что такое похоть очей

Как противостоять похоти очей?

Каждый день наш взгляд сталкивается с огромным количеством картин в жизни, которые далеко не всегда пробуждают в душе благие порывы. Церковь называет это похотью очей, с которой нужно бороться во имя спасения собственной души.

Что это такое

Термин «похоть» означает противоестественное желание, перечащее Закону Божьему, влекущее ко злу и греху. К понятию похоть можно отнести не только блудные страсти, как в большинстве своем думают люди. Сюда причисляются все стремления человека услаждаться греховными вещами.

Все в мире материальном есть грех, потому святые подвижники всегда стремились удалиться от мирской суеты, чтобы не грешить. И поскольку большую часть информации об окружающем мире люди воспринимают через органы зрения, то похоть очей, возможно, является одной из самых опасных.

О Божьих заповедях:

И тут некоторые могут возразить — зачем же тогда Господь дал глаза, если посредством их в человеке пробуждается похоть? Сами по себе глаза — не греховны. С их помощью человек может созерцать красоту природы, работать и спасать от опасности себя и других. Но многие сознательно обращают свой взор на то, что не угодно Богу, что отделяет людей от Него. Дьявол предлагает людям массу развлечений, глядя на которые человек начинает с вожделением желать насладиться ими.

Похоть порождает грех, а грех приводит к смерти. Современный человек, устремляя свой взор на окружающий мир, берет для себя из него много примеров для подражания. И как правило, эти примеры далеки от праведности.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Эти слова должен взять на вооружение каждый христианин, поскольку все в этом мире временно, после смерти — вечность. И какой она будет для каждого — люди решают сами, поддаваясь или противостоя своим внутренним страстям. Вовремя отвернувшись от греховных картин, мы спасаем свою душу и даем себе шанс на спасение.

Как бороться

Лучшим средством в борьбе с похотью любой природы всегда являлась молитва. Человек, живущий по воле Божьей, всегда сумеет найти в себе силы для борьбы с греховными желаниями.

Сознательное ограждение себя от потока лишней информации извне также будет полезно. Лучше почитать духовную литературу вечером, нежели провести время за просмотром очередного фильма сомнительного содержания. Лучше поиграть с ребенком в развивающие игры, чем усадить его за просмотр телевизора и уйти в виртуальную реальность собственного смартфона.

Совет! Начиная новый день, лучше всего первым делом помолиться и попросить напутствия у Всевышнего. Все возможно с помощью Божьей!

Толкование

Согласно толкованию святителя Луки Крымского, похоть очей — это соблазн наших глаз. Глаза наши соблазняют нас срамными видениями и видениями той блистательной жизни, которой живут люди, далекие от Христа.

В этом толковании очень емко и ясно дано определение такому понятию, как похоть очей. Ее предмет — вещественные блага и всяческие услаждения, которые на самом деле способны загубить душу.

Каждый верующий христианин в силах совладать с собственными желаниями, но только с помощью Отца Небесного. Поэтому ежедневная молитва должна стать неотъемлемой частью жизни, как и посещение храма.

Источник

Светильник для тела есть око

Пастор Александр ШУМИЛИН (Кант, Кыргызстан)

Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом.

Время, в которое мы живем, характеризуется глубоким падением нравов, человеческой морали. Люди стали «самолюбивы, … злоречивы, родителям непокорны, … нечестивы, … непримирительны, невоздержны, жестоки, не любящие добра …».1 Чем это вызвано? Причин много. Одна из них – множество примеров для подражания, которые человечество берет из окружающего мира, из средств массовой информации. Одного мальчика, убившего свою четырехлетнюю сестренку, спросили о том, что побудило его сделать это. На это он ответил, что видел подобное по телевизору.

Наибольшего эффекта эти худые примеры достигают благодаря нашему зрению. И это неудивительно! Статистика говорит, что через органы слуха человек запоминает 10-15% всей прослушанной информации, через зрение же – до 60% увиденного и более. Неслучайно Иисус Христос отметил очевидную истину: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»2 Душепопечительская практика имеет множество примеров жестокой борьбы христиан с греховными картинами, вошедшими в их сознание и подсознание еще до обращения к Богу.

Библия говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».3

К кому обращены эти слова?
К христианам. К какой категории христиан? Только ли к духовным младенцам? – Ко всем: и духовным младенцам, и отрокам, и юношам, и отцам. Эти слова относятся к каждому христианину. Бог призывает Своих последователей не любить этого греховного мира и того, что в нем: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской. Все это, говорит апостол Иоанн, не от Бога. Все это – и греховный мир, и все, что в мире, – пройдет, то есть некогда (со смертью человека или в конце времени) прекратится, а вот праведники пребывают вечно.

Не любить похоти очей, похоти плоти, гордости житейской – это не просто быть равнодушным к ним. Это намного больше! Это – ненавидеть их!
В Псалме (96:10) мы читаем: «Любящие Господа, ненавидьте зло!»
Итак, апостол Иоанн призывает ненавидеть похоть очей.

Как диавол разделяет человека от его Создателя Словарь Даля дает следующее объяснение похоти: «Похоть – страстное желание чего-нибудь, запрещенного Богом. Похотничать – с удовольствием следовать грубым, чувственным страстям своим, плотскому вожделению».

Похоть очей – страстное желание увидеть что-либо греховное, запрещенное Богом, и страстное желание смотреть на что-либо, осуждаемое Богом. Сегодня сатана делает все, чтобы направить взоры человека на это греховное и тем самым отвлечь человека от Бога. Сегодня сатана делает все, чтобы пробудить в человеке греховные чувства и страсти и тем самым разделить его со своим Создателем.

Сегодня миллионы глаз устремлены в игровые автоматы. Человеку диавол предлагает множество различных игр и развлечений. Дети сегодня буквально заражены страстью к этим играм и развлечениям. Зачастую они даже обманывают своих родителей, выпрашивая деньги на одно, а тратя их на игры.

Сегодня миллионы глаз устремлены на многочисленную рекламу, пропагандирующую спиртное, сигареты и т. д. Сегодня миллионы глаз ежедневно устремляются на «живую» рекламу: глаза так и стремятся «посмаковать» полуобнаженные тела многочисленной публики. Современная мода способствует этому. Часто приходится наблюдать такую картину: люди оборачиваются и сопровождают взглядом симпатичных или не обремененных одеждой людей.

Сегодня миллионы людей смотрят на все это греховное похотливо, с завистью. Им хочется занять место героев фильмов. Хочется насладиться всеми «удовольствиями» мира.

Миллионы и миллиарды глаз!
И, к большому сожалению, среди них очень много глаз христиан! Не устремляем ли и мы свои взоры на все это нечистое?
Кто-то может сказать: «Но ведь Бог Сам дал мне глаза! Зачем меня винить в том, что я смотрю на все это?» Кто-то может обвинить в этом окружающий мир: люди, мол, виновны. Зачем ходят в таком виде? Зачем все это зло показывают по телевидению? Зачем делают такие рекламы?
Не следует винить Бога! Он дал нам глаза, которые сами по себе весьма хороши.4 Кто из нас хотел бы отказаться сегодня от них? Благодаря глазам мы можем созерцать окружающий нас мир (как восхищаемся мы творением Божиим, когда бываем с молодежью в горах). Благодаря глазам мы можем сегодня избежать многих бед. Благодаря глазам мы можем плодотворно трудиться. Благодаря глазам мы можем увидеть всю греховность этого мира! Да, мы встречаемся с этой греховностью, однако это не значит, что нам следует заигрывать с ней, смотреть не нее намеренно.

Оказывается, сердце, лукавое и испорченное, заставляет очи с вожделением и страстью смотреть на все непотребное. Не сердце физическое, но сердце духовное! Закон греха поселился в этом сердце после грехопадения человека и сделал его своим рабом, пленником. Апостол Павел описывает человека, желающего делать добро, но не имеющего для этого силы. В чем причина? В членах (в сердце) человека живет закон, противоборствующий закону ума, и он делает его пленником закона греховного.7 Этот закон часто называют ветхой, то есть старой, природой человека.8

Похоть (греч. ерйихмйб. – желание, влечение, страсть, жажда, прихоть, похоть, вожделение) – свойство греховной плотской природы, закона греховного. Она-то и является источником искушения. Она-то и дает человеку эту жажду смотреть на нечистоту.

В послании Иакова мы читаем: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».9 Похоть, живущая в человеке, тянется к греху и влечет за собой человека, обманывая его, обещая множество наслаждений, счастья и радости.

Грех увлекает и тянет за собой похоть, притягивает ее к себе так, как гвоздодер вытаскивает гвоздь, как магнит увлекает за собой металл, как приманка из червя – рыбу и как миловидность женщины – мужчину.10

Если он случайно увидел нечистоту и сразу же отвел глаза в сторону – это еще не грех. Но если он повторно, осознанно, с вожделением смотрит на нечистоту – это уже грех.12 Некто сказал: «Мы не можем запретить птицам летать над нашими головами, но мы можем запретить им свить гнездо на нашей голове».

Грех может повстречаться нам в жизни Однако нам не следует давать ему место в нашем сердце. Нам не следует поступать, как Анания и Сапфира. Мысль о том, чтобы обмануть апостолов, сначала только пришла к ним. Однако вместо того, чтобы гнать ее из головы, они приняли ее. Поэтому справедливы к ним слова: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».13

Похоть очей очень тесно связана с похотью плоти. И это естественно: если через глаза грех вошел в сердце человека, то сердце воздействует и на его плоть.14 Плоть наша томится, мучается, так и тянется к греху: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел».15 И еще: «В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось, и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним спрятано».16

Как противостоять похоти очей?
Во-первых, молиться. Сам Господь сказал, что без Него человек не может делать ничего.17 Необходимо просить прощения за уже совершенный грех. Важно просить помощи и в моменты искушений. Ценно просить Божьей помощи всякий раз, когда мы открываем наши глаза и начинаем новый день.

Во-вторых, заботиться о правильной работе нашего ума и правильном использовании наших очей. «… и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».18 А в чем же воля Божья? В том, чтобы христиане не любили греховного мира, ни присущей ему похоти очей.19 Тот, кто неправильно использует данное ему зрение, не познал любовь Бога и не может рассчитывать на Его благоволение. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами».20 Заметьте, Бог обещает быть со Своими детьми и дать им Свой мир тогда, когда их жизнь чиста.

В квартире был черно-белый телевизор, который я часто смотрел по вечерам после работы. Однажды в нем пропало изображение. Поскольку он был старенький, ламповый, я с помощью паяльника смог и раз, и два устранить неполадки. Каждый раз я молился, обращая внимание Бога на то, что я – Его дитя, и просил помочь мне. Но этот «ящик» вновь и вновь ломался. И настал момент, когда мои познания и молитвы уже не помогли мне. Изображение пропало окончательно. Я немного успокоил себя тем, что смогу хотя бы слушать какие-то программы. Но однажды пропал и звук. И я взмолился вновь: «Господи, почему Ты не отвечаешь на мои молитвы»? Ответ пришел вскоре. «Обрати внимание на твои молитвы и работу с Библией, – услышал я ясный голос Божий. – Когда ты молишься, разные образы из увиденного в телевизоре встают перед тобой и являются помехой. Нет сосредоточенности, молитва всуе, размышление над Библией не идет». И тогда я осознал на себе водительство Божие.

В-третьих, думать о последствиях греха, причиной для которого могут послужить наши глаза. Если око наше худо, то все тело темно. Но Бог есть свет. И у Него нет ничего общего с тьмой. Бог и грех несовместимы.21 Беззакония разделяют человека с Богом, Который не слышит молитвы человека, находящегося во грехе. Я не раз прочувствовал на себе всю тяжесть такого состояния: мои молитвы были «не выше потолка». Важно помнить, что каждым моим грехом я всякий раз распинаю Христа.22

В-четвертых, усмирять и порабощать тело, в частности, глаза. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».23 А вот как Иов свидетельствует о своем противостоянии похоти очей: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице».24

Как это выглядит практически: усмирять и порабощать глаза? Закрыть их или отворачивать от неугодного Богу, например, когда видишь рекламу или нехороший журнал на витрине.

В-пятых, убегать от греховных похотей. «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».25 Есть искушения, которым можно противостоять твердой верой. А есть искушения, от которых нужно убегать. В частности, это искушения, связанные с областью зрения. Практически – это уходить от искушений, от мест, служащих соблазном, и от общения с грешниками.26

Итак, Слово Божье настоятельно требует, чтобы народ Божий контролировал свою область зрения и не повергал бы себя во тьму.

Да благословит нас в этом Господь!

1 2Тим.3:1-5
2 Мф.6:22-23
3 1Ин.2:15-17
4 Быт.1
5 Мар.7:21-23
6 Иер.17:9
7 Рим.7:23
8 Еф.4:22
9 Иак.1:13-15
10 Пр.31:30
11 Рим.6:23
12 Мф.5:28
13 Деян. 5:3-4
14 Быт.3:6; Мф.5:28-30; 6:22-23
15 Быт. 3-6
16 И. Нав. 7-20
17 Ин.15:5
18 Рим12:2
19 1Ин.2:15-16
20 Фил. 4:8-9
21 Ис.59:1-2
22 Евр.6:4-6
23 1Кор.9:24-27
24 Иов 31:1
25 2Тим.2:22
26 Пс.1:1-2

Источник

Толкование на 1 Иоанна 2:16

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Иоанна 2:16 / 1Ин 2:16

Лука Крымский (1877−1961)

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Не любить мира, не любить утех мирских, не любить услаждений и утех плоти — ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15−16).

Глаза наши соблазняют нас, соблазняют и срамными видениями, и видениями того, как блистательно живут люди богатые, далекие от Бога, от Христа. В этом похоть очей.

Гордость житейская возбуждается в нас когда достигнем успехов на этом пути; сребролюбием заражаемся мы, а сребролюбие есть корень всех зол, ибо оно подвигает нас ко многому дурному и преступному и в конце концов приводит нас к тягчайшей страсти — гордости, которая есть гибель духовная. Так говорит святой апостол Иоанн.

Источник: Проповеди. Том I. Слово в неделю о блудном сыне. Плоть и дух.

Антоний Великий (

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мiре, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.

Иустин (Попович) (1894−1978)

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха. Посредством любогреховности (т. е. любви ко греху) тело становится жаровней греха, рассадником греха. И ненасытные глаза увлекают человеческий род в грех. Глаза являются самыми ненасытными, самыми жаждущими и алчущими похотей греховных. Если человек не будет их обуздывать мудростью и воздержанием, если их не обновит милостью, если их не утихомирит покаянием, если их не смягчит милосердием, тогда они полностью поглотят грехи, и те, в свою очередь, наполнят и опустошат душу. Горе человеку, у которого такие глаза, кто использует глаза как орудия неправды (Рим. 6:13). Счастлив же тот человек, который уши и глаза использует как орудия праведности (Рим. 6:13). Каков третий грех, который включает все грехи? — Это гордость житейская. Это первый грех для всех людей, грех сатаны и источник всех грехов. Таким он был от начала и таким пребывает всегда.

Мы можем сказать, что гордость — это все-грех. Каждый грех своим жизненным нервом исходит от нее и поддерживается ею. Гордость житейская состоит из бесчисленного количества разных видов гордости, маленькой и большой, кратковременной и долговременной. Упомянем главнейшие. Гордость по причине славы (научной, государственной и т. д.), гордость по причине красоты, гордость по причине богатства, благодеяний, по причине милости, удач. Ведь разве существует добродетель, которой бы грех не смог превратить в порок (если мы не внимательны)? Так гордость в молитве превращает молящегося в фарисея и постящегося в самоубийцу. Так же каждый грех есть в действительности грех по причине гордости, потому что сатана есть сатана по причине гордости. Если бы не существовало гордости, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире, ведь она несть от Отца. От Отца — Единородный Сын Божий. И Он вочеловечился, воплотился и облекся смирением со всеми Своими Божественными совершенствами. И в Его Евангелии главной заповедью, все-заповедью (заповедью заповедей) является смиренномудрие (Мф.5:3). Да, смиренномудрие — это единственное лекарство от гордости и остальных грехов.

Источник: Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Августин (354−430)

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Итак, вожделение это, которое не есть от Отца, но от мира, чем делается в человеке острее и жгучей, тем более каждый ради того, по отношению к чему это вожделение испытывает, становится терпеливей в перенесении любых тягот и страданий.

Источник: О терпении.

Стало быть, эта любовь к миру, которая заключает в себе всеобщее вожделение по отношению к миру, есть обычный повсеместный блуд, из-за которого совершается прегрешение в собственном теле. И потому, что всяким телесным, и видимым, и преходящим желаниям и удовольствиям человеческий дух непрестанно служит, Самим Творцом всего он оставлен и покинут.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 16−17 ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Ин. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения — диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин. 17:15), то есть мира, о котором и в другом месте (1 Ин. 5:19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, — очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Ин. 8:44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке.

Источник: Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный (672−735)

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Эти определения указывают на все виды порока.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Ничто из суетного и полного тления не пребывает вечно, но оно временно и испорчено и слабее всякой паутины.

Иларий Арелатский (

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Похоть плоти — это то, что относится к чревоугодию и сладострастию. Похоть глаз и гордость житейская — это то, что относится к порокам души. И гордыня — это любовь к собственному возвышению, которая не есть от Отца, но от мира, так как Отец создал благо, а дьявол эти пороки изобрел.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

В мире все противоположно тому, что требует и что любит Бог; основные начала жизни мира, которыми он движется, или управляется, не любовь к Богу, к творению и святости самого человека, а похоть в ее троечастном виде — похоть плоти, похоть очей и похоть ума, или гордость житейская. Похоть, о которой говорит здесь апостол Иоанн, это то, что по словоупотреблению святого апостола Павла называется вообще греховностию, как злое греховное расположение извращенной природы человека по падении (см. особенно Рим. 7:7 и далее и парал.). В этой природе человека кроются три страсти, на которых, как на рычаге, вертится мир, лежащий во зле, и со стороны которых искушал Самого Господа Иисуса Христа искуситель на горе в пустыне (ср. Мф. 4:1−11 и парал.; см. прим.). Первая из этих похотей, или страстей, есть похоть плоти, или вообще чувственности. Это — страстные возбуждения, раздражения и пожелания плотские, или чувственные, во всех многообразных их видах. Главное действующее начало в них не тело, не телесные потребности и склонности естественные, но греховное начало, действующее чрез члены тела и, следовательно, противное Богу и несогласное с любовию к Богу и ближним. Сфера действия этой похоти чрезвычайно обширна; чувственность почти главный рычаг действия греховного мира на человека. Похоть очей: это та исконная похоть, или страсть, которой изначала искушены были наши прародители и которой они согрешили и грешат все их потомки, это — все, что приятно для глаз и вожделенно потому, что дает знание (Быт. 3:6), всякое греховное и страстное желание и вожделение видеть, знать, испытывать. Сфера действия этой похоти так же обширна, как и похоти плоти, но эта похоть еще глубже входит в душу, чем чувственность, и тоньше действует и на ум, и на более глубокие способности души. — Гордость житейская: если похотию очей и вожделением знания согрешили прародители, то похотию гордости согрешил диавол, и потому эта похоть, как начало, действующее в мире, может быть еще сильнее и страшнее, чем указываемые две похоти. Сфера действия ее так же широка, как и тех, но еще глубже действует в мире, и на мир, и на человека. — Это три страшные пружины, которые управляют миром, во зле лежащим, и все, что ими живет и управляется, не есть от Бога, но от мира сего, и, следовательно, в том нет любви Отчей. Потому, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что и мир проходит, и похотъ его. Это — новое побуждение, не любить мира и того, что в мире: мир и похоть его проходят: все предметы и вещи мира, все, к чему человек питает пристрастие и привязанность, к чему прилепляется более, чем к Богу, в которых мнит найти счастие и наслаждение, все это — греховное, порочное и злое, все проходит, минует, не может постоянно продолжаться, потому что и сам человек проходит, и скоро, как тень, как сон жизнь его, и не будет его и не познает ктому * места своего. Наконец и весь этот мир не вечен, со всеми его похотями прейдет, или изменится в новый вид. Что же будет тогда с любящими мир, привязанными к нему, которые, вместо того чтобы прилепляться любовию к Богу, прилеплялись к этому преходящему и время.

Источник: Толковый Апостол.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Апостол сам раскрывает, как надобно понимать его слова: не любите мира, ни того, что в мире, и почему в том, кто любит мир, нет любви к Богу. Слова Апостола: ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего, — ясно показывают, что св. Иоанн, говоря: кто любит мир, в том нет любви Отчей, — разумеет любовь порочную, пристрастную к вещам, любовь к тварям преобладающую. Когда человек так любит мир, тогда эта преобладающая порочная любовь, занимая всю душу человека, делает его неспособным достойно любить Бога. Когда так любит кто мир, тогда, по свойствам нашей природы и также по качеству любимых предметов, — любовь бывает или похотью плоти, или похотью очей, или гордостью житейскою. А все это, говорит Апостол, не есть от Отца, но от мира сего есть. Такие похоти или порочные страсти не от Бога, но от мира сего. Бог, как всеблагий и всесвятой Отец всех тварей, не сотворил зла или порока. Все сотворённые существа в начале были, как изрек сам Бог, хорошо и хорошо весьма (Быт. 1:12, 31). И сам человек, созданный по образу Божию, вышел из рук творческих правым. Но человек, злоупотребив высокий дар Божий — свою свободу, преступил заповедь Божию, и чрез грех сделался виновником того нестроения в мире, о котором говорит св. Иоанн: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская произошли от грехопадения человеческого. Чрез грехопадение человека и окружающая его тварь, созданная для человека, по слову Апостола, подверглась суете, не сама собою, но тем, кто подверг ее: ибо знаем, пишет св. Павел, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим.8:20, 22). Апостол Иаков говорит: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:13, 14).

Все, что в мире, — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Что такое похоть плоти? — Беспорядочные порочные чувственные желания, неумеренность в пище и питии, объедение, пьянство, сластолюбие, изнеженность, особенно пороки противные целомудрию (1 Кор. 6:9; Гал. 5:19; Кол. 3:5). Что такое похоть очей? — Вообще, всякое беспорядочное или порочное удовольствие, получаемое посредством зрения, или, еще обширнее, всякое порочное желание видеть, знать и испытывать. Сюда принадлежат: неблагонамеренное или суетное желание знать тайны и тайные грехи других, страсть остротами оскорблять других, также пристрастие к созерцанию соблазнительных или бесполезных изображений, зрелищ и подобного. А в более тесном значении под похотью очей разумеется скупость или корыстолюбие: потому что одержимые этою страстью смотрят на золото, серебро и всякие драгоценности с пристрастием к этим вещам, и притом жаждут иметь их, или, имея такие вещи, питают слепое пристрастие к ним. Потому апостол Павел любостяжание называет идолопоклонством (Кол. 3:5). Что такое гордость житейская? — Гордость, самомнение, тщеславие, надменность и другие названия, выражающие тот же корень пороков, означают порочное желание человека ставить себя выше других, быть видимым, особенно уважаемым, восхваляемым, быть предметом удивления. Одержимый страстью гордости ищет почестей и отличий, любит хвалиться своими достоинствами или какими-нибудь преимуществами, высоко ценит свои качества, познания, заслуги, иногда, не имея других преимуществ, любит выделяться одеждами, жилищем, роскошью жизни и подобным.

Все это, учит Апостол, не от Отца, но от мира. Все эти пороки произошли от греха, и с распространением греха, распространились в мире, заразили человеческий род, и зараза распространилась на самые твари, окружающие человека: предназначенные на служение человеку, вместо того, чтобы призывать человека к прославлению Бога, они подверглись суете грехов человеческих.

Это предложил Иоанн как побуждение к тому, чтобы не любить мира: любовь мира лишает любви к Богу, всеблагому Отцу; плоды мирской любви противны Богу, как не от Него происходящие. Не любить Бога, всеблагого Отца, питать нечистые мысли, желания и порочные страсти, и чрез то удаляться от Бога — это великое несчастие для человека, понимающего свое истинное счастье, свое высочайшее благо — любить Бога более всего и жить в Боге. Это сильное побуждение не любить мира, ни того, что в мире. Раскрывая и усиливая это побуждение, Апостол присовокупляет: И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Источник: Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *