что такое подконтрольные организации

Энциклопедия решений. Лица, заинтересованные в совершении АО сделки

Лица, заинтересованные в совершении АО сделки

Заинтересованность лица в совершении сделки акционерного общества определяется на основании двух критериев: принадлежности к перечню лиц, указанных в законе, и наличию признаков, свидетельствующих о том, что в результате совершения этой сделки такое лицо может получить прямую или косвенную (через других лиц) выгоду в ущерб интересам общества.

Внимание

Контролирующим с 01.01.2017 признается лицо, которое (абз. шестой п. 1 ст. 81 Закона об АО в ред. Закона N 343-ФЗ):

1. имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации:

1.1. в силу участия в подконтрольной организации

1.2. и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом,

1.3. и (или) на основании договоров простого товарищества,

1.4. и (или) на основании договоров поручения,

1.5. и (или) акционерного соглашения,

1.6. и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации;

2. либо имеет право назначать (избирать):

2.1. единоличный исполнительный орган

2.2. и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (абз. шестой п. 1 ст. 81 Закона об АО в ред. Закона N 343-ФЗ).

Внимание

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами (абз. седьмой п. 1 ст. 81 Закона об АО в ред. Закона N 343-ФЗ).

Заинтересованным лицом может быть:

лицо, являющееся контролирующим лицом общества*(1)

член совета директоров (наблюдательного совета) АО

единоличный исполнительный орган АО

член коллегиального исполнительного органа АО

акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций АО

лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания

С 01.01.2017 установлены особые правила для АО, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный указом Президента РФ, а также акционерных обществ, 50 и более процентов акций которых находятся в собственности РФ и (или) в отношении которых используется специальное право на участие РФ в управлении этим обществом («золотая акция»). В таких АО заинтересованным будет признаваться лицо, имеющее (абз. восьмой п. 1 ст. 81 Закона об АО в ред. Закона N 343-ФЗ):

1. право прямо или косвенно через подконтрольных ему лиц распоряжаться более 20% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации,

2. право назначать (избирать):

2.1. единоличный исполнительный орган,

2.2. и (или) более 20% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Признаки заинтересованности в совершении сделки

1. являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке (абз. третий п. 1 ст. 81 Закона об АО).

— может быть освобождено от обязанностей перед АО или третьим лицом;

— получает права по данной сделке (например, выгодоприобретатель по договорам страхования, доверительного управления имуществом, бенефициар по банковской гарантии, третье лицо, в пользу которого заключен договор в соответствии со ст. 430 ГК РФ);

— иным образом извлекает имущественную выгоду (например, получив статус участника опционной программы АО);

2. занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица (абз. пятый п. 1 ст. 81 Закона об АО).

Для признания сделки подпадающей под признаки сделок с заинтересованностью необходимо, чтобы заинтересованность соответствующего лица имела место на момент совершения сделки (пп. 2 п. 9 Постановления N 28).

Лица, указанные в п. 1 ст. 81 Закона об АО, обязаны доводить информацию о своей заинтересованности в сделках АО, предусмотренную ст. 82 Закона об АО.

*(1) Вместе с тем, с 01.01.2017 уставом АО может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров АО или общего собрания акционеров АО на совершение определенных сделок, по сути в уставе можно ограничить полномочий исполнительных органов АО таким образом. При отсутствии согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена на основании п. 1 ст. 174 ГК РФ (абз. четвертый п. 2 ст. 69 Закона об АО в ред. Закона N 343-ФЗ).

Источник

Статья 5. Признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем

Статья 5. Признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки);

2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

Информация об изменениях:

2. Контролируемое лицо считается находящимся под контролем контролирующего лица также при наличии признака, при котором контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) пятьюдесятью и менее процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) двадцатью пятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки);

2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе определять условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ в пункт 3 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) двадцать пять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать двадцать пять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Источник

К вопросу о понятии контролирующего лица и корпоративного контроля: часть 1

Термины «контролирующее лицо», «корпоративный контроль» используются в разных ситуациях, для объяснения разных явлений.

Корпоративный контроль приобретают и утрачивают, его восстанавливают в судебном порядке. Наличие корпоративного контроля влияет на порядок совершения сделок. Контролирующие лица привлекаются к ответственности по долгам корпорации. О ком идет речь в этих ситуациях?

Исследование законодательства приводит к выводу, что нормативные правовые акты упоминают о контроле и контролирующих лицах в разных ситуациях.

Во-первых, о контроле и его правовых последствиях идет речь в статье 53.1 ГК РФ.

Во-вторых, о контроле и контролирующих лицах говорится в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

В-третьих, понятие «контролирующие лица» используется в законодательстве о защите конкуренции.

В-четвертых, понятие «контролирующее лицо» используется в законодательстве о хозяйственных обществах для определения критериев сделок, в совершении которой имеется заинтересованность.

В-пятых, понятие контроля и контролирующего лица встречается в Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Рассмотрим эти случаи.

Первый случай. Контроль и его правовые последствия с точки зрения статьи 53.1 ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 53.1 ГК РФ лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица или членов коллегиального органа юридического лица, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно. Оно несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

В данном случае идет речь об отношениях, возникающих между данным субъектом и юридическим лицом, которому даются указания и которому причинены убытки. Понятие контроля и контролирующего лица вводится законом для конкретизации субъекта, обязанного действовать за юридическое лицо добросовестно и разумно, а также нести ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу его противоправным поведением (действиями или бездействием).

Вторая ситуация: контроль и контролирующие лица в смысле Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

О понятии контролирующего лица говорится в статье 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В целях Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» лицом, контролирующим должника, именуется физическое или юридическое лицо, имеющее в период, указанный в законе, право давать указания, обязательные для исполнения должником, или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

В соответствии с законом, возможность определять действия должника может достигаться:

1) в силу нахождения с должником (руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, должностного положения;

2) в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии;

3) в силу должностного положения (в частности, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника либо лиц, указанных в законе (подп. 2 п. 4 ст. 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника);

4) иным образом, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.

Согласно п. 4 ст. 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлена презумпция, что контролирующим лицом является лицо, которое:

1) являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;

2) имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

3) извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в п. 1 ст. 53.1 ГК РФ.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в арбитражный суд с заявлением должника могут обратиться, в том числе лица, имеющие право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников) должника, либо иные контролирующие должника лица. Исходя из буквального толкования закона, к контролирующим лицам относятся любые лица, имеющие право инициировать общее собрание акционеров (участников).

В ст. 30 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» к контролирующим лицам отнесены руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия.

В силу прямого указания п. 6 ст. 61.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», к контролирующим должника лицам не могут быть отнесены лица, если такое отнесение связано исключительно с прямым владением менее чем 10 % уставного капитала юридического лица и получением обычного дохода, связанного с этим владением.

Можно предположить, что цели установления контроля в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве») состояли в следующем.

А) Для определения лица, управомоченного выступать от имени юридического лица – должника в отношениях, связанных с процедурами банкротства.

Б) Для определения лица, являющегося представителем участников (учредителей) юридического лица в этих отношениях.

В) Для установления субъектов, на которых может быть возложена имущественная ответственность перед кредиторами юридического лица – должника и перед самим должником.

Третий случай: понятие «контролирующее лицо» с точки зрения законодательства о защите конкуренции.

Согласно п. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» под контролем понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Можно предположить, что понятие «контролирующее лицо» введено в законодательство о защите конкуренции с целью:

— защиты конкуренции;

— создания условий для эффективного функционирования товарных рынков;

— предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Четвертый случай: понятие «контролирующее лицо» с позиций законодательства о хозяйственных обществах.

Согласно ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц):

А) распоряжаться более 50 % голосов в высшем органе управления подконтрольной организации; либо

Б) назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

В ст. 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержится аналогичное правило. Контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц):

А) распоряжаться более 50 % голосов в высшем органе управления подконтрольной организации, либо

Б) назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Как видим, здесь также речь идет об отношениях между юридическим лицом и контролирующим лицом, однако целью данных правил является защита прав и законных интересов не только самой корпорации, но и других акционеров (участников) корпорации. В частности, понятие контролирующее лицо используется для определения критериев сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Пятый случай. Понятие контроля и контролирующего лица с позиций Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Согласно ст. 5 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» установлены признаки нахождения под контролем хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

Имеющее стратегическое значение хозяйственное общество (контролируемое лицо) считается находящимся под контролем иностранного инвестора или группы лиц (контролирующего лица) при наличии одного из следующих признаков:

1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;

2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

Согласно п. 2. ст. 5 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», контролируемое лицо считается находящимся под контролем контролирующего лица также при наличии признака, при котором контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться менее чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки), при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.

Как видим, целью введения понятия «контролирующее лицо» является ограничение влияния иностранных инвесторов на предприятия (хозяйственные общества), стратегически значимые для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Изложенное позволяет сделать вывод, что в действующем российском законодательстве не существует единых понятий «контроль» и «контролирующее лицо». В приведенных законах термины «контроль» и «контролирующее лицо» используются в разных значениях в зависимости от целей правового регулирования. Поэтому критерии определения наличия или отсутствия контроля, установления контролирующего лица (лиц) также различаются.

Однако в приведенных законах, так или иначе, можно обнаружить сходство двух критериев, по которым устанавливается наличие или отсутствие контроля, субъект признается лицом, контролирующим хозяйственное общество.

Эти критерии можно условно назвать имущественным и управленческим.

Имущественным критерием можно назвать обладание определенным имуществом: долей в обществе с ограниченной ответственностью или акциями в акционерном обществе.

Управленческим критерием является наличие возможности формировать органы юридического лица.

Оба указанных критерия вызывают вопросы теоретического и практического характера. Рассмотрим некоторые из них.

Имущественный критерий.

На первый взгляд, этот критерий является наиболее простым и легко определяемым: лицом, контролирующим хозяйственное общество, следует признать субъекта, который имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого общества – так или иначе эта мысль выражена во всех приведенных законах. Но здесь мы снова встаем перед проблемой цели установления контроля и определения контролирующего лица. Раз во всех указанных случаях наличие такого статуса приводит к определенным правовым последствиям, то стоит задуматься, а обосновано ли такое математическое определение контролирующего лица без исследования конкретных обстоятельств.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Предположим, что в соответствии с уставом общества с ограниченной ответственностью все решения общим собранием участников принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов в размере 75 %. Уставом непубличного акционерного общества также можно установить специальные требования к принятию решения.

В этих случаях доля размером, например, 51 %, количество акций, составляющее большинство голосующих акций, не предоставляют их обладателям право влиять на принятие решения высшим органом. Обладатель таких акций (доли) может препятствовать принятию решения (заблокировать его), но сам не может принять нужное ему «положительное» решение.

В акционерном обществе ситуация осложняется еще тем, что решение принимается большинством голосов, которое рассчитывается не от общего количества голосующих акций, а от количества голосующих акций, принадлежащих лицам, участвующим в общем собрании. Это значит, что большинство голосующих акций, участвующих в общем собрании, фактически не составляют большинства голосующих акций от всего акционерного капитала, а будут индивидуально определяться при каждом голосовании по каждому решению. Получится, что по первому вопросу повестки дня данный конкретный акционер будет признан лицом, контролирующим общество, а по второму или третьему вопросу повестки дня контролирующим лицом окажется уже другой акционер.

Таким образом, количественный критерий обладания акциями или долями в хозяйственном обществе не является достаточным квалифицирующим признаком обладания корпоративным контролем.

Может быть, нам поможет второй критерий, указанный в законах?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *