что такое подростковый синдром
Люди с синдромом Аспергера в обществе
Синдром Аспергера является самой слабовыраженной формой аутизма. Людей с данным расстройством называют Аспи. По некоторым данным, их количество от общего числа аутистов составляет примерно 20 %. Однако точную распространенность патологии определить сложно, поскольку синдром Аспергера очень тяжело выявить и отличить от высокофункционального аутизма.
Расстройство может возникнуть у людей различной национальности, пола и расы. Но замечено, что мужчины с синдромом Аспергера встречаются чаща, чем женщины.
В последнее время изучению синдрома Аспергера и особенностям интеграции людей с таким расстройство в общественную жизнь стало уделяться очень много внимания. Это объясняется тем, что у Аспи, как правило, достаточно высокий интеллект и нет проблем с речью. При адекватной терапии такие люди могут найти свое место в социуме, добиться успехов в карьере и создать крепкую семью.
Особенности патологии
Синдром Аспергера и аутизм стали бичом нашего времени. Эти расстройства не являются органическими заболеваниями, от них не существует лекарств, ими нельзя заразиться и нельзя от них вылечиться.
Аутизм, как отдельная патология, возник около 70 лет назад. До этого времени аутистов причисляли к шизофреникам или слабоумным. Синдром Аспергера самостоятельным диагнозом стал еще позднее. Впервые о нем заговорили в конце прошлого века. Синдром получил свое название в честь Ганса Аспергера. Этот австрийский психиатр и педиатр в 1944 году ввел термин «аутистическая психопатия». Так он назвал расстройство, характеризующееся ограниченной эмпатией у детей по отношению к сверстникам, неспособностью выстраивать невербальную коммуникацию и физической неловкостью.
Современное название синдром получил в начале 80-х годов прошлого века. Тогда же появилась современная концепция, а чуть позже были разработаны основные принципы диагностики.
Синдром Аспергера часто называют самой легкой формой аутизма, характеризующейся такими особенностями:
Диагностируется аутизм в раннем возрасте, но сделать это непросто. Постановке диагноза предшествует многочасовая работа психологов и психиатров, социальных работников и других специалистов. С синдромом Аспергера все еще сложнее. У детей заметить проявления синдрома крайне сложно. Именно поэтому многие люди узнают о своем расстройстве уже в зрелом возрасте.
Например, известный британский актер Энтони Хопкинс о своем расстройстве узнал в 80 лет. С раннего детства он испытывал трудности с обучением, страдал дислексией, с трудом освоил письмо и чтение. Истинной причиной всех этих проблем был синдром Аспергера, о котором актер узнал уже в столь преклонном возрасте.
Причины возникновения
На сегодняшний день синдром Аспергера является наименее изученным расстройством. Ученые так и не пришли к единому мнению по поводу его возникновения, высказывая разные теории:
Большинство исследователей среди причин развития синдрома Аспергера называют причины, которые схожи с предпосылками развития аутизма и других психических расстройств.
С большой долей уверенности можно сказать, что учеными до сих пор не найдены генетических и биохимических маркеров, которые были бы характерны исключительно для синдрома Аспергера.
Диагностика и лечение
Все расстройства аутистического спектра, в том числе и рассматриваемое, не поддаются лечению. Врачи лишь пытаются научить человека жить в обществе с учетом своего состояния. Существует гипотеза, что чем раньше будет выявлено это отклонение, тем эффективнее будет терапия. Аспи будет легче пройти обучение в школе, выстроить социальные связи, раскрыть свой потенциал и жить продуктивной жизнью. Но для того чтобы начать лечение в детстве, необходимо диагностировать расстройство, а в случае с синдромом Аспергера сделать это непросто.
Диагноз подтверждается заключением психолога, психиатра, невропатолога и дефектолога. Все эти специалисты должны иметь опыт работы именно с детьми, поскольку все занятия и беседы с ребенком проводятся в игровой форме. Ведется также сбор анамнеза при помощи родителей, дается оценка уровню интеллектуального, психоречевого развития ребенка и его способности к коммуникации.
К основным методам диагностики синдрома относятся:
Лечение синдрома Аспергера сводится к психотерапевтическому воздействию. Весьма эффективны такие методы, как психоанализ и поведенческая терапия. Основной задачей специалистов становится социальная адаптация Аспи в обществе. Ребенка нужно научить жить со своей особенностью.
Кроме психотерапевта, коррекцией расстройства также должен заниматься нейропсихолог.
При своевременной терапии прогноз более чем благоприятный. Аспи может вести нормальную жизнь, строить карьеру и создать семью. Но следует помнить, что хотя с возрастом симптомы расстройства немного сглаживаются, полностью синдром не исчезнет.
Положение в обществе
Людям с тяжелыми формами аутизма реализоваться в обществе можно, но сделать это довольно сложно. Проблемы начинаются с раннего возраста. Детей аутистов берут в детские сады. Но с ними трудно работать неподготовленным педагогам, поэтому родители вынуждены искать другие учебные заведения и специалистов. Позже возникают проблемы с обучением в обычных школах, колледжах и вузах. Работодатели тоже не горят желанием трудоустраивать людей с такими особенностями.
Люди с синдромом Аспергера практически не испытывают подобных проблем. Благодаря их высокому интеллекту, а иногда и выдающимся способностям, их очень ценят там, где нужно выполнять много рутинной работы, концентрироваться на деталях, обрабатывать большие объемы информации и замечать закономерности. Аспи в коллективе никогда не создают конфликтных ситуаций, их не интересуют интриги, и они практически никогда не меняют место работы.
Найти достойного спутника жизни непросто любому человеку. Аспи сделать это еще сложнее. Брак будет счастливым в том случае, если партнер не будет пытаться изменить человека с синдромом, а постарается принять его особенность. Женщины с синдромом могут иметь детей, хотя не все решаются на этот шаг. Потому что Аспи и так очень тяжело дается ежедневное нахождение в социуме, а с появлением детей усилий придется прикладывать еще больше.
В развитых странах мира изучению синдрома Аспергера уделяется большое внимание со стороны государственных структур. Ранее людям с таким расстройством ставился диагноз шизофрения, после чего к ним применялись соответствующие методы лечения. Все это приводило к полной недееспособности человека.
Нередко забота о таких людях перекладывалась на государство. Теперь же удается полностью социализировать людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Они не только обслуживают себя, но и приносят немалую пользу обществу.
В США и других развитых странах людям с различными видами аутизма, в том числе и с синдромом Аспергера, уже давно оказывают поддержку во всех областях жизни. Их активно берут на работу, особенно в ІТ-сфере. В России ситуация обстоит иначе: потенциал Аспи еще только раскрывается отечественными работодателями.
Ряд исследователей считает, что среди гениев, оставивших след в истории, было много аутистов и Аспи. Конечно, диагностировать у них синдром теперь можно лишь по косвенным признакам, поскольку во времена их жизни о подобном расстройстве никто не знал. К таким людям причисляют Вольфганга Амадея Моцарта, Авраама Линкольна, Льюиса Кэррола и Леонарда да Винчи.
В последнее время знаменитости стали откровенно рассказывать публике о своих проблемах. Недавно Илон Маск, который основал компании Tesla и SpaceX, рассказал в интервью, что у него синдром Аспергера. По его словам, заново изобрести электромобиль и отправить людей на Марс мог только такой необычный парень.
Как общаться с Аспи
Женщины и мужчины с синдромом Аспергера воспринимают окружающий мир совсем не так, как нейротипичные (не имеющие РАС) люди. Если вы хотите лучше их понять, то стоит помнить о таких особенностях восприятия ими окружающей действительности:
Все люди, страдающие РАС, разные, и расстройство может проявляться по-разному. Однако проблемы у них общие. Синдром Аспергера оказывает влияние на то, как человек чувствует, видит, слышит и выстраивает отношения с окружающими. Но эти особенности могут оказывать различное влияние на его жизнь.
Облегчить проблемы, связанные с синдромом, можно при помощи своевременно начатой терапии. Если вы заметили особенности в поведении своего ребенка или сами испытываете сложности в построении взаимоотношений с окружающими, то обязательно проконсультируйтесь с психотерапевтом.
Сегодня найти хорошего специалиста не составит труда. В Москве есть много разных клиник, среди которых особое место занимает Московский Городской Психоэндокринологический Центр. В этом медицинском учреждении работают высококвалифицированные специалисты различных медицинских специальностей.
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Синдром аспергера у детей: симптомы, причины, диагностика и лечение
Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра, которое характеризуется различными трудностями социального взаимодействия, а также специфическими коммуникативными нарушениями, ограниченным и своеобразным, стереотипным кругом интересов, что отличает детей с СА от сверстников. Данный диагноз ставится только после клинической, психиатрической и неврологической экспертизы.
В МКБ-10 данное расстройство было выделено в отдельную категорию как «синдром Аспергера». В МКБ-11 это нарушение психического развития, как и аутизм, входит в общую группу «Расстройства аутистического спектра». Более того, ряд американских исследователей вовсе предложили отказаться от использования данного диагноза, заменив его на диагноз «расстройство аутистического спектра» с указанием степени тяжести.
Краткая история
Данное расстройство получило свое название в честь австрийского психиатра и педиатра – Ганса Аспергера. Он в 1944 году описал детей, которые отличались отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим людям, а также определенной физической неловкостью.
Сам термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в 1981 году (сам Ганс Аспергер использовал определение «аутистическая психопатия»). В 90-х годах прошлого века были разработаны диагностические стандарты, позволяющие идентифицировать детей с синдромом Аспергера. Так, данное расстройство было признано нарушением развития психики, которое отличалось серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также стереотипным и повторяющимся репертуаром интересов и занятий.
Данный диагноз присутствовал в четвертой редакции американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), но уже в пятой редакции (DSM-5), которая вышла в 2013 году, синдром Аспергера был удален. Но в современной практике этот термин по-прежнему используется, несмотря на то, что у этого синдрома и аутизма, который также входит в категорию расстройств аутистического спектра, есть достаточно много общих черт.
Чем синдром Аспергера отличается от аутизма
Сегодня нет какой-то определенной позиции по поводу того, стоит ли рассматривать аутизм и синдром Аспергера как отдельные и взаимоисключающие диагностические категории.
Синдром Аспергера является одним из расстройств аутистического спектра. При этом расстройстве и аутизме отмечаются определенные изменения в мозге, но их появление и развитие еще до конца не изучены.
Общие симптомы расстройств аутистического спектра заключаются в проблемах в социальном взаимодействии с окружающими людьми, нежелании идти на контакт, неадекватном восприятии общепринятых правил и норм, а также в отсутствии эмпатии. Но принято считать, что при синдроме Аспергера эти проявления не так интенсивны, как при аутизме, т.е. человек может нормально жить, заводить семью, строить карьеру и лучше взаимодействовать в социуме, чем при аутизме. Еще одно отличие – это специфическое развитие речи при синдроме Аспергера, что выделяет его среди остальных первазивных расстройствах развития. Ганс Аспергер очень красноречиво описал необычный профиль речевых способностей, которые включают: проблемы с навыками разговора, «мелодию» или поток речи и необычную историю развития речи, например, задержку речи или ее раннее развитие. Он также описал тенденцию некоторых маленьких детей разговаривать как взрослые — большой словарный запас и использование весьма сложных предложений. Аспергер писал, что: «Если внимательно прислушаться, то неизбежно обращаешь внимание на подобные аномалии языка аутичных индивидов, а потому их признание имеет особенное диагностическое значение» (Asperger [1944] 1991, p.70). Некоторые специалисты воспринимают данное нарушение как определенную подкатегорию аутизма. Мнение, что человек с синдромом Аспергера имеет некоторую форму аутизма, вполне имеет право на жизнь. Подтверждается оно и схожестью тех проявлений, которые встречаются у обоих расстройств аутистического спектра.
Симптомы, характерные для синдрома Аспергера
Синдром Аспергера считается скрытой дисфункцией, т.е. по внешним признакам определить наличие этого расстройства практически невозможно. У детей и взрослых с этим расстройством есть проблемы с коммуникацией, социальным взаимодействием и воображением – это так называемая «триада нарушений».
Сложности с коммуникацией
У людей с этим расстройством встречаются следующие проявления:
Сложности с социальным взаимодействием
У детей с синдромом Аспергера могут быть социальные контакты со своими ровесниками, но у них часто возникают проблемы с инициированием и поддержанием социальных взаимоотношений.
Люди с этим расстройством:
Сложности с воображением
Для таких людей характерны:
Причины появления
Причины возникновения синдрома Аспергера еще до конца не изучены. В большинстве случаев данное расстройство вызвано комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие исследования показывают, что изменения в мозге могут быть вызваны сочетанием факторов – эндогенные (генетические) и экзогенные (физические, химические, биологические).
В качестве одной из рабочих гипотез рассматривается аутоиммунная реакция организма матери, которая вызывает повреждение головного мозга плода. Одно можно сказать точно – синдром Аспергера является врожденным расстройством, а не приобретенным. Если оно выявлено в более зрелом возрасте, то здесь уместно говорить о проблемах ранней диагностики.
К слову, есть ряд мифов, касающихся причин возникновения у детей синдрома Аспергера. Он не может возникнуть по причине недостатков воспитания или каких-то эмоциональных травм, перенесенных в раннем возрасте.
Другая распространенная теория – влияние вакцинации. Но современные исследования не дают однозначный ответ, касающийся связи прививок и развития данного расстройства. Но общая неясность в отношении точных причин возникновения синдрома Аспергера оставляет почву для споров, поэтому исследования продолжаются.
Диагностика синдрома Аспергера у детей
В нашей стране присутствует проблема диагностики расстройств аутистического спектра, в том числе и синдрома Аспергера. Определенные проявления можно заметить уже до 1,5-2-х лет, но в большинстве случаев это расстройство не диагностируется до 4-5-х летнего возраста.
У детей с синдромом Аспергера речевое развитие имеет специфику, их словарный запас часто бывает выше среднего. Из-за своевременного овладения речью, характерная симптоматика в детском возрасте часто воспринимается как проявления других нарушений поведения (к примеру, СДВГ). Как правило, наличие этого расстройства определяется по социальному взаимодействию ребенка.
Есть ряд симптомов, которые могут присутствовать у детей с данным расстройством:
Все эти проявления могут заметить родители и педагоги, но окончательный диагноз должен ставить детский или подростковый психиатр. В диагностике широко используется анкетирование, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты.
Что такое синдром Аспергера? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Серегина Д.А., психотерапевта со стажем в 12 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Синдром Аспергера — это нарушение развития, которому свойственны серьёзные трудности в социальном взаимодействии и невербальной коммуникации наряду с ограниченными и повторяющимися моделями поведения и интересов. [4] Данное расстройство отличается от других состояний аутистического спектра относительно нормальной речью и интеллектом. [7]
C 2005 по 2015 год Синдром Аспергера затронул 37,2 миллионов человек во всём мире. [6] Люди, идентифицирующие себя с этим синдромом могут называть себя в разговоре Аспи.
Характеристика синдрома Аспергера
Расстройство названо в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера. В 1944 году он описал четырёх детей из своей медицинской практики, которым не хватало навыков невербальной коммуникации. У этих детей было ограниченное понимание чувств других людей — они не проявляли сочувствия к сверстникам, отличались неуклюжестью. Из-за этих особенностей детям было трудно интегрироваться в общество. Аспергер назвал такое состояние «аутичной психопатией» и описал его, прежде всего, как социальную изоляцию. [5] [9] [13]
Современная концепция расстройства появилась в 1981 году и пережила период популяризации. [14] [15] [16] В начале 1990-х годов синдром Аспергера стал стандартизированным диагнозом: его включили в Международную классификацию болезней (МКБ-10) и добавили в руководство по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.
В своём описании Ганс Аспергер коснулся не только характеристики детей, но и поиска общих симптомов среди членов семьи своих пациентов (в особенности отцов). Исследования подтверждают выводы такого наблюдения, поэтому учёные предлагают генетическую природу синдрома Аспергера.
Несмотря на то, что до сих пор не идентифицировано ни одного конкретного гена, вызывающего расстройство, считается, что несколько факторов играют определённую роль в экспрессии аутизма, учитывая фенотипическую изменчивость, наблюдаемую у детей с синдромом Аспергера. [8] [26] Свидетельством генетической связи такого расстройства в семьях является наблюдаемая более высокая частота членов семьи, имеющих поведенческие симптомы, аналогичные синдрому Аспергера, только в более ограниченной форме (например, небольшие трудности с социальным взаимодействием, речью или чтением). [5]
Достижения в области генетических технологий позволяют клиническим генетикам связывать примерно 40 % случаев расстройств аутистического спектра с генетическими причинами синдрома Аспергера. Причём большинство поведенческих генетических исследований показывают, что все расстройства аутистического спектра обладают общими генетическими механизмами. [8] Вероятно, существует общая группа генов, в которой отдельные аллели (формы гена) делают человека уязвимым для развития синдрома Аспергера. Если это так, то определённая комбинация аллелей определит тяжесть и симптомы для каждого человека с синдромом Аспергера. [5]
Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера
Проявления синдрома Аспергера варьируются от одного человека к другому, хотя есть ключевые черты, общие для всех людей, страдающих РАС. Это:
Исполнительное функционирование и теория психического
Отличия от аутизма
Синдром Аспергера у детей
Нарушение социального взаимодействия иногда не проявляется до тех пор, пока ребёнок не достигнет возраста, в котором это поведение становится важным. Социальные нарушения часто впервые замечаются тогда, когда дети сталкиваются со сверстниками в детском саду или дошкольном учреждении. [9]
Синдром Аспергера у взрослых
Симптомы синдрома Аспергера
Синдром Аспергера, как распространённое расстройство развития, отличается не одним, а целым рядом симптомов:
Особая увлечённость
Стремление к конкретным и узким областям интересов является одним из наиболее ярких признаков среди возможных особенностей синдрома Аспергера. Лица с этим расстройством могут собирать тома подробной информации по относительно узкой теме (например, метеорологические данные или названия звёзд), при этом не обязательно понимания подлинную глубину и широту темы. Например, ребёнок может выучить номера моделей фотокамер, при этом мало увлекаясь самой фотосъёмкой. Такое поведение обычно проявляется в возрасте 5 или 6 лет. Хотя эти особые интересы могут время от времени изменяться, становиться всё более необычными и узко сфокусированными, при этом часто доминируя в отношениях с людьми настолько, что вся семья может погрузиться в это увлечение. Так как узкие темы чаще всего интересуют детей, этот симптом может остаться незамеченным.
Трудности с социальным взаимодействием
Люди с синдромом Аспергера могут быть не такими замкнутыми, по сравнению с теми, у кого другие, более тяжёлые формы аутизма: они приближаются к другим людям, даже если им неловко. Например, человек с синдромом Аспергера может односторонне и многословно разговаривать на любимую тему, при этом неправильно понимая или не признавая чувства или реакции слушателя (например, желание сменить тему разговора или прекратить взаимодействие). Иначе эту социальную неуклюжесть можно назвать «активный, но странный». Такое отсутствие способности адекватно реагировать на социальное взаимодействие может проявляться как пренебрежением к чувствам других людей, так и отсутствием проявления каких-либо эмоций (казаться бесчувственным). [8] [17]
Однако не все индивидуумы с синдромом Аспергера будут подходить к другим людям. У некоторых из них может проявляться избирательный мутизм — такие дети не обращаются к большинству людей, а только к «избранным» личностям, которые им нравятся. Также детское стремление к общению может быть подавлено опытом неудачных социальных встреч. [8]
Когнитивные способности детей с указанным расстройством зачастую позволяют им сформулировать социальные нормы. Они в состоянии показать теоретическое понимание эмоций окружающих, однако, как правило, испытывают трудности, опираясь на понимание текущей жизненной ситуации. Хотя люди с синдромом Аспергера приобретают языковые навыки без значительных общих задержек, приобретение и использование языка часто нетипично: [8] [17]
У людей с синдромом Аспергера часто слуховое и зрительное восприятие отличается от обычного. [23]
Гипотеза о том, что люди с синдромом Аспергера предрасположены к насильственному или преступному поведению, была исследована, но она не подтвердилась. [8] [19] Много доказательств говорит о том, что дети с таким расстройством являются скорее жертвами, а не правонарушителями. [20] Обзор 2008 года показал, что подавляющее число зарегистрированных насильственных преступников с синдромом Аспергера имело и другие сосуществующие психотические психические расстройства (например, шизоаффективное расстройство).
Сопутствующие состояния
Признаки синдрома Аспергера у взрослых
Общие признаки взрослых с РАС:
Патогенез синдрома Аспергера
Существует множество теорий возникновения Синдрома Аспергера. Одна из них — теория зеркальных нейронов. Она предполагает, что появление расстройства связано с нарушением функции зеркальных нейронов головного мозга, которые отвечают за распознание того, что чувствуют другие люди. Некоторое доказательство данной теории обеспечивает функциональная магнитно-резонансная томография. [29] [30]
Синдром Аспергера является результатом факторов развития, которые влияют на многие или все функциональные системы мозга. [31] Нейроанатомические исследования и ассоциации с тератогенами убедительно свидетельствуют о том, что механизм возникновения расстройства включает изменение развития мозга вскоре после зачатия. [27] Аномальная миграция эмбриональных клеток во время развития плода может повлиять на конечную структуру и связность мозга, что приводит к изменениям в нейронных цепях, которые контролируют мышление и поведение.
Стоит отметить, что все расстройства аутистического спектра связаны с воздействием тератогенов (веществ, вызывающих врождённые дефекты) в течение первых восьми недель от зачатия. Хотя это не исключает возможности того, что они могут быть инициированы или затронуты позднее. [27] Многие факторы окружающей среды предположительно приводят к подобным расстройствам и после рождения, но ни один из них не был подтверждён научными исследованиями. [28]
Ещё одна теория — теория слабой центральной когерентности. Она предполагает, что при расстройствах аутистического спектра возникает дефицит центральной когерентности — внутренней способности связывать воедино множество деталей. В результате этого у людей с Синдромом Аспергера ограничивается способность видеть общую картину. [32]
Родственная теория — улучшенное перцептивное функционирование (восприятие объективной действительности) — больше фокусируется на превосходстве локально ориентированных и перцептивных операций у аутичных индивидов. [33]
Классификация и стадии развития синдрома Аспергера
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит синдром Аспергера к расстройствам аутистического спектра.
Как и другие расстройства психологического развития, расстройства аутистического спектра начинаются в младенчестве или детстве, имеют устойчивое течение без ремиссии или рецидива, а также нарушения, которые являются результатом изменений в различных системах мозга, связанных со взрослением.
Расстройства аутистического спектра, в свою очередь, являются подмножеством более широкого фенотипа аутизма, включающего людей, которые могут не иметь расстройство аутистического спектра, но обладать аутистическими чертами (например, социальный дефицит).
Всего в DSM-5 выделяют четыре расстройства данного спектра:
Из всех четырёх форм аутизм наиболее похож на синдромом Аспергера по признакам и вероятным причинам, но его диагностика требует подтверждения нарушения коммуникации и задержки когнитивного развития. Синдром Ретта (умственная отсталость, преимущественно у девочек) и Детское дезинтегративное расстройство имеют несколько общих признаков с аутизмом, но могут иметь несвязанные причины. [18]
Осложнения синдрома Аспергера
Тревожные расстройства и основные депрессивные расстройства являются наиболее распространёнными состояниями, протекающими одновременно. У людей с синдромом Аспергера эти нарушения существуют в 65% случаев. [8]
У детей с синдромом Аспергера довольно часто возникают проблемы со сном, включая трудности с засыпанием, частые ночные и ранние утренние пробуждения, а также сложности, связанные с высоким уровнем алекситимии (способности выразить свои эмоции словами), трудности идентификации и описании своих эмоций. [25]
Люди с синдромом Аспергера могут иметь психопатологические симптомы, которые не зависят от диагноза, но способны повлиять на человека или семью. [22]
У детей с синдромом Аспергера может возникнуть задержка в приобретении социальных навыков, требующих определённой ловкости (езда на велосипеде или открытие консервной банки).
Отсутствие проявленной эмпатии влияет на аспекты общественной жизни людей с синдромом Аспергера. [9] Они испытывают трудности в основных элементах социального взаимодействия, которые могут включать в себя неспособность развивать дружеские отношения или искать общие увлечения или достижения с другими (например, показывать другие объекты интереса). У таких людей социальное или эмоциональное взаимодействие не происходит, нарушается невербальное поведения (зрительный контакт, выражение лица, поза и жесты). [8]
Диагностика синдрома Аспергера
Стандартизированного теста на синдром Аспергера не существует. Для подтверждения или исключения РАС потребуется всесторонняя групповая оценка команды врачей: психолога, невролога, психиатра, дефектолога речи и языка и других специалистов, имеющих опыт в диагностике детей с с данным расстройством. [5] [6]
При диагностике врачи ищут наличие первичной группы поведения:
Стандартные диагностические критерии:
Стереотипное и повторяющееся моторное поведение является основной частью диагностики синдрома Аспергера и иных расстройств аутистического спектра. Оно включает в себя движения рук (взмах или скручивание) и сложные движения всего тела. Подобные манипуляции, как правило, повторяются длительно и выглядят скорее добровольными или ритуальными, в отличии от тиков, которым обычно быстры, менее ритмичны и реже симметричны. [21]
Золотой стандарт в диагностике заболевания расстройств аутистического спектра сочетает в себя:
Генетическая диагностика является относительно дорогостоящей, и генетический скрининг, как правило, непрактичен. По мере разработки генетических тестов возникнет ряд этических, правовых и социальных проблем. Коммерческая доступность тестов может предшествовать адекватному пониманию того, как использовать результаты тестов, учитывая сложность генетического исследования. [12]
Комплексная подход включает в себя неврологическую и генетическую оценку с углубленным когнитивным и языковым тестированием для установления IQ и оценку психомоторной функции, вербальных и невербальных сильных/слабых сторон, стиля обучения и навыков для независимой жизни.
Анализ сильных и слабых сторон коммуникации включает:
Тестирование может включать аудиологическое направление для исключения нарушения слуха. Образование и социальный статус семей имеет решающее значение в разработке стратегий для понимания сильных и слабых сторон. [9] [20]
Дифференциальная диагностика
Проблемы диагностики включают в себя разногласия между диагностическими критериями, споры о различии между синдромом Аспергера и другими формами расстройств аутистического спектра (или даже о том, существует ли синдромом Аспергера как отдельный синдром), а также чрезмерную и недостаточную диагностику по нетехническим причинам.
Основное внимание при диагностике расстройства обращается на наличие указанных выше симптомов. Причём интенсивная узкая предметная озабоченность, односторонняя многословность, ограниченная просодия и физическая неуклюжесть типичны для данного состояния, но не требуются для постановки диагноза. [2] Симптомы расстройства должны быть значительно выраженными и затрагивать важные области функции. Если при этих признаках также наблюдаются критерии аутизма, то синдром Аспергера исключается. [1]
Диагностирование взрослых является более сложной задачей, так как стандартные диагностические критерии предназначены для детей. В связи с этим взрослый диагноз требует кропотливого клинического обследования и тщательного изучения истории болезни, полученной как от самого человека, так и от других людей, которые знают его, сосредоточив внимание на детском поведении.
Дифференциация между синдромом Аспергера и другими расстройствами аутистического спектра основывается на суждении опытных клиницистов. [9]
Многим детям с синдромом Аспергера первоначально ставят ошибочный диагноз «Синдромом дефицита внимания и гиперактивности». [8] Однако такой ошибочный или же отсроченный диагноз способен усугубить состояние пациента. Например, неправильный диагноз может привести к приёму лекарств, которые ухудшают поведение человека с синдромом Аспергера. Поэтому стоит помнить, что диагностика, основанная исключительно на неврологическом, речевом, языковом или образовательном уровне, может дать только частичный (предварительный) диагноз. [3]
Лечение синдрома Аспергера
Единого метода лечения синдрома Аспергера не существует, а эффективность конкретных вмешательств подтверждается лишь ограниченными данными. [8] Лечение направлено на улучшение коммуникативных навыков, коррекцию навязчивых/повторяющихся действий и физической неуклюжести. Интервенции (психологическое стимулирование позитивных изменений) могут включать:
Обучение и поддержка родителей
По мере взросления пациентов с таким расстройством отмечается положительная динамика, но социальные и коммуникационные трудности, как правило, сохраняются. [11]
Исследование модели обучения родителей показало, что родители, которые посетили однодневный семинар или шесть индивидуальных уроков, сообщают о меньшем количестве поведенческих проблем, в то время как родители, получающие индивидуальные уроки, сообщали о менее интенсивных проблемах поведения своего ребёнка.
Модификация поведения
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — техники, направленные на коррекцию поведения ребёнка для обучения бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется похвала, вкусная еда, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный метод для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет в дальнейшем повысить уровень его адаптации в социуме.
Для детей старшего возраста и взрослых с синдромом Аспергера важна профессиональная подготовка для обучения этикету прохождения собеседований при устройстве на работу и поведению на рабочем месте.
Медикаментозное лечение
Медикаментозная терапия может быть эффективна в комбинации с поведенческими интервенциями для купирования тревоги, навязчивых действий и агрессии. Было показано, что нетипичные антипсихотические лекарства уменьшают агрессивное поведение и импульсивность. [8]
Приём нейролептиков может привести к появлению побочных эффектов:
Такая группа антидепрессантов, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, эффективна в коррекции ограниченных и повторяющихся интересов и поведения. [8] [9] [26] Седативные (успокаивающие) побочные эффекты препаратов, возникающие у детей школьного возраста, негативно влияют на обучение в классе, так как может снижаться когнитивная функция.
Можно ли вылечить синдром Аспергера
Расстройство аутистического спектра вылечить нельзя. Однако ранняя диагностика и коррекция способны помочь ребёнку в будущем установить социальные связи, реализовать свой потенциал и вести продуктивную жизнь.
Лечебная физкультура при синдроме Аспергера
Питание и диета при синдроме Аспергера
Прогноз. Профилактика
Прогноз может быть улучшен благодаря диагностики в синдрома в детстве, что позволяет раньше начать лечение, тогда как коррекция синдрома у взрослых также возможна и необходима, но оказывается менее эффективной. [9]
Лица с синдромом Аспергера имеют нормальную продолжительность жизни, однако повышенная распространённость таких сопутствующих психиатрических состояний, как основные депрессивные и тревожные расстройства, может значительно повлиять на прогноз. [8] [11]
Большинство студентов с данным расстройством обладают средними математическими навыками, но некоторые из них одарены высокими математическими способностями, например, Вернон Л. Смит — лауреат Нобелевской премии в области экономических наук. [23]
Британский клинический психолог Саймон Барон-Коэн утверждает, что гены, участвующие в патогенезе синдрома Аспергера, действовали на протяжении всей недавней эволюции человека и внесли замечательный вклад в человеческую историю. Он также выяснил, что люди с указанным расстройством склонны к систематизации, что является положительной стороной заболевания. Всё это благодаря такому проявлению синдрома, как повышенный интерес к деталям. [12]
Большинство детей с синдромом Аспергера посещают обычные учебные классы, но некоторым детям приходится прибегать к специальным образовательным услугам из-за своих социальных и поведенческих трудностей. [17] У подростков с указанным синдромом могут возникать постоянные трудности с самообслуживанием или организацией, а также нарушения в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий познавательный потенциал, большинство молодых людей с синдромом Аспергера живут дома с родителями, хотя некоторые обзаводятся собственной семьёй и работают самостоятельно. [8]
Переживание подростками «непохожести» на других может быть травматичным. [19] Депрессия часто является результатом хронического расстройства из-за неоднократных неудачных попыток вовлечь других в социальную жизнь. В связи с этим могут развиться расстройства настроения, которые необходимо будет лечить. [8]
Клинический опыт показывает, что уровень самоубийств может быть выше среди тех, у кого диагностирован синдром Аспергера, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями. [24]