что такое подростковая беременность
Ранняя беременность у подростков
Ранняя беременность — это медицинская, психологическая и остро-социальная проблема современного общества. Возраст такой беременности варьируется от 10 до 18 лет. Самый частый возраст для подростковой беременности – 15-17 лет. Почему так происходит? Как предотвратить наступление беременности в раннем возрасте
Причины ранней беременности
Проблема подростковой беременности возникает, как правило, по нескольким причинам одновременно и редко можно зафиксировать одну определенную
Беременность у девочки – подростка не лучшим образом сказывается на ее психоэмоциональном состоянии. Узнав о беременности, что, как правило, происходит со значительным опозданием, юные беременные сначала переживают шок и чувство вины, пугаются, теряются и начинают паниковать. Подростку с его еще несформированной и детской психикой практически невозможно оценить ситуацию и решить проблему самостоятельно.
Одни погружаются в депрессию, а другие надеются на самоустранение проблемы – а вдруг беременность рассосется или я просто ошиблась. Важную роль в оказании психологической помощи и поддержки может сыграть взрослый человек, с которым у несовершеннолетней доверительные отношения. Это может быть мама или бабушка, школьный учитель или психолог, старшая подруга (соседка, приятельница родителей).
Именно от того, как в данной ситуации поведет себя взрослый, услышав о шокирующей новости, зависит дальнейшее поведение подростка, его решение об исходе беременности, а в случае вынашивания и правильное отношение к своему положению и настрой на материнство.
Пытаясь скрыть свое положение, подростки до последнего, возможно и до родов, ведут асоциальный образ жизни, курят, употребляют наркотики и алкоголь, всячески скрывают живот стягивающей одеждой, не желают посещать врача и выполнять его рекомендации, что не может не сказаться на состоянии здоровья рожденного ребенка и юной мамы.
Психологическая неготовность девочки к материнству либо заставляет ее отказаться от ребенка еще в роддоме, либо полностью устраниться от его воспитания. Такой ребенок воспринимается юной матерью живым упреком и растет в отсутствии любви и ласки.
Профилактика ранней беременности
Половое воспитание ребенка зависит только от родителей, их умения находить с подростком общий язык, умения слушать и слышать. Не нужно стесняться говорить с ребенком об интимной жизни. Необходимо заходить издалека и постепенно расширять кругозор ребенка в этом вопросе фильмами, книгами или презентациями. Не стоит стесняться разговаривать с подростком на тему контрацепции и последствий полового акта.
Лучше всегда стараться поддерживать с ребенком дружественные отношения, чтобы быть в курсе изменений в его личной жизни и при необходимости помочь мудрым советом или поддержать морально. Неуместны будут всяческие шутки и насмешки.
Беременность у подростка — это не страшный приговор. Шансы благоприятного исхода ранней беременности достаточно велики. Главное помнить, что в этот период подростку как никогда нужна поддержка родных и близких людей, и тогда на свет появиться здоровый и любимый малыш.
Подростковая беременность
Основные факты
Общие сведения
Последствия для здоровья
Социально-экономические последствия
Деятельность ВОЗ
Библиография
(1) Darroch J, Woog V, Bankole A, Ashford LS. Adding it up: Costs and benefits of meeting the contraceptive needs of adolescents. New York: Guttmacher Institute; 2016.
(2) UNFPA. Girlhood, not motherhood: Preventing adolescent pregnancy. New York: UNFPA; 2015.
(3) Neal S, Matthews Z, Frost M, et al. Childbearing in adolescents aged 12–15 years in low resource countries: a neglected issue. New estimates from demographic and household surveys in 42 countries. Acta Obstet Gynecol Scand 2012;91: 1114–18. Every Woman Every Child. The Global Strategy for Women`s, Children`s and Adolescents` Health (2016-2030). Geneva: Every Woman Every Child, 2015.
(5) Ganchimeg T, et al. Pregnancy and childbirth outcomes among adolescent mothers: a World Health Organization multicountry study. Bjog. 2014;121(S Suppl 1):40-8.
(6) UN DESA, Population Division. World Population Prospects: The 2017 Revision, DVD Edition. New York: UN DESA; 2017.UNDESA, Population Division. World Population Prospects, the 2015 Revision (DVD edition). New York: UNDESA, Population Division, 2015.
(7) UNFPA. Adolescent pregnancy: A review of the evidence. New York: UNFPA, 2013.
(8) UN DESA, Statistics Division. SDG Indicators: Global Database. New York: UN DESA: 2017.
(9) Every Woman Every Child. The Global Strategy for Women`s, Children`s and Adolescents` Health (2016-2030). Geneva: Every Woman Every Child; 2015.
(10) UNICEF. Ending child marriage: Progress and prospects. New York: UNICEF, 2013
(11) WHO. Global and regional estimates on violence against women: Prevalence and health effects of intimate partner violence and non-partner sexual violence. Geneva: WHO; 2013.
(12) WHO, UNICEF, UNFPA, World Bank Group and the United Nations Population Division. Trends in maternal mortality: 1990 to 2015: Estimates by WHO, UNICEF, UNFPA, World Bank Group and the United Nations Population Division. Geneva: WHO; 2015.Filippi V, Chou D, Ronsmans C, et al. Levels and Causes of Maternal Mortality and Morbidity. In: Black RE, Laxminarayan R, Temmerman M, et al., editors. Reproductive, Maternal, Newborn, and Child Health: Disease Control Priorities, Third Edition (Volume 2). Washington (DC): The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank; 2016 Apr 5. Chapter 3.
(13) Kozuki N, Lee A, Silveira M, et al. The associations of birth intervals with small-for-gestational-age, preterm, and neonatal and infant mortality: A meta-analysis. BMC Public Health 2013;13(Suppl. 3):S3.
(14) World Bank. Economic impacts of child marriage: Global synthesis report. Washington, DC: World Bank; 2017.
(15) WHO. Preventing early pregnancy and poor reproductive outcomes among adolescents in developing countries. Geneva: WHO; 2011.
(16) Raj A, Boehmer U. Girl child marriage and its association with national rates of HIV, maternal health, and infant mortality across 97 countries. Violence Against Women 2013;19(4).
(17) WHO. Making health services adolescent friendly: Developing national quality standards for adolescent friendly health services. Geneva: WHO; 2012.
(18) WHO. Global Accelerated Action for the Health of Adolescents (AA-HA!): Guidance to support country implementation. Geneva: WHO; 2017.
(19) WHO. Global standards for quality health care services for adolescents. Geneva: WHO; 2015.
(20) WHO. Core competencies in adolescent health and development for primary care providers: including a tool to assess the adolescent health and development component in pre-service education of health-care providers. Geneva: WHO; 2015.
(21) UNESCO. International Technical Guidance on Sexuality Education: An evidence-informed approach for schools, teachers and health educators. Paris: UNESCO; 2009.
(23) United Nations General Assembly. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015: Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. New York: United Nations; 2015.
Подростковая беременность. Что делать?
Подростковая беременность. Что делать?
Подростковая беременность – это беременность в возрасте 12–17 лет. Согласно статистике, каждая десятая беременность в России – «несовершеннолетняя». По данным Озёрской ЦРБ, в прошлом году наши акушеры приняли роды у пяти несовершеннолетних беременных, одна девушка поставлена на учёт по беременности в текущем году.
— Не смотря на существенную разность в статистике ранней беременности по России и в нашем округе, проблема актуальна для общества, но девушки, которые сталкиваются с ней, оказываются не подготовлены, — утверждает зав.отделением, врач-акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук Евгения Пескова. — Ни они, ни будущие папы, ни их родители не знают, как вести себя в этой нестандартной ситуации.
Рассмотрим причины беременности у подростков:
Что делать, если беременность подтвердилась?
Если симптомы беременности присутствуют и тест показывает положительный результат, первым делом необходимо сделать УЗИ, чтобы узнать возраст и состояние плода. После очень важно не спешить и подумать, прежде чем принять решение.
Иногда юные девушки чувствуют, что не готовы стать матерью, в этом случае есть два варианта: родить ребенка и отдать его на усыновление или прервать беременность. У каждого из методов есть свои за и против.
Отдать ребёнка другой семье
Это хорошее решение для девушки-подростка, которая готова выносить ребёнка до конца срока, но не хочет растить его. Сегодня примерно в каждой третьей паре женщина старше 35 лет испытывает проблемы с фертильностью, поэтому ребёнок от молодой здоровой мамы быстро находит новую семью.
Сделать аборт
В соответствии со статьей 54 закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», девушка в возрасте 15 лет может самостоятельно принять решение об аборте, для этого не требуется дополнительное разрешение. При этом медицинские работники не имеют права без согласия пациентки сообщать новость родителям или по месту учебы.
Если подросток еще не достиг возраста 15 лет, потребуется письменное разрешение родителей или опекунов.
Прежде чем делать аборт, нужно задаться следующими вопросами:
Родить и растить самой
Тем, кто решил рожать и воспитывать ребенка самостоятельно, очень важно составить план, чтобы быть готовым к появлению малыша.
Необходимо решить следующие вопросы:
Как обеспечить здоровую подростковую беременность
Так как тело в юном возрасте еще развивается и растет, оно не до конца подготовлено к беременности и деторождению. ЧТО ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ:
Важно помнить, что растущему ребенку требуется только около 300 калорий в день! Поговорка, что теперь вы «едите на двоих», вводит в заблуждение: удваивать порцию еды не нужно.
Продолжение обучения
Ранняя беременность у подростков становится существенным препятствием для получения образования, многие матери-подростки бросают учебу, чтобы заботиться о детях. Однако учиться очень важно, это позволит молодым мамам найти работу в будущем и быть способными обеспечить новую семью. В этой ситуации стоит поговорить с преподавателями и узнать о возможности домашнего обучения и гибкого графика посещений.
Права несовершеннолетних матерей
С точки зрения закона, несовершеннолетняя мать сама является ребенком и не обладает полной гражданской дееспособностью. Однако за ней признаются родительские права.
Согласно статье 62 Семейного Кодекса РФ, родители-подростки имеют права:
Если родители младше 16 лет, ребенку назначат опекуна, который будет принимать участие в воспитании малыша.
Чаще всего мать-подросток остается жить на содержании родителей и не получает особых льгот от государства. Если девушка не выйдет замуж в будущем, ей будут начисляться ежемесячные выплаты для матерей-одиночек.
Как себя вести и что делать, если вы мать девочки-подростка, которая забеременела
Если у вашей дочери-подростка появились признаки беременности, вам может потребоваться время, чтобы прийти в себя. Скорее всего, вы чувствуете раздражение, разочарование, страх, злость, отрицание, смятение или даже весь спектр эмоций одновременно, и это абсолютно нормальная реакция.
Помните: ваша дочь, вероятнее всего, тоже не хотела, чтобы это произошло. Подумайте о том, насколько ей страшно и плохо. Да, она приняла взрослое решение заняться сексом и теперь оказалась лицом к лицу с не менее взрослыми последствиями в виде беременности. Лучшее и самое правильное, что вы можете сделать в этой ситуации – усмирить ваши эмоции и поддержать дочь, уговорить ее принять ответственность за свои действия и их последствия.
Сделайте глубокий вдох. Постарайтесь не позволять эмоциям взять верх. Возможно, вам потребуется посидеть в тишине несколько минут, прежде чем собраться с мыслями и сказать что-либо. Ни в коем случае не набрасывайтесь на ребенка в гневе, не говорите вещей, о которых вы позже точно пожалеете, и не выгоняйте ее из дома. Помните: она все еще ваша дочь, несмотря на то, что случилась.
Да, она вас разочаровала и нарушила несколько ваших правил. И да, возможно, она даже не сожалеет об этом. Меньше всего вы хотели стать матерью, которая вынуждена задаваться вопросом: «Что делать, если дочь беременна в 16 лет?» (плюс-минус несколько лет). Но теперь она ответственна за крохотную жизнь, зарождающуюся внутри нее. И пока девочка живет под одной крышей с вами, и вы в ответе за нее. Если вы выставите ее за дверь, то подвергнете опасности собственную дочь и своего растущего внука.
Спросите, что хочет дочь – сделать аборт, воспитывать малыша или отдать его на усыновление? Выскажите свою точку зрения, так вы поможете ей осознать вещи, о которых она не задумывалась. Но принять окончательное решение подросток должен сам.
Предложите ей сходить к доктору и пройти полную проверку. Какой бы вариант она ни выбрала, УЗИ необходимо, чтобы подтвердить жизнеспособность плода и срок беременности. Вы можете предложить пойти в кабинет вместе или позволить ей самой задать вопросы врачу.
Кто будет сидеть с малышом?
Некоторые бабушки согласны нянчиться с внуком, другие предпочитают нанять няню. Заранее обговорите, в каких случаях вы будете готовы сидеть с малышом (в рабочее время дочери, в часы посещения школы/колледжа/вуза и др.).
Что скажут люди?
Это действительно важный вопрос, особенно если вы живете в небольшом городе или если у вас широкий круг общения. Вам будет казаться, что все вокруг обсуждают вас и вашу дочь – и так оно и будет. Беременность в несовершеннолетнем возрасте – скандальная и неоднозначная тема. Людям свойственно сплетничать, и новость о вас какое-то время будет самой обсуждаемой, но постепенно накал страстей пойдет на спад.
Если окружающие говорят в лицо, что вы плохо воспитали ребенка, дайте им понять: вы сделали все, что смогли, но в конце концов дочь приняла собственное решение. Если непрошенные советчики оскорбляют вашу девочку, не оправдывайте ее, но подчеркните, что она все еще ваш ребенок и вы поддержите ее.
Дайте дочери знать, что люди сплетничают, но вы все равно на ее стороне. Помогите ей придумать, как отвечать на оскорбления. Например, «Да, я совершила дурацкую ошибку, но сейчас я ответственна за живое существо и буду защищать его».
Как вы можете помочь дочери, но воспитать ее самостоятельной?
Будет огромной ошибкой планировать все за нее: приемы врача, покупку витаминов, запись на курсы для родителей, стирку детской одежды. Девушка более чем способна сделать все это сама. Лучше спросите ее, чем помочь, и сделайте что-нибудь не за нее, а вместе с ней – это может быть планирование бюджета, готовка детской еды и пр.
Как стимулировать юных родителей быть ответственными?
Подростки любят идти наперекор, особенно когда понимают, что поступили неправильно и сейчас у них проблемы. Постарайтесь не говорить им, что они должны сделать это и это или что у них нет выбора, кроме как поступить только так. Лучше сделать легкий намек и заставить их думать, что это была их идея. Не перестарайтесь с поддержкой и не будьте навязчивы. Просто предложите свою помощь и дайте им знать, что они могут положиться на вас.
Подростковая беременность и юное материнство. Причины, проблемы и пути решения
Крысько А.А., Ланцбург М.Е., «Современная зарубежная психология», № 1 / 2013, С.88–97
(Из опыта работы Института прикладных наук, Гамбург, Германия).
Аннотация
В обзорной статье проводится анализ научных исследований, проведенных в Германии по различным аспектам подростковой беременности и юного материнства. Данная статья опирается на исследовательскую работу Сабины Биль, впервые опубликованную в 2006 году Институтом ПрикладныхНаук (Германия, Гамбург). Рассматриваются вопросы о причинах и последствиях подростковой беременности, обсуждаются критерии, которые влияют на выбор девушки относительно рождения будущего ребенка, показаны взгляды девушек-подростков за и против материнства. Наряду с этим приводятся примеры из практики специализированных консультационных центров Германии по вопросам подростковой беременности и юного материнства, а также примеры из практики школ Гамбурга по вопросам полового просвещения молодежи. В статье делается попытка сопоставить работу по половому просвещению и профилактике отказов от детей среди юных матерей в России и Германии.
Ключевые слова: подростковая беременность, юное материнство, половое просвещение, жизненные ориентации девушек, профилактика абортов, контрацепция, консультационные центры помощи беременным несовершеннолетним, программа полового просвещения подростков
Подростковая беременность в последние годы вызывает интерес в обществе, что отражается в публикациях, как в научных изданиях, так и в СМИ. Чаще всего по отношению к подростковой беременности используют такую характеристику: «Дети, имеющие детей». На сегодняшний день, несмотря на то, чтомногие ученые из различных областей углубленно исследуют феномен подростковой беременности, вопрос о предупреждении, а так же о сопровождении подростковых беременностей, все равно остается открытым[15].
Жизненные ориентации современных девушек. Социологический аспект.
В основе модели Б.Кедди- ориентация девушки на семью и детей, то есть ценность семьи и детей преобладает над ценностью карьерного роста на работе.
В исследовании, которое было проведено в 2006 году [15,с.20] были выделены следующие ориентации современных девушек:
Сегодня превалирует одновременнаянаправленность на семью и на работу,[15] девушки дистанцируются от традиционных моделей и хотят совмещать как работу, так материнство.
Такая тенденция двунаправленности объясняется тем, что в результате модернизации социальные тенденции изменились, теперь
от человека требуетсягибкость во многих сферах жизни, изменился и взгляд на роль женщины в обществе, поэтому чаще всего происходит конкуренция между профессиональными и семейными сторонами жизни, конфликт социальных ролей [15].
В работах российских ученых, также как и в немецких исследованияхрассматривается тенденция «совмещение работы и родительства (материнства)»[11,12,15]
Статья социолога Силасте Г.Г«Профессиональная мобильность и социальная адаптация молодых матерей на московском рынке труда» [12]посвящена проблеме интеграции профессионального труда и родительствав России, анализируется «незащищенность» молодых матерей на рынке труда. В данной работе представлены возможные траектории возвращениямолодых матерей на рынок труда и в профессию без ущерба для материнства, рассматривается влияние экономического кризиса на трудовую и родительскую сферы жизни женщин в России [12].
Большинство респонденток Германии, принявших участие в исследовании «Основные жизненные ориентации и установки девушек в современном мире» выбирают двойную ориентацию на семью и профессию, авторы исследования замечают тот факт, что материнство не выходит на первый план. Обнаруживается тенденция — чем моложе девушка, тем менее она направлена на создание семьи и рождение ребенка[14].
Такую тенденцию мы можем увидеть и в исследованиях российских ученых, преимущественно социологов и психологовтаких как Силасте Г.Г,Микаэлян Л.Л., Фисун Е.В, Голод С.И.,Синявская О.В., Тындик А.О., Головляницина Е.Б.[3,6,12,13,14]
Подростковая беременность. Юридический аспект.
В работе Сабины Биль приводятся статистические данные, подтверждающие тенденцию к увеличению из года в год числа подростковых беременностей и абортов в Германии (ежегодно отмечается прирост в 1,2–3,4%)[15,22,23].
В связи с этим в Германии в 1996 году вышел закон «о регистрации каждого аборта». В данном законе прописано то, что на аборт несовершеннолетней девушки (не достигшей 18 лет) нужно иметь разрешение родителей, а так жепредоставлять персональные данные для занесения в базу данных, что ликвидирует всякую анонимность[15,с.38].
В Российском законодательстве об охране здоровья граждан есть статья «Искусственное прерывание беременности» (Ст.36),в которой содержатся положения о порядкепроизводства аборта. В России решение об аборте требует согласия со стороны родителей для девушек в возрастедо 16 лет, с достижением шестнадцатилетия девушка сама « вправе» решать вопрос о сохранении или прерывании беременности. В России обсуждается проблематика границ возраста о принятии самостоятельного решения о прерывании беременности. Статистические данные показывают, чтопоказатели подростковой беременности в периодот 16 лет по сравнению с периодом до 16 лет возрастают в 3- 3,5 раза, при этомвозрастает и число абортов. Решение об аборте не обязательно принадлежит самой беременной девушке, и может являться следствием ее «правовой безграмотности»[10,15].
Вопрос об анонимности является очень важным. В работах как немецких, так и русских исследователей выделяются 2 основные точки зрения [1,3,7,8,9,15,18,24]:
1.Участие других членов семьи в принятии решения об аборте может помочь в случае, если помехой для рождения является, финансовые вопросы или девушка не хочет бросать учебу, но не знает с кем оставить ребенка, то есть семьяздесь выступает как источник ресурсов для материнства.
2.Другая точка зрения отмечает факт того, что если решение о сохранении беременности принимают другие члены семьи, чаще матери, а юной девушке совсем не нужен ребенок, то риск нарушения детско-родительских отношений, девиантного материнства, насилия над ребенком очень высоки, следовательно, здесьвыделяется важная роль работы с детско-родительскими отношениями (оптимизация диадических отношений).
Сегоднятемаанонимности при решении об аборте остается дискуссионной.
Причины и последствия ранней беременности.
В Германии в 2001 году по приказу Федерального центра просвещения по вопросам здравоохранения молодежи при поддержке института Бильфельда (BZgA) были проведены исследования и опубликованы данные об уровне грамотности в области половой и родительских сфер [15].
Эти данные позволяют выделить несколько тенденций[15]:
Эти данные позволяют сделать предположение о том, что в связи с отсутствием информации о половых отношениях и с тем, что подростковому возрасту присущи «необдуманные, эмоциональные, рисковые» поступки, количество незащищенных половых связей в подростковом возрасте велико[15,с.41].
В России в исследованиях проведенных Кон И.С, Коломейцевем М.Г. были выявлены аналогичные тенденции [4,5,6].
Подростковое материнство. За и против.
Немецкие исследования эмоциональных реакций подростков на свою беременность позволили выявить преобладание реакции шока. Многие исследователи отмечают, что о беременности девушка узнает на поздних сроках, полагая, что увеличение массыи объема тела это гормональный сбой [2,11,15,16,18].
Аналогичные результаты были получены отечественными исследователями. В статье Брутмана В.И.,Радионовой М.С. «Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности» [1] анализируются субъективные переживания женщин, вынашивающих неожиданную, нежеланную беременность. В этой статье авторы выявили у участниц исследования «игнорирование» симптомов беременности,слабую эмоциональную реакцию и искажение представления о сроках беременности. В статье рассматривается и более «выраженные случаи», где отрицается беременность при наличии безусловных ее признаков (шевеление плода), например, одна повторно рожавшая женщина долго принимала шевеления плода за скопление газов в кишечнике и«лечила» себя, делая ежедневные клизмы[1].
Всвоей работе Сабина Бильобращает внимание на позиции девушек, которые столкнулись с беременностью по отношению к сохранению\прерыванию беременности.
Висследовании [15] Сабины Биль были выделеныследующие критерии принятия решения «За и против материнства»:
За материнство | Против материнства |
аборт-убийство | страх родов |
«с ребенком я никогда не буду одинокой» | «я слишком молода для того, чтобы быть матерью» |
«родив ребенка, я обрету смысл жизни» | «я безответственна» |
«я буду мамой лучшей, чем моя собственная» | «я хочу получить образование» |
«став мамой, я буду восприниматься окружающими как взрослая» | « с ребенком у меня нет перспектив на будущее» |
«я хочу изменить свою жизнь» | « мне негде жить» |
финансовые трудности |
Все ответы беременных девушек «за и против» материнства подчеркивают психологическую неготовность к материнству, ответы девушек «обусловлены» задачами, решаемыми именно в подростковом возрасте.
Последствия ранней беременности, которые выделяют немецкие исследователи[2,8,9,15,17]:
По данным исследований в России последствия ранней беременности очень сходны с тем, что выделяют в Германии, дополнить этот список можно такими последствиями, как:
«Отказничество» для России очень актуальная и важная тема.По социологическим данным частота такого социального феномена, как отказ от ребенка, у юных матерей в 2–3 раза превышает этот показатель у женщин зрелого возраста. Исследователи называют 2 основные причины такой статистики отказов [10,11]:
а) Позднее обнаружение беременности и обращение к врачу. Поэтому те девушки, которые хотели бы сделать аборт, вынуждены рожать. Но, не желая принимать на себя роль матери, предпочитают отказаться от ребенка.
б) Страх раскрытия беременности перед семьей. Такие девушки могут сохранить беременность из-за поздней диагностики или из-за жалости к ребенку. В тех случаях, когда девушка испытывает симпатию и нежность к ребенку и не хочет убивать его, страх перед реакцией родителей лишает ее сил отстаивать перед ними свое право на материнство. В таких случаях чаще всего имеются нарушенные отношения девушки с собственной матерью, когда та упорно «не замечает» признаков беременности дочери.
в) Давление со стороны семьи. Если в предыдущих типах ситуаций девушки скрывали беременность от семьи, то в данном случае – родные знают о беременности и именно они вынуждают девушку совершить этот шаг.
В зарубежных странах, в частности Америке и Германии отказ от ребенка, безусловно, является важной темой, но не такой острой, как для России, так как в зарубежных странах еще, будучи беременной, девушка ищет своему ребенку семью, пользуясь помощью специалистов. С будущими родителями составляется договор, в котором прописывается все условия, которые хочет затронуть «биологическая» мама ребенка, отдельный пункт в договоре — это условия встреч со своим ребенком. Кроме этого мама ребенка имеет право расторгнуть договор на любом сроке (все нюансы прописываются отдельным пунктом в договоре) [15,16].
В России проблема отказов тесно связана со специализированными учреждениями – дом ребенка [2].
Демографы указывают на рост числа детей-сирот,при этом сравнение идет с послевоенными годами, и что, самое значимое, так это то, что по сравнению с 1945 годом, в современной России количество сирот превышает данные в 2 – 2,5 раза, и это число с каждым годом растет [11].
Распространенность отказа от детей составляет около 20 тысяч случаевв год в России по даннымдо октября 2011 года, 22 тысячи случаев по данным до сентября 2012 года[10]. В каждой четвертой семье в России имеют место факты насилия над детьми[12,13].
Тема «отказничества» в России сейчас присутствует на многих конференциях, пленарных заседаниях, круглых столах[10].
Половое просвещение подростков
В подростковом возрасте у девушек происходят серьезные физические и психологические изменения; изменение внешности, первая менструация, изменение поведения. Девушки испытывают новые чувства, впервые сталкиваются с сексуальной стороной жизни, поэтому, отмечается, что важно помочь им понять и принять свою сексуальность и поведение в этом возрасте [15].
Очень часто подростки хотят поговорить с кем-то на тему сексуальности, но при этом они ощущают зажатость, неготовность и страх спросить.
В Германии половое посвящение подростков занимает важное место в системе образования [15].
Возможности полового просвещения в школах и консультационных центрах.Программа «Семейные истории: родители — любовь — будущее».
В 2003 году в Гамбурге начала действовать программа «Семейные истории: родители — любовь — будущее»[15,с.49].
К концу 2004 года данная программа была применена уже в 8 школах Гамбурга.
В данной программе принимают участие подростки от 14 до 17 лет.
Особое внимание уделяется рассмотрению такого элемента полового воспитания, как родительство, ответственность за ребенка и семью.
В этой программе выделяется шесть этапов работы.
Введение— просмотр фильма«Любовь. Немного беременных не бывает» («Dr. MagLove. Einbisschenschwangergibtes
nicht») ( BZgA).Обсуждение данного фильма двумя группами, разделенными по гендерному признаку. Разделение на мальчиков и девочек дает очень высокий результат из-за того, что обе этих группы обращают внимание в этом фильме на абсолютно разные вещи, таким образом, обсуждение фильма влияет на умение понимать другого.
III этап-знакомство с юной мамой и ее ребенком. Встреча проходит в форме беседы, где учащиеся могут задать интересующие их вопросы;
IV этап-это ролевая игра «Семья». Здесь каждый участник примеряет на себя абсолютно разные роли и модели семейных взаимодействий. Этот этап направлен на более близкое знакомство с собой, как матерью или отцом, осознание и (или) формирование своей первичнойродительской позиции.
В Гамбурге спрос на проведение такой программы очень велик и растет с каждым годом, но, как отмечают авторы статьи, к сожалению, на реализацию этой программы не хватает финансирования[15,19].
Консультационные центры длябеременных девушек-подростков и юных матерей в Германии.
В консультационных центрах для беременных подростков и юных матерей важным положениемявляется взгляд на молодую женщину не только с точки зрения функционирования ее как матери, но и как на девушку с ее собственными потребностями, желаниями и еще не определившуюся с решением относительно своего материнства и дальнейшей судьбы ребенка [15].
В таких центрах можно получить консультацию по правовым вопросам, ознакомиться с законом о защите материнства, узнать о праве на получение финансовой помощи.
Обычно центры функционируют в тесном сотрудничестве с государственными учреждениями.
В Германии большинство центров по работе с беременными девушками и юными матерямируководствуютсяресурсным социально-ориентированным подходом, который заключается в том, что работа с девушкой ведется на основе ее собственных ресурсов и взаимодействии ее с обществом.
Во многих районах Германии естьспециальные места, например, кафе, где молодые мамы могут встретиться и обменяться опытом, поделиться друг с другом переживаниями.
Такие места были введены из-за того, что матери-подростки чаще всего оказываются со своей «проблемой» изолированными от общества, что впоследствии влияет на их взаимодействие с социумом, содействуя формированию закрытой системы «мать — ребенок».
Для того, чтобы помочь беременным подросткам и юным матерям лучше ориентироваться во вновь возникшей ситуации в центрах организуются специальные группы поддержки «неопытных» мам, которые ведут мамы «со стажем», проходят семинары по различным вопросам, включая жилищные, финансовые, юридические, медицинские аспекты.
ВГамбурге в 2003 году при поддержке Консультационного католического центра для женщин и семей с беременнымив рамкахпроекта«Основные вопросы беременных девушек и женщин»»(SKF) было разработано и подготовлено руководство для несовершеннолетних беременных девушек. Эта брошюра вызвала положительный отклик среди населения Германии и это руководство теперь можно получить почти в каждом образовательном учреждении Германии.
Основные цели работы консультационных центров для беременных девушек и юных матерей в Германии [11]:
Заключение
Юные матери составляют одну из групп риска по девиантному материнству, что обусловлено, с одной стороны,недостаточностью имеющихся у них ресурсов для выполнения ответственной родительской роли, а с другой стороны, тем, что сама по себе новая ситуация сопряжена для них со стрессом. Поэтому беременные подростки и юные материнуждаются в особом внимании со стороны общества.
В Германии вопросы профилактики подростковой беременности и раннего материнства решаются в школах, которыеявляются «платформой» для полового просвещенияи для профилактики подростковой беременности.
В России также разрабатываются программы, направленные наполовое просвещение школьников, однако создатели этих программ отмечают, что реализация их в стране затруднена вследствиеотсутствия действенной поддержки со стороны правительстваи негативного отношенияродителей и учителей, не согласных с тем, что данная тема является важной и насущной для подростков.
В Германии психолого-медико-социальная помощь беременным подросткам и юным матерям оказывается в специализированных центрах. Задачей таких центров является сопровождение девушки и оказание поддержки ей до и после родов, а также дальнейшее поддержание контактов с ней.
В России проблема подростковой беременности и юного материнства является актуальной, однако отмечается дефицит программ помощи юным беременным и матерям, недостаточно и специальных кризисныхцентров для оказания поддержки всем нуждающимся девушкам. Разработка специальных программ помощи «маленьким мамам» позволила бы снизить риски, с которыми сталкиваются подростки, уменьшить количество абортов и отказов от ребенка среди юных матерей.
Анализ зарубежного опыта в решении проблем подростковой беременности и юного материнства может быть использован при создании, развитии и внедрении отечественных программ.