что такое пограничная служба
От Хасана до Крыма
В прошлом году российские пограничники отмечали 100-летний юбилей службы. 28 мая 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет об учреждении Пограничной охраны. В советские годы «зелёные фуражки» входили в состав НКВД, а после Великой Отечественной войны были включены в структуру КГБ.
«Зелёные фуражки» участвовали в боях с японскими милитаристами. В июле — августе 1938 года отечественные пограничники мужественно сражались с Квантунской армией вблизи озера Хасан, а спустя год — на реке Халхин-Гол.
Бессмертной славой покрыл себя 17-й Краснознамённый Брестский пограничный отряд, вступивший в бой с превосходящими силами вермахта 22 июня 1941 года.
Советские погранвойска участвовали в обороне Минска, Киева, Одессы, Севастополя, Ленинграда, Мурманска, Смоленска, Москвы и Сталинграда. Когда стратегическая инициатива перешла к СССР, «зелёные фуражки» были задействованы в наступательных операциях Красной армии, в том числе в Берлинской (16 апреля — 8 мая 1945 года). После победы над нацистской Германией в немецкой столице нёс комендантскую службу отдельный 105-й пограничный полк.
С 1945 года до середины 1950-х годов «зелёные фуражки» боролись с украинскими и прибалтийскими националистами.
На Дальнем Востоке в марте 1969 года 57-й Иманский пограничный отряд вступил в неравный бой с китайскими войсками, нарушившими советскую границу в районе острова Даманский.
В 1980-е годы пограничные войска выполняли боевые задачи в Афганистане, а после распада Советского Союза сдерживали натиск моджахедов в Таджикистане. Выдающийся подвиг совершила 12-я застава Московского погранотряда. 13 июля 1993 года 48 российских военнослужащих подверглись нападению 250 боевиков. В неравном бою с террористами погибли 22 пограничника и три солдата 201-й мотострелковой дивизии. Позднее шесть бойцов заставы были удостоены звания Героя России, четверо — посмертно.
Таджикско-афганскую границу российские пограничники охраняли до 2005 года. Военнослужащие отражали атаки исламистов и пресекали наркотрафик. В общей сложности они предотвратили контрабанду свыше 30 тонн наркотических веществ.
«Самый укреплённый участок»
По словам Владимира Кулишова, технические средства охраны работают «на самых различных физических принципах». Современное оборудование позволяет не только фиксировать злоумышленников в любую погоду и время суток, но и определять направление их движения. Труднодоступные районы, как рассказал Кулишов, контролируют беспилотники.
В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что на наиболее опасных участках российской границы, как правило, устанавливаются погранзаставы.
«На вооружении пограничников в принципе нет тяжёлой военной техники. В задачи «зелёных фуражек» не входит проведение крупных операций. Их ключевая обязанность — пресечь прорыв границы небольшими вражескими формированиями. Если будут замечены крупные группировки противника, то пограничники информируют армейское командование и действуют совместно с ним. Подобное взаимодействие часто отрабатывается на учениях пограничников и частей Минобороны», — пояснил Кнутов.
В то же время Владимир Кулишов отметил, что за минувшие пять лет были завершены основные мероприятия по оборудованию государственной границы. По периметру полуострова развёрнуты отделения и радиотехнические посты, которые обеспечивают взаимодействие с кораблями береговой охраны и подразделениями Черноморского флота.
«В 2018 году на сухопутном участке завершено развёртывание высокотехнологичного сигнализационного комплекса протяжённостью более 60 км. Кроме того, крымский участок государственной границы оборудован камерами видеонаблюдения, тепловизионными приборами, сейсмическими датчиками и другими техническими средствами охраны границы, интегрированными в единую систему», — сообщил Кулишов.
Всё о пограничной службе РФ
Что входит в полномочия погранслужбы?
— мониторинг пунктов пропуска через границу РФ. Например, если лицу запрещён въезд на территорию России, то и пропускать его туда нельзя. Для граждан иностранных государств и тех, у кого гражданство отсутствует, предусмотрен въезд по визе РФ;
— контроль режима корректного перемещения через границу. Режим предусматривает соответствующее закону пересечение границы людьми, транспортными средствами, провоз домашних животных, осуществление на границе или около неё конкретной деятельности. Пограничники периодически проводят различные, в том числе и профилактические мероприятия, направленные на выявление незаконных пересечений границы. Объединяясь с иностранными пограничниками (находящимися на общей границе) сотрудники ведомства организовывают рейды. На границах с Украиной и Казахстаном есть участки, где пересечение границы разрешается в упрощённом порядке;
— контроль протекания пограничной политики. Это подразумевает обеспечение безопасности людей и независимости самого государства. Возможно и сотрудничество с представителями иностранных пограничных служб. Кроме того, отдельные пограничные правила существуют для стран, которые входят в СНГ;
— ведение оперативно-розыскной деятельности. Она может осуществляться как демонстративно, так и скрыто. Выступает в качестве одного из способов охраны границ государства. Проводится для того, чтобы отыскать граждан, подозревающихся в совершении или подготовке преступления, лиц, находящихся в розыске, а также без вести пропавших граждан; обнаружить информацию о возможных угрозах границе и безопасности Российской Федерации;
— организация участия граждан в защите государственных границ РФ. По закону, любой желающий может отправиться на защиту границы России как внештатный служащий пограничной службы или в составе добровольного патруля. На данный момент по стране насчитывается около 15 тысяч добровольных защитников границы, объединённых в 1400 народных дружин. Также сотрудниками пограничной службы ведётся сотрудничество с войсковыми структурами казаков, нацеленное на совместную охрану границы;
— использование и введение разных типов вооружения. Для охраны границы используются новые типы вооружения, а также специальная техника. Организовывается видеонаблюдение, расставляются датчики сигнализации. Ведётся работа по созданию единой системы технического контроля на приграничных территориях. Возможно, вскоре к охране границы приобщатся беспилотные летательные аппараты;
— охрана береговых границ России. С этой целью по водоёмам проводятся рейды на кораблях и катерах пограничной службы. Активно применяются катера, оснащённые воздушными подушками;
— организация картографического и геоинформационные обеспечения ведомства. Для этой цели ведётся разработка системы, предусматривающей геоинформационные обеспечение пограничников. Это даст возможность лучше ориентироваться на приграничной местности, более эффективно проводить рейды и осуществлять ту или иную деятельность.
Формирование пограничной службы
События 1917 года, а также недавно начавшаяся Первая мировая война, сопровождавшаяся вторжением иностранных армий, привели Россию к необходимости задуматься об охране приграничных территорий. Существовавший на тот момент Отдельный корпус пограничной стражи вследствие вышеперечисленных событий был ликвидирован. Большие участки государственной границы находились на линии фронта. После завершения войны от России отделились некоторые территории, что подтолкнуло руководство к необходимости оборудовать новую границу. Сделать это было тяжело из-за недостатка финансовых запасов и отсутствия опытных пограничников. Однако вскоре, в 1922 году, граница вновь обновилась, когда социалистические республики объединились в СССР. Общая граница этого большого государства была несколько меньше границ Российской империи.
День пограничника отмечается 28 мая, ведь именно в этот день в 1918 году советским правительством был издан декрет «Об учреждении пограничной охраны». Руководство пограничниками осуществлял Наркомат финансов. Новосозданное ведомство отвечало за вопросы искоренения контрабанды, незаконного пересечения границы, а также охраны ресурсов России, обеспечения безопасности её суверенитета. Через месяц командование структурой перешло в руки Наркомторгпрома, а вскоре пограничники образовали собственные подразделения.
В 1919 году пограничная служба была преобразована в погранвойска, а вскоре они стали одной из составляющих действующей армии.
Ситуация постоянно менялась, и в 1920 году безопасность границ была доверена специальному отделу ВЧК. С 1921 года была введена инструкция, которая обеспечивала охрану пограничных территорий. В чём-то наблюдалось сходство данного документа с подобной инструкцией 1912 года. В целом, пограничники сохраняли безопасность самой границы, пресекали незаконные перемещения через неё и оказывали сопротивление бандитизму на приграничных территориях. Также в 1921 году пограничная заключили соглашение с Морской инспекцией по патрулированию водных границ.
С 1922 года безопасностью границы занимался Отдельный пограничный корпус, в который входило около пятидесяти тысяч сотрудников. Руководство пограничниками, в основном, осуществлялось со стороны партийно-политического аппарата.
В этом же году стартовала профессиональная подготовка сотрудников Пограничной службы. Самый короткий срок обучения для младшего командного состава длился всего пять месяцев. Уже в 1923 году в Москве открылась Высшая пограничная школа.
Ещё через два года при погранслужбах начали организовывать манёвренные отряды, основной целью которых была борьба с контрабандой и преступностью.
В 1927 году был разработан Устав (хоть и временный) пограничной службы. Задачи оставались такие же, как и прежде, но тяжелее всего было оказывать противостояние антисоветским группировкам, которые создавались на территории соседних стран и, вопреки всем соглашениям, нападали на приграничные отряды СССР. Такая ситуация складывалась на польской, румынской и других границах, что требовало усиления охранных отрядов. В дальнейшем, пограничные отряды отвечали за безопасность границы, которые перед началом Великой Отечественной войны размещались на 18 округах. Каждый из отрядов состоял из нескольких коммендатур.
Кроме того, пограничники участвовали в войсковых операциях и разведывательных мероприятиях, которые проходили перед самым началом войны.
С 1932 года для помощи пограничникам были созданы авиационные подразделения, оснащённые по последнему слову техники. Вскоре они трансформировались в авиационные бригады. Повсеместно создавались военные училища для сотрудников погранслужбы. По состоянию на 1939 год таких учебных заведений насчитывалось 11, если не брать во внимание различного рода курсы.
Ближе к началу войны в десятки раз выросло количество попыток незаконного пересечения границы СССР. Связано это было, в основном, с усилением деятельности иностранных развед-агентов.
Вовремя советско-финской войны погибло почти полтора тысячи пограничников, ещё около двух тысяч были награждены медалями и орденами, а некоторые получили звание Героев Советского Союза.
22 июня 1941 года именно 39 пограничных отрядов, которые были расположены по всей границе Советского Союза, приняли на себя огонь врага. Пограничники погибали, пытаясь отражать атаки противника. У них практически не было ни средств, ни информации для этих целей. Большая часть личного состава погранотрядов погибли именно в начале войны. Руководство не успевало считать погибших, и многие из них числились пропавшими без вести. Многие подвиги пограничников становились известны лишь через года и десятилетия.
Уже к сентябрю 1941 года 58 погранотрядов расформировали из-за отсутствия сотрудников.
Помимо охраны границы, пограничники должны были заботиться и о безопасности действующей армии. Например, в июне 1941 года на большую часть пограничных формирований возложили охрану тыла Красной Армии.
Не обошлось без усилий пограничников и во времена печально известной блокады Ленинграда. Они поддерживали порядок в самом городе, патрулировали военные объекты, а также несли охрану Дороги жизни, пропуская через КПП машины с продуктами.
Пограничники принимали участие и в партизанских движениях. При этом они успевали и выполнять свою главную работу – контролировать границу. За военные годы задержаны тысячи нарушителей границы, перехвачены тонны контрабандных товаров.
Проявили себя сотрудники пограничной службы во время формирования Всесоюзного фонд обороны. Они активно перечисляли туда не только денежные средства, но и металлолом. Помимо этого, пограничники участвовали в советско-японской войне.
После завершения Великой Отечественной войны обстановка всё так же оставалась напряжённой из-за развития холодной войны.
В 1949 году пограничники перешли под руководство Министерства государственной безопасности.
До 1960 года пограничные заставы оснащались современной техникой и вооружением, но вскоре начали проводиться бестолковые реформы, сокращающие число личного состава, в результате чего закрывались не только погранотряды, но и учебные заведения для пограничников.
Это негативно сказалось на охране границ, ведь нагрузка на пограничников существенно увеличилась. Стали учащаться прорывы через границу, вследствие чего погранотряды вновь были увеличены.
В это же время на добровольной основе формировались Народные дружины, помогавшие действующим пограничникам защищать безопасность границ. К 1960 году в подобные формирования вступило более ста тысяч человек.
За следующие два десятилетия периодически менялась структура пограничной службы, она переходила под разные руководства.
В качестве награды за проявленные на службе героизм и мужество в 1949 году был введён нагрудный знак «Отличный пограничник».
Пограничники в 1969 году принимали участие в столкновениях с китайскими провокаторами, а через десять лет воевали на территории Афганистана.
В 1991 году, после распада Советского Союза, был создан Комитет по охране границ, на тот момент имевший довольно ограниченные полномочия.
Особые подразделения Погранслужбы Российской Федерации существуют и на территории Абхазии и Армении. Ранее подобный отряд также существовал в Таджикистане, правда, позже был ликвидирован.
Что касается символики этой структуры, отличительным знаком пограничной службы являются зелёные береты и зелёные полосы на тельняшках. По значимости зелёный берет является таким же символичным для пограничников, как и синий билет для десантника. Именно эти вещи вызывают уважение у каждого пограничника.
Шевроны Пограничной службы имеют круглую форму. На нашивке изображается двуглавый орёл золотистого цвета. За его спиной перекрещиваются два меча рукоятками вверх, а посередине орла можно увидеть щит с изображением Григория Победоносца, оформленный в бело-зелёных тонах. Всё вышеописанное находится на фоне из чередующихся красных и зелёных полос.
Вышивка шевронов для пограничников – ответственное и важное дело. Мы можем предложить эту услугу по доступной цене, заранее рассчитав количество нашивок и взяв во внимание все требования заказчика.
Особо отличившихся служащих пограничной службы награждают знаками отличия, которых в общем предусмотрено шесть штук: знак «За заслуги» (подразумевается 1 и 2 степень), «За службу в Заполярье», «За службу на Кавказе», «За службу на дальнем востоке», а также нагрудный знак почётного сотрудника погранслужбы и отличительный знак «Отличник Погранслужбы» (существует три степени).
Сейчас на вооружении Пограничной службы находится большое количество военной и разведывательной техники. В случае военных действий, пограничники, хоть и не являясь служащими Вооружённых силах, должны также выступить на защиту Родины.
Основы пограничной политики РФ
Основы пограничной политики Российской Федерации являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации.
Пограничная политика Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.
Пограничная политика формируется на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.
Важнейшими предпосылками эффективности пограничной политики выступают справедливое межгосударственное разграничение, развитие международного сотрудничества, укрепление социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации.
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Основные задачи пограничной политики Российской Федерации:
Принципы пограничной политики Российской Федерации:
2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Основными угрозами национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве являются:
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Совершенствование международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации
Международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации осуществляется на основе универсальных принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других международно-правовых документах.
Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления своей государственной границы.
Государственная граница России, совпадающая с границей бывшего СССР, является нерушимой. Отвергаются любые территориальные притязания к Российской Федерации со стороны соседних государств и попытки изменения прохождения государственной границы в одностороннем порядке.
3.2. Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации
Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает:
3.3. Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества
Межгосударственное пограничное сотрудничество основывается на совпадении интересов России и соседних с ней государств и направлено на последовательное углубление координации и взаимодействия по разрешению пограничных проблем. Дальнейшее развитие пограничного сотрудничества предусматривает:
3.5. Развитие социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных регионов Российской Федерации
Создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных регионов, роста благосостояния и духовного развития населения является важнейшим фактором поддержания общественно-политической стабильности, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве. Пограничная политика в этой области включает:
3.6. Формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики
Проблемы дальнейшей разработки и реализации пограничной политики Российской Федерации, деятельности ее субъектов требуют фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением национальных интересов и безопасности России в пограничном пространстве.
Приоритетными направлениями исследований в области пограничной политики Российской Федерации являются: методологические проблемы; вопросы влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в пограничном пространстве; механизмы мирного разрешения пограничных проблем; социально-экономические, военные и собственно пограничные аспекты; влияние миграционного фактора на процессы и явления в пограничном пространстве; национальный вопрос в пограничной политике России; проблемы пограничной безопасности; история российской границы и другие аспекты погранологии.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пограничная политика Российской Федерации осуществляется в общей системе обеспечения национальной безопасности посредством скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению проведения пограничной политики государства, руководит деятельностью подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти по ее реализации, устанавливает нормы и порядок их финансового и материально-технического обеспечения, ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает межправительственные соглашения в соответствии с полномочиями в области пограничной политики, возложенными на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и граждане при реализации пограничной политики выполняют полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, регламентирующими решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам пограничной политики в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны осуществляет Федеральная пограничная служба Российской Федерации.
Основные направления пограничной политики Российской Федерации реализуются при разработке федеральных целевых программ, осуществлении внешнеполитической, экономической, военной, социальной, финансовой и экологической деятельности государства.
Правовая и социальная защита военнослужащих, гражданского персонала и других лиц, участвующих в реализации пограничной политики, гарантируется государством и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности по реализации пограничной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, а также за счет внебюджетных источников, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение сил и средств, участвующих в проведении пограничной политики, осуществляется целевым назначением в объемах, ежегодно устанавливаемых федеральным бюджетом Российской Федерации, за счет ресурсов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счет приобретения необходимых материально-технических средств у организаций и граждан.
Основы пограничной политики Российской Федерации могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере поступательного социально-политического и экономического прогресса общества и в соответствии с изменениями мирового развития.
Об огране
Пограничную службу Федеральной службы безопасности Российской Федерации считают структурным подразделением, включаемым в строение Федеральной службы безопасности России. Область важнейших направленностей включает защитную деятельность, сохранение и оборону Государственной границы страны на воде и на суше, а кроме того – охрану морских биологических ресурсов, входящих в исключительную экономическую зону Российской Федерации.
Служба теперь состоит из нескольких региональных погрануправлений, представленных федеральными округами:
Обозначенная служба имеет структуризацию, представленную:
У любого из подразделений, включенных в сферу данной службы, имеется перечень определенных функций. Так, охраной внешнего периметра границы занимается личный состав погранотрядов и погранзастав. Они осуществляют пограничную стражу, занимаются контролем внешнего периметра госграницы по всему его протяжению. Пограничную службу осуществляют в любой климатической зоне: и в Заполярье, даже на островах в Северном Ледовитом океане, и в высокогорных районах, и в засушливых пустынях.
У контрольно-разрешительных органов данной службы деятельность организована на территории крупнейших городов, в пропускных пунктах для иностранных граждан, желающих попасть в нашу страну, и
для граждан России, которые собираются выехать за рубеж. Они проверяют документы, досматривают вещи и транспорт.
Задача подразделений собственной безопасности у пограничников – выявлять и пресекать функционирование тех служащих, кто нарушает свой воинский долг.
Благодаря различным подразделениям пограничной службы, осуществляется комплексное охранение государственных границ, с охватом и нейтрализацией угроз и рисков, исходящих и извне, и внутри страны.