что такое политическая социализация кратко

Политическая социализация личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и уровни политической социализации личности

Субъектом и объектом политики одновременно является личность, одни личности проявляют большую политическую активность, другие – меньшую, а третьи стараются быть от неё подальше.

Одни люди стремятся утвердить существующий политический строй, а другие предпринимают меры на его ниспровержение, поэтому демонстрируют деструктивную позицию. Но, есть ещё и третья категория людей, легко приспосабливающаяся.

Политическое поведение людей очень разнообразно и зависит от характера политической социализации.

Под политической социализацией личности понимается процесс активного воспроизводства политического опыта, норм, ценностей и установок политической деятельности. Говоря другими словами – это процесс формирования определенной политической картины мира.

Она имеет две фазы:

Таким образом, политическая социализация формирует политическое сознание и поведение личности. Политическая социализация является процессом двусторонним, с одной стороны личность на себе испытывает воздействие политических субъектов, а с другой стороны сама может оказывать влияние на политическую жизнь общества.

Политическая социализация включает различные уровни, механизмы и факторы, самым широким из которых является международный уровень. Он охватывает международные сообщества и организации.

Готовые работы на аналогичную тему

На социальном уровне политическая социализация охватывает общество в целом. На личность в этом случае оказывается государственное, правительственное воздействие, а также уровень преступности, безработица, социально-экономические кризисы и др.

Самый низкий уровень политической социализации – личностный. На личность воздействуют те, кто входит в круг её общения и, естественно, оказывает непосредственное на неё влияние. В этом случае механизмами политической социализации можно назвать подражание, внушение, заражение, помогающие человеку адаптироваться и сформировать политическую идентификацию.

Агенты политической социализации личности

В развитии политической социализации личности важную роль играют агенты или факторы, которые могут быть разных видов, широты воздействия и разного качества. Непосредственными агентами являются политические институты и организации, элиты и политические лидеры, группы интересов. Все вместе они образуют систему, которая стремится направлять и контролировать политическое поведение личности с помощью политических механизмов.

В разных странах и на разных этапах развития личности выдвигаются агенты в зависимости от условий политической жизни, особенностей политического строя общества. К агентам могут относиться и неполитические факторы – семья, группа сверстников, система образования, церковь, культурные и спортивные объединения и др. Например, во время агитации за какого-либо политического лидера свою роль могут сыграть популярные артисты и спортсмены.

Сильнейшее влияние на формирование личности оказывают СМИ, которые тоже относятся к агентам политической социализации. Наверное, не случайно они получили название четвертой власти, и в обществе идет борьба за владение ими и возможностью использовать их в политической социализации.

Неполитические факторы, например, социально-экономические условия, образ жизни человека, национальные традиции и отдельные общественные факторы тоже оказывают свое влияние на политическую социализацию. К ним можно отнести такие отрицательные социальные явления, как безработица, невыплата заработной платы и др.

Характер политической социализации носит исторические корни, и конкретный этап исторической жизни заставляет новое поколение по-своему адаптироваться к сложившейся политической ситуации и как-то на неё реагировать. Если общество стабильно развивается, то этот процесс плавный и безболезненный, в противном случае часто возникают кризисы системы политической социализации и отчуждение личности от политики.

Политическая социализация и её типы

В общем плане тип политической социализации определяют стандарты политической жизни общества. Эти стандарты диктуют личности способ политического поведения, соответствующий культуре этого общества. В результате в обществе наблюдается политическая стабильность и преемственность.

Состояние общества зависит от господствующего типа политической социализации личности в этом обществе. На основании норм политического поведения, принятых в обществе, современная политология выделяет следующие типы политической социализации личности:

Источник

Политическая социализация

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом [2]

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

Процесс политической социализации, в рамках бихевиористской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает “вертикальные” отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).

Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.

Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом [3] принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее “горизонтальной” (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.

Филипп Васбурн [4] считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.

Источник

Политическая социализация

Сам термин «политическая социализация» был впервые введён в 1959 году американским ученым Г. Хэйменом.

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение «агентов», влияющих на процесс социализации, и в-третьих, исследование продукта, который получается на «выходе» процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

Процесс политической социализации, в рамках бихевиоралистской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путём передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает «вертикальные» отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нём выделялась латентная стадия (т. е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).

Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие учёные, занимавшиеся в 60—70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.

На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце XX века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой «вертикальный» характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста — более старший возраст родителей, учителей и т. д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства — роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идёт не только в «одну сторону» — от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему — но и наоборот — сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.

Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 году Ричардом Мерелманом принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее «горизонтальной» (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.

Филипп Васбурн считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.

Этапы политической социализации:

Первичная политическая социализация. Освоение индивидом норм, ценностей, формирование гражданских качеств, начинается в возрасте 3-5 лет и заканчивается примерно в возрасте совершеннолетия;

Вторичная политическая социализация. Отличается самостоятельным характером выбора культурных ценностей и освоением различных форм участия в политической жизни общества.

Источник

Политическая социализация

Из Википедии — свободной энциклопедии

Политическая социализация —процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и выполнению в ней определенных функций и ролей. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.

Сам термин «политическая социализация» был впервые введён в 1959 году американским ученым Г. Хэйменом.

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение «агентов», влияющих на процесс социализации, и в-третьих, исследование продукта, который получается на «выходе» процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

Процесс политической социализации, в рамках бихевиоралистской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путём передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает «вертикальные» отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нём выделялась латентная стадия (т. е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).

Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие учёные, занимавшиеся в 60—70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.

На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце XX века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой «вертикальный» характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста — более старший возраст родителей, учителей и т. д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства — роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идёт не только в «одну сторону» — от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему — но и наоборот — сейчас есть данные [ откуда? ] о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.

Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 году Ричардом Мерелманом [1] принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее «горизонтальной» (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.

Филипп Васбурн [2] считает, что эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.

Этапы политической социализации:

Источник

Научная электронная библиотека

что такое политическая социализация кратко. default book. что такое политическая социализация кратко фото. что такое политическая социализация кратко-default book. картинка что такое политическая социализация кратко. картинка default book. Вы будете перенаправлены на Автор24

5.3. Политическая социализация личности

Конституция государства не должна вредить конституции его граждан

Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, какие социально-политические ценности, нормы и правила определяют прежде всего поведение и деятельность живущих в этом обществе людей. Разумеется, человек не рождается с какими бы то ни было политическими знаниями, как не рождается он личностью и уж тем более он не рождается гражданином и политиком. И гражданином и личностью его признают государство, общество, сформировав в нем необходимые качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, для личности это соответствие требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение. Процесс приобщения индивида к существующим в обществе социально-политическим нормам и ценностям осуществляется в ходе политической социализации.

С социально-психологической точки зрения, социализация – это процесс освоения и принятия индивидом сложившихся в обществе норм, правил, ценностей. А.В. Петровский определяет социализацию как приобретение и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта [172]. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой – обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.

Политическая социализация – это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы, позволяющим индивиду стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественно-политических процессах, делать сознательный выбор в политике.

В процессе взаимодействия индивида с политической системой происходят два ряда процессов. С одной стороны, система воспроизводит себя, рекрутируя и обучая, приспосабливая к себе все новых членов. Политическая система в этом процессе играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования политической системы переводятся в структуры индивидуальной психики, становятся политическими свойствами личности или, иными словами, свойствами личности как политической ипостаси индивида. В результате, политическая социализация формирует политическое сознание личности и ее политическое поведение, а в целом, в процессе политической социализации происходит становление личности гражданина – члена данной политической системы [по: 154].

Важную роль в осуществлении политической социализации играют ее механизмы, действующие на нескольких уровнях: общесоциальном, социально-психологическом и индивидуальном.

На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп, на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и на основе этой оценки вырабатывается соответствующее отношение к конкретному обществу и его политической системе.

На социально-психологическом уровне политические цели и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая к ним свое отношение.

На индивидуальном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.

Политическая социализация, как и процесс социализации вообще, имеет стадиальный характер. Стадии или этапы политической социализации обусловлены возрастными изменениями в ходе созревания человека, в процессе персоногенеза.

Уже в первые годы жизни происходят основные изменения, закладываются основы политической социализации и формирования личности гражданина. Ребенок знакомится с конфигурацией властных отношений в семье, что впоследствии сказывается на восприятии им политической власти в государстве. В 3–4 года через семью, через средства массовой информации, ближайшее социальное окружение ребенок приобретает в достаточно доступных для него формах первые сведения о политике. Такая вполне доступная информация дает свои результаты, действуя на детское подсознание.

Позже, когда он идет в детский сад, происходит его знакомство с официальными политическими ценностями, транслируемыми через детскую литературу, песни, праздники. Происходит знакомство с государственными символами России, практически в любом детском саду можно увидеть стенды с Государственным гербом, Государственным флагом и текстом Государственного гимна России, портреты Президента и Премьер-министра страны. Различная информация, получаемая ребенком через СМИ, от воспитателей детского сада, от других источников дает свои результаты, действуя на подсознание.

В специальных экспериментах американским детям этого возраста предлагался набор «разноцветных картинок» – флагов государств-членов ООН. Экспериментатор просил выбрать из всего большого набора только две «картинки» – «самую приятную» и «самую противную». Подавляющее большинство американских детсадовцев в качестве «самой приятной» такой картинки совершенно неосознанно выбирало свой, американский флаг. Соответственно, наоборот: в качестве наиболее «противной» картинки фигурировал красный флаг теперь уже бывшего СССР.

Можно долго обсуждать специфические особенности детского зрительного восприятия, однако, дело совсем не в нем. Дело в той системе политической пропаганды, которая активно использует политическую символику для обозначения позитивных, с ее точки зрения, и негативных ценностей. Причем, символика эта используется настолько автоматически, что действует практически бессознательно. В действительности рядовые американцы не создают (как некоторые считают) особых церемоний вокруг поднятия и спуска национального флага перед своими домами – это просто вошло в привычку, стало обязательным элементом, атрибутом образа жизни. Вот дети и видят эту «картинку» над головой, ползая по лужайке, и запоминают ее, ассоциируя с чистым небом и ясным солнцем. Они еще не знают слова «флаг», но уже убеждены, что свой флаг – самый лучший [154].

Поступление в школу знаменует собой новый этап политической социализации. Будучи влиятельнейшим социальным институтом, школа оказывает мощное политическое воздействие на будущих граждан. Утверждения о том, что после распада СССР, деполитизации и деидеологизации системы образования школа якобы теперь вне политики и не оказывает какого-либо политического воздействия на учащихся – от лукавого. Именно в школьном возрасте начинает формироваться сознательное отношение к политике. Через учителей и учебники, детские и юношеские политические и общественные организации, через неформальные объединения учащиеся приобщаются как к официальным, так и к оппозиционным политическим взглядам.

В период юности включаются новые агенты политической социализации. На этом этапе усиливается влияние неформальной молодежной субкультуры со своими специфическими атрибутами, ценностями и ценностными ориентациями, нередко противоречащими ценностям и смыслам иных социальных групп, в том числе тех, которые поддерживают официальный политический курс.

Проведенное под нашим руководством исследование выявило ряд интересных феноменов, характеризующих процесс социализации личности в ранней юности. Мы поставили цель выявить тенденции политической социализации личности в старшем школьном возрасте в отношении формирования политической активности, готовности к политическому участию. Гипотеза эмпирического исследования заключалась в том, что процесс политической социализации в старшем школьном возрасте характеризуется тенденцией к формированию политической активности.

Политическое участие мы рассматривали как разнообразные формы непрофессиональной политической деятельности, показывающие степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия политических решений [61]. Политическая активность представляет собой деятельность индивида или политических групп, связанную со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты, как проявление интереса к политической жизни общества, либо как участие в ней в тех или иных формах (подробнее об этом будет сказано ниже). Политическая пассивность – безразличие к политике и нежелание граждан принимать участие в политической жизни [61]. Политическое отчуждение – это чувство неудовлетворенности, разочарования, безразличия, отстранения, безнадежности в отношениях к вопросам политической жизни общества, к политической власти [70].

В качестве испытуемых были выбраны старшеклассники, поскольку, как мы полагаем, этот возраст является наиболее важным для восприятия политически окрашенной информации, формирования установок, осознания своей роли в политическом процессе. В этом возрастном периоде происходит самоопределение, вырабатывается жизненная позиция и складывается своя картина мира. Выборку испытуемых составили 150 учащихся 9–11-х классов одной из гимназий г. Челябинска. В исследовании применялась модифицированная нами методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также разработанная нами специальная анкета, направленная на выявление у испытуемых уровня политических знаний, предрасположенности к политическому участию, вовлеченности в политический процесс и интереса к политике.

При анализе результатов анкетирования мы уделили особое внимание вопросам, наиболее значимым для понимания вовлеченности старшеклассников в политическую жизнь общества. Подавляющее большинство испытуемых проявляют в той или иной мере интерес к политике. Всего лишь 9,3 % опрошенных никогда политикой не интересовались и не интересуются. Практически все испытуемые в той или иной мере интересуются новостями в области внутренней и внешней политики. 17,3 % смотрят передачи такого рода ежедневно, одна треть – два-три раза в неделю и немногим более половины – от случая к случаю.

Более 40 % опрошенных старшеклассников считают, что гражданин страны должен знать о политических событиях, но в то же время половина испытуемых не считают важным в них разбираться, полагая, что это дело профессиональных политиков (рис. 5.1). Что же касается конкретных знаний испытуемых в области политической и общественной жизни общества, то результаты анкетирования показали, например, в целом правильное знание ветвей власти в России. В основном старшие школьники ориентируются в ведущих политических партиях.

что такое политическая социализация кратко. pic 5 1 fmt. что такое политическая социализация кратко фото. что такое политическая социализация кратко-pic 5 1 fmt. картинка что такое политическая социализация кратко. картинка pic 5 1 fmt. Вы будете перенаправлены на Автор24

Рис. 5.1. Мнение испытуемых о необходимости для гражданина страны знать о политических событиях и разбираться в них (в %)

В ходе опроса мы попытались выявить приоритеты испытуемых в понимании того, что значит для них быть гражданином своей страны, и что вызывает у них гордость за свою страну. Для большинства респондентов (56 %) быть гражданином своей страны означает любить и защищать свою Родину. Для каждого третьего – это участие в политической жизни страны. Для 39 % испытуемых – исполнение своих обязанностей согласно Конституции страны (рис. 5.2).

что такое политическая социализация кратко. pic 5 2 fmt. что такое политическая социализация кратко фото. что такое политическая социализация кратко-pic 5 2 fmt. картинка что такое политическая социализация кратко. картинка pic 5 2 fmt. Вы будете перенаправлены на Автор24

Рис. 5.2. Приоритеты испытуемых в понимании того, что значит быть гражданином своей страны (в %)

Особый интерес, на наш взгляд, вызывают ответы старших школьников на вопрос: «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай?». Результаты ответов представлены на рис. 5.3.

что такое политическая социализация кратко. pic 5 3 fmt. что такое политическая социализация кратко фото. что такое политическая социализация кратко-pic 5 3 fmt. картинка что такое политическая социализация кратко. картинка pic 5 3 fmt. Вы будете перенаправлены на Автор24

Рис. 5.3. Распределение ответов на вопрос «Был ли в Вашей жизни случай (Вы узнали о каком-то политическом или ином событии), когда Вы испытали гордость за свою страну? Что это был за случай или событие?» (в %)

Оказалось, что у каждого четвертого чувство гордости за свою страну вызывают достижения России в спорте и искусстве (опрос проводился до зимних Олимпийских игр в Сочи). Настораживает то, что всего лишь 11 % связывают это чувство с победой в Великой Отечественной войне. Еще более тревожный показатель заключается в том, что у 44 % старшеклассников такое чувство вообще не возникало; часть из них (16,6 %) заявили, что для этого у них не было повода, а часть (27,3 %) вообще затруднились ответить на данный вопрос.

В соответствии с целью нашего исследования, мы попытались выяснить готовность испытуемых к политическому участию. Им было предложено ответить на вопросы: «Будете ли Вы голосовать на выборах после того, как приобретете право голоса», «Если Вам предложат вступить в какую-либо молодежную общественно-политическую организацию, как Вы поступите?» и др. Ответы испытуемых, представленные на рис. 5.4, показали, что подавляющее большинство из них (около 86 %) будут или скорее всего будут участвовать в выборах, 8 % скорее будут голосовать, чем нет, 5,3 % заявили, что голосовать не собираются и около 1 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.

что такое политическая социализация кратко. pic 5 4 fmt. что такое политическая социализация кратко фото. что такое политическая социализация кратко-pic 5 4 fmt. картинка что такое политическая социализация кратко. картинка pic 5 4 fmt. Вы будете перенаправлены на Автор24

Рис. 5.4. Предположение испытуемых о том, будут ли они голосовать после приобретения права голоса (в %)

Относительно возможности вступления в общественно-политическую молодежную организацию, мы видим несколько иную картину. Всего лишь 4 % вступят в такую организацию обязательно, и в то же время более половины (60 %) заявили, что подумают, прежде чем принять такое решение.

Чтобы выяснить некоторые факторы, обусловившие ответы наших испытуемых при анкетировании, мы решили выяснить ценностные предпочтения старшеклассников. Данные, полученные с помощью модифицированной нами методики М. Рокича, демонстрируют, что респонденты отдают далеко невысокое предпочтение политическим ценностям. В полученном ранжировании терминальные ценности (в методике их 15, так же как и инструментальных), связанные с политической и общественной активностью занимают нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.1), а инструментальные – в основном среднее и нижнее положение (выделены жирным шрифтом в табл. 5.2).

Полученные данные позволяют отметить, что испытуемые старшеклассники проявляют интерес к политике, к отдельным политическим событиям, демонстрируют потребность в политическом знании. Больше половины опрошенных, по сути, являются потенциальными участниками общественных организаций и в будущем возможно активными избирателями. Старшеклассники готовы участвовать в политической жизни страны, если интерес, который сейчас имеется, будет поддерживаться и в дальнейшем.

Результаты ранжирования испытуемыми терминальных ценностей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *