что такое поклонение аллаху
Что такое религиозное поклонение? Компоненты поклонения
Господь Миров приказывает нам в Своей Книге поклоняться только Ему одному:
إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ فَاعْبُدِ اللَّهَ مُخْلِصًا لَّهُ الدِّينَ
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:2)
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это — правая вера» (98:5)
Чтобы выполнить этот приказ, нам нужно понять что такое поклонение (ибада).
Вопрос поклонения – является одним из самых важных вопросов для Уммы, ведь поклонение – это смысл жизни человека, а потому тот, кто не знает что такое ибада — не знает и смысла своей жизни. Аллах говорит в Кур’ане:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56)
К сожалению, есть очень много людей, которые не знают что такое поклонение. Мало того, что это становится препятствием к выполнению приказа Аллаха, так это еще и ставит человека на край пропасти.
Вдумайтесь: не зная что такое поклонение, человек не будет следить за тем, кому он его посвящает, что наверняка приведет к тому, что он начнет поклоняться кому-то наряду с Аллахом (то есть делать ширк), возможно даже не отдавая себе в этом отчета. Это очень опасно, ведь Господь Миров сказал:
إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей (делает ширк), тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72)
Итак, комплексно посмотрев на Кур’ан и Сунну, можно вывести такое определение для поклонения:
Поклонение (ибада) – это те явные и скрытые действия человека, которые Аллах выбрал только для Себя.
Возникает вопрос: откуда мы можем узнать те действия, которые для Себя выбрал Аллах? Ответ на это мы будем искать в Кур’ане и Сунне.
Рассмотрев подробно Книгу Аллаха и хадисы пророка ﷺ, можно сделать вывод, что всего существует 7 действий, которые являются основой поклонения и которые Аллах выбрал только для себя.
Эти действия являются основными компонентами поклонения:
* Под формулировкой «без физического способа» имеется в виду ситуация, при которой отсутствует причинно-следственная связь.
Так же нужно знать, что поклонением становится любое действие, в которое входит то, что Аллах выбрал только для Себя (то есть хотя бы один из вышеперечисленных компонентов поклонения).
Например, намаз является поклонением, потому что человек любит Аллаха и поэтому совершает намаз – с одной стороны, а с другой стороны человек боится, что если он не будет совершать намаз, то Аллах покарает его. Кроме того, в намазе человек совершает мольбу, поклон из чувства уважения перед Аллахом, а также уповает и надеется на Него. Точно так же и во всех других делах.
Так, если человек заболел и принимает лекарство, имея намерение вылечиться и поклоняться Аллаху дальше, и зная при этом, что лечиться является Сунной, надеясь, что Он его исцелит и зная, что исход всех дел — за Аллахом,то это будет поклонением.
Если же он просто принимает лекарства и ни о чем таком не думает, то это не будет поклонением, а будет обыкновенным действием.
Если же человек заболел и повесил на себя амулет, то он совершил тем самым ширк, направив поклонение (упование и надежду без физического способа) кому то наряду с Аллахом.
В последующих публикациях мы поговорим о каждом из компонентов поклонения более подробно.
Определение поклонению, которое давал шейх уль-ислам ибн Тайимия
Если вы читали книги, написанные учеными ахлю Сунна более поздних лет (в том числе и современных ученых), то наверняка сталкивались с тем, что они часто цитируют в качестве определения поклонения следующие слова Ибн Тайимии, да помилует его Аллах:
الْعِبَادَةُ هِيَ اسْمٌ جَامِعٌ لِكُلِّ مَا يُحِبُّهُ اللَّهُ وَيَرْضَاهُ
Поклонение (ибада) – это понятие, включающее в себя все слова и дела как скрытые, так и явные, которые любит Аллах и которыми Он доволен («Маджму аль-Фатава» 10/149).
По причине известности и большого уважения, которое испытывают мусульмане к автору этих слов, это определение получило широчайшее распространение и попало в огромное число книг. Может возникнуть вопрос: почему и мы не даём такое же определение? Есть один нюанс, на который следует обратить внимание.
Напомню, что мы дали следующее общее определение :
Важно понимать, что любое определение или классификация — это слова обладателей знания, которые они выбирают для того чтобы максимально доходчиво объяснить вопрос.
Разные ученые могут давать различные определения и давать разную классификацию — и это нормально. У кого-то это может получиться лучше, а у кого-то — хуже.
Это — очень важный нюанс, который обычно упускается из вида!
Действительно, все те скрытые и явные слова и дела, которыми доволен Аллах — являются поклонением. Но это относится только к правильному поклонению, поклонению мусульман.
Обратите внимание: что такое ширк? Один из видов ширка — это поклонение ложным божествам или, иначе говоря, неправильное поклонение. Пример тому: мольба к праведникам, жертвоприношение джиннам, упование на амулет и многие другие.
Получается, что если мы хотим объяснить какому-то немусульманину основы Ислама и дадим ему в качестве универсального определения поклонения слова шейх уль-ислама, этот немусульманин никогда не поймет что такое ширк, почему мушрики не соглашались с пророком и в чём заключается суть религии.
Поклонение Всевышнему как смысл человеческой жизни
С первых проявлений сознательной деятельности одним из самых важных вопросов для людей выступает проблема смысла жизни. «Зачем, во имя чего я рождён и живу?», – именно это спрашивают у себя миллионы людей во все времена, пытаясь прийти к единственной истине. Ибо от этого зависит состояние души и тела, семьи, всего общества. Да, были и будут также миллионы людей, которые не тревожат свой ум этим важным вопросом, не мучаются от того, что истина ускользает от них. Такие личности живут повседневными заботами, вся их жизнь посвящена вопросам материального обеспечения, достижения собственного благополучия.
Они честно трудятся, воспитывают людей – в общем, весьма благопристойные граждане страны. Однако Всевышний Аллах дал человеку разум не только для того, чтоб кормить своё тело и семью, ибо этими вопросами озабочены также и животные. Творец дает человеку, как уникальному Своему созданию, жизнь для того, чтоб он задавал себе фундаментальные вопросы, выходящие за пределы обыденной жизнедеятельности. Мы приходим в этот удивительный мир Всевышнего для того, чтобы узнать свою божественную сущность и понять, что рано или поздно каждая личность, которая пришла от Аллаха, в определённый час к Нему же вернётся. Одна из самых главных наших задач – поклоняться Всевышнему Аллаху, помнить Творца и всегда благодарить Его за всё, что мы получаем в этой жизни.
Выполнение такой задачи, по сути, олицетворяет процесс трансформации нашей животной природы ( нафса ) в истинно человеческую природу, что выражает нашу божественную сущность. Поэтому Всевышний сказал:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу». (сура «Аз-Зария»: 56)
Глубинный смысл аята говорит о том, что Аллаха ни в чём не нуждается, ибо Он – Абсолют. Весь смысл земного мира и сотворенного Создателем заключается в том, чтобы освободить души наши от животных пережитков и наполнить их божественной любовью. А то, что в человеке есть животно-природная часть, выражается в идее о том, что первый человек был создан из глины, и Всевышний вложил в него свой дух.
Таким образом, Ислам олицетворяет диалектическую сущность всего бытия, состоящего из противоположностей: земного и небесного; глиняной материи человека и его божественной души.
И в этом аспекте Ислама заключен весь смысл бытия потомков Адама и Евы, заключающегося в том, чтобы совершить переход от природного к божественному состоянию, освободившись от своей глиняной основы. А такой процесс просто невозможен без поклонения своему Творцу, ибо оно означает добровольный отказ от своего эго – нафса.
По сути, вся жизнь истинного мусульманина – это ежедневное поклонение Аллаху в самых разных формах. Самое главное – это признание абсолютного приоритета Аллаха во всём и всегда, то есть – произнесение Шахады на уровне души и сознания. Это означает, что мусульманин не просто повторяет священные слова, намеревается и стремится реализовать их в ежесекундном и ежедневном уровне бытия. Здесь должен работать принцип «Без дела религия мертва!».
Настоящим верующим можно признать человека, который каждое мгновение жизни НЕ ЗАБЫВАЕТ, что он есть творение Аллаха и должен жить поклонением Ему. Поэтому вряд ли будет истинной вера человека, который посетил пятничную молитву в мечети, а в субботу выпил водку во время юбилея друга.
Поклонение – это трудная задача, ибо требует постоянного ограничения собственного нафса, который обладает воистину дьявольской силой, ибо требует постоянного выполнения своих эгоистичных потребностей – вкусно поесть, выпить одурманивающий напиток, получить сексуальные радости, гордиться своим домом, машиной и так далее. Нет сомнений, что если человек увлечен этими иллюзорными ценностями, то он обязательно ЗАБУДЕТ про своего Творца и том, что всем обязан Ему.
Следующий вариант поклонения Всевышнему – это выполнение требований ибады. Оно заключается в ежедневной молитве (намаз), в пост в месяце Рамадан (и не только), в закяте – конкретной помощи нуждающимся, и хадже. Само по себе совершение намаза – это волшебное и чудесное действие, наполняющее душу любовью и благоговением Аллаху; это личная встреча со своим Создателем. При этом необходимо отметить, что такое состояние возможно только тогда, когда сердце полно радости от понимания того, что ты совершаешь земные поклоны Всевышнему Аллаху, и Он все это принимает как твой личный подарок Ему. Выполнение намаза и иных требований ибады без любви, с нерадостной душой и постным лицом вряд ли можно считать поклонением, даже если внешние требования выполнены безупречно.
Молитву и пост можно признать самыми действенными видами поклонения, ибо они связаны с трансформацией самых главных инстинктов человека – самосохранения и размножения. Отказ от еды, радостей души и тела наполняют человека божественной энергией и силой. Поэтому для атеиста представляется невероятным тот факт, что мусульманин легко выполняет самую трудную работу в тридцатиградусную жару, в то время как неверующий даже при отдыхе изнывает от жажды.
Именно в этом смысл Ислама – преодоление желаний своего эго и вручение себя своему Создателю. Поэтому поклонение Аллаху посредством постоянного выполнения требований адаба и ибады есть самое верное средство спасения своей души и тела для жизни в мире этом и «на небесах».
Разъяснение понятия «ибада» – поклонение
Тавхид-улюхийя – это убеждение в том, что только Аллах достоин поклонения. И нет никаких сомнений, что мушрики времён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были мушриками в этом виде тавхида. Вследствие отнесения к их идолам некоторых качеств господства, они были убеждены, что их идолы также достойны поклонения, потому и поклонялись им. Однако наше разногласие с ваххабитами состоит в том, что именно является поклонением (ибадой). По причине их неправильного толкования понятия «ибада» они посчитали некоторые действия мусульман поклонением, к примеру, просьбу о помощи у тех, кто находится далеко, или у умерших.
Поэтому нам сначала следует разъяснить, что именно является поклонением, и дать понятию «ибада» конкретное определение.
Лексическое значение слова «Ибада» – принижение и покорность, но лексическое значение данного слова не может быть его определением в Шариате, потому что нам велено быть приниженными и покорными не только Аллаху, но и, например, Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), родителям, правителям и т.д. Если бы простое принижение и покорность считалось поклонением, то получалось бы, что Шариат повелевает делать запретное, а это абсурд.
Прежде чем разобрать понятие «ибада» в Шариатском значении, необходимо также ознакомиться со следующими понятиями: «та’а» и «курба». Эти три понятия близки по значению, но всё-таки каждое из них обособляется своими смысловыми нюансами. Разницу между ними разъясняет Мухаммад ат-Таханави (умер в 1158 г.) в своей книге «Кашшафу истиляхатиль-фунун»:
«Понятие «та’а» более общее, чем понятие «ибада»,потому что «ибада» в большинстве случаев используют для возвеличивания Аллаха предельным образом. А слово «та’а»используют в выполнении как повелений Всевышнего Аллаха, так и других повелений. Понятие «убудийя» есть проявление приниженности перед Всевышним, а понятие «ибада» более выразительное, потому что используется при предельной приниженности. Понятие «та’а» значит выполнение веленого, даже если это будет велено в желательной форме, и оставление запретного, даже если это будет указано как нежелательное. Выплата долга, содержание супруги и тому подобное есть (та’а) подчинение Аллаху, но не является (ибадой) поклонением. Дозволено подчинение (та’а) не Аллаху не в греховном, но не дозволено поклонение (ибада) кому-то, кроме Всевышнего Аллаха.
Понятие «курба» более частное, чем понятие «та’а», потому что в «курба» человек знает того, к кому он желает приблизиться этим действием. Понятие «ибада» – более частное, чем эти два понятия («та’а» и «курба»), так это приводится в книге «Кулийят» Абу аль-Бакаъ».
Мухаммад бин Али ат-Таханави, «Кашшафу истиляха аль-фунун», 2/1123, ИД «Мактабату Любнан», Бейрут, 1996 г.
В итоге получается, что есть три понятия:
1. «Та’а» – подчинение; чтобы что-то считалось «та’а», необходимо выполнение веленого и отказ от запрещённого.
2. «Курба» – доброе дело, которым приближаются к кому-либо; чтобы что-то считалось «курбатом», необходимо знание того, к кому приближаются.
3. «Ибада» – поклонение; чтобы какое-то действие считалось поклонением, необходимо подчинение.
Однако определение термина «ибада» как подчинение не есть его Шариатское определение, так как существует множество действий, в которых есть подчинение, но вместе с тем они не считаются поклонением, например, целование детьми ног родителей или земной поклон пророку Юсуфу (мир ему) его родителями и братьями.
Именно поэтому необходимо дать понятию «ибада» чёткое и ясное определение, чем мы сейчас и займёмся, по воле Аллаха.
Когда используют слово «поклонение», то под этим подразумевают две вещи:
1. Сам акт поклонения, то есть действие поклоняющегося.
2. То, каким образом поклоняются, то есть намаз, пост, хадж и т.д.
Рассмотрим каждое из них по отдельности.
1.Поклонение, в смысле действия поклоняющегося.
Подчинение и покорность не будут считаться поклонением, пока не будет соблюдено одно из двух условий.
Первое условие – убеждение в наличии какого-либо качества господства в том, кому подчиняются.
Это проясняется при детальном анализе аятов Корана, разъясняющих как убеждения и поклонение мусульман, так и убеждения и поклонение мушриков.
Из этих аятов становится ясным, что:
1) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения в том, что Он приносит ему помощь:
Смысл: «Нет помощи ни у кого, кроме как у Аллаха, Могущественного, Мудрого». (сура «Али Имран», 126)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит ему помощь:
(Смысл): «Они (мушрики) поклоняются помимо Аллаха божествам, надеясь, что они им помогут». (сура «Ясин», 74)
2) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах его оберегает и защищает:
(Смысл): «Аллах – самый лучший Защитник и самый Милостивый». (сура «Юсуф», 64)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его оберегает и защищает:
أَمْ لَهُمْ آلِهَةٌ تَمْنَعُهُمْ مِنْ دُونِنَا
(Смысл): «Неужели у них есть божества, которые защитят их от Нас». (сура «аль-Анбияъ», 43)
3) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах приносит пользу и вред:
وَإِن يَمْسَسْكَ اللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُ إِلَّا هُوَ ۖ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
(Смысл): «Если Аллах принесет тебе вред, то никто не сможет устранить его, кроме Него, а если Аллах наделит тебя добром, то Он над каждой вещью мощен». (сура «аль-Ан’ам», 17)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол приносит пользу и вред:
إِنْ نَقُولُ إِلَّا اعْتَرَاكَ بَعْضُ آلِهَتِنَا بِسُوءٍ
(Смысл): «Мы (мушрики) только можем сказать, что один из наших богов причинил тебе (пророк Худ) вред». (сура «Худ», 54)
4) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах является его Покровителем:
فَاللّهُ هُوَ الْوَلِيُّ
(Смысл): «Аллах является Покровителем». (сура «Аш-Шура», 9)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол его покровитель:
وَالَذِّينَ اتَخَّذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ اللّهُ حَفِيظٌ عَلَيْهِمْ وَمَا أَنْتَ عَلَيْهِمْ بِوَكِيلٍ
(Смысл): «Если кто-либо взял себе в покровители кого-то иного, помимо Аллаха, то Он хранит их [дела и поступки до Дня Суда], а ты (Мухаммад) не в ответе за них». (сура «Аш-Шура», 6)
5) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах возвеличивает и унижает:
(Смысл): «Воистину, все величие принадлежит Аллаху». (сура «Юнус», 65)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол возвеличивает и унижает:
وَاتَخَّذُوا مِنْ دُونِ اللّهِ آلِهَةً لِيَكُونُوا لَهُمْ عِزًّا
(Смысл): «Они взяли себе, помимо Аллаха, божества, чтобы те возвеличивали их (помогали им)». (сура «Марьям», 81)
6) Мусульманин поклоняется Аллаху поклонением, вытекающим из его убеждения, что Аллах наделяет его пропитанием:
قُلْ إِنَّ رَبِّي يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاءُ وَيَقْدِرُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
(Смысл): «Скажи (Мухаммад): воистину, мой Господь увеличивает и уменьшает пропитание, кому пожелает, однако большинство людей не ведают об этом».(сура «Ас-Сабаъ», 36)
Мушрик поклоняется идолу поклонением, вытекающим из его убеждения, что идол наделяет его пропитанием:
إِنَّ الَذِّينَ تَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللّهَِ لَا يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًا فَابْتَغُوا عِنْدَ اللّهِالرِّزْقَ
Смысл: «Воистину, те, кому вы поклоняетесь, неспособны наделить вас хоть чем-то из пропитания, так просите же у Аллаха пропитания». (сура «аль-Анкабут»,17)
Таким образом, становится ясным, что любое подчинение и принижение будет поклонением, если оно сопровождено убеждением о наличии каких-либо качеств господства в том, кому подчиняются. Если же не будет такого убеждения, то подчинение и принижение не считается поклонением и, следовательно, не будет считаться ширком.
Такое подчинение будет считаться почитанием и проявлением уважения, и оно может быть, как дозволенным, например, земной поклон ангелов пророку Адаму (мир ему), так и запретным, например, земной поклон Пророку(да благословит его Аллах и приветствует), шейхам, родителями т.д. Но все это никак не может быть ширком, без наличия убеждения господства в том, кому совершают земной поклон.
Земной поклон (суджуд) не считается поклонением в своей основе (ибадазатийя. Если бы было так, то Всевышний Аллах не повелел бы ангелам совершить суджуд Адаму (мир ему).
Известно, что их земной поклон не считается поклонением, потому что они не были убеждены в наличии качеств господства или божественности в Адаме (мир ему). Этот земной поклон считается приветствием и проявлением уважения и был дозволен до прихода нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Затем такой вид приветствия был отменен (мансух) и стал считаться запретным.
Второе условие – убеждение в наличии качества божественности в том, кому подчиняются.
Священный Коран во многих местах разъясняет нам, что мушрики подчинялись своим идолам из-за убеждённости в том, что они являются божествами. Подчинение чему-то с убежденностью, что оно является божеством, есть поклонение.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
أَئِنَّكُمْ لَتَشْهَدُونَ أَنَّ مَعَ اللِّه آلِهَةً أُخْرَى قُلْ لَا أَشْهَدُ قُلْ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌوَإِنَّنِي بَرِيءٌ مِمَّا تُشْرِكُونَ
(Смысл): «Неужели вы свидетельствуете, что наряду с Аллахом есть другие божества? Скажи (Мухаммад): я не свидетельствую (об этом). Скажи: только Аллах– Единственный Бог, и я не причастен к тем, кого вы придаете Аллаху сотоварищем».(сура «Аль-А’нам», 19)
Мушрики были настолько убеждены в божественности своих идолов, что даже не могли понять, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог призывать их к Единому Богу:
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهًا وَاحِدًا إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ
(Смысл): «Неужели он (Мухаммад) сделал божества Единым Богом? Воистину, это удивительное дело». (сура «Сад», 5)
Отсюда следует, что если кто-то подчиняется кому-то без убеждения наличия в нём каких-либо качеств господства или божественности, то такое подчинение не считается поклонением.
Напомним также, что убеждение в наличии в ком-то качества божественности неразрывно связано с убеждением наличия в нем качества господства. Если кто-то убеждён в наличии в ком-то качества божественности, то есть считает, что этот кто-то достоин поклонения, значит, он убежден в наличии в нём и каких-либо качеств господства. И наоборот, если кто-то убеждён в наличии в ком-то качеств господства, значит, он убеждён и в наличии в немкачества божественности, то есть считает, что он достоин поклонения.
Из книги «КИТАБУ АТ-ТАВХИД» – КНИГА ЕДИНОБОЖИЯ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Поклонение Аллаху и условия его действительности
В одной из прошлых статей («Нет божества кроме Аллаха» — прим. ред.) мы говорили о том, что смысл шахады «ля иляха илля Ллах» можно передать словами «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Сегодня же мы поговорим о том, что такое поклонение Всевышнему Аллаху и какие у него условия.
Понимание поклонения в Исламе
Цель, по причине которой мы все созданы, — это поклонение Всевышнему Аллаху без придавания Ему сотоварищей, как Он повелевает это в Своей священной Книге:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Аз-Зарийят», аят 56).
Всевышний Аллах не оставил нам свободы выбора в том, каким образом каждый из нас должен поклоняться Ему. Однако Он отправил людям своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и ниспослал ему Великую Книгу, чтобы разъяснить для людей прямой путь.
Следование пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) также не является делом свободы выбора. Это путь, которым Создатель обязал своих рабов:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура «Аль-Хашр», аят 7).
Аллах также сказал:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» ( сура «Аль-Ахзаб», аят 36).
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура «Аль-Ахзаб», аят 21).
На сегодняшний день многие мусульмане неправильно понимают, что такое ибада, относя к нему только ритуальное поклонение, как намаз, закат, пост, хадж. На самом же деле оно охватывает всю жизнь человека, так как поклонение — это стремление к довольству Аллаха, посредством исполнения Его повелений и отстранения от Его запретов. Повеления и запреты Аллаха охватывают все сферы жизнедеятельности человека. Так, например, если человек ради достижения довольства Всевышнего Аллаха укрепляет родственные связи, воспитывает детей, выполняет свою работу добросовестно, зарабатывает средства к существованию дозволенным образом, соблюдает правила дорожного движения, то все это будет считаться поклонением, за которое он по воле Аллаха получит награду у своего Создателя.
Определение поклонения
1. Лексическое значения слова «поклонение»
Слово «Ибада» (عِبَادَةٌ) является производным от глагола «абада» (عَبَدَ), который имеет смысл «служить», «поклоняться», «преклоняться», «быть рабом». Соответственно, отглагольное слово «ибада» (عِبَادَةٌ) будет означать «повиновение», «рабство», «поклонение».
2. Понятие поклонения в Шариате
1) Относительно формы поклонение – это унижение перед Аллахом с исполнением Его приказов и подчинением Его запретам, с любовью к Нему и возвеличиванием Его.
Таким образом, дело не будет считаться поклонением, если оно не было выполнено с полной любовью и унижением к Нему. Как на это указывают многочисленные аяты Корана:
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللّهِ أَندَاداً يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللّهِ وَالَّذِينَ آمَنُواْ أَشَدُّ حُبًّا لِّلّهِ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» ( сура «Аль-Бакара», аят 165).
إِنَّ الَّذِينَ هُم مِّنْ خَشْيَةِ رَبِّهِم مُّشْفِقُونَ
«Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом» ( Сура «Аль-Муминун», аят 57).
إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ
«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (Сура «Ан-Анбия», аят 90).
2) Относительно сущности поклонение – это все, что любит Всевышний Аллах и чем Он доволен из слов и деяний, явных и скрытых.
Условия поклонения
Дело не будет поклонением, если оно не соответствует условиям, о которых мы немного вам расскажем.
1. Искренность (ихляс) перед Аллахом
الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى وَمَا لِأَحَدٍ عِندَهُ مِن نِّعْمَةٍ تُجْزىَ إِلَّا ابْتِغَاء وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى وَلَسَوْفَ يَرْضَى
«Который раздает свое богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворен» (сура «Аль-Лейль», аяты 18-21).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ صَدَقَاتِكُم بِالْمَنِّ وَالأذَى كَالَّذِي يُنفِقُ مَالَهُ رِئَاء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ
«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (сура Аль-Бакара, аят 264).
Также передаётся, что второй праведны халиф Умара (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Аль-Бухари, 1 ).
2. Соответствие сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
То есть для того, чтобы какое-либо дело считалось поклонением, не достаточно выполнять его искренне ради Аллаха, — также необходимо, чтобы это дело соответствовало Шариату, с которым пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Доказательством этому являются следующие аяты Корана:
فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
Ибн Касир, давая толкование этим словам, сказал:
«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом» — то есть Его награду;
«пусть совершает праведные деяния» — то есть деяния, соответствующие шариату Аллаха;
«никому не поклоняется наряду со своим Господом» — который желает этими деяниями Лика Всевышнего Аллаха, не придавая Ему сотоварищей. И для того чтобы деяния были приняты, необходимо, чтобы в них объединились два условия: они должны быть искренними ради Аллаха и соответствующими Шариату посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) («Тафсируль Кураниль азым», Ибн Касир).
Также в хадисе, переданном от матери правоверных Умм Абдуллах Аиши (да будет доволен ею Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ибн Маджа).
Этот хадис является одной из великих основ ислама. Подобно тому, как хадис, в котором сказано: «Дела (оцениваются) только по намерениям» — служит критерием оценки внутренней стороны дел, указывая на то, что человек, совершающий любое дело не ради Аллаха, не получит за него награды, этот хадис может служить критерием оценки внешней стороны дел. Из его содержания следует, что любое дело, не соответствующее велениям Аллаха и Его посланника, будет отвергнуто, а это значит, что каждый из тех, кто вносит в религию что-то новое, совершает недозволенное.
Как указывает шейх Ибн Усаймин, чтобы поклонение было принято, в нем необходимо соответствие следующим условиям:
1) Поклонение должно соответствовать шариату относительно причин его совершения (имеется виду, что оно должно иметь основу в Шариате).
То есть, если какой-либо человек будет поклоняться Аллаху поклонением, основным на причинах не соответствующих Шариату, то оно будет считаться недействительным. Примером может служить празднование дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое не имеет основы в Шариате и не исполнялось при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также не исполнялось при жизни его сподвижников и праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах).
2) Поклонение должно соответствовать шариату относительно вида.
Например, если человек в праздник жертвоприношения заколол лошадь, то его поклонение будет считаться недействительным, так как Шариат для этого установил другой вид животных (верблюда, корову или же овцу).
3) Поклонение должно соответствовать шариату относительно количества.
يَا اَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللهَ ذِكْرًا كَثِيرًا. وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَاَصِيلاً
«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно, и славьте Его утром и перед закатом» ( сура Аль-Ахзааб, аяты 41-42), — то нет проблем в том, чтобы читать их больше чем 33 раза.
4) Поклонение должно соответствовать шариату относительно способа исполнения.
Как мы знаем, одним из видов поклонения является совершение омовения. И если человек делает малое омовение таким образом, что сначала омывает ноги, а затем протирает голову, в то время как в Шариате пришло наоборот, то такое поклонение будет считаться недействительным.
5) Поклонение должно соответствовать шариату относительно времени его выполнения.
Как, например, если человек решит держать обязательный пост в месяце Шаваль или Шаабан, а не в месяце Рамадан, либо же выполнит намаз Зухр (обеденный) до наступления зенита, то такое поклонение не будет считаться действительными, так как оно будет выполнено в неустановленное шариатом время.
6) Поклонение должно соответствовать шариату относительно места его выполнения.
То есть если человек решил совершить Хадж (большое паломничество) в Иране, то такое поклонения будет считаться недействительным, так как не соответствует месту, определенному ему шариатом.
После того как мы упомянули условия, при наличии которых поклонение будет действительным, необходимо отметить, что оно принимается только от мусульман. Доказательство этому является аят Корана:
وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاء مَّنثُورًا
«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (сура Аль — Фуркан, аят 23).
Шейх Абдуррхман Ас-Саади, делая толкование этому аяту, сказал:
«Все люди трудятся в поте лица и надеются на то, что их деяния принесут им пользу, но в Судный день их деяния могут оказаться тщетными и бесполезными. Именно это произойдет с неверными и многобожниками, которые окажутся в полном убытке. Они не только будут лишены вознаграждения, но и будут наказаны за то, что совершили при жизни на земле. А причина этого — отсутствие правой веры и неверие в Аллаха и Его посланников. Воистину, Аллах принимает деяния только от тех из Своих рабов, которые искренне исповедуют правую веру и надлежащим образом следуют путем Божьих посланников» («Тайсиру карими Рахман фи тафсири калямиль Маннан», Ас-Саади).
Также передают со слов Аишы, сказавшей: «Я спросила: «О Посланник Аллаха, Ибн Джудаан в (эпоху) невежества поддерживал родственные связи и кормил бедняков, принесет ли ему это пользу?» Он ответил: «Поистине, это не принесет ему пользу, так как не было такого дня, в котором он сказал «О мой Господь, прости мне грехи в Судный день»», (Муслим 214).
Таким образом, каждый человек должен внимательно относиться к своему поклонению, — ведь это его взаимоотношения с Господом миров. Всевышний Аллах не нуждается в нашем поклонении, это мы нуждаемся в нём и, соответственно, Его довольстве, которое ищем посредством наших дел. Поистине, это довольство достигается только с искренностью и подчинением Его Закону – шариату.
Али Каримов [islamcivil.ru]
Появились вопросы?