что такое подоходный налог в монополии
Пять домашних правил Монополии, от которых стоит отказаться
Капли пота собираются на лбу. Ваши плечи болят от часов, проведенных согнувшись в концентрации. И хотя во рту пересыхает, а живот пуст, вы отказываетесь сделать перерыв. Для большинства поклонников Монополии, стремящихся построить свою экономическую империю, удовольствие этой настольной игры становится серьезным бизнесом.
Несмотря на то, что некоторые внутренние правил игры делают её куда более сложной и конкурентоспособной, без недостатков также не обошлось. Если вы готовы приступить к марафону Монополии, или скоротать несколько вечеров за игрой с семейством и друзьями, есть некоторые внутренние правила, которые вы будете проклинать.
1. Бесплатная парковка и Джек-пот
Наряду с традиционными правилами Монополии, игра включает множество случайных штрафов. Например, остановка на клетке подоходного налога заставляет игрока платить фиксированную ставку в размере 200$ или 10 процентов от общей стоимости его компаний. Клетка «Налог на роскошь» требует от игрока взноса в размере 100$. А остановка на клетках «Шанс» и «Общественный сундук» заставляют игрока взять карточку, которая также может повлечь за собой штраф. Как правило, все эти расходы идут в банк.
2. Двойная зарплата за «Go!»
Аналогично правилу бесплатной парковки и джек-пота, это домашнее правило вносит слишком много денег в игру, что мешает удержать экономику функционирующей должным образом. Когда все игроки находятся на одном уровне наличности, они могут покупать собственность и легко оплачивать высокие цены на аренду их противникам. В реальном мире, приобретение вещей имеет последствия и нередко требует тщательного планирования бюджета. Отказ от этого правила не только делает игру более реалистичной (и короткой), но учит молодых и старых игроков ценным урокам расходов и доходов.
3. Отказ от ипотечных кредитов
Мы все любим сложные условия, мы также высоко ценим жесткие экономические уроки, которым учит Монополия, но это домашнее правило напоминает суровые условия кризиса. Владение заложенным имуществом означает, что вы имеете шанс вернуть его и зацепиться за свой путь на вершину Монополии. Будучи вынужденным продавать свою недвижимость в убыток, вы лишь начинаете путешествие вниз: шансы остановиться на проданном имуществе и иметь деньги для его покупки, практически равны нулю.
4. Несколько отелей на собственности
Есть четыре официальных правила Монополии, которые определяют, как игроки будут строить дома и отели на территории их собственности. Во-первых, вы должны приобрести всю недвижимость цветовой группы (то есть, у вас должна быть монополия одного цвета) прежде, чем вы сможете покупать жилье на любой собственности. Во-вторых, когда вы совершаете покупку домов, они должны быть равномерно распределены между собственностью: Вы должны построить по одному дому на каждой собственности, прежде чем заложить второй дом на любой из них, и так далее. В-третьих, вы должны установить четыре дома на собственности, прежде чем сможете построить отель, вместе с тем необходимо вернуться домой к банку. В-четвертых, только один отель может быть установлен на клетке.
5. Отказ от ограничения недвижимости
Читая предыдущий раздел, вы, возможно, подумали, что другое домашнее правило могло бы позаботиться о том, чтобы предотвратить дефицит: Просто не ограничивать количество домов и отелей, которые могут быть построены на сумму, выделяемую в игре.
Когда каждый игрок имеет возможность достичь максимума от его потенциального дохода, только самые невезучие игроки будут в опасности банкротства в течение первых нескольких часов игры. Короткая игра может быть агрессивнее, но если разобраться, игра Монополия была разработана иначе, а так она похожа на ярмарку.
Баланс и стратегия капитала являются фундаментом игры. Если вы получаете больше удовольствия играя по домашним правилам, сохраните их. Просто помните о том, как они сказывают на балансе игры, не бойтесь отступить от семейных традиций, чтобы сделать игру чуть более управляемой.
Монополия
Ситуация на рынке, когда одна компания контролирует цену и предложение
Продавцы товаров и услуг конкурируют между собой: соперничают за внимание клиентов, переманивают кадры, делят рынки сбыта.
Но бывает так, что конкурентов нет: целую отрасль или продажу конкретного продукта контролирует одна компания. Это называют монополией.
Какую компанию считают монополистом
Компанию можно считать монополистом, если она:
Например, в конце 19 века американская компания Western Union стала монополистом на рынке телеграфной связи: она выкупила все мелкие сети в своей сфере и получила в управление самую масштабную телеграфную сеть в Америке. А значит, ей не нужна была реклама и она могла устанавливать любые цены.
Монополию считают опасным явлением: если нет конкуренции, монополисты могут злоупотреблять положением и завышать цены на товары и услуги.
Какие бывают монополии
Монополии бывают государственными и негосударственными.
Государственные. Государство может монополизировать производство или продажу определенных товаров, а иногда — установить полный контроль над отраслью. Например, выпускать деньги и контролировать их обращение может только Центробанк — государственный орган. А еще только он выдает лицензии коммерческим банкам.
Есть три цели, для которых государство образует монополию:
Негосударственные. Такие монополии образуют частные компании. Они могут быть естественными и искусственными. Естественные монополии образуются сами собой, а искусственные — в результате сговора компаний или влияния внешних факторов.
Почему появляются естественные монополии
Если монополия образовалась сама собой, ее называют естественной.
Бизнес растет. Обычно естественные монополии возникают в результате роста бизнеса. Компании стремятся получить больше прибыли и вытеснить конкурентов, поэтому закупают оборудование, расширяют производство и выходят на новые рынки. Чем масштабнее бизнес, тем дешевле ему обходится изготовление и продажа продукта и легче дальнейший рост. Когда компания становится большой, она может диктовать свои условия рынку, а значит, способна разорить конкурентов или вынудить их продать бизнес. Так она становится монополией.
Компаниям невыгодно конкурировать. Иногда естественные монополии возникают, когда нескольким компаниям невыгодно вести деятельность на конкретном рынке. Например, если открыть в небольшом городе второй кинотеатр, ему придется делить с первым небольшую аудиторию — обе компании понесут убытки и разорятся. Поэтому тот, кто открыл кинотеатр первым, становится монополистом.
Высокий порог входа в сферу. Чаще всего естественная монополия возникает в сферах с высоким порогом входа: когда для производства товара или услуги нужно дорогое оборудование или инфраструктура. Например, трудно открыть парк развлечений — нужно найти большую территорию, получить разрешение, открыть кафе или договориться с другой компанией о сотрудничестве, купить дорогие аттракционы и следить за безопасностью посетителей.
Если производить продукт или оказывать услугу может только эта компания — это абсолютная монополия. Например, в России только Роскосмос доставляет грузы и космонавтов на МКС. Это абсолютный монополист в стране — у других транспортных компаний нет космических кораблей и разрешения на такую работу. А в мире только Окриджская национальная лаборатория и НИИАР добывают калифорний — один из самых дорогих металлов в мире.
Этот вид монополии не вредит рынку, но деятельность монополистов контролируют законы и надзирательные органы.
Как регулируют естественные монополии
Деятельность естественных монополий регулирует Федеральная антимонопольная служба. Она использует два метода: ценовой и сервисный.
Ценовой метод. Для монополий устанавливают предельные тарифы на продукцию. Государство контролирует цены компаний-монополистов и следит, чтобы они не превышали установленный максимум. Например, так регулируют стоимость проезда в метро.
Сервисный метод. Монопольные компании должны давать потребителям свободный доступ к продукции, а некоторым категориям еще и бесплатное обслуживание или льготы. Например, дети и пенсионеры могут ездить в метро бесплатно по социальной карте.
При этом антимонопольная служба следит за всеми сделками и инвестициями монополиста, чтобы компания не могла полностью контролировать рынок.
Почему появляются искусственные монополии
Искусственную монополию создают специально. Есть три способа это сделать: мешать конкурентам, объединиться с другими компаниями или использовать внешние факторы. Сейчас расскажем, как это работает.
Компании влияют на конкурентов. Организации стараются вытеснить конкурентов с рынка, используя разные методы: например, занижают цены, чтобы разорить небольшие компании, а потом скупают их.
Компании объединяются. Иногда конкуренты добровольно образуют союзы, чтобы вместе контролировать рынок. Выделяют четыре формы таких союзов: картель, синдикат, трест и конгломерат:
Внешние факторы мешают конкуренции. Иногда процесс формирования монополии стимулируют внешние факторы. Например, во многих странах мира использовать изобретение может только человек, которому принадлежит патент. В 1891 году Томас Эдисон изобрел и запатентовал кинескоп — первую кинокамеру. Он создал свою компанию, которая производила и выпускала в прокат все американское кино. Если у инновации нет аналогов, она считается легальной монополией.
В отличие от естественной, искусственная монополия вредит рынку и мешает ему развиваться.
Чем опасны искусственные монополии
Если образуется искусственная монополия, которая вытесняет других участников и не контролируется государством, ситуация на рынке ухудшается. Качество товара становится ниже, его не хватает на всех желающих, цены на него растут и падает предпринимательская активность.
Ухудшается качество товара. Монополисту не нужно бороться с конкурентами, поэтому он может не заботиться о качестве товаров и услуг, не расширять ассортимент и не стремиться к инновациям.
Появляется дефицит. Когда монополия контролирует рынок, другие компании не могут заполнить свободные ниши. Товара не хватает на всех желающих.
Растут цены. Потребитель не может выбирать между несколькими предложениями, поэтому вынужден соглашаться на любые цены. Монополисты это понимают и завышают цены на свои продукты.
Предпринимательская активность в стране падает. Компании не могут выйти на рынок или закрываются, их становится меньше. Это плохо не только для отдельных потребителей, но и для государства в целом, потому что оно недополучает налоги.
Монополии ведут к застою в экономике, поэтому государства не дают развиваться монополистическим процессам: они устанавливают антимонопольные законы и следят за их соблюдением, а нарушителей привлекают к ответственности.
Подробные правила игры
Начало игры
1.Разместите дома, Отели, Документы на право собственности и деньги (по номиналу) в отдельных секторах игрового поля.
На поле имеется диаграмма, показывающая правильное размещение всех игровых элементов.
2. Отделите карточки Шансов, перетасуйте их, и положите оборотной стороной вверх на соответствующие участки игровой доски.
3. Отделите карточки Общественной казны, перетасуйте их и положите оборотной стороной вверх на соответствующие участки игровой доски.
4.Каждый из игроков выбирает себе игральную фишку и ставит ее на поле «ВПЕРЕД».
Банк никогда не может стать банкротом, но может выдать столько денег, сколько нужно, в виде долговых расписок, написанных на обычном листке бумаги.
6. Игроки бросают оба кубика. Начинает игру тот, у кого выпало наибольшее количество очков. Следующим будет игрок, сидящий слева от него, затем следующий, и так далее.
ХОД ИГРЫ
Когда подошла ваша очередь, бросьте оба кубика и передвиньте вашу фишку вперед по доске в направлении, указанном стрелкой. Поле, на котором вы остановитесь, определяет, что вам надо делать. На одном поле одновременно могут находиться несколько фишек. В зависимости от того, на каком поле вы оказались, вам предстоит:
— покупать Участки для строительства или другую Недвижимость
— платить арендную плату, если вы оказались на территории Недвижимости, принадлежащей другим
— платить налоги
— вытащить карточку Шансов или Общественной казны
— оказаться в тюрьме
— отдохнуть на бесплатной стоянке
— получить зарплату в размере 200 тыс. рублей
Одинаковое число очков на обоих кубиках
Прохождение поля «ВПЕРЕД»
Всякий раз, когда вы останавливаетесь или проходите через поле «ВПЕРЕД», двигаясь в направлении, указанном стрелкой, Банк выплачивает вам 200 тыс. рублей. Можно получить эту сумму дважды за один и тот же ход, если, например, вы оказались на поле Шансов или Общественной казны, сразу после поля «Вперед» и вытащили карточку, на которой написано «Переходите на поле «ВПЕРЕД».
Если вы остановитесь на поле, обозначающем не занятую другими Недвижимость (т.е. на Участке для строительства, на которую ни одного из остальных игроков нет Документа на право собственности), у вас будет право первого выбора на ее покупку. Если вы решились купить Недвижимость, заплатите Банку деньги в сумме, указанном на этом игровом поле. В обмен вы получите Документ на право собственности на эту Недвижимость, который вы должны положить перед собой текстом вверх. Если вы решили не покупать эту Недвижимость, Банкир должен немедленно выставить ее на аукцион и продать тому из игроков, кто даст за нее наибольшую цену, начиная с любой цены, которую готов заплатить один из играющих. Даже хотя вы отказались от покупки Недвижимости по первоначальной цене, вы можете принять участие в аукционе.
Владение Недвижимостью.
Остановка на чужой Недвижимости.
Остановка на поле коммунального предприятия.
Остановка на Станции.
Остановка на поле «Шансы» и «Общественная казна».
Остановка на таком поле означает, что вам нужно взять верхнюю карточку из соответствующей стопки. Эти карточки могут потребовать, чтобы вы:
— передвинули ваше фишку;
— заплатили деньги – например налоги;
— получили деньги;
— отправились в Тюрьму;
— бесплатно освободились из Тюрьмы.
Вы должны немедленно выполнить указания, приведенные на карточке, и положить карточку вниз соответствующей стопки. Если вы взяли карточку, на которой написано «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы», вы можете оставить ее себе до тех пор, пока она вам не понадобится, или же вы можете продать ее другому игроку по взаимно согласованной цене.
Примечание: На карточке может быть указано, что вы должны передвинуть вашу фишку на другое поле. Если в процессе движения вы пройдете через поле «ВПЕРЕД», получите 200 тыс. рублей. Если вас отправляют в Тюрьму, вы не проходите через поле «ВПЕРЕД».
Остановка на поле Налогов.
Бесплатная стоянка.
Тюрьма.
Вас отправят в Тюрьму, если:
— вы остановитесь на поле «Отправляйтесь в Тюрьму», или
— вы взяли каточку Шансов или Общественной казны, на которой написано «Отправляйтесь в Тюрьму», или
— у вас выпало одинаковое число очков на обоих кубиках три раза подряд за один ход.
Ваш ход оканчивается, когда вас отправляют в Тюрьму. Если вы оказываетесь в Тюрьме, вы не можете получать зарплату в размере 200 тыс. рублей, независимо от того, где вы находитесь на игровом поле.
Чтобы выйти из Тюрьмы, вам надо:
— заплатить штраф в размере 50 тыс. рублей и продолжить игру, когда до вас дойдет очередь, или купить карточку «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы» у другого игрока по взаимно согласованной цене и использовать ее для того, чтобы освободиться, или
— использовать карточку «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы», если она у вас уже есть, или
— оставайтесь здесь, пропуская три своих очередных хода, но каждый раз, когда до вас доходит очередь, бросать кубики в один из таких ходов у вас выпадет одинаковое число очков, вы можете выйти из Тюрьмы и пройти такое число полей, которое выпадет на кубиках.
После того, как вы пропустили три хода, находясь в Тюрьме, вы должны выйти из не и уплатить 50 тыс. рублей, прежде чем вы сможете передвинуть вашу фишку на такое число полей, которое выпало на кубиках.
Находясь в Тюрьме, вы можете получать арендную плату за вашу Недвижимость, если она не заложена. Если вы не были «отправлены в Тюрьму», а просто остановились на поле «Тюрьма» в ходе игры, вы не платите никакого штрафа, так как вы «Просто зашли ненадолго» в нее. Следующим ходом вы можете двигаться.
Отели.
Нехватка зданий.
Если в Банке не осталось Домов, вам придется подождать, пока кто-либо из других игроков не вернет ему свои Дома. Точно так же, если вы продаете Отели, вы не можете заменить их Домами, если в Банке нет лишних Домов.
Если в Банке осталось ограниченное число Домов или Отелей, и два или более игроков хотят купить больше зданий, чем есть у Банка, Банкир выставляет здания на аукцион для продажи тому из игроков, кто предложит за них большую цену, при этом за начальную цену он берет ту, которая указана на соответствующем Документе на право собственности.
Продажа Недвижимости.
Вы можете продать незастроенные Участки, Железнодорожные Станции и Коммунальные предприятия любому игроку, заключив с ним частную сделку на сумму, согласованную между вами. Однако, нельзя продать другому игроку Участок, если на любом ином Участке той же цветовой группы стоят какие-либо здания. Если вы хотите продать какой-либо Участок принадлежащей вам цветовой группы, вначале вам необходимо продать Банку все здания, стоящие на Участках этой цветовой группы. Дома должны продаваться равномерно, так же, как они покупались. (см. выше пункт «Дома»).
Дома и Отели нельзя продавать другим игрокам. Их следует продавать Банку по цене, в два раза меньшей той, что указана в соответствующем Документе на право собственности. Здания можно продавать в любое время.
При продаже Отеля Банк платит вам половину стоимости четырех Домов, которые были отданы в Банк при покупке Отеля. Все Отели одной цветовой группы должны продаваться одновременно.
При необходимости, для того, чтобы вы могли получить деньги, Отели могут быть снова заменены Домами. Для этого вам нужно продать Отель Банку и получить взамен четыре Дома плюс половину стоимости самого Отеля.
Заложенная Недвижимость может продаваться только другим игрокам, но не Банку.
Залог.
Если у вас не осталось денег, но нужно оплатить долги, вы можете получить деньги, заложив какую-нибудь Недвижимость. Для этого вначале продайте Банку любые здания, находящиеся на этом участке Недвижимости. Для того, чтобы заложить Недвижимость, поверните Документ на право собственности на нее лицом вниз и получите в банке сумму залога, указанную на оборотной стороне карточки. Если вы потом захотите погасить ваш долг перед Банком, вам нужно будет заплатить ему эту сумму плюс 10% сверху.
Если вы закладываете какую-либо Недвижимость, она по-прежнему принадлежит вам. Ни один другой игрок не может получить ее, заплатив сумму залога в Банк.
По заложенной Недвижимости нельзя взимать арендную плату, хотя арендная плата по-прежнему может поступать к вам за другие объекты Недвижимости той же цветовой группы.
Вы можете продать заложенную Недвижимость другим игрокам по согласованной с ними цене. Покупатель затем может решить погасить взятый под залог этой недвижимости долг, внеся в Банк соответствующую сумму залога плюс 10%. Он может также заплатить только 10% и оставить Недвижимость в залоге. В таком случае при окончательном снятии залогового обременения придется уплатить в Банк еще 10%.
Когда ни один из Участков одной цветовой группы больше не заложен, владелец из может начать вновь покупать Дома по полной цене.
Банкротство.
Если вы должны Банку или другим игрокам больше денег, чем вы можете получить по вашим активам, вас объявляют банкротом, и вы, выбываете из игры.
Если вы должны Банку, Банк получает все ваши деньги и Документы на право собственности. Затем Банкир продает с аукциона каждый из объектов Недвижимости тому игроку, который предложит наивысшую цену.
Вы должны положить карточки «Бесплатно освободитесь из Тюрьмы» вниз соответствующей стопки.
Примечания к игре.
Если вы должны заплатить сумму арендной платы, большую чем сумма имеющихся у вас наличных денег, вы можете заплатить вашему кредитору частично деньгами, а частично – Недвижимостью (т.е. неосвоенными Участками для строительства). В этом случае кредитор может согласиться принять какой-либо объект Недвижимости (даже если он заложен) по цене, намного превосходящую указанную на нем, стремясь получить дополнительный Участок для строительства или помешать другому игроку установить свой контроль над этой Недвижимостью.
Если вы владеете какой-либо Недвижимостью, то обязанность собирать арендную плату лежит на вас.
Деньги могут быть даны в виде ссуды только Банком и только под залог Недвижимости.
Ни один из игроков не может брать деньги взаймы у другого или давать взаймы другому игроку.
Победитель.
Последний оставшийся в игре участник является победителем.
Правила и стратегии в “Монополии”: как играть и побеждать соперников?
«Монополия» стала мегапопулярной среди россиян в конце эпохи СССР, выпавшей на 80–90-е годы. Она была придумана в начале прошлого века в США. И, несмотря на то, что прошло столь много времени, армия поклонников не уменьшается. Ведь участники в легкой форме знакомятся с основными законами рынковой экономики, узнают преимущества и недостатки монополий, учатся планировать и рационально использовать имеющиеся в распоряжении средства.
Цель «Монополии» — разорить соперников, покупая, сдавая в аренду или продавая недвижимость. Игра может продолжаться до тех пор, пока все участники, кроме одного, не покинут игру или у оставшихся окажется значительно меньше денег и активов, чем у лидера.
В игре могут принимать участие до 8 человек, в том числе дети старше 8 лет, которые уже умеют считать.
Комплект
Классический комплект «Монополии» включает следующие аксессуары:
На игровом поле есть три вида недвижимости:
Фишки игроков выполнены в виде разных фигурок. Это очень удобно, поскольку с первого взгляда видно, на какой позиции находятся соперники.
Перед игрой
Перед сражением за богатство подготавливают рабочий стол:
Стартовый капитал по правилам с 2008 года:
Номинал купюры (долл.) | Количество в одни руки, шт. |
500 | 2 |
100 | 4 |
50 | 1 |
20 | 1 |
10 | 2 |
5 | 1 |
1 | 5 |
Всего: 1500 | — |
Банк хранит Карточки собственников, фишки Домов и Отелей, пока их не выкупят. Учреждение проводит различные выплаты, выдает кредиты, собирает налоги, штрафы, проценты.
Банк нельзя разорить. Но, если средства все же закончились, банкир может «издать» нужный объем денежной массы, написав на чистом листочке бумаги номинал купюр.
Ход игры
Дубль в «Монополии»
Равное количество очков на кубиках дает преимущества или наказывается.
Все зависит от количества таких комбинаций, выпавших в рамках одного хода:
Недвижимые активы
Игрок имеет право приобрести недвижимость, если остановится на свободной ячейке. Право собственности наступает после уплаты Банку суммы, в которую оценен объект. Взамен выдается Документ на право собственности. Эта карточка хранится лицевой стороной вверх (это важно), пока имущество не передадут в залог.
Если участник не желает тратиться или у него мало денег, объект продают на аукционе. Торги начинаются с любой суммы, озвученной кем-либо из игроков. Аукцион заканчивается самым выгодным предложением. Отказавшийся от покупки тоже может поторговаться, если увидит свою выгоду. По тем же правилам приобретаются и другие объекты.
Нужно стремиться приобрести все объекты в секторах одного цвета и создать монополию. Тогда игроку разрешают «строить» недвижимость в пределах участка.
Остановка на купленном участке
Участники «Монополии» обязательно попадают на клетки с недвижимостью. Владелец сразу получает арендную плату. Ставки указаны на карточках, выданных банком при покупке.
Размер аренды за остановку на клетке «Коммунальное предприятие» составляет:
Если игрок попал на эту позицию после выполнения задания карточки «Шанс», то он сначала бросает кубики, а потом определяет размер аренды по принципу, указанному выше.
Плата за прохождение через чужую железнодорожную станцию тоже зависит от того, сколько таких объектов смог скупить ее владелец.
В таблице — суммы причитающихся выплат:
Переходя на клетку заложенного объекта, аренду не платят. Если хоть один объект на участке находится в залоге, то плату нельзя удваивать.
Если остановились на ячейке «Шанс», тянут карточку с заданиями, которые сразу выполняют. Исключение — карточка «Бесплатно освободитесь от тюрьмы».
Ее используют не сразу, если нет необходимости, а сохраняют до подходящего момента или продают конку арендам по договорной цене.
Если по карточке «Шанс» игрок переходит в «Тюрьму», и ему при этом нужно пройти через старт, премия не выплачивается. Всего в комплекте 16 карточек. После выполнения задания карточки кладут в низ колоды.
Налоги (казна)
Игроки платят налог на роскошь в размере 75 долл. Взымается также подоходный налог в размере 100 долл. (ранее 200 долл. или 10% от суммы на руках, по предварительной договоренности).
Бесплатная стоянка
Здесь игрок просто пропускает один ход. Но при этом он не теряет права на участие в аукционе, взимание аренды, заключение сделок и т. п. Ни штрафы, ни поощрения для этой позиции не применяются.
Тюремное заключение
Игрок отправляется в Тюрьму в нескольких случаях:
Если игрок переходит на клетку Тюрьма после выброса кубиков, то он не лишается очередного хода и не обязан платить штраф. Считается, что он просто побывал на экскурсии в этом месте.
Выходят из Тюрьмы, выполняя одно из трех условий:
Когда приобретены все участки в рамках одного цветового сегмента, игрок, которому они принадлежат, может начинать строительство Домов (в комплекте 32 фишки).
При этом аренда для остальных участников увеличивается.
За строительство Дома тоже вносится плата, ее размер указывается в Документе на право собственности.
К строительству предъявляются определенные требования:
Продажа домов тоже должна быть равномерной.
Если на участке началось строительство, то соперники платят повышенную арендную плату, независимо от того, попали они на застроенную клетку цветового участка или без Домов и Отелей.
Если в Банке закончились Дома, нужно подождать, пока в Банк вернут фишки. Если фишек Домов меньше, чем намереваются купить разные игроки, Банкир проводит аукцион. Стартуют с цены, указанной в Документе на право собственности. Побеждает тот, кто заплатит больше других.
Отели
Отели разрешается покупать только после строительства четырех Домов на каждой ячейке в рамках цветового сегмента. В одной ячейке может быть только один Отель. Если фишки в Банке закончились, ждут, пока их туда продаст кто-то из игроков.
Продажа имущества
Игрок имеет право продавать конкурентам напрямую свои активы и др. Но правила ужесточаются для занятых постройками ячеек. Сперва участок «разгружают» — Отели и Дома цветового сегмента продают Банку.
Дома продают за ту же цену, что и покупали, а гостиницы — за 50% от первоначальной стоимости и сразу обменивают на 4 дома.
Банковский кредит
В Банке можно взять заем под залог недвижимости. Делают это так:
Карточку оставляют перевернутой до тех пор, пока не погасят долг. Размер возвращаемой суммы должен быть на 10% больше, чем выдал Банк.
При попадании на заложенный участок игроки не платят ничего. Но это требование не распространяется на другие объекты должника.
Банкротство
Банкротом объявляется участник, который должен больше, чем стоят его активы. Он выбывает из игры. Если разорившийся задолжал Банку, учреждение получает все его имущество, которое потом продает с аукциона.
Если долги возникли перед соперником, Дома и Отели продаются за 50% от стоимости, выручка отдается кредитору. Он также получает документы на имущество, карточки об освобождении от Тюрьмы. За заложенные активы кредитор сразу вносит в Банк 10%, а затем решает, нужно ли выкупать объекты.
Игрок не может объявить о своем банкротстве, если есть какой-либо способ оплаты долгов, включая продажу недвижимости в убыток себе. Он остается в игре, даже если знает, что разорение неизбежно.
Если на руках осталась карточка «Бесплатно освободитесь из тюрьмы», банкрот обязан вернуть ее в стопку «Шанс».
Советы для победы
Эти советы помогут выиграть или хотя бы избежать банкротства:
Свободную недвижимость имеет смысл приобретать в таких случаях:
Оранжевая отрасль считается одной из наиболее перспективных. Здесь располагается тюрьма, в которой игроки часто застревают. Удачно сбалансированы и цены. Участок легко застроить. Не слишком богатые участники разоряются здесь при первом неудачном ходе.
Покупая какой-либо объект недвижимости, нужно планировать захват всех ячеек одного и того же цвета. Это даст конкурентные преимущества и постоянную прибыль.
Как уже говорилось, попадая на чужую клетку, игрок должен заплатить ее владельцу. Но сделать он это должен до того, как следующий участник бросит кости. Если владелец не потребует надлежащей ему суммы до этого момента, то потом платить уже не нужно.
Другие правила «Монополии»
Хасбро ввело такие неписанные правила (хоумрул) в «Монополии»:
Последнее правило придумали поклонники «Монополии». Согласно ему, здания запрещается продавать за сумму, превышающую его двукратную стоимость, плюс 100 монет (например, если стоимость объекта 500 долларов, то продавец просит не больше 1100 монет).
Хоумрул — правила, не описанные в официальной инструкции. Они влияют на ход и продолжительность процесса. «Монополия» и без того долгая игра, поэтому данные правила соблюдают редко.
Красный кубик
В игре «Монополия» может быть третий красный кубик, который бросают с белыми. Три его грани содержат 1, 2, 3 очка, которые суммируются с количеством на белых костях.
При расчете арендной платы считают, что Мистер Монополия и автобус стоят 0 очков. Остальные значения прибавляются к полученным на белых кубиках.
Эпоха цифровых технологий диктует свои правила. Поэтому в «Монополию» теперь можно играть на компьютере, смартфоне, консолях. Основные правила там почти те же, но с учетом возможности искусственного интеллекта. Например, все процессы по подсчету ведутся автоматически.
Поэтому игроки не отвлекаются на посторонние дела и полностью отдаются процессу. Однако, бумажные версии «Монополии» все еще популярны и не сдают позиции, даже несмотря на немалую стоимость комплекта.