что такое политика коллективной безопасности

Система коллективной безопасности: невыполнимая идея о всеобщем мире

Под «системой коллективной безопасности» понимают особое положение отношений между государствами, при котором страны исключают вероятность начала военных действий в мире. Наиболее часто данный термин применяется к Европе 30-х годов XX века, когда Париж и Москва стали придерживаться обозначенных принципов, чтобы сдерживать германскую агрессию. Основоположниками идеи всеобщей безопасности выступали народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и премьер-министр Франции Луи Барту.

что такое политика коллективной безопасности. lazy placeholder. что такое политика коллективной безопасности фото. что такое политика коллективной безопасности-lazy placeholder. картинка что такое политика коллективной безопасности. картинка lazy placeholder. Под «системой коллективной безопасности» понимают особое положение отношений между государствами, при котором страны исключают вероятность начала военных действий в мире. Наиболее часто данный термин применяется к Европе 30-х годов XX века, когда Париж и Москва стали придерживаться обозначенных принципов, чтобы сдерживать германскую агрессию. Основоположниками идеи всеобщей безопасности выступали народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и премьер-министр Франции Луи Барту.

Зарождение системы коллективной безопасности

В начале 30-х годов Москва пересмотрела свою внешнюю политику ввиду вторжения Японии в Маньчжурию в 1931 году и по причине установления неограниченной власти Гитлера в Германии в 1933 году. Новое немецкое правительство не скрывало своего отрицательного отношения к СССР с его идеологией. Кроме того, Гитлер открыто говорил о том, что для немцев жизненно важно получить новое «пространство на Востоке». Потому Советам, ранее ратовавшим за пересмотр Версальской системы международных отношений, пришлось перейти к ее защите.

В июне 1933 года СССР разорвал советско-германское соглашение о военном сотрудничестве. После этого последовали встречи с французским правительством.

29 декабря 1933 года народный комиссар иностранных дел Литвинов описал принципы, на которых будет строиться новый внешнеполитический курс СССР:

В итоге Штаты признали СССР как государство, а несколько позже то же сделали Чехословакия, Болгария и Румыния летом 1934 года. В сентябре 1934 года СССР и вовсе приняли в Лигу Наций, причем на правах постоянного члена Совета в статусе великой державы.

Развитие системы коллективной безопасности

26 января 1934 года Германия заключила соглашение о ненападении с Польшей, что побудило Советы перейти к более тесному сотрудничеству с Францией.

Советской стороной было поддержано мнение министра иностранных дел Франции Луи Барту насчет того, что всеми странами Центральной и Восточной Европы должно быть подписано соглашение о взаимопомощи. Причем это касалось и Германии тоже. Предполагалось, что этот «Восточный пакт» стал бы своего рода аналогом договоренностей, достигнутых в Локарно. Вторая идея министра предусматривала, что Москва и Париж подпишут соглашение о взаимопомощи, если в Европе будет иметь место военная агрессия. Таким образом, два государства связали бы восточную и западную системы коллективной безопасности.

Однако Германия и Польша сразу же заявили об отказе участвовать в соглашениях подобного рода. 9 октября 1934 года Барту оказался убит террористами из Хорватии, и новый французский министр оставил проект «Восточного пакта». Тем не менее идея франко-советского соглашения все еще витала в воздухе.

Толчком к подписанию пакта между Парижем и Москвой стало возобновление в Германии обязательной воинской повинности, что являлось прямым нарушением Версальского договора. Таким образом, СССР и Франция заключили соглашение о взаимопомощи в случае военного нападения в Европе от 2 мая 1935 года. 16 мая 1935 года такой же пакт был подписан между Советами и Чехословакией. Одновременно СССР взял курс на сближение с Англией, в результате чего британский министр иностранных дел Э. Иден посетил Москву в марте 1935 года.

что такое политика коллективной безопасности. lazy placeholder. что такое политика коллективной безопасности фото. что такое политика коллективной безопасности-lazy placeholder. картинка что такое политика коллективной безопасности. картинка lazy placeholder. Под «системой коллективной безопасности» понимают особое положение отношений между государствами, при котором страны исключают вероятность начала военных действий в мире. Наиболее часто данный термин применяется к Европе 30-х годов XX века, когда Париж и Москва стали придерживаться обозначенных принципов, чтобы сдерживать германскую агрессию. Основоположниками идеи всеобщей безопасности выступали народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и премьер-министр Франции Луи Барту.

3 октября 1935 года началась итало-эфиопская война. СССР высказался о необходимости применения строгих мер в отношении агрессора, вплоть до лишения нефтяных поставок. Однако ввиду нерешительности Парижа и Лондона никакого давления на Италию оказано не было.

28 февраля 1936 года состоялась ратификация франко-советского договора о взаимопомощи. В ответ на это Германия 7 марта 1936 года ввела свои войска в Рейнскую демилитаризованную зону, опять нарушив пункты Версальского мирного договора. Гитлер объяснил свои действия тем, что Франция, которой он клялся в дружбе, фактически открыла ворота для большевизма в Западной Европе. Советы же отметили, что готовы совместно с Лондоном и Парижем обеспечить соблюдение Версальского договора, а также Локарнских соглашений. Однако Франция и Великобритания никаких действий не предприняли, не желая связывать себя с Советами серьезными обязательствами.

В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Рим и Берлин оказывали поддержку Франсиско Франко, который по факту являлся зачинщиком мятежа против законного республиканского строя. Постепенно итало-германская помощь делалась все более существенной. Вскоре законное правительство пало, однако ни Лондон, ни Париж по-прежнему не прибегали к активным действиям. Поддержку республиканской стороне оказывал лишь СССР, однако этого оказалось недостаточно. Отчасти подобная мера противоречила внешнеполитическому курсу Советов о невмешательстве в дела других государств. Однако Италия и Германия, ранее заявлявшие о нейтралитете, все равно оказывали помощь мятежникам, что в итоге побудило СССР отказаться от политики невмешательства.

что такое политика коллективной безопасности. lazy placeholder. что такое политика коллективной безопасности фото. что такое политика коллективной безопасности-lazy placeholder. картинка что такое политика коллективной безопасности. картинка lazy placeholder. Под «системой коллективной безопасности» понимают особое положение отношений между государствами, при котором страны исключают вероятность начала военных действий в мире. Наиболее часто данный термин применяется к Европе 30-х годов XX века, когда Париж и Москва стали придерживаться обозначенных принципов, чтобы сдерживать германскую агрессию. Основоположниками идеи всеобщей безопасности выступали народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и премьер-министр Франции Луи Барту.

В октябре 1936 года Берлин и Рим подписали договор о военно-политическом сотрудничестве, положивший начало «оси», к которой позднее примкнула Япония. 25 ноября 1936 года Токио и Берлин заключили Антикоминтерновский пакт, позднее дополненный членством Италии. По сути, это означало формирование нового, настроенного антисоветски блока.

Март 1938 года ознаменовался новым кризисом: Германия осуществила аншлюс Австрии. Франция и Британия обошлись формальными осуждениями, в то время как Советы говорили о том, что необходимо наказать агрессора. Однако позиция СССР снова не нашла поддержки среди западных стран.

Конец системы коллективной безопасности

Пассивное наблюдение Франции и Великобритании объяснялось расчетом на то, что Германия в своих экспансионистских устремлениях ограничиться лишь восточным направлением. Потому «политика умиротворения» занимала главенствующую роль в международных отношениях среди западных европейских стран.

В сентябре 1938 года Германия затребовала от Чехословакии передачи Судетской области — региона, заселенного этническими немцами. Чехословакия ответила отказом, рассчитывая на поддержку Франции, с которой имела союзнические обязательства. Однако Париж не предпринимал никаких действий, пока Лондон вел переговоры с Берлином. Итог этих совещаний привел к так называемому «Мюнхенскому соглашению» (или «сговору» в советской историографии) — документу от 29-30 сентября 1938 года, обязывающему Чехословакию уступить Судеты Германии. Праге пришлось пойти на данный шаг, так как ей ясно дали понять, что в случае войны с Берлином она не получит поддержки от Британии, а Франция и вовсе откажется от соблюдения франко-чехословацких договоров.

В итоге Мюнхенский сговор имел далеко идущие последствия:

Некоторое время Советы еще пытались реанимировать систему всеобщей безопасности, предлагая Лондону и Парижу договоры касательно взаимных обязательств, если одна из сторон подвергнется нападению. Однако в то время Британия вела тайную дипломатию с Германией, рассчитывая обратить ее против Советов.

В августе 1939 года СССР предложил подписать военную конвенцию, предполагающую совместные военные действия против агрессии Германии. Однако и здесь Советы не нашли поддержки, что фактически перечеркнуло все попытки создать единый антигитлеровский фронт накануне Второй мировой войны.

что такое политика коллективной безопасности. lazy placeholder. что такое политика коллективной безопасности фото. что такое политика коллективной безопасности-lazy placeholder. картинка что такое политика коллективной безопасности. картинка lazy placeholder. Под «системой коллективной безопасности» понимают особое положение отношений между государствами, при котором страны исключают вероятность начала военных действий в мире. Наиболее часто данный термин применяется к Европе 30-х годов XX века, когда Париж и Москва стали придерживаться обозначенных принципов, чтобы сдерживать германскую агрессию. Основоположниками идеи всеобщей безопасности выступали народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и премьер-министр Франции Луи Барту.

Источник

Право международной безопасности

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие, принципы и источники права международной безопасности

«Международная безопасность» требует преобразований в международных отношениях, обеспечивающих уверенность всех государств в нерушимости мира, или, по крайней мере, что любое нарушение должно иметь ограниченное влияние. Объективная необходимость сотрудничества государств и иных субъектов международного права в вопросах мира и международной безопасности обусловила процесс формирования новой отрасли международного права — права международной безопасности. Так, в понятие международной безопасности включают военную, политическую, безопасность человека, экологическую, продовольственную, информационную и другие виды безопасности.

Таким образом, право международной безопасности — это отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в целях обеспечения различных видов безопасности.

Основу права международной безопасности составляют общепризнанные принципы международного права, которые создают необходимые условия для реализации концепции международной безопасности. Среди этих принципов особое значение имеют принципы неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров и др. В праве международной безопасности сформировались свои принципы.

Принцип неделимости международной безопасности означает что современный мир очень тесно взаимосвязан и взаимозависим, поэтому международная безопасность должна быть единой и одинаковой для всех государств. Происходящие в одних государствах природные катастрофы, вооруженные конфликты, террористические акты моментально негативно сказываются на других государствах.

Принцип сотрудничества государств по поддержанию международной безопасности и ненанесения ущерба безопасности других государств подразумевает, что государства при поддержании своей национальной и региональной безопасности должны всегда учитывать безопасности мирового сообщества в целом. Государства обязуются сотрудничать в рамках международных организаций, а также на уровне двухсторонних отношений для поддержания международной безопасности и мира.

Принцип разоружения означает принятие государствами мер по уменьшению или ликвидации материальных средств ведения войны.

Основными источниками права международной безопасности являются международные соглашения, международно-правовые обычаи, международные судебные решения, резолюции международных организаций и доктрина международного права.

К международным соглашениям как основному источнику права международной безопасности относится Устав ООН. В соответствии со ст. 1 ООН преследует следующие цели: «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». В ст. 2 Устава ООН закреплен принцип неприменения силы и угрозы силой. Кроме того, Устав ООН предусматривает способы и средства обеспечения мира и международной безопасности и закрепляет полномочия Совета Безопасности в этой области. Совет Безопасности несет основную ответственность за сохранение международного мира и безопасности. По Уставу ООН (ст. 11) Генеральная Ассамблея может выдать рекомендации Совету Безопасности для уделения более серьезного внимания ситуации, препятствующей международному миру и безопасности.

К договорам, сдерживающим гонку ядерных вооружений в пространственном отношении, относятся Договор об Антарктике 1959 г.,

Договорами, ограничивающими наращивание вооружений, являются Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. и др.

Договоры, направленные на борьбу с международным терроризмом — это Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Международная конвенция о борьбе с атаками ядерного терроризма 2005 г., и др.

Система коллективной безопасности: универсальная и региональная

Концепция коллективной безопасности заключается в существовании системы совместных действий, регулируемой высокими дисциплинарными правилами среди группы государств, направленной на поддержание международного мира и безопасности путем сдерживания различных угроз, затрагивающих эти государства. Эта концепция была официально представлена президентом США Вудром Вильсоном на Версальской конференции 1919 г. и была эффективно воплощена в попытках Лиги Наций установить международный мир и безопасность, а затем принята в ст. 43 Устава ООН.

Коллективная безопасность определяется как установление коллективных правил и обязательств, в соответствии с которыми каждое государство обязуется присоединиться к совместным усилиям против тех, кто угрожает территориальной целостности и политической независимости других государств.

Коллективная безопасность — это «система, управляемая государствами — членами ООН с целью обеспечения международного мира и безопасности и мирного урегулирования споров на основе того, что безопасность и территориальная целостность каждого государства гарантируются всеми государствами».

Кроме того, применение и реализация коллективной безопасности требует наличия определенных условий, которые можно обобщить следующим образом:

В международном праве выделяются два вида коллективной безопасности: универсальная и региональная.

Универсальная система коллективной безопасности основана на Уставе ООН и действует в ее рамках, а Совета Безопасности ООН возглавляет эту систему. Начало этой системы было положено союзом государств антигитлеровской коалиции с принятием Декларации от 1 января 1942 г. Направленная против блока агрессивных государств, коалиция к моменту разгрома гитлеровской Германии (1945 г.) объединяла 47 государств.

Универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или ее применения; меры мирного разрешения споров; меры разоружения; меры по использованию региональных организаций безопасности; временные меры по пресечению нарушения мира; принудительные меры безопасности.

Универсальная система коллективной безопасности осуществляется Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и Международным Судом. Генеральная Ассамблея — единственный орган, который обладает общей компетенцией в том смысле, что в ее полномочия входит право обсуждать любые вопросы, входящие в компетенцию ООН, и соответственно, некоторые вопросы, связанные с поддержанием мира и международной безопасности.

Главным органом обеспечения универсальной системы коллективной безопасности является Совет Безопасности ООН, на которой мировое сообщество возложило главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Особое значение для осуществления универсальной системы коллективной безопасности имеют операции ООН по поддержанию международного мира и безопасности.

Основы системы универсальной коллективной безопасности в соответствии с Уставом ООН содержатся в гл. VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». Согласно ст. 39 Устава «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

Для предотвращения ухудшения ситуации Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации потребовать от заинтересованных сторон выполнения временных мер. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

Статья 41 Устава включает в себя ряд действий и мер, которые не требуют использования вооруженных сил для выполнения резолюций Совета Безопасности. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Статья 42 уполномочивает Совет Безопасности в случае, если он сочтет, что меры, предусмотренные в ст. 41, не достаточны, он может предпринимать такие действия воздушными, морскими, и сухопутными силами, необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Статья 43 регулирует порядок формирования вооруженных сил ООН и соответствующие соглашения с государствами-членами.

Статья 44 определяет отношения между ООН и не являющимися членами Совета Безопасности, если некоторым из них будет поручено предоставить вооруженные силы в ее распоряжение. Статьи 45 и 46 регулируют формирование этих сил и военно-штабного комитета для составления планов использования вооруженных сил.

Все члены или некоторые из них предпринимают действия, которые требуются для выполнения решений Совета Безопасности по поддержанию международного мира и безопасности и должны объединяться для оказания взаимной помощи в проведении мер, о которых принято решение Советом Безопасности.

Ничто в Уставе ООН не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена организации, до тех пор пока Совет

Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности.

Региональная система коллективной безопасности создается и действует по отдельным регионам. Устав ООН устанавливает, что он не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН. Совет Безопасности ООН может использовать, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под его руководством.

Однако эти организации не могут предпринимать принудительные действия без согласия Совета Безопасности ООН.

На региональном уровне были созданы региональные организации для обеспечения региональной системы коллективной безопасности. Уставы региональных организаций, таких как ЛАГ, ОАГ, СНГ, НАТО Африканский Союз, ШОС, ОДКБ и др., включают в себя приверженность требованиям международной коллективной безопасности, созданию собственной региональной системы коллективной безопасности и положения об использовании коллективных мер в случае вооруженного нападения на кого-либо из их членов. Например, в Уставе Лиги арабских государств содержатся положения о коллективной безопасности. Статья 5 запрещает применение силы и рассматривает необходимость разрешать споры мирными средствами. В ст. 6 установлен принцип совместной обороны и полномочия Совета Лиги принимать политические, экономические или военные меры, которые он сочтет необходимыми для предотвращения агрессии на одного из членов.

Устав ОАГ включает в себя комплекс принципов, касающихся системы коллективной безопасности, включая запрещение агрессивных войн и мирное урегулирование споров, любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7) вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территорию государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.

Организация североатлантического договора (НАТО) была создана в 1949 г. для обеспечения коллективной безопасности государств-членов.

Целью НАТО является «укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе» и «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

Главными органами НАТО являются Североатлантический совет, он наделен полномочия по созданию других органов, в которых нуждается НАТО в целях выполнения Договора, Группа ядерного планирования и Военный комитет. Существует ряд комитетов, подчиняющихся Совету, призванных способствовать работе Североатлантического союза и решать все вопросы, стоящие на повестке дня. В состав НАТО входит 29 государств. Штаб-квартира НАТО находится Брюсселе.

В настоящее время в ОДКБ входят семь государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

ОДКБ решает задачи по обеспечению безопасности воздушных границ, предупреждению угроз терроризма, борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

В конце 2003 г. ОДКБ получила статус наблюдателя при ООН.

ОДКБ сегодня предоставляет полную гарантию защиты внешних границ стран-участниц и защиту региона от террористических угроз.

Разоружение и ограничение вооружений

Одним из наиболее эффективных средств установления и укрепления международной безопасности являются разоружение и ограничение вооружений.

Статья 11 Устава уполномочивает Генеральную Ассамблею ООН рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений и делать рекомендаций в отношении этих принципов. В ст. 26 Устава говорится о стремлении установить и укрепить международный мир и безопасность с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов на вооружения ; данная статья возлагает на Совет Безопасности при содействии Военно-штабного комитета ответственность за формулирование планов создания системы регулирования вооружений для представления их членам организации.

Через несколько месяцев после того, как первые бомбы были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки, Генеральная

Комиссия по разоружению является совещательным органом, подчиненным Генеральной Ассамблее, и в ее функции входит рассмотрение и вынесение рекомендаций по различным проблемам в области разоружения и наблюдение за положением дел в связи с решениями и рекомендациями специальной сессии, посвященной разоружению. Однако эта комиссия созывалась лишь несколько раз, вслед за ней создавались другие органы по разоружению: Комитет десяти государств по разоружению (1960), Комитет восемнадцати государств по разоружению (1962—1968), Конференция Комитета по разоружению (1969—1978) и, наконец, Конференция по разоружению (1979), которая функционирует по сей день. В 1978 г. Генеральная Ассамблея учредила Консультативный совет и Институт ООН по исследованиям в области разоружения. Кроме этого существует еще специальный комитет Всемирной конференции по разоружению.

В 1986—1988 гг. Генеральная Ассамблея учредила три региональных центра по контролю над вооружениями и разоружению, к ним относятся Региональный центр ООН по вопросам мира, развития и разоружения в Африке, Региональный центр ООН по вопросам мира, разоружения и развития в Латинской Америке и Карибском бассейне и Региональный центр ООН по вопросам мира и разоружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В настоящее время существует ряд международных договоров и соглашений по разоружению и ограничению вооружений:

Договор также закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению неядерными государствами благ от любого мирного применения ядерных взрывов;

К договорам о демилитаризации отдельных регионов относятся:

К договорам об ограничении стратегических вооружений относятся: Договор между СССР И США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1986 г. (ДРСМД), Договор между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений 2010 г. (СНВ-3) и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Коллективная безопасность

что такое политика коллективной безопасности. kollektivnaya bezopasnost. что такое политика коллективной безопасности фото. что такое политика коллективной безопасности-kollektivnaya bezopasnost. картинка что такое политика коллективной безопасности. картинка kollektivnaya bezopasnost. Под «системой коллективной безопасности» понимают особое положение отношений между государствами, при котором страны исключают вероятность начала военных действий в мире. Наиболее часто данный термин применяется к Европе 30-х годов XX века, когда Париж и Москва стали придерживаться обозначенных принципов, чтобы сдерживать германскую агрессию. Основоположниками идеи всеобщей безопасности выступали народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и премьер-министр Франции Луи Барту.

Коллективная безопасность — это защищенность мирового сообщества или группы государств от возможности нанесения им ущерба средствами вооруженного насилия, обеспечиваемая их совместными усилиями. Основу коллективной безопасности формируют гарантии равной безопасности для всех государств.

Коллективная безопасность предполагает, что все члены определенного сообщества отказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику, который подвергнется нападению со стороны третьих стран.

Система коллективной безопасности — это совокупность межгосударственных и государственных органов, сил и средств, (при необходимости, создание наднациональных структур), согласованная и взаимосвязанная деятельность которых гарантирует осуществление на правовой основе защиты жизненно важных интересов государств-участников с опорой на военную силу. Легитимность таких систем признана международным правом, которое утверждает неотъемлемое право каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на него.

Понятие «коллективная безопасность» в последние годы приобретает все более широкий смысл. В докладе ГА ООН 2005 года «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» утверждается важность всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, которая охватывает как новые угрозы, так и старые, а также затрагивает интересы безопасности всех государств.

История формирования коллективной безопасности.

Системы коллективной безопасности в истории Нового времени начинают складываться с середины XVII века. Вестфальский мир 1648 г., заключенный по завершению Тридцатилетней войной, заложил основы своеобразного «кодекса поведения» государств, ядром которого стали принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела другого государства.

Первым примером системы коллективной безопасности многие исследователи называют Венскую систему межгосударственных отношений, известную как «Европейский концерт», сложившуюся по результатам работы Венского конгресса (1814-1815 гг.). Венская система, базировавшиеся на принципах легитимности и баланса сил, обеспечила продолжительный период мира и относительной стабильности в Европе.

Создание Лиги Наций в 1919 г. ознаменовало первую серьезную попытку институционализировать коллективную безопасность в современную эпоху. Цели Лиги Наций включали: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Однако Устав Лиги не налагал запрет на одностороннее применение силы и не предусматривал создание системы централизованного принятия решений и введения санкций.

Универсальная коллективная безопасность.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры:

Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное государство. В этом случае на первые роли выходит Совет Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24).

что такое политика коллективной безопасности. sovet bezopasnosti oon. что такое политика коллективной безопасности фото. что такое политика коллективной безопасности-sovet bezopasnosti oon. картинка что такое политика коллективной безопасности. картинка sovet bezopasnosti oon. Под «системой коллективной безопасности» понимают особое положение отношений между государствами, при котором страны исключают вероятность начала военных действий в мире. Наиболее часто данный термин применяется к Европе 30-х годов XX века, когда Париж и Москва стали придерживаться обозначенных принципов, чтобы сдерживать германскую агрессию. Основоположниками идеи всеобщей безопасности выступали народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и премьер-министр Франции Луи Барту.

Совет безопасности ООН — центральный орган в системе универсальной коллективной безопасности.

Совет Безопасности обладает правом оперативного принятия:

Для поддержания мира и подавления актов агрессии по требованию Совет Безопасности и в соответствии с особыми соглашениями государства-члены должны предоставить вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания (ст. 43). В таких соглашениях определяются численность и род войск, их дислокация, характер помощи и проч.; они подлежат ратификации.

Стратегическое руководство вооруженными силами осуществляет Военно-штабной комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей и подчиняющийся Совету Безопасности. На практике данный порядок не используется: отчасти из-за его громоздкости, отчасти из-за отсутствия должного уровня сотрудничества. Ни одно особое соглашение не было заключено, а Военно-штабной комитет фактически бездействует.

Региональная коллективная безопасность.

Помимо универсальной системы международной безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных организаций коллективной безопасности (ст.52). Государства, заключившие региональные соглашения или учредившие региональные органы коллективной безопасности, должны приложить максимум усилий для поиска мирного решения локальных споров при помощи данных соглашений или органов, прежде чем передавать эти споры в Совет Безопасности.

Совет Безопасности ООН, в свою очередь, должен поощрять развитие применения мирного разрешения локальных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов, а также использовать, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством.

Без санкции Совета Безопасности принудительные действия с использованием вооруженных сил в регионе могут применяться только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН и должны продолжаться лишь до тех пор, пока Совет Безопасности не примет соответствующих мер.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

Системы региональной коллективной безопасности характеризуются множественностью форм воплощения, учитывающих своеобразие конкретных регионов современного мира, комбинации баланса сил в них, а также особенности их исторических, культурных, религиозных традиций.

Региональными организациями коллективной безопасности являются:

Региональные организации коллективной безопасности позволяют преодолеть разрыв между традиционными определениями безопасности и более широкими концепциями безопасности, включающими вопросы торгово-экономического сотрудничества, противодействия организованной преступности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, охраны окружающей среды и защиты прав человека. Содействуя более тесной интеграции, региональные институты способствуют предупреждению конфликтов и кризисов, росту доверия и обеспечению стабильности в регионе, что в конечном итоге ведет к укреплению безопасности и жизнеспособности их членов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *