансформации, его склонность к печали в серии произведений этого рода и изумляться плодовитости его творческого духа даже в случаях, когда плоды его были лишены лучших черт вдохновения. Не всегда его внимание привлекала совокупность картин, рисуемых его воображением или памятью: не раз, созерцая блестящую толпу, плавно шествующую мимо, он увлекался какой-либо одинокой фигурой, завороженный её взглядом, стараясь разгадать её тайну, и пел только для неё одной».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *