что такое поликультурное воспитание
Доклад по теме «Поликультурное воспитание школьников»
«Поликультурное воспитание школьников»
Цель процесса формирования полиязычной и поликультурной личности:
передавать подрастающему поколению богатства языка и культуры родного народа, опыт жизни, традиции и духовно-нравственные ценности, обогащать культурой народов совместного проживания, приобщать к ценностям мировой культуры — синтезу лучших достижений культур различных народов, населяющих нашу планету.
Нравственное воспитание в поликультурном обществе имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности и внеурочной деятельности.
В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может служить основанием для создания передового, прогрессивного. Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё А.В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Применение данной концепции влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности учащихся в целом. Она представляет собой систему взглядов на процесс нравственного воспитания младших школьников. Концепция базируется на аксиологическом и деятельностном общеметодологических подходах, на интеграции учебной и внеурочной деятельностей учащихся, на определении оптимальных педагогических условий процесса нравственного воспитания, на применении специальных методов и приемов нравственного воспитания.
Дети уже младшего школьного возраста должны понимать, что нет «больших» и «малых» народов, нельзя выбирать себе друзей по цвету волос, глаз, кожи. Национальной исключительности быть не может, ибо терпимость, уважение, понимание других, равенство-это признак гражданского общества, это толерантность.
Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер.
Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Наиболее эффективные направления и методы приобщения школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии, используемые в образовательном процессе, включают в себя: воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях; приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этно-социума через родной язык и культуру; приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям и гуманистической культуре межнационального общения; создание условий для самореализации личности ученика в социуме.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.
Процесс формирования нравственной основы личности на современном этапе развития образовательной политики включает в себя решение вопросов синтеза религиозного, исторического, морально-духовного и нравственно-эстетического воспитания; разработки психолого-педагогических условий формирования толерантности, способов воспитания нравственной культуры личности в поликультурной среде.
Формирование социальных и этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителей разных национальностей.
Формирование у детей этнического сознания, культуры межэтнических отношений может осуществиться на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп. Это требует продуманного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.
Нравственное воспитание в поликультурном обществе имеет свои особенности в каждом возрастном периоде. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности и внеурочной деятельности.
В практике педагогики, как впрочем, и в любой другой области человеческой деятельности, лишь глубокое нравственное начало может служить основанием для создания передового, прогрессивного. Нравственность в педагогике была и остаётся основой для творческого поиска, направленного на совершенствование человеческой личности. Ещё А.В. Луначарский писал о том, что очень важно, чтобы педагог был самым универсальным, самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. В этом высокое дело педагога и никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.
Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Дети уже младшего школьного возраста должны понимать, что нет «больших» и «малых» народов, нельзя выбирать себе друзей по цвету волос, глаз, кожи. Национальной исключительности быть не может, ибо терпимость, уважение, понимание других, равенство-это признак гражданского общества, это толерантность.
Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают людей, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят национальный характер.
Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. И Библия, и Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Наиболее эффективные направления и методы приобщения школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии, используемые в образовательном процессе, включают в себя: воспитание детей на народно-педагогических, национально-культурных традициях; приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этно-социума через родной язык и культуру; приобщение к национальным обычаям и обрядам, верованиям, приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям и гуманистической культуре межнационального общения; создание условий для самореализации личности ученика в социуме.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Но необходимо помнить, что все усилия воспитать высоконравственную творческую личность сведутся на нет, если они не ориентированы на отношение к человеку, как к высшей ценности.
Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной.
В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур становится невозможным, когда стоит вопрос о совмещении национальных ценностей Востока и Запада, когда идет переосмысление целей и задач образования и мы понимаем, что действующее содержание образования не удовлетворяет в достаточной мере потребностям социума, возникают и широко обсуждаются новые парадигмы образования и все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, культурологический подход, социокультурная компетентность и другие. Что означает «поликультурное воспитание»?
Идеи поликультурного воспитания зародились в Америке в середине 1960-х годов и носили название «полиэтнического образования». Однако спустя десятилетие некоторые исследователи стали использовать в своих работах термин «поликультурное образование» [1], который прочно вошел в научный оборот. Первое определение термина «поликультурное образование» было дано в «Международном словаре по педагогике» в 1977 г. как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [2].
— способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях
— альтернатива интернационального воспитания, означающая « интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим» ;
— подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантностй ;
— формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей [3].
Поликультурный характер образования включает в свой состав следующие компоненты: воспитание гражданственности и готовность к активному участию в жизни общества, способствование постоянному развитию общества, демократии; понимание, сохранение, усвоение локальных, международных и исторических культур в контексте культурного плюрализма; воспитание у детей способности защитить и преумножить социальные ценности, формирующие основу демократического общества; развитие и совершенствование образования на всех уровнях, включая подготовку учителей, повышение их квалификации.
Реализация реформы поликультурного воспитания предусматривает решение следующих стратегических задач, реализующих идею интеграции этого типа образования в единое образовательное поликультурное пространство на глоболокальном уровне: обновление содержания образования, ориентация на ценности гражданского общества, идей информационной педагогики и поликультурного образования; педагогические средства повышения качества образования, предполагающего переход к международным стандартам образования через повышение методологического уровня преподавания и учебно-исследовательской работы, усвоение педагогами образовательных учреждений передовых достижений в соответствующих областях педагогики. Это означает, что одним из важных средств воспитания стало создание системы целенаправленного взаимодействия всех институтов социума и школы в поликультурном образовательном пространстве. Социально-педагогическая деятельность педагогов на современном этапе является детерминирующей во взаимодействии различных субъектов поли культурного образовательного пространства.
Исходя из приведенной характеристики поликультурного образовательного пространства, следует признать, что для современных образовательных систем содержание поликультурного воспитания, любого института образования, должно отвечать таким критериям, как:
— отражение в учебном материале гуманистических идей ;
-характеристика уникальных этнических, национальных, самобытных черт в культурах народов определенного государства и мира;
— раскрытие в культурах народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
— приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях;
— гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка;
— демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;
— толерантность, терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий;
— компетентность, т.е. необходимость формирования особых способностей учителя и учащихся по овладению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном обществе;
— базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить культурологический подход.
Проблема поликультурного образования на мировом, региональном и федеральном уровнях не только является актуальной, но и отражает реальную действительность, обладает тенденцией к развитию. Вот почему разработка содержательных характеристик данного педагогического феномена приобретает сегодня особую значимость, что предусматривает обоснование функций поликультурного образовательного пространства, разработку психолого-педагогических основ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
Это определение как нельзя лучше дает нам представление о том, каким должно быть новое поколение. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда большинство детей с раннего детства изучают два языка (как правило, родной и государственный), знают обычаи и традиции, как минимум, двух народов, в Казахстане не стоит вопрос о воспитании толерантности. Полиязыковые личности, то есть люди, владеющие двумя и более языками, свободно переключающиеся с одного языка на другой, знающие и уважающие культуру того народа, на языке которого они говорят, не могут относиться друг к другу нетерпимо или с ненавистью. Поэтому поликультурное воспитание в Казахстане имеет несколько иные приоритеты, чем воспитание уважения и терпимости друг к другу.
Таким образом, условия в современном Казахстане идеально подходят для воспитания поликультурной личности, целью, которой является повышение уровня своей собственной культуры в целом: культуры общения, культуры речи, культуры умственного труда. Дальнейшая разработка методики использования вышеназванных средств на уроках иностранного языка в формировании поликультурной личности представляется современной и актуальной
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Мишкина Елена Петровна
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»
Понятие «поликультурное воспитание» сегодня определяется по-разному.
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
— развитие представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;
— формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире, п риобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор, воспитание позитивного отношения к различным культурам;
— привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
— воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.
— воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.
Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие» также вносит свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. И менно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы должны стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому необходимо начинать поликультурное воспитание с приобщения к русской культуре.
В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа в д/с проводятся развлечения, различные беседы об играх детей в далеком прошлом, активно используются в работе с детьми забытые народные игры. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.
Немало таких игр, где успех играющих зависит, прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как « Бояре», « Царь Горох», « Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки» и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признания достоинств или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.
Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда можно говорить, о ребенке, как о достойном участнике игры.
Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.
В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор.
Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада, и осуществляется совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.
Целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры.
Все педагоги ДОУ через различные формы работы должны знакомить детей с народными играми, народным календарем, произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Для этого в детском саду и группах должна быть создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
В каждой группе приветствуются уголки краеведения (альбомы, папки и дидактические игры: «Моя семья», «Мой город», «Государственная символика России», «Москва – столица России», «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской», флаг, герб, гимн России, мини-музей «Русская изба» и др. ); подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.
В уголках для родителей должен обновляться материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.
Наряду с непосредственно-организованной деятельностью педагоги, совместно с муз. работниками организуют праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.
Особое внимание нужно уделять укреплению связей с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Нужно стараться, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: принимали участие в проведение различных утренников, развлечений, русских народных праздников, в изготовлении атрибутов, в украшении группы, активно обсуждали вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Это особенно важно для нашего региона, где с древнейших времен бок о бок живут разные национальности в дружеском обращении, постоянно взаимодействуя друг с другом. Дружелюбие, толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывается благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о других народах: местожительстве каждого из них, главном городе, природных условиях края, народной культуре. Используется фольклор, который подробно рассказывает о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств.
Библиографический список:
2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.