что такое полнота языка по тьюрингу

Тьюринг-полнота

Содержание

Введение [ править ]

Определение:
Вычислительное устройство является Тьюринг-эквивалентным (англ. Turing-equivalent), если оно может эмулировать машину Тьюринга.
Определение:
Задача называется Тьюринг-полной (англ. Turing-complete), если её можно решить, используя только машину Тьюринга или любую систему, являющуюся Тьюринг-эквивалентной.

Зачастую Тьюринг-эквивалентные языки программирования называют Тьюринг-полными.

В теории вычислимости исполнитель (множество вычисляющих элементов) называется Тьюринг-полным, если на нём можно реализовать любую вычислимую функцию. Другими словами, для каждой вычислимой функции существует вычисляющий её элемент (например, машина Тьюринга) или программа для исполнителя, а все функции, вычисляемые множеством вычислителей, являются вычислимыми функциями (возможно, при некотором кодировании входных и выходных данных).

Любой полный по Тьюрингу язык достаточно универсален, чтобы иметь возможность имитировать любой другой язык (хотя и с потенциальным замедлением в работе). Такие языки эквивалентны в рамках вычислений, которые могут произвести. Полные по Тьюрингу языки настолько распространены, что их можно обнаружить даже в примитивных на первый взгляд системах, например, клеточных автоматах или мозаичных системах.

На практике полнота по Тьюрингу похожа на идеализацию. Компьютеры имеют ограниченное количество памяти, а неограниченная по времени их работа может быть прервана физическим воздействием (выключение, поломка), что как бы ограничивает число задач, которые они могут решить. На самом деле, физические ограничения в контексте Тьюринг-полноты не берутся во внимание: Тьюринг-полный исполнитель не должен быть ограничен по времени и памяти лишь самим исполнителем.

Критерии Тьюринг-полноты [ править ]

Если на языке программирования можно реализовать машину Тьюринга, то такой язык Тьюринг-полон, и наоборот. Возможность реализации машины Тьюринга на конкретном языке программирования можно грубо описать как перечень требований, которым этот язык должен для этого удовлетворять:

Тьюринг-полнота и неполнота некоторых языков программирования [ править ]

Доказать Тьюринг-полноту языка программирования можно, предложив способ реализации машины Тьюринга на этом языке. Кроме того, можно предложить на нём интерпретатор Тьюринг-полного языка.

Assembly language [ править ]

Язык Ассемблера достаточно примитивен относительно языков программирования высокого уровня: он рассчитан на архитектуру с конечной памятью и работает с конечным набором регистров. Однако, не был бы он полным по Тьюрингу, не были бы Тьюринг-полны и любые высокоуровневые языки программирования.

Всё необходимое для машины Тьюринга на asm можно сделать примерно так:

И далее использовать инструкцию [math]\mathrm[/math] или ей подобную, чтобы выполнять определённую последовательность команд при определённом текущем значении, таким образом обеспечив ветвление.

Pascal [ править ]

C [ править ]

В языке C нет высокоуровневого понятия переменной (в смысле Паскаля), есть объекты (object), хранящиеся в памяти как последовательно расположенные байты,имеющие адрес (байты в свою очередь состоят из неадресуемых битов). Целые типы ограничены (конечное множество значений), указатель отождествляется с адресом, постулируется возможность хранить адрес в целочисленной переменной (int или long — зависит от реализации), откуда следует ограниченность множества значений указателей, а стало быть, и ограниченность адресного пространства C-машины. То есть язык C, как и язык ассемблера, ориентирован на архитектуру с конечной памятью. Файл не является типом данных языка C, в отличие от Паскаля. Это вещь из окружения, для работы с которой есть операции над потоками в виде набора библиотечных функций. Тип fpos_t, принятый в стандарте C для позиционирования файлов, постулируется как «отличный от массива тип данных (object type)». Следовательно, множество значений этого типа конечно, а значит, максимальная длина файла в языке C ограничена сверху.

SQL [ править ]

HTML [ править ]

HTML можно назвать языком программирования только в контексте формальной полемики. На деле он является языком гипертекстовой разметки и ни чем больше. Т. е. на HTML можно совершить только некоторую ограниченную совокупность действий, интерпретируемых браузером, однако никто не запрещает сделать язык, идентичный по синтаксису с HTML, но интерпретируемый совершенно по другому таким образом, чтобы он был полным по Тьюрингу.

Некоторые другие ЯП [ править ]

Название языкаГод изобретенияПарадигмаУровеньЗависимость от архитектуры процессораПолнота по Тьюрингу
C1972ПроцедурныйНизкийзав. от ISOДа
C++1983МультипарадигменныйВысокий/НизкийНетДа
Язык Ассемблера1950ПолнофункциональныйНизкийДаДа
SQL1989ДекларативныйВысокийНетНет
Haskell1990ФункциональныйВысокийНетДа
HTML1986ДекларативныйВысокийНетНет
CSS1996ДекларативныйВысокийНетНет
Java1995Объектно-ориентированныйВысокийНетДа
JavaScript1995Объектно-ориентированныйВысокийНетДа
Python1991Объектно-ориентированныйВысокийНетДа
XML1998ДекларативныйВысокийНетНет
Brainfuck1993ЭзотерическийНизкийДаДа
Whitespace2003ЭзотерическийНизкийДаДа

Интересные случаи полноты по Тьюрингу [ править ]

Шаблоны C++ [ править ]

Java Generics [ править ]

URISC [ править ]

URISC (от англ. Ultimate RISC) — предельный случай процессора типа RISC (буквально: компьютер с предельно сокращённым набором инструкций), который умеет выполнять одну-единственную инструкцию. Обычно это «вычесть и пропустить следующую инструкцию, если вычитаемое было больше уменьшаемого» (англ. «reverse-subtract and skip if borrow»). Аналогичная концепция, основанная именно на «вычесть и перейти, если результат не положительный» (англ. «subtract and branch unless positive»), называется SUBLEQ.

URISC также известен в современной литературе как OISC (англ. One Instruction Set Computer) и является полным по Тьюрингу.

mov [ править ]

Источник

Тьюринг-полнота

Содержание

Введение [ править ]

Определение:
Вычислительное устройство является Тьюринг-эквивалентным (англ. Turing-equivalent), если оно может эмулировать машину Тьюринга.
Определение:
Задача называется Тьюринг-полной (англ. Turing-complete), если её можно решить, используя только машину Тьюринга или любую систему, являющуюся Тьюринг-эквивалентной.

Зачастую Тьюринг-эквивалентные языки программирования называют Тьюринг-полными.

В теории вычислимости исполнитель (множество вычисляющих элементов) называется Тьюринг-полным, если на нём можно реализовать любую вычислимую функцию. Другими словами, для каждой вычислимой функции существует вычисляющий её элемент (например, машина Тьюринга) или программа для исполнителя, а все функции, вычисляемые множеством вычислителей, являются вычислимыми функциями (возможно, при некотором кодировании входных и выходных данных).

Любой полный по Тьюрингу язык достаточно универсален, чтобы иметь возможность имитировать любой другой язык (хотя и с потенциальным замедлением в работе). Такие языки эквивалентны в рамках вычислений, которые могут произвести. Полные по Тьюрингу языки настолько распространены, что их можно обнаружить даже в примитивных на первый взгляд системах, например, клеточных автоматах или мозаичных системах.

На практике полнота по Тьюрингу похожа на идеализацию. Компьютеры имеют ограниченное количество памяти, а неограниченная по времени их работа может быть прервана физическим воздействием (выключение, поломка), что как бы ограничивает число задач, которые они могут решить. На самом деле, физические ограничения в контексте Тьюринг-полноты не берутся во внимание: Тьюринг-полный исполнитель не должен быть ограничен по времени и памяти лишь самим исполнителем.

Критерии Тьюринг-полноты [ править ]

Если на языке программирования можно реализовать машину Тьюринга, то такой язык Тьюринг-полон, и наоборот. Возможность реализации машины Тьюринга на конкретном языке программирования можно грубо описать как перечень требований, которым этот язык должен для этого удовлетворять:

Тьюринг-полнота и неполнота некоторых языков программирования [ править ]

Доказать Тьюринг-полноту языка программирования можно, предложив способ реализации машины Тьюринга на этом языке. Кроме того, можно предложить на нём интерпретатор Тьюринг-полного языка.

Assembly language [ править ]

Язык Ассемблера достаточно примитивен относительно языков программирования высокого уровня: он рассчитан на архитектуру с конечной памятью и работает с конечным набором регистров. Однако, не был бы он полным по Тьюрингу, не были бы Тьюринг-полны и любые высокоуровневые языки программирования.

Всё необходимое для машины Тьюринга на asm можно сделать примерно так:

И далее использовать инструкцию [math]\mathrm[/math] или ей подобную, чтобы выполнять определённую последовательность команд при определённом текущем значении, таким образом обеспечив ветвление.

Pascal [ править ]

C [ править ]

В языке C нет высокоуровневого понятия переменной (в смысле Паскаля), есть объекты (object), хранящиеся в памяти как последовательно расположенные байты,имеющие адрес (байты в свою очередь состоят из неадресуемых битов). Целые типы ограничены (конечное множество значений), указатель отождествляется с адресом, постулируется возможность хранить адрес в целочисленной переменной (int или long — зависит от реализации), откуда следует ограниченность множества значений указателей, а стало быть, и ограниченность адресного пространства C-машины. То есть язык C, как и язык ассемблера, ориентирован на архитектуру с конечной памятью. Файл не является типом данных языка C, в отличие от Паскаля. Это вещь из окружения, для работы с которой есть операции над потоками в виде набора библиотечных функций. Тип fpos_t, принятый в стандарте C для позиционирования файлов, постулируется как «отличный от массива тип данных (object type)». Следовательно, множество значений этого типа конечно, а значит, максимальная длина файла в языке C ограничена сверху.

SQL [ править ]

HTML [ править ]

HTML можно назвать языком программирования только в контексте формальной полемики. На деле он является языком гипертекстовой разметки и ни чем больше. Т. е. на HTML можно совершить только некоторую ограниченную совокупность действий, интерпретируемых браузером, однако никто не запрещает сделать язык, идентичный по синтаксису с HTML, но интерпретируемый совершенно по другому таким образом, чтобы он был полным по Тьюрингу.

Некоторые другие ЯП [ править ]

Название языкаГод изобретенияПарадигмаУровеньЗависимость от архитектуры процессораПолнота по Тьюрингу
C1972ПроцедурныйНизкийзав. от ISOДа
C++1983МультипарадигменныйВысокий/НизкийНетДа
Язык Ассемблера1950ПолнофункциональныйНизкийДаДа
SQL1989ДекларативныйВысокийНетНет
Haskell1990ФункциональныйВысокийНетДа
HTML1986ДекларативныйВысокийНетНет
CSS1996ДекларативныйВысокийНетНет
Java1995Объектно-ориентированныйВысокийНетДа
JavaScript1995Объектно-ориентированныйВысокийНетДа
Python1991Объектно-ориентированныйВысокийНетДа
XML1998ДекларативныйВысокийНетНет
Brainfuck1993ЭзотерическийНизкийДаДа
Whitespace2003ЭзотерическийНизкийДаДа

Интересные случаи полноты по Тьюрингу [ править ]

Шаблоны C++ [ править ]

Java Generics [ править ]

URISC [ править ]

URISC (от англ. Ultimate RISC) — предельный случай процессора типа RISC (буквально: компьютер с предельно сокращённым набором инструкций), который умеет выполнять одну-единственную инструкцию. Обычно это «вычесть и пропустить следующую инструкцию, если вычитаемое было больше уменьшаемого» (англ. «reverse-subtract and skip if borrow»). Аналогичная концепция, основанная именно на «вычесть и перейти, если результат не положительный» (англ. «subtract and branch unless positive»), называется SUBLEQ.

URISC также известен в современной литературе как OISC (англ. One Instruction Set Computer) и является полным по Тьюрингу.

mov [ править ]

Источник

Доказательство Тьюринг-полноты однострочников на Python

Немного теории

Чёткие правила данного автомата изложены в Википедии по ссылке здесь.

Вкратце, мы имеем бесконечную ленту из последовательно размещённых клеток, которые могут иметь только два состояния (0 и 1), будущее состояние клетки зависит от текущих значений трёх клеток — её самой и двух её ближайших соседей и рассчитывается по определённому несложному алгоритму.

Получается, что если мы сможем написать в одну строчку этот клеточный автомат, значит и любой другой алгоритм написать в одну строчку тоже будет возможно.

Реализация

Сразу уточню, что символ «;» я считал началом новой строки, чем он по сути и является, иначе задача превращается в тривиальную.

Итак, опредилившись с тем что же именно я собираюсь написать, я, недолго думая, запустил VSCode и. И завис. Потому что неясно было что писать. Ясно было, что нужен цикл while, ввод начального состояния, которое нужно как-то обработать, действия над ним в цикле, Кроме того, цикл надо ещё как-то остановливать, если состояние системы стабилизировалось и больше не меняется.

Как это всё уместить в одну строчку, было не очень понятно. Например даже результат вызова input() нельзя никак занести в обычную в переменную и потом работать с ним дальше одной строкой.

Итоговый код и как он работает

Итак, нам необходимо каждый проход цикла проверять состояние системы и заканчивать выполнение программы, если оно такое же, как предыдущее(состояние стабилизировалось).

Сперва, мы должны запросить на вход начальное состояние, причем сделать это лишь один раз. Также мы будем сравнивать текущее состояние системы с предыдущим. Для этого используем следующий код:

Далее, уже в теле цикла мы объявляем фиктивную переменную a которой присваиваем значение длинного длинного сравнения через оператор or. На самом деле, оператор сравнения здесь нужен чтобы выполнить большое количество исполняемого кода, в котром каждая вызываемая функция вернёт None. Возможно, можно было реализовать подобное более красиво, но это самое быстрое рабочее решение, которое пришло мне в голову.

В полном же варианте нарощенном на данный скелет мы обновляем l (предыдущее состояние), проходим один цикл клеточного автомата, перезаписывая переменную s, и выводим новое состояние.

Вот так выглядит финальный код.

Правда, скорее всего, код получится слегка нечитаемым да и дебаггинг будет затруднён. )

Автор знаком с python на любительском уровне и не пишет на нём ничего серьёзного, поэтому прошу простить, если проглядел какие-то очевидные вещи и возможности. Автор понимает, что написание подобного кода в реальном проекте, чревато некоторым непониманием со стороны коллег и не призывает никого повторять изложенные здесь эксперименты)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *