что такое поэзия для детей дошкольного возраста
Ознакомление детей с поэзией в детском саду
Ознакомление детей с поэзией в детском саду
1. Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста……………………………………………….…. 4
2. Требования к отбору поэтических произведений в детском саду……. …10
3. Методика заучивания поэтических произведений в детском саду. ……. 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..………. 24
Ознакомление с поэзией в детском саду преследует важную цель – речевое развитие дошкольника.
Задачи и содержание ознакомления детей с поэзией определены на основе знания особенностей восприятия и понимания поэтических произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к поэзии, развивать способность к целостному восприятию поэтических произведений, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях поэтического произведения, об её специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение поэтического произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений; развивать поэтический слух.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Цель работы – рассмотреть методику ознакомления с поэзией в детском саду.
Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста.
Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.
В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история.
Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта.
В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу.
В детском саду поэтические произведения:
читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи лирические занятия, учат стихи наизусть, драматизируют, инсценируют, разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений).
В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения.
Ученые и психологи выделяют три стадии восприятия поэтического произведения:
Влияние на личность ребенка должно быть положительным. Поэтому логично, что к произведениям художественной литературы, с которыми знакомят детей, должны определенные требования.
простота и четкость ритма;
краткость самого стишка и отдельных строк;
простота и ясность знакомых детям образов;
разнообразие видов поэзии.
Рассмотрим кратко каждый из вариантов занятий.
В старших группах практикуется проведение лирических занятий.
На таких занятиях воспитатель особое внимание уделяет лирической атмосфере. Этот вид занятий интегрирует музыку, живопись, литературу. Центральным звеном этого сочетания является искусство слова, поэтому желательно, чтобы поэтические образы стихотворного текста нашли своеобразное отражение в репродукциях картин, музыкальных произведениях, детских рисунках.
Большое значение на этих занятиях предоставляется правильно организованной речевой работе:
— художественному анализу образной строения стихотворного текста (через конкретные вопросы, выявляющие степень осознания значения выразительных языковых средств;
— построение синонимических рядов;
— поиск антонимических пар.
Как вариант занятия на основе поэтических текстов является использование стихов-шуток. Шуточные стихи, стихи-размышления помогают развить выразительность, точность речи, а также способствуют становлению поэтического вкуса, воспитывают интерес к красоте художественного слова. Благодаря шутливой ситуации дети воспринимают их охотно, весело, как игру, поэтические шутки. Эти фрагменты прекрасно дополняют разнообразные коллективные занятия, оживляют бытовые моменты, поднимают настроение, когда-либо украшают детские развлечения.
Для использования этих стихов необходима доброжелательная, приятная атмосфера в группе, воспитатель, поддерживает хорошее настроение детей, демонстрирует им богатые возможности культурного проявления веселого настроения.
Следующим вариантом работы мы рассмотрим изучения стихотворения наизусть.
Методы заучивания поэтических произведений:
Визуальный: этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной линией. Ваши изобразительные способности здесь не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания «каляки-маляки» особенно не влияют.
Двигательный: предлагаете ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» построчно на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.
Слуховой: это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том, же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученный стих можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает? ». В дальнейшем его повторяют при соответствующих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.
Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не в строку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слуховая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким детям два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение полностью.
С детьми старшей группы 1-2 раза в год проводят вечера поэзии, на которых дети читают, драматизируют и инсценируют знакомые стихи.
Работа над игрой-драматизацией начинается с подбора художественного произведения. Сюжет его должно быть динамичным и интересным, богатым диалоги, яркие персонажи. Без этого невозможно заинтересовать детей произведением, его героями.
2. Требования к отбору поэтических произведений в детском саду.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать яркие, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведением является изобразительность и выразительность художественного образа. Изобразительность помогает реально представить цвет, форму, пропорции, то есть внешние признаки объектов и явлений действительности. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства и слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, то есть устанавливает мыслительную деятельность человека. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой.
Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения, такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.
Поэтические произведения в работе с дошкольниками.
Ольга Степанова
Поэтические произведения в работе с дошкольниками.
«Читайте детям стихи,
пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.
Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
Значение поэзии в жизни ребёнка.
Маленький ребёнок знакомится с поэтическими произведениями уже в
раннем возрасте, он еще лежит в коляске, а родители читают ему
народные потешки, прибаутки, мелодичные колыбельные песенки, детские стишки. Когда младенец подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт знакомства с поэзией,
облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания.
Такое «семейное» общение играет большую роль в подготовке ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.
Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную
пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести
внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный
уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание.
Подбор стихотворений для заучивания.
дети запоминают большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами
Подбирать поэтические произведения необходимо с учётом
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В младшем дошкольном возрасте требования к подбору стихотворных произведений следующие:
1) простота и четкость ритма;
2) краткость самого стиха и отдельных строк;
3) простота и ясность знакомых детям образов;
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко
Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и
пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, З. Александрова «Ёлочка» А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.).
В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.
Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для заучивания стихотворений. Именно в этот возрастной период начинает особенно быстро развиваться память. И, если до четырех лет педагоги не ставят перед
ребенком задачи запомнить произведение целиком, а лишь, что запомнит, то запомнит, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребёнка запоминать текст наизусть. И, чем больше ребенок будет учить наизусть — тем больший объем памяти сформируется у него для
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять
инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются
достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи
(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.).
В подготовительной группе стихотворные тексты усложняются, для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Дети очень активно и эмоционально слушают их и рассказывают, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, нужно провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л. А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова.
Одно такое объяснение можно найти в книге Н. А. Стародубовой «Теория и методика развития речи дошкольников».
Методики и приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений.
Существует много способов и методик заучивания стихов, но исходить
нужно из основных особенностей заучивания стихотворений
дошкольниками.
Для методики заучивания стихов очень существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Но помимо этого, очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего мне это нужно).Это могут быть различные игры: «Артисты», «Порадуй друга», чтение стихов на утреннике для родителей; выступление перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и
лучше запомнить текст, важно довести до сознания детей смысл
произведения, заранее готовить их к восприятию.
Существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов
и качество художественного исполнения их взрослыми.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит
от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет
для педагога известную сложность. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Также не следует требовать полного запоминания стихотворения за один раз.
Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
Алексеева М. М. и Яшина Б. И. в своем пособии «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» предлагают для заучивания
Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
В своей работе я использую со второй младшей группы методику запоминания стихотворений с помощью мнемотехники. Мои методические разработки – мнемотаблицы и мнемокубики, помогают детям запоминать поэтические произведения гораздо быстрее и легче.
Обязательно нужно рассмотреть с детьми картинки к стихотворению,
ответить на вопросы детей. Затем прочитать стихотворение еще раз. Так, у детей сформируется цельное восприятие произведения.
А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения.
Мотивировать детей на то, что с помощью картинок мы будем это произведение учить наизусть.
Поэтические произведения (художественная, мировая, фольклорная поэзия) является важным источником развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическимжанром художественной литературы помогает решать такие задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.
Материал подготовила – воспитатель ГБДОУ № 142 Невского района
Список использованной литературы:
Анкеты для родителей В этой теме предлагаю выкладывать различные анкеты для родителей. Таким образом если каждый из участников добавит хотя бы по одной анкете,.
Наша педагогическая копилка. Хочу поделиться очень удобным способом хранения методической литературы по лексическим темам и отдельным направлениям работы с детьми.
Развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста
Я работаю в группе общеразвивающей направленности в возрасте от 3-х до 4-х лет. В начале года педагогом-психологом была проведена диагностика уровня развития детей данного возраста. В результате она выявила, что у нескольких детей общий уровень развития выше нормы.
Так как, в практике работы дошкольных учреждений педагоги чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития, я составили план работы для этих детей, направленный на развитие поэтического творчества.
Я выбрала данное направление, так как развитие поэтического творчества способствует совершенствованию вербальным способам общения детей, развивает речь, способствует пониманию различных жанров, их особенностей, развивает умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.
Целью работы является развитие поэтического творчества у детей дошкольного возраста.
1. Знакомить с особенностями разных жанров литературы.
2. Учить говорить красиво, обогащать и активизировать словарь детей названиями предметов и их частей, синонимами, прилагательными, глаголами, наречиями; закреплять умение образовывать новую форму слов с помощью суффиксов.
3. Через совместное рассказывание и словесное творчество (составление рассказов, загадок, потешек и стихов) формировать умение вести диалог со старшими и сверстниками.
4. Развиватьпсихические процессы: восприятие, представление, внимание, память, мышление, воображение.
5. Прививать любовь к родному языку.
Чувство поэтического языка развивается путем практических упражнений при выполнении творческих заданий.
Для того чтобы ребенок стал активен в словесной творческой деятельности, ему необходимо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания. А для этого надо помочь ему увидеть живое слово в действии. Конечно, никаких логических определений и терминов не дается, и вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане.
Детям дошкольного возраста недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение элементарными способами выражения в слове образности вполне отвечает их возможностям.
1. Вставить в стихотворную строчку пропущенное слово;
2. Подобрать рифму к словам (н-р: день – лень, ложка – крошка).
3. Сочинить загадку (например: он колючий, но не злой, ест мышей и спит зимой.)
4. Вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему (дождь, осень, праздник, игрушка).
5. По прочитанному отрывку из стихотворения отгадать автора и название. («Белая берёза под моим окном принакрылась снегом…» С. Есенин).
Так же используются дидактические игры:
1. Игра «Продолжалки». (Воспитатель читает стихотворную строку, а дети продолжают дальше в рифму).
2. Игра «Допиши две строчки». (Воспитатель придумывает первые две строчки, а дети две последние).
3. Игра «Сочини стихотворение, используя 4 слова». Воспитатель называет по 2 пары слов, а ребёнок придумывает с ними стихотворение.
4. Игра «Угадай-ка». Воспитатель называет по два слова, а дети должны поднять фишку, если слова рифмуются (полка – волка, печка – свечка).
5. Игра «Что лишнее?». Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес).
6. Игра «Поймай рифму». Игра с мячом в кругу, воспитатель бросает мяч и называете слово, а ребёнок отвечает рифмой и возвращает мяч.
Дидактическая игра «Доскажи словечко» используется для знакомства с понятием «Рифма»:
1. Подбор созвучных слов устно или по картинке (автобус – глобус).
2.Рифмовка названия предмета и:
• части другого предмета (мышка – крышка);
• обобщающего слова для второго предмета (дверь – зверь);
• синонима ко второму предмету (кошка – лукошко).
4. Рифмовка уменьшительной формы второго предмета (кошка – рыбёшка).
5. Рифмовка прилагательного (лопаты – лохматый).
6. Рифмовка глагола (синица – снится).
7. Рифмовка наречия (слониха – тихо).
8. Образование множественного числа обоих слов (банки – танки).
9. Образование новых слов с помощью суффиксов (флажок – утюжок).
Упражнения на развитие поэтического творчества:
1. Придумывание сравнений и эпитетов.
Задача. Помочь детям почувствовать, как тропы организуют языковой материал и превращают его из непоэтического в поэтический.
Придумывание эпитетов.Придумать определения к словам: осень (хмурая, дождливая, золотая, желтая, грустная); снег (хрустящий, серебристый, блестящий, легкий).
Придумывание сравнений. Сначала детям в качестве образца дается сравнение из литературного произведения. («Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром».)Воспитатель говорит: «В стихотворении автор сравнивает снег с серебром, а ты можешь придумать сравнение к слову снег» («снег, как белая скатерть, землю покрыл», «снег пушистый, как вата», «снег под ногами хрустит, как сухарик»).Такое же задание воспитатель предлагает детям на слова: береза («березка стройная, как девица», «березка стоит, как в белом платьице», лес («лес полон чудес, как терем-теремок», «осенний лес красив, как сказка»).
2. Подбор синонимов и антонимов.
Задача. Помочь детям почувствовать разнообразные значения слова, его оттенки.
Методические указания. Знакомство с синонимическим богатством родного языка поможет детям совершенствовать свою речь, почувствовать, как одно и то же значение может быть выражено разнообразными словами. Знакомство с антонимами поможет уяснить детям противоположные значения слов и словосочетаний.
1. Подобрать синонимы к заданному слову или словосочетанию.Воспитатель говорит детям: «Подберите слово, близкое к слову веселый. Какими еще словами можно сказать про веселого человека, какой он? (радостный, счастливый, поющий, улыбающийся)».
2. Подобрать антонимы к этим же словам (веселый — грустный, печальный; холодный — теплый, горячий; веселое утро — хмурое утро, дождливое утро, пасмурное утро).
Учитывая результаты промежуточного среза, можно сделать вывод о том, что у детей повысилась интонационная выразительность, расширился словарный запас, они с легкостью подбирают рифму, могут различать некоторые литературные жанры, участвуют в театральных сценках, заучивают длинные стихотворения. Остальные дети так же заинтересовались этой деятельностью и активно принимают участие в играх и упражнениях. На данный момент работа по развитию поэтического творчества с данными детьми продолжается.
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.